ВВЕДЕНИЕ.
Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся
экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью
населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе
молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только
при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и
осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость
периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее
жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о
положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
И именно молодежь в сложившийся социально-экономической обстановке
является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и
экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости
воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально
развитого индивида.
На сегодняшний день в Республике существует большое количество
министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о
судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою
деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей
координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию
молодежной политики в республике через анализ деятельности всех
государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе
молодого поколения.
1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации
которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества,
которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются
главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации
скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено
на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными
духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие
традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым
возможностям, независимо от господствующей в них социальной или
политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с
молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она – оживляющий
посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое
оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или
качественно новым обстоятельствам.
Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер
потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции,
необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто
ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это
оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь
консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь
ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе – она потенция, готовая
к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во
многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та
общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому
что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой
разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни
экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи
подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она
должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не
может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом
может только государство.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача
молодежной политики – создание социально-экономических условий для
реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .
Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”.
Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.
Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая
большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента
рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование,
социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной
политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных
правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-
третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере
свободного времени и образования молодежи. —————————————————————————
—————————————————————
Статья 1 – с изменениями, внесенными Законом от 9 июля
1997 г. N 56-З
Государственная молодежная политика — это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан
Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. —————————————————————————
—————————————————————
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических
и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество
жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и
слоев общества).
Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных
условий для цивилизованного социального становления и развития
подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание
благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности
молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
практической отработки новых общественных отношений и форм
жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы
молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не
представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей
взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии
современной жизни.
Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это
интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое
целое при усилении регулирующей роли современного государства.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда
западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому
анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное
значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики,
не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и
менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и
отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной
молодежной политики. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в
самостоятельное направление деятельности государства. Государство проводит молодежную политику через систему органов управления
и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее
активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов,
потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к
качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных
общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным,
целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на
усилиях местных (районных) органов власти как более приближенных к
конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные,
экономические и политические особенности и конкретной территории, где
формируется и реализуется молодежная политика.
3.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БЕЛАРУСИ И ИХ РОЛЬ В
ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск
идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы
формирование целостности и стабильности общественных отношений.
Если в начале пути основной груз проблем как в разработке стратегии
формирования в Беларуси гражданского общества, так и практического
реформирования в сферах экономики, политики и культуры брали на себя
представители старшего и среднего поколений, то в XXI веке он ложится на
плечи молодой когорты. Именно тем, кому сегодня 16-25, придется решать
самые трудные задачи.
В условиях, когда
основные потребности человека не могут быть удовлетворены, практика
общественных отношений вырабатывает различные пути преодоления данного
противоречия. Одним из таких способов является деятельность партий и
движений, в том числе и молодежных. Их возникновение и распространение
выражает неудовлетворенность значительной части населения — особенно
молодежи — условиями своего материального и социально-политического
жизнеустройства. Молодежь является и субъектом, и
объектом общественных трансформаций: во-первых, сами молодые люди с целью
повышения эффективности их влияния на жизнь общества стремятся
объединяться, организоваться в общественные структуры, и, во-вторых, само
общество проводит молодежную политику. Одним из действенных механизмов
осуществления этих преобразований является молодежное движение, которое
можно сравнить со своеобразной политической системой такой специфической
категории общества, как молодежь. Оно, как и политическая система общества
в целом, как минимум включает в себя следующие три подсистемы:
–институциональную или организационно-институциональную (это
государственные и общественные структуры, которые решают проблемы
молодежной политики);
–регулятивную или
нормативную (это законодательство в части молодежного движения и
программные и уставные документы самих организаций);
–коммуникативную или информационную (это
молодежные средства массовой информации, молодежные издания и т.д.).
Центром социологических и
политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование
“Специфика становления и развития молодежных движений в условиях
переходного периода в Республике Беларусь”. Объектом данного исследования
является молодежь (население в возрасте от 16 до 29лет) Республики Беларусь
и сами молодежные организации и движения, а предметом — особенности
становления и развития молодежных движений, механизмы и способы социально-
политической институциализации молодежи в современных условиях.
Всего в Беларуси ныне существует около 160 молодежных организаций и
объединений, работающих по различным направлениям. Следует учитывать, что
количество организаций постоянно меняется: образуются новые, некоторые
прекращают свою деятельность, происходит разделение или объединение уже
существующих. В последнее время очень
активно идет рост региональных структур молодежных объединений. И если
республиканские организации имеют больше возможностей заявить о своей
деятельности в СМИ, например, то в регионах молодые люди порой даже не
догадываются, что рядом с ними в их провинциальном городе успешно работает
несколько молодежных организаций и инициатив.
У молодежного движения Беларуси сегодня есть два варианта
дальнейшего развития – элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты
молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга
молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и
другой путь – когда молодежные организации будут идти в регионы, области и
даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых
людей. Среди основных направлений деятельности
молодежных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых.
Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением
своей деятельности образование, просвещение, воспитание, 16,8% занимаются
социальной защитой и реабилитацией молодежи, и 13,3% – это организации,
занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления – области,
приоритетные для молодежи, а потому вполне объяснимо, что большинство
организаций избрали их в качестве основных. Данные исследования
показывают, что, несмотря на ярко выраженную тенденцию увеличения числа
молодежных организаций, молодежь не только не стремится войти в их ряды, но
и, зачастую, не знает об их существовании. В анкете респондентам был
предложен вопрос: “Какие молодежные общественные организации Вы знаете?”
Более трети респондентов (39,1%) не дали ответа, продемонстрировав, таким
образом, свою полную неосведомленность. Тем не менее, полученные результаты
позволили построить рейтинг молодежных организаций и движений страны.
Таблица 1. Знание респондентами молодежных общественных объединений (в %):
|Молодежные организации |% |
|Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО |4,4 |
|Белорусская ассоциация молодых политиков |2,1 |
|Белорусский Патриотический Союз молодежи |48,3 |
|Белорусский Союз молодежи |25,0 |
|Белорусский Союз молодых предпринимателей |2,7 |
|Гражданский форум |0,9 |
|Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссия |1,6 |
|Лига добровольного труда молодежи |0,5 |
|Ца.та.чат 1Т»”Я^ |3,0 |
|Малады фронт |10,8 |
Как свидетельствуют данные таблицы, двумя самыми известными
белорусскими молодежными организациями являются Белорусский Патриотический
Союз Молодежи и Белорусский Союз Молодежи. 48,3% опрошенных молодых людей
знает о БПСМ, 25,0% – о Белорусском Союзе Молодежи (БСМ). Социальные базы
двух ведущих молодежных организаций очень близки. Однако Белорусский союз
молодежи пользуется несколько большей поддержкой в среде рабочей молодежи и
у молодых людей в возрасте от 26 до 30 лет.
О
деятельности Молодого Фронта (МФ) знает 10,8% респондентов, Белорусскую
ассоциацию клубов ЮНЕСКО знают 4,4% опрошенных и 3,0% – Молодую Грамаду.
Все другие организации, которые были упомянуты респондентами, набрали
меньше 3%. Наиболее высока на момент проведения
опроса информированность о такой организации, как Белорусский
патриотический союз молодежи (БПСМ). Эта организация была образована 21
мая 1997 года. Согласно его уставу, это независимая молодежная организация,
но многие люди и другие организации считают его государственной структурой.
Президентский указ № 380 от 9 июля 1997 г. объявил, что приоритетом
государственной молодежной политики является оказание всяческого содействия
БПСМ. Это создает серьезный дисбаланс между этой организацией и другими
молодежными организациями, особенно в финансовом отношении. Структура
организации, способы вербовки новых членов, характер действий и роль,
которая приписывается ей государством, в большой степени напоминает
Комсомол советских времен, У БПСМ много ячеек в школах и университетах, и в
начале 1999 года было 150 тысяч членов, В государственных средствах
массовой информации этой организации дана “зеленая улица”. Вышесказанное
объясняет причину того, что БПСМ – наиболее часто упоминаемая и самая
известная из молодежных организаций. Таблица 2. Отношение молодежи к
молодежным общественным объединениям (в %).
|Молодежные организации |положите|отрицате|безразли|
| |льное |льное |чное |
|Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО |45,8 |1,1 |17,1 |
|Белорусский Союз молодежи |38,4 |4,1 |28,6 |
|Белорусский Союз молодых предпринимателей |30,7 |2,7 |25,2 |
|Лига добровольного труда молодежи |25,4 |3,7 |21,5 |
|Белорусская ассоциация молодых политиков |16,2 |5,2 |29,0 |
|Белорусский Патриотический Союз молодежи |30,7 |17,8 |31,4 |
|Гражданский форум |6,0 |2,5 |23,3 |
|Маладая грамада |12,1 |8,3 |28,2 |
|Малады фронт |13,5 |11,9 |27,7 |
|Ленинский Коммунистический Союз Молодежи |3,7 |23,1 |25,6 |
Следует отметить, что из имеющихся сегодня в Беларуси партий только
двум – Белорусскому народному фронту и Партии коммунистов Беларуси –
удалось создать по настоящему действенные, подлинно политические молодежные
организации. Для
всех молодежных организаций Беларуси, судя по результатам опроса, важнейшей
проблемой является рост числа их активных МОднако Однако лишь 10,3%
респондентов назвали себя членами какой-либо молодежной организации.
