.Географиямирового транспорта
Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любойстраны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, котораяобеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов ипассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такиепоказатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, идальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортнойинфрастуктуры и многие другие.
Соотношение видов транспорта в транспортных системахрегионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленноразвитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видамитранспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортнойинфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др.Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мировоговнутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап.Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, аоставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж итрубопроводный виды транспорта.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильноготранспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европыи СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этомпостоянно растет значение автомобильного транспорта.
Морской и речной транспорт. Из всех видов мировоготранспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозокмежду странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуявозможности международного географического разделения труда при усиливающейсяинтернационализации мировой экономики.
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажусудов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под«дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготыих владельцам.
Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефтьи нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе,а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозкиугля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшимиэкспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить такжетранспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии).Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки,такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большойобъем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировказерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировомэкспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объемаперевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота)относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя,Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско(США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение иречной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренниеводоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговойканал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водныйпуть Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественновнутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет имеждународные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущихстран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следуетотметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сетисоставляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км),Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети(густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской частистраны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железныхдорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получилибольшого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Япониии западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспортесоставляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30%).
Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мирапревысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке ичетверть — в Зап. Европе.
В настоящее время большую роль в перевозках грузов ипассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейныедороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всютерриторию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой иСША и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе,проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а вВеликобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России вгрузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но впоследние годы роль автомобилей растет.
Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов внастоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральныхгазопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки потрубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильностьперевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычинефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап.Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубинеконтинента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири иПоволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длинанефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около4,5 тыс. км.
Воздушный транспорт играет очень важную роль вмеждународных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступнымирайонами.
В наиболее развитых странах сложилась густая сетьавиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителенв Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщенияхучаствуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас,Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании —Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции —Париж и др.Топливно-энергетическийкомплекс
Энергетика — одна из базовых отраслей тяжелойпромышленности. Это самая ма-териалоемкая отрасль мировой индустрии: ежегоднообщее количество добытых и использованных ею видов топлива достигает 12-13 млрдт. В XX в. произошли существенные изменения вструктуре добычи и потребления первичных энергоносителей: широко сталииспользовать более эффективные их виды — нефть, природный газ, а затем атомнаяэнергия. Одновременно уменьшилась доля углей, хотя их запасы составляют 9/10всего минерального топлива. Ресурсов же нефти и газа хватит не более чем на 100лет. Уголь все еще остается самым распространенным и массовым видом топлива, нопо своим свойствам и направлениям использования он значительно уступает нефти игазу. Это привело к коренному изменению цен: нефть и природный газ в 3—5 раздороже угля.
Нефтяная промышленность. Добыча нефти в мире в 1950-2000гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд т) и устойчиво сохраняется надостигнутом уровне. Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированныхдобывающих отраслей. Кроме немногих стран, где добыча нефти находится в ведениигосударственных компаний, отрагпь полностью контролируется крупнейшими ТНК СШАи стран Зап. Европы. В противовес им развивающиеся страны-экспортеры нефтисоздали организацию ОПЕК, борющуюся за право распоряжаться нефтью на своейтерритории и контролирующую свыше половины ее добычи.
До 2-й мировой войны 80 % нефти добывали Сев. и Юж.Америка, где выделялись США (свыше половины добычи в мире) и Венесуэла. Но ужепосле войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и СреднемВостоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сокращаться (2000 г. — 21 %). Основнуючасть нефти теперь дает Азия (до 38 %). Доли отдельных стран-лидеров в добыче в2000 г.(США или Саудовская Аравия) не превышают 12-13 %. СССР в конце 80-х гг. достигмаксимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств — 624млн т (20 % мировой добычи), который ни одна страна не превзошла.
Нефть — один из важнейших экспортных товаров мировойторговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрдт). Важнейшими ее поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока.Подавляющая часть экспортируемой нефти перевозится в танкерах по морским путям.Крупнейший поток по трубопроводам идет из России во многие страны Зап. и Вост.Европы.
Промышленность природного газа. Добыча природного газа завторую половину XX в.выросла в 11 раз (с 0,2 до 2,3 трлн м3). Это позволило приблизиться ему вструктуре потребления первичных источников энергии к каменному углю (около 24%). При этом по разведанным ресурсам (почти 150 млрд т или 145 трлн м3)природный газ сопоставим с нефтью. К этому следует добавить ресурсы попутногонефтяного газа, связанного с месторождениями нефти.
К 1’990 г. в лидеры добычи вышла Вост. Европа при ведущей ролиСССР. Возникла значительная газодобыча в Зап. Европе и Азии. Итогом явилосьизменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольноеположение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россиясохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого вмире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в миреэкспортером газа.
Угольная промышленность — старейшая в добыче минеральноготоплива, однако ее функционирование вызывает много сложншс экономических,социальных и экологических проблем. Трудоемкость добычи угля (особенноподземной) гораздо выше, чем нефти или природного газа,, а цена его значительнониже. Это определяет небольшую эффективность добычи угля и его перевозок. Оченьсерьезны экологические проблемы отрасли. Все это определило замедление темповроста угольной пром-сти мира, хотя по объемам добычи каменного и бурого угля(около 5 млрд т) она все еще остается ведущей. Закрытие большинства шахт вомногих странах Зап. Европы и в Японии сильно изменило географию отрасли.Важнейший итог — мощный сдвиг угольной отрасли в Азию (около 45 % добычи угля вмире), в первую очередь в КНР и Индию, не располагающих крупными ресурсамидругих видов минерального топлива. Сев. Америка остается вторым по уровнюразвития отрасли регионом (1/4 добычи угля в мире).
Электроэнергетика. Электроэнергетика продолжаетразвиваться опережающими темпами. За 1950-2000 гг. выработка электрическойэнергии в мире возросла с менее чем 1 млрд кВт-ч почти до 14 млрд кВт-ч. В 2000 г. более 63 %электрической энергии произведено на ТЭС, более 1/3 — на ГЭС и АЭС, долякоторых продолжает расти.
Лидером выработки электроэнергии были и остаются США (до1/4 производства в мире), вторым по значению регионом стала Азия (более 1/4),где резко увеличилось производство электроэнергии в КНР, опередившей Японию.Легкаяпромышленность
Структура отрасли достаточно сложна. В нее входятсырьевые производства (получение хлопка из хлопка-сырца, обработка шкурживотных), полупродуктовые (прядильное, текстильное, красильное, кожевенное,меховое), конечные пр-ва (швейное, трикотажное, ковровое, галантерейное,обувное и др.).
В текстильной промышленности у натуральных волоконпоявился мощный конкурент— химич. волокна, из которых вырабатывают аналогишелковым, шерстяным и х/б тканям.
Швейная промышленность. Наиболее простые, массовые идешевые изделия невыгодно вырабатывать в государствах с высокой оплатой трударабочих, а поэтому их производство стало быстро перемещаться в развивающиесястраны. В Зап. Европе и Сев. Америке (преимущественно в США) отрасльпереориентировалась на изготовление особо модных, высококачественных и вообщедорогих товаров.
Обувная промышленность. Ассортимент ее продукции оченьширок (домашняя, уличная, спортивная и т. д.), помимо дорогого натурального,все шире стали применять синтетическое (синтетический каучук, пластмассы,заменители кожи). Дорогая кожаная обувь составляет всего 1/3 продукции отрасли.Выпуск обуви непрерывно растет и достиг 12 млрд пар в год, т. е. по две пары наодного жителя планеты. Дешевую массовую обувь дают преимущественноразвивающиеся страны, а дорогую кожаную — развитые (главным образомевропейские).
Во второй половине XX в. лидером легкой промышленности мира стала Азия. КНРконтролирует 25 % рынка спортивной и домашней обуви, значительную долю продажбелья из хлопка и т. п.
Западная Европа переориентировалась на моделирование иконструирование новых модных изделий, обеспечение разнообразных производствсамым современным высокопроизводительным оборудованием, рекламой достиженийдомов моделей, сохранив производство немногих видов дорогих изделий швейнойпродукции, обуви, галантереи, различных аксессуаров.
В США производство большинства массовых (как правило,дешевых) товаров легкой промышленности за 1950-2000 гг. сократилось в несколькораз. Поэтому доля Северной Америки уменьшилась в мире: по обуви — с 48 до 10 %,по х/б тканям — с 30 до 6 %, по шерстяным — с 26 до 6 %. В России в результатереформ 90-х годов легкая пром-сть оказалась развалена. Современная Россия невошла даже в первую десятку продуцентов шерстяных тканей, обуви, резкосократила выпуск льняных и х/б тканей.Животноводство
Подобно зерновым культурам, животноводство распространенопочти повсеместно, причем в структуре угодий луга и пастбища занимают в трираза больше земель, чем пашня. Основную часть животноводческой продукции даютстраны умеренного пояса.
