Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте

Курсовая квалификационнаяработа
Гендерные различия впроявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте
По психологии
Специальность 0312Преподавание в начальных классах
2008

Оглавление
 
Введение
Раздел 1. Психологическийанализ совладающего поведения в младшем школьном возрасте
1.1 Общая характеристикасовладающего поведения
1.2 Психологическиезащиты, копинг-стратегии
1.3 Характеристика копинг-стратегий
1.4 Приемы эмоциональнойсаморегуляции
1.5Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Заключение
Приложения

Введение
Современная жизнь, для которой характерно множество экономических ипсихологических трудностей, требует не только от взрослых, но и от детейзначительного напряжения душевных и физических ресурсов, чтобы успешно адаптироватьсяк постоянно изменяющимся условиям.
Эмоциональная нагруженность и стрессонасыщенность заметно развивается сначалом школьной жизни. Многочисленные наблюдения и результаты специальныхисследований показывают, что для значительного числа младших школьниковхарактерны высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость,напряженность. Частое отрицательно окрашенное состояние снижает эффективностьобучения младшего школьника, повышают конфликтность во взаимоотношениях содноклассниками, родителями. Поэтому управление собственным эмоциональнымсостоянием, овладение приемами и способами саморегуляции является важнымкомпонентом психологического воспитания младших школьников.
Цель нашей работы — изучениегендерных различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьномвозрасте.
Задачи.
1. Датьпсихологический анализ проблемы совладающего поведения.
2. Описатьособенности совладающего поведения младших школьников
3.Изучить гендерные различия в особенностях преодоления негативных эмоциональныхсостояний младших школьников.
Объект: особенности совладающегоповедения в младшем школьном возрасте.
Предмет: гендерные различия вособенностях совладающего поведения младшего школьного возраста.

Раздел 1. Гендерные различия в проявлении совладающегоповедения в младшем школьном возрасте
1.1 Общая характеристика совладающегоповедения
 
Напряженный ритм жизни, интенсификация труда, уменьшение двигательнойактивности порождают противоречия между повышенными требованиями к нашемуинтеллекту, устойчивостью эмоциональной сферы, малой нагрузкой на нашумускулатуру. Перегрузка нервной системы по сравнению с двигательной системойприводит к постоянному напряжению психики. Мы почти забыли, что значитрасслабится, не говоря уже об умении выйти из напряженного состояния и обрестипсихическое равновесие. В большинстве случаев люди не умеют владеть своимиэмоциями, снимать повышенную напряженность мускулатуры, произвольно расслаблятьмышцы.
Все методы саморегуляции базируются на трех основных способах воздействияна внутреннее состояние.
Первый и наиболее важный способ связан с возможностью влияния тонусаскелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Известно, чтоэмоциональное состояние человека проявляется в особенностях его дыхания, вмимике и жестах. Связи между состоянием нервной системы и мышцами телапозволяют нам, сознательно изменяя тонус мышц, влиять на уровень своейпсихической активности. Бодрое состояние человека всегда связано с поддержаниемдостаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем большеимпульсов поступает от мышц в нервную систему, активизируя ее. И наоборот,полное расслабление всех мышц снижает уровень активности нервной системы доминимума, ведет к развитию сонливости. Эта важная физиологическая закономерностьлежит в основе любой системы саморегуляции.
Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованиемактивной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых,тактильных и др.). Нередко мы недооцениваем важную роль мыслительных образов внашей повседневной жизни. Между тем чувствительный образ – весьма активныйинструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Негативныепредставления имеют способность накапливаться и поэтому рано или поздноподтачивают здоровье. И совершенно противоположным, оздоравливающим образомдействуют светлые, оптимистические образы и представления.
Третий путь воздействия на нашу психику определяется возможностямисамоуправляющей роли слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Этосвойство внутренней речи давно используется в спорте для мобилизации внутреннихрезервов во время соревнований. В расслабленном состоянии влияние словесногосамовнушения на физиологические функции значительно возрастает. Характер этоговлияния зависит от смысла словесных формулировок. Фразы самовнушения должныбыть предельно простыми и краткими, а их мысленное произношение – медленным, втакт дыханию.
Слово«совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает«справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».
Длясовладания необходимо три условия:
1) достаточнополно осознать возникшие трудности;
2) знатьспособы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа;
3) уметьсвоевременно применить их на практике.
Эффективностьсовладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным,или это уже элемент стиля личного реагирования на трудности. Для обозначениясознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологическойугрозы, используется понятие копинг – поведения или осознанных стратегийсовладания со стрессом. Впервые термин «совладание» был использован Л. Мерфи в1962г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемыхкризисами развития стратегии совладания не только как варианты бессознательныхзащит, но и как родовое, более широкое понятие, включающее в себя какбессознательные, так и осознанные защитные механизмы. (Психологические защиты удетей. 2001г. М. стр. 70)
Резюме
Напряженныйритм жизни, интенсификация труда, уменьшение двигательной активности, порождаетпротиворечия к нашему интеллекту, при этом усиливается эмоциональное состояниечеловека. Одним из этих проявлений является стресс. Люди используют различныевиды борьбы со стрессом.
1.2 Психологические защиты и копинг–стратегии
Психологическаязащита – это специальная система стабилизации личности, направленная наограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных свнутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ниже мыпредлагаем краткую характеристику специальных механизмов защиты (отрицание,подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение,сновидение, сублимация, катарсис, отчуждение)…
Отрицание –это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимисяположительными представлениями о себе. Один из главных механизмов подавлениястраха, с помощью которого опасность «отодвигается» и прекращает своесуществование.
Вытеснение –это избегание внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания.Вытеснение выполняет защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, обеспечивает приличие и благоразумие.
Подавление –это блокирование неприятной информации. Подавление наблюдается при сдерживанииэмоций страха и преодолении зависимости от агрессора.
