Федеральноеагентство по образованию
Кафедраиностранных языков
Курсоваяработа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
на тему
«Функциональныетипы речи».
Выполнил:
Проверил:
2008г.
Содержание
Введение…………………………………………………..…………..3
Работа с терминологией………………………………….…………..4
Функциональныетипы речи:
Описание……………………………………………………………….5
Повествование…………………………………………….…..………8
Рассуждение………………………………………………..………..10
Памятка…………………………………………………….………….13
Вывод…………………………………………………………….…..14
Литература……………………………………………………….…..15
Введение
Проблема знания человекомфункциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми:дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строитьсвою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей.Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читаякакое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкоепредставление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональныхтипов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачамикоммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотноговыступления перед публикой.
Процесс коммуникативногоразвития личности невозможен без формирования теоретически четкогопредставления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки уменияанализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу,умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными,композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того илииного функционального типа речи.
В данной работе пойдетречь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будутрассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этихтипов, приведены примеры использования.
Задачи, которые стоятперед данной работой: дать базовое определение на основе нескольких источников,дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать напримерах применение типов речи.
Огромный вклад в развитиерусского языка внесли ученые: Виноградов Виктор Владимирович (1894—1969) —советский литературовед и лингвист-русист, Анатолий Власович Жуков (филолог-pусист)и другие.
Работа с терминологией
В учебникерусского языка Н.Ю.Штрекера «Русский язык и культура речи» дается следующее определение типа речи:под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщеннымзначением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события,явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражаетсяопределенными языковыми средствами.
Данноеопределение дает нам понять, что тип речи несет определенное значение ивыражается определенными языковыми средствами.
В учебнике длявузов Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. «Культура русской речи» профункционально-смысловые типы речи сказано: тип речи представляет собоймонологическое повествование – информацию о развивающихся действиях,монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта,монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях. Смысловые типыприсутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и от концептуального замыслаоратора, чем обусловлено включение или невключение того или иного смысловоготипа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлениеморатора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателямвоспринять выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а такжепридать речи динамический характер.
В данномопределении подчеркивается, что функциональные типы присутствуют в речи взависимости от её вида, замысла автора.
Нечаева О.А.в книге «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование,рассуждение)» указывает определение типов речи: функциональные типы речи –коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи,к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.
Данноеопределение показывает нам, что типы речи служат для общения людей друг сдругом.
Итак, мыдадим свое определение типа речи на основе приведенных выше определений.Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированныеразновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковымисредствами.
Функциональные типы речи
Рассмотримосновные функциональные типы речи, подробно характеризуя каждый из них.
Описание
Описание –это функциональный тип речи, сущность которого сводится к выражению фактасосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служитдля подробной передачи состояния действительности, изображения природы,местности, интерьера, внешности. Например:
«Кочановскаяусадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата — дом крыт щепой, собеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правомрига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать,старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух).
В содержанииописательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия.Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные иприлагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня,дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственнымзначением – обстоятельства места (на речке, против деревни и т. п.). Глагольныесказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке;окно выходит на речку), либо имеют качественно-изобразительное значение (жесткиймалинник подпирает флигель). Часто используется глагольная форма настоящеговремени, выражающая длительное состояние предмета или «вневременное»состояние (стоит, соединяют, подпирает).
Глаголынесовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемыхявлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенноговида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а неактивное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен иумерла на полянке).
Для описанияхарактерна однотипность форм сказуемого, которая является показателемстатичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящеговремени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описанияхс планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени.
Описаниеможет включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, чтосоздает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный времарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневниковогохарактера. Например:
«Большаякомната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бoльшую частьдня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем,несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего исреднего течения Волги — от Рыбинска до Казани; под картой — широкая тахтапокрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол,стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна- тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках — герань, в простенкемежду окнами на полу в кадке — лавровое дерево. Маленькая полка, на ней — серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную,перед столом — дверь в другие комнаты» (М. Горький. Васса Железнова).
В такихописаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправныотносительно друг друга. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от«точки отсчета».
Перечислительныйсмысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.
Это нагляднодемонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие ввиде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений,выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разнымипредикатами.
Например:
«Обыкновенныйуж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейскойчасти страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии.Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами,грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко» (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).
Дляхудожественного текста характерна контаминация описания с повествованием.Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательномтексте.
Иногдасмысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о«динамическом описании» – типе речи переходном, граничащем сповествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькимивременными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержаниеописания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем,что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия,их «шаговом» характере, такое содержание определяет отборпредложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описаниеиспользуется часто для показа внешних событий, являясь средствомнатуралистического отражения действительности (существует специальный терминдля обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия сбольшой точностью передачи деталей — «секундный стиль»).
Кроме того,динамическое описание может служить средством острых, тонких психологическихзарисовок – при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.
Динамическоеописание широко представлено и в научных текстах (наряду с описаниемстатическим и рассуждением), где используется для подробного, точногоизображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента.
Задача авторапри этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном временисобытиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этаповэтого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени. Например: «Берутпризму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затемобе половины склеивают канадским бальзамом…» (А.Г. Столетов. Введение вакустику и оптику).
Повествование
Повествование– функциональный тип речи, предназначенный для изображения последовательногоряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:
«Идоктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земскимврачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему,как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-тозимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре,о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник — это было вознесение, — после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко икстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него ещене было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потомкак-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решилсходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч);
На первомплане в содержании повествовательных фрагментов текста – порядок протеканиядействия.
Каждоепредложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, вдвижении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых,которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временнаяразнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголысовершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили,поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.), которые обозначаютдействия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретнаялексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируетсяпосредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, впраздник, после приема больных).
Поиспользованию синтаксических построений и типов связи предложений повествованиепротивопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) вразличии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном наиспользовании форм несовершенного вида, повествование – совершенного; 2) впреобладании цепной связи предложений в повествовании – для описания болеехарактерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений –для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения,широко представленные в описательных контекстах.
Повествование– тип речи, функционирующий, прежде всего, в художественных текстах иоформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстахнекоторых жанров публицистики — репортажа, очерка, информативно-экспрессивныхзаметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементыописательности и повествовательности. Описание включается в повествование длянаглядно-образного представления героев, места действия.
Рассуждение
Рассуждение –функциональный тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления –умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речиаргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению илиаргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощьюлексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Основнойсферой употребления рассуждения является наука, в которой актуален логический,рациональный тип мышления.
Рассуждениефункционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционныхвариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.
Центральнойразновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смыслеслова) – тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственныеотношения между суждениями: от причины к следствию. Рассуждение занимаетбольшую роль в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речиоформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путьрешения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепьпредложений, связанных отношениями логического следования. Например:
«Поддействием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как вболее высокое, так и в более низкое энергетическое состояние… В первом случаеволна будет ослабляться, во втором — усиливаться. Если парамагнетик находится втепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии сзаконом Больцмана… Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии сменьшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большейэнергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будутпреобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итогеинтенсивность волны будет уменьшаться — парамагнетик поглощает электромагнитноеизлучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, чтоэлектронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощениеэнергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся впостоянном магнитном поле» (И.В. Савельев. Курс общей физики).
Особое местозанимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придатьвысказанным суждениям более аргументированный характер:
– доказательство –коммуникативно-познавательная функция — установление истинности тезиса,
– опровержение –разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
– подтверждение –или эмпирическое доказательство, функция — установление достоверностивысказанного положения посредством подкрепления его фактами,
– обоснование –установление целесообразности действия, мотивировка.
В отличие отдоказательства, которое соответствует вопросу «Действительно ли этотак?», обоснование дает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно,целесообразно?». Эти подтипы рассуждения объединяются между собой наоснове структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую частьпостроения, и аргументы — комментирующую часть, которая призвана снять сомнения(полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезисаположения.
Приведемпример доказательства: «Тепловое движение излучающих атомов приводит к такназываемому доплеровскому расширению спектральных линий. Пусть в моментиспускания фотона атом обладает импульсом… Поэтому импульс атома изменяется…Следовательно, изменяется и энергия поступательного движения атома… Заменим…Обозначим… Значение этой частоты получается из условия… В результате получим,что… Из формул … вытекает, что… Подставив сюда выражение.., придем к формуле…Следовательно, выражение … дает доплеровскую ширину у спектральной линии»(И.В. Савельев. Курс общей физики).
