Содержание:
Введение
ст.3
Глава 1. Функциональные области логистики
ст.4
1.1 Характеристика функциональных областей логистики
ст.4
1.2 Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики
ст.6
Глава 2. Дистрибьюция и физическое распределение
ст.7
2.1 Основные понятия
ст.7
2.2 Дистрибутивные каналы и сети
ст.8
2.3 Логистические посредники в дистрибьюции
ст.11
2.4 Физическое распределение
ст.13
2.5 Координация и интеграция действий логистических посредников
ст.16
Заключение
ст.18
Список используемой литературы
ст.19
Введение
Объектом изучения научной и учебной дисциплины«логистика» являются материальные и связанные с ними информационныепотоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучениюобусловлены потенциальными возможностями повышения эффективностифункционирования материалопроводящих систем, которые открывает использованиелогистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервалмежду приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продуктапотребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортировкугрузов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышаетуровень сервиса.
Деятельность в области логистикимногогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством,запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельностьи многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана всоответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистическогоподхода — органичная взаимная связь, соединение вышеперечисленных областейдеятельности с целью создания материалопроводящих систем, гармоничноорганизованных, легко управляемых и высокоэффективных. Логистическиорганизованная система также отличается от традиционной материалопроводящейсистемы, как современный автомобиль отличается от машины начала XXв. Цель логистики как теоретической науки — изучение закономерностейобразования и функционирования подобных систем. Цель логистики как практическойдеятельности — создание данных систем и обеспечение их функционирования.
Управление материальными потоками всегдаявлялось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишьсравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функцийэкономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынкупокупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных иторговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбеприобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ееметодами.
Глава 1. Функциональные области логистики
1.1 Характеристика функциональных областей логистики
Объектом логистики является сквознойматериальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеетизвестную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную,производственную, распределительную, транспортную и информационную.
1. В процессе обеспеченияпредприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. Наэтом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры иконтролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условийпоставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляетперечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потокамитребует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием пара-
метров сквозного материальногопотока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальнымпотоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материальногопотока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия-потребителя,имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного разделалогистики — закупочной логистики.
На практике границы деятельности,составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиямидоговора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия(рис. 1, а).
Производственное предприятие
Рис. 1. Участки материального потока, накоторых преимущественно
решаются задачи закупочной,производственной и распределительной
логистики
2. В процессе управленияматериальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающегоматериальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Спецификаэтого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потокавыполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистическогопроцесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Потокидет не в результате заключенных договоров, а в результате решений,принимаемых системой управления предприятием.
Сфера производственной логистикитесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовойпродукции. Однако основной круг задач в этой области — управлениематериальными потоками в процессе осуществления именно производства (рис. 1, б).
3.При управлении материальнымипотоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительнойлогистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются какпроизводственные предприятия, так и предприятия, осуществляющиеторгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношениевластные структуры, так как от организации распределения существенно зависитсостояние экономики региона.
На рис. 1, в показано, что в сферу вниманияраспределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь впроизводственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, вопросыразмера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена,а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинаютрешаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.
4. При управлении материальными потокамина транспортных участках решаются специфические задачи транспортнойлогистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процесседоведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя,можно подразделить на две большие группы (примерно равные):
• работа, выполняемаятранспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспортобщего пользования);
• работа, выполняемаясобственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.
Так же, как и другиефункциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченныхграниц не имеет.
5. Информационная логистика. Результатыдвижения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностьюорганизации движения информационных потоков. В последние десятилетия именновозможность эффективного управления мощными информационными потоками позволиластавить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокаязначимость информационной составляющей в логистических процессах стала причинойвыделения специального раздела логистики — информационной логистики. Объектисследования здесь — информационные системы, обеспечивающие управление материальнымипотоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии идругие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных сматериальными).
Информационнаялогистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этотраздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, атакже обмен информацией между различными участниками логистических процессов,находящимися на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощьюсредств спутниковой связи).
1.2 Взаимосвязь закупочной и распределительнойлогистики
Рассмотрим процесс управления материальнымпотоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщикомтоваров, а другое — оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управлениематериальным потоком должно осуществляться методами распределительнойлогистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методамизакупочной логистики. Кажущееся противоречие легко разрешимо.
Рассмотрим управление потоком на выделенномучастке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаровна свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существеннойстепени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организуетдоставку заказа на склад покупателя. Другими словами, управлением потоком нарассматриваемом участке в этом случае занимается поставщик. Применяемые методыотносятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оплативший доставку,от ее рациональной организации ничего не выигрывает (как ничего и непроигрывает, если доставка организована плохо).
