Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей

ГКП «Каспийскийгосударственный университет технологий и инжиниринга
им. Ш. Есенова»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУЭТНОПЕДАГОГИКА
ТЕМА
Генезисэтнопедагогических идей в трудах известных педагогов и общественных деятелей
Подготовила: студентка5-го курса
Гр. ПиП-06-4 ГондареваТ.А
Проверила: проф.Аренова А.Х.
г. Актау 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Становление и развитие этнопедагогики
2. Вклад Я.А. Коменского в развитиеэтнопедагогики
3. ВкладК.Д. ушинского в русскую народнуюпедагогику
4. Вклад А.С. Макаренко в этнопедагогику
5.Вклад В.А. Сухомлинского в становлениеэтнопедагогики
6. Вклад Г.Н. Волкова в развитиеэтнопедагогики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Первые элементыэтнопедагогического знания зародились в период образования начальной этническойобщности — племени. На протяжении истории развития человеческого обществаэтнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами.
Некоторые исследователи не проводятчеткой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую,описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин«этнопедагогика». Принципиальное различие между этими научнымипонятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеетотношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания,которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика — сфера теоретическоймысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаясясовокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся вустном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционногоповедения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства егодостижения. Ценности народной педагогики помогают направить современныйучебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания уподрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этническойгруппы в социальном окружении, мировой культуре [1].
Народная педагогика являетсяосновным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалируетэмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостнойсистемы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собойнаучный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогическиепроцессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики собразовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.
Народная педагогика не являетсянаукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов навоспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикойвоспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудомребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, вобщем и целом представить как историю и теорию народного (естественного,обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика– наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образованиидетей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценностисемьи, рода, племени, народности, нации.
Имеются две наиболеераспространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся спецификиэтнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что вэтнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии,психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу — междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это — самостоятельная отрасль научного знания. Крометого, различные ученые утверждают, что этнопедагогика — это: прикладная наука;отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научногогуманитарного знания.
Этнопедагогика — междисциплинарнаяобласть научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики,этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру ипедагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей ихстановления и развития, возможностей использования их богатого воспитательногопотенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить,что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, чтоисторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы вселучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры ипедагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобынепосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько длятого, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностямсовременности.
Появление множества научныхисследований «на стыке» разных наук — зримая примета двадцатогостолетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметномполе педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогикаохватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию,психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частичновходит в предметное поле и этих наук. Как область научного знанияэтнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимсяпонятийно-категориальным аппаратом.
Зарождение начальных элементовэтнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей.Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведенияхустного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах,поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.
Племена были первой в историичеловечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племенуже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы,средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались такжеэтнопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делахпредков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями,песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защитесородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков;необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойнымигероическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение внеобходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли исвоих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения иэтнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народноговоспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей имолодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Например,идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболеехарактерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения вовзрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающиеиспытания на способность переносить физическую боль; своеобразные,приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др.Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности,как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени,мужество, отвага, стойкость.

1. СТАНОВЛЕНИЕИ РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Наиболее ранними считаютсяписьменные обобщения традиционного педагогического знания вообще иэтнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках:«Законах царя Вавилонии Хаммурапи» (1792– 1750 гг. до н.э.),«Законах Ассирии» (вторая половина II тыс. до н.э.), «Летописиассирийского царя Ашшурбанипала» (669– 633 гг. до н.э.), «Книгепритч иудейского царя Соломона» (965–928 гг. до н.э.) и др. Они позволяютсоставить представление об организации школьного образования, содержании иметодах обучения и воспитания детей в учебных заведениях тех времен.
Обучение везде основывалось, преждевсего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источникисвидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то времяэтнопедагогических знаний. Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок,легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов. Можно сделать вывод, что первичныеэтнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще впервобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие историческиепериоды.
Великие умы прошлого с большимуважением относились к воспитательным традициям своих предков. Изучая культурународа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включалив свои научные труды и повседневную педагогическую практику. Одним из первыхмыслителей, занимавшихся изучением и обобщением народной педагогическойкультуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н.э.). Онобогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями:незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любогоначинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальнойстабильности и высокой нравственности общества и, прежде всего, молодежи,должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей имолодежи необходимо следовать культурным традициям, прежде всего, своего, азатем других народов; основой принципов построения совершенного общественногоустройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическоевоплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлятьизучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов;культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужномнаправлении [2].