География мирового животноводства в первую очередьопределяется размещением скота.
При этом ведущую роль играют три отрасли: разведениекрупного рогатого скота, свиноводство, ово-цеводство.
Контрасты в развитии животноводства в развивающихся иразвитых странах еще больше, чем в земледелии.
В большинстве развивающихся стран животноводство —второстепенная отрасль, причем экстенсивная. В развитых же, напротив,животноводство преобладает над земледелием и отличается интенсивным типомведения хозяйства. Индустриализация, улучшение кормовой базы и успехи вселекционной работе позволили развитым странам добиться огромных успехов вувеличении продуктивности животноводства. В связи с тем, что животноводство вних сталкивается с теми же проблемами, что и земледелие — перепроизводствомпродукции — проводится политика сдерживания и сокращения производства.
ТРИ отрасли животноводства
Значение разведения крупного рогатого скота (1,3 млрд.голов) в том, что эта подотрасль дает почти все молоко и более 1/3 мяса.
В целом, можно сказать, что молочное направление наиболеехарактерно для густонаселенных районов Европы, Северной Америки (в лесной илесостепной зонах умеренного пояса).
Мясо-молочное скотоводство распространено как в районахумеренного пояса с интенсивным сельским хозяйством, так и в более засушливыхрайонах, хуже обеспеченных трудовыми ресурсами.
Мясной скот разводят преимущественно в более засушливыхрайонах умеренного и субтропического поясов. Оно может быть более интенсивным(США) и более экстенсивным (Аргентина, большая часть Австралии).
К самым динамичным отраслям животноводства относитсясвиноводство (более 0,8 млрд. голов). Успехи в свиноводстве были столь ощутимы,что свинина теперь дешевле говядины. Свиноводство возможно повсюду прииспользовании как экстенсивно-пастбищного содержания скота, так икруглогодичное стойловое на привозных кормах и отходах пищевой промышленности.Однако первое в многоземельных странах распространено слабо, так как здесьвыгоднее содержать крупный рогатый скот или овец. В мусульманских странахсвиноводство практическиотсутствует по религиозным соображениям. Обычно отрасльтяготеет к густонаселенным областям, сгусткам городского населения, а также крайонам интенсивного картофелеводства и свекловодства. Почти половина мировогопоголовья свиней приходится на Азию, прежде всего на Китай.
Животноводство (1,2 млрд. голов) преобладает в странах и районах,обладающих обширными пастбищами. При этом тонкорунное овцеводство чаще всеговстречается в районах с более засушливым климатом. Она ведется в условияхстепных и полупустынных пастбищ. Полутонкорунное, мясо-шерстное овцеводствопреобладает в районах, лучше обеспеченных влагой и обладающих более мягкимклиматом. Крупнейшая в мире область овцеводства — степные и полупустынныерайоны Австралии.
Торговля и производство
Экономически развитые страны значительно опережаютразвивающиеся по абсолютным показателям производства животноводческойпродукции. Это связано с более низкой продуктивностью и гаперинтенсивностьюживотноводства в странах Азии, Африки, и Латинской Америки. Достаточно сказать,что на них приходится лишь 25% мирового производства говядины и 14%производства молока.
Душевые показатели производства продуктов животноводствав экономически развитых странах, как правило, во много раз выше. Особенновыделяются небольшие страны с высокоинтенсивным животноводством (например —Новая Зеландия, Нидерланды). Но высокие душевые показатели могут быть и встранах с более экстенсивным животноводством и с меньшим населением (например —Австралия).
Ниже приведена таблица, характеризующая международнуюторговлю продуктами животноводства. Из нее видно, что ведущие позиции вторговле занимают экономически развитые страны, они выступают в роли главныхэкспортеров мясопродуктов и шерсти.
Доля развивающихся стран несколько выше в торговле живымскотом.
Международнаяторговля продуктами животноводства
Продукты животноводства и живой скот
Главные страны — экспортеры
Говядина и телятина
Австралия, ФРГ, Финляндия. Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия.
