География пищевой промышленности

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность работы определяется ролью и значимостью пищевойпромышленности как в формировании структуры хозяйственного комплекса страны,так и в решении продовольственной проблемы.
Пищевая промышленность – одна из значительных отраслейсовременного индустриального производства. По валовой продукции она занимаетвторое место после машиностроения.
Роль пищевой промышленности в развитии производительных силопределяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую частьпотребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечиваетболее рациональное питание населения, способствует устранению неравномерностипотребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе,позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать егопотери.
Цель работы состоит в выявлениизакономерностей территориальной организации и обосновании путей оптимизациитерриториальной концентрации отраслей пищевой промышленности Курской области.
Основнымизадачами, решаемыми в работе, являются:
1)изучение и оценка природных и социально-экономических условий и ресурсов,обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности;
2)анализ развития и состояния отраслей пищевой промышленности в других регионахРФ и зарубежных странах, для определения возможных перспектив и направленийданной индустрии в Курской области;
3) анализсравнительной экономической эффективности основных отраслей пищевойпромышленности в изучаемом регионе.
Выбор вкачестве объекта исследования территории Курской области обусловлен тем,что это один из наиболее староосвоенных в сельскохозяйственном отношениирайонов, который обладает высоким природным агропотенциалом и в то же времяотносительно низкой эффективностью отраслей перерабатывающего производства.
Предметом исследования являютсяособенности развития и территориальной концентрации отраслей пищевойпромышленности.
Полученныеи обработанные материалы создали основу для применения различных экономико-географическихметодов анализа и синтеза. Сравнительно-географический методиспользован при изучении закономерностей локализации отдельных отраслей,выявлении различий в эффективности производства основных видов продукции. Картографическийметод применялся для выявления связей между особенностями организации изучаемыхотраслей и социально-экономическими и природными факторами, обусловившими ихразвитие. Применение историко-географического метода позволило выявитьпричины локализации и концентрации предприятий пищевой промышленности наизучаемой территории. Метод районирования использовался для изучениятерриториальной дифференциации отраслевой структуры пищевой и пищевкусовойиндустрии.
Перваяглава посвящена особенностям развития и размещения отраслей пищевойпромышленности за рубежом и в целом по Российской Федерации.

Глава IГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ПИЩЕВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Общая характеристика
Пищевая промышленностьпризвана удовлетворять основные потребностинаселения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана ссельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли.Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения,большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянноеравномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимисяпродуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве,так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).
Параллельно с пищевой функционирует пищевкусовая промышленность,использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, атакже поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности,так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отраслииграет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельскогохозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологическихопераций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).
Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структурувключающуюдесятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящеевремя сложилось несколько их групп. Среди них особо выделяются базовыепроизводства, продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки(например, мукомольная, получение сахара-сырца, пастеризация молока споследующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских икисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессыубоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно нарынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживаниюдляполучения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрогоприготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли(колбасные, рыбные изделия, консервы, пресервы, деликатесные продукты и т.д.).Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производствстановятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарнуюпродукцию.
Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневныепотребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например,только сортов сыра или пива — сотни). Это обусловило формирование множествапредприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занятооколо 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых илипищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется,ему придаются новые потребительские качества.
Особенностьпищевой и пищевкусовой промышленности,вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, — необходимость их расфасовки вмелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасльстала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимернойтары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами:стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукцииотрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для Предприятий разныхпроизводств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию дляоформления тары.
/>В пищевой и пищевкусовойпромышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации всфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле»«Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий вразных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Ониконтролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.
Научные исследования в области питания способствовали изменениюего структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов,снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употреблениерастительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара икондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользубезалкогольных: минеральных вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения ит.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемыразвития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этимтенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместес тем проблемы питания — это и социально-экономические, и национальные, решениекоторых индивидуально для разных стран и регионов.
О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в миреможно судить по производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочныхизделий. Получение муки за период 1960—1988 гг. увеличилось более чем вдвое идостигло 205 млн т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и ксередине 90-х гг. оно составляло около 130 млн т. Потребление изделий из неетакже сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6—10 кг на человекав год в Японии и Республике Корея, до 100—150 кг в государствах бывшего СССР иБолгарии (США — 30 кг в 2004 г.).
 
Отраслевая и территориальная структура
 
Мясная промышленность. Роль отрасли определяется значением мясныхпродуктов — основного источника высокоценных животных белков и других важныхкомпонентов. Рост потребления мясных продуктов в мире — один из показателейповышения жизненного уровня населения. Подавляющая часть населения земного шараупотребляет мясо, и производство его растет быстрее, чем численность жителейпланеты. За 1950-2000 гг. население планеты выросло в 2,3 раза, а производствомяса — в 5 раз. Соответственно производство мяса на душу населения в среднем вмире увеличилось с 16 до 36 кг, но различия по странам очень велики: от 365 кгв год в Дании до 4,6 кг в Индии (за счет мусульманского населения, ибо индусымясо не употребляют).
