Функциональные области логистики: дистрибьюция и физическое распределение в логистике

Содержание:
Введение
ст.3
Глава 1. Функциональные области логистики
ст.4
   1.1 Характеристика функциональных областей логистики
ст.4
   1.2 Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики
ст.6
Глава 2. Дистрибьюция и физическое распределение
ст.7
   2.1 Основные понятия
ст.7
   2.2 Дистрибутивные каналы и сети
ст.8
   2.3 Логистические посредники в дистрибьюции
ст.11
   2.4 Физическое распределение
ст.13
   2.5 Координация и интеграция действий логистических посредников
ст.16
Заключение
ст.18
Список используемой литературы
ст.19
Введение
   Объектом изучения научной и учебной дисцип­лины«логистика» являются материальные и связанные с ними информационныепотоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучениюобусловлены потенциальными возможностями повышения эффективнос­тифункционирования материалопроводящих систем, кото­рые открывает использованиелогистического подхода. Ло­гистика позволяет существенно сократить временной ин­тервалмежду приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продуктапотребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортиров­кугрузов. Применение логистики ускоряет процесс получе­ния информации, повышаетуровень сервиса.
   Деятельность в области логистикимногогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством,запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельностьи многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана всоот­ветствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная но­визна логистическогоподхода — органичная взаимная связь, соединение вышеперечисленных областейдеятельности с целью создания материалопроводящих систем, гармоничноорганизованных, легко управляемых и высокоэффективных. Логистическиорганизованная система также отличается от традиционной материалопроводящейсистемы, как совре­менный автомобиль отличается от машины начала XXв. Цель логистики как теоретической науки — изучение закономерностейобразования и функционирования подобных систем. Цель логистики как практическойдеятельности — создание данных систем и обеспечение их функционирова­ния.
   Управление материальными потоками всегдаявлялось существенной стороной хозяйственной деятельности. Одна­ко лишьсравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функцийэкономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынкупокупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирова­ния производственных иторговых систем на быстро изме­няющиеся приоритеты потребителя.
  Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в кон­курентной борьбеприобретает сегодня тот, кто компетен­тен в области логистики, владеет ееметодами.
Глава 1. Функциональные области логистики
1.1 Характеристика функциональных областей логистики
   Объектом логистики является сквознойматериальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеетизвестную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных обла­стей логистики: закупочную,производственную, распре­делительную, транспортную и информационную.
1. В процессе обеспеченияпредприятия сырьем и мате­риалами решаются задачи закупочной логистики. Наэтом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры иконтролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условийпоставки. Любое произ­водственное предприятие имеет службу, которая осуще­ствляетперечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потокамитребует, чтобы дея­тельность этой службы, связанная с формированием пара-
метров сквозного материальногопотока, не была обособ­ленной, а подчинялась стратегии управления сквозным ма­териальнымпотоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материальногопотока от складов гото­вой продукции поставщика до цехов предприятия-потреби­теля,имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного разделалогистики — закупочной логистики.
На практике границы деятельности,составляющей ос­новное содержание закупочной логистики, определяются условиямидоговора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия(рис. 1, а).
Производственное предприятие

Рис. 1. Участки материального потока, накоторых преимущественно
решаются задачи закупочной,производственной и распределительной
логистики
2. В процессе управленияматериальным потоком внут­ри предприятия, создающего материальные блага или ока­зывающегоматериальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Спецификаэтого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведе­нию потокавыполняется в пределах территории одного пред­приятия. Участники логистическогопроцесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. По­токидет не в результате заключенных договоров, а в ре­зультате решений,принимаемых системой управления пред­приятием.
Сфера производственной логистикитесно соприкасает­ся со сферами закупок материалов и распределения гото­войпродукции. Однако основной круг задач в этой обла­сти — управлениематериальными потоками в процессе осуществления именно производства (рис. 1, б).
3.При управлении материальнымипотоками в процес­се реализации готовой продукции решаются задачи рас­пределительнойлогистики. Это обширный круг задач, ре­шением которых занимаются какпроизводственные пред­приятия, так и предприятия, осуществляющиеторгово-посредническую деятельность. К решению этих задач име­ют отношениевластные структуры, так как от организа­ции распределения существенно зависитсостояние эконо­мики региона.
   На рис. 1, в показано, что в сферу вниманияраспре­делительной логистики материальный поток попадает, еще находясь впроизводственных цехах. Это означает, что воп­росы тары и упаковки, вопросыразмера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть из­готовлена,а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинаютрешаться на более ран­них стадиях управления материальным потоком.
4. При управлении материальными потокамина транс­портных участках решаются специфические задачи транс­портнойлогистики. Совокупный объем транспортной ра­боты, выполняемой в процесседоведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потре­бителя,можно подразделить на две большие группы (при­мерно равные):
• работа, выполняемаятранспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспортобщего пользования);
• работа, выполняемаясобственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.
Так же, как и другиефункциональные области логис­тики, транспортная логистика четко очерченныхграниц не имеет.
5. Информационная логистика. Результатыдвижения материальных потоков находятся в прямой связи с рацио­нальностьюорганизации движения информационных пото­ков. В последние десятилетия именновозможность эффек­тивного управления мощными информационными потоками позволиластавить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокаязначимость информаци­онной составляющей в логистических процессах стала при­чинойвыделения специального раздела логистики — ин­формационной логистики. Объектисследования здесь — ин­формационные системы, обеспечивающие управление ма­териальнымипотоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии идругие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопря­женных сматериальными).
Информационнаялогистика тесно связана с остальны­ми функциональными областями логистики. Этотраздел рас­сматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, атакже обмен информацией между различ­ными участниками логистических процессов,находящими­ся на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощьюсредств спутниковой связи).
1.2 Взаимосвязь закупочной и распределительнойлогистики
   Рассмотрим процесс управления материальнымпото­ком на участке между двумя предприятиями, одно из ко­торых является поставщикомтоваров, а другое — опто­вым покупателем. С позиции первого предприятия управ­лениематериальным потоком должно осуществляться ме­тодами распределительнойлогистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методамизаку­почной логистики. Кажущееся противоречие легко разре­шимо.
   Рассмотрим управление потоком на выделенномучаст­ке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаровна свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существеннойстепени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организуетдоставку заказа на склад покупателя. Другими словами, управлением потоком нарассматриваемом участке в этом случае занимается поставщик. Применяемые методыотно­сятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оп­лативший доставку,от ее рациональной организации ниче­го не выигрывает (как ничего и непроигрывает, если дос­тавка организована плохо).
   Методы закупочной логистики при управленииматери­альным потоком будут применяться на данном участке тог­да, когда поусловию договора покупатель самостоятельно вывозит товар со складов поставщика.Рациональность дей­ствий службы закупок покупателя в этом случае можетсущественно улучшить его экономические показатели.
   Контрагенты могут договориться об иныхусловиях дос­тавки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожнуюстанцию своего города (а стоимость работ по доставке включает в ценупоставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь дове­дениемтовара до станции пункта отправления занимается служба распределенияпоставщика, далее — служба заку­пок покупателя.
   Точка, в которой служба распределенияпоставщика передает управление материальным потоком службе заку­пок покупателя,определяется условиями франкировки гру­за, закладываемыми при заключениидоговора поставки. Термин «франке» обозначает порядок учета в ценеизде­лия, издержек по доставке продукции потребителю. В до­говоре поставкитермин «франке» указывает на то, до ка­кой точки на пути движенияпродукции к покупателю из­держки, связанные с транспортировкой и страховкой, не­сетпоставщик.
   Условия франкировки груза обозначают (вопределен­ной степени) границу между сферами деятельности службы сбытапоставщика и службы снабжения покупателя. Однако не следует забывать, что какзакупочная, так и распределительная логистика являются функциональнымиобластями единой логистической деятельности. Эта деятель­ность осуществляетсясовместно как службой закупок покупателя, так и службой распределенияпоставщика. Поэтому все решения в области распределительной логис­тики должныприниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистикипокупателя. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции уп­равленияматериальным потоком.
Глава 2. Дистрибьюция и физическое распределение
2.1 Основные понятия
   Дистрибьюция — это ком­плексная логистическая активность, заключающаяся впродви­жении готовой продукции (ГП) от производителей к конечным (илипромежуточным)
потребителям, организациипродаж, предпродажного и послепро­дажного сервиса.
Как и другие логистическиеактивности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических итактических целей биз­неса фирмы на рынке. Если эти цели и конкретные сегментырынка определены, то с логистических позиций основной задачей дист­рибьюцииявляется максимальная экономия всех ресурсов в цепи «производитель-потребитель»при обеспечении требуемого уровня качества ГП и сервиса.
   Доводить ли ГП до конечного потребителя илипродавать ее опто­вым торговым посредникам? Эти вопросы имеют принципиальноезначение как для возможности фирмы в плане контроля над цена­ми и позицией нарынке, так и для организации дистрибьюции. Многие фирмы, чаще всего крупныекорпорации, стремятся со­здавать свои (фирменные) дистрибутивные сети дляобеспечения полного контроля над рынком сбыта продукции. Однако это требу­етзначительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства,транспортировку, грузопереработку, управление запа­сами и т.д. Большинствофирм-производителей поэтому предпочи­тают при организации дистрибьюции пользоватьсяуслугами торго­вых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же времясохранить за собой право собственности на ГП на как можно более длинныхучастках дистрибутивных каналов (в смысле максималь­ной приближенности кконечным точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуациимежду фирмой-произво­дителем и логистическими посредниками в планераспределения между ними затрат и прибыли, разрешение которых также являет­сяпрерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибь­юции.
   Дистрибьюция является ключевой логистическойактивностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплек­сныхактивностей.
Основнымифункциями логистического менеджмента дистрибьюцией являются:
   • построение организационной структуры дистрибутивныхка­налов и сетей;
   • дислокация дистрибутивных центров (баз,складов) и дру­гих ЗЛС в дистрибутивных каналах;
   • транспортировка ГП, возвратной тары и отходов;
   • складирование, хранение и грузопереработкаГП в складс­кой системе;
   • управление запасами, консолидация и рассредоточение то­варов;
   • передача прав собственности на ГП;
   • обеспечение сохранности и защиты товаров,страхование рисков;
   • поддержание стандартов качества ГП илогистического сер­виса;
   • ценообразование;
   • мониторинг и информационно-компьютернаяподдержка ло­гистических активностей в дистрибьюции и т.д.
   Укрупненно эти функции можно разделить нафункции обмена, физического распределения и поддерживающие.
   В самом общем виде модель дистрибьюции на общегосударствен­номуровне можно представить в виде схемы (рис. 2)
На схеме (рис. 2) показаныосновные потоки МР и ГП, рас­пределяемые на государственном уровне внаправлении от промыш­ленных и сельскохозяйственных процедур к промежуточным ико­нечным потребителям. Между производителями и потребителями находится большоеколичество посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, которых условноможно разделить на две боль­шие группы: оптовики и розничные торговцы(ритейлеры — от англ, термина «retailer»).

Рис. 2. Общая модель дистрибьюции
Число оптовых торговыхпосредников в дистри­бутивных каналах современных организаций бизнеса находитсяв пределах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от наци­ональных,отраслевых и внутрифирменных особенностей воспро­изводства. Также широкдиапазон изменения логистических издер­жек в дистрибьюции, которые составляют всреднем от 30% до 70% и могут доходить до 300% и более от себестоимостипроизводства по различным отраслям и компаниям.
   Каждой отдельной активности в дистрибьюциисоответствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержкисоздания и управления запасами, транспортные расходы и-так на­зываемыетрансакционные затраты («transactioncosts»), связанные с поиском логистических партнеров вдистрибутивной сети, офор­млением договоров, передачей прав собственности на ГПи други­ми подобными операциями.
2.2Дистрибутивные каналы и сети
   Продукцияфирмы-производителя и сопутствующий сервис до­ставляются конечным ипромежуточным потребителям по опреде­ленным дистрибутивным каналам, которые всовокупности обра­зуют дистрибутивную сеть фирмы.
 Дистрибутивным каналом называетсяупорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (ЗЛС),включающее в себя все логистические цепи и их уча­стки, проводящие материальныепотоки ГП одного наименования (или ассортимента), а также сопутствующий сервисот фирмы-про­изводителя до конечных или промежуточных потребителей.
   Полное множество дистрибутивных каналовобразует дистрибу­тивную сеть фирмы.
Виды дистрибутивных каналов иструктура сети зависят от:
• стратегических и тактическихцелей и задач фирмы на рын­ке сбыта ГП;
• логистической стратегии фирмы;
• видов и параметровматериальных (сервисных) потоков;
• продуктовых атрибутов и рядадругих факторов. Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотношения
между ЗЛС в них, а также решениялогистического менеджмента в дистрибьюции во многом определяют две базисныеконцепции фирмы-производителя ГП: специализация и ассортимент.
   Специализация на определенных логистическихак­тивностях позволяет внутрифирменным или привлеченным ЗЛС выполнить ихнаилучшем образом. Привлечение в структуры дист­рибутивных каналов и сетейлогистических посредников для фир­мы может быть оправдано тогда, когда эти посредникивыполняют основные функции в дистрибьюции (транспортировку, складиро­вание,грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.)более эффективно (с более высоким ка­чеством и меньшими затратами), чем самафирма-производитель.
   Логика специализации базируется на экономиив масштабе и охвате. Когда фирма специализируется на совершении определен­нойфункции в дистрибьюции (например, на грузопереработке), она развивает масштаб иохват специфических активностей для достижения операционной экономии.Логистический сервис в дис­трибьюции включает большое количествоспециализированных фирм: оптовых и розничных торговых посредников, транспортныхи экспедиторских фирм, компаний физического распределения, фирм, занимающихсяупаковкой, сортировкой, грузопереработкой, страховых и финансовых компаний ит.д.
Специализацию считают своегорода надстройкой продуктового ассортимента.
Концепция продуктовогоассортимента заключается в создании и позиционировании так называемогопродуктового микса, требу­емого конкретными потребителями. С точки зренияфирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны бытьсконцентрированы, отсортированы и распределены в определен­ных местах (точках)дистрибутивных каналов. Ассортиментный про­цесс включает три основных этапа:концентрацию, кастомизацию и рассеивание.
Концентрация (или консолидация)представляет собой сбор больших количеств одного продукта или несколькихразличных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть про­даны (распределены)группой. Простой пример — это консолида-ционный склад производителя. Обычнобольшие грузовые отправ­ки производятся различными заводами и направляются наконсо-лидационные базы (склады). Использование в дистрибутивных ка­налахцентров консолидации (например, грузовых терминалов) позволяет уменьшить общееколичество трансакций (сделок) за счет того, что потребители могут разместитьассортиментный заказ на консолидационном центре быстрее, чем делать отдельныезаказы на специфические позиции каждому производителю отдельно.
   Альтернативной схемой может быть привлечениепромышлен­ных дистрибьюторов и оптовиков. Использование этих логистичес­кихпосредников позволяет фирме-производителю и ритейлерам получить прибыль отконцентрации без непосредственного выпол­нения, связанных с нею работ. Основнымпринципом концентра­ции является минимизация суммы возможных трансакций, чтопро­иллюстрировано примером (рис. 3).

Рис. 3. Схема, иллюстрирующаяуменьшение общего количества трансакций
   Вторым этапом установления ассортиментаявляется кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и группированияпродуктов в уникальные комбинации. Результатом кастомизации являются такиепродуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребителей.Производители могут доста­вить потребителям смешанные или комбинированныегрупповые отправки ГП, которые позволяют последним поддерживать мини­мальныезапасы, а производителям экономить на транспортных издержках.
   Тенденция кастомизации в современном бизнеседалеко пре­восходит просто сортировку ГП в стандартные комбинации. Кастомизациячасто включает специальную упаковку для создания уни­кального в смысле продажтовара и продвижения его в эксклюзив­ных дистрибутивных каналах. Одной израспространенных совре­менных функций кастомизации является специальнаяподборка товаров для показа на выставках в целях продвижения новых про­дуктовгруппового ассортимента на рынок.
Конечным этапом ассортиментногопроцесса является рассеи­вание (dispersion), котороесостоит в отправке уникальных ассор­тиментных групп ГП потребителям в заданноевремя и место.
   Структуры дистрибутивных каналов и сетейможно, классифи­цировать по нескольким признакам.
   По числу торговых точек раз­личают:
• интенсивное распределение(относится к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно«по­крыть» рынок; например, для товаров повседневного спро­са);
• селективное распределение(относится к незначительному числу торговых точек, рассчитанных на обслуживаниеосо­бых потребностей специального сегмента рынка).