Свинина
Нидерланды, Бельгия. Дания. Канада, Венгрия,
Баранина.
Новая Зеландия, Австралия, Великобритания.
Мясо птицы
Франция, США, Нидерланды, Бразилия
Шерсть
Австралия, Новая Зеландия,
Крупный рогатый скот
Бразилия. Аргентина, Мексика,
Свиньи
Эфиопия, Китай. Нидерланды, Канада.
Овцы и козы
Австралия, Турция, Сомали, Эфиопия.
Типы сельского хозяйства
При генерализованном подходе выделяют 3 основныесоциально-производственные категории сельского хозяйства, каждая из которыхобъединяет несколько типов.
I. Нетоварное (потребительское) традиционное сельскоехозяйство
1. Земледелие в сочетании с собирательством, охотой ирыболовством в зоне тропических лесов Африки, Юж. Америки и Азии (клубнеплоды,зерновые, бобовые, масличные).
2. Кочевое и полукочевое животноводство в засушливых областях тропической иумеренной зоны Африки и Азии (верблюды, овцы, крупный рогатый скот, лошади).Сюда же относится оленеводство, характерное для зоны тундры Азии и Сев. Европы.
II. Товарное и полутоварное традиционное крестьянское ипомещичье-латифун-дистское хозяйство. Латифундиями называют крупные помещичьиземлевладения в Латинской Америке. Эта категория сельского хозяйствапредставлена тремя мировыми типами.
1. Земледельческое хозяйство— трудо-интенсивноерисоводство Азии.
2. Земледельческое и земледельческо-животноводческое хозяйство Африки, Азии иЛатинской Америки. Кукуруза, рис, просяные сочетаются с плодовыми,стимулирующими и техническими культурами (бананы, кофе, какао-бобы, чай,каучуконосы, волокнистые растения).
3. Многоотраслевое товарное эемледельческо-животноводческое хозяйство в Европе,Азии и Латинской Америке.
III. Товарное специализированное сельское хозяйство.Включает хозяйства предпринимательского капиталистического типа (фермы,плантации) и государственно-кооперативные, а также крестьянские.
1. Зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза): Сев. Америка,Австралия, Россия, Казахстан.
2. Интенсивное земледелие (зерновые, технические, плодовые, овощные культуры):Европа, Сев. Америка, Япония, Китай.
3. Плантационное хозяйство (плодовые, стимулирующие, технические культуры):тропические и субтропич. обл. развивающихся стран Лат. Америки, Азии и Африки.
4. Экстенсивное пастбищное животноводство: США, Аргентина, Уругвай, Россия,Казахстан, Австралия.
5. Интенсивное молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство,птицеводство: Великобритания, Германия, Украина, Россия, США, Новая Зеландия.
6. Интенсивное земледельческо-животноводческое хозяйство (овощеводство,плодоводство, молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство), частопригородного типа: Европа, Сев. Америка, ЯпонияМеталлургическаяпромышленность
Металлургическая промышленность — отрасль тяжелойпромышленности, производящая разнообразные металлы. Она включает две отрасли:черную и цветную металлургию.
Черная металлургия
Черная металлургия — одна из главных базовых отраслейпромышленности. Значение ее определяется прежде всего тем, что стальной прокатявляется главным конструкционным материалом.
Особенности размещения черной металлургии изменяются современем. Так география черной металлургии исторически сложилась под влияниемдвух типов ориентации: на каменноугольные бассейны (так возникли главныеметаллургические базы в США, Европе, России, Украине, Китае) и на железнорудныебассейны. Но в эпоху научно-технической революции происходит общее ослаблениепрежней топливно-сырьевой ориентации и усиление ориентации на грузопотокикоксующегося каменного угля и железной руды (в результате черная металлургияЯпонии, стран Западной Европы начали тяготеть к морским портам) и ориентации напотребителя. Поэтому наблюдается уменьшение размеров строящихся комбинатов иболее свободное их размещение.
Оценка общегеологических запасов железной руды позволяетговорить о том, что наиболее богаты железной рудой страны СНГ, на втором местеЗарубежная Азия, где особенно выделяются ресурсы Китая и Индии, на третьем —Латинская Америка с огромными запасами Бразилии, на четвертом — Африка, гдебольшими запасами обладают ЮАР, Алжир, Ливия, Мавритания, Либерия, на пятом —Северная Америка, на шестом — Австралия. Мировое производство железной руды в1990 году впервые достигло уровня в 1 млрд т, но при этом суммарная добычатолько стран СНГ, Китая, Бразилии, Австралии составляет 2/3 общемировой.Причем, если 30 — 40 лет назад почти вся добыча была сосредоточена вэкономически развитых странах, то сейчас отрасль быстрее растет в развивающихсястранах. Бразилия и Республика Корея, например, стали обгонять по выплавкестали Великобританию и Францию.
Главными странами — экспортерами железной руды являютсяБразилия, Австралия, Индия, причем на первые две из них приходится 1/2 всегомирового экспорта.
Основные импортеры железной руды — страны ЕС, Япония,Республика Корея.
Главными странами-производителями стали в мире сейчасявляются Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.
Цветная металлургия
Цветная металлургия — по размерам производства уступаетчерной примерно в 20 раз. Она также относится к числу старых отраслейпромышленности, и с началом научно-технической революции испытала большоеобновление, прежде всего в структуре производства. Так, если до второй мировойвойны преобладала выплавка тяжелых цветных металлов — меди, свинца, цинка,олова, то в 60-70-е годы на первое место выдвинулся алюминий, а также сталорасширяться производство «металлов XX века» — кобальта, титана, лития, бериллия и др. Сейчасцветная металлургия обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах.
Размещение предприятий отрасли складывается из того, чтометаллургия тяжелых, цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которыхобычно низке содержание полезного компонента, обычно тяготеет к странам ирайонам их добычи. Этим, в частности, объясняется то, что в ряде стран Азии,Африки, Латинской Америки отрасль возникла еще в колониальный период. Правда вэтих странах сложились, в основном, нижние стадии производственного процесса, аверхние — в США, Западной Европе, Японии.
В середине XX века все большая ориентация стран Запада на сырье изразвивающихся стран привела к перемещению предприятий к морским побережьям.После кризисов 70-х годов выплавка цветных металлов в странах Запада сталасокращаться, и большую роль стало играть вторичное сырье. Усилиласьпотребительская ориентация отрасли. Новые производственные мощности в сфереэтих экологически «грязных производств» в основном возникают в развивающихсястранах. Между производством и потреблением конечной продукции сохраняетсятерриториальный разрыв, т. к. основная часть тяжелых цветных металлов,производимых в странах Азии, Африки, Латинской Америки потребляется в странахЗапада.
Для подтверждения сказанного можно отметить, например,соотношение развитых и развивающихся стран в запасах медной руды составляет30:70, в производстве медных концентратов 40:60, а в потреблении рафинированноймеди: 85:15. По размерам добычи меди выделяются США. Канада, Чили, Замбия,Перу, Австралия. Главные страны экспортеры — рафинированной меди — Чили,Замбия, Заир, Перу, Филиппины.
Первая 10 стран по выплавке рафинированной меди — США,Чили, Япония, Канада, Замбия, Германия, Бельгия, Австралия, Перу, РеспубпикаКорея.
В отличие от тяжелых, руды легких цветных металлов, преждевсего алюминия, по содержанию полезного компонента напоминают железную руду ивполне транспортабельны, поэтому вполне рентабельно перевозить их на далекиерасстояния. На экспорт идет 1/3 бокситов, добываемых в мире, а среднеерасстояние их морских перевозок превышает 7 тыс. км. Это объясняется тем, чтооколо 85% мировых запасов бокситов связаны своим происхождением сраспространенной в тропиках и субтропиках корой выветривания. Вот почему запасыбокситов очень невелики или вообще отсутствуют в большинстве стран ЗападнойЕвропы, Японии, Канаде, а так же в США. Всем им приходится ориентироватьсяпрежде всего на импортное сырье.
По добыче бокситов выделяются Австралия, Гвинея, Ямайка,Бразилия. Китай, Индия, Суринам, причем первая «тройка» дает 70% всей добычи.
По выплавке алюминия лидируют США, Япония, Россия,Германия, Канада, Норвегия, Франция, Италия, Великобритания, Австралия.
Как черная, так и цветная металлургия сильно загрязняютокружающую среду, поэтому в последние десятилетия наметилась тенденция кпереносу предприятий в развивающиеся страны, в связи с усилениемприродоохранительной политики в экономически развитых странах Запада.