Методы закупочной логистики при управленииматериальным потоком будут применяться на данном участке тогда, когда поусловию договора покупатель самостоятельно вывозит товар со складов поставщика.Рациональность действий службы закупок покупателя в этом случае можетсущественно улучшить его экономические показатели.
Контрагенты могут договориться об иныхусловиях доставки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожнуюстанцию своего города (а стоимость работ по доставке включает в ценупоставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь доведениемтовара до станции пункта отправления занимается служба распределенияпоставщика, далее — служба закупок покупателя.
Точка, в которой служба распределенияпоставщика передает управление материальным потоком службе закупок покупателя,определяется условиями франкировки груза, закладываемыми при заключениидоговора поставки. Термин «франке» обозначает порядок учета в ценеизделия, издержек по доставке продукции потребителю. В договоре поставкитермин «франке» указывает на то, до какой точки на пути движенияпродукции к покупателю издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несетпоставщик.
Условия франкировки груза обозначают (вопределенной степени) границу между сферами деятельности службы сбытапоставщика и службы снабжения покупателя. Однако не следует забывать, что какзакупочная, так и распределительная логистика являются функциональнымиобластями единой логистической деятельности. Эта деятельность осуществляетсясовместно как службой закупок покупателя, так и службой распределенияпоставщика. Поэтому все решения в области распределительной логистики должныприниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистикипокупателя. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции управленияматериальным потоком.
Глава 2. Дистрибьюция и физическое распределение
2.1 Основные понятия
Дистрибьюция — это комплексная логистическая активность, заключающаяся впродвижении готовой продукции (ГП) от производителей к конечным (илипромежуточным)
потребителям, организациипродаж, предпродажного и послепродажного сервиса.
Как и другие логистическиеактивности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических итактических целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкретные сегментырынка определены, то с логистических позиций основной задачей дистрибьюцииявляется максимальная экономия всех ресурсов в цепи «производитель-потребитель»при обеспечении требуемого уровня качества ГП и сервиса.
Доводить ли ГП до конечного потребителя илипродавать ее оптовым торговым посредникам? Эти вопросы имеют принципиальноезначение как для возможности фирмы в плане контроля над ценами и позицией нарынке, так и для организации дистрибьюции. Многие фирмы, чаще всего крупныекорпорации, стремятся создавать свои (фирменные) дистрибутивные сети дляобеспечения полного контроля над рынком сбыта продукции. Однако это требуетзначительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства,транспортировку, грузопереработку, управление запасами и т.д. Большинствофирм-производителей поэтому предпочитают при организации дистрибьюции пользоватьсяуслугами торговых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же времясохранить за собой право собственности на ГП на как можно более длинныхучастках дистрибутивных каналов (в смысле максимальной приближенности кконечным точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуациимежду фирмой-производителем и логистическими посредниками в планераспределения между ними затрат и прибыли, разрешение которых также являетсяпрерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции.
Дистрибьюция является ключевой логистическойактивностью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексныхактивностей.
Основнымифункциями логистического менеджмента дистрибьюцией являются:
• построение организационной структуры дистрибутивныхканалов и сетей;
• дислокация дистрибутивных центров (баз,складов) и других ЗЛС в дистрибутивных каналах;
• транспортировка ГП, возвратной тары и отходов;
• складирование, хранение и грузопереработкаГП в складской системе;
• управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
• передача прав собственности на ГП;
• обеспечение сохранности и защиты товаров,страхование рисков;
• поддержание стандартов качества ГП илогистического сервиса;
• ценообразование;
• мониторинг и информационно-компьютернаяподдержка логистических активностей в дистрибьюции и т.д.
Укрупненно эти функции можно разделить нафункции обмена, физического распределения и поддерживающие.
В самом общем виде модель дистрибьюции на общегосударственномуровне можно представить в виде схемы (рис. 2)
На схеме (рис. 2) показаныосновные потоки МР и ГП, распределяемые на государственном уровне внаправлении от промышленных и сельскохозяйственных процедур к промежуточным иконечным потребителям. Между производителями и потребителями находится большоеколичество посредников, играющих важную роль в дистрибьюции, которых условноможно разделить на две большие группы: оптовики и розничные торговцы(ритейлеры — от англ, термина «retailer»).
