…Дальнейшее продолжение выясняется
в голове все чище,величественнее,
из которого может быть со
временем кое-что колоссальное.
Из письма Н.В. Гоголя С.Т. Аксакову. 1840г.
Вчитаемся в этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно ипонятно, кроме одного: «… кое-что колоссальное». Создается впечатление, что этовсе замыслил в первом томе и «хитрит» с читателем, заведомо уводя от главногоразвития сюжета сатирическим изображением действительности, обличительнойстороной.
Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где онне хочет ссориться со своим героем ибо «еще не мало пути и дороги придется импройти вдвоем рука в руку; две большие части впереди – это не безделица». «Двебольшие части впереди» – о чем это?
Николай Васильевич Гоголь задумал роман, состоящий из трех частей.Встречались ли мы с такими трехчастными романами? Да, встречались. Это«Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад – чистилище– рай. Можно предположить, что и поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именнотакой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой…
Но зачем? Что отличает Н.В. Гоголя от других писателей? Прежде всегото, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, онвсе больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его впроцессе написания произведения. Мне кажется, в этом он видел тайный смысл.Ведь так же, как и Пушкин он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокоепредназначение пророка.
Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным,религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромнойбыстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинаетпроцветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, чтотрудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил вто, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавитьсяот них.
Но на какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считаютли его герои, что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается, никтоне стыдится своей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним из самыхтяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума.
Мне кажется, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живутправильно. Какое зло они несут в себе? Когда читаешь страницы произведения, всекажется серым, пошлым, ничтожным. И я думаю, именно серость и пошлость — этозло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства,тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо онобеспредельно. Что возьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично в своейнеобъятной пошлости.
Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:«Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет,здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложныеценности, и у каждого из героев они свои. Это и книга у Манилова с вечнойзакладкой на 14-й странице, это и знания о мире через голландские рубашки, ифранцузское мыло Чичикова. Зато сколько выпито, съедено, сколько разговоров окопейках и рублях. Да это же целая среда обитания, это мир, мир плотный,заполненный предметами. К этим вещам человек как бы пришит. Во дворе уКоробочки индейки, куры, свинки, огороды с капустой, луком, картофелем,свеклой… У Ноздрева – конюшня, стоила,домик для собак, мельница, кузница. Превзошел всех Плюшкин со своей знаменитой«кучей». Мне кажется, это конечный результат мирского пошлого накопления.
Но для чего Н.В. Гоголь дает такие подробности? Именно подробностямиписатель подчеркнул то, что в мире считается главным. Душа здесь отсутствует.Поэтому в произведение нет ни одного красивого человека. В такой среде обитаниячаще всего «ни то, ни се», «ни то баба, ни то мужик», старухи, держащие головунесколько набок, в чепцах и с фланелью на шее. Действительно, откуда здесьвзяться здоровому телу, если поражена душа.
Итак, можно подвести итог. Главным героем первого тома «Мертвых душ»является зло (пошлость, серость, глупость), завладевшее Россией и людьми,населяющими ее. Это мир бытовой, материальный.
Во втором томе Н.В. Гоголь переходит к рассуждению о человеческойглупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена. «… Инойпочтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершеннаяКоробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и,может быть, в другом кафтане». Мне кажется, что я встречаю таких людей и внашей жизни.
Зло – всесильно. Оно прочноужилось в людской серости и торжествует сегодня, оно постепенно убивает живуюдушу. И в этом Н.В. Гоголь действительно пророк. Ведь зло – страшная и огромнаясила.
Когда читаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царятбездорожье и непролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, не можетнайти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу. И вообщездесь нет пути. Создается впечатление, что он едет по кругу. Только в финале онвырывается на прямую дорогу бесконечности.
