Геополитические факторы становления Российской государственности

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1.        Территориально — географическое пространство России…………5
1.1.Границы Российскогогосударства……………………………………….7
2. Природно – климатическийфактор…………………………………….8
2.1. Климатическиеусловия……………………………………………………8
2.2. Влияние климата на  социально –экономическое развитие……10
3. Рольхристианства…………………………………………………….…14
4. Фактор внешней угрозы………………………………………….….…21
Заключение……………………………………………………………………….26
Списокиспользованной литературы………………………………….…….…27

Введение
Судьба любой страны определяется многими факторами: разме­рамитерритории и местом расположения, наличием выходов к морям и океанам,судоходных рек, полезных ископаемых, климатом, ока­зывающим существенноевлияние на хозяйство, численностью на­селения и т. д. Географическиеособенности местности, как правило, определяют места возникновения городов, сели предприятий, выбор торговых путей, плотность населения. Географическоеположение го­сударства, его близость или отдаленность от мировых центров силы иочагов конфликтов сказывается на его развитии.
Географический фактор оказывает непосредственное влияние и нагосударственное строительство (форму правления, политический режим, основныепараметры внутренней и внешней политики), фор­мирует характер населения,способы его самоорганизации, культуру и быт.
Науку, которая изучает жизнеспособность государства, проводи­муюим внутреннюю и внешнюю политику в зависимости от его гео­графическогоположения, называют геополитикой.
Родоначальникомгеополитики считают шведского исследователя Р. Челлена (1846—1922). Онхарактеризовал геополитику как «науку, которая рассматрива­ет государство какгеографический организм или феномен в пространстве». Боль­шой вклад в развитиегеополитики внесли американские, английские, немецкие ученые и политики Г.Макиндер, А. Мэхен, Н. Спайкмен, К. Хаусхофер и др. Они считали, чтоперечисленные территориальные характеристики государства определяют егополитическую и историческую судьбу. Вот какое определение этой науке даетсовременный английский исследователь Дж. Паркер: «Геополи­тика занимаетсяизучением государств как пространственного феномена и преследует цель постичь ипонять основы их мощи, а также природу их взаимодействия друг с другом. Дляученых — геополитиков мощь прочно коренится в природе самой Земли. Подобнотому, как в греческой мифологии гигант Антей, рожденный боги­ней земли Геей ибогом моря Посейдоном, получает силу, прикасаясь к земной поверхности, накоторой он стоит, так и мощь государства коренится в территории, которую онозанимает.
Климат, растительность,почвы, геология и распределение земельного массива заметно отличаются вразличных частях планеты. Именно разнообразие этих характеристик превращает ееповерхность в нечто большее, чем просто сцена, на которой разворачивается драмачеловеческой истории».
Цель моей контрольнойработы постараться всесторонне осветить проблему –  геополитическиефакторы становления и развития российской государственности.

1. Территориально — географическое пространство России
Как мне кажется, наибольшее влияние на историю и развитие российскойгосударственно­сти оказали четыре важных фактора: территориально-географическоепространство России, природно-климатический фактор, принятие христианства ивнешняя безопасность.
Первая и уникальнаяособенность нашей государства — это его огромная территория, занимавшая в XX в.одну шестую всей земной суши. Исторической прародиной, место развитием славянбыла Восточная – Европейская равнина.
Очаги цивилизации восточных славян  имеют ярко выраженную природу. С.М. Соловьев выделял четыреглавные речные  системы русской земли: «Новгородская (Волхов-верхний Днепр);Кривская или Полоцкая (Западная Двина); Киевская (Днепр); Ростовская (Верхняя).Реки являлись местами расселения,  кормилицами, транспортнымиартериями. Разливыповышали плодородие почв, способствовали развитию судоходства и торговли»[1].
«Территория, на которойобразовалось русское централизованное государство, а затем Российская империяпреимущественно находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов,заболоченных земель, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами,подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере, вдоль всего СеверногоЛедовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая вогромные степные пространства»[2].
Расширение в 40 разтерритории российского государства в XVI-XIX вв. сделало ландшафт страны болееразнообразным, что благоприятно сказалось на процессах этногенеза российскогосуперэтноса. К лесной Восточно-Европейской равнине на юге и юге-востокепримыкали горы и степи; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке равниныпересекались или окаймляли горными хребтами и плоскогорьями.
Успех завоевания Сибири,по утверждению Л.Н. Гумилева, «был обеспечен не только пассионарностью Ермака,Дежнева, Хабарова и др., но и тем, что русские казаки не вышли за пределыпривычного им ландшафта»[3]. Присоединение кроссийскому государству степных районов позволило собирать более высокий урожайзерновых и овощей, разводить табуны лошадей, отары овец. Евразийцы считалистепь стержнем, скелетом России.
Необъяснимые просторыРоссии были «благом и проклятьем». Они определили  экстенсивный характерразвития ее экономики, вплоть до конца XX столетия. Громадность территории,своеобразии природы и ландшафта оказали влияние на формирование русскогонационального характера: любовь к широким просторам, свободе, вольности. Ширьрусской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможностьдвижения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии иинтенсивной культуры.
Возможность найтибезопасное убежище в лесах, горах, степях обусловила у части населениясклонность к бродяжничеству, авантюризму, психологию «рыцарей удачи», бегствуот хозяев, семьи, постоянного труда, привязанности и т.д. Любовь к свободе ивольности нередко принимала формы анархии, бунта, «бессмысленного ибеспощадного» (А.С. Пушкин).
1.1.ГраницыРоссийского государства
Сухопутные границыроссийского государства формировались на протяжении столетий, многие из нихбыли постоянными, закрепленными международных договорах и т.п. Многие народы,вошедшие в состав России, не имели  государственности, границы их обитания неуточнялись и юридически не оформлялись. И в царской России, и в СССРпроизвольно устанавливались границы губерний, республик.
Россия имела самуюбольшую протяженность сухопутных границ (около 20 тыс. км). На Западе до 1918г. она граничила с Романо- германским миром. После 1918г. между ним и Россией(СССР) образовался пояс буферных государств, не имевших сильнойгосударственности, развитой экономики и демократии, ставшей ареной борьбы завлияние на них Западной и Центральной Европы и России. Обе стороны (Россия иЗапад) враждебно относились к экспансии друг друга в Восточной Европе.
На Юге-Западе и Юге Россиив течение двух веков укрепляла свои границы в борьбе с Турцией и Персией. ВСредней Азии безопасность границ угрожала Англия, стремившись захватитьАфганистан и часть Средней Азии. Восточные границы России, не испытывая угрозысо стороны Китая, долгое время были открытыми.
Морские границы Россиипроходят преимущественно по Северному Ледовитому океану. До Петра Великогороссийское государство было отрезано от своих естественных ворот на Балтийскоми Черных морях. В XVIII в. сломал эти преграды и дал России ключи к еесобственному дому. Однако это были внутренние моря, и Россия в течении XIX иначала XX вв. добивалось свободного прохождения через проливы Босфор иДарданеллы. Но и после завоевания Балтийского и Черного морей Россия не сталанастоящей морской державой,- считал Челлен. Россия овладела только отдельнымивыходами в полузакрытых морях.

2. Природно –климатический фактор
 
2.1. Климатическиеусловия
На большей частитерритории России природа, по определению С.М. Соловьева, является мачехой.Долгая зима, короткое лето, холодные или жаркие степные ветры, большой перепадтемпературы, изобилие влаги в одних и недостаток ее в других районах, бедностьпочв — все это оказало большое влияние на экономическое, социо-культурноеразвитие народов, населяющих эту территорию. Цикл сельскохозяйственных работ набольшей части страны составляет 125-130 рабочих дней, что почти в 2 разаменьше, чем в Западной Европе.
«Становление российскойгосударственности про­исходило в неблагоприятных природно-климати­ческихусловиях, и они мало изменились с тех пор. Сравнивая два самых северныхгосударства в мире — Россию и Канаду, — американский историк Р. Пайпс от­мечал,что большинство канадского населения живет в самых южных районах страны, в300-километровом коридоре вдоль гра­ницы США, что соответствует широте Крыма исреднеазиатских степей Евразии. К северу от 52-й параллели в Канаде проживаетсо­всем немного жителей и почти отсутствует сельское хозяйство. А Рос­сийскоегосударство образовалось на территории между 50° и 60° северной широты. Климатиндустриально развитой части Канады примерно соответствует климату Ростовскойобласти и Краснодарс­кого края.
В России находится мировой полюс холода, а среднегодовая тем­пература—5,5° С. В Финляндии среднегодовая температура уже + 1,5°. В Хельсинки зимойтеплее, чем в Орле. В Англии, Испании, Франции в январе стоит плюсоваятемпература. Все это результат влияния теп­лого течения Гольфстрим. Суровостьклимата определяется также пе­репадом температур лета и зимы, дня и ночи. ТутРоссия вообще вне конкуренции, ибо в течение суток перепад температур можетпревы­сить 30°.
Характерной чертой климата России всегда был недостаток осад­ков,к тому же выпадавших в основном в течение двух-трех месяцев, что в хлебородныхрайонах приводило к засухе, поражающей страну примерно раз в три года. Глубинапромерзания почвы уже в Поволжье достигает местами 170см»[4].
Фактор холода властно вмешивался в быт россиян: теплые вещи,прочные фундаменты и стены домов, необходимость иметь запасы продовольствия на«черный день» и т. п.
Во все времена это существенно снижало эффективность любогопроизводства. Если раз­ница между температурой внутри здания и снаружидостигает 40— 50°, то расходы только на отопление помещения становятся сравнимыс остальными производственными издержками.
«Специалисты подчеркивают: для того чтобы обеспечить в Рос­сиитакой же, как, скажем, в Западной Европе и тем более в США, уровень жизни,удельные средние затраты энергии на одного чело­века должны быть в 2—3 разавыше, чем сейчас, даже при равенстве технологий, производительности труда иуровня организации мате­риального производства. Причем при обязательномусловии, что ис­пользуемые энергоносители будут не дороже, что, разумеется,невозможно»[5].
 
2.2. Влияние климата на  социально – экономическое развитие
«Крестьянское хозяйство на территории России обладало крайнеограниченными возможностями для производства товарной земледельческойпродукции, что, в свою очередь, обусловило узость рынка рабочей силы, отсутствиевозможностей быстрого накопления капитала»[6].
Основные поселения восточных славян находились в зонесплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми, малопри­годными дляземледелия почвами. Это на многие века законсерви­ровало примитивную формуобработки земли — подсечно-огневую систему земледелия, основанную на вырубке исжигании леса и ис­пользовании естественного плодородия почвы и золы в качествеединственного удобрения. Урожайность при этом оставалась низ­кой. Пообщепринятым расчетам, только при условии, что одно по­сеянное зерно при уборкеурожая приносит минимум четыре, можно прокормить население.
В Западной Европе этот уровень был дос­тигнут еще в XIII в., а в XVII в. в Англии он составил десять зерен на однопосеянное. Это сказалось на объемах вспашки земли и соот­ветствующих трудовыхзатратах. Английский фермер мог мень­ше пахать земли и откладывать меньшуючасть урожая на семена. В России же урожайность долгое время была крайненизкой, да и достигалась она громадными затратами труда. Р. Пайпс пишет: «Можноутверждать, что цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерновоспроизводит себя, по меньшей мере, пя­тикратно; именно этот минимум(предполагая отсутствие ввоза продовольствия) определяет, может ли значительнаячасть населе­ния освободиться от необходимости производить продукты пита­ния иобратиться к другим занятиям»[7].
В России же и в XVIII в. средняя урожайность зерновых культур составляла 3—4 зерна на однопосеянное. Положение стало меняться только к концу XVIII в. с присоединением к России Северного Причерноморьяи Северного Кавказа.
Многовековаятерриториальная экспансия России и была выз­нана ее стремлением улучшить своегеографическое положение, продвинуться к морям, а следовательно, торговымпутям, и занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслейэкономики.
Несколько веков Московское государство пробивалось к бере­гамБалтийского и Черного морей, а в XVIIв. отряды землепроход­цев появились на побережье Тихого океана. Уже тогдаРоссия стала одной из крупнейших стран мира. Были ли благом эти территори­альныеприобретения?
В военно-стратегическом отношении ответ на этот вопрос бу­детположительным. Это доказали многочисленные войны, кото­рые пришлось вестиРоссии. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления умалочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и сам просилпринять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей.
Однако в социально-экономическом отношении территориаль­ныйрост порождал немало новых проблем. В сущности, до сих пор в нашей стране нетдостаточных средств для освоения гигантских пространств Сибири и ДальнегоВостока.
Не желая мириться с малоземельем и закрепощением, наиболееработоспособные и энергичные крестьяне уходили сначала на Дон, в низовья Волги,позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, этооказывало огромное психологическое воздействие, возник своего рода менталитетэкстенсивности. Двой­ственна была и политика властей. С одной стороны, онивзяли на себя с принятием Соборного уложения 1649 г. обязанность бессроч­но искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны,кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на мно­гие очевидные нарушениязаконов просто закрывали глаза.
Гигантские пространства, низкая плотность населения созда­валинемало проблем для управления и экономического развития. Если в Западной Европегородские поселения находились друг от друга на расстоянии 20—30 км и любойкрестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка ивернуться об­ратно, то в России даже накануне Первой мировой войны среднеерасстояние между городами в Европейской части страны состав­ляло 83 км, а в Сибири — 495 км. Это означало, что крестьянину требовалось несколько дней для поездки нарынок. Большие рас­стояния, по свидетельству современников, «заставляют мужикапренебрегать лучшим сбытом своих произведений на рынках, которые от негослишком далеко.
Таким образом, главное условие для экономического успеха —быстрота сообщений и обмена — в России пока находит коренное препятствие врассеянности ее насе­ления.
Находясь в относительно стесненных условиях, западноевропей­скиестраны уже давно перешли на путь интенсивного развития, стараясь получить какможно больше промышленной и сельскохо­зяйственной продукции с единицы площади.Наше же продвиже­ние на окраины предопределило общий экстенсивный путь развитияэкономики, а значит, неизбежное отставание от разви­тых европейских государств.
«Нетрудно указать на теобъективные факторы, которые определили социально-культурное отставаниетрадиционного общества в России от более развитых западноевропейских стран.Это, во-первых, природно-географические и демографические условия –освоение численно незначительным населением громадной территории (особенно насеверо-западе и северо-востоке) с достаточным суровым климатом и ограниченнымивозможностями ведения сельского хозяйства. Колонизация в России негативновлияла на ход русской истории, поскольку она исчерпывала людские ресурсы,способствовала низкой плотности населения, препятствовала распространениючастной собственности на землю и применению наемного труда. В конечном итогеколонизация привела к относительно отсталому от западно-европейской цивилизациитехническому и культурному уровню в России.
Таким образом, суровыеклиматические условия с сильной амплитудой параметров естественной среды,требующие коллективных форм ведения хозяйства, породили необходимостьсуществования некой организующей силы, которой на Руси и стало государство.Высокая жизнеспособность общин, их устойчивость и постоянная потребность впатерналистской деятельности государства привели к своеобразномупарадоксу – возникновению, наряду с общинным самоуправлением, деспотическогорежима с очень большой степенью прочности. Географическое положение Россииобеспечило ее безмерное пространство, государственное овладение которыми, помнению Н.А. Бердяева, сопровождалось страшной централизацией, подчинением всейжизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественныхсил»[8].
3. Роль христианства
Огромное влияние на становление российской го­сударственностиоказало принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается опри­бытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров. Принявих, киевский князь Владимир ра­зослал бояр по окрестным государствам. Выслушавих, он сделал выбор в пользу христианства.
Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздораньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых рус­ских, принявших крещение, была княгиня Ольга.
«Утверждение христианства на Руси в качестве государственнойрелигии стало событием большого исторического значения. Древне­русскоегосударство упрочило экономические, политические и ди­настические связи схристианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали бракидочерей киевского князя Ярослава Мудрого: Анна вышла замуж за французскогокороля Ген­риха I, а Елизаветастала супругой норвежского короля Геральда. Новая религия ускорила изживание наРуси местных племенных различий, способствовала процессу этническойконсолидации.
Хри­стианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись,способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлениюшкол и библиотек, проникновению в страну произведе­ний зарубежных авторов»[9].
После окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась православная ветвь христианства.
Православие как одно изнаправлений в христианстве стало складываться с середины IV в. как официальная религияВизантийской империи. Православие не имеет единого церковного центра.Впоследствии оформилось несколько автоке­фальных (административно-самостоятельных)церквей, каждая из которых имеет свою специфику, но придерживается обшейсистемы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляютСвященное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенскихсоборов и труды отцов церкви II—VIII вв.).
Архиепископ Никанор так оценивал значение выбора, сделанногоВладими­ром Святославичем: «Православная церковь принесла на Русь изправославной Византии идею великого князя, как Богом поставленного владыки,правителя и верховного судью подвластных народов, идею государства. Церковьутвердила единство народного самосознания, связав народы единством веры.Церковь созда­ла сначала одно, потом другое дорогое для народов святилище вКиеве и Москве. Церковь перенесла на Русь грамоту и культуру, государственныезаконы и законы византийского царства. Единственно церковь была собирательницеюразрознен­ных русских княжеств».
«С принятием христианства на Руси возникла церковь как особаяфеодально-религиозная организация. Высшей властью, объединя­ющей всюхристианскую Русь, стал митрополит киевский, который назначался и подчинялсяконстантинопольскому патриарху. Посте­пенно русская митрополия была разделенана епархии во главе с епис­копами. Им подчинялись священники в городах и селах»[10].
Митрополиты и епископы стали получать от князей подарки ввиде земельных владений. Наряду с белым (приходским) духовен­ством быстропоявилось и черное (монашествующее). Уже в первой половине XI в. стал известен Киево-Печерскиймонастырь, полу­чивший такое название от пещер-печер, в которых первоначальнопоселились монахи. В домонгольский период на Руси было основа­но около 70монастырей.
К моменту принятия христианства на Руси в Византии уже сло­жилисьпредставления о целесообразности сильной государственной власти, особенно нафоне печальной судьбы государственности в за­падной части Римской империи,некогда крупнейшей средиземно­морской державы, павшей в vb. под ударами варваров. Напомним, чтоВосточная Римская империя (Византия) просуществовала еще тысячу лет.
