Герберт Спенсер

Герберт Спенсер

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские
установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и
обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном
организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из
выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по
философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении –
«Системе синтетической философии» – он глубоко и подробно изложил свои взгляды
на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в
труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в
социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции
он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские
опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что оно
рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего
биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны
общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне
данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма
проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль
каждого субъекта.

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по
естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество
живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих
доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста
и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части
приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают
жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки
в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства
общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и
не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В
подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит
ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им
мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью
организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и
балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных
групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с
кровообращением в живом организме, а кровяные тельца – с деньгами. Телеграфные
провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества,
сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до
мелочей, – писал Спенсер, – мы находим, что эти крупные (приведенные выше. –
Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели
можно ожидать».

Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе
социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от
простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация);
переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). «Что такое
социальная эволюция?» – ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе,
что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его
усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего
политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции
потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной
жизни, в том числе в области развития государственной власти.
«Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. …
Конституции не создаются, они сами вырастают», – утверждает он, подчеркивая
обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами
людей.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции
увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода
социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах всегда
происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями
корпоративных органов». В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными
усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в
свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».

Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как
абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что
социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и
решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того,
он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для
нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый
гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только объективной исходя
из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе
как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен
действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия
так же необходимы, как и эгоистические.

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы
равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал
О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных
действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и
социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность
во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер
анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе
равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и
средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между
функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и
личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в
западной социологии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как
процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду
общества предшествует его упадок, -писал он. Этот процесс совершается прежде
всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние
характеризовались Спенсером как некое «новое движение извне». Распадение
общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных
институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом
организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов»,
движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении
общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений
(экономической и политической интеграции – сказали бы мы сегодня – авт.) и
возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок,
правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия,
«прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной
связи со всем политическим организмом».

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера,
глубину и четкость его суждений. Картина распада (распадения) общества отражена
им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов,
происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что
многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже
разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической
теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального
равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как
закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих
проблем более частного характера.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru