Министерствообразования Российской Федерации
Уральскаягосударственная юридическая академия/>/>/>/>Кафедраистории государства и права
Контрольнаяработа по истории государства и права зарубежных стран
Вариант2
Выполнил
Мезенов Константин Викторович
Проверил
Екатеринбург,2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Задание 1. 3
Задание 2.. 8
Списокиспользованной литературы: 21Задание 1.
До решенияказуса охарактеризуйте французское брачно-семейное право по Французскомугражданскому кодексу 1804 г.: форма брака, условия вступления в брак, основанияразвода, личные отношения супругов и ограничения дееспособности замужней женщины,прерогативы мужа (главы семьи), имущественные отношения супругов, родительская(отцовская) власть, положение внебрачных детей. Проведите анализ французскогобрачно-семейного права, делая ссылки на статьи Французского гражданскогокодекса 1804 г. Решите казус и все его варианты, используя Хрестоматию повсеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой.М., 1996. Ч.2
Французский гражданский кодексбыл принят в 1804 году и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона. Присоставлении кодекса его авторы опирались на юридическую доктрину, активноиспользовали революционное законодательство, сохранили некоторые положенияфранцузского обычного права и, конечно же не забыты были нормы римского права.
Кодекс состоит из вводноготитула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов итрех книг. Первая посвящена лицам. Вторая содержит правила об имуществах и оразличных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различныхспособах, которыми приобретается собственность.
Кодекс провозгласил юридическоеравенство, устанавливая, что каждый француз пользуется гражданскими правами.Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем,полной реализации этот принцип не получил, поскольку лица иностранногопроисхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.
Из всех отношений, регулируемыхФранцузским гражданским Кодексом, брачно-семейные отношения явились тойобластью, где с большей силой получили выражение в момент создания кодексаконтрреволюционные тенденции. Полновластие мужа и отца, ограниченнаяправоспособность замужней женщины – вот принципы, на которых в 1804 году подвлиянием обычного права создавалось семейное право.
Прогрессивный момент в вопросахсемьи и брака единственно являли собой светский брак и допущение развода.
Брак по ФГК рассматривался какдоговор, поэтому для его заключения требовалось взаимное согласие супругов (ст.146 ФГК «Нет брака, если нет согласия»). Длявступления в брак необходимо было достичь возраста полных 18-ти лет для мужчини 15-ти лет для женщин (ст. 144 ФГК), не состоять в другом браке (ст. 147 ФГК),а для несовершеннолетних требовалось согласие родителей (сын – 25 лет, дочь –21 год) (ст. 148 ФГК).
Взаимоотношения между мужем иженой строились на основе власти и подчинения. До 18.02.1938 года ст. 213гласила: «Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена – послушаниесвоему мужу». Согласно ст. 214 жена обязана жить вместе с мужем иследовать за ним всюду, где он решит находиться; муж обязан принять ее ипредоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своимвозможностям и своему положению.
Данная статья являлась базовойпо отношению ко всем другим статьям, определяющим отношения супругов. Именноследствием власти мужа определялась ограниченная правоспособность и практическиполная недееспособность жены. Это положение было закреплено в статьях 215 и 217ФГК, измененных только 18.02.1938 года. Статья 215 устанавливала невозможностьучастия замужней женщины в суде без согласия мужа, даже если бы она не обладалаобщностью имущества или была установлена раздельность имущества, изъятие изэтого правила устанавливалось ст. 216 ФГК и касалось только полицейских иуголовных дел. Согласно ст. 217 ФГК, жена … даже при наличии раздельностиимущества с мужем, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать побезвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении актаили без его письменного согласия. Без согласия мужа она могла только составитьзавещание в отношении своего имущества (ст. 226 ФГК).
В соответствии со ст. 227 брак между супругами расторгался: 1) смертью одного из супругов; 2) разводом, произведенным в законном порядке; 3) присуждением, на основании приговора, вступившего в законную силу, одного из супругов к наказанию, влекущему за собой гражданскую смерть. Муж мог потребовать развода по причине прелюбодеяния жены. Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа (только если он держал свою сожительницу в общем доме)(ст.ст.229, 230 ФГК).