Проблемы рационального питания существенно отразились напроизводстве и потреблении отдельных видов мяса, хотя еще сохраняютсянациональные, религиозные традиции, а также экономические возможностииспользования мяса у разных народов мира. Общая тенденция — увеличениепотребления диетических видов мяса(в первую очередь птицы). Этоотразилось на структуре производства мяса в мире.
В отдельных странах структура производимой мясной продукциипретерпела еще большие изменения. Так, в США за 1960-2000 гг. производствосвинины в расчете на душу населения уменьшилось с 37 до 31 кг, а мяса птицывозросло с 21 до 53 кг (в 2005 г. показатели в мире составляли по свинине 15кг, по птице — 9 кг).
Растущие потребности в получении мясной продукции в отдельныхстранах и регионах мира определили основные территориальные сдвигивпроизводстве мяса. Этому способствовали достижения в растениеводстве,обеспечивающем снабжение животноводства кормами.
Основные сдвиги в размещении производства мяса в мире в 1960-2005гг. следующие:
1)развивающиеся страны впервые обеспечили более половины
мирового получения мяса;
2)более чем двукратно увеличилась доля Азии, ставшей главным
регионом получения мяса:
3)почти вдвое уменьшилась доля Восточной Европы. В большинстве странэтого региона производство снизилось, особенно в государствах СНГ и преждевсего в России и Казахстане.
Многие страны и даже регионы специализируются на производстве иэкспорте разных видов мяса, однако на экспорт идет сравнительно небольшоеколичество (в 1950 г. — 3,3 млн т, в 2004 г. — 15,3 млн т), т.е. экспортнаяквота соответственно составляла 5-7,4%. В структуре экспорта на мясо приходитсяоколо 70%, живого скота — до 20%, а остальное — мясопродукты глубокой переработкии в небольших количествах сушеное, соленое и копченое мясо.
Ведущим экспортером остается Западная Европа: до 47% поставок мясав мире (наиболее крупные — Нидерланды, Франция и Дания). Северная Америка —вторая по значению в торговле мясом (20% мирового экспорта), а Океания (12%) — третья. Внешнеторговый обмен идет по разным видам мяса, потоки которыхпересекаются. Кроме того, они различаются по своим потребительским свойствам(парное, охлажденное, мороженое мясо). Мясопродукты глубокой переработки имеютеще более сложную географию экспорта и импорта. В числе главных импортеров мяса— ФРГ, Япония и Италия. Россия вследствие сильного упадка всего животноводствапо импорту мяса также стала одной из ведущих стран мира.
Рыбная промышленность добывает, перерабатывает и все в большей степенивоспроизводит рыбу и нерыбные продукты промысла морей и пресных вод, формируярыбопромышленный комплекс. В его составвходят рыболовный флот, порты(нередко специализирующиеся на морепродуктах), рыбокомбинаты, холодильники, консервныезаводы, рыбоводные заводы, другие предприятия по выращиванию моллюсков,ракообразных, водорослей и т.д. (марикультура). В состав рыбопромышленногокомплекса входят также научно-исследовательские учреждения и организации поконтролю и охране рыбопромысловых акваторий государства.
Научно-технический прогресс оказал мощное воздействиенаразвитие всего рыбопромышленного комплекса. В послевоенные годы былисконструированы и построены крупные морозильные траулеры, рыбопромысловые базы— суда для обработки и транспортировки объектов промысла, рыбоконсервныеплавучие базы. Средства и методы поиска объектов промысла (воздушная разведка,приборы по обнаружению косяков рыбы и т.д.) позволили повысить эффективностьработы рыбопромышленного комплекса. В результате возросла роль глубоководногопромысла в открытом океане вместо традиционного шельфового, широко освоеныресурсы Тихого океана вдали от портов базирования рыбопромысловых судов.Появились новые методы обработки морепродуктов (охлаждение вместо заморозки исоления, создание пресервов — нестерилизируемых рыбных консервов и т.д.).
Разнообразная продукция рыбопромышленного комплекса увеличиваетобласти ее использования: уже освоенные направления — пищевое, кормовое,медицинское, техническое — дополняется в каждом из них за счет инноваций. Так,очень перспективны биотехнологические разработки для создания эффективныхфармацевтических препаратов. Все же основное направление потребления продукциикомплекса — пищевое: рыбные продукты составляют около 90%. Очень различается постранам мира использование других продуктов марикультуры (национальные традициипитания и т.д.).
За 1960-2005 гг. менялась структура морского и пресноводныхпромыслов: доля последнего увеличилась и достигла 18% (1980 г. — 11%).Уменьшение доли морских промыслов в улове (за 1980—2005 гг. с 77 до 66%)сохранило основные пропорции в структуре вылавливаемой рыбы, основную частькоторой (48%) составляют сельдь и треска.
Индустриализация рыбного промысла оказала большое влияние на рольотдельных стран и акваторий в рыбной промышленности мира. Особенно изменилосьзначение отдельных стран и регионов
Основной результат пространственных сдвигов отрасли — ее рост вАзии и Южной Америке: на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в миреморепродуктов. Примечательно, что государства, имеющие выход в Тихий океан,дают более 70% продукции отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы иморепродуктов в мире 9 расположены в Тихоокеанском бассейне. Среди них нет ниодной западноевропейской страны, хотя они ведут активный лов в этом отдаленномокеане. Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 еепродукции в мире. Происшедшие сдвиги в отрасли отражают и роль государств Азии,где проживает большая часть населения планеты, и значение Тихого океана какважнейшей рыбопромысловой акватории.
Резко упала доля государств Восточной Европы, которая оказаласьвдвое ниже уровня 1950 г., когда только шел процесс формирования комплекса.Наибольший удар в развале отрасли в регионе пришелся на Россию, которая давалаосновную часть продукции. В настоящее время Россия отброшена на уровень улова вРСФСР в 1966 г., т.е. на 30 лет назад.
Маслосыродельная промышленность дает наиболее ценные продукты питания,обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья — молока, а также, вотличие от кисломолочных, выдерживающих хранение и дальние перевозки. В 60-егг. начались глубокие структурные измененияв соотношениях получениядвух самых массовых продуктов — животного масла и сыра. В 1950 г. мировое производствомасла в 1,5 раза превысило получение сыра, а в 1980 г. сыра делали в 1,6 разабольше, чем масла (в 2005 г. более чем вдвое). Сыр стал ведущим продуктомотрасли, его изготовление и потребление имеет тысячелетние традиции.
География производства сыра характеризуется постоянно высокой ДолейЗападной Европы, где он всегда был одним из самых важных и любимых продуктовпитания. Роль этого региона как продуцента сыра меняется, но он остаетсялидером мирового сыроварения: в 1950 г. регион давал более половины продукции вмире, в 2005 г. — 44%. Северная Америка —второй по значению регион (2005 г. —26%). Таким образом, на оба региона приходится 70% получения сыра в мире. ДоляВосточной Европы снижается (1990 г. — 16%, 2005 г. 12%). Сыр — преимущественнопродукт потребления населения развитых стран мира в северном полушарии. Еговысокая калорийность обеспечивает достижение рационального питания в условияхумеренного климатического пояса.
Уровень производства и потребления сыра на душу населения сильноотличается по странам. При среднем в мире производстве на душу населения 2,6 кгв 2005 г. в отдельных странах оно гораздо выше: во Франции — 27 кг, а в Греции,Дании, Новой Зеландии — более 50 кг. Это обусловливает экспортную специализациюпоследних, как и ряда других стран. Крупнейший продуцент сыра — США (около 25%мирового производства), вдвое меньше доля Франции (11%), ФРГ — третья (9%).Россия вырабатывает около 5 кг сыра надушу населения в год, уступая даже Египту(6 кг).
Разнообразие сортов сыра (более 700) обусловило широкое участиеэтой продукции во внешней торговле. Поэтому многие страны даже в ЗападнойЕвропе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона и даже другихрегионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые стандарты (голландскийсыр, швейцарский сыр и др.), они вырабатываются во многих странах мира.
Продуктом отрасли является и масло коровье {животное). Егопроизводство претерпело во второй половине XX в. сильные колебания. Запослевоенным ростом изготовления в 80-е гг. последовала стабилизация,обусловленная резким сокращением его потребления в целом ряде стран, особенно вСША. Это отразилось и на сдвигах в размещении производства масла по регионам истранам мира.