Рис. 2. Общая модель дистрибьюции
Число оптовых торговыхпосредников в дистрибутивных каналах современных организаций бизнеса находитсяв пределах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от национальных,отраслевых и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широкдиапазон изменения логистических издержек в дистрибьюции, которые составляют всреднем от 30% до 70% и могут доходить до 300% и более от себестоимостипроизводства по различным отраслям и компаниям.
Каждой отдельной активности в дистрибьюциисоответствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержкисоздания и управления запасами, транспортные расходы и-так называемыетрансакционные затраты («transactioncosts»), связанные с поиском логистических партнеров вдистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на ГПи другими подобными операциями.
2.2Дистрибутивные каналы и сети
Продукцияфирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным ипромежуточным потребителям по определенным дистрибутивным каналам, которые всовокупности образуют дистрибутивную сеть фирмы.
Дистрибутивным каналом называетсяупорядоченное множество звеньев логистической системы (ЗЛС),включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальныепотоки ГП одного наименования (или ассортимента), а также сопутствующий сервисот фирмы-производителя до конечных или промежуточных потребителей.
Полное множество дистрибутивных каналовобразует дистрибутивную сеть фирмы.
Виды дистрибутивных каналов иструктура сети зависят от:
• стратегических и тактическихцелей и задач фирмы на рынке сбыта ГП;
• логистической стратегии фирмы;
• видов и параметровматериальных (сервисных) потоков;
• продуктовых атрибутов и рядадругих факторов. Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотношения
между ЗЛС в них, а также решениялогистического менеджмента в дистрибьюции во многом определяют две базисныеконцепции фирмы-производителя ГП: специализация и ассортимент.
Специализация на определенных логистическихактивностях позволяет внутрифирменным или привлеченным ЗЛС выполнить ихнаилучшем образом. Привлечение в структуры дистрибутивных каналов и сетейлогистических посредников для фирмы может быть оправдано тогда, когда эти посредникивыполняют основные функции в дистрибьюции (транспортировку, складирование,грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.)более эффективно (с более высоким качеством и меньшими затратами), чем самафирма-производитель.
Логика специализации базируется на экономиив масштабе и охвате. Когда фирма специализируется на совершении определеннойфункции в дистрибьюции (например, на грузопереработке), она развивает масштаб иохват специфических активностей для достижения операционной экономии.Логистический сервис в дистрибьюции включает большое количествоспециализированных фирм: оптовых и розничных торговых посредников, транспортныхи экспедиторских фирм, компаний физического распределения, фирм, занимающихсяупаковкой, сортировкой, грузопереработкой, страховых и финансовых компаний ит.д.
Специализацию считают своегорода надстройкой продуктового ассортимента.
Концепция продуктовогоассортимента заключается в создании и позиционировании так называемогопродуктового микса, требуемого конкретными потребителями. С точки зренияфирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны бытьсконцентрированы, отсортированы и распределены в определенных местах (точках)дистрибутивных каналов. Ассортиментный процесс включает три основных этапа:концентрацию, кастомизацию и рассеивание.
Концентрация (или консолидация)представляет собой сбор больших количеств одного продукта или несколькихразличных продуктов таким образом, чтобы они немедленно могли быть проданы (распределены)группой. Простой пример — это консолида-ционный склад производителя. Обычнобольшие грузовые отправки производятся различными заводами и направляются наконсо-лидационные базы (склады). Использование в дистрибутивных каналахцентров консолидации (например, грузовых терминалов) позволяет уменьшить общееколичество трансакций (сделок) за счет того, что потребители могут разместитьассортиментный заказ на консолидационном центре быстрее, чем делать отдельныезаказы на специфические позиции каждому производителю отдельно.
Альтернативной схемой может быть привлечениепромышленных дистрибьюторов и оптовиков. Использование этих логистическихпосредников позволяет фирме-производителю и ритейлерам получить прибыль отконцентрации без непосредственного выполнения, связанных с нею работ. Основнымпринципом концентрации является минимизация суммы возможных трансакций, чтопроиллюстрировано примером (рис. 3).
Рис. 3. Схема, иллюстрирующаяуменьшение общего количества трансакций
Вторым этапом установления ассортиментаявляется кастомизация, под которой понимают процесс сортировки и группированияпродуктов в уникальные комбинации. Результатом кастомизации являются такиепродуктовые комбинации, которые удовлетворяют специфические запросы потребителей.Производители могут доставить потребителям смешанные или комбинированныегрупповые отправки ГП, которые позволяют последним поддерживать минимальныезапасы, а производителям экономить на транспортных издержках.
Тенденция кастомизации в современном бизнеседалеко превосходит просто сортировку ГП в стандартные комбинации. Кастомизациячасто включает специальную упаковку для создания уникального в смысле продажтовара и продвижения его в эксклюзивных дистрибутивных каналах. Одной израспространенных современных функций кастомизации является специальнаяподборка товаров для показа на выставках в целях продвижения новых продуктовгруппового ассортимента на рынок.
Конечным этапом ассортиментногопроцесса является рассеивание (dispersion), котороесостоит в отправке уникальных ассортиментных групп ГП потребителям в заданноевремя и место.
Структуры дистрибутивных каналов и сетейможно, классифицировать по нескольким признакам.
По числу торговых точек различают:
• интенсивное распределение(относится к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно«покрыть» рынок; например, для товаров повседневного спроса);
• селективное распределение(относится к незначительному числу торговых точек, рассчитанных на обслуживаниеособых потребностей специального сегмента рынка).
По признаку прямолинейности (т.е.количеству звеньев вертикального канала распределения) различают:
• прямую дистрибьюцию (когдапроизводитель осуществляет продвижение и продажу ГП в основном непосредственнопотребителям через структуры сбыта и отделы продаж);
• непрямую дистрибьюцию (когдатовары поступают потребителям через систему посредников — оптовых и розничныхторговцев, агентов, дилеров и т.п.).
На рис. 4 укрупненнопоказаны традиционные схемы прямой и непрямой дистрибьюции.
Рис. 4. Схемыпрямой и непрямой дистрибьюции
Структура дистрибутивной сети исхемы возможных товаропроводящих цепей зависят от вида производимой ГП и,соответственно, групп потребителей. На рис. 5 а) показаны возможные схемыпостроения дистрибутивных каналов для предметов потребления, а на рис. 5 б) —для средств производства в соответствии с классификацией продукции.
Для товаров широкого потребления более типичным является использование вдистрибутивных каналах оптовиков и ритейлеров, хотя некоторые фирмы, обладающиезначительными ресурсами, могут позволить себе прямую дистрибьюцию и продажу ГПнаселению (домашним хозяйствам). Обычно, чем более массовым является спрос(или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивныесети.
а б
Рис. 5. Типичныедистрибутивные каналы для различных групп потребителей (покупателей)
РаспределениеГП для промышленных потребителей (рис. 5 б) в основном осуществляется черезагентов (брокеров) с помощью промышленных дистрибьюторов. В ряде случаев дляэтого привлекаются джобберы.
При построении схемы дистрибутивной сети вЛС, выборе каналов распределения ГП и логистических посредников вдистрибь-юции следует учитывать целый комплекс факторов: характер производстваи спроса, имеющиеся ресурсы в дистрибьюции, территориальные особенности сбытаГП, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая территория, знаниетовара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями ит.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки итд.
2.3Логистические посредники в дистрибьюции
Современный бизнес с его высоким уровнемспециализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистрибутивныхканалах фирмы логистических посредников, выполняющих различные функции.
Укрупненно эти функции можноразделить на:
— функции (операции) физическогораспределения;
— функции обмена(купли-продажи);
— поддерживающие функции(стандартизации качества дистрибьюции, финансирования, информационнойподдержки, страхования рисков и т.п.).
Посредниками в операциях физическогораспределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские,транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, компании физическогораспределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовыераспределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковкеГП, грузоперера-батывающие и прочие предприятия. Логистические активности,относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговымипосредниками.
Среди посредников в дистрибьюции,выполняющих поддерживающие функции, можно указать на предприятия и учрежденияфинансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетныецентры и компании и т.п.), предприятия информационного сервиса(информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективногопользования, предприятия связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании,учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д.
Центральное место среди логистическихпосредников в дистри-бьюции занимают торговые посредники, которые кроменепосредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять имногие другие функции физического распределения и поддерживающие (например,транспортировки, экспедирования, страхования, грузопереработки, управлениязапасами, кредитно-финансового обслуживания, предпродажного и послепродажногосервиса и т.д.).
Торговые посредники в зависимости от ихфункций в дистрибутивной сети фирмы-производителя ГП могут бытьклассифицированы по трехуровневой схеме (рис.6).
Рис. 6. Схемаклассификации торговых посредников
Третий уровень, непосредственно приближенныйк потребителям, включает такие признаки классификации, как оказываемые сервисныеуслуги, класс потребителей, право собственности, контроля или представления,продуктовые атрибуты, методы организации торговли.