Это неравенство унизительно для женщины, но объясняется довольно просто. Отцом ребенка, зачатого в браке, кодекс (за несущественным исключением) признает мужа. Таким образом, всякий рожденный в браке ребенок будет законным наследником отцовского (и материнского) имущества. Но законодатель, следуя древнейшей традиции, тому интересу, благодаря которому возник парный брак, желал, чтобы наследство доставалось детям, зачатым от наследодателя. Прелюбодеяние мужа не имеет в этом случае значения, ибо «поиски отцовства» (а значит, и алименты на содержание внебрачных детей) не могут иметь места в судебном порядке. Закон их не знает. Только «осквернение семейного очага», то есть нарушение принятых правил добропорядочного поведения вынуждает законодателя согласиться с правом жены потребовать развода.
Либеральная публицистика, равно как и юристы, подвергала неравенство полов в разводе уничтожающей критике. И это сделало свое дело. В 1884 году указанное выше ограничение было снято[1].
До мая 1816 года развод по ФГКдопускался по следующим основаниям:
1. прелюбодеяние супруга –осуществлялось по подаче заявления одним из супругов (муж мог подать такоезаявление всегда (ст. 229 ФГК, жена – только в случае, если муж держал своюлюбовницу в общем доме ст. 230 ФГК);
2. вследствие злоупотреблений,грубого обращения или тяжелых обид одного из супругов в отношении другого (ст.231 ФГК);
3. взаимного и упорного согласиясупругов, выраженного способом, предписанным в законе, при соблюдении условий ипосле испытаний, определенных законом, что являлось доказательством того, чтосовместная жизнь является для них невыносимой и что для них существует твердоустановленная причина развода.
ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет», мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.
Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.
Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак — гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало — разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.
В 1810 г. француженкаМари Лебран, узнав о связи мужа с актрисой из соседнего городка, уехала из домаи поселилась в поместье подруги Софи Сезанн, в благодарность за оказаннуюуслугу она подарила Софи дорогой перстень, который еще в детстве ей далабабушка, и завещала ей землю, полученную в приданое. Муж уговаривал еевернуться домой, но Мари настаивала на разводе. Тогда он, отказав Мари вразводе, обратился в суд с требованием:
принудительно вернуть жену в их общийдом;
возвратить подаренный Софи Сезаннперстень;
аннулировать завещание, поскольку вбрачном контракте нет пункта о раздельной собственности супругов.
Как будет решен его иск во всех частях на основе Французского гражданского кодекса 1804 г.?
Т.о. на основе Французскогогражданского кодекса 1804 г. суд должен будет обязать жену принудительновернуться в их общий дом (ст. 214), возвратить подаренный Софи Сезанн перстень(ст. 217 ФГК), поскольку муж не участвовал в составлении акта дарения (такжеотсутствовало его письменное согласие). ФГК (ст.226) позволял жене безсогласия мужа только составить завещание в отношении СВОЕГО имущества (ст.226 ФГК).
Варианты
а) суд принял решение опринудительном возвращении Мари Лебран в их общий дом. Через полгода всупружеском доме муж застал жену с любовником и несколькими выстрелами изревольвера убил его.
Какое наказание должен понестиревнивый муж за убийство по Французскому уголовному кодексу (ФУК) 1810 г.?Какому наказанию подвергнется его жена за прелюбодеяние по ФУК 1810 г.?
В 1810 году был принят Уголовный Кодекс Франции (ФУК). Согласно ст. 302 ФГК всякий виновный в предумышленном убийстве … карается смертной казнью. Согласно ст. 337 ФУК устанавливалась ответственность за прелюбодеяние, совершенное женой, однако обвинение носило частный характер. Муж мог прекратить исполнение приговора, изъявив согласие взять жену к себе обратно.
б) Мари Лебран задумала отомститьмужу. Для этого она подсыпала ему в стакан молока небольшое количество мышьяка(с тем, чтобы он, выпив его, немного помучился, но не умер) и поставила его вшкаф. Неожиданно на кухню зашла госпожа N. со своим пятилетним сыном, открылашкаф, взяла отравленное молоко и стала поить им мальчика. Мари Лебран виделаэто, сознавала, что ребенок может умереть, но тем не менее не сказала ни слова,ибо боялась обнаружить свою проделку. Мальчик напился молока и в тот же деньскончался.
Какую ответственность понесетМари Лебран по ФУК 1810 г.?
Согласно ст. 302 ФГК всякий виновныйв отравлении карается смертной казнью.
в) Мари Лебран договорилась с однимиз лесников, чтобы тот за 10 тысяч франков убил ее мужа во время предстоящейохоты. Вскоре к леснику с такой же просьбой обратился любовник Мари, которыйничего не знал о ее плане. Лесник взял у них деньги и убил мужа.
Какому наказанию будутподвернутся все участники дела по ФУК 1810 г.?
Согласно ст.59 ФГК соучастники преступления или проступка подлежат такому же наказанию, что и виновники этого преступления или проступка, за исключением случаев, когда закон постановляет иное. В ст. 60 ФГК раскрывается понятие соучастников деяния: «Как соучастники деяния, являющегося преступлением или проступком, караются те:
которые подарками, обещаниями, угрозами, злоупотреблением влияния или власти, преступными кознями или ухищрениями подстрекнули к этому деянию или дали наставления, как его совершить;
которые доставили оружие, орудия или иное какое средство, послужившее для совершения деяния, зная, что они для этого предназначались;
которые заведомо помогали или содействовали виновнику или виновникам деяния в действиях, его подготавливающих, облегчающих или осуществляющих».
Поэтому все участникам преступлениядолжна инкриминироваться ст. 302 ФУК, согласно которой устанавливаетсяответственность в виде смертной казни за предумышленное убийство. Задание 2. Дайте сравнительную характеристикугосударственного строя Афинской и Римской республик.
Сравнитегосударственный строй Афинской демократической республики (V в. до н.э.) иРимской аристократической республики (509 г. до н.э. — 27 г. до н.э.): формаправления; народное собрание, порядок законодательства; совет 500 и сенат;магистраты, принципы организации и деятельности должностных лиц (выборность,коллегиальность и др.); Полибий о смешанном образе правления в Римскойреспублике. При ответе на вопрос об оценке Полибием смешанного образа правленияв Римской республике используйте любую хрестоматию по истории государства иправа зарубежных стран.
По своей сущности Афинское государствоявлялось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защитуих интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления онопредставляло собой демократическую республику, в которой афинскиеграждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие вполитической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. ипросуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Римляне называли своегосударство «республика», т.е. «общее, общественное дело». Этим названиемподчёркивалось верховенство народа и демократические основы государства. Но этоназвание не соответствовало действительности, так как фактически огромноебольшинство населения не принимало никакого участия в управлении государством,где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но диктатура рабовладельцев неисключала известную демократию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и онадействительно существовала в период республики, хотя и не достигла тогоразвития, как в Афинах.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Онинаправляли и контролировали деятельность должностных лиц. Органами центральнойгосударственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народноесобрание, магистраты.
Народное собрание — верховныйорган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийноебедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения».Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностныхлиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждалопродовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящалисьрассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц впорядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания моглиучаствовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах,хотя, начиная с IV в. до н. э., за посещение собрания полагалосьвознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствиевсего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Повесткадня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяцасчиталось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждалопродовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, крометого, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех другихсобраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные,административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вноситьпроекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речамивыступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие инте- ресы отдельных группсвободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения ипоступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Советепятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование позаконопроекту производилось поднятиемруки. Важным средством, использовавшимсяв целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлеченияавтора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставитьна голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлисьнезаконными. Принятый народным собранием законопроект становится закономтолько в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
Народные собрания (комиции) вРиме играли меньшую роль в жизни государства, чем в Афинах. а) Куриатныесобрания хотя номинально и сохранились, но постепенно утратили всякоеполитическое значение. К их компетенции, кроме утверждения усыновлений,совершаемых патрициями, относилось лишь совершение обряда; формального предоставлениядолжностным лицам, избранным на центуриантных собраниях, высшей власти.
б) Центуриатные собрания — собрания войска, организованного в центурии. В III в. до н.э. произошлоизменение. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высшихмагистратов — консулов, преторов, цензоров; б) принятие или отклонение проектовзаконов; в) рассмотрение жалоб лиц, присужден-ных магистратом к тяжкомунаказанию.
в) Трибутные собрания — собрания граждан по территориальным трибам. Трибутные собрания являлись болеедемократическими, чем центуриатные, так как в них могли участвовать наформально равных основаниях не только богачи, но и средние и мелкиеземле-владельцы. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться насобрания, происходившие неизменно в Риме, а потому и не могли влиять наголосование. На трибутных собраниях избирались курульные эдилы, квесторы инекоторые другие должностные лица, принимались или отвергались проекты законови рассматривались жалобы на решения магистрата о наложении штрафа.
Народные собрания созывалисьмагистратом (обычно консулом или претором), причем заранее указывались вопросы,подлежащие решению. После совершения религиозных обрядов оглашалось иголосовалось предложение. Голосование производилось отдельно в каждой центурииили трибе. Обсуждение предложения, внесение новых предложений или поправок недопускалось, так что римские граждане могли лишь пассивно голосовать завнесенные магистратами предложения.
Народные собрания в Риме имелинемалое значение в период республики. Но в 1 в. до н.э. роль их упала. С однойстороны, по мере расширения римского государства в народных собраниях,происходивших в Риме, участвует все меньшая часть граждан. Раскинувшееся наогромные пространства государство перерастает формы, установленные длягосударства-города. С другой стороны, обострение противоречий внутри классарабовладельцев и усиление классовой борьбы заставляет крупных рабовладельцев,державших в своих руках власть, суживать, а затем и ликвидировать даже тескудные элементы демократизма, которые содержались в народных собраниях. Властьконцентрируется в руках правящей аристократической элиты.
В Совет пятисот (буле) (Афины)входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета(булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Ккомпетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами,надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль задолжностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить наего рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народногособрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведениятекущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этотпорядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседаниемСовета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисототчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Компетенция Совета 500 былаочень обширной и заключалась в следующем:
а) Совет руководитдеятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народнымсобранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно,за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и членыСовета;
б) Совет руководитадминистрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверкусо стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, откоторых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление тогоили иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебноепреследование;
в) Совет следит за укреплениемвоенной мощи Афинского государства.
г) Совету 500 принадлежатважные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам другихгосударств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, онпредставляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Онкомандирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросовили для заключения мира.
д) Совет 500 является высшимраспорядительным органом в обла-сти прихода и расхода государственных средств.Конфискация имуще-ства, сдача в аренду рудников, взыскание налогов,обеспе-чение продовольствием города Афин, регулирование торговли — все этовходит в компетенцию Совета;
е) Действуя в качествесудебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертнаяказнь
Дляисполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей средыспециальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такогоисполнительного ко-митета:
а) следить за благосостояниемгорода Афин;
б) заботиться о полицейскойслужбе в пределах города;
в) подготавливать вопросы длярассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.
Сенат являлся органомрабовладельцев-патрициев и играл первенствующую роль в управлении Римом. Числосенаторов составляло 300, а в I в. до н.э. — 600. Сенаторы избиралисьпервоначально консулами, а с начала IV в. до н.э. — цензорами. Каждые пять летсписок сенаторов пересматривался, причем лишь в отдельных случаях цензор невносил прежних сенаторов в новый список. В состав сената включались главнымобразом бывшие магистраты. Сенаторов назначала избранная народным собраниемколлегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно,т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, чтосенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматьсяторговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднееего численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срокконсулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы — казначеи. Основнымкритерием для сенатора — благородство происхождения, насколько глубоки быликорни рода, к которому принадлежал сенатор. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот ипредседательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, апотом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура былаи при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием законили постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции. Сенат вместе с тем был и органом исполнительнойвласти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С сенатомвынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. после отправления должности в течение одного года они рассчитывали получить в управление ту илииную провинцию.
Назначали заседания сената ипредседательствовали в них высшие магистраты — консулы, преторы, а с серединыIV в. до н.э.- и плебейские трибуны. Постановления сената могли бытьопротестованы плебейскими трибунами.
Сенат имел следующуюкомпетенцию:
а) в области законодательной.Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями требовали для своейдействительности утверждения сената.
б) в области административной.Сенат мог издавать общие постановления, касающиеся благоустройства иобщественной безопасности.
в) в области финансовой. Сенатсоставлял бюджет и устанавливал налоги. В распоряжении сената находиласьгосударственная казна. Все это ставило магистратов в непосредственнуюзависимость от сената.
г) в области внешней политики.Сенат ведет переговоры с другими государствами. Он принимает и отправляетпослов и заключает мирные договоры. (Объявление войны входило в компетенциюцентуриатного собрания).
д) в области военного дела.Сенат устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии ипровинции между военачальниками. Сенат руководил действиями высшегокомандования, так как от сената зависел отпуск средств на ведение войны. Отсената зависело продолжение войны или заключение мирного договора.
е) Чрезвычайные меры. В особыхслучаях; в частности при опасностях извне или при волнениях внутри государства,сенат мог принимать чрезвычайны меры, делать распоряжения о назначениидиктатора, предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть и т.д.
ж) Культ. Сенат ведалпостройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новыхбогов.
Должностные лица (магистраты) вАфинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числукаковых относятся:
1.Выборность. Все должностибыли выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованиемпутем поднятия рук по жребию.
2. Срочность. Как правило,должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали своиполномочия.
3. Коллегиальность. Обычноколлегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Всепрочие члены коллегии считались равными в правах.
4. Отсутствие иерархическойподчиненности (исключение составляли военные должности).
5. Возмездность. Магистратам,за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.
6. Подотчетность. По окончаниисрока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особымиколлегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке состороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имелправа занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имелправа выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.
Должностные лица имели правоналагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафазависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом.Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебноепреследование.
Характеризуя отдельныхмагистратов, следует отметить, что в рассматриваемый период значение коллегииархонтов заметно упало. В основном они сохранили за собой председательствованиев судах и религиозные функции.
На первое место в управлениивыдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. дон.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путемоткрытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендоватьлишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги вотличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно,неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На нихлежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкойпровианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно.Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народномусобранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходованиисумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: онипринимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своейподписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.
Стратеги вели следствие ипредседательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство,трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т.д.).
Стратеги держали постояннуюсвязь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов) и имелиправо требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народногособрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требоватьпринятия нужных мер.
Другие должностные лица,следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководилиобучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.
В руках магистратов в Риме,формально выбираемых народными собраниями, а по существу — назначаемых сенатом,сосредоточивались функции управления, военная и административная власть.Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты былисвободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактическидолжности магистратов замещались почти исключительно представителяминобилитета.
По общему правилу каждыймагистрат избирается на один год, причем на каждую должность (кроме диктатора)выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистратсамостоятельно. Однако любой его коллега (а равно магистрат более высокогоранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым ограничивалосьличное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникаланеобходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не получаливознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки,связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должности. Но, конечно,эта «безвозмездность» являлась фиктивной: магистратура являласьнеисчерпаемым источником всяческих доходов.
Полномочия магистратов: а)командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народноесобрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г)право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes,принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения- эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.
Консулы, избиравшиеся в числедвух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском.Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшимиадминистративными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания,ведали внутренним управлением и т. п.
Диктатор являлся чрезвычайныммагистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один изконсулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, аплебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктаторане подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно6-месячным сроком. Диктатура учреж-далась при наличии серьезной военнойопасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайныхслучаях.
Преторы. Первоначально преторыявлялись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командоваливойском и ведали административными делами. Но постепенно основной функциейпретора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем этонаправление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимостьот того, какие обстоятельства будут установлены.
Цензоры избирались в числе двухна срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли гражданпо центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.
Курульные эдилы, избиравшиеся вчисле двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ.Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.
Квесторы имели разнообразнуюкомпетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну,получали платежи и выплачивали деньги.
Кроме того, был рядмагистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты,дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскимиземлями).
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребиюна один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когдаих призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в деньсуда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц иапелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она такжеосуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергатьзаконопроекты, принятые народным собранием.
Полибий (205-125 гг. до н. э.)- один из крупнейших историков древности, грек по происхождению, долгое времяпроживший в Риме в своих трудах, основанных на огромном фактическом материалеподметил следующие особенности образа правления в Римской республике[2].
Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела, ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование…
Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия…
Народ же дарует почести достойным гражданам, а это — лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и — что самое важное — решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры. Списокиспользованной литературы:
1. Хрестоматия по всеобщей историигосударства и права. Учебное пособие. Под ред. проф. 3. М. Черниловского,составитель В. Н. Садиков. МОСКВА-1994 // www.ihtik.lib.ru
2. Хрестоматия по всеобщей историигосударства и права под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М., 1996. Ч.2
3. Всеобщая история государства и права.Учебник для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Юриспруденция». Ответственный редактор – доктор юридическихнаук, профессор, К.И. Батыр «Былина», М. 1999 // www.ihtik.lib.ru
4. Черниловский З.М. Всеобщая историягосударства и права. – М: Юристъ, 2000. – 576 с.