А как живет каждый персонаж, отдельно взятый? Каждый персонаж живеткак бы в своем собственном мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянныерешетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев. Здесь дуетсвой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость,неподвижность. Сюда даже вести доходят в виде мифов: есть какой-то разбойниккапитан Копейкин, Наполеон сбежал с острова и явился антихристом среди людей…
А главный герой? Его мы видим как путешественника, он все времяпересекает границы замкнутых «государств». Следует заметить, что границы этииллюзорны, точно так, как сами «царства-государства». И жизнь в них иллюзорна,призрачна. Но как живут герои? Ведь Манилов ничего не делает целыми днями,крестьяне его тоже ничего не делают. А жизнь вроде бы идет. Вот это и естьпризрачное существование. Об этой призрачности говорят и цвета. Например, онеопределенности говорит «голубенький вроде серенький», дни не то ясные, не томрачные, даже лес «темнел каким-то скучно-синеватым цветом». Мне интересным ипризрачным кажется то, что «царства» настолько изолированы, что помещики поройдаже друг друга не знают, хотя и живут рядом. Коробочка, например,«отказывается знать» Собакевича и Манилова, а ведь соседи. Царства,действительно, изолированы наглухо.
Поездка Чичиковазаканчивается комнатой Плюшкина, вкоторой было холодно, как в погребе, нежилым повеяло. А на улице ведь в этовремя жара — лето в разгаре. Значит, здесь остановилась жизнь. Часы стоят, вних поселился паук. Но как приспособились к этой жизни сами герои? Маниловживет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Его мужики сидят налавках перед воротами в своих овчинных тулупах. А ведь весна — время полевыхработ. Коробочка в это время урожай собирала. «…По огороду были разбросаныкое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями от сорок иворобьев… несколько чучел». Значит, дело к сентябрю. У Плюшкина-лето. А вгубернском городе — зима. Чичиков в теплом картузе, а Манилов появляется вмедвежьей шубе. А ведь все действия поэмы ограничены несколькими днями.Выходит, что у каждого — и свое время года. Оно тоже призрачно. Нет реальностивремени внутри этих «царств».
Значит, герои поэмы живут, приспособив себе время. Герои статичны,они не изменяются и никогда не изменятся. Так что же, они вечны? На этот вопроснам поможет ответить название поэмы. Что значит «Мертвые души»? Что надопонимать под словом «душа»? Теперь мы точно знаем, что человек состоит нетолько из тела, но и души. Должен ли человек, погрязший в грехах материальногомира, вспоминать о Божественной душе своей и воскреснуть? Что вкладывает всмысл названия Гоголь? Может, это те самые мертвые души, которые Чичиковскупает у помещиков, а может, это символ живых душ помещиков, погрязших втяжком грехе — «заблуждении ума»? Вопросы разные, но мне кажется, что онивзаимосвязаны. Здесь один мир невидимый, запредельный, мысленный, а другой — видимый. Но они как бы вместе проникают друг в друга, и граница между нимиразмывается. Примером является тот же Собакевич, который продает умершихкрестьян, а говорит и пишет о них как о живых: «Пробка Степан, плотник? яголову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика…» Напротив фамилийСобакевич в реестре обязательно добавляет: «хороший столяр», «дело смыслит» и«хмельного не берет», «хорошего нрава и не вор». Все это как о живых! А в домеПлюшкина Чичикову показалось, что дом нежилой — «никак нельзя было сказать,чтобы в комнате той обитало живое существо». Про беглых крестьян Чичиков ссочувствием говорит: «… Вы хоть и в живых еще, а что в вас толку! То же, что имертвые!». А в губернском городе о беглых крестьянах чиновники говорят как оживых. Здесь и Собакевича не смутили его каретником Михеевым, который давноумер. А Собакевич отвечал, что это не Михеев умер, а брат его. И другиеумершие, по его словам, тоже живы, хотя и по дороге могут умереть. Собакевичсетует, что такой хороший народец «продал сдуру».
Какие «души» покупает Чичиков? На вопрос Ноздрева, зачем ему нужнымертвые души, Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания он придумалответ: якобы для приобретения весу в обществе, так как не имеет большихпоместий. У него была и другая версия:
задумал жениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди». Авот Собакевича он просит сохранить их разговор в тайне. Так за какими «душами» он приезжал? Чичиков смотрел наСобакевича, и ему показалось, что «в этом теле совсем не было души…». В домеПлюшкина он почувствовал запах нежилого. В конце поэмы неожиданно умер прокурор«ни с того, ни с другого, просто сел — и умер». Нарушаются границы между миромживым и неживым, бытием и небытием.
А сам Чичиков, кто он такой? По сюжету — понятно. А еслиприсмотреться с разных сторон? Чего о нем только не говорят чиновники: иразбойник Ринальдо Ринальдино, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитанКопейкин или даже сам Наполеон! А в народе еще ходили слухи о нем как обантихристе. Мне кажется, что и происхождение героя «темно». Цель его появленияникому не была известна, да и сам Чичиков скрывал, зачем ему нужны «мертвыедуши. Дамы, наделавшие переполох в губернском городе, говорили, что Чичиков-требовал продавать мертвые души и кричал, что «они не мертвые» и что, мол, этоего «дело знать, мертвые ли они, или нет…».
Так кто же такой Чичиков? Не то ли самое растекшееся зло, котороепоражает душу людей? Если так считать, то пространственно-временные отношенияздесь стираются, выглядят не так, как в материальном мире. Почему?
Во-первых, граница между мертвыми и живыми душами очень призрачна, ипорой непонятно, о каких душах идет речь.
Во-вторых, граница между этим миром и миром иным исчезает вовсе, и вхаосе губернского города, в неразберихе, произведенной покупками Чичикова,вдруг показался какой-то Сысой Пафнутьич и Макдональд Карлович, о которых и не слышнобыло никогда. Все были объяты страхом.
А сам Чичиков относился к купленным душам с любовью, называл их«сердечные мои», «мои голубчики», вздыхал: «Эх, русский народец! Не любитумирать своею смертью!»
Во время бала Чичиков увидел губернаторскую дочку и долго смотрел нанее, ничего вокруг не замечая. По слухам дам, ведь именно за ней приехалЧичиков. Может быть, герой влюбился? Может, да, а может, нет. Ведь Н.В. Гогольделает оговорку: «даже сомнительно, чтобы господа такого рода… способны были клюбви». Невероятное происходит с губернаторской дочкой: после пристальноговзгляда на нее Чичикова она превращается в ведение. «Казалось, вся она походила на игрушку, отчетливо выточеннуюиз слоновой кости; она только одна белела и выходила, прозрачною и светлою измутной и не прозрачной толпы».
А может ничего этого не было? Ведь выехал Чичиков из города,оглянулся, и «город N как будто не бывал в его памяти. Для чего приезжал, кудаехал, остается загадкой». Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящиедалеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечнойистины!
Как я это понимаю? Есличеловеческая душа будет стремиться не ввысь, а «прилипать» плотно к телу,погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, она только будет блуждатьна этих дорогах, сея и распространяя зло. Да, человеческий разум заблуждается,живя лишь только куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становитсястрашно и оттого, что мы наблюдаем это сегодня. Все факты жизни, по Гоголю неесть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов. Вот за этотпредел и завет нас Гоголь. Его тройка вырывается из замкнутого круга, она лихо,с ветерком уносится в запредельное. И тогда все вокруг приходит в движение…
Совсем по-другому я вижу теперь Н.В. Гоголя. Он помог увидеть зло,царящее в как будто «обыкновенной» жизни, показал, что оно не имеет границ. Нов то же время он показал, что и добро не имеет границ. На небесах, в том мире.Это возможно, на земле – нет. Мне кажется, тайна в том, что Гоголь дает надеждуна спасение: человек выйдет из Ада, пройдет через пространство Чистилища, адальше его ждет Свет Истины. Действительно, с этой точки зрения Н.В. Гоголь — пророк, а произведение его «колоссальное».
Еще древнерусскиекнижники отмечали, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории иясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Онвозносится над событиями, его взгляд — сверху: «Русь! Русь! вижу тебя из моегочудного, прекрасного далека, тебя вижу…» Что же ему виделось оттуда? А то,что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ниесть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы игосударства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела своювековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасногодалека», в мечтах.