Региональные сдвиги в размещении производства масла приняли послеВторой мировой войны и в 90-е гг. большой размах. В первый период ониознаменовались мощным ростом отрасли в Восточной Европе, а затем — в Азии,которая стала лидером в получении этого продукта. Причины происшедших сдвиговзаключаются в изменении структуры питания в США, резком уменьшении какпроизводства, так и потребления масла. В прошлом, вплоть до Второй мировойвойны, США были крупнейшим в мире его продуцентом. В Западной Европе традициипитания сохранили роль масла до настоящего времени, но его производствопрактически не растет. Бурный рост производства и потребления масла в ВосточнойЕвропе обусловлен, как и в северных странах Западной Европы, необходимостьювосполнения энергетических затрат человека в условиях сурового климата. Поэтомувплоть до 90-х гг. СССР был лидером в изготовлении животного масла. ПревращениеАзии (особенно Индии и Пакистана, дающих 1/4 масла в мире) в лидера попроизводству обусловлено необходимостью переработки молока (Индия — третий вмире его производитель) в более ценные продукты питания. Технологияизготовления масла проще, чем сыра. Однако уровень потребления масла в Индии(1,4 кг на человека) остается все еще на среднемировом уровне (1,2 кг).
Самым важным результатом развития масложировой промышленности былрост маргаринового производства. Маргарин — пищевой продукт, смесь животныхжиров, растительных масел, молока, ароматических веществ. Сырьевая база для егополучения очень широкая, а технология переработки сырья позволила изготовлятьпродукт, равноценный по всем показателям животному маслу, и разных сортов иобластей применения. Небольшие затраты на его производство сделали маргаринконкурентом животного масла.
Структурные изменения в производстве этих продуктов отразились ина географии изготовления маргарина в разных регионах мира: в 1950 г. главнымипродуцентами были Западная Европа — 61%, Северная Америка — 21 и ВосточнаяЕвропа —-15%. Смена структуры потребления масел в этих регионах проходиланеодинаково, и к 2005 г. Северная Америка стала лидером производства маргарина(36% мирового). Западная Европа заметно сократила его выпуск (22%).Существенный сдвиг в получении этого продукта вывел Азию на второе место в мире(28%). Доля же Восточной Европы за 1950—2005 гг. сократилась более чем вдвое.
Еще более высоки различия по странам даже в пределах одногорегиона, где проявляется влияние экономических причин, национальных традиций впроизводстве и потреблении масла и маргарина. Так, в Бельгии, Великобритании,Дании, Нидерландах с их развитым молочным хозяйством масла животноговырабатывается меньше, чем маргарина (в Нидерландах в 3 раза), а во Франции,наоборот, масла больше, чем маргарина в 3 раза. В США и Канаде получениемаргарина также опережает изготовление масла. Примечателен сдвиг маргариновойпромышленности в Индию, ставшую после США вторым продуцентом (7% мировойпродукции).
Сахарная промышленность. Сахар — один из важнейших продуктов питания,производство которого продолжает устойчиво возрастать, несмотря нарекомендуемые диетические ограничения в его потреблении. Средний показательполучения в мире в 2005 г. составлял 21 кг на душу населения, но потреблениесахара по странам мира сильно различается: от нескольких килограммов (КНР) до40-50 кг (Великобритания, Австралия, Канада, Куба). В ряде стран на потреблениесахара все больше влияет конкуренция подслащивающих веществ.
/>Производство сахараосновано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника и сахарнойсвеклы. Развитие сырьевой базы оказало дальнейшее воздействие в 1950-2005 гг.на размещение сахарной отрасли. В 1950 г. из сахарной свеклы получили 47%сахара и 53% — из сахарного тростника. В 2005 г. сахарный тростник стал главнымвидом сырья — на его основе произвели 71% сахара в мире. Таким образом,характер сырьевой базы изменил и размещение всей сахарной промышленностимира.
Важнейший результат сдвигов в размещении производства сахара в1950-2005 гг. — лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. Вцелом два региона — Азия и Южная Америка — суммарно дают около 60% сахара, аИндия и Бразилия заняли ведущие места в отрасли. Следствием распада СССР и СЭВявилось резкое падение производства сахара на Кубе, которая до 1991 г. былаодним из лидеров мировой сахарной промышленности. В 2005 г. она не вошла даже вдесятку ведущих продуцентов сахара, ибо потеряла рынки сбыта в ВосточнойЕвропе, а США сохраняют эмбарго на торговлю с Кубой.
Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеетпреимущественно характер ассортиментного обмена разными ее видами. Исключениесоставляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребленияи производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельныхгосударств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видовпродукции, например, Новая Зеландия — крупнейший экспортер (20% мировогоэкспорта) животного масла — вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды — даже136% (включая реэкспорт масла).
В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе,какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Ихпроизводство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонампланеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.
Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены вданной отрасли только изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции.Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинскойнауки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаютсяадминистративные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах ит.д.
Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула нетолько крепкие, но и слабоалкогольные — виноградные вина. Их производство послеВторой мировой войны росло, а затем стало снижаться (1960 г. — 24 млрд л, 1980г. — 35 и 2005 г. — 25 млрд л). География виноделия за эти десятилетия неизменилась: Италия, Франция и Испания стабильно дают более 1/2 виноградных винв мире.
