Фромм Э. Искусство любить , главы 1,3.Глава1. В своей работе Искусстволюбить Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способностичеловека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.Часто люди подменяютпонятия любить и быть любимым и стремятся решить для себя вопрос каксделать, чтобы их любили. Каждый находит свой ответ на этот вопрос.
Женщинытщательно следят за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.Для многих любовь сама по себе непредставляет большой сложности, и основная проблема сводится к поиску объекталюбви. То есть человека, чьи моральные и физические качества будут соответствоватьсуществующему привлекательному образу, заданному временем. Причемнемаловажное значение имеет и вероятность ответного интереса со стороны данногообъекта. Т.е влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует,
что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственнойобменной ценности .Любовь это искусство. И, как и всякоедругое искусство, оно предполагаетобучение или овладение. Процесс овладения включает в себя две части теорию ипрактику. При изучении необходима полная отдача человека этому искусству.Глава 3. Любовь и ее разложение всовременном западном обществе.
Любовь в современном западном обществе- довольно редкое явление. Ее стали заменять различные формы псевдолюбви.Психиатры рассматривают их как неврозы. Наиболее часто встречающиеся формыпсевдолюбви следующие. 1. Человек в современноммире пытается в любви найти спасенье от одиночества. И, таким образом, двоелюбящих людей объединяются против окружающего мира, образуя команду .
В такихслучаях любовь и близость являются лишь видимостью. Это эгоизм вдвоем – одна изпатологий форм любви. 2.Один или оба любящих людей привязаны к образу одного из родителей и, уже,будучи взрослыми, они переносят на своего партнера те чувства, страхи, надежды,которые они питали к отцу или матери.3. Невротическоерасстройство, основанное на ситуации, когда родители равнодушны друг к другу,еще более сложно. Близкие ребенку люди поддерживают спокойную атмосферу в доме,стараясь не ссориться, и маленький человек ощущает недосказанность, которая иисключает близкие доверительные отношения с родителями. 4. Существует и такаяпсевдолюбовь, которую многие воспринимают как великую . Это любовьидолопоклонническая. Она зарождается, когда незрелая личность, не осознаваясвоей индивидуальности, создает из любимого человека кумира, боготворит его,растворяется в нем. Но часто кумир не выдерживает на своем пьедестале долго,что приводит любящего его человека к разочарованиям
и поиску нового кумира.Нередко обе стороны видят друг в друге божество , и тогда их любовьпредставляет собой страсть вдвоем.Сущность сентиментальнойлюбви состоит в отсутствии реальных отношений с конкретным человеком,перенесение переживаний в мир фантазий. Это переживание в мечтах, при прочтениилюбовного романа или просмотре фильма о любви. В реальности же люди не способныпреодолеть отчуждение.Смещение любви во времени одна из разновидностей сентиментальной любви, когда пара наслаждаетсявоспоминаниями
о прошлом знакомство, первое свидание и т.п. или мечтает обудущем, подменяя этим действительность.5. Использованиепроективных механизмов более тяжелая форма невротической любви. Человек,пытаясь переделать, откорректировать партнера, отвлекается от своих проблем инедостатков. Он предпочитает ломать партнера, нежели развивать свою личность.Проецирование собственных желаний на детей также тяжело сказывается и на детях,и на родителях.
Необходимо отметить, чтолюбовь не должна непременно исключать конфликты. Настоящие конфликты неоказывают на любовь пагубного воздействия. Они вносят ясность в отношения, чтоспособствует укреплению взаимопонимания и близости.Любовь возможна лишь, есликаждый из двоих живет в гармонии с самим собой. Лишь в этом случае парасоставляет единое целое, союз двух самодостаточных личностей.