2. ВКЛАДЯ.А. КОМЕНСКОГО В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Значительный вклад вразвитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592– 1670 гг.) — гениальный сынчешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимостьсвоего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшаязаслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позицийгуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народовв области семейного и общественного воспитания детей.
В духовной культуренарода родной язык — одно из самых ценных сокровищ. Нежнейшую любовь к своейРодине, к своему народу Коменский выражает в любви к родному языку. Великийпедагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлиннонародными. Первое и главное требование к ним — изучать, любить родной язык,устное творчество народа. Патриарх педагогики с прискорбием пишет: «… народ инародные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшаяобида. Пусть всякому народу все передается на родном языке…» Народныйпедагог, по мнению Коменского, должен быть патриотом родного языка, роднойкультуры.
Патриотическаяпреданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народныхтрадиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теориипедагогики. В качестве эпиграфа к сочинению «Об изгнании из школ косности»взята поговорка «Дело молодых — работать, дело старых — советовать»,встречающаяся у многих народов в таком же виде или с незначительнымикоррективами. Одно из выдающихся сочинений Коменского «Об изгнании из школкосности» завершается благопожеланием, адресованным венграм, в духе старинныхнародных традиций: «Благоденствуйте и преуспевайте, взаимно ободряя друг друга!Ибо солнце ваше восходит!»
О высокой оценкепедагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования,которое Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимсяшколы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут бытьзаимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания поотгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает внауках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» — повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственноговоспитания.
В истории педагогикиКоменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Когда говорят, чтонароды — великие педагоги и великие педагоги народны, как наиболее яркаяиллюстрация возникает история борьбы и побед чешского народа и примергероической жизни его великого сына — Яна Амоса Коменского. Своей героическойжизнью Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свойродной язык, может претендовать на любовь других народов.

3. ВКЛАДК.Д. УШИНСКОГО В РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕДАГОГИКУ
Неоценимый вклад в изучение,теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Онразработал теоретические положения, которые положили начало русскойэтнопедагогике как области научного знания, а именно:
* обосновал один из ведущихпринципов этнопедагогики, на котором должно строиться все содержаниеобразования в школе — от восприятия культуры собственного народа через роднойязык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировойкультуры;
* установил необходимостькультурных международных связей, рассматривая их как эффективное средствообогащения национальных культур; доказал, что нельзя слепо заимствоватьвоспитательные системы у других народов, поскольку у каждого этноса есть свояособенная национальная система воспитания, т.е. определил, что каждый народимеет свою особую систему воспитания и что нет общей для всех народов, ее несуществует не только на практике, но и в теории; определил, что педагогическаясистема народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры вцелом; обосновал, что в душе человека черта национальности коренится глубжевсех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным болеечем что-либо другое;
* выдвинул принцип народностирусской школы, под которым понимал преобразование всей системы образования наоснове установления органических связей с жизнью народа в целом, указал егоисточники, средства и практически воплотил эту идею в своейучебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах; ввел понятия«народная педагогика» и «народное воспитание», отметив, чтошкольное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработалсодержание народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии,отечественной литературы, истории, географии, фольклора;
* рассмотрел вопрос об идеалечеловека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяетсяего общественной жизнью (народные идеалы воспитания, набор черт характера икачеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенныйидеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала вотдельных личностях); показал соотношение личности и народа и доказал, чтовсякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа;
* обосновал воспитательное иобразовательное значение родного языка, охарактеризовал его как средствопроникновения в характер народа, показал его огромную роль не только ввоспитании детей, но и в сохранении народной самобытности, так как он связываетотжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое,является лучшим выразителем духовных свойств народа, его лучшим наставником ипедагогом, учившим, воспитывавшим все новые поколения задолго до появления книги школ; научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, апотом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родногоязыка, но иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигатьсяпосредством изучения народной литературы, народных песен, творений народныхписателей, живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познанияприроды, но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа; раскрылвоспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику егоиспользования в учреждениях системы образования; разработал методикуиспользования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательномпроцессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работыГатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.
В целом можно сказать, чтороссийскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским,были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определеныглавные направления и средства использования богатейшего наследил народнойпедагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.
Все лучшиеотечественные педагоги, так или иначе, были последователями Ушинского. «Наукапотому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которыесправедливы по законам общего человеческого мышления». Вывод о том, чтовоспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясьсловами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления.«Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащаетее истинами, которые остаются такими для всех народов».
Ушинский былвдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальнойшколы. Это делало великого русского педагога народным просветителемвсероссийского и мирового масштаба. Борясь за русскую национальную системувоспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагалтворческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя изобщей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные — украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. — системы просвещения. Таким образом, просветители-демократы нерусских народовсчитали закономерным перенесение положений Ушинского о национальной (русской)системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т.е. принималиего педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности всенароды страны. Тем более что и сам Ушинский понимал важность духовногосотрудничества народов в составе единого государства.
Прекрасно зная обычаи,обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовнуюжизнь. Как всякий великий педагог он был энциклопедистом-философом, психологом,антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом,литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянскихнародов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.
На основе сравнениянародностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит коценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразияязыка: «Русский язык… сообразно размашистому характеру народа, сообразноразмашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобносильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины». Так,личным примером Ушинский учил педагогов других народов любви к своим корням,родному языку; в его словах — горячий призыв ко всем — знать и любить родину,народ, его живую душу. Служа России, он служил всем ее народам, служа всемроссийским народностям, служил своему великому отечеству: в рамках единогогосударства для него одно было немыслимо без другого.
Ушинский до сих порпродолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежиобщероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений,гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.
4. ВКЛАД А.С. МАКАРЕНКОВ ЭТНОПЕДАГОГИКУ
Новаторство Макаренко — в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое созданочеловечеством, прежде всего славянами, особенно же — русскими и украинцами. Этои «Слово о полку Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школыЛьвовщины и воспитательная система казаков Запорожской сечи, и ГригорийСковорода, и Ушинский, и Пирогов. Новатором Антона Семеновича Макаренко сделаладействительность: «Все в этой жизни: единство, строительство, борьба, победы, — все по-новому богато, по-новому радостно и по-новому трудно».
Макаренко воспитывалсяв рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал насебе влияние народных педагогических традиций. Ему во время летних каникулкак-то довелось работать репетитором в княжеской семье. Впоследствии, семейноевоспитание, определявшее путь будущего князя, Макаренко охарактеризовал какнесложную семейную дрессировку. Мир тружеников, в среде которых он родился ивырос, он с гордостью называет «моим миром»: «Мой мир был неизмеримо богаче иярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры…»
Отношение Макаренко кэтому миру, к его педагогической культуре представляет огромный интерес.Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенныйздравый смысл», в творчестве Макаренко представлена чрезвычайно широко. Тасамая педагогика, которая существовала в народе испокон веков, которая имела своевлияние на подрастающее поколение и помимо школы, иногда и вопреки ей, котораяжива и сегодня как неразрывная часть бессмертной народной мудрости, эта самаяпедагогика была не только предметом особенного внимания Макаренко, по нередко — и его опорой.
Одной из центральныхпроблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для Макаренкородной язык — проблема не только и не столько дидактическая, сколькополитическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая,эстетическая… Что у народа может быть дороже родного языка, что может бытьвыше любви к родине? Ответ на этот вопрос в той или иной форме можно найти налюбой, произвольно раскрытой странице сочинений педагога. Для Макаренко роднойязык — естественная потребность любого человека.
Педагог-демократ считалзакономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинскимнародами. Для него была бесспорной активная роль украинцев в обогащениидуховной культуры народов и в сфере языка. Сам он это делал сознательно и активно.В русском тексте он оперирует украинскими словами без каких-либо оговорок, ибосчитает, что такие слова, как парубок, селянин, хлопец, шлях и многие другиестали составной частью русского языка. Персонажи его произведений очень частоприбегают к украинской речи и читатель с радостью обнаруживает, что понимает ихбез словаря и переводчика.
Макаренко как бысуммирует и своеобразно трансформирует две великие, две богатейшие и древнейшиекультуры — русскую и украинскую. Язык коммуны и коммунаров он так и называетнашим русско-украинским языком. Его произведения — блестящий образецкультурного содружества, пример педагогической общности двух народов.
