Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«северо-кавказскаяакдемия государственной службы»
Кафедрагосударственного и муниципального управления
Курсоваяработа
натему:
«ГосударственнаяДума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования»
 
Выполниластудентка
факультетаГМУ
группы
Научныйруководитель
канд.эконом. наук, доцент
БеклемищевЕ.П.
г. Ростов-на-Дону
2009

СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение   3
II.История Государственной Думы и опыт её функционирования   5
A)Дума Российской Империи   5
B)Государственная Дума Российской Федерации и опыт еёфункционирования   6
III. Состав и порядок избрания в Государственную Думу   10
A)Состав Государственной Думы    10
B)Порядок избранияГосударственной Думы    14
IV. Полномочия Государственной Думы    17
V.Государственное Собрание республики Марий Эл   21
Заключение   25
Список использованной литературы: 27
Введение
Для написания данной курсовойработы я выбрала тему «Государственная Дума Российской Федерации: полномочия,порядок избрания, опыт функционирования». На мой взгляд, это достаточноинтересный вопрос, который необходимо осветить. Цель курсовой работы –выделить важнейшую роль Государственной Думы в системе органов государственнойвласти. Предметом данной курсовой работы является определениеполномочий, порядка избраний и опыта функционирования Государственной Думы. Задачиданной работы:
Ø  датьобщие положения изменениям в государственном управлении, происходящим в России;
Ø  рассмотретьисторию создания Государственной Думы;
Ø  выделитьосновные положения по порядку избрания в Государственную Думу;
Ø  охарактеризоватьстатус депутатов Государственной Думы;
Ø  показатьполномочия Государственной Думы.
Актуальностьработы заключается в том, что создание эффективного функционированияГосударственной Думы является важнейшей задачей современного государства.
«Дума» – термин,широко используемый не только сейчас, но и в истории. Например, в средние века– сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важныхвопросов социально-политического характера. А уже к началу ХХ векаГосударственная дума – первый общегосударственный российский парламент. Напротяжении многих веков его история менялась.
В настоящее время, согласно Конституции РФ, ГосударственнаяДума Российской Федерации входит в состав Федерального Собрания. ФедеральноеСобрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательныморганом Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.И в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственныйпредставительный орган, главной функцией которого является осуществлениезаконодательной власти.
Создание Государственной Думы вполне закономерныйпроцесс, его образование признавалось необходимым уже давно. В самом начале ХХвека ситуация в стране накалилась, и стало ясно, что в государственномустройстве необходимы перемены. И вот весной 1906 года первая Дума началаработу, затем в феврале 1907 года начала работу вторая Дума. I и II Думы былираспущены до срока. Опыт первых двух Дум был оценен царем Николаем IIиего окружением как неудачный. И только третья государственная дума РоссийскойИмперии действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 иоказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум.Она была избрана 3 июня 1907 императором. А IV Думы были прерваны указом 25февраля 1917 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, в которойбыло закреплено положение о Государственной Думе.
20 декабря 2005 года прошла конференция, посвященная100-летию создания первой Государственной Думы России под названием«Российский парламентаризм: прошлое, настоящее, будущее». В которойприняли участие делегация политиков во главе с Борисом Грызловым, председателемГосударственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, а такжежурналисты и ученые.
ИсторияГосударственной Думы и опыт её функционированияa)        ДумаРоссийской Империи
Для начала я бы хотела рассказать об истории ГосударственнойДумы, созданной еще при императоре Николае II.На мой взгляд, Дума оставила не малый отпечаток в истории становлениягосударственного устройства страны.
По манифесту Николая II6августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы» было провозглашено создание ГосударственнойДумы – представительного законодательного учреждения. ПервоначальноГосударственная Дума создавалась как совещательный представительный орган. Ноуже 17 октября 1905 г. вышел манифест «Об усовершенствовании государственногопорядка», по которому Дума получила законодательные права.
Государственная Дума избиралась сроком на пять лет,и могла быть распущена до истечения срока императором. При этом, он могназначить одновременно новые выборы и время созыва. В состав Государственной Думывходило 524 человека, а с 1907 г. – 442 человека. Для принятия какого-либозаконопроекта было необходимо присутствие на заседании Думы не менее однойтрети её членов. Общее руководство деятельностью Государственной Думыосуществляли председатель и его товарищи, которые избирались из числадепутатовзакрытым голосованием сроком на один год, по истечении которого моглипереизбираться.
В перерывах между сессиями Государственной Думыцарь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлениюправительства законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в ГосударственнуюДуму. В свою очередь, прошедшие через Думу законопроекты отправлялись вГосударственный Совет (один из высших государственных институтов РоссийскойИмперии) на одобрение, а затем на утверждение царю. Принятые законодательныеакты не имели силы в том случае, если не были вынесены на обсуждение или небыли утверждены Государственной Думой. Одним из важнейших аспектов деятельностиГосударственной Думы были вопросы Государственного управления.
Создавались Комиссии Государственной Думы,необходимые для предварительной разработки подведомственных дел ГосударственнойДумы, решения хозяйственных и других важных вопросов. Комисии Государственной Думыизбирались общим собранием Думы путём тайного голосования. Как известно, составкомиссий соответствовал фракционному составу палаты. В случае отстраннениячленов комиссии избирались новые из числа депутотов фракций.b)       ГосударственнаяДума Российской Федерации и опыт её функционирования
«Россия— это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа.Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократическиенормы, сама будет решать, каким образом — с учетом своей исторической, геополитическойи иной специфики — можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».
ИзПослания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации 25 апреля 2005 года
Для изучения опыта функционирования ГосударственнойДумы рассмотрим период с 1993 по 2005 год.
В течение, 1993-2005 гг. Государственная Думасозывалась четыре раза. Выборы в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:
ü  Согласномажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225одномандатных округах.
ü  Согласнопропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единомуобщефедеральному избирательному округу распределялись между избирательнымиобъединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;
ü  Овыдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы пообщефедеральному округу заявили 35 общественных объединений.
Первый состав Государственной Думы, сформированный1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатовГосударственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента РоссийскойФедерации от 1 октября 1993 г.
В соответствии с этим Положением выборы депутатовГосударственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правоизбирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину РоссийскойФедерации, достигшему 18-летнего возраста.
Конституция 1993 года коренным образом изменила рольи функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации –Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось праворешения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации,в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен ичетко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительныефункции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательногооргана.
К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной Думыбыло избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округуи 219 по одномандатным избирательным округам. В 5 округах выборы не состоялись,а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).
Право на получение мандатов по общефедеральномуокругу имели только те избирательные блоки, которые преодалевали пятипроцентныйбарьер.
В начале работы Думы первого созывапредставительская функция доминировала над законодательной.
В связи с вступлением в действие новой КонституцииРоссийской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года,Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядокформирования и функционирования системы органов государственной власти,обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.
За два года работы Дума первого созыва приняла 461закон. И только 310 принятых законов вступило в действие.
Выборы в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации второго созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательныхокругах.
Дума первого созыва передала около 500законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам следующего созыва. Всвязи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственностьв законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 — вступили в силу.
Выборы в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года и в нихприняли участие 66 840 638 граждан Российской Федерации.
В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие вразличных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиямиобразовали несколько межфракционных депутатских объединений: «Энергия России»,«Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.
Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов ПрезидентРоссийской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше700 федеральных законов.
Значительную роль в законотворческой деятельностиДумы сыграл Президент Российской Федерации В.В.Путин.
Выборы в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года наосновании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Основным приоритетом деятельности Думы — законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развитиястраны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны ибезопасности.
Деятельность Государственных Дум всех созывовнапрвлена на развитие всех сфер жизни общества и государства. Так, например, вгосударственной сфере заложены законодательные основы создания правовогодемократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционныхправ и свобод личности, формирования и функционирования системы органовзаконодательной, исполнительной и судебной властей. А в экономической сфереприняты законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики.
Государственная Дума Федерального СобранияРоссийской Федерации пятого созыва была избрана в 2008 г. сроком на пять лет.

 Состави порядок избрания в Государственную Думу a)        СоставГосударственной Думы
В состав Государственной Думывходит 450 депутатов. По мажоритарной системе проходят прямые и всеобщиевыборы, в результате которых и формируется Государственная Дума.
Во главе Государственной Думыстоит Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатовГосударственной Думы тайным голосованием. Если за него проголосовало болееполовины от общего числа депутатов, то он становится Председателем ГосударственнойДумы. В настоящее время, Председателем Государственной Думы является ГрызловБорис Вячеславович, а его первым заместителем — Морозов Олег Викторович.
Государственная Дума избираетпервого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядоких избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.
Внутренняя организацияГосударственной Думы включает в себя две структуры:
ü  фракционную — объединения депутатов по партийной принадлежности исовпадающей политико-идеологической ориентации;
ü  комитетскую — объединения депутатов по профессиональнымсклонностям.
К депутатским объединениямотносятся фракции и депутатские группы. Фракции и депутатскиегруппы обладают равными правами.
Депутатская фракция — депутатское объединение, сформированное на основеизбирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральномуизбирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных поодномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе даннойдепутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации. Депутаты, невошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрацииподлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов ГосударственнойДумы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Работа депутатовосуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Государственная Дума вначале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.[1]Какие именно комитеты и комиссии создаются и в каком количестве, определяетсяРегламентом Государственной Думы. Каждый депутат обязан принимать участие вработе одного из комитетов. Правовой статус депутата не зависит от егофракционной или комитетской принадлежности. В настоящее время существуютследующие комитеты:
·     Комитет ГД[2]по конституционному законодательству и государственному строительству;
·     Комитет ГД по гражданскому,уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
·     Комитет ГД по труду и социальнойполитике;
·     Комитет ГД по бюджету и налогам;
·     Комитет ГД по финансовому рынку;
·     Комитет ГД по экономическойполитике и предпринимательству;
·     Комитет ГД по собственности;
·     Комитет ГД по промышленности;
·     Комитет ГД по обороне;
·     Комитет ГД по безопасности;
·     Комитет ГД по международным делам;
·     Комитет ГД по делам СодружестваНезависимых Государств и связям с соотечественниками;
·     Комитет ГД по делам Федерации ирегиональной политике;
·     Комитет ГД по вопросам местногосамоуправления;  
·     Комитет ГД по Регламенту иорганизации работы Государственной Думы;
·     Комитет ГД по образованию;
·     Комитет ГД по делам женщин, семьии детей и другие.      
Комитеты являются основнымиорганами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются попринципу пропорционального представительства депутатских объединений.Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираютсябольшинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатскихобъединений.
Комитеты палат по вопросам,отнесенным к их ведению, осуществляют:
ü подготовку и предварительноерассмотрение законопроектов;
ü организуют проводимые палатамипарламентские слушания;
ü решают вопросы организации своейдеятельности;
ü рассматривают иные вопросы,относящиеся к их ведению.
ГосударственнаяДума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определеннымсроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнениипорученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.
ГосударственнаяДума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения,предусмотренного частью 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссияГосударственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данногосозыва и имеет статус комитета.
Численныйсостав комитетов и комиссий определяется Государственной Думой. Он не можетбыть менее 12 и более 35 депутатов.
Заисключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителейдепутатских объединений, все депутаты Государственной Думы обязаны состоять водном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может бытьчленом только одного комитета.
Основнаяформа работы комитетов и комиссий — заседания, которые проводятся по меренеобходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на нихприсутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
Другой формойработы данных органов, являются парламентские слушания, конференции, совещания,семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел иобщественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также подругим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.
Совет ГосударственнойДумы — коллегиальный, постояннодействующий орган палаты, созданный с целью предварительной подготовки ирассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.[3]В неговходят руководители фракций и депутатских групп.РаботуСовета Государственной Думы организует Председатель Государственной Думы.
В состав СоветаГосударственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководителидепутатских объединений с правомрешающего голоса. ЗаместителиПредседателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думыучаствуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательногоголоса.
В число полномочий СоветаГосударственной Думы входят:
·     формирование проекта примерной программызаконопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
·     формирование проекта календарярассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц;
·     формирование проекта работыГосударственной Думы на очередное заседание.
b)       Порядокизбрания Государственной Думы
Государственная Дума — одна из двух палатроссийского парламента — Федерального Собрания. Она формируется путемобщенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.
Конституция РФ подробно не прописывает порядкаизбрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатомГосударственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, имееющийправо участвовать в выборах и, что порядок выборов утверждается федеральнымзаконом (назначает выборы Президент РФ).
Основные документы, регламентирующие порядок выборовдепутатов Государственной Думы РФ — законы «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан РФ».
На первое заседаниеГосударственная Дума собирается на тридцатый день после избрания, хотяПрезидент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. В соответствии сост. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило:
весеннюю — с12 января по 20 июля;
осеннюю — с 1 октября по 25 декабря.
Государственная Думаправомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов неменее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы[4].Продолжительность и порядок проведения заседаний палат определяются РегламентомГосударственной Думы.
Открывает первое заседание Государственной Думы старейшийпо возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думыили заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуютпредставители всех депутатских объединений по согласованию между ними.
Каждое заседание Государственной Думы начинается срегистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий.Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общегочисла депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва взаседаниях палаты.
Депутаты Государственной Думы своевременноизвещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проектыдокументов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за тридня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.
Следует подчеркнуть, что Работав Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающийвыступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременноуведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечиваетсяпереводом на русский язык.
Согласно статье 109Конституции Российской Федерации, Государственная Дума может быть распущенаПрезидентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117Конституции Российской Федерации. А именно, статья 111 Конституции РФ гласит:«После трехкратного отклонения представленных кандидатур ПредседателяПравительства Российской Федерации Государственной Думой Президент РоссийскойФедерации распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».
Вновь избраннаяГосударственная Дума собирается не позднее чем через четыре месяца с моментароспуска предыдущей Госдумы.
Государственная Дума не можетбыть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею быловыдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятиясоответствующего решения Совета Федерации.
Кроме того, ГосударственнаяДума не может быть распущена в период действия на всей территории РоссийскойФедерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцевдо окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
ПолномочияГосударственной Думы
Статья 96 Конституции РФ устанавливает срокполномочий депутатов Государственной Думы на пять лет[5],что соответствует мировой практике, согласно которой общенациональныепарламенты избираются, как правило, на 4-5 летний срок. Такой период работы позволяетпарламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самимдепутатам – увидеть практические результаты своей деятельности.
Закрепляя полномочияГосударственной Думы, Конституция РФ исходит из того, что ГД Федеральногособрания призвана представлять интересы различных групп населения страны. Регламентом Государственной Думыпредусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся кисключительному ведению Государственной Думы.
К исключительному ведениюГосударственной Думы относятся:
·         дачасогласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателяПравительства Российской Федерации.
Согласно Регламенту ГД, вслучае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуреПредседателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительноизвещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентомкандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесенияпредложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначениеПредседателя Правительства считается полученным, если за предложеннуюкандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Думаотклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент втечение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклоненияпредставленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.
·         заслушиваниеежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах егодеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
·         решениевопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
Вотумнедоверия Правительству — правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства исозданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы. Или,роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание ввопросе о правительственной политике.
·         назначениена должность и освобождение от должности председателя Центрального банкаРоссии.
Президент РФпредставляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения надолжность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца доистечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, которыйсчитается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числадепутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думойкандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатурудля назначения на должность.
·         назначениена должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РоссийскойФедерации и половины состава ее аудиторов;
·         назначениена должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
·         объявлениеамнистии.
Амнистия – есть однократное освобождение от уголовнойответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные актом обамнистии преступления до установленной в этом акте даты. Круг таких лиц можетбыть различным и определяться: видом совершенных преступлений, размеромназначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, прежними заслугами ииными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистияраспространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная — наконкретных лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и вопределенное время. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думойпутем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке примененияамнистии.
·         выдвижениеобвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его отдолжности.
ГосударственнаяДума — преждевсего и главным образом законодательный орган. Ее основная функция —законотворчество. В законодательнойдеятельности Государственная Дума не ограничена ничем, кроме конституционныхрамок.
“Федеральныезаконы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иноене предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые ГосударственнойДумой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СоветаФедерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если занего проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо еслив течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случаеотклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создатьсогласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чегофедеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Вслучае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральныйзакон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовалоне менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. ” — ГласитКонституция РФ (глава 5, статья 105).
Все законопроекты вносятся вГосударственную Думу. А законопроекты о введении или отмене налогов,освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменениифинансовых обстоятельств государства, другие законопроекты, предусматривающиерасходы, покрываемые за счет Федерального бюджета, могут быть внесены толькопри наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума не является распорядительныморганом, она не может вмешиваться в повседневную деятельность исполнительнойвласти. Вместе с тем Государственная Дума, как и Федеральное Собрание в целом,осуществляет контрольную функцию в отношении исполнительной власти. Даннуюконтрольную функцию Государственная Дума может реализовать только совместно сдругой палатой Федерального Собрания РФ – Советом Федерации.
 

 ГосударственноеСобрание республики Марий Эл
Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации:«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов — равноправныхсубъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституциюи законодательство. Край, область, город федерального значения, автономнаяобласть, автономный округ имеет свой устав и законодательство.»
Республика Марий Эл (мар. Марий Эл Республик) —республика (государство) в составе Российской Федерации, субъект РоссийскойФедерации. Входит в состав Приволжского федерального округа. Столица — г.Йошкар-Ола. Граничит с Кировской, Нижегородской областями, Татарстаном иЧувашией. Образована была 4 ноября 1920 года.
В настоящее время Президент Республики Марий Эл — МаркеловЛеонид Игоревич.
Органами государственной власти в Республике МарийЭл являются: Государственное Собрание Республики Марий Эл, Президент РеспубликиМарий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный суд РеспубликиМарий Эл и иные органы. (в ред. Закона Республики Марий Эл от 21.12.2000 N49-З)[6].
Наименование высшего представительного изаконодательного органа государственной власти республики на протяжениинескольких лет менялось. Например, в 1938 – 1990 гг. это Верховный СоветМарийской АССР[7].     
1990-1992 гг. — Верховный Совет Марийской ССР[8]        
1992-1993 гг. — Верховный Совет Республики Марий Эл[9]       
И вот с 1993 года — Государственное СобраниеРеспублики Марий Эл. В соответствии с «Законом Республики Марий Эл от 10 ноября1993 года № 522-III «О реформировании высшего представительного органагосударственной власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы»
2 октября 2009 года прошло сорок первое заседаниеГосударственного Собрания. На котором было представлено ГосударственномуСобранию итоговый одиннадцатый Доклад о деятельности Государственного СобранияРеспублики Марий Эл четвертого созыва.
Профессионально выстроенная системная модель«Законодательная власть Республики Марий Эл — четвертый созыв: 2004-2009годы» позволила Государственному Собранию успешно реализовать программы,решить намеченные задачи и достичь поставленную цель.
Четвертый созыв Государственного Собрания РеспубликиМарий Эл является самым продуктивным и самым результативным за 70 летзаконодательной власти как по количеству, так и качеству показателей, по объемуработы, по содержательности и наполняемости мероприятий, и превосходит каждыйиз 15 предыдущих созывов: 12 созывов Верховного Совета Марийской АССР и 3предыдущих созывов Государственного Собрания Республики Марий Эл. Этодостигнуто профессиональной деятельностью депутатов. А также реализации втечение всего созыва десяти основных принципов деятельности ГосударственногоСобрания Республики Марий Эл:
1. Открытость и гласность.
2. Идеология созидания — законодательное обеспечениесоциально-экономического развития Республики Марий Эл.
3. Конструктивное сотрудничество с Президентом иПравительством, органами местного самоуправления, Советом Федерации иГосударственной Думой, Приволжским федеральным округом, федеральными органамивласти в Республике Марий Эл, Прокуратурой и Министерством юстиции, судебнойвластью.
4. Системное управление и плановая работа на основепрограммно-целевого метода.
5. Высокая надежная технология законотворчества.Согласованность проектов законов с Прокуратурой, Министерством юстиции,Государственной счетной палатой до их принятия. Качество законов, понимаемых ипринимаемых жителями Республики Марий Эл.
6. Предметная работа с избирателями.
7. Межпарламентское сотрудничество.
8. Активная работа:
Совет законодателей России.
Ассоциация законодателей Приволжского федеральногоокруга.
Ассоциация «Большая Волга».
9. Правоприменительная практика: мониторингкачественно полного и предметного исполнения законов.
10. Достойное место законодателей Марий Эл в единойсистеме законодательной и всей государственной власти Российской Федерации.
Деятельность Государственного Собрания РеспубликиМарий Эл четвертого созыва осуществляется в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, законодательствомРоссийской Федерации и Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл «ОГосударственном Собрании Республики Марий Эл», Регламентом и Программойдеятельности Государственного Собрания на период полномочий, Программойзаконопроектной работы.
Главное звено законотворческой деятельности – КомитетыГосударственного Собрания. Они рассматривают жизненно важные проблемы иактуальные вопросы состояния и развития Республики, улучшения жизни жителейМарий Эл, подробно, всесторонне изучают документы, вносимые на сессииГосударственного Собрания.