Производство пива, наоборот, быстро росло(1960 г. — 40 млрдл, 2005 г. — 126 млрд л). География отрасли также мало изменилась: основноеколичество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства(суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение вКНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.
Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковойводы, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболееразвитых государствах их потребление на душу населения уже превышаеттрадиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США — до 100 л пива и более200 л вод и соков).
Вопреки задачам экологии, охране здоровья людей продолжаетсябыстрое увеличение выпуска табачных издели’, за 1950—2005 гг.производство сигарет в мире выросло с 1267 до 5410 млрд шт., т.е. около 1 тыс.шт. на каждого жителя планеты (а в некоторых странах с экспортным значениемпродукции — до 8 тыс. шт.). Эта продукция относится к одной из самых доходных вэкономике: ее выпуск растет как в странах с невысоким уровнем жизни (КНР —лидер производства сигарет в мире), так и в США. Однако в этой стране ведетсяэнергичная борьба с курением, а 30% сигарет идет на экспорт. Та же ситуация вФРГ, где очень мощное движение «зеленых». Крупнейшим импортером сигарет сталаРоссия: в 2005 г. она «поглотила» около 12% мирового импорта этой продукции.
Россия по выпуску многих пищевых продуктов в расчете на душунаселения значительно отстает от ряда развитых стран. Это подчеркивает остротуи актуальность продовольственной проблемы в нашей стране. Продукции сельскогохозяйства не хватает. Поэтому приходится импортировать значительное количествозерна, мяса, плодов, овощей, сахара, растительного масла и некоторых другихпродуктов.
Пищевая промышленность характеризуется сложной структурой. В еесостав входит свыше двух десятков отраслей с их многочисленнымиспециализированными производствами, общий признак которых при всех различиях(используемое сырье, характер технологии и т.д.) — назначение выпускаемойпродукции. Однако если одни отрасли заняты производством готовых пищевыхпродуктов, непосредственно потребляемых населением, то другие, например,мукомольная, масложировая и т.п., дают изделия, которые подвергаются дальнейшейпереработке и одновременно могут служить предметами личного потребления.
Используя сырье растительного и животного происхождения, пищеваяпромышленность теснейшим образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным,китобойным и другими промыслами. Особое значение имеет связь с сельскимхозяйством, обеспечивающим пищевую промышленность наиболее массовыми видамисырья (зерно, картофель, сахарная свекла, масличные культуры, мясо, молоко ит.п.). Достаточно упомянуть, что свеклосеющие районы страны одновременноявляются и районами сосредоточения сахарной промышленности. В свою очередьпищевая промышленность влияет на сельское хозяйство, стимулируя развитие новыхсырьевых баз, расширение сферы применения земледельческой и животноводческойпродукции, рост товарности сельскохозяйственного производства.
Продовольствие, поступающее населению, в основной своей массеподвергается промышленной обработке и переработке. Так, перерабатывается около3/4 мяса и молока, практически все зерно. В дальнейшем спрос на продукциюсельского хозяйства, которая прошла глубокую технологическую переработку впромышленности, будет возрастать. Поэтому очевидны сдвиги в структуре пищевойпромышленности, направленные на расширение производства полуфабрикатов иготовых к употреблению продуктов.
Для улучшения снабжения населения высококачественными продуктамипитания при сокращении их потерь в процессе хранения, транспортировки,переработки и доведения до потребителей особое внимание уделяется:
1)      строительству элеваторов, хранилищ и холодильников;
2)      развитию тарного производства.
Специализированный характер приобретает холодильная промышленность.Расширяется применение искусственного холода при
обработке и хранении сельскохозяйственной продукции.
В основном пищевая промышленность ориентирована на весьмараспространенное сырье. Еще более широки границы потребления пищевых продуктов.В связи с этим находится одна из характерных особенностей производства — повсеместностьразмещения, что резко выделяет пищевую промышленность среди других отраслейпромышленности.
Пищевая промышленность располагает самым большим количествомпредприятий. В то же время среди них много мелких объектов, что обусловленоглавным образом дисперсностью как первичной переработки сельскохозяйственногосырья, так и удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктахповседневного спроса (хлеб, молочная продукция и т.п.).
Наиболее крупные предприятия типичны для сахарной, мукомольной,масложировой, мясной и рыбной промышленности. В этих отраслях они частопредставляют собой комбинаты.
Обычное явление в ряде отраслей пищевой промышленности — сезонность производства. Она только отчасти сглаживается благодаря возможностиперерабатывать несколько видов сырья, например, в сахарной промышленности — дополнительно кубинский тростниковый сахар-сырец, в крахмалопаточной — картофель и кукурузу.
Пищевая промышленность органически входит в состав любогорайонного территориально-производственного комплекса. Но в одних случаях еероль профилирующая, а в других — ограничена функциями обслуживания толькоместного населения. Как отрасль производственной специализации пищеваяпромышленность представлена в районах, где есть благоприятные природные иэкономические предпосылки для развития сельского хозяйства с высокимипоказателями товарности.
Процесс реконструкции пищевой промышленности сопровождалсяприближением производства к источникам сырья и местам потребления готовойпродукции, был связан с комплексным развитием экономических районов страны.
Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоемкостью пищевойпромышленности. В большинстве ее отраслей расход сырья намного превышает весготовой продукции. Помимо этого надо учитывать низкую транспортабельностьсельскохозяйственного сырья, что объясняется ухудшением его качества придлительных перевозках и хранении, а также большим содержанием воды, котораясоставляет 75-80% веса сахарной свеклы, 80% -картофеля и т.д. В то же времямассовость и повсеместность использования, скоропортящийся характер иотносительно низкая транспортабельность выпускаемой продукции притягиваетпроизводство к местам потребления, сочетая его с размещением населения,особенно городского.
Следовательно, предприятия по первичной переработке сырьянепосредственно связаны с сельским хозяйством, которое в зависимости от местнойспецифики обусловливает их производственные мощности и сезонный характерработы. Именно на этой стадии прямым образом осуществляется агропромышленнаяинтеграция, например, создание разного рода производственных объединений.
Предприятия, завершающие выпуск готовой продукции, тяготеют кпотребителям. Важно при этом, что в одной и той же отрасли могут бытьпредставлены предприятия, относящиеся к разным стадиям производственногопроцесса.
Территориальная организация пищевой промышленности нуждается всовершенствовании. Важная проблема — устранение региональных диспропорций междупроизводством отдельных сельскохозяйственных продуктов (например, мяса, овощей)и мощностями по их переработке. Назрела также необходимость децентрализоватьразмещение ряда отраслей, максимально приближая их предприятия к сырьевымбазам. Складские хозяйства и холодильники у нас в стране сосредоточены преимущественнов местах потребления готовой продукции. Это создает огромное напряжение виспользовании материальных средств и труда в период уборки урожая и массовыхперевозок сельскохозяйственных грузов. Отсюда актуальность задач, связанных ссозданием складских хозяйств и перерабатывающих предприятий непосредственно всельской местности.
В зависимости от степени влияния сырьевого и потребительскогофакторов пищевая промышленность делится на три группы:
отрасли, ориентированные на источники сырья (при высоких нормахрасхода сырья), — сахарная, маслодельная, молочноконсервная, масложировая,крахмало-паточная и др.;
отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции (присовпадении или превышении веса готовой продукции над весом исходного сырья), — хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная и др.;
отрасли, одновременно ориентированные на сырье и на потребителя(при большем весе сырья по сравнению с готовой продукцией), — мясная,мукомольная, табачная и др.
Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и местампотребления готовой продукции достигается в отдельных отраслях путемспециализации предприятий по стадиям технологического процесса. При этомпервичная обработка сельскохозяйственного сырья размещается вблизи его источников,а производство готовых изделий — в центрах их потребления. Такоетерриториальное расчленение технологического процесса можно наблюдать втабачной (ферментационные и табачные фабрики), чайной (чайные и чаеразвесочныефабрики), винодельческой (заводы первичного и вторичного виноделия) и в другихотраслях пищевой промышленности.
Сахарная промышленность служит примером решающего влияниясырьевого фактора на размещение производства. Выход сахара-песка из свеклысоставляет по весу в среднем около 14%. Следовательно, для получения 1 тготовой продукции требуется не менее 7 т сырья. Кроме того, надо иметь в виду,что сахарная свекла теряет в качестве при дальних перевозках. Поэтому, даженесмотря на относительно большую топливоемкость производства, сахарные заводыразмещаются непосредственно у источников сырья.
Исторически производство сахара возникло в Центрально-Черноземномрайоне, который продолжает сохранять ведущее положение (более 2/5 всегосахара). Из новых районов быстро прогрессирует Северный Кавказ (свыше 1/3). В 2004г. в стране было произведено 2,7 млн т сахара-песка.
Масложировая промышленность показывает аналогичную зависимость отсырьевых баз, Например, при переработке соевых бобов выход масла колеблется впределах 14-18% от веса сырья. Более высоким он бывает при использованииподсолнечника, достигая (при экстракционном способе) в среднем почти 36%.Однако это не меняет положения. Доказано, что размещение маслобойных заводов уисточников сырья имеет несомненное преимущество в транспортном отношении.Основные районы масложировой промышленности Северный Кавказ (около 1/2 всегопроизводства) и Центрально-Черноземный район (1/5).
Если производство растительных масел тяготеет к сырьевым базам, тоизготовление маргарина, мыла, стеарина и т.д. (на основе жиров, масел и другихкомпонентов) ориентируется на районы потребления. Здесь наряду с маргариновымии мыловаренными заводами функционируют масложировые комбинаты. В 2004 г.произведено 0,9 млн т растительного масла и 0,3 млн т маргариновой продукции.Еще более тесно связана с источниками сырья консервная промышленность, вкоторой используются скоропортящиеся продукты — фрукты, овощи, молоко, рыба.
Рыбная промышленность весьма своеобразна в этом отношении.В связи с особенностями сырьевой базы она имеет не только стационарноепроизводство, как остальные отрасли, но и подвижное. Развитие рыбнойпромышленности обусловлено выходом добычи в открытые моря, что в свою очередьявилось результатом создания мощного рыбопромыслового флота. На долю флотаприходится около 70% производственных основных фондов рыбной промышленности,остальное количество — на береговую часть ее материально-технической базы:специализированные рыбные порты, обрабатывающие предприятия (холодильники,консервные комбинаты и т.д.), судоремонт и др.
Производство пищевой рыбной продукции (включая рыбные консервы ) в2004 г. составило 2,1 млн т при улове рыбы и добыче морепродуктов порядка 3,5млн т. Первое место занимает Дальневосточный рыбопромышленный бассейн (около60% улова рыбы), на втором месте -Северный бассейн (более 20%), далее идутЗападный {около 10%) и Каспийский рыбопромышленные бассейны.
Одна из важных проблем территориальной организации рыбнойпромышленности — оптимизация пропорций в развитии рыболовства между открытыми(океаническими) морями и внутренними естественными, а также искусственнымиводоемами (например, водохранилищами ГЭС и др.).
До недавнего времени свыше 1/2 всего улова рыбы приходилось напромысловые зоны зарубежных стран и открытую часть Мирового океана. В связи спереходом на рыночные отношения закономерно перемещение добычи рыбы иморепродуктов в пределы отечественной 200-мильной зоны. Прежде всего этокоснулось Северного (Баренцево море) и Западного (Балтийское море)рыбопромышленных бассейнов.
Однако ведущую роль и в перспективе сохранит океаническоерыболовство при активном развитии рыболовства во внутренних водоемах итоварного рыболовства с использованием озер, водохранилищ, прудов и др.Продолжается изучение и освоение новых районов и объектов промысла в водах Мировогоокеана.
Океанический характер промышленного рыболовства отражается и навидовой структуре улова. Преобладают тресковые, макрорусовые, сельдевые,ставридовые и близкие к ним виды. Значительна доля лососевых и осетровых. Более4/5 мировых запасов осетровых рыб сосредоточена в водоемах нашей страны.
Самый массовый вид рыбообрабатывающего производства — выпускрыбных консервов. Предприятия рыбоконсервной промышленности ориентируются насырьевые ресурсы. В то же время они «притягивают» к себежестянобаночные и тарные производства В рыбопромышленных районах Россиинаходится 70% рыбоконсервных предприятий с жестянобаночными цехами. Существуюти специализированные предприятия по производству жестянобаночной продукции(Санкт-Петербург, Калининград и др.). Если рыбоконсервные предприятия имеютсырьевую ориентацию, то комбинаты рыбной гастрономии размещены, как правило, вкрупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Волгоград и др.).
Усиливается промышленное освоение биологических ресурсов открытойчасти Мирового океана. Наряду с этим намечено улучшить организацию рыболовстваи рыбоводства во внутренних водоемах. Расширяются работы по созданию прудовыхрыбных хозяйств, по использованию их возможностей для увеличения рыбныхресурсов.
Отрасли, тяготеющие к местам потребления, характеризуютсязначительно большими издержками по перевозке готовой продукции, чем поперевозке исходного сырья. Например, в кондитерской промышленности расходы натранспортировку изделий вдвое выше по сравнению с расходами на сырье. Приперевозке макарон грузоподъемность железнодорожных вагонов используется толькона 1/3, тогда как при перевозке муки — почти полностью. На перевозку пива вбутылках требуется в 2 раза больше транспортных средств, чем на перевозку вбочках, и т.д.
Кроме транспортного фактора для этой группы отраслей обязательнодолжны быть учтены особенности потребления различных пищевых продуктов взависимости от местных природных и экономических условий и национальных обычаевнаселения.
