Гершензон Михаил Осипович

Гершензон
Михаил Осипович
(1869-1925)

Гершензон
Михаил Осипович- философ, историк литературы и общественной мысли. Окончил
историко-филологический факультет Московского университета в 1894году.
Инициатор издания “Вех”.

Взгляды
Гершензона характеризуются следующими идеями:
Истинная
жизнь

“Мечта
Руссо проистекала из его безверия. Напротив, жить в Боге – значит уже не жить
всецело в относительной человеческой культуре, но некоею частью существа
вырастать из нее наружу, на волю. Жизнь в Боге – воистину жизнь, т. е. движение
это духовное возрастание, лестница небесная, нагорный путь. Довольно выйти в
дорогу, найти тропу, остальное приложится само собой. Сами собой передвинутся
окружающие предметы, отдалятся голоса, раскинутся новые кругозоры. Дверь на
волю одна для всех, совместно обитающих в одном затворе, и всегда отперта.
Вышел один, за ним последует другой. Быть может, и все потянутся друг за
другом. Без веры в Бога человечество не обретет утерянной свежести. Напрасно
сбрасывать с себя устарелые одежды, нужно скинуть ветхого Адама. Молодит только
вода живая.”
Путь
человечества

Человечеству
предстоит еще далекий путь. Лютерово христианство, республика и социализм –
только полдела: нужно, чтобы личное стало опять до конца личным, как оно
родилось. Но и былое прошло не напрасно. Человек вернется к своему началу
преображенным, потому что его субъективность, став всеобщей и объективной
ценностью, там, в вышине, за долгие годы расцвела своей вечной правдой. Здесь
совершается как бы обратная филогения: достигнув вершины, движение уже иным
возвращается вспять, точно тем же путем, этап за этапом, как оно восходило.
Поэтому каждая революция есть возрождение старого; монархия снова сменяется
единым вечем – парламентом, парламентаризм уступит место еще более ранней форме
– федерализму, и так все дальше назад к исходной точке. Но старые формы
оживлены теперь другим духом. Община в восхождении была скудна, хаотична и
замкнута, в нисхождении она стройно организована и полна всенародного смысла.
Исходная же точка, к которой все должно вернуться, – личность. Она вместит в
себя всю нажитую полноту. Пройдут столетия – вера снова сделается простою и
личною, труд – веселым личным творчеством, собственность – интимным общением с
вещью; но и вера, и труд, и собственность будут в личности непреложны и святы,
а вовне безмерно обогащены, как из зерна проросший колос. Задача состоит в том,
чтобы личное стало опять совершенно личным, и, однако, переживалось как
всеобщее; чтобы человек знал во всяком своем проявлении, как Мария, заодно и
свое дитя, и Бога.
Главные
сочинения:

“Мудрость
Пушкина”, “Ключ веры”,”Человек, пожелавший счастья”,
“Мечта и мысль И.С.Тургенева”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/