Французское искусство (XYII-XYIII вв.)

9 В класс БА Л А Н Д И Н Д.Ф Р А Н Ц У З С К О Е И С К У С С Т В О XYII – XYIII вв. В XY веке, когда в Италииуже были созданы произведе ния, утверждавшие новую эпоху в художественнойкультуре Ев ропы, Франция еще полыхала в огне междоусобныхпожарищ. Только во второй половине этого века начинает происходить постепенноеобъединение страны и закладываться

основа фран цузской школы живописи. Она формируется, с одной стороны, под влиянием искусства Севера, в частности Бургундского герцогства, с другой- Италии. Подлинным родоначальником национального искусства но вого времени стал Жан ФУКЕ 1420-1481 . Онработал в Туре в ту пору это быларезиденция французских королей – и впи тал лучшие веяния, идущие с Севера и с Юга. Ценнейшее наследие

Фуке в области живописи -портреты. К XYI столетию заканчивается объединение страны. Фран цияпостепенно становится одним из самых сильных государств Европы. Король ФранцискI приглашает к своему двору великих итальянских мастеров ученого, мыслителя, инженера и живо писцаЛеонарда да ВИНЧИ и скульптора Бенвенуто ЧЕЛЛИНИ. При их участии в долине Луары перестраивают исоздают заново чудесные замки, окруженные

парками Блуа, Амбуаз,Шамбро, Шенонсо, Азе ле Ридо и загородная резиденция королей – Фон тебло . Яркими представителями искусства французского Возрож дения стали скульпторы Жан ГУЖОН 1510-1568 и Жермен ПИЛОН 1536-1590 . Лучшими мастерами живописного икарандашного портрета XYI в. были Жан КЛУЭ Младший 1475-1541 и его сынФрансуа

КЛУЭ 1505-1572 . Яркую страницу представляет собой изобразительное искусство Франции XYIIстолетия. В нем можно проследить различные противоборствующиенаправления. Придворные худож ники, обслуживающие королевский двор, церковь идворянство, работали в пышной салонной манере. Однакоразвивалось и иное, реалистическое искусство. Одним из крупнейших французских реалистов был гравер
Жак КАЛЛО 1592-1635 – проявивший интерес к жизни и быту простых людей. Одновременно с Калло работали и другие мастера реа листического направления, например, Луи ЛЕНЕН 1593-1648 , посвятившийсвое творчество простым людям. Ведущим стилем французской художественной культуры XYII в. стал классицизм. Этот стильвозник под воздействием идей об ответственности личности перед обществом,

идейгражданского служения человека интересам нации, его мораль ной доблести и нравственной чистоты. Он складывался под влиянием тех идей, которыевладели в это время лучшими ума ми Европы. В изобразительном искусстве Франции вождем классицизма был живописец Никола ПУССЕН 1594-1665 , прославлявший достоинства героической личности, волю и разум человека. Фундаментом и сутью теории классицизма сталрационализм, опиравшийся на философию

Декарта. Главными критериями худо жественной правды и красоты были провозглашены разум и мысль. Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционнойстройности. Вторая половина XYII в. -время окончательной госу дарственной централизации Франции. Царствование ЛюдовикаXIY 1643-1715 сталоторжеством неограниченной королевской власти. Все виды искусства, отмонументальной живописи до произведений прикладного искусства, служили единой

цели окружить дворореолом величия и великолепия. Крылатая фраза Людовика XIY Государство -это я выражала сущность его устремлений и в области искусства. Чтобы удобнее было управлять художественным творчест вом, во второй половине XYII в. создаются различные акаде мии наук, живописи и скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца и т.п. Ведущее значение в искусстве Франции тойпоры приобретает архитектура.
Именно в архитектуре классицизма идея абсолютизманашла свое наиболее яркое воп лощение. Поэтому деятельность большинствахудожников сосре доточивалась на оформлении и украшении строившихся в товремя городских и загородных резиденций. Наиболее типичным и величественнымпамятником эпохи абсолютизма во Франции грандиозный архитектурно-декоративныйансамбль Версаля. Все это было создано под руководством архитекторов

ЛуиЛЕВО 1612-1670 , Ф. д ОРБЕ, ЖюляАРДУЭНА-МАНСАРА 1646-1708 и мастера садового искусства Андре ЛЕНОТРА 1613-1700 . В Париже в эту эпоху сооружаются величественные архи тектурные ансамбли Вандомская площадь, площадь Побед, ансамбль Собора инвалидов, королевский дворец Лувр. Украше ние иоформление проводилось под руководством Шарля ЛЕБРЕНА 1619-1690 – первого живописца короля , сосредоточившего в своих руках руководство всеми

видамиизобразительного искусства. Влияние французского искусства великого века в Евро пебыло огромным. Но и в XYIII в. оно не потеряло своего значения и продолжало диктовать вкусы и моды всемстолицам – от Мадрида до Петербурга и от Рима до Стокгольма. Задачейискусства нового века становитсяудовлетворение требований более широкого круга публики. На смену историческому жанру в живописиприходят новые жанры портрет, пейзаж, бытовой жанр.

После смерти Людовика XIY начинается закат французско гоабсолютизма и его культуры. Излишества, показная роскошь придворной жизни воплотились в искусстве в стилерококо. Для живописи времен регентства и долгого царствования Людо вика XY наиболее типичным мастером был Франсуа БУШЕ 1703-1770 . Совершенно противоположные устремления и идеалы выра жали правдивые, реалистические

полотна ЖанаБатиста Симеона ШАРДЕНА 1699-1779 . Он отображал жизнь простых людей Фран ции. Излюбленными его жанрами были бытовойжанр и натюр морт. Средивыдающихся скульптуров XYIII в. самым ярким портретистом был Жан Антуан ГУДОН 1741-1828 . Он работал во второй половине XYIII в когдаво французском искусстве все явственнее звучало стремление к простоте и естествен ности.