Мясная промышленность — типичный представитель отрасли, находящейся подвлиянием как сырьевого, так и потребительского факторов. Приближениепроизводства мяса к сырьевым базам позволяет избежать транспортных расходов наперевозку скота, поступающего к центрам переработки гоном и с большим эффектоморганизовать его откорм перед забоем. В то же время положительный результатдает размещение производства мяса и в районах потребления готовой продукции. Вэтом случае население получает возможность пользоваться парным мясом, пищеваяценность которого выше, чем мороженного. Кроме того, возникают благоприятныеусловия для создания производственных сочетаний мясной и кожевенно-обувнойпромышленности.
Фактически сложившееся размещение предприятий мяснойпромышленности свидетельствует, что районы потребления готовой продукциирасполагают примерно такими же производственными мощностями, как и сырьевыерайоны. Например, Центральный район по выработке мяса можно сравнивать сСибирью, Урал с Северным Кавказом. В 2004 г. в стране произведено 3,2 млн тмяса (включая субпродукты I категории) и 1,5 млн т колбасных изделий.
Мукомольная промышленность исторически возникла преимущественно в районахтоварного зернового хозяйства (Поволжье, Северный Кавказ иЦентрально-Черноземный район) и в портовых городах, отправлявших хлеб наэкспорт. В настоящее время она имеет также большое развитие в районахпроизводства зерна.
В пользу ориентации мукомолья на источники сырья говорит тообстоятельство, что при переработке зерна образуются значительные отходы.Сортовой помол, например, дает свыше 1/5 отрубей и кормовых отходов от весаизрасходованного зерна. Количество отходов при переработке зерна на крупу ещебольше. Таким образом, размещение мукомольной промышленности в зерновых районахвыгодно с точки зрения эффективности работы транспорта. Кроме того, онопозволяет использовать на месте кормовые отходы для животноводства.
Однако односторонняя ориентация мукомольной промышленности толькона источники сырья противоречила бы, интересам создания государственныхрезервов зерна и задачам приближения производства к районам потребления.Выгодно, чтобы места потребления также располагали достаточно крупным мукомольем.
Приближение мукомольной промышленности к местам потреблениядиктуется отчасти и такими соображениями, как относительно большиепроизводственные расходы топлива и электроэнергии, лучшее использованиеподвижного состава при перевозке зерна в сравнении с перевозками муки и др. В 2004г. производство муки составило 15,8 млн т, крупы -1,3 млн т
Для совершенствования территориальной организации пищевойпромышленности в целом предполагается постепенное устранение региональныхразличий в уровне обеспечения населения продовольственными товарами, ликвидациядальних нерациональных перевозок сырья и продукции путем строительства в районахпотребления предприятий, использующих местное или транспортабельное привозноесырье. Ключевой проблемой остается устранение существующих диспропорций междупроизводственными мощностями и сырьевыми базами по отдельным районам страны.

Таблица 1
Производство продукции перерабатывающих отраслей агропромышленногокомплекса по экономическим районам России (2004 г.)
Экономические районы
Сахар-песок
Мясо
Животное масло
Растительное масло
Консервы тыс.т % тыс.т % тыс.т % тыс.т % млн усл. банок % Северный – – 181,9 2,8 23,7 2,9 – – 296,0 3,6 Северо-Западный – – 272,8 4,2 18,8 2,3 21,2 1,9 230,2 2,8 Центральный 236,1 5,6 948,4 14,6 126,6 15,3 22,3 2,0 641,2 7,8 Волго-Вятский 37,9 0,9 415,7 6,4 75,2 9,2 – – 148,0 1,8 Центрально-Черноземный 1774,9 42,1 604,2 9,3 110,3 13,5 232,2 20,8 731,7 8,9 Поволжский 253.0 6,0 883,4- 13,6 124,2 15,2 204,2 18,3 781,0 9,5 Северо-Кавказский 1517,8 36,0 1052,3 16,2 78,0 9,3 523,4 46,9 3107,5 37,8 Уральский 156,0 3,7 864,1 13,3 102,1 12,5 23,4 2,1 312,4 3,8
Итого европейская часть
3975,7
94,3
5222,8
80,4
656,9
80,4
1026,7
92,0
6243,0
76,0 Западно-Сибирский 63,2 1,5 721,1 11,1 113,6 13,9 29,0 2,6 386,4 4,7 Восточно-Сибирский – – 337,8 5,2 33,5 4,1 20,1 1,8 213,7 2,6 Дальневосточный 177,1 4,2 214,3 3,3 13,0 1,6 40,2 3,6 1372,9 16,7
Итого восточные районы
240,3
5,7
1273,2
19,6
160,1
19,6
89,3
8,0
1973,0
24,0
Всего по России
4216,0
100,0
6496,0
100,0
817,0
100,0
1116,0
100,0
8221,0
100,0