   По признаку прямолинейности (т.е.количеству звеньев верти­кального канала распределения) различают:
• прямую дистрибьюцию (когдапроизводитель осуществляет продвижение и продажу ГП в основном непосредственнопотребителям через структуры сбыта и отделы продаж);
• непрямую дистрибьюцию (когдатовары поступают потре­бителям через систему посредников — оптовых и рознич­ныхторговцев, агентов, дилеров и т.п.).
 На рис. 4 укрупненнопоказаны традиционные схемы прямой и непрямой дистрибьюции.

Рис. 4. Схемыпрямой и непрямой дистрибьюции
Структура дистрибутивной сети исхемы возможных товаропро­водящих цепей зависят от вида производимой ГП и,соответствен­но, групп потребителей. На рис. 5 а) показаны возможные схемыпостроения дистрибутивных каналов для предметов потребления, а на рис. 5 б) —для средств производства в соответствии с класси­фикацией продукции.
 Для товаров широкого потребления более типичным является использование вдистрибутивных каналах оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающиезначительными ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибьюцию и продажу ГПнаселе­нию (домашним хозяйствам). Обычно, чем более массовым являет­ся спрос(или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивныесети.

а                                                     б
Рис. 5. Типичныедистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей)
   РаспределениеГП для промышленных потребителей (рис. 5 б) в основном осуществляется черезагентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов. В ряде случаев дляэтого привле­каются джобберы.
   При построении схемы дистрибутивной сети вЛС, выборе ка­налов распределения ГП и логистических посредников вдистрибь-юции следует учитывать целый комплекс факторов: характер про­изводстваи спроса, имеющиеся ресурсы в дистрибьюции, терри­ториальные особенности сбытаГП, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая территория, знаниетовара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями ит.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки итд.
  
2.3Логистические посредники в дистрибьюции
   Современный бизнес с его высоким уровнемспециализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистри­бутивныхканалах фирмы логистических посредников, выполняю­щих различные функции.
Укрупненно эти функции можноразделить на:
— функции (операции) физическогораспределения;
— функции обмена(купли-продажи);
— поддерживающие функции(стандартизации качества дистри­бьюции, финансирования, информационнойподдержки, страхо­вания рисков и т.п.).
   Посредниками в операциях физическогораспределения явля­ются различные специализированные транспортные, экспедиторс­кие,транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, ком­пании физическогораспределения, грузовые терминалы и терми­нальные комплексы, грузовыераспределительные центры, пред­приятия по сортировке, затариванию и упаковкеГП, грузоперера-батывающие и прочие предприятия. Логистические активности,относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговымипосредниками.
   Среди посредников в дистрибьюции,выполняющих поддержи­вающие функции, можно указать на предприятия и учрежденияфинансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринго­вые и расчетныецентры и компании и т.п.), предприятия инфор­мационного сервиса(информационно-диспетчерские центры, вы­числительные центры коллективногопользования, предприятия связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании,учрежде­ния стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д.
   Центральное место среди логистическихпосредников в дистри-бьюции занимают торговые посредники, которые кроменепосред­ственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выпол­нять имногие другие функции физического распределения и под­держивающие (например,транспортировки, экспедирования, стра­хования, грузопереработки, управлениязапасами, кредитно-фи­нансового обслуживания, предпродажного и послепродажногосер­виса и т.д.).
   Торговые посредники в зависимос­ти от ихфункций в дистрибутивной сети фирмы-производителя ГП могут бытьклассифицированы по трехуровневой схеме (рис.6).

Рис. 6. Схемаклассификации торговых посредников
   Третий уровень, непосредственно приближенныйк потребителям, включает такие признаки классификации, как оказываемые сер­висныеуслуги, класс потребителей, право собственности, контро­ля или представления,продуктовые атрибуты, методы организа­ции торговли.
   Оптовые торговцы 1-го уровня приобретаютправо собственно­сти на товар со всеми сопровождающими это право коммерчески­мирисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного сприобретением товара в собственность, однако осуществляют определенныесервисные услуги как для производи­теля, так и для потребителя ГП.
   2-й уровень классификации характеризует восновном степень полноты охвата посредниками всех торгово-распределительныхфункций в дистрибьюции и уровень сопутствующего сервиса.
