Функциональные стили языка
Анализ
особенностей публицистического стиля.
Публицистический
стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую область
общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и
др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) – журналах, газетах, на
радио и телевидении.
Главная
функция публицистического стиля – сообщение социально значимых новостей и их
комментирование, оценка событий и фактов.
Публицистические
тексты имеют ряд общих черт:
все
они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей)
определённого отношения к передаваемой информации;
пишутся
в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему
определённых идеологических ценностей;
отличаются
тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той
или иной идее;
обладают
ярко выраженным субъективным началом;
воспринимаются
читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются
журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.
Отбор
событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально
значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав
государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и
т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих
событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения
(театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).
Воздействующая
функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным
из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального
воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает
экспрессивность и стандартизованность.
Публицистический
стиль функционирует в определённых устойчивых формах – жанрах. Традиционно
публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и
художественно-публицистические.
Если
вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам:
заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих
событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию,
рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное
представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в
художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Коротко
охарактеризуем каждую группу жанров.
Для
информационных жанров в целомхарактерна объективность в изложении информации.
Информационная
заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет
происходить. В расширенной информации добвляются комментирующие части, уточняющие
почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.
Репортаж
характеризуется присутствием автора на месте события. Современый репортаж часто
является смешанным жанром – информационно-аналитическим, где совмещаются
описания активных действий журналиста для выяснения вороса (интервью с
очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.
Современное
интервью – полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы,
задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о
проблеме) или публицистическим (портретное интервью).
Целью
аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной
проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый
распространённый аналитический жанр – проблемная статья. Для неё характерна
логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как
доказательство главного тезиса. Статья может предствавлять собой как
дедуктивное рассуждние – от главного тезиса к доказательствам, так и
рассуждение индуквивное – от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в
научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его
главная цель – воздействие на читателя. В качестве фактологических
доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью.
Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.
Художественно-публицистические
жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме.
Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от
объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным.
В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает
о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может
быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь
также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ
повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым
событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной
авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него
характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.
В
последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные
изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передова статья. Почти пропали
очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр
журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в
основе которых лежит диалог: интервью, “круглые столы”, беседы, экспресс–интервью,
позволяющие узнать информацию и мнение “из первых рук”.
В
настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых
перегородок и появление гибридных жанров.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpora07.narod.ru/
Дата добавления: 09.11.2011