В настоящее время, значительно активизироваласьработа Государственного Собрания и Комитетов по рассмотрению проектовфедеральных законов и законодательных инициатив органов государственной властисубъектов Российской Федерации.
Значительно активизировалась работа ГосударственногоСобрания и Комитетов по рассмотрению проектов федеральных законов изаконодательных инициатив органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Последние девять лет являются успешными в развитииРеспублики, в общественно-политической жизни Марий Эл. Наглядное свидетельствотому – интенсивные темпы и показатели динамики социально-экономическогоразвития Республики Марий Эл.
Успех России как федеративного государстваскладывается из успеха субъектов, составляющих Федерацию. Наша Республика МарийЭл вносит значительный вклад, способствующий успешному развитию национальнойэкономики Российской Федерации.

 Заключение
Итак, подведем итог нашегоисследования по курсовой работе на тему: «Государственная Дума РоссийскойФедерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования».
Исходя из всего выше изложенного,можно определить сущность и роль Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации. Выделить состав и основные функции Государственной Думы.Её главной функцией является осуществление законодательной власти.
Деятельность Государственной Думыосновывается на принципах политического многообразия и многопартийности,коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
Можно отметить, что Государственная Дума и СоветФедерации – это две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействиекоторых является необходимым условием политической стабильности в России, несмотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своейкомпетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.
Порядок деятельности Государственной Думыопределяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации.
Итак, Государственная Дума Российской Федерацииосуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своихфункций Государственной Думе необходима четкая организация деятельности.
Почти ежедневно с экранов телевизоров, со страницгазет и журналов граждане получают информацию о заседаниях ГосударственнойДумы, о принятых ими законах. Это, на мой взгляд, очень важно на сегодняшнийдень. Слыша информацию о Государственной Думе, народ всегда будет в курсепроисходящих событий.
Также, в данной курсовой работе я рассмотрела ГосударственноеСобрание Республики Марий Эл. Выявила причины успешной деятельностиГосударственного Собрания и её функционирование.
В итоге проделанной мною работы, я сделала следующиевыводы:
·  ГосударственнаяДума является важнейшим органом государственной власти, без которой не возможнофункционирование Государственного Аппарата.
·  Взаимодействиевсех субъектов Федерации – залог успешной деятельности всего федеративногогосударства.
·  Несмотряна отдельные существующие проблемы, Государственная Дума является необходимымгосударственным органом, так как она представляет интересы народа, защищаетправа национальностей, права и свободы граждан Российской Федерации.
·  Прошедшиевыборы в Государственную Думу показали, что граждане России принимают активноеучастие в жизни государства и реализации своих политических прав.
 

 Список использованной литературы
1.    АвакьянС.А. Федеральное Собрание — Парламент России//Государство и право. — 2006.
2.    БабаевВ. К. «Теория государства и права». Учебник. – М.: Юристъ, 2003.
3.    ВенгеровА. Б. «Теория государства и права». Учебник для юридических вузов. – М.: Новыйюрист, 1998.
4.    ГосударственнаяДума Федерального Собрания Российской Федерации (1996 – 2006 годы) — Москва,2006 г.
5.    КонституцияРФ. — М., 1993 г.
6.    КонституцияРоссийской Федерации. М., 2009.
7.    КонституцияРеспублики Марий Эл.
8.    МатузовН. И., Малько А.В. «Теория государства и права». Курс лекций. – М.: Юристъ,2001.
9.    РыбкинИ.П. Государственная Дума: пятая попытка: Очерк новейшей историипредставительной власти в России/ И.П. Рыбкин. — 3-е изд., доп. и дораб. — М.:Знание, 1996. -231 с.
10.  РегламентГосударственной Думы РФ
11.  СергеевВ.Н. Государственное управление России в IX– начале XXI в.в.: Методическиерекоммендации к семинарам, термины, схемы: Учебно-методическое пособие / В.Н.Сергеев. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2009. – 255 с.
12.  Теориягосударства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). — «Зерцало»,2004 г.
13.  ЧервонюкВ.И. Конституционное право России. М.: Термика, Инфра-М, 2004. — 432 с.
14.  ЧиркинВ. Е. «Основы государственной власти». – М.: Юристъ, 1996
15.  Электронныересурсы: www.duma.ru/ www.duma.gov.ru/anticorcom/history.htm
parlament.mari.ru/