Границы православных церквей, как правило, совпадают с гра­ницамигосударств. Они пользуются местным языком в литургии и богословской литературе.Тем самым православная церковь и сама испытывает влияние того или иногополитического режима, формы правления и заинтересована в стабильной крепкойвласти.
Византийское влияние обусловило приверженность киевскогодуховенства идее и практике централизованной власти. Церковь про­возгласила:«Князь поставлен Богом», это власть, указанная свыше.
Иларион, первый киевский митрополит из русских, в своемзнаменитом «Слове о Законе и Благодати» в середине XI в. создал идеальный образ верховного правителя, восхваляярусских князей Святослава, Владимира, Ярослава. Он подчеркивал божественнуюсущность госу­дарства, ибо оно реализует божественную волю. Родословную русскихкнязей Илларион вел от «старого Игоря». Впервые на Руси Илларион поставил всвоем трактате проблему «праведной» власти. Он использо­вал формулу«единодержец своей земли», что означало: киевский князь обладает единой исуверенной властью в пределах всей подвластной ему территории. Его властькрепка мужеством и смыслом, а сам он должен заботиться о сирых, болящих, вдовых,помогать церкви и мо­настырям.
Так формировались взгляды о сильной власти, способной укре­питьединство страны (единая вера — единое государство — единый государь), и оботеческом характере этого государства (покровитель­ство, опека по отношению ксвоему населению),
Эти идеи вполне устраивали княжескую власть, поскольку пра­вославиевоспитывало в людях веру во власть и при этом, в отличие от самой совершеннойгосударственной машины, могло донести свои взгляды до каждого подданного.
«Отмечая значение Русской православной церкви в истории рос­сийскойгосударственности, нельзя не остановиться на той роли, ко­торую она сыграла всобирании русских земель в единое целое и противостоянии католицизму.
В условиях раздробленности Руси среди объективных предпосы­локк будущему объединению русских земель на первый план вышла единая церковнаяорганизация, не пострадавшая и в годы монголо-татарского нашествия»[11].
Золотоордынские ханы выдавали русским митрополитам особыеграмоты, освобождавшие церковь от уплаты дани, пошлин и несения повинностей.Это усиливало экономические позиции церкви. Ее иерархи часто выступали в каче­ствеарбитров в спорах русских князей. Монастыри сыграли важную роль в сохранениикультурного наследия Древнерусского государства, священники под­держивали идеюединства русских земель. Иерархи Русской православной цер­кви не ошиблись,остановив свой выбор на московских князьях, которые смогли воплотить эту идею вжизнь. Можно упомянуть подвижническую роль митропо­литов Петра, Феогноста,Алексия.
Последний даже управлял Московским кня­жеством при малолетнемкнязе Дмитрии Донском. Ему удалось нейтрализовать попытки ханов Золотой Ордывоспользоваться благоприятным стечением об­стоятельств и найти противовесМоскве в лице суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.Отправляясь на битву с Мамаем, князь Дмитрий согласно преданию посетил Троицкиймонастырь и получил благословение на ратный подвиг от известного подвижника землиРусской игумена Сергия Радонежского.
Православие духовно объединяло русские земли и нередко стано­вилосьзнаменем борьбы с иноземными захватчиками. Учитывали этот фактор и русскиекнязья. В 1248 г. послы папы римского Иннокен­тия IV предлагали новгородскому князю Александру Невскому при­знать«матерь римскую церковь», чтобы «вкусить… плодов вечного блаженства», а вкачестве первого шага к сотрудничеству обещали помощь в борьбе сзолотоордынскими ханами. Князь отверг эти пред­ложения: «от вас учение непринимаем». На примере Прибалтики, покоренной с благословения папы римского, онвидел, как западно­европейские феодалы осваивались на захваченных землях —строи­ли замки, костелы, закрепощали крестьян. Он учитывал, что крестовый походпривел в 1204 г. к взятию Константинополя и гибели Византийской империи. В этихусловиях согласие на предложение папы римского означало, по существу,подчинение русских земель немецким правителям.
Вовторой трети XV в. католическая церковь попыталась вочеред­ной раз усилить свое влияние на Руси. Назначенный константино­польскимпатриархом русский митрополит грек Исидор подписал в 1439 г. так называемуюФлорентийскую унию, провозгласившую объединение восточной и западнойхристианских церквей.
Вернувшийсяв Москву в сане кардинала Исидор был арестован и заточен в Чудов монастырь «якоотступник веры». В ответ на заключение Флорентийской унии Русская православнаяцерковь в 1448 г. отделилась от константинопольского патриархата и сталасамостоятельной в административном отношении. Захват турками в 1453 г.Константи­нополя был воспринят на Руси как акт возмездия за предательство.Авторитет греческой церкви оказался серьезно подорван, несмотря на то, что онатакже отказалась от унии с католичеством.
