Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс

А. О. Блинов, доктор экономических наук, Российскаяэкономическая академия имени Г. В. Плеханова, Т. В. Зеленская, Москва
Длястрахования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создаютсобственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же отнекоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванныхособенностями экономических преобразований, — это задача государства.
Вразвитых странах созданы разнообразные закрепленные законодательно механизмыгосударственных гарантий, а в развивающихся странах и в странах с переходнойэкономикой такие гарантии предоставляются выборочно (например, иностранным икрупным инвесторам) специальными законами.
Виды гарантий
Втаблице 1 в самом общем виде приведены основные организационно-правовые формыгарантийных механизмов, применяемых в инвестиционном процессе.
Таблица1
Организационно-правовыеформы механизма гарантирования *Гарантии и поручительства Контроль за целевым использованием средств Залоги Прямые безусловные гарантии Введение спецсчета по тройному договору Залог имущества клиента: товарно-материальных ценностей; ценных бумаг; залог депозитов, находящихся в том же банке Ипотека: смешанный залог Условные — ограниченные по сумме, ограниченные по времени Залог под производимые вложения (сложная гарантия, состоящая из залога на первом этапе и контракта управления инвестиционным процессом и средствами — на втором) Залог интеллектуальных прав Гарантии по требованию Косвенные гарантии Подразумеваемые гарантии Гарантии по договорам подряда Встречные гарантии и супергарантии Схема «Компенсационного баланса» Заклад: твердый залог Залог прав: в форме передачи права собственности Залог прав в форме уступки права требования
Источники:Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: АО«Консалбанкир», 1993. С. 52—54; Щиборщ К. Формы финансирования и гарантииинвестору// Рынок ценных бумаг. 1998. Октябрь.
*В таблицу 1 включены только самые распространенные гарантии, на делеиспользуется множество их разновидностей, так как гарантии можноклассифицировать и по целям (тендерные, исполнения и возврата платежа).
Слово«гарантия» часто используется в более широком, чем в собственно юридическомсмысле, и означает просто «обязательство». В «Унифицированных правилахдоговорных гарантий», изданных Международной торговой палатой, термин«гарантия» используется в том же смысле, т. е. определен как поручительствогаранта, принимаемое по отношению к кому-либо (бенефициару) по поручениюдругого лица (принципала) в обеспечение последним своих обязательств передбенефициаром.
Вбольшинстве случаев кредиторы согласны рассматривать только прямые безусловныегарантии, в которых гарант принимает на себя обязательства гарантируемого лицав полном объеме. Это связано с тем, что при условной гарантии обязательствагаранта обычно действуют по предъявлению какого-либо документа в пользу бенефициара(решения суда или арбитража в пользу бенефициара, сертификата нейтральноголица, удостоверяющего наличие подлежащего уплате долга). Банки неохотно идут навыдачу условных гарантий, потому что не желают быть вовлеченными в юридическиеспоры по договорам, на которых гарантии основаны. Эту услугу должныпредоставлять страховые или гарантийные компании. Но на сегодняшний день такаяинфраструктура, к сожалению, не развита.
Ограниченныепо сумме гарантии могут предоставляться в виде гарантий возмещения возможныхубытков. Ограниченные по времени гарантии, например гарантирование толькопериодов строительства или выхода на проектную мощность, выставляются в техслучаях, когда вероятный гарант не соглашается на выставление прямых гарантий.
Подкосвенными гарантиями подразумеваются гарантии сбыта продукции, цен на сырье икомплектующие изделия. В качестве гарантий приемлемы контракты типа «бери илиплати», «поставляй и плати». В ряде отраслей с ликвидной продукцией (нефть,газ, ГСМ, продукты питания) уже используются такие гарантии, но не дляинвестиционного процесса, а для пополнения оборотных средств.
Приприеме гарантий инвестору необходимо оценивать устойчивость финансовогоположения самого гаранта. Лучший вариант — гарантия другого банка собязательной оценкой ликвидности его баланса. В нашей стране такая формагарантий широко применяется, но обычно при выдаче крупной суммы кредита, чтодля большинства средних и малых предприятий недоступно из-за высоких процентныхставок.