Оптовые торговцы 1-го уровня приобретаютправо собственности на товар со всеми сопровождающими это право коммерческимирисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного сприобретением товара в собственность, однако осуществляют определенныесервисные услуги как для производителя, так и для потребителя ГП.
2-й уровень классификации характеризует восновном степень полноты охвата посредниками всех торгово-распределительныхфункций в дистрибьюции и уровень сопутствующего сервиса.
Среди звеньев розничной торговой сети(ритейлеров), осуществляющих непосредственную продажу ГП потребителям, можноотметить независимых розничных торговцев, франшизу, кооперативы ритейлеров,розничные магазины фирм-изготовителей ГП, предприятия, торгующие по почте,супермаркеты и др.
В настоящее время различают три основныхтипа организации продаж фирмы-изготовителя:
• ориентированная на потребителя(вертикальная дистрибутивная сеть, возглавляемая директором по продажам, которомуподчинены менеджеры оптовиков и ритейлеров);
• регионально-ориентированная(горизонтальная дистрибутивная сеть, когда директор по продажам возглавляетсоответствующие отделения по регионам рынка сбыта);
• продуктово-ориентированная(смешанная дистрибутивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональныеменеджеры по видам ГП).
На практике все эти три базовых типаорганизации продаж могут комбинироваться в различных сочетаниях для достиженияцелей логистической стратегии фирмы.
2.4Физическое распределение
Все операции, связанные с преобразованиемнепосредственно материального потока в ЗЛС дистрибутивной сети, составляют ключевуюлогистическую активность — физическое распределение. К этим операциям(элементарным активностям) относятся: погрузка, разгрузка, затаривание,перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консолидация ит.д. Элементарные активности объединяются в комплексные: транспортировку,складирование, защитную упаковку, грузопереработку, управление запасами идругие с целью повышения эффективности работы ЛС и оптимизации качествалогистического сервиса в дистрибьюции.
Фирмы, осуществляющие подобное комплексноеобслуживание производителей или владельцев продукции, часто на Западе называютлогистическими фирмами или компаниями физического распределения (КФР).
Особенностью деятельности КФР является то,что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область ит.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), илиопределенную группу клиентов. КФР, как правило, заинтересованы как втранспортировке, так и других операциях физического распределения на протяжениивозможно большей части логистических каналов фирм-производителей (владельцев)товаров в определенной территориальной зоне. Обычно КФР работают с несколькимивидами товаров или несколькими товарными складами по материальным потокам. Ониявляются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют ГП,обеспечивая даже ее упаковку и предпродажный сервис.
Современные тенденции в развитии деятельностиКФР заключаются в попытках захватить как можно больший контроль над материальнымипотоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется,например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей дистрибутивной сетипо отдельному виду продукции или захвате рынка транспортных услуг попродвижению определенной номенклатуры грузов в территориальной зоне. При этомКФР, как правило, не являясь владельцами товаров, берут на себя только частьфинансового риска, связанного с движением, хранением и обработкой товаров подистрибутивному каналу (или сети).
Изготовитель (продавец) товара долженучитывать издержки и финансовый риск, фиксировать цену на каждом этапетовародвижения, чтобы сохранить контроль над потоками товаров и защитить своюприбыль или обеспечить выполнение иной целевой функции интегрированной ЛС.
Когда продукт достигает конечной точки вцепи внутрипроизводственной логистики, т.е. является пригодным для физическогораспределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого моментапродукт будет проходить через так называемые центры консолидации.
Каждый центр консолидации можетбыть определен как центр, товары которого сгруппированы или разделены на части,либо в котором выполняются операции как группирования, так и разделения. Каждойпередачей груза будет осуществляться:
— либо группирование товаров дляполучения более крупных единиц в целях снижения расходов на хранение,погрузочно-раз-грузочные работы и перевозку;
— либо операции по разделению начасти, так чтобы полученная единица измерения продукта в конце логистическойцепи была пригодна для потребления.
Одно из основных правиллогистики в дистрибьюции заключается в транспортировке как можно дальше и какможно чаще самых крупных из возможных производственных или транспортныхединиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо«консолидировать» насколько это возможно все различные предметы материальногопотока, направляемого к конечной точке этой цепи.
Любая единица является результатом согласований и определений всоответствующих ЗЛС. По этой причине в западной литературе по логистике ониназываются «transactionunits» — учетно-договорныеединицы (УДЕ). Эти единицы являются соглашением по обмену между партнерами(ЗЛС) внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такаяединица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики,достаточно долго закрепленные, чтобы облегчить повторные логистические операциифизического распределения. Эти х