С именемГераклита изЭфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильнойфилософской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из трудаГераклита, который, согласно одним источникам, назывался “О природе”, согласнодругим — “Музы”.
Гераклит объяснялестественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы идругие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с однойстороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является какпервоосновой мира (“архе”), так и основным элементом (“стойхейрон”). С другойстороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамикиразвития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует,например, его изречение, что мир “возникает из огня и опять сгорает вопределенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе”.
Рядом с подчеркиваниемматериальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этогоматериального принципа исследователи находят у Гераклита и мысль.Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидноеобъяснение ее несотворимости и неуничтожимости: “Этот мир, который для всех несотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем,разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере”.
В интуитивном пониманииразвития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Разумеется, диалектика здесьне излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельныегениальные наблюдения.
Центральным мотивом ученияГераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития онсравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразиепроявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими висходной “праматерии”. Одна материя, согласно его взглядам, “живет смертью”другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию “творческогоотрицания”.
Очень важное значение вовзглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е.всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правитсясудьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесносвязано понимание закономерности — закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так жевечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия илогос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.
Гераклит одним из первыхобращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно еговзглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание онуделяет отличию “многознания” от подлинной мудрости. “Многознание” в отличиеот подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира.Человеческое сознание — душа (ПСИХЕ) — подчинено логосу. Гераклит придавалзначение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния исвойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместноупотребляемых понятий: “Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнитьее с человеческим поколением”.
Т.о. гераклитова философияпредставляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода кмиру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснениисущностных черт диалектики.
Наиболее видным изучеников Гераклита былКратил. Как делают вывод авторы книги “Историяфилософии в кратком изложении” Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда,утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познанияи оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru