Футбольные фанаты как часть общества

Оглавление ………………………………………………………..1
Введение………………..…………………………………..………2-3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблемав России.
1.1 Фанатское движение вРоссии…………………………………3-8
1.2 Фан- группы (фирмы,банды)…………………………………………….9-11
1.3 Общие замечания о субкультурефутбольных фанатов……11-13
1.4 Символика и атрибутика фан-движения……………………13-15
Глава 2. Сравнение футбольных фанатов вРоссии и в Британии.
2.1 Сленг…………………………………………………………..15-16
2.2 Коллективные действия……………………………………….16-19
2.3 Выезды …………………………………………………………19-21
2.4 Фанатские войны………………………………………..……21-24
Заключение………………………………………………………24-25
Литература………………………………………………………..26
Введение.

В течение более чем трех лет я довольно тесно связан с таким социальнымявлением как футбольный фанатизм и оказался свидетелем его бурного развития. Заэти годы этот объект развивался довольно бурно, поэтому с ним происходиломножество различных изменений. Тем не менее, по непонятным причинам этот объектне вызвал серьезного научного интереса со стороны российских социологов.Поэтому цель моего исследования будет сравнить развитие футбольных фанатов вРоссии и в Британии. К задачам будет относится анализ причин возникновениятакого явления, как футбольные фанаты. В методы исследования будет входитьтеоретический анализ, синтез, сопоставление.
В данном вступлении мне хотелось быопределить круг понятий, используемых в работе, для того чтобы в дальнейшемчитателю было ясно, что имеется в виду в том или ином случае.
Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о том, кого считать футбольнымфанатом, а кого просто болельщиком. Этот вопрос весьма спорен и окончательно непрояснен даже у самих фанатов. Тем не менее, существует несколько критериевотнесения болельщика к числу фанатов. Во-первых, активное посещение домашнихматчей команды. Во-вторых, ежегодное совершение нескольких выездов в другиегорода. В-третьих, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. В-четвертых участие в околофутбольных событиях. На основании этих критериев исовершается разделение между фанатами и простыми болельщиками.
Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполневозможно и даже необходимо изучать с разных позиций. На мой взгляд,целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: какобщественное движение, как социальную группу и как носителей специфическойсубкультуры – что я и попытаюсь сделать в этой работе.
Термин «фан-движение» будет употребляться мною в 2 смыслах.Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либоконкретный футбольный клуб. А, во-вторых, при обозначении общероссийскогофан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какойклуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубовнаходятся.
Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп (вдальнейшем я буду их называть фан-группами, либо «фирмами», бандами) изначительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоятиз 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихсяопределенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый«устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, принесоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока этитребования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, нонаходится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкциипо отношению к нему вряд ли будут применены.
Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, нотем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют взначительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, невыпадают из движения.
И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Еецентральным компонентом, на мой взгляд, служат специфические практики, но обэтом речь пойдет чуть позже. Безусловно, существует определенная специфика укаждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб,но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Кстати, именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения вРоссии, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить даннуюкультурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура – ключевой момент,основание такого явления как футбольный фанатизм.
Итак, завершив это необходимое вступление, можно приступить к непосредственномурассмотрению футбольного фанатизма в современной России и Европе.

1.1 Фанатское движение в России.
Прежде всего, следует определить, чтоименно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было быошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольныххулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразупометить его отрицательным ярлыком.
Футбольными фанатами в данном исследовании предлагаю называть ту часть футбольныхболельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры(нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует всоответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение – это среда, врамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителемопределенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то времяпоявились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик:выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовалиспециальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда,фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со сторонытрадиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, непринимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтовсоветского общества, из-за его несоответствия традиционным культурнымстереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, итерриториально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов:Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотенчеловек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движенияначинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.
Новое молодежное увлечениекоммунистические власти сочли “чуждым советскому обществу”. Реакция их быласоответствующей – “Запретить!”. Фанатов целыми секторами удаляли со стадионовне только за речевки, но даже за хлопки (!) в поддержку своей команды, азрителям разрешалось вскакивать со своих мест только после забитых голов. Навокзалах милиционеры отнимали у едущих на футбол в другой город молодых людейбилеты на поезда. Фанатов исключали из комсомола и из институтов, таким образомставя крест на их дальнейшей карьере. Наконец, после “Хаарлема” (название этогоголландского клуба стало для нас символом трагедии, произошедшей 20 октября 1982года, когда на матче Кубка УЕФА с участием “Спартака” погибло по официальнымданным 60, а по неофициальным около 300 болельщиков. Но это отдельная скорбнаятема). милицейские репрессии достигли своего пика. Значок на куртке мог статьпричиной недопущения на стадион, не говоря уже о “совершенно криминальном”шарфе. И такие абсурдно-драконовские меры дали свои плоды – на трибунахсоветских стадионов воцарилась тишина. Но и в условиях тотального прессасоветские фанаты продолжали существовать, хотя и в значительно поредевшемсоставе.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это сцелым рядом факторов.
Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому.Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик,что создало российскому фан-движению новые возможности.
Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западефан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период историинашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западныхклубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалосьв информационном вакууме. По мере демократизации общества российскоефан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, изначительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все этоспособствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и,следовательно, сделало его более популярным и массовым.
И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественныхдвижений и субкультур, представители которых впоследствии включались вфан-движение.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первыйохватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы.
В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамкахфан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, нопоскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то этииздания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западнойсубкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм истереотипов.
Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориальнолокализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оноприбавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячамичеловек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были умосковских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».
Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движениестолкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всеголюдских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования врамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования врамках фан-групп.
Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группахзначительно теснее коммуникации, потому подобные образования болеежизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными отнападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или«дедовщины» собственных «соратников». У фан-движенияпоявляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находятподдержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов врамках фан-групп.
Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Посколькусубкультура к этому времени уже достаточно развита, то это не составляет дляних особой проблемы – они могут быть в курсе всех событий, происходящих вфан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИфан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективныхпрактиках и не чувствовать себя ущемленными.
Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитетфаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов».Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее – крометого, существуют еще «двойники», «тройники» (выезд в 2 или3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то этотакже повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получилифанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и, вдобавок,умудрились попасть в сюжет НТВ. Лидер фанатов «Динамо» Команча совершил 107выездов, а у болельщика с огромным стажем Жени Нечая около 170. Таких ктонакатал более 100 выездов единицы. Также на авторитет фаната влияют и некоторыедругие факторы, о которых речь пойдет позже.
Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально.Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе иу ряда клубов первого дивизиона, появляются фан-движения, исключением стоит«Алания» из Владикавказа, это обусловлено менталитетом жителей Кавказа.Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Ярославле,Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочихрегиональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотенчеловек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то онасоставляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам этораспределено так: «Спартак» (Москва) – около 15 тысяч,«ЦСКА» (Москва) – около 10 тысяч, «Динамо» (Москва),«Зенит» (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, «Торпедо»,«Локомотив» (Москва) – 2-3 тысячи.