Рационализация– защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той частивоспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение представляеткак хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.Использование разумных объяснений неразумному поведению. Этот вид защиты чащевсего используется людьми с сильным самоконтролем.
Проекция –вид защиты, который связан с бессознательным переносом собственных чувств,желаний и стремлений на других с целью перекладывания ответственности за то,что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Перенос ответственности за своипоступки на окружающих. Проекция позволяет защититься от неприятия себяокружающими.
Идентификация– разновидность проекции, связанная с переносом на себя желаемых чувств икачеств. Возвышение себя до другого путем расширения границ «Я». Этот механизмзащиты используется как путь повышения самооценки.
Замещение –это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переносареакции с «недоступного» объекта на «доступный». Замещение дает возможностьсправиться с гневом, который не может быть выражен прямо.
Сновидение –вид замещения, в котором происходит перенос недоступного действия в иной план:из реального мира в мир сновидений. В сновидении конфликт устраняется не наоснове его логического разрешения, а с помощью языка образов.
Сублимация –это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместонего иного, не противоречащего высшим социальным ценностям, это способиспользования иного пути разрядки напряженности. Снижает чувство тревоги,приводит к социально одобряемому результату.
Катарсис –защита, связанная с таким изменениям ценностей, которое приводит к ослаблениювлияния травмирующего фактора. Катарсис несет очистительный эффект. Средствозащиты личности от необузданного импульса.
1.3 Характеристика копинг–стратегий
Дать определение копинга
Конфликтологивыделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоленияконфликтных ситуаций в трех плоскостях копинг – стратегий поведения:
– вповеденческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий);
– вкогнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);
– вэмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий).
Видыкопинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетомстепени их адаптивных возможностей:
– адаптивные;
– относительноадаптивные;
– неадаптивные.
К адаптивнымвариантам копинг-стратегий поведения в поведенческой сфере относятсясотрудничество, обращение и альтруизм.
Этипроявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает вближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодолениятрудностей.
В когнитивнойсфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственнойценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализвозникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки исамоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности,наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Вэмоциональной сфере вариантами являются протест и оптимизм, отражающиеэмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению ктрудностям и уверенностью в наличии выхода из любой, даже самой сложнойситуации.
Кнеадаптивным вариантам копинг – стратегий относятся:
– вповеденческой среде – активное избегание, отступление, которые предполагаютповедение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность,уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов,отказ от решения проблемы;
– вкогнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование –пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из – за неверия всобственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкойнеприятностей;
– вэмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение,агрессивность – варианты поведения, характеризующиеся подавленным состояниембезнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя идругих.
Котносительно адаптивным вариантам копинг – стратегии поведения,конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуациипреодоления, относятся:
– вповеденческой среде – компенсация, отвлечение, конструктивность – формыповедения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблемс помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело,путешествия, с помощью выполнения своих заветных желаний;
– вкогнитивной сфере – относительность, придача смысла, религиозность – формыповедения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, приданиеособого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере пристолкновении со сложными проблемами.
1.4 Приемы эмоциональной саморегуляции
 
В процессевыполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно –психические нагрузки, их величина может быть различной в разных видахдеятельности. При небольших нагрузках действующих постоянно, либо значительныхразовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, иорганизм справляется с последствиями этих нагрузок сам без сознательногоучастия человека.
Такие какдлительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж,движения, танцы, музыка и т.д.
В другихслучаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бываетважно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организмувосстанавливаться.
Поэтому важно
— разобраться, какими, естественными механизмами снятия напряжения и разрядки,повышения тонуса вы владеете, осознать их;
— перейти отспонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целяхуправления своим состоянием;
— освоитьспособы саморегуляции (или самовоздействия).
Саморегуляция– это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путемвоздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов,управления мышечным тонусом и дыханием.
В результатесаморегуляции могут возникать три основных эффекта:
– эффектуспокоения (установление эмоциональной напряженности);
– эффектвосстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффектактивизации (повышение психифизилогической реактивности).
Своевременнаясаморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством,предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующимполноте восстановления си нормализующих эмоциональный фон деятельности, а такжеусиливающим мобилизацию ресурсов организма. Методы и способы саморегуляциипоявились как результат изучения психологии и физиологии человека,закономерностей и механизмов напряженности и утомления, обобщение опыта поведениялюдей в стрессовых ситуациях.
Саморегуляцияможет осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых поотдельности или в различных сочетаниях.
Способы, связанные с управлением дыханием
Управлениедыханием – это эффективное средство, влияющее на тонус мышц и эмоциональныецентры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижаетвозбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т. е.релаксации. Частое (грудное) дыхание наоборот обеспечивает высокий уровеньактивности организма, поддерживает нервно – психическую напряженность.
Примерыконкретных способов дыхательной гимнастики даны в Приложении. Способысвязанные с управлением тонуса мышц, движением
Подвоздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умениеих расслабить позволяет снять нервно – психическую напряженность, быстровосстанавливать силы (16). Основы метода релаксации были разработаны Э.Джекобсом. Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководствомспециалиста. В начале обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и ихназначение, клиенты должны убедиться, что навыки релаксации помогут имсправиться с определенными проблемами.
Процессобучения состоит из пяти основных этапов:
– напервом этапе обучают фокусировать внимание на определенной группе мышц;
– навтором вызывать напряжение этой группы мышц;
– натретьем – добиваться навыка фиксации сохранения напряжения в течение пяти –шести секунд;
– начетвертом проводится обучение освобождению от напряжения.
– напятом внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах илиполной релаксации данной группы мышц.
