Функции государства понятия, виды и формы реализации

–PAGE_BREAK–1.1. Понятие и основные признаки государства

За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых теоретически реконструируется государство в разный его проявлениях — причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. Поэтому прежде чем рассматривать вопрос: «функции государства: понятия, виды и формы реализации», необходимо определиться с понятием «государство» и его сущностью.

 Государство является разновидностью социальной организации людей и функционирует по типу любой организации, как политической, так и не политической. В политической системе любого общества государство занимает ведущую роль. В то же время, термин «Государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживаемая на определенной территории. Оно тождественно стране и любому политическому организованному народу. 

Определение понятия государства имеет большое значение. Оно вооружает такими знаниями, которые облегчают путь к выявлению отличия государства от иных организаций и институтов, действующих в обществе. Общее понятие государства имеет не только познавательное, но и практическое значение, ибо оно дает правильную ориентировку в сложных и порой весьма противоречивых вопросах хозяйственной, политической и культурной жизни, с которыми связано государство и которые в свою очередь связаны с государством.

Примерно до 17 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия» и др. Одним из первых, кто отошел от традиции широкой трактовки понятия государство был итальянский государственный деятель и политический философ Никколо Макиавелли (1467-1527 г.г.). Он ввел для обозначения  любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было основано в контрактных или договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В этих теориях можно найти содержательное и историческое разделение данных понятий. В них утверждается, что первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е.Дюринга, Л.Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.

Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их государство можно определить как политическую целостность, закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления. Конституирующими элементами государственной системы выступают территория и население (нация, народ). В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, ассоциациями, профсоюзами, др.

Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно-родственной общности, власть современного государства действует, прежде всего, на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.

Человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти — есть население. В европейской традиции сложилось представление о едином организме – нации-государстве, основой которого выступает «государствообразующий», или «титульный» народ. Однако, в действительности, народное сообщество в рамках одного государства может быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия «нация» в данном случае отражает не этнические корни государственности, а ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством). В этом смысле понятия «народ» и «нация» синонимичны.

Одним из существенных признаков, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» — верховная власть). Под государственным суверенитетом принято понимать верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене, так как взаимоотношение государств друг с другом основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела.

 Это предполагает:

·                       безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;

·                       распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства);

·                       прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

·                       монопольное право государства на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы);

·                       осуществление государством сборов и налогов, эмиссии:

·                       единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность;

·                       невмешательство во внутренние дела государства;

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.

Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии, от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии, и т.д.) Но возможны и исключения – например, в случае распада или образования федеративных государств.

Существенный признак государства – наличие монополии на легальное применение силы, физического принуждения. Он выражается в диапазоне государственного принуждения, который простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства – оружие, тюрьмы и др., а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда — даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как «деньги», «прибыль», «проценты», «заработная плата» и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

 Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое — «государство-право», существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции «государство ничто без права» или «праве ничто без государства» крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право — не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия — в своем содержании, организации, историческом движении, формах — достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

 Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство «разговаривает» с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе.

 В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

 Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют «государством в государстве». Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

 Кроме названных признаков выделяют и формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств — мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
1.2. Основные типы государства

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

Предпосылками возникновения типологии государства и правовых систем являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права — это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.

 Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

 И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле — революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественно-исторического развития.

Типом государства называются его находящиеся в развитии существенные черты, обусловленные характером экономического строя, которыми оно отличается от государств, покоящихся на других экономических основах.

Государство каждого данного типа имеет свои индивидуальные черты, которыми оно отличается либо от государств всех других типов (так, социалистическое государство характеризуется многими чертами, свойственными только ему), либо от некоторых из них (например, буржуазное государство имеет черты, которых не было у феодального и рабовладельческого государств).

Отнесение государства к тому или другому типу не есть субъективно-произвольное дело. Его критерии объективны. Чтобы правильно решать вопрос о типе того или другого государства, необходительно предварительно выяснить:

— на каком экономическом фундаменте это государство возникло и функционирует, какие производственные отношения оно охраняет;

— в руках какого класса находится государственная власть или интересы какого класса она представляет и защищает.

 Поэтому главное, что всегда должно быть в центре внимания, — это экономическая основа и классовая природа государства.

В отечественной и зарубежной литературе выделяют различные типы государств.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, отно­сящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы слу­жит общественно-экономическая формация, т. е. истори­ческий тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельчес­кой, феодальной, буржуазной, социалистической), четы­рем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства— рабовладельческое, феодальное, бур­жуазное, социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим— процесс объективный, естественно-исторический, реа­лизующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переход­ные состояния (например, «профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно крити­ковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и раз­витие формационного подхода? К уже известным фор­мациям сторонники такого подхода предлагают доба­вить «восточное государство», «азиатский способ произ­водства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государ­ства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство— Китайская Народная Республика— продолжает строить социализм с китай­ской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало основа­ний классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократичес­кие и недемократические. Такая классификация в опре­деленных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется клас­сификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофи­руется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В право­вом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарноегосударство отличается от тотали­тарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и за­конности.