Макаренко — чрезвычайносвоеобразный писатель и в плане этнопедагогическом. Для него в образах важнеевсего — педагогический смысл. Образ им раскрывается через педагогическоедействие или педагогическую идею, часто — через то и другое. Его геройвоспитывает, его самого воспитывают, ему говорят о воспитании, он и сам говорито воспитании… Многообразие форм сохранения и передачи педагогическойинформации — посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуаций иконфликтов, имен и прозвищ, бесконечного количества поэтических миниатюр иостроумных шуток, намеков и упреков, призывов и клятв — в определенной мерезаимствовано педагогом-новатором из народной педагогики. Если бы он былтеоретиком в обычном смысле слова, его педагогическая теория едва ли стала бы«педагогикой для всех».
Макаренко утверждаетвеличайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призываетвнимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но ичутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа,т.е. для него закономерно и современное функционирование народной педагогики.При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гениемнарода.
Макаренко народен нетолько в принципиальных установках, но и в практической деятельности: например,трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народныетрадиции. Мысль о празднике первого снопа зародилась, по-видимому, под влияниемдревнего общеславянского обряда «последнего снопа». Этот обряд родственныхнародов сохранился в двух вариантах: у русских — именинный (так называлсяпервый сноп), у украинцев — зажиточный (последний).
О торжествах по случаюмолотьбы старый украинский крестьянин говорит: «Хорошо это у вас, как у людейраньше было… вроде как люди празднуют, выходит так, будто праздник. Видишь,хлеб собрать человеку — торжество из торжеств, а у нас люди забыли про это». Неотказываться от старого в разумной и полезной его части — такова установкаМакаренко. Не разрушение традиций, а их переосмысление и наполнение новымсодержанием — вот что необходимо, по его мнению, педагогам-гуманистам.
В то же время педагогубыло органически чуждо сентиментальное любование стариной: в народной жизнинемало было противоречивого, угрюмого, грубого и глупого, что порождалосьусловиями жизни. Это понимал и «народный украинский педагог» Калина ИвановичСердюк: «Бывает народ темный, так ему еще мало, он еще и сам всякую потьму насебя напускает, а потом и живет, как остолоп…» Его словами Макаренкопризывает к критическому отбору народных традиций. Народный педагог не могдопустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души.Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным игре и танцу.Его воспитанники «играли в лапту, и в «довгои лозы», и в«масло». Гопаку посвящена особая глава в «Педагогической поэме». Онем упоминается в повести «ФД-1»: «Коммунары не захотели посрамить украинскуюкультуру и ахнули гопака». В этом темпераментном танце проявляется национальныйхарактер, в нем — просторные степи Украины, где есть место развернутьсяталантам и проявить, реализовать себя как личность — главная ценность которой — любовь к Родине. Патриотизм и гуманизм составляют нераздельное единство, ипедагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качестварусского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальноебогатство, духовность, скромность и простота.
Для Макаренко, как идля Коменского и Ушинского, народ — величайший педагог. «Со всех сторон, отвсех событий в стране… от всего советского чудесного роста, от каждого живогосоветского человека — приходили в колонию идеи, требования, нормы иизмерители».
Последовательноепроведение принципа народности в системе воспитания Макаренко исключает какоебы то ни было диктаторство, ибо не может быть тоталитарной педагогика великогонарода, народа-героя, народа-творца, таковой не может быть педагогика, выросшаяиз народной и поставленная на службу народу.
Макаренковский принципнародности интернационален и несмотря на то, что в новых условиях «Русские,украинцы, белорусы, все иные народности… приобрели новые качества характера,новые качества личности, новые качества поведения», главным достоинством,главным качеством гражданина он считает единство, из которого, возникает новаядуховная общность людей: «100 народов, 100 языков, русский, якут, грузин — какможно примирить эту массу, которую царь держал железным обручем. А у нас обруч- это уважение, это наш гуманизм, подобного история никогда, конечно, невидела».
5. ВКЛАД В.А. СУХОМЛИНСКОГОВ СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
В становлении этнопедагогики какнауки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народнуюпедагогику как средство обновления и совершенствования своейучебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как «колыбельнарода», «народный очаг воспитания», «важнейший центрдуховной жизни народа»; разработал разнообразные и самобытные формы работына основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки идедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогдашкола, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачушколы — формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначениичеловека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул — учебныезаведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, егоширокий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер,самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил,что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиватьсяглубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к роднойземле, Родине; определил источники народного патриотизма в современномпонимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык,картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальныйтополь, песни соловья и др.), требующее труда отцовское плодородное поле,история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов ит.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа всовременную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинениесказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка,постижении им мира прекрасного.
Василий АлександровичСухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. В еготрудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского иГригория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака… Онпрекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителемСухомлинский называл Макаренко. Он является горячим приверженцем идей Ушинскогоо принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа,его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинскийпрактически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российскойпедагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системыобразования и воспитания.
Духовное богатстволичности, как полагает Сухомлинский, — это прежде всего часть духовногобогатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережногоотношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считаеттрадиции воспитания подрастающих поколений.
В последних книгахСухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль онеобходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, ошироком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе сними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Егоученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народныезадачи-загадки. Элементы народного творчества используются в оформлении школы,классов, кабинетов, зала, рекреаций. Он культивирует трудовые традиции, в целяхвоспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность,обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона. Обстановку, в которойобщаются дети вне школы, он максимально приближает к той, в какой играли,трудились и развлекались дети народа.
Из всех средстввоспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык — духовное богатство народа», — пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я — человек», — гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищахязыков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладелродной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культурачеловека — это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействияна ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», — утверждает педагог-мыслитель, — «являются красота и величие, сила ивыразительность родного слова».
В трудах Сухомлинскогополучили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Онпостоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды нашипередавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего — любовь к родному языку». Духовное единство подрастающего поколения с народомобеспечивается посредством родного языка, «… от каждого детского сердцапротягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому — народ, егонеумирающий язык, его культура, слава его многочисленных поколений, которыепочивают на кладбищах, и будущее тех, которые родятся. Через посредство словаребенок становится сыном народа».
С огромной любовьюСухомлинский писал о русском, белорусском и других родственных русскому языках.Как настоящий гуманист, он гордился расцветом всех народных языков, ценил ихсвоеобразие. Так, например, чувашский язык он называл одним из богатейшихязыков нашей страны по словарному запасу и образным средствам. Ему была близкаи понятна великая историческая миссия русского языка. Он не только призываллюбить, но и сам «глубоко и нежно» любил русский язык, в совершенстве владел им,знал наизусть «Евгения Онегина», «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» и«Слепого музыканта», «Записки охотника», «Степь» и много страниц произведенийТолстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Маяковскогои Есенина, Ахматовой и Твардовского. Для него русский язык был неисчерпаемымисточником мысли, чувств, стремлений. Пример педагога побуждал и еговоспитанников к уважительному отношению к языку народа, создавшего бессмертнуюкультуру. По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народногопедагога — научить молодое поколение уважать все созданное поколениямипредшественников, каждое из которых влило свою каплю в тот океан, которыйпредставляет собой народная духовная культура.
Настолько восторженнымбыло отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическимминиатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считалэффективными народные формы сохранения и распространения педагогическоймудрости. Вот некоторые из благопожеланий и назидательных советовСухомлинского: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебясудьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери — бытьпослушными детьми», «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в думепрошлого, не может быть и будущего». Народные пословицы лежат и в основе заповедейСухомлинского, например: «Три бедствия есть у человека — смерть, старость иплохие дети, — говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима,смерть неумолима, перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А отплохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только отродителей, но и от самих детей». Или еще: «Береги честь с молоду, неразбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в раннейюности, если будешь без конца увлекаться — вступишь в зрелую жизнь человеком спустой душой». Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, — говорилСухомлинский, — когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека,культ книги и культ родного слова. Принцип народности в воспитании уСухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духедружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого –пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины. Педагогустанавливает духовное общение своих воспитанников с детьми трудящихся другихнациональностей. Основными формами этой работы в Павлышской школе былирассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов нашейстраны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.