   Среди звеньев розничной торговой сети(ритейлеров), осуще­ствляющих непосредственную продажу ГП потребителям, можноотметить независимых розничных торговцев, франшизу, коопера­тивы ритейлеров,розничные магазины фирм-изготовителей ГП, предприятия, торгующие по почте,супермаркеты и др.
   В настоящее время различают три основныхтипа организации продаж фирмы-изготовителя:
• ориентированная на потребителя(вертикальная дистрибу­тивная сеть, возглавляемая директором по продажам, кото­ромуподчинены менеджеры оптовиков и ритейлеров);
• регионально-ориентированная(горизонтальная дистрибутив­ная сеть, когда директор по продажам возглавляетсоответ­ствующие отделения по регионам рынка сбыта);
• продуктово-ориентированная(смешанная дистрибутивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональ­ныеменеджеры по видам ГП).
   На практике все эти три базовых типаорганизации продаж мо­гут комбинироваться в различных сочетаниях для достиженияце­лей логистической стратегии фирмы.
2.4Физическое распределение
   Все операции, связанные с преобразованиемнепосредственно материального потока в ЗЛС дистрибутивной сети, составляют клю­чевуюлогистическую активность — физическое распределение. К этим операциям(элементарным активностям) относятся: погруз­ка, разгрузка, затаривание,перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консолидация ит.д. Элементарные ак­тивности объединяются в комплексные: транспортировку,склади­рование, защитную упаковку, грузопереработку, управление запа­сами идругие с целью повышения эффективности работы ЛС и оптимизации качествалогистического сервиса в дистрибьюции.
   Фирмы, осуществляющие подобное комплексноеобслуживание производителей или владельцев продукции, часто на Западе назы­ваютлогистическими фирмами или компаниями физического рас­пределения (КФР).
   Особенностью деятельности КФР является то,что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область ит.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), илиопределенную группу клиентов. КФР, как прави­ло, заинтересованы как втранспортировке, так и других операциях физического распределения на протяжениивозможно большей ча­сти логистических каналов фирм-производителей (владельцев)то­варов в определенной территориальной зоне. Обычно КФР работа­ют с несколькимивидами товаров или несколькими товарными складами по материальным потокам. Ониявляются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют ГП,обеспечивая даже ее упаковку и предпродажный сервис.
   Современные тенденции в развитии деятельностиКФР заклю­чаются в попытках захватить как можно больший контроль над ма­териальнымипотоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется,например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей дистрибутивной сетипо отдельному виду продукции или захвате рынка транспортных услуг попродвижению определенной номенклатуры грузов в территориальной зоне. При этомКФР, как правило, не являясь владельцами товаров, берут на себя только частьфинансового риска, связанного с движением, хранением и обработкой товаров подистрибутивному каналу (или сети).
   Изготовитель (продавец) товара долженучитывать издержки и финансовый риск, фиксировать цену на каждом этапетовародви­жения, чтобы сохранить контроль над потоками товаров и защи­тить своюприбыль или обеспечить выполнение иной целевой фун­кции интегрированной ЛС.
   Когда продукт достигает конечной точки вцепи внутрипроиз­водственной логистики, т.е. является пригодным для физическогораспределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого моментапродукт будет проходить через так называемые цен­тры консолидации.
Каждый центр консолидации можетбыть определен как центр, товары которого сгруппированы или разделены на части,либо в котором выполняются операции как группирования, так и разде­ления. Каждойпередачей груза будет осуществляться:
— либо группирование товаров дляполучения более крупных единиц в целях снижения расходов на хранение,погрузочно-раз-грузочные работы и перевозку;
— либо операции по разделению начасти, так чтобы получен­ная единица измерения продукта в конце логистическойцепи была пригодна для потребления.
Одно из основных правиллогистики в дистрибьюции заключа­ется в транспортировке как можно дальше и какможно чаще са­мых крупных из возможных производственных или транспортныхединиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо«консолидировать» насколько это возможно все различные предметы материальногопотока, направляемого к конеч­ной точке этой цепи.
 Любая единица является результатом согласований и определе­ний всоответствующих ЗЛС. По этой причине в западной литерату­ре по логистике ониназываются «transactionunits» — учетно-договорныеединицы (УДЕ). Эти единицы являются соглашением по обмену между партнерами(ЗЛС) внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такаяединица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики,достаточно долго закрепленные, чтобы облегчить повторные логистические операциифизического распределения. Эти х