ГЛАВА I. Основные места размещения предприятий по российской федерации
1.1. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти Российской Федерации
До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения – в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР. До недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%), парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко – Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь – главный нефтедобывающий район страны.
На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано – Печерская нефтегазоносная провинция). Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль. Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк – в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера,
Восточной Сибири и Дальнего Востока. Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную станцию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково – разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно -технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, шельфе у о.Кологуев (Песчаноозерское месторождение).
1.2. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче
К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция – 3,2%, Северный Кавказ – 1,6%, Сахалин – 0,5%.
Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80% – на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем – сохранение высокой производительности старых районов.
Наблюдается “старение” Волго-Уральского района. Его технико-экономические стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась. При “старении” ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно – Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно – Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).
Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым фонтанным способом. Теперь его доля заметно сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа, с помощью которого в 1987г было добыто свыше 2/3 всей нефти. Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. В условиях непрерывного ухудшения качественного состояния сырьевой базы отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает стратегическое значение для стабилизации и развития процессов нефтедобычи.
1.3. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные места размещения предприятий
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.
Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:
транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;
для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;
хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.
Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).
Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу
Экономические районы
Нефтепереработка
Север
1,9
Северо-Запад
—
ЦЭР
16,6
Волго-Вятский
7,7
ЦЧР
—
Поволжье
17,5
Северный Кавказ
7,1
Урал
24,3
Западная Сибирь
9,9
Восточная Сибирь
11,1
Дальний Восток
3,9
Калининградская область
—
ИТОГО
100
1.4. Магистральные нефтепроводы как одна из составляющих нефтяной промышленности. Транспорт нефти
В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы – наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые – интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть – единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск – Курган – Самара; Усть-Балык – Курган – Уфа Альметьевск; Сургут – Полоцк; Холмогоры – Клин; Самара – Тихорецкая; система нефтепроводов “Дружба” и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
Всего по России
По России
Показатель
и странам СНГ
(АК “Транснефть”)
Протяженность нефтепроводов тыс. км
62,3
48,1
Суммарная Вместимость резервуаров м3
16530,0
13759,0
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
На восток – Туймазы – Омск – Ангарск; Туймазы – Омск; Уфа – Новосибирск (нефтепродукты); Уфа – Курган – Петропавловск (нефтепродукты);
На запад – нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Самару – Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча – Полоцк – Вентспилс; Самара – Пенза – Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (Северо – Запад);
На юг – Пермь – Альметьевск; Альметьевск – Саратов; Ишимбай – Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь “повернут” целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:
На запад – Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Самара – Лисичанск – Грозный – Баку;
На юг – Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент -Чарджоу;
На восток – Александровское – Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград – Новороссийск; Грозный – Армавир -Туапсе; Грозный – Армавир – Донбасс (нефтепродукты); Ухта – Ярославль; Оха – Комсомольск-на-Амуре.
1.5. Задачи перспективного развития отрасли
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство – создавать им для этого необходимые экономические условия.
В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания по поставкам нефти для государственных нужд сокращены до 20% ее добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности, образовано специальное Государственное предприятие “Роснефть”, которому передаются пакеты государственных акций около 240 акционерных обществ, в том числе по добыче нефти и газа – 26, по нефтепереработке – 22, по нефтепродуктообеспечению – 59, а также по производству масел и смазок, переработке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и
другим видам обслуживающих производств. В состав “Роснефти” вошли также различные ассоциации, банки, биржи и другие организации.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании “Транснефть” и “Транснефтепродукт”, которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует об их неидентичности разведанным запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными эксплуатационными затратами на их применение по сравнению с традиционными способами добычи нефти. В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о принятии в законодательном порядке ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодо бывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Трубопроводный транспорт нефти” Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г
2. “Топливно-энергетический комплекс” Москва, Менатеп N4-9 1993г 4. Байков, Берлин “Нефть СССР” Москва, Недра 1987г
3. “Нефтяная промышленность” Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г
4. “Народное хозяйство Российской Федерации” Москва 1993г