Как логично вытекает из сказанного выше, наибольшее количество
молодых людей состоят членами таких организаций, как БСМ и БПСМ. Пока
нельзя говорить и о возможном добровольном массовом притоке молодых людей в
организации различной направленности. Молодежь явно не спешит в
существующие организации. Учитывая приоритетность молодежной политики,
заявленную руководством республики и закрепленную в целом ряде документов,
такая ситуация выглядит парадоксальной. Ведь в соответствии с
государственной стратегией именно через свои объединения молодежь должна
участвовать в принятии решений, влиять на общественные процессы,
реализовывать свой творческий потенциал. Если этого не происходит, то в чем
причина?
Причин этому несколько. Во-первых, каждая из молодежных организаций
не может или не умеет донести до молодежных масс свои идеи, разъяснить цели
и задачи. Во-вторых, трудно преодолим стереотип сознания, зафиксировавший
образ молодежной организации советского периода – формальной и
бюрократической. Не случайно лишь 27,6 % респондентов считают молодежные
организации влиятельными, 41,0 % — сплоченными, 13,1 % — неподкупными. В-
третьих, молодежные организации, во всяком случае, их подавляющее
большинство, созданы усилиями отдельных людей, исходя из их личных
интересов и мотивов. А это в современных условиях редко становится
привлекательным для большинства молодых граждан.
Молодежь – такая социально-демографическая общность, которая еще
только входит в систему общественных отношений и потому является наиболее
незащищенной, нуждается в поддержке государства. Вопрос в том, какова
должна быть эта поддержка? В социальной политике государства на первый план
должна выходить задача повышения эффективности саморегуляции, использования
потенциальных возможностей молодежных когорт и обоснование новых ориентиров
в собственно молодежной политике. В правовых актах любого государства,
основная цель которых — создание правовой основы для регулирования
взаимоотношений государства и граждан, “молодежный сюжет” всегда выделяется
как специфический. И на вопрос: существует ли в нашей республике
государственная молодежная политика, можно ответить утвердительно в том
смысле, что государственные институты осознают специфические особенности
этой группы населения и важность работы с ней.
Для молодежных общественных организаций государство представлено
Государственным органом по делам молодежи, совокупностью законов и норм, распоряжений, указов и инструкций, которые регламентируют
деятельность организации, правами, которые позволяют организации реально
участвовать в деятельности государства.
—————————————————————————
–
Статья 6. Государственные органы по осуществлению молодежной политики в Республике Беларусь
Формирование и проведение в жизнь государственной молодежной политики осуществляют:
1) Верховный Совет Республики Беларусь и Совет Министров
Республики Беларусь, местные Советы народных депутатов всех уровней и их исполнительные и распорядительные органы;
2) государственный орган Республики Беларусь по делам молодежи. —————————————————————————
–
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Беларусь является одной из немногих стран на постсоветском
пространстве, где четко сформулирована и проводится государственная
молодежная политика. Защита интересов молодежи — это одно из приоритетных
направлений президентского курса. В
повседневной практике управления молодежную политику часто понимают не
иначе, как определенные расходы на молодежь, как “содержание” молодежи. Это
неверная точка зрения. Безусловно, наиболее значимые молодежные программы,
касающиеся охраны здоровья, образования, необходимо финансировать. Не
обойтись без расходов и на те социальные группы, которые сами себя не в
состоянии прокормить (инвалиды, сироты).
Однако большей части молодежи нужны скорее не инвестиции, не
материальная помощь, а определенные авансы для жизненного старта. Поэтому
основным принципом государственного отношения должен быть принцип кредита
доверия и определенной финансовой поддержки.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. N 1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». 2. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики./Отв. ред. В.Т.
Лисовский.- М.:1993г. 1. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт./Отв. ред. Т.Ф. Яркина. В 2т. т. 1-2.-М.:1993г. 2. Молодежь в условиях социально-экономических реформ.// Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред.
В.Т. Лисовский.- СПб.:1995г.