Обучающиесядолжны хорошо освоить цикл «фокусировка – напряжение – фиксация» — освобождение– расслабление и применять его при выполнении домашнего задания. Консультантдемонстрирует отдельные приемы на собственном примере и сопровождаетспециальным действием, фразами: «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижнейчасти руки. Теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и внижней части руки, я расслабляю правую руку и предплечье, позволяянапряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все болеерасслабленными…», напряжение исчезает и появляется ощущение все более и болееглубокой релаксации. На первом занятии цикл для каждой группы мышц желательнопройти дважды.
Чтобыоблегчить обучение, все мышцы тела делятся на шестнадцать групп. Консультантпоследовательно дает указания по созданию напряжения в каждой группе мышц:
– сожмитеправый кулак и напрягите мышцы нижней части руки, согните правую руку в локте инапрягите мышцы верхней части правой руки;
– сожмителевый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;
– согнителевую руку в локте и напрягите мышцы верхней части левой руки;
– поднимитеброви как, можно выше – крепко зажмурьте глаза и наморщите нос, сожмите зубы ирастяните углы рта – с силой потяните подбородок вниз к груди, не давая емукоснуться;
– сведителопатки вместе и сделайте глубокий вдох;
– напрягитемышцы живота так, будто кто – то собирается вас в него ударить;
– напрягитемышцы верхней части правой ноги, подтягивая верхние мышцы – вниз а, нижниемышцы вверх;
– вытянитеправую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове, встаньте на носочкипальцев правой стопы и поверните стопу вовнутрь;
– напрягитемышцы верхней части левой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние вверх;
– вытянителевую ногу и оттяните пальцы ноги по направлению к голове;
– встаньтена кончики пальцев левой стопы и поверните стопу вовнутрь.
Полнойрелаксации не следует ожидать немедленно. Если же она затруднена, через какое –то время можно пройти цикл «напряжение – расслабление» повторно. Допускаетсяизменение порядка группировки мышц и способу напряжения. С учетоминдивидуальных различий, существует много методик релаксации, все ониотличаются друг от друга, как один человек не похож на другого. Различны иподходы, способные принести пользу тому или другому индивиду. Следует считать,что «подходят» не все методики. И если что – либо окажется неприятным, это можнопочувствовать, но лучше отступиться и найти наиболее подходящий вариант. Чтобыдобиться результата, нужно систематично применять техники релаксации.Тренировка требует минимум восемь – девять сеансов. Одновременно дважды в деньпроводятся самостоятельные упражнения, по пятнадцать – двадцать минут«последнее перед сном». Выполнение домашних упражнений специально обсуждаетсядля нахождения оптимальных условий и стратегий расслабления (10. стр. 192).
Все приемырелаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц.Поскольку человек единое целое и психологическое напряжение ведет к повышенномумышечному напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизитьмускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленностиуже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Релаксационныеупражнения помогают психологическое, а тем самым и физическое состояние (12.стр. 68). Цель учения релаксации не в способности управлять мышцами само посебе, а в умении достигать состояния, характеризующегося эмоциональнымспокойствием.
Способ 1
Посколькудобиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужнососредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, еслиесть возможность. Закройте глаза – дышите глубоко и медленно – пройдитесьвнутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцевног «либо в обратной последовательности». И найдите места наибольшегонапряжения. Часто это бывают: рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот.Постарайтесь еще, сильнее напрячь места зажимов «до дрожания мышц»; делайте этона вдохе – прочувствуйте это напряжение — резко сбросьте напряжение, делайтеэто на выдохе – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуетепоявление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно налице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговымидвижениями пальцев «можно поделать гримасы — удивление, радость и прочие».
Способ 2
В свободныеминуты паузы отдыха осваивайте последовательность расслабления различных группмышц, соблюдая следующие правила.
         Осознайтеи запомните ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением.
Каждоеупражнение состоит из трех фаз «напрячь — прочувствовать – расслабить».
Напряжениюсоответствует вдох, расслабление, выдох. Можно работать по следующим группаммышц:
– лица(лоб, зубы, губы, веки);
– затылка,плеч;
– груднойклетки;
– бедерживота;
– кистейрук;
– нижнейчасти ног;
Способ 5.
Попробуйтезадать ритм всему организму с помощью монотонных ритмических движений.
– «движениябольшими пальцами рук в полузамке»;
– «перебираниебусинок на ваших бусах»;
– «перебираниечеток»;
– пройдитепо кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох и на пять шаговвыдох.
Примерантистрессовой релаксации.
Способы, связанные с воздействием слова
Известно,что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальнаясистема есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействиезадействует сознательный механизм, самовнушение, идет непосредственноевоздействие на психофизиологические функции организма. Формулировкисамовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивнойнаправленностью (без частицы «не»).
Способ 1.
Самоприказ –это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйтесамоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, ноиспытываете трудности с выполнением.
Разговаривайтеспокойно! «Молчать, молчать, не поддаваться на провокацию!» – это помогаетсдерживать эмоции, вести себя достойно.
Сформулируйтесамоприказ.
Мысленноповторите его несколько раз, если это, возможно, повторите его вслух.
Способ 2.
Смотропрограммирование.Во многих ситуациях целесообразно оглянутся назад, вспомнить о своих успехах ианалогичном положении. Прошлые успехи говорят о его возможностях, о скрытыхрезервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность всвоих силах. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичнымитрудностями. Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта. Можноиспользовать слова: «именно сегодня», «именно сегодня у меня все получится»,«именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной», «именно сегодня я будунаходчивой и уверенной, мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным иуверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленноповторите его несколько раз.
Способ 3.
Самоодобрение«самопоощерение». Люди часто не получают положительной оценки своего поведениясо стороны. Это особенно проявляется в ситуациях повышенных нервно — психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения.Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успеховцелесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец», «Умница», «Здоровополучилось» — находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менеетрех — пяти раз.
Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральнуюнервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений,наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания иобразы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить, и еслисловом мы воздействуем в основном на сознание, то образы воображения открываютнам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Чтобыиспользовать образы для саморегуляции, специально запоминайте ситуации,события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслаблено, спокойно – этоваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях присущихчеловеку. Для этого запоминайте зрительные образы, события (что вы видите –облака, цветы, лес). Слуховые образы (какие звуки вы слышите – пение птиц,журчание ручья, музыка, шум дождя). Ощущения в теле (что вы чувствуете – теплосолнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкусклубники).
Способ 1. Приощущении напряженности, усталости:
– cядьтеудобно по возможности закрыв глаза;
– дышитемедленно и глубоко/>;
– вспомнитеодну из ваших ресурсных ситуаций;
– проживите ее заново, вспоминая всесопровождавшие ее зрительные, слуховые, телесные ощущения;
– пробудьтевнутри этой ситуации несколько минут;
– откройтеглаза и вернитесь к работе.
Способ 2.Искажение неприятной ситуации.
Вработе по профилактике нервно – психической напряженности первостепенная рольдолжна отводиться психике и укреплению жизнерадостности, вере в людей,неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех недается без труда, а иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшимистраданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себяне пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражения, несущие боль и отрицаниемногих человеческих ценностей. Конечно, несчастье близких, общественныекатастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраиватьчеловека, но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То,что можно, следует исправить, а на нет и суда нет, как говориться в народе.Большая мудрость содержится в изречении: « Господи дай мне силы изменить то,что я могу изменить, терпение принять то, что я не могу изменить, и мудрость,чтобы отличать одно от другого».
Резюме
Как взрослые,так и дети в трудных для себя жизненных ситуациях используют разные формызащиты от внутренних и внешних опасностей.
Природа далачеловеку механизм психологической защиты. Психологическая защита – этоспециальная регулятивная система стабилизации Л.: ограждает сферу сознания отнеприятных травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и вешнимиконфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защитавключается автоматично, бессознательно, тем самым снижает напряженность,улучшает самочувствие. Понятие «защита» ввел Зигмунд Фрейд в 1894г. Наиболееважными защитными механизмами признаются следующие: подавление, отрицание,формирование реакций, регрессия, сублимация.
Будучисуществом социальным, сознательным и самостоятельным, Л.: способна решатьвнешние и внутренние конфликты сознательно. Такая форма защиты называетсякопинг — стратегия.
О видахкопингов
Существуютразличные пути управления психическим состоянием человека. Это применениепсихофармакологических средств, воздействие функциональной музыки, чтениеспециально подобранных произведений художественной литературы, а так жеиспользование разнообразных психотехник. Большинство из психотехник направленына саморазвитие человека и основаны на четырех принципах или способахсамопознаниях и саморегуляции.
Почему сноватакое подробное описание?
Способ 1.
Релаксация.Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточенностина своем внутренне мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Или,наоборот, обеспечение возможности собраться.
Релаксациянеобходима:
— дляподготовки тела и психики и углубленному самопознанию, самовнушению;
— встрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;
— вответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, изменитьнапряжение.
Междусостоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь; и нашетело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается взависимости от того, как расслабляется тело. Первый шаг к релаксации –правильное дыхание. Делая глубокий брюшной вдох, медленно выдыхая ртом, можноснять напряжение тела и мозга, подготавливая себя к более уравновешеннымрелаксациям, освобождая внутреннее видение.
Другой способ– расслабление мышц и сосудов с помощью ощущений «тяжести» и «тепла». Вызванныхцеленаправленным мысленным сосредоточением не определенной части тела. Третийприем – психическое замедление. Можно попробовать представить себя черепахой ипереключиться мысленно на ее ритм движения. Четвертый способ – сосредоточениевнимания на предмете (например, на блестящей свече, маятнике) и отключение отмыслей. Выход из состояния релаксации, если она глубокая, должен бытьпостепенным. Для внутренней тонизации организма надо напрячь мышцы: согнуть и разогнутьруки, дышать глубоко.
Второй способ– концентрация.
Для того,чтобы почувствовать свое внутреннее состояние, можно сосредоточиться на своихзрительных, звуковых, вкусовых, телесных ощущениях, на эмоциях и настроениях,чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей и образов, которые возникают всознании. В основ концентрации лежит управление вниманием. Навык сосредоточениябазируется на следующих свойствах внимания:
— на умениификсировать(удерживать) свое внимание на определенном предмете;
— на развитиипроизвольного внимания, возникающего под влиянием сознательно поставленной целии требующего волевого сосредоточения;
— надостаточно широком объеме внимания;
— на умениепереключать внимание с внешних обьектов на внутренний мир личности.
Способ 3.
Визуализация.
Визуализацияпомогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать теощущения, которые он испытывал когда – то, и таким образом обогатить егочувства, развить интуицию. С помощью визуализации мы заставляем работать своеподсознание, то есть то, что находиться за пределами осознаваемого нами, ноопределяет, формирует наши чувства, мысли, характер.
Способ 4.
Самовнушение.
Самовнушение– это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящемвремени. Сила самовнушения – в способности создать свой собственныйположительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенныхк себе. Эти слова усиливают веру в то, что вы в состоянии достичь своей цели, иуказывают направление, по которому надо идти.
Самовнушение:
–  должно быть позитивным,жизненно утверждающим, конструктивным: нельзя внушать себе негативное;
–  должно быть изложено впростые, четкие и понятые фразы, выражено в утвердительной форме и не можетсодержать частицы «не». Формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу…., ямогу…., я буду…., я есть….
–  предполагает многократноеповторение формул, лучше всего их произносить ежедневно, утром после сна ивечером перед сном. Самовнушение – основной способ самопобуждения илисаморегуляции. Вместе с тем это и способ самопознания.
Релаксация,концентрация, визуализация и самовнушение – приемы, на которых основаныразличные техники саморегуляции и духовного самосовершенствования.
Обаутотренинге – не в резюме!
Аутогеннаятехника была разработана в 20 – 30 годы психотерапевтом Г. Шульцем. Ее цель –психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения всостоянии релаксации. Первая система приемов самовнушения была сформированадавно и вошла в историю, как система индийских йогов – представителейрелигиозно – мистической касты. В нашей стране аутогенная тренировка сталасистематически изучаться и применяться с конца 50-х годов. Сначала смедицинскими целями для лечения расстройств нервной системы, а позже спрофилактическими целями, как одно из средств психологической разгрузки. Дляобеспечения и ускорения овладения навыками самовнушения часто используетсяэлементы гетеросуггестии. В процессе гетеросуггестии создается искусственнаясвязь между конкретными психическими состояниями и цветовыми и слуховымиобразами, на фоне которых словесные действия становятся более действенными иэффективными. Связь « цвет – психическое состояние» либо «звук – психическоесостояние» устанавливается на основании совместного обсуждения представлений,связанных с конкретным цветом либо звуком в каждой группе занимающихся. Такголубой цвет может использоваться для конструирования состояний бодрости либораскрепощенности и свободы.
Такимобразом, от занятия к занятию набирается « радуга состояний». В дальнейшемэффективность самоуправления психическими состояниями значительно повышается,если самовнушение организующих формул осуществляется на определенном цветовомфоне. При этом нужно учитывать психическое человека и необходимое направлениесдвигов в его психическом состоянии. Так если человек перевозбужден, асодержание организующей формулы требует снижения возбуждения, осуществляетсяперевод цветовой гаммы от ярких красно – оранжевых тонов к сине – фиолетовым. Впротивоположном случае – если надо снять вялость и поднять уровеньбодрствования – исходным фоном могут быть приглушенные серо – голубые, серо –зеленые тона. В зависимости от задач и содержания формулы эти спокойные тонамогут постепенно переводиться в яркие — зеленый, желтый, оранжевый. Такимобразом, с помощью « радуги состояний» в значительной мере можно осуществлятьсистемное управление психическим состоянием человека. Элементы гетеросуггестии,вводимые в процессе групповых занятий, способствуют так же оптимизациипсихических состояний, снимающих чувство усталости и повышающихработоспособность. Так же универсальным и мощным средством оптимизации работымозга и нормализации вегетативных функций в организме являются кратковременныепозотонические упражнения. Характерной чертой позотонического режима работыявляется, то, что, хотя мышцы, сухожилия и связки напряжены, они несокращаются, а натягиваются, усиливая проприорецептивный приток импульсов ккоре головного мозга. О ДГ – тоже выше
Одним изэффективных средств управления психическим состоянием является – дыхательнаягимнастика. На всем своем протяжении дыхательные пути обильно снабженыокончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдохавозбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельностьвнутренних органов, а фаза вдоха – блуждающего нерва, как правило, оказывающеготормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это используется в виде такназываемого – успокаивающего или внутреннего мобилизирующего движения.Мобилизирующее движение и изометрическая гимнастика помогают преодолеть вялостьи сонливость. При утомлении, способствуют быстрому и безболезненному переходуот сна к бодрствованию, мобилизации внимания. На ряду с изометрической идыхательной гимнастикой одним из эффективных средств управления пcихическим состояниемпо праву считают функциональную музыку. С целью создания определенногофункционального фона. В начале и в конце каждого занятия используютсясоответственно подобранные музыкальные произведения. Так в начале занятияпредполагается прослушать пятиминутную программу успокаивающей музыки.Поскольку люди приходят на занятия в различном состоянии (раздражение,усталость), то музыка помогает им настроится на волну занятия, успокоитсярасслабиться, отвлечься от предыдущих дел. А в конце мобилизирующей частизанятий с целью активизации участников используется тонизирующая музыкальнаяпрограмма. Наиболее древней и сложной техникой саморегуляции являетсямедитация. Медитация предполагает полное отключение человека от внешнего мира ипогружение в глубину собственного «Я».
Такимобразом, существует большое количество разнообразных методов и приемовуправления и саморегуляции психических состояний.
Отметим взаключении, что в управлении мыслями и образами наилучших результатов можнодобиться в том случае, если попытаться воздействовать на них комплексно, какизнутри, так и извне, поскольку ни одна родившаяся в нашей голове мысль и ниодин возникший в нашем сознании образ не могут определяться исключительнотолько одними потребностями человека или же только ситуацией, в которойсознательно или случайно оказался человек.
Как управлять своими эмоциями
Эмоции какцелесообразные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям– они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей. Главное, в регуляцииэмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. При возникновенииэмоций нужно постараться отвлечься от причин, их вызывающих, и сосредоточитьсвое внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель сдержать ее, не датьразрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим объектом может служитьпереключение внимания на какой – либо объект или дело, связанное с другой, неменее актуальной потребностью. Если, например, вы получили плохую оценку исильно переживаете, вспомните, что вы давно собирались встретиться с другомдетства или купить какую – то вещь. Переключитесь на эти занятия, это отвлечетвас от неприятного события и успокоит. Уже возникшая эмоция исчезает не сразу,и для полного эмоционального успокоения требуется от 10 – 15 минут до несколькихчасов. Вначале, когда эмоция охватывает человека, и он пытается ее сдержать,кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не помогают, но насамом деле это не так. Просто эмоции связаны с мышцами, которые крайне медленносокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идет длительнаявнутренняя борьба между факторами, сохраняющими и усиливающими эмоцию, ифакторами, которые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум несколькоминут. Обычно она кончается победой для человека, если он не отвлекал своевнимание от этой эмоции, настойчиво пытаясь ее погасить. Дальше для того, чтобыокончательно погасить эмоцию, важно добиться психологического перелома вдинамическом развитии эмоционального состояния. Эмоции в своих проявленияхтесно связаны с поведением человека. Поведение человека, который находится вовласти сильных, деструктивных эмоций, называется неадекватным. Допустим, чтопри встрече с каким–то человеком у вас портится настроение, вы становитесьраздражительным. Это типичный пример неадекватной реакции, избавиться откоторой можно, постоянно контролируя себя и помня о том, что подобным образомнельзя реагировать на других людей. Далее нужно поставить перед собой задачу,найти в данном человеке то, что способно вызвать у вас прямо противоположнуюреакцию. Далее остается в ходе последующих встреч неизменно ставить перед собойзадачу реагировать на него по–другому. Поступая подобным образом, вы довольнобыстро обнаружите, что при желании можно выработать и закрепить у себя новую,более адекватную реакцию.
Техникапозитивной психотерапии обычно предусматривает пять уровней:
– дистанцированиеот конфликта,
– проработкаконфликта,
– ситуативноеодобрение,
– вербализация,
– расширениежизненных целей.
Дистанцированиеот конфликта.
Наэтом этапе психотерапевт должен помочь человеку отойти в сторону от тойпроблемы, которая мешает реально видеть весь окружающий мир.
Проработкаконфликта.
После тогокак человек может увидеть всю картину конфликта, психотерапевт совместно с клиентомпытается определить степень выраженности данного конфликта в каждой из четырехвышеупомянутых сфер или по крайней мере в главнейшей из них, выясняют какоевлияние оказал данный конфликт на самого клиента.
Ситуативноеодобрение.
На этомуровне акцент делается на положительных качествах и моделях поведения клиента.
Вербализация.
Наэтом уровне терапевт начинает приучать клиента как можно более точно словесноописывать состояния своего конфликта, более открыто и свободно обсуждать его.
Расширениежизненных целей.
После тогокак клиент, насколько возможно, отстранился от конфликта (увидел его состороны), проработал его (разложил по полочкам на составляющие).
Послеосознания проблемы, намечаются два вывода. Первый – расширение сферывоздействия на конфликтную ситуацию. Второй – клиент направляет высвободившуюсяэнергию на достижение более важных жизненных целей.
Проблемапреодоления тревожности, по существу, распадается на две – проблему овладаниясостоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблемуустранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанныхи взаимовлияющих уровнях.
1) Обучение школьника приемам и методикамовладания своим волнением, повышенной тревожностью;
2) Расширениефункциональных и оперативных возможностей школьника, формирование у негонеобходимых навыков, умений, знаний ведущих к повышению результативностидеятельности, созданию «запаса прочности».
3) Перестройкаособенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации.
В работе сучащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием,используются следующие приемы.
1.«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Что?
Частошкольники с повышенной тревожностью демонстрируют первые признаки, проявлении этогосостояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, чтоэто признаки готовности человека действовать (признак активности). Приопределенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертоваколеса».
2. «Настройкана определенное эмоциональное состояние».
Школьникупредлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояниес одной мелодией, цветом, пейзажем, каким – либо характерным жестом; спокойноерасслабленное – с другим, а уверенное «побуждение» — с третьим. При сильномволнении сначала вспомните первое, затем второе, затем переходите к третьему,повторяя последнее несколько раз.
3. «Приятноевспоминание». Школьнику предлагается представить ситуацию, в которой ониспытывает полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить всеощущения, представляя эту ситуацию.
4.«Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается яркопредставить себе образ для подражания, например, любимого киногероя, войти вэту роль и действовать как бы «в его образе».
5. Контрольголоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определитьэмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос испокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придаватьуверенность.
6. «Улыбка».Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дается рядстандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбкидля снятия нервно – мышечного напряжения.
7. «Дыхание».Рассказывает о значении ритмического дыхания, предлагаются способыиспользования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвоедлиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделайте глубокий выдох вдвоедлиннее вдоха; в случае сильного напряжения сделайте глубокий вдох и задержитедыхание на 20 – 30 секунд.
8. «Мысленнаятренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всехподробностях, трудных моментах, вызывающих переживания, тщательно, детальнопродумывается собственное поведение.
9.«Репетиция». Психолог проигрывает со школьниками ситуацию, вызывающую у тоготревоги.
10.«Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а так же в некоторыхдругих, «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильнуютревогу, страх, делая это как бы дурачась.
11.«Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающихрезультативной деятельности тревожных детей, является то, что они сосредоточеныне только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят состороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цельсвоего поведения.
Эти и другиеприемы достаточно эффективны прежде всего для учащихся, испытывающих такназываемую открытую тревожность. В работе со школьниками, тревожность которыхпроявляется как бы в скрытой форме (часто такие дети говорят, что они неиспытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из–за своего невезения).
Это к чему?
При рассмотренииреакций на конфликт выявляются стереотипы индивидуального поведения взависимости от сформировавшейся системы отношений: отношение к «Я» (самомусебе); отношение к «Ты» (воспринятый с детства тип отношений с родительскойсемьей); отношение к «Мы» (окружающему обществу). Отклонения в отношении к «Я»определяются издержками воспитания в детском возрасте, выражающимся вкрайностях: либо в недостаточном внимании к ребенку, либо в чрезмерной«связывающей по рукам и ногам» заботливости. В первом случае у ребенка обычноскладывается заниженное отношение к себе, чувство собственной не значимости.При чрезмерной мелочной опеке у ребенка часто формируется эгоизм,неподкрепленный самостоятельностью, который при столкновении с реальной жизнью,в которой за него никто не собирается нечего делать, быстро сменяется обидой наобщество и социальной дезадаптацией. Отношение к Ты формируется на впитывании сраннего детства атмосферы домашних семейных отношений и после взросления частопереносятся на отношения в собственной семье. Отношение к Мы складывается посхеме отношения старших членов семьи к обществу и другим людям. Если ребеноквидит расхождение слова и дела, то он приписывает людям лицимерие, считая, чтоможно говорить одно, а делать другое. Необходимо обратить внимание на развитиеу школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины(самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания илипоступки сверстников по схеме: «Что произошло», «Что переживает и думаетгерой». Какова причина. Успешно или неуспешно он действовал в этой ситуации.Что он должен делать. За тем школьнику можно предложить применить эту схему ксебе, ведя разграфленный таким образом дневник. Часть этих записей впоследующем можно обсудить совместно с психологом. Важным этапом в работе со«скрытными» учащимися, является выработка у них критериев собственного успеха.
Отличие копинг – стратегий у детей разного пола
Половыеразличия в своей основе являются природными, наследственно обусловленными.Мальчики чаще используют стратегии: «мечтаю, представляю»,… «смотрютелевизор»,… «прошу прощения, говорю правду», « стараюсь расслабиться,оставаться спокойным». У девочек наиболее частыми были четыре стратегии:«обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «слушаю музыку», «стараюсьрасслабиться, оставаться спокойной». Мальчики в два раза используют чаще, чемдевочки, такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в полтора раза чаще –стратегию «дразню кого – нибудь». Мальчики чаще девочек прибегают к стратегиисовладания «сплю», как к необходимому и эффективному способу восстановленияфизических сил. Девочки чаще мальчиков используют стратегии «говорю сама ссобой, плачу, грущу, обнимаю, прижимаю, глажу». Эти различия указывают набольшую потребность девочек в тесной привязанности, в эмоциональной разрядкечерез слезы к себе и другим. Ссылка на источник?
Поданным психологов, во всех культурах девочки демонстрируют лучшие навыкиобщения, чем мальчики – это социальная чувствительность, умение использоватьречь как средство коммуникации, способность сопереживать, выражать свои эмоции.
Удетей менялась частота использования различных стратегий совладания по мере ихвзросления. Младшие школьники чаще старших переключались на посторонниезанятия: «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде” и смотрят телевизор, слушаютмузыку. Старшие, на уровне тенденции, чаще применяют способ «думаю об этом»т.е. осмысливают и рационализируют сложившуюся ситуацию. Школьники младшейвозрастной группы чаще прибегают к поведенческим стратегиям совладания с внутреннимнапряжением «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде, смотрю телевизор, слушаюмузыку». Более старшие дети способны осмыслить сложную ситуацию – «думаю обэтом»», т.е. используют интеллектуальные способы защиты. Это связано свозрастным созреванием их речевых и мыслительных функций. Источник?
 
1.5 Особенностиэмоциональной сферы младших школьников
 
Поступлениеребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательныхпроцессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностногороста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущейдля ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшегошкольного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образомучителям, подчинение и подражание им. Второй важной особенностью является сознательнаяпостановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляцияповедения, позволяющая ребенку добиваться ее. Самооценка и уровень притязаний играюточень важную роль в жизнедеятельности младшего школьника. В общепсихологическихэкспериментальных исследованиях показано, что школьники имеющие сильнуюмотивацию достижения успехов, обладали адекватной или умеренно завышеннойсамооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Что касается уровняпритязаний, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либоиной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношенийсо сверстниками, в детских группах, коллективах. Следовательно, возраст, приходящийсяна начало обучения в школе (1-4 классы), можно рассматривать как периодвозникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка,которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его эмоционально состояниев различных видах деятельности.
Детимладшего школьного возраста начинают уже более сдержанно выражать свои эмоции,когда находятся в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувстввызывает тут же замечания, подвергается обсуждению и осуждению. Способность владетьсвоими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младшийшкольник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, вырывает изрук, сколько в словесной форме – дразнит, грубит; появляются оттенки ввыражении лица и интонации речи – ирония, насмешка, сомнение и т.д. Переживаниезлости и стыда проявляются в более скрытной форме (11, с.236). Характернойособенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность,их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. В этом периодеу ребенка интенсивно формируются моральные чувства: чувства товарищества,ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование нанесправедливость (11, с.237). Но важно помнить о том, что когда младший школьникузнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда,когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствуетнеобходимость поступить так, а не иначе (11, с.238). Чувства как мотивыповедения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают приэтом иную форму, чем у дошкольника. Переживание злости, озлобления, раздраженияможет вызвать у младшего школьника агрессивное действие по отношению кобидевшему его товарищу, однако драки у детей этого возраста возникают только втом случае, когда переживание достигает такой большой силы, что сдерживающие моменты,вызванные осознаваемыми правилами поведения, отбрасываются. Мотивы действий наоснове положительных переживаний: сочувствие, расположение, привязанность,приобретших более устойчивый характер у детей младшего школьного возраста,становятся более действенными и проявляются в более разнообразных формах (11,с.239). Вместе с тем нельзя забывать, что иногда из-за недостаточного вниманияродителей к духовному миру ребенка мы сталкиваемся с тем, что школьникиспытывает тяжелые и сильные эмоции, которые его травмируют. Яркие образысобытий настойчиво вторгаются в его мир, снятся, преследуют, особенно если онвпечатлителен (11, с.240). Наряду с «личными» темами – мыслями о себе, мечтамио будущем, волнения, связанные со спортивными играми – развиваются у младшегошкольника и разнообразные эстетические переживания. Значительное впечатление отхудожественных произведений может выявиться как в отдельных рисунках, которыеон делает, так и в стихах, сочиненных им, или в рассказах по поводу прочитаннойповести.
Нравственныеположения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенногохарактера. Нравственные положения, которые вошли в сознание школьника, еще внедостаточной мере стали устойчивым его достоянием. В младшем школьном возрастенравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточноотчетливо осознает нравственный принцип, по которому ему следует действовать,но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что являетсяхорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, ониспытывает переживания стыда, раскаяния, иногда страха (11, с.242).