Католическаяцерковь в том же веке попыталась оказать влияние на политику московскихвластей, используя женитьбу Ивана III на племяннице последнего византийского императора, воспитанной в духеФлорентийской унии. Одновременно папа римский надеялся привлечь Ивана III к борьбе с Турцией. Но московскийкнязь, буду­чи трезвым политиком, не пошел на конфликт с могущественнойОсманской империей, к которому Русь была еще не готова. В годы Ливонской войны1558— 1583 гг. к Ивану Грозному приезжал пред­ставитель папы римского А.Поссевино с предложением унии — союза православных и католиков. Папа настаивална единстве церк­вей, предлагая свою помощь и посредничество в урегулированиидли­тельного конфликта между Московским государством и Речью Посполитой. ИванГрозный отверг эти предложения.
Однако кэтому времени идея союза двух церквей имела уже не­мало сторонников срединекоторых православных священников в Речи Посполитой. На них опиралсяконстантинопольский патри­арх Иеремий II, когда предоставил статус самоуправления Львовcкому братству, назначив патриаршим экзархом во Львов сторонни­каунии К. Терлецкого.
В 1595г. Терлецкий посетил папу римского, а на следующий год в городе Бресте былсозван митрополичий (униатский) собор, который провозгласил унию — союзправославной и католической церквей на территории Речи Посполитой. В посланииуниатам в начале XVII в. папаримский Урбан VIII говорил о своем желании «достигнутьВостока».
«Активностькатолической церкви была вполне объяснима. В кон­це XVI в. в Западной Европе вспыхнуло широкое антикатолическоедвижение. В Германии Мартин Лютер и его последователи выступили противцерковной иерархии, против посреднической роли духовен­ства в общении с Богом,против богатств церкви. Реформация поро­дила протестантизм — еще однонаправление в христианстве. Ряд стран Европы вышел из лона католической церкви,и она была готова взять реванш на Востоке. В этом ей стремился помочь польскийко­роль Сигизмунд III, мечтавший ктому же вернуть ряд восточных зе­мель, утраченных ранее в войнах с Московскимгосударством»[12].
Неслучайно, что бежавший в Польшу монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев,выдававший себя за чудесно спасшегося младшего сына Ивана Гроз­ного царевичаДмитрия, принял католичество, обещал распространять католи­цизм в России,согласился на деятельность там иезуитов (членов католического монашескогоордена Иисуса, основанного в 1534 г. для борьбы с Реформацией) и получил за этовоенную поддержку некоторых польских магнатов. После провала авантюрыЛжедмитрия I Польша уже открыто вмешалась вовнутренние дела России.
В концелета 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Другие польские воеводы ирусские тушинцы из лагеря Лжедмитрия II подписали в 1610 г. договор с польским королем о призвании на русскийпрестол его сына, королевича Владислава. Против польских, а также шведскихинтервентов начинается народная война. Важнейшую роль в создании народныхополчений сыграли призывы патриарха Гермогена к защите православия и православногогосударства. Вокруг этой идеи объединилось большинство населения, и интервентыбыли изгнаны из Москвы.

4.Фактор внешней угрозы
Еще одним геополитическимфактором, оказавшим ог­ромное влияние на характер российской государствен­ности,стала внешняя угроза.
Исторически сложилосьтак, что россияне рассели­лись на обширных пространствах Европы и Азии, занявважные стратегические позиции между такими разными цивилизациями, какхристианский Запад и преимущественно мусульманский Вос­ток. К тому же российскиеземли содержат огромные запасы полез­ных ископаемых. Поэтому не случайно Россиявсегда была объектом постоянного давления извне.
С 1055 г. по 1462 г. Русьперенесла 245 нашествий. Величайшим бедствием для нее стало вторжение войскмонгольских ханов в XIII в.
В ходе этого нашествияпроизошло массовое истребление и порабощение населения, разрушение крупныхгородов — центров культуры. Почти полностью было уничтожено население Рязани,Владимира, Торжка, Козельска. Сожжены Суздаль, Москва, Ярославль, Тверь,Дмитров, Киев и другие города, многие из которых уже никогда боль­ше непоявились на карте страны.
Владимирско-суздальскиеземли опустошались в XIII в. еще пять раз, тверские — два, южнорусские — семьраз. Ордынцы четыре раза разру­шали Переяславль-Залесский, по три раза —Суздаль и Муром.
О каж­дом из них можносказать словами летописца: «Множество мертвых лежаша и град разорен, земляпуста, церкви позжены», «люди избиша от старца до сущего младенца».Безжалостному уничтожению подвергались памятники архитектуры и живописи.Вывозились орудия производства и металлические изделия, тысячи пленников.
Исчезли некоторые виды ре­месел,почти на век приостановилось каменное строительство.
Экономи­ка русских земельистощалась систематической данью. Почти два с половиной века потребовалосьрусским людям, чтобы сбросить золотоордынское иго.
Ослаблением Русинемедленно воспользовались западные сосе­ди. На несколько веков они взначительной мере перекрыли доступ Руси к Балтийскому морю, захватили западныерусские земли (буду­щие Белоруссию и Украину), которые удалось возвратить лишьв конце XVIII в.
В начале XVII в.произошло вторжение в пределы России польских и шведских интервентов, в началеXIX — французских, в XX в. — немецких (дважды). В XVI в. Русское (Московское)государство воевало с Речью Посполитой, Ливонским орденом, Швецией, Крымскимханством 43 года, в XVII в. с этими же государствами — 48 лет. Российскаяимперия в XVIII в. провела в войнах с Турцией, Швецией, Польшей, Пруссией 56лет. В XIX в. Россия воевала с Фран­цией и Великобританией, Османской империейи Ираном 67 лет. В XX в. Россия (СССР) провела в войнах 28 лет (без учетамногочисленных локальных конф­ликтов с участием наших военнослужащих, заисключением войн в Испании и Афганистане).
«Нельзя не учитывать итот факт, что противник, вступая в пределы России, уже изначально планировалкрайне жестокие методы веде­ния войны. Сравним два высказывания. Наполеон:«Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлюее». Гит­лер, утверждая генеральный план «Ост» — план колонизации Вос­точнойЕвропы, говорил: «Мы обязаны истреблять население — это входит в нашу миссиюохраны германского населения… Я имею пра­во уничтожать миллионы людей низшейрасы, которые размножают­ся, как черви»[13].
Сколько сил требовалосьнародам России каждый раз, чтобы вос­стать буквально из пепла, восстановитьразрушенное, возродиться духом, не выпасть окончательно из колеи мировогоразвития, не стать колониальным придатком соседей. Россия не раз спасалаевропейскую цивилизацию от угрозы уничтожения. Так было в годы монгольскогонашествия, в период борьбы с Наполеоном, вовремя Второй мировой войны.  Западже, как прави­ло, вел агрессивную политику в отношении России, что признава­лоськрупнейшими западноевропейскими учеными.
Так, английский историкА. Тойнби, характеризуя политику Запада в отношении ос­тального мира, писал:«Как бы ни различались между собой народы мира по цвету кожи, языку, религии истепени цивилизованности, на вопрос западного исследователя об их отношении кЗападу все — рус­ские и мусульмане, индусы и китайцы, японцы и все остальные —ответят одинаково. Запад, скажут они, — это архиагрессор современ­ной эпохи, иу каждого найдется свой пример западной агрессии. Рус­ские напомнят, как ихземли были оккупированы западными армиями в 1941,1915,1812,1709и 1610 годах;народы Африки и Азии вспом­нят о том, как начиная с XV века западныемиссионеры, торговцы, солдаты осаждали их земли с моря.
Азиаты могут ещенапомнить, что в тот же период Запад захватил львиную долю свободных территорийв обеих Америках, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке и Восточной Африке.А африканцы — о том, как их обращали в раб­ство и перевозили через Атлантику,чтобы сделать живыми орудиями для приумножения богатства их алчных западныххозяев»[14].
Разумеется, Россиявступала в войны и по своей инициативе (на­пример, Русско-турецкая война1877—1878 гг.), в силу союзничес­ких обязательств (итальянский и швейцарскийпоходы русской армии под командованием А.В. Суворова), втягивалась в военныеконфликты из-за ошибок своих правителей (Русско-японская вой­на 1904—1905 гг.).В войнах с соседними государствами Россия не­редко преследовала психологическиобъяснимую цель — не иметь у своих рубежей потенциально сильных противников.Эта политика наталкивалась на сопротивление не только ведущих западноевропей­скихдержав, но иногда даже и тех стран, ради которых Россия шла на немалые жертвы.Например, в боях за освобождение Болгарии от ту­рецкого ига наша армия потеряласвыше 200 тыс. человек. «Между тем участник Русско-турецкой войны 1877—1878гг., известный рус­ский историк конца XIX столетия С.С. Татищев, писал:
«В силу своегоисторического призвания Россия освобождала одну за другою христианскиенародности Балканского полуострова, находившиеся под господ­ством турок. Ей, ией одной, обязаны свободою и Румыния, и Сербия, и Греция, и, наконец, Болгария.Но, оглядываясь в отношения, установившиеся между державою-победительницею ямолодыми государствами, ею же созданными, нельзя не отметить тогопоразительного по своему постоянству явления, что по мере достижениянезависимости каждой из упомянутых стран русское влияние в них постояннопадало, и новообразованные государства становились часто в положе­ние, дажевраждебное России, которая таким образом освободительную миссию свою совершилав явный ущерб себе и своему политическому воздействию на судьбы Востока»[15].
Вместе с тем финансовыезатраты России на «благоустройство» других народов постоянно росли. Еще большесредств во все времена требовали вооруженные силы. Так, в 1679—1680 гг. наармию уходило 62,2% расходной части бюджета, в 1796 г. — 35,5%, в эпоху«великих реформ» военные расходы поглощали в среднем 25% ежегодного бюд­жета,1913г. — 28,5%.
В эти суммы не включенырасходы по соору­жению стратегических железных дорог, портовых сооружений,обустройству самой протяженной в мире сухопутной границы и т.п. Эти работыфинансировались по сметам других ведомств. Проблемы обороны и безопасности ссамого начала возникнове­ния Русского государства доминировали над всемиостальными по­требностями. В России, по словам исследователя А. Г. Фонотова,«раз за разом включа­лись такие механизмы социально-экономической иполитической организации и ориентации общества, которые неизменно вели страну кпревращению в некое подобие военизированного лагеря с централизованным управлением,жесткой иерархией, регламентацией поведения (т.е. строгой дисциплиной),усилением контроля над различными аспектами деятельности»
«Таким образом, подвоздействием вышеизложенных факторов: природно-климатического,геополитического, религиозного, в России сложилась специфическая социальнаяорганизация. Ее основные элементы: 1) первичная хозяйственно-социальнаяячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив идр.), а не частнособственническое образование, как на Западе; 2)государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западныхстранах, а «становой хребет», а порой творец гражданского общества; 3)государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна(«смута»); 4) государство, общество,личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы,целостны; 5) стержень государственности составляет корпорация служилой знати(дворянство, номенклатура…).
Данная социальная организацияотличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть,воссоздавалась после каждого потрясения российской истории, обеспечиваяжизнеспособность русского общества»[16].

Заключение
Подводя итог, можноотметить, что все основные геополити­ческие факторы в той или иной степениспособствовали усиле­нию роли государства в отечественной истории, причемгосударства в значительной степени военизированного, с суро­вым режимомвнутренней политики в отношении всех слоев на­селения России.
Во внешней политике какМосковия, так и Российская империя играли по принятым в мире правилам, сбольшим или меньшим успехом способствуя укреплению пре­стижа российскойдержавы.
Все правители Россиихорошо осоз­навали, что любая их политическая позиция, не подкрепленная военноймощью, не воспринимается на международной арене всерьез. В результате дополовины бюджета уходило на содер­жание единственных союзников страны, коими,по словам им­ператора Александра III, были только ее армия и флот. Все это немогло не сказаться на традициях, мировоззрении, образе жизни многих поколенийроссиян.
Более тысячи летсуществует российское государство. По словам известнейшего историка и юриставторой половины XIX столетия Б. Н. Чичерина, его появление стало поворотнойточкой русской истории, и «отсюда она неудержимым пото­ком, в стройномразвитии, движется до нашего времени. На­правления более или менее изменяются,встречаются и отклонения в сторону, но общий характер движения один.
Каж­дая позднейшая эпохаявляется последовательным развити­ем предыдущей, представляет ответ насделанный ею вопрос. Все они имеют одну цель, одну задачу — устройство государ­ства.Вот главная характеристическая черта русской истории с XV века, вот результатдеятельности русского народа и заслу­га его перед человечеством».

Список использованнойлитературы:
1.      Горинов М.М.,Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. – М.: Высш. Шк., 1994. –321с.
2.      Гумилев Л.Н.Ритмы Евразии. – М: Наука,1993. – 198с.
3.      Коржихина Т.П.,Сенин АС. История российской государственности. – М.: Наука, 1995. – 314с.
4.      Никольский Н.М.История русской церкви. – М.: Просвещение, 1985. – 344с.
5.      Пайпс Р. Россияпри старом режиме / Пер. с англ. – М.: Независимая газета, 1993. – 138с.
6.      Сенин А.С.История российской государственности: Учеб. Пособие. – М.: Владос, 2003. – 336с.
7.      Соловьев С.М.Собр. соч. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1–2. – М.: Просвещение, 1988
8.      ТимофееваА.А. Проблемы становления и развития Российской государственности: Учебноепособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 152с.
9.      Тойнби А.Дж.Постижение истории. Пер. с англ. – М.: Книга 1998. –224с.
Периодические издания
10.    МиловЛ.В. Природно – климатический фактор и особенности российского историческогопроцесса // Вопросы истории. – 1992. – №4. – С.21