Наиболее популярными уребят были заочные путешествия по Родине, которые дети Павлыша совершали,начиная со второго класса. Вот лишь один фрагмент такого путешествия. Детисобираются в «зеленом» классе, перед ними большой глобус, освещенный«искусственным солнцем»; «Земля вращается вокруг солнца», «луна вокруг Земли».Дети совершают «путешествие» по Днепру — реке, которая несет свои воды потерритории трех республик — Украине, России, Белоруссии. Мысленно плывя пореке, дети знакомятся с городами и селами, историческим прошлым и настоящимрусского, украинского и белорусского народов. Устный рассказ сопровождаетсяпоказом диафильмов, иллюстративного материала. За время учебы в школе детисовершают сто двадцать таких путешествий. Протяженность одного путешествияболее ста километров. Ребята мысленно побывают во всех уголках нашей необъятнойстраны от ее западных границ до Камчатки и Курильских островов и от районаКрайнего Севера до гор Кавказа и равнин Средней Азии. Они знакомятся с жизнью итрудом разных народов нашей страны, встречаются с полярниками и оленеводамиКрайнего Севера, с чаеводами республик Закавказья и хлопкоробами Средней Азии.Мысленные путешествия «открывали перед детьми все новые картины великой дружбынародов». Кроме путешествий общеознакомительного характера, в Павлышской школепрактиковались путешествия тематические, посвященные отдельным страницамразвития культуры, литературы, искусства братских народов нашей страны. Спомощью этих путешествий дети узнают о дорогих каждому сердцу местах, связанныхс жизнью и творчеством великих писателей, художников, композиторов, артистов.
Мысленные путешествияпредшествуют настоящим, которые также начинаются в своем районе, области, азатем их маршруты пролегают по различным регионам страны. Особенно волнующимидля ребят являются путешествия в Москву и Ленинград. К ним дети готовятсянесколько лет и совершают их по окончании VIII класса. Знания, полученныеучащимися во время путешествий, являются стержневым компонентом, формирующимкультуру межнациональных отношений, межличностного общения с представителямиразных национальностей.
Полученные во времяпутешествий сведения закрепляются и углубляются в процессе переписки школьниковсо своими сверстниками из других республик. По материалам путешествий ребятапроводят классные часы. Инсценировки, национальные песни и танцы, наполняющиеих содержание, воспроизводят жизнь, быт, традиции разных народов, т.е. то, счем дети познакомились во время путешествий.
Постепенно у ребятформируется эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности.Они уже не удовлетворяются чисто внешним проявлением чувств. Их отношения всебольше проявляются в конкретной деятельности. Организация этой деятельности — второе направление процесса воспитания школьников в духе дружбы народов. Вчастности, воспитанники Павлышской школы выращенные в школьном саду фруктыпосылают детям Крайнего Севера, обмениваются со школьниками других республиксеменами зерновых и технических культур, цветов и плодовых деревьев и т.д. ВПавлышской школе вся работа в этом направлении строилась по определеннойсистеме: дети младшего школьного возраста получали сведения о единстве судебнародов нашей страны. Дети среднего возраста убеждались в силе дружбымногонациональной семьи и величии бескорыстной взаимной помощи народов, астаршеклассники уже осознавали историческую сущность и преобразующее значениедружбы народов и роль межнациональных связей. В путешествиях по земному шаруосновное внимание уделялось трем братским народам: русскому, украинскому ибелорусскому. Но, отталкиваясь от родной культуры, воспитанники обогащали своичувства и ум духовными сокровищами всех или почти всех народов нашей страны.Единые цели, общность интересов всех народов были предметом постоянноговнимания Сухомлинского. В младшем школьном возрасте, используя характеристикинациональных героев, воспитанники создают в своем воображении как бысобирательный образ идеального героя, общее для всех народов, образ-символ длявсего человечества. В современной ситуации межнациональных раздоров опытСухомлинского-воспитателя как нельзя более актуален, в основе межнациональныхотношений — считал он — должны лежать следующие заповеди: Береги, щадинеприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Знай, что твоенеразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение,потрясти, ошеломить. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зланадо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом значит и самому стать злым,безнравственным. Большое зло — унижать достоинство другого человека, считатьсебя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой».Дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащиеобществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.Эффективность воспитательной системы Сухомлинского обеспечивалась тем, что всепроблемы воспитания он решал очень конкретно — на межличностном уровне,опираясь на народную педагогику.
6. ВКЛАД Г.Н. ВОЛКОВА В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Большой вклад в развитиеэтнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые впедагогической литературе применил термин «этнопедагогика». Егонаучные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. СегодняГеннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.
О родоначальникеосновополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более500 работ. По оценкам ученых, он — «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский),«Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А.Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что«встреча с ним стоит целой жизни».
Геннадий НикандровичВолков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семьеучителя математики и физики.
В разные годы работалучителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальникомлагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы.Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера«за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духегермано-советской дружбы».
В 1967 г. в качестведокторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (всвязи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почтивсеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представитьдуховно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этоговремени начинается энтузиастская деятельность Г.Н. Волкова по распространениюэтнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и внастоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, втом числе около 50 монографий «…»
С 1971 г. ГеннадийНикандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Институтанациональных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развитияличности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Институтасемьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многиегоды, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблемобразования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавтмира А.Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогическихжурналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образованиев мире — мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» идр.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всеммире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ вкачестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодарясвоим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальникомглавенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепциянациональной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свышеста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцатинациональностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют своиэтнопедагогические школы.
Г.Н. Волков читалспецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Егоконцепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске,Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и другихнаучно-образовательных центрах. Лекции Г.Н. Волкова слушали студенты ипрофессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов,где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием длязаявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересомвоспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этомуявляется не только высочайший профессионализм великого учителя, но и еголичностные качества — яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы.Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир,открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления ипровозглашает высокую духовность личности учителя.
По инициативе академикаГ.Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских,международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг.двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения«Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогиканационального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признаниене только в России, но и далеко за ее пределами.
«Под впечатлением Вашейкниги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике… Если удастсяосуществить замысел, посвящу книгу Вам», — писал ему В.А. Сухомлинский в 1961г. «Этнопедагогика чувашского народа» — величественная энциклопедия духовнойжизни чувашского народа», — отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии(1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще одинпедагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народныйпоэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова иснова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно воблагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть ужесейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В.А. Разумный,1997, г. Москва). «Г.Н. Волков является достойным продолжателем дела великогочувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика — весьмасерьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого,безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д.О. Лордкипанидзе,1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал ГеннадийНикандрович Волков — за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России,за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма итолерантности» (Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов, 2002). «ГеннадийНикандрович Волков — знаковая фигура нашего времени… Результаты егоподвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатамитруда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияниена дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации»(ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий НикандровичВолков — яркая личность России, сын чувашского народа… Своим мировоззрением,своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение,воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность,демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самымкоренным образом изменил сознание народа» (М.Е. Николаев, Президент РеспубликиСаха (Якутия).
Г.Н. Волков известен икак детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошлив школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое илитературное творчество — это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человекдля него — мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Онинаписаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости имечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В нихтеснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных изнакомых, в них — трагические судьбы, которые автор пропустил через своипереживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнутьтолько у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступнопостижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению.Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хeвел» (Дуб и солнце). В нейобразы — многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.
Г.Н. Волков — один изстарейших членов Академии педагогических наук, один из основателей РоссийскойАкадемии образования. Он — заслуженный деятель науки Российской Федерации,почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженныйучитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия,Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетноезвание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народногообразования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета ит. д. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, «Зазаслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера идругими.
Как истинныйисследователь педагогической культуры народов и этносов, Г.Н. Волков выражаетсвою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит поРоссии, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, многопишет и выступает в разных аудиториях.
Как глубока чувашскаямудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год — сейпшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет — сажай дерево, а если хочешь,чтоб тебя помнили 100 лет — обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатсяпедагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен«всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство — многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научнаяэтнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивыхполитических условиях многие народы сохранили свою национальную линиюсоциально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековойтрадиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самойжизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлиннымгуманизмом. «…»
Его труды пользуютсяпопулярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. Отворчестве Г.Н. Волкова сняты кино- и телефильмы. Сегодня всемирно признанныйакадемик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли вреспубликанскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он — один издуховных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Егопредложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служаткалмыцкому народу. «…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание иобразование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, немогут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.Народная педагогика — педагогика национального развития, подъема, возрождения,одновременно — это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личностьпатриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости ичеловеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народнуюпедагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национальногоспасения.
И в настоящее время народнаяпедагогика продолжает оставаться самойглавной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. Внародной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональныхотношений. Самое надежное знакомство с любым из народов — осведомленность всистеме воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участиивсех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческуюсамостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогикичрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимномвоспитании.
Сердцевиной этнопедагогики, ее душойявляется любовь… Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.

Списоклитературы
1. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В.Малявин. М., 1996.
2. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары:Чувашское изд-во, 2004.