Приложение1
 
Видыкопинг-стратегииНазвание Содержание Остаюсь сам по себе, один — Уход от общения, погружение в свой собственный мир Обнимаю, прижимаю, глажу Телесный контакт, отношение привязанности Плачу, грущу Эмоциональное отреагирование – через горе и сострадание Борюсь, дерусь Агрессия, направленная на другого человека, тип реакции Молюсь Обращение к Богу или Высшей силе и Разуму с просьбой помочь разрешить трудную ситуацию Прошу прощения, говорю правду Исповедь, признание греха Говорю сам с собой Внешняя речь – проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования Думаю об этом Внутренняя речь – обдумывание ситуации с целью ее осмысления Стараюсь забыть Подавление или вытеснение – забывание неприятной ситуации Кусаю ногти, схожу с ума Аффективное отреагирование с агрессией, направленной на себя. Бью, ломаю, швыряю – схожу с ума Агрессивное отрагирование с агрессией, направленное во вне Воплю, кричу, бью, ломаю Аффективное отреагирование как вариант активного протеста Дразню – дерусь, борюсь Вербальная и физическая агрессия, направленная на другого человека Ем или пью – стараюсь расслабиться Насыщение с последующим расслаблением Сплю – ем или пью Восстановление физических сил Мечтаю, представляю – рисую, пишу, читаю – играю, гуляю Детская «работа» Смотрю телевизор, слушаю музыку – рисую, пишу, читаю – гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде Детские развлечения как отвлекающие занятия Гуляю, бегаю – катаюсь на велосипеде – играю – говорю с кем-нибудь Совместные занятия, общение, развлечения Бегаю – катаюсь на велосипеде – ем или пью Физические нагрузки, требующие восстановления сил Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю Физические нагрузки, требующие восстановления сил и расслабления
Приложение2
Длясохранения эмоциональной один из способов устойчивости предлагают специалистыпо музыкальной психотерапии. Для этого используют пакеты программ классическоймузыки. Подобрать их можно самостоятельно и, при желании, использовать.Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большей жизни природы, частью которой являешься И.С. Бах кантата №2; Л.В. Бетховен «Лунная соната»; С.С. Прокофьев «Соната ре»; Р. Фрайк «Симфония ре минор» Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности Р. Шопен «Мазурка» и прелюдии; И. Штраус «Вальсы»; А. Рубинштейн «Мелодии» Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Л.В. Бетховен «Шестая симфония», 2-я часть; И. Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария», «Анданте из квартета»; Р. Шопен «Ноктюрн» соль минор; Дебюсси «Свет луны» Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей И.С. Бах «Итальянский концерт»; Гайдн «Симфония»; Сибелиус «Финляндия» Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми И.С. Бах «Концерт» ля минор для скрипки; Б. Бартюк «Соната для фортепиано»; А. Брукнер месса ми минор; И.С. Бах Кантата № 21; Бартюк Квартет № 5 Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Л.В. Бетховен «Фиделио»; В. Моцарт «Дон Жуан»; Л. Лист «Венгерская рапсодия №1»; А. Хачатурян, сюита «Маскарад»; Дж. Гершвин «Американец в Париже» Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, улучшения настроения. И.С. Бах «Прелюдия и фуга минор»; Л.В. Бетховен, увертюра «Эгмонт»; П.И. Чайковский «6-ая симфония», 3 часть; Р. Шопен ф.2в. №1; Л.Лист «Венгерская рапсодия №2»
Приложение 3Стратегии совладанияПонятие Содержание Поведение – снятие очага раздраженности, напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами Если надо применить какое-либо поведение, нужно посов5товать человеку делать то, что он и так делает, но внести определенные детали, при выполнении которых ему в дальнейшем продолжать стало бы невмоготу. Эмоциональная проработка подавленного, нейтрализация напряженности, стресса через изменение субъективной оценки ситуации. Познание Если некий психологический процесс оказался подавленным, то эмоциональная оценка оказывается нереализованной. В случае, когда человек беседует, он вновь связывает этот процесс с нормальным «осознанием» — очаг напряженности частично разрешается. Эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения с целью поиска социального поддержания Наставление, поучение, истории ценностей, вещей — это воспринимается как давление, поэтому для того, чтобы добиться открытости и готовности принять изменения и наблюдения вероятными.

Приложение
 
Способыдыхательной гимнастики
Способ1
Сидя или стояпостарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание надыхании.
–  на счет «один – два – три– четыре» делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед,а грудная клетка неподвижна);
–  на следующие четыре счетапроводится задержка дыхания;
–  затем плавный выход насчет «один – два – три – четыре – пять – шесть» снова задержка перед следующимвдохом на счет «один – два – три – четыре». Уже через три – пять минут такогодыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней иуравновешенней.Способ 2
Представьте,что перед вашим носом на расстоянии десяти – пятнадцати сантиметров виситпушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ3
Поскольку вситуации раздражения гнева, мы забываем делать нормальный выдох —
– глубоковыдохните;
– задержитедыхание так долго, как сможете;
– сделайтенесколько глубоких вдохов;
– сновазадержите дыхание.

Краткое содержание
1. В первом пункте первого параграфа даетсякраткая характеристика анализа, особенностей совладающего поведения, т.е. чтозаставляет человека использовать приемы защиты, зачем это нужно.
2. Вовтором пункте дается понятие совладания и копинг-стратегий, их характеристика.
3. Втретьем пункте представлены способы саморегуляции, слова, музыка, образы,движения.
4. Подробнорассмотрена саморегуляция.
5. Краткаяхарактеристика психологических защит.
6. Характеристика,отличие копинг-стратегий у детей разного пола.
7. Приложение.
8. Литература.