функция мотивации

Функция мотивации. Виды управленческой мотивации. Мотивация – это система факторов, побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенное направление и содержание. Мотивация труда – это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Под стимулом обычно подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние целевые установки и др. Данная функция носит универсальный характер, т.к. исполняется в рамках всех прочих управленческих функций. Мотивацией обуславливается сама человеческая деятельность, даже вхождение человека в состав организации

мотивируется целями этой организации. Современные теории мотивации в значительной степени основаны на результатах психологических исследований и направлены в первую очередь на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности рассматриваются в данном контексте как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию, и разделяются на первичные (врожденные) и вторичные (образующиеся в ходе приобретения определенного жизненного опыта).

Существует довольно много теорий мотивации: • Теория иерархии потребностей Маслоу физиологические потребности ФП потребность в безопасности ПБ потребность в принадлежности ПП социальные потребность в признании ПУ уважение потребность в самовыражении. • Теория К. Альдерфера – потребности роста, потребности связи, потребности существования. •
Теория двух факторов Ф. Герцберга – факторы здоровья и мотивирующие факторы. • Теория приобретенных потребностей МакКлелланда – потребность достижения, потребность властвования, потребность соучастия. Зная теории мотивации руководителю легче привлечь к работе образованных, знающих людей, помочь лучше реализовать свои возможности. Мотивация → удовлетворение потребностей → достижение целей. Виды мотивации: 1. Материальная мотивация – ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников

в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние. Мотивационная деятельность может базироваться на прямых мотивах или косвенных, облегчающих получение прямых. Основные формы: заработная плата, прибыль, льготы, выплаты, премии, проценты и т.д. 2. Нематериальная мотивация – ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов. Основные формы: 1) мотивация целями;

2) мотивация участием в делах (предоставление права голоса, консультирование по специальным вопросам, делегирование прав и ответственности); 3) мотивация обогащением труда (предоставление сотруднику более содержательной, социально значимой работы с перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда).