Фрейд З. Сознание и бессознательное

Федеральноеагентство по образованию
Новокузнецкийфилиал — институт
государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«Кемеровскийгосударственный университет»
Кафедрафилософии
Контрольнаяработа
по дисциплине«Философия»
Тема«Фрейд З. Сознание и бессознательное»
Вариант 1
Выполнил: студент гр.ГМЗС-08        Проверил: Иванова Наталья
Абдульманов Руслан                           Александровна
Новокузнецк2008

Задание
 
Тема 1. Прочитайте текст и ответьте навопросы.
Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия пофилософии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1 Что, по мнению З.Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
2 Каковы дваосновных положения «психоанализа»?
3 Какова природа(происхождение) культуры, по мнению З. Фрейда?
4 На какие трисферы делит З. Фрейд психический аппарат личности?
5 Дайтехарактеристику «бессознательному».
6 Охарактеризуйтесферу «Я».
7 Как соотносится«Я» и «Оно»?
8 Почему Фрейдопределяет «Я» как несчастное и бедное?
9 Как реагирует «Я»на зависимость от других сфер психики?
10 Что такое «Сверх– Я»? Каковы его функции?
11 Какова цельпсихоанализа?

1). Что,по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
Согласно первомуутверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательнылишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицироватьпсихическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характернойчертой психического, а психология — наукой о содержании сознания. Да, это тождествокажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляетсянам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он неможет признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению,психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определениедопускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания.Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научностии заставляет подозревать, что психоанализ — фантастическое тайное учение, котороебродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Пока еще непонятно, покакому праву столь абстрактное положение, как «психическое естьсознательное», Фрейд считает предрассудком, и что могло привести котрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимуществадавало такое отрицание.
2). Каковыдва основных положения «психоанализа»?
Вопрос о том, тождественноли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игройслов, но автор заверяет, что признание существования бессознательныхпсихических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.
Тесная связь существует междуэтим первым смелым утверждением психоанализа и вторым. Это второе положение, котороепсихоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения,которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятнобольшую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психическихзаболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высшихкультурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и ихвклад нельзя недооценивать.
3). Каковаприрода (происхождение) культуры,
по мнениюЗ. Фрейда?
Культура была создана подвлиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она побольшей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступаяв человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользуобщества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этомони сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляютсяна цели социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьманеустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоитвключиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что егосексуальные влечения не допустят такого их применения.
Общество не знает более страшнойугрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возвратк изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте вего основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и ввыяснении значения сексуальной жизни для каждого, больше того, извоспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области.Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследованийпсихоанализа и охотнее всего стремится представить его отвратительным сэстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали.Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы.Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллектуально.Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогдалегко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательноеза неправильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами,подсказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки,несмотря на все попытки их опровергнуть.
 
4). Накакие три сферы делит З. Фрейд психический
аппаратличности?
«Бессознательный» — Оно.Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основногохарактера этой области души, ее чуждости Я. Сверх — Я, Я, и Оно – вот трицарства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппаратличности.
5). Дайтехарактеристику «бессознательному»
Понять Оно можно припомощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мыпредставляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбираяоттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическоевыражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям ононаполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, атолько стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранениипринципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления,прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют другподле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшемслучае для разрядки энергии, под давлением экономического принужденияобъединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было быотождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение изизвестного философского положения, что пространство и время являютсянеобходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовалобы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что ввысшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакогоизменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания,которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которыеблагодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустядесятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое,суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, еслипутем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степениосновывается терапевтическое действие аналитического лечения.
Оно не знакомы никакиеоценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может,количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляетвсеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно.
Кажется даже, что энергияэтих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевныхобластях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не моглибы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенноне зависят от качества заряженного — в Я мы назвали бы это представлением.
6). Охарактеризуйтесферу «Я»
К характеристике Я приблизимся,если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной частипсихического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует еговосприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Этоорган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям,идущим не только извне, но и из недр душевной жизни.
7). Каксоотносится «Я» и «Оно»?
Я является той частьюОно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира,приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима скорковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнемумиру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Онодля блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, несчитаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения.Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следахсвоих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять изэтой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источниковвозбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но междупотребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во времякоторой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принципудовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказываетсянизвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает большенадежности и успеха.
Чем особенно отличается Яот Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификациисвоих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевнойжизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Яявляется лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью кгрозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, своюэнергию заимствовало у Оно.
Привязанность к объектамисходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но,идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желаянаправить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает всебя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводитьв жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, прикоторых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я кОно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергиюдля движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Номежду Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение,когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается.
8). ПочемуФрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
Бедному Я очень тяжело,оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания итребования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутсянесовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешниймир, Сверх — Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон,ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении,реагирует проявлением страха.
9). Какреагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
В своем стремлениипосредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательныетребования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликтыОно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку нареальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним накаждом шагу наблюдает строгое Сверх — Я, которое предписывает ему определенныенормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, инаказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности исознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх — Я, отталкиваемоереальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачиустановления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и нанего.
 
10). Чтотакое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важныхсудеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами иодновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, являетсяпредставителем внешнего мира, реальности, — Сверх — Я противостоит ему какповеренный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость,в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх– Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.
11).Какова цель психоанализа?
Цель психоанализа –укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх – Я, расширить полевосприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новыечасти Оно. Там где было Оно, должно стать Я.

Списокиспользованных источников и литература
 
1).Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.:Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
2). Зигмунд Фрейд. Введение впсихоанализ (лекции 1-15).
3). Зигмунд ФРЕЙД «Я И ОНО».
4). Ресурс Интернета graf-shakir.narod.ru/Knigi/F.html.