Доказательство,как правило, завершается вариативным повтором тезиса – выводом, т. е. уже известнымчитателю суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана егоистинность. Между начальным и заключительным предложениями устанавливаетсядистантная лексико-семантическая связь, которая является сигналом начала иконца высказывания, выполняет особую композиционную роль, организуя текст.Доказательство характеризуется использованием типического набора средств. Кстереотипным способам его оформления относится обозначение последовательностиопераций с помощью глаголов 1-го лица множественного числа: найдем, умножим,приравняем, определим и т. п. Результат этих операций вводится словами будет,будем иметь, получим, откуда получается, отсюда вытекает, тогда и др. Длявыражения причинно-следственных связей используются союзы и союзные аналогисоответствующей семантики: так как, так что, потому, поэтому, следовательно,таким образом, итак. В доказательстве, осуществляемом с помощью дополнительныхдопущений, используется частица «пусть», слова «предположим», «допустим»,условные конструкции.
Еще однимподтипом рассуждения является объяснение. В отличие от названных подтиповрассуждения, объяснение служит, прежде всего, не целям подтверждениясправедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причинреальных явлений. Например:
«Интересноотметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокнесглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик,то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии.Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностногонатяжения…» (С.П.Папков. Полимерные волокнистые материалы).
Рассуждениекак текстовое явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научномустилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатилсярассуждением в его наиболее «чистом» виде.
Памятка
Повествование
Тип речи, в которомобычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложенийв тексте обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложениесодержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могутбыть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Используются формыглаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени.Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность илиповторяемость действий.
Как средства связипредложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п.,обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающиетечение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко,заключающие текст.
Повествование может бытьпредставлено серией назывных предложений.
Описание
Тип речи, в котором сразной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов илиявлений.
Способ связи предложенийв тексте – параллельная связь ( 2 3 4 ).
Первое предложениесодержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи,характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично,неподвижно.
Используются глаголынесовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности исвязности текста – однокоренные слова и лексический повтор.Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочнымзначением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем вдругих типах текстов.
Описание может бытьпредставлено серией назывных предложений.
Рассуждение
Тип речи, в которомустанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требуетлогически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата вчем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, котороенадо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).
Последовательностьаргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может бытьобозначена абзацным членением.
После тезиса,сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему?зачем? что это значит?, переход ко 2 части может начинаться со следующихпредложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…
В качестве аргументовиспользуются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицыи поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личнойжизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные напричинно-следственныхсвязях. При перечислении аргументов употребляются вводныеслова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак,следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассужденияупотребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо,поэтому, вследствие того что и т.п.
В художественном стилетип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей иобычно содержит не все три части схемы рассуждения.
Вывод
Актуальность проблемы,которая была затронута в данной работе, имеет большое значение. Ведь процессразвития личности, развитие умения общаться с другими людьми невозможен беззнания функционально-смысловой типологии речи, без выработки уменияанализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу,умения создавать тексты в соответствии с определенным типом речи.
В качествебазового определения типов речи мы приняли следующее: функциональные типы речи– это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологическойречи, которые выражаются определенными языковыми средствами.
В даннойработе присутствует небольшая памятка с определением каждого типа речи и егократкими характеристиками.
Исследованиелитературного языка тесно связано и с изучением литературы, истории языка,истории культуры данного народа. При некоторой исторической неопределенностипонимания существа литературного языка он является одним из самых действенныхорудий просвещения и соприкасается с задачами образования, школы. Все этосвидетельствует о первостепенном научном и практическом значении проблемылитературного языка.
Литература
1. Виноградов В.В… Избранные труды. История русского литературного языка.– М., 1978.-320 с
2. Граудина Л.К.,Ширяев Е.Н… Культура русской речи. Учебник для вузов. – М., 1999. — 560 с
3. Кожина М.Н.Стилистика русского языка. –М ., 1993. -373 с
4. Лосева Л.М. Как строитсятекст. –М ., 1980. -360 с
5. Нечаева О.А.Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). –Улан-Удэ,1974.
6. Трошева Т.Б.Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературногоязыка XVIII — XX вв., -Пермь, 1999.
7. Штрекер Н.Ю…Русский язык и культура речи. –М.,-2003. -250с