Либеральноегосударство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь созда­ются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государ­ства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, дейст­вует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускают­ся действия, направленные на изменение государствен­ного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и сво­бод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-пра­вовой режим. Этот критерий по глубине и основатель­ности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и госу­дарств, который учитывает не только социально-эконо­мические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает26 цивилизаций— египетскую, китайскую, западную, православную, араб­скую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.[1]

Цивилизационный подход обосновывается идеей един­ства, целостности современного мира, приоритетом об­щечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокуп­ность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодей­ствием техники, социальной организации, религии и фи­лософии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнори­рует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о вы­делении способов производства и общественно-экономи­ческих формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не без­упречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать под­ходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является все­охватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной систе­мы и двигались в своем развитии к одному из сущест­вующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают призна­ки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возмож­но появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возмо­жен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и не­характерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне законо­мерно, и они могут существовать достаточно долго.    продолжение
–PAGE_BREAK–
1.3. Формы государства

Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего, положение главы государства, хотя при данном подходе учитываются значение и статус других высших органов.[2] Ряд других ученых понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей (верховной, суверенной) власти в государстве. Наиболее распространенным и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением.[3]

«Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственного устройства. а в узком смысле – только форма правления».[4]

Государство представляет собой известное единство содержания и форм. его фолрмы содержательны, а содержание выступает в тех или иных формах, находящихся в зависимости от многих причин, о которых речь будет идти ниже.

Каждое государство имеет форму правления и форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правленияхарактеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением.

По форме правления различают монархии и республики.

Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству.

К признакам монархической формы правления относятся следующие:

— единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха;

— бессрочное осуществление государственной власти;

— передача государственной власти по наследству.

Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. в абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках.

В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборными (представительными) органами государственной власти.

В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей

признаки республики следующие:

— выборность верховных органов государственной власти;

— определенная их зависимость от населения (избирателей);

— срочность в осуществлении власти органами государства.

Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики.

В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением либо парламентом, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним.

В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответстве6нность перед ним. в случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета.

«Форма государственного устройства– это политико-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями «между центром» и «регионами»».[5]

По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные.

К единому государству относят унитарное, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

— единым представительным органом государственной власти, главой государства, правительством;

— территория государства делится на административно-территориальные единицы;

— существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система).

К федерации относят союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности.

Федерация представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (таких как штатов, земель, республик и т.п.). в ней наряду с высшими органами государственной власти существуют также высшие органы субъектов федерации. В таком государстве наряду с общефедеральным законодательством, субъекты федерации имеют свое законодательство.

«Государственный режим– это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти, в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства».[6]

Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти.

В юридической литературе различают демократический и недемократический государственные режимы.

К демократическому режиму относят реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность; признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетности избирателям; широкая гласность в деятельности органов государства; прочная законность и правопорядок в обществе; равенство всех пред законом и судом; доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования. 

Антидемократический государственный режим характеризуется следующими чертами: — отказ от разделения властей, который выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти «вождю» и бюрократическому исполнительному аппарату; — абсолютной беззащитностью личности; — господством одной политической силы и единой официальной идеологии; — ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений; — использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.

1.4 Понятие и значение функций государства

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.).[7] В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере».

Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

Рассмотрение функций государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является исходным. Что же понимается под функциями государства?

В юридической литературе можно насчитать до двух десятков таких определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется следующее определение: функция государства — это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач.

 В философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

    Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство, ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует очень энергично. Это активное, деятельное начало, является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство, есть организация власти экономически господствующих политических сил. В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетенных классов.

    С точки зрения влияния на экономические отношения, государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в отживающих недрах. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношение в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.     

    Функции государства – это направление деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

    Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, реализуется, развивается его сущность и которые отражают способы существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, так как  у него возникают задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией  политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.

    Выделение основных направлений деятельности государства есть «дробление» деятельности государства в целом, которое не означает дробления деятельности государственных органов. Главные направления – это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат отражения в функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).

    Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.

    Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия» на общественные процессы.[8] Осуществление конкретных функций может и стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

    Общепризнано, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

    В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.

    Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в определенные периоды существования государства, может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение  в его функционировании – на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

    Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

    Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

-ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

-охрана частной собственности на орудия и  средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

-обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

    Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

-второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и могут быть;

-охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;

-ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;

-целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

    Современная трактовка функционирования государственно-организоованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где его отдельные  части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функционирование государства посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) классу.

    Существенными признаками функций государства являются:

— устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;

— непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

— направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижения тех или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

— реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

    Л.А. Морозова отмечает, что общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.).[9]

Здесь важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что умалялось, а порой игнорировалось на марксистко-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение этих функций государства приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

    К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав  и свобод граждан и многое другое.

    Как известно, наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной и яркой степени выражают классовые интересы общества.

    Государство сильно сознательностью личностей, которые поддерживают его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функционировании на основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое другое государство нельзя считать цивилизованным.

    Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функции государства»,  во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

    Обобщая вышеизложенное можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

Понятие функции государства появилось и стало широко  использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода к государству выделялась классовая сущность государства, общесоциальное классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку направление, предмет, содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.
   
ГЛАВА
II
.

2.1. Классификация функций государства

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание  которых  весьма  разнообразно,  необходима  их  научная классификация. Классификация функций государства имеет своей непо­средственной целью создание условий для их более глубокого и раз­ностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенст­вованию основных направлений деятельности — функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической теории,  а,  отчасти,  и в практике существует множество оснований классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их су­ществования и деятельности  (постоянные,  присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимо­сти (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основа­нии территориального масштаба, в пределах которого они реализуют­ся. В федеративном государстве — эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — это функции, осуще­ствляемые на территории единого, лишь в административно территори­альном плане делимого государства. В конфедерации — это координи­рующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, ко­торые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функ­ций государства,  базирующиеся на принципе разделения властей.  В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законо­дательные  (правотворческие),  управленческие и судебные.  Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что «она отражает механизм реализации государственной власти» и что каждая из на­званных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокуп­ностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Итак, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственно­го воздействия своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государст­венной деятельности.

В зависимости от того,  в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции госу­дарства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внеш­ние.     продолжение
–PAGE_BREAK–