Вообщенаибольшие в части гарантий трудности испытывает малый и средний бизнес.Система гарантирования для этого вида бизнеса в России еще не развита, хотяправовые основы заложены и исполнительные программные документы есть. В СШАмалому и среднему бизнесу 90% ссуд выдается под гарантии Администрации по деламмалого бизнеса, причем процентная ставка за кредит ниже на 1 — 1,5%. У насдействует аналог этой системы: целевые фонды развития предусмотрены в бюджетахвсех уровней. Но действие гарантии должно осуществляться также под залог.
Низкийуровень инвестирования в стране, несомненно, связан с кризисным состояниеммеханизма гарантирования.
Залоговое право
Залоговоеправо — это вещественная претензия на чужое движимое или недвижимое имуществоили претензия на право получить компенсацию от реализации заложенногоимущества, если должник не может погасить свои обязательства. Отношения залога,возникающие между инвесторами и их клиентами, регулируются законом РФ «Озалоге» от 29 мая 1992 г. Использование залога в практике организации кредитныхотношений предполагает наличие специального механизма его применения. Залог — это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержательприобретает преимущественное право в случае неисполнения должникомобязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
Залогвозникает в силу договора или закона. Им может быть обеспечено толькодействительное требование, вытекающее из договора займа, банковского кредита,договора купли-продажи, имущественного займа и других договоров.
Призалоге товарно-материальных ценностей сумма кредита с процентами по нему можетдостичь 85% стоимости предметов залога, но обычно она не превышает 50% из-заочень низкой ликвидности активов предприятий. Процедура оформления залога оченьсложна и стоит дорого.
Наиболееподходящим для нашей экономики, и уж во всяком случае для предприятийдобывающей отрасли, по мнению автора, был бы твердый залог с передачейзалогового имущества банку и хранением его на складе кредитора (либо нанейтральном специальном складе или складе заемщика, но под замком и охранойбанка). Наиболее удобные объекты твердого залога — ценные бумаги ЦБ, складскиесвидетельства, товарно-транспортные документы. Эта форма залога не развита,хотя и подготовлена законодательно.
Ещеменьше развит залог прав. В данном случае в виде заклада выступают документы,свидетельствующие о передаче банку в качестве обеспечения прав владений ипользования имуществом, прав на объекты интеллектуальной собственности(авторские права на промышленные образцы, товарные знаки, патенты и т. д.) идругих прав. Эта форма заклада пока еще не имеет даже законодательной базы.
Договоро цессии создает правовую основу для обеспечения возвратности и предусматриваетпереход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию.Суммы кредита при такой форме могут достигать только 20-40%.
Формаи вид обеспечения кредита определяют риск каждой кредитной организации. Дляроссийских коммерческих банков Центральным банком РФ разработаны коэффициентыриска для различных групп активов (инструкция № 1 «О порядке регулированиядеятельности коммерческих банков»). В зависимости от качества обеспеченияпредоставляемого кредита установлены коэффициенты риска (табл. 2). Дляподдержания ликвидности банка на должном уровне размер его риска на одногозаемщика не должен превышать 10% суммы активов баланса.
Формыконтроля за реципиентом возникают, как правило, при наличии институциональногоили стратегического инвестора. В России форма контроля получила распространениена некоторых предприятиях пищевой отрасли и в сфере телекоммуникаций.
Таблица2
Зависимостькоэффициентов риска от вида обеспечения кредитаВид обеспечения по ссуде Коэффициент риска, %
Залог государственных ценных бумаг Реальное материальное обеспечение Гарантии и поручительства третьих лиц с известной платежеспособностью Залог простых векселей покупателей, по которым имеется гарантия банка покупателя Залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой бирже Купленные у заемщиков-векселедержателей товарные векселя Залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым имеется аваль, т. е. гарантия банка
Страхование ответственности за непогашение кредита
10
25
30 40 40 40
50 30-80
Всесказанное сводится к следующему: институт гарантирования в России не развит, иэто серьезное препятствие для инвестиционной деятельности. Рядорганизационно-правовых форм гарантирования нуждается в институциональных,правовых и инфраструктурных преобразованиях.
Бизнес и государство
Внастоящее время в стране ни на федеральном, ни на региональном уровнях несуществует целостной системы гарантирования частных инвестиций. На федеральномуровне делаются лишь первые шаги, связанные с предоставлением государственныхгарантий по инвестиционным кредитам. Но они явно недостаточны для привлечениянеобходимого объема инвестиций. Перспективной, по мнению автора, может статьсхема, разработанная Всемирным банком и правительством РФ: правительствообязуется компенсировать потери, связанные с некоммерческими рисками, аВсемирный банк гарантирует выплату в случае, если правительство не выполнитсвои обязательства.
Чтоже касается регионального уровня, то лишь около трети регионов РФ осуществляютстрахование инвестиционных некоммерческих рисков и создают гарантийно-залоговыефонды. Зачастую такие фонды не имеют законодательного оформления и действуют наосновании распоряжений или постановлений администраций субъектов Федерации. Вбольшинстве же субъектов РФ гарантирование инвестиций от региональных рисковнаходится в зачаточном состоянии или вообще отсутствует.
Вследствиеобщей неустойчивости условий осуществления инвестиционной деятельности и ихглубокой региональной дифференциации создание эффективной системыгарантирования инвестиций в настоящее время крайне актуально.
Дефицитностьбюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных потоков, снижение объемовбанковского кредитования реального сектора экономики, централизация капиталовдиктуют необходимость поиска новых путей увеличения инвестиций.
Однимиз катализаторов роста вложений кредитно-финансовых структур в производствоможет оказаться система гарантий возвратности кредитов. Создание системыгарантий с участием государства может способствовать привлечению отечественныхи зарубежных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием ихдоступа и влияния на экономику в целом.
Необходимостьсистемы гарантий с участием государства обусловлена самим положением, в которомв настоящее время оказались основные участники кредитно-гарантийных операций — предприятия, банки и государство (или гарант, реализующий интересыгосударства). Так, малые и средние предприятия в основном не обладаютсущественными имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залогпод кредит. Зачастую и крупные государственные предприятия ограничены вгарантоспособности рамками существующего законодательства. Ставки кредитныхресурсов слишком высоки для предприятий. Кроме того, стихийное, скачкообразноеизменение ставок затрудняет планирование деятельности даже на ближайшуюперспективу.
Банкинеохотно работают с малыми и средними предприятиями: накладные расходы велики,а доходы в абсолютном выражении в расчете на одного заемщика незначительны.Кредитование крупных предприятий явно предпочтительнее вследствие увеличениясоотношения между абсолютным доходом в расчете на одного крупного заемщика инакладными расходами — по экспертизе проекта, дальнейшему сопровождению иконтролю за кредитным процессом.
Длягосударства малое предпринимательство — мощное средство решения целогокомплекса социально-экономических проблем, но в период преобразованийгосударство не обладает достаточными денежными ресурсами для его поддержки.Государство и не должно заниматься прямым кредитованием малых предприятий — этопрерогатива банков и инвесторов. Задача государства — создавать для этогоусловия, в частности, инфраструктуру для формирования «длинных» и «дешевых»инвестиционных капиталов и их вовлечения в инвестиционный процесс.
Гарантированиекредитов — не только форма защиты инвестиционного капитала от потерь, но иважный инструмент развития всей предпринимательской деятельности, поскольку,разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций икредитных средств в сферу малого предпринимательства.
Гарантированиеявляется одной из самых популярных форм поддержки предпринимательства зарубежом. Однако использование мирового опыта в России без соответствующейадаптации невозможно из-за несовместимости зарубежных технологий с современнымироссийскими реалиями и, в первую очередь, из-за отсутствия достаточных денежныхсредств, обеспечивающих использование обязательств по предоставляемымгарантиям, в федеральном бюджете.
Целигосударственной поддержки малого и среднего предпринимательства определяютосновные критерии работы с привлеченными средствами:
•привлечение к финансированию малого предпринимательства максимально возможныхобъемов средств российских и иностранных банков, предприятий, других финансовыхучреждений на наиболее выгодных для малого предпринимательства условиях;
•создание малому предпринимательству условий доступа к финансовым ресурсам черезэлементы «венчуризации» инвестиционного механизма, в частности — предоставлениеприемлемой ставки за кредит для конечного заемщика, продажа доли будущегобизнеса (акций, доли вкладочного капитала) до начала реализации проекта, использованиетрудового ресурса предпринимателей в качестве инвестиций (опыт МЖК);
•минимизация рисков невозвратов кредитных ресурсов с тем, чтобы не допуститьотсечения от производственного процесса мелких предпринимателей в дальнейшем и помочьна этапе становления как можно большему числу эффективных предприятий.
Инвестиции и закон
Нормативнаябаза защиты инвестиций охватывает области страхования, перестрахования, залога,гарантий и поручительств федерального и регионального уровней. Необходимостьразвития рынка страхования инвестиционных рисков отмечена и в Постановленииправительства РФ от 19.12.97 г. № 1605 «О дополнительных мерах постимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономикуРоссийской Федерации».
Первыешаги в области страхования инвестиций были предприняты Государственнойинвестиционной корпорацией. Для этого была создана Российская компания пострахованию инвестиций (РКСИ) и страховая компания «Инкор-страх». РКСИзанимается предоставлением гарантий иностранным инвесторам от политическихрисков. Капитал компании по требованию инвесторов размещен за рубежом — в«Сити-бэнк» и «Каутс-бэнк».
Залоговыеотношения регулируются частью 1-й Гражданского кодекса РФ, федеральным закономот 16.07.98 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также законом РФот 29.05.92 г. № 2872-1 «О залоге», который, в соответствии со ст. 4федерального закона от 21.10.94 г. «О введении в действие части первойГражданского кодекса РФ», применяется постольку, поскольку не противоречит части1-й Кодекса и закону об ипотеке.
Взаконе РФ от 09.07.99 г. «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в законе РФот 25.12.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений», определены принципы и правовойрежим государственных гарантий в области защиты иностранных инвестиций.
Посвоему существу они представляют страхование от политических рисков вывозимогои ввозимого капитала или, иначе говоря, обязательства по компенсации убытковиностранному инвестору при экспроприации его капиталовложений.
В1995 г. Россия присоединилась к Сеульской конвенции об учрежденииМногостороннего агентства по гарантиям инвестиций. В практике защиты инвестицийиспользуются письменные гарантии правительства и федеральных ведомств РФ, атакже администраций субъектов РФ. В большинстве случаев эти гарантии не имеютимущественного обеспечения. Не разработан и механизм удовлетворения исков поуказанным гарантиям.
Согласност. 17 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» субъекты РФ и органы местногосамоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранномуинвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формыподдержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, засчет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетныхсредств. В ст. 13 этого же закона иностранный инвестор вправе приобрести акциии иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственныеценные бумаги в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
Взаконе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальныхвложений» (ст. 20) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий всоответствии с действующим законодательством РФ гарантируют всем субъектаминвестиционной деятельности:
•обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
•гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
•стабильность прав.
Позакону «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от14.06.95 г. муниципальными фондами поддержки малого предпринимательстваявляются учрежденные уполномоченными на то органами местного самоуправленияфонды, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляетне менее 50%. Доходы от деятельности муниципальных фондов поддержки малогопредпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению инаправляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законом.
Государственныеи муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право напредоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов,беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии набанковскую деятельность.
Такимобразом, необходимые механизмы заложены в российском законодательстве, и ихдействие снижает уровень региональных некоммерческих рисков, к которым,безусловно, относится создание элементов системы гарантирования инвестиций. Этоуже достаточно ярко прослеживается на примере ряда регионов РФ: некоторыерегионы при сравнительно невысокой инвестиционной привлекательности сумелиобеспечить более полное использование своего инвестиционного потенциала и засчет этого добились относительной активизации инвестиционной деятельности(Новгородская, Орловская, Томская области).
Нижеприведена сравнительная характеристика гарантийных фондов.Источники формирования Средства учредителей; средства от реализации пакета продовольственной помощи; средства субъектов Федерации и городских бюджетов, выделенные на эти цели гарантийному фонду; внебюджетные источники финансирования; собственные средства; средства федерального фонда поддержки предпринимательства; доходы фонда; возвратные средства; добровольные взносы юридических лиц и граждан; средства спонсоров; иные источники Платность услуг по предоставлению поручительства Ежегодно 2-4% от общей суммы осуществленных инвестиций в зависимости от категории риска; до 2-4% от суммы поручительства; размер определяется отдельно в каждом случае
Формы
гарантий Гарантийное письмо фонда; вексель фонда; договор поручительства, заключенный фондом с заемщиком; договор фонда с финансово-кредитной организацией; гарантия администрации Предельный размер гарантий До 3 млн дол. со сроком окупаемости меньше 2 лет; 2-5 млн дол. со сроком окупаемости меньше 3 лет; до 70 тыс. руб. — решение принимает совет фонда; 70-500 тыс. руб. — коллегия совета попечителей гарантийного фонда; свыше 300-500 тыс. руб. — административный орган региональной администрации Отказ в предоставлении гарантии Неверные сведения в документах; плохая кредитная история; предприятия, находящиеся в стадии ликвидации или банкротства, сообщившие о себе ложные сведения, ограниченные в правовом отношении в соответствии с законом РФ; несоответствие данных инвестиционного проекта результатам экспертизы; принятие решения о нецелесообразности поддержки проекта Доля гарантийного покрытия заемщика Не менее 30% (залог); для начинающих предпринимателей — от 20 до 50% Виды деятельности фондов Кредитование проектов; предоставление поручительств; содействие выставкам и ярмаркам; предоставление грантов для субъектов малого предпринимательства под некоммерческие проекты; информационная поддержка предпринимателей
Расчетгарантийных схем, определение размера вознаграждения за гарантию — это задачатеории гарантирования, имеющей свою специфику и до настоящего временинедостаточно разработанной.
Действующиекомпании размещают средства в наиболее доходные ценные бумаги, преимущественнов государственные, в депозитные сертификаты и векселя банков, в иные активы ссоблюдением принципов наибольшей безопасности вложений, высокой ликвидности идоходности с учётом состояния финансового рынка и прогнозов его изменения. Дляснижения степени риска до минимума денежные средства могут быть размещены в разныекатегории активов. Гарантии предоставляются в соответствии с Положением оГарантийном фонде: либо в виде банковской гарантии финансово-кредитнойорганизации, имеющей соответствующую лицензию, в виде предоставленияпоручительства, либо в любом другом виде. С целью диверсификации и снижениярисков активы гарантийных фондов размещаются в различных коммерческих банках,состав которых определяется дирекцией и согласовывается с попечительскимсоветом.
Хотелосьбы изложить ряд аргументов в поддержку налоговых преференций для развивающихсявидов гарантирования, сопряженных с микрокредитованием. В настоящее время всеучреждения, финансируемые за счет грантов, платят налог на прибыль. С учетомтого, что федеральное правительство придает огромное значение развитию малого исреднего бизнеса, следовало бы отменить налог на прибыль таких учреждений,поскольку они накапливают свой резервный капитал для расширения масштабовкредитования или гарантирования. В главе Налогового кодекса «Налог на прибыль»можно было бы предусмотреть льготы для микрофинансирования, а проценты,уплачиваемые малыми предприятиями за использование микрокредитов,целесообразнее включать в себестоимость производимой ими продукции (работ,услуг). Кроме того, зарубежные гранты, предоставляемые российским компаниям,освобождаются от налога. Однако гранты от российских организаций подлежатналогообложению. Тем самым снижена мотивация для развития грантовойдеятельности для отечественного бизнеса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.auditorium.ru