Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова Нравственно-психологоческийроман его художественные особенности . Герой нашего времени – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому,что у автора и героя одна душа, одни и те же муки . Психологическийпотому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личностьчеловека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романазаключено прежде всего в образе героя времени
. Через сложность ипротиворечивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до концавсе объяснить в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. Отсюда одной из особенностейкомпозиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя отпоступков Печерина в первых трех повестях к их мативам в 4 и 5 повестях , тоесть от загадки кразгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки
Печерина, а еговнутренний мир, психология. Автор использует принцыпхронологической инверсии отказ от последовательного изображения . Такаяразочарованная позиция в точности соответствует разачарованной ,противоречивой личности человека. В первых трех повестях Бэла , Максим Максимыч , Тамань представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринскогоравнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным
либо как жертвы егострастей Бэла , либо как жертвы его холодного расчета бедные контабандисты . Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина являетсявласть и эгаизм какое дело мне странсвующему офицеру, до радостей ибедствий человеческих ? Но не все так просто. Вовсе нетак однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубокострадающий человек.
В Княжне Мери звучит трезвый отчет Печерина. Онпонимает скрытый механизм своей психологии Во мне два человека одинживет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. А позжеГригорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо Я смотрюна страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу,поддерживающую мои духовные силы На основании этого правила Печеринразвивает целую теорию счастья
Быть для кого-нибудь причиной страданий ирадости, не имея на то никакого положительного права не самая ли это сладкаяпища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость. Казалосьбы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведьон постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-тонет, а вместо него утомление и скука
Почему же судьба героя так трагична ? Ответом на этот вопрос являетсяпоследняя повесть Фаталист . Здесь решаются уже проблемы нестолькопсихологические, сколько философские и нравственные. Повесть начинается сфилософского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни.Вулич – сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом Если точноесть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?
Этот спорпрверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во первых,попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей во-вторых,случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком в-третьих, отважный брасокПечерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит кмысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотомфилософской темы автор избавил роман от мрачного финала.
Печерин, о смертикоторого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последнейповести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервыесовершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финалеромана звучат поздравления с победой надсмертью офицеры меня поздравляли – и точно было с чем . Герой относится к фатвлизмупрредков двойственно с одной стороны он иронизирует над их наивной верой всветила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так какпонимает,
что любая вера – благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает,что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печеринав том, что он сомневается не тоолько в необходимости добра вообще для него нетолько не существует святынь, он сме тся над всем на свете Абезверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являютсяпыткой для умного и энергичного человекаю Показывая мужество своего герояЛермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы
за свободу личности. ГригорийАлександрович очень дорожит своей свободой Я готов на все жертвы, кромеэтой двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей непродам . Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, чтоПечерин постоянно пытается подавить голос своего сердца я давно уже живуне сердцем, а головой . Однако Печерин не самодовольныйциник. Выполняя роль палача или топора в руках судьбы , он самстрадает
от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман – это гимн мужественной,свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а можетбыть гениальному человеку который не смог угадать своего высокогоназначения .Набито ДиденкоАлександром.27 марта 1996 г.