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данныймомент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качествеиллюстрации — ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десяткитысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом,фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотенчеловек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскуюатрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случаекакого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате,успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого родамосковский «Локомотив» и Санкт-Петербургский «Зенит».
Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московскойкомандой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубкахсущественно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с«Зенитом». В то время когда «Зенит» выступал в первой лигечисленность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но кактолько он вышел в высшую лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз ис тех пор постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовымявлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяетсяпо всей стране.
На более детальном примереразберем фанатское движение московского Динамо.
Историябело-голубого фанатизма покрыта мраком. Практически нет очевидцев, способных еепересказать. Надеемся, что выражение «Кто не помнит своего прошлого, утого нет будущего» не относятся к динамовскому фан-движению.
Доподлинноизвестно немного. Вот некоторые страницы истории динамовского фанатизма.
Егоначало было положено в далеком 1976 году. Именно тогда впервые были замеченымолодые люди в бело-голубых шарфах на Западной трибуне «Динамо». Тогдаже были пробиты первые выезды. Считается, что именно бело-голубые сталипервыми, кто сопровождал свою команду в другие города. Как и у любых московскихфанатов, у них были благополучные для посещения города и города проблемные. Кпоследним относились Вильнюс, Днепропетровск и традиционно враждебный кмосквичам Киев. В Москве враждовали со спартаковцами. Их взаимная ненавистьдожила и до наших дней. В то время динамовская «торсида» быланемногочисленной. На Западной трибуне собиралось до ста человек. На выездывыбиралось около десятка. Тогда не существовало понятий «банда». Былипросто группы, объединенные любовью к футболу и к своему клубу. Молодежьтрадиционно болела за «Спартак» или ЦСКА, не жалуя«Динамо». Болельщиков «Динамо» в те годы неофициально называли«КЛН», что означало «клуб любителей напиться». Была у них иэмблема: пивная кружка на фоне динамовского значка. Пили действительно много.Но никто по этому поводу не расстраивался. Западная трибуна представляла собойсплоченный, стабильный коллектив, десять лет не знавший ни спадов, ни подъемов.Первый подъем произошел в 1986 году, когда динамовская футбольная командазавоевала серебряные медали первенства СССР. Но продлился он недолго. Уже в1988 году начался серьезный спад, затянувшийся до 1994 года. Его причины,видимо, кроются в том, что у динамовских фанатов отсутствовала связь поколений.Кто-то вырос, кто-то устал, многих забрали в армию. Не осталось смены. Конечно,трибуны не пустовали. Но по сравнению со спартаковскими фанатами они проигрывалина порядок прежде всего тем, что у бело-голубых не было сплоченной старойгвардии. Не оказалось и ярко выраженного лидера, который смог бы возродитьдвижение. Так, в «Торпедо» в тот момент появился В. Петраков,поднявший буквально с самого дна черно-белый фанатизм.
Подъемже начался примерно в 1994 году. Возможно, повлияли победы хоккейного клуба вроссийском чемпионате, а возможно, и общий подъем фанатизма в стране.Постепенно народ стал возвращаться на сектора стадиона. Распад СССР привел ктому, что весь отечественный фанатизм оказался в глубоком кризисе. Армейскиефанаты первыми вышли из него, явив тем самым пример другим. 9 сентября 1994года они развесили на трибуне свой транспарант “RED-BLUE WARRIORS”(красно-синие воины). У динамовцев в тот момент ничего не было: ни группировки, ни, каксами понимаете, толкового названия. Поступок “армейцев” послужил своеобразнымимпульсом для динамовских болельщиков, он пробудил их ото сна и заставил действовать.После того матча группа активных молодых людей собралась, посовещалась и решиладать нашей зарождающейся бригаде подходящее название, то есть такое, которое вовсех отношениях ассоциируется со славным именем “Динамо”. Так и подобралсянебольшой ряд созвучных друг другу слов: “Динамо”-Динамит- Dynamite. BLUE-WHITEDYNAMITE(сине- белый динамит) — Данная организация объединяет в своих рядахгорячих поклонников московского “Динамо”, которые страстно поддерживают свойклуб как в России, так и за рубежом. Руководитель Клуба болельщиков «Динамо»является Александр Шпрыгин по прозвищу Команча. Прозвище Команча получил пофильму «Вождь краснокожих» Первый выезд у него был в 1993-м году вВолгоград.
Затемпуть «динамиков» лежал в Финляндию. В небольшом городе Пори динамовцывстречались с малоизвестной командой «Джаз». Там возник конфликт — приехавшие из России фанаты развернули свой транспарант «WHITE POWER»и предъявили публике свои кельтские кресты. В Финляндии все это считаетсяпроявлением нацизма, вследствие чего к динамовскому сектору подошли полицейскиеи представители местной антифашистской организации. В результате послепродолжительных переговоров скандал был замят.
Фанатовмосковского «Динамо» мирными не назовешь никак. Они любят повторять:«Мальчиками для битья быть ни для кого не собираемся». Хотя сами кого-нибудьпобить, в принципе, не против. Традиционными врагами бело-голубых всегда былиспартаковские и торпедовские фаны и в 1999 году к ним добавились еще и питерцы,после того, как они у нас выиграли финал Кубка. Ну, с красно- белыми всепонятно. Тут действует принцип: твой враг, мой враг. Ведь ни для кого несекрет, что динамики всегда тяготели к армейцам. Вместе участвовали в битвах,не раз поддерживая друг друга. Но в последние время отношения междуболельщиками Динамо и ЦСКА холодеют, после того как в ЦСКА из Динамо перешлонесколько ключевых игроков. Спартаковская “народность” нас просто раздражает.Каждый политик, каждая поп- «звезда» считают своим долгом заявить, что“Спартак” — венец творения. Эта реклама сделала свое дело, и теперь в глазахрябит от обилия красно-белого цвета. Но мы-то болеем не числом, а умением.Динамовские болельщики всегда были более интеллигентными, культурными испокойными, чем поклонники так называемой “народной команды”. И уже в этомзаключается элитность клуба.

1.2 Фан-группы (фирмы, банды)

Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности внесколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, чтоодинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным простофизически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения нафан-группы (банды, фирмы), куда входят наиболее активные фанаты.
Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитает, например,совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских илидружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиальнонеоднородным по своему составу и состоит из разных групп.
Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:
Во-первых, hooligan’s. Так называемые hooligan’s, или футбольныехулиганы — это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Ихчисленность невелика, по 20-30, реже 50, человек в фан-группе. В фан-движенииможет быть несколько таких банд. Они пытаются претендовать на роль своеобразнойэлиты фан-движения (основы). Это находит отражение даже в специальнойсимволике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждыйфанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символикион подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобныхфан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan’s обязаны ежегодно совершатьбольшинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны поотношению к ним и участвовать во всех драках.
В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan’sвраждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственномфан-движении. Такая символика (добытая в драках), принадлежащая вражескойфан-группе может носиться фанатом, добывшим ее. Сейчас в драках стараютсяотбить вражеский баннер(большое полотно с названием банды. Например- Gladiators, RBW, BWD, Capitals…).
Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они такженемногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальномупринципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такиефан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие нетолько поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.
Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, чтоестественно наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например,фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду«большого города», или жители городского микрорайона. Как правило,это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою«отдельность» от остального города.
А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи»или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие вдеятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражаетчувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любомфан-движении.
Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытойпродаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У нихнет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когдасовершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В тоже время они наиболееуязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когдаони не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодыефанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со сторонынекоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan’s. Правда, обычно этоограничивается сбором определенной денежной «дани».
Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следуетзатронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы, и как онифункционируют.
Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципутерриториальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в даннойфан-группе может оказаться человек, живущий, например, на другом краю города.Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одногоили двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов,пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами даннойгруппировки. Потом тебя и других новичков просматривают в «деле», а после этогомогут взять в состав банды.
Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действияфаната. Обычно уставом предписывается то, какое количество выездов в другиегорода должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выездыподразделяются на «ближние» и «дальние», в таких случаяхпредписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов.
Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль,так чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развитиягруппировки функции: организаторская, информационная, управление финансамигруппировки и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываютсясовершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чемзаняться.
Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либоактуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением.
В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, вдругих же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевыепроекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант ит.д.
Таким образом, фан-группа – это достаточно автономное образование внутрифан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно вфан-группу.
Существует даже такая фанатская байка, что однажды к старому фанату пришелчеловек и говорит, что он с приятелями хочет создать фан-группу. На вопросфаната, сколько же их человек, он отвечает, что около 20, правда, 15 из них незнают футбольных правил и футболом, в общем-то, не интересуются. Это, конечно,всего лишь байка, но она имеет под собой определенные основания.
Действительно, одно время существовала заметная тенденция, что к фанатампыталась прибиться обыкновенная городская шпана, которую прельщала возможностьвыйти на «качественно новый» уровень, формально став фанатом, реальноне меняя своих привычек. Правда, такие люди либо отсеивались, либодействительно меняли свои привычки. Но чаще таких людей гнали подальше от своейФан-группы, т.к. такие люди сегодня бьются за тебя, а завтра перейдут в станврага.

1.3 Общие замечания о субкультуре
футбольных фанатов.

В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельныхнациональных субкультур футбольных фанатов. Да, существуют некотораянациональная специфика, те или иные практики, отличные от практик фанатовдругих стран, варианты сленга. Но все это, можно списать на различия разныхнародов в темпераменте, культурных традициях и т.д. Тем не менее, на мойвзгляд, не стоит говорить о существенном, принципиальном отличии разныхнациональных фанатских субкультур.
Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результатепостоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировойфанатской субкультуры.
Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры.Фан-движение в России возникло в тот момент, когда эта субкультура ужесуществовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такойсубкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобывоспроизводить эту субкультуру.
Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновенияпочти 100-процентной культурной инсценировкой. В пользу этого тезиса можнопривести целый ряд аргументов. Во-первых, в России до 70-х годов 20 веканикогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых,популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. Дотех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интересаэлектронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ееразвитие становилось все более бурным. В-третьих, не случайно, что фан-движениев России зародилось в Москве и Санкт-Петербурге – в тех городах, которыенаиболее восприимчивы к западным культурным явлениям и западному образу жизни.В-четвертых, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре.Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже втех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве или вевропейских кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст участников 15-25 лет,то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и готовы к изменениюкультурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить.
Хотя фан-движение в России возникло для того, чтобы воспроизвести ужесуществовавший культурный эталон, состав участников оказался принципиальнодругим, чем на Западе. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возрасткоторых около 26-40 лет, люди уже твердо стоят на ногах в этой жизни. Средний возрастроссийских фанатов 15-25 лет. Наверное, существует принципиально разная системамотивации участия, но это тема отдельного исследования. Правда, почти вселидеры намного старше по возрасту (начинали в 70-80-х годах).
Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуреобщества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но неконфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают,то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликтавыплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.
Если говорить о взаимоотношениях субкультуры футбольного фанатизма с другимсубкультурам, например, музыкальными, то также заметна одна, вполне логичнаязакономерность. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой дляпредставителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, алисоманов,панков и т.д. Как правило, это «агрессивные» субкультуры,предстаители которых предпочитают конфликтное существование с представителямидругих субкультур, с органами правопорядка, делают вызов обществу и т.д. Такоеобъединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов такжеагрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней такжеили почти также комфортно, как и в собственной субкультуре.
Особая тема – футбольные фанаты и национализм. В истории довольно многопримеров тому, что фанаты многих команд близки к крайнему национализму или дажефашизму. Не исключение и российские фанаты, многие из которых поддерживаютнационалистические идеи. В качестве свежего примера, реакция ряда фанатов набомбовые удары НАТО по Югославии. Форма протеста была очень резкой(антиамериканские лозунги, сжигание флагов и т.д), а ради успеха этих акцийобъявили перемирие даже непримиримые враги – фанаты «ЦСКА» и«Спартака».
После этого вступления можно перейти к непосредственному рассмотрениюсубкультуры футбольных фанатов. В дальнейшей части работы речь пойдет обосновных компонентах фанатской субкультуры: символика, сленг и коллективныепрактики.

1.4 Символика и атрибутика фан-движения.

Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточнодефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики иатрибутики, используемой фанатами, была самодельной. Если сравнивать с 80годами в Британии, то там считал модным нацепить на себя как можно большеклубных шарфов, шапку, футболку… В настоящее время в России производствофутбольной атрибутики поставлено «на поток», поэтому можно встретитьсамую разнообразную символику и атрибутику. Поэтому имеет смысл выстроитьнекоторые типизации этой разнообразной атрибутики.
В основании первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. Вэтом случае с точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделитсяна четыре большие группы: 1) символика собственной команды, 2) символикадружественных фан-движений, 3) символика враждебных фан-движений, 4) символикафан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений неподдерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разнымиэмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан рядправил, определяющий поведение фаната, например, его отношение к фанатам ссимволикой и атрибутикой других команд.
Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенныеобязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой какпозитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Напримересли в Москве встретить человека в шарфе «Зенита», то это повлечет крайненегативную реакцию. Вплоть до физической расправой болельщика с берегов Невы. Обменатрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатамидружественных фан-движений.
Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный моментотношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессиянаправляется на разные команды. Например, фанаты «Зенита» сначала (летсемь назад) дружили с фанатами московского «Спартака». А напряженныеотношения у них были с фанатами «ЦСКА» (фанаты «ЦСКА» и«Спартака» — непримиримые враги). На данный момент взаимоотношенияфан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты «воюют» cфанатами «Спартака».
Также разный «вес» имеет разная атрибутика одной и той же команды.Здесь можно выделить три основные группы: 1) атрибутика «боевыхорганизаций» – hooligan’s, 2) атрибутика фан-групп, 3) общефанатскаяатрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, ився атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номернаясимволика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатскаяатрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный «рейтинг».Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодическименяется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпускалась раньше(желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).
В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-тоновое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десяткизначков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако, новые нестандартныеходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символикизенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зенитовский клубпервым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображениемколлективной фотографии игроков «Зенита», а зенитовские фанаты получилиобобщающее прозвище «мешки».
Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, напределенныйнабор и последовательностью цветов. И те клубы, у которых существуют серьезныетрадиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубнуюсимволику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского«Торпедо» выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского«Зенита» в сине-бело-голубых и т.д.
Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменениясимволики клуба вынуждает фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемкои может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того стабильность клубныхцветов – это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенныетра