Государственная поддержка малого предпринимательства 2

–PAGE_BREAK–.
2.1.5.    Борьба с фирмами «однодневками»
В Великобритании более 90% вновь зарегистрированных малых фирм работает более года, немногим менее 70% — 3 и более лет. Это связано с тем, что существующая в Великобритании жесткая система контроля деятельности компаний (открытие счетов в банках, налоговая и финансовая отчетность, лицензирование отдельных видов деятельности и т.п.) создает серьезные препятствия для организации и использования бизнеса в мошеннических целях.

В рамках отдельных программ имеются специальные меры, ограничивающие доступ вновь созданных фирм к кредитным ресурсам. Так, предприятиям, функционирующим менее двух лет, не предоставляются государственные гарантии по займам, размеры которых превышают 100 тыс. фунтов.

В заключении следует отметить, что в настоящее время британские предприятия малого бизнеса также получают значительную поддержку за счет бюджета ЕС, в соответствии с законодательством которого к вышеназванным предприятиям относятся компании с несколько большим оборотом и балансом предприятия, чем в Великобритании. В настоящее время в стране проводится работа по унификации национальных дефиниций малого предпринимательства с законодательством ЕС, в связи с чем ожидается увеличение числа британских компаний, получающих льготы в виду их отнесения к малому бизнесу.
2.2.          Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае
2.2.1.   Уровень развития и роль малого предпринимательства
Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.

Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малого предпринимательства. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малого бизнеса и способов управления кредитными гарантиями для них. Совершенствуется система размещения государственных закупок в этом секторе, проводится подготовка квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывается помощь в освоении зарубежных рынков.

В 2002 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Важное практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малых предприятий, выросло их количество и повысилась их прибыльность. В конце 2005г. в стране их насчитывалось более 4,3 млн. и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору МСП принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На долю МСП приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 до 999 человек.

В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд. и $197,71 млрд., соответственно увеличившись на 31,8 и 22,5%, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП. В настоящее время промышленная структура государственных предприятий Китая представлена следующими основными категориями предприятий: 45266 больших и средних государственных предприятий и 230000 совместных предприятий.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission — NDRC), одним из важнейших направлений её деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого, в составе NDRC создан «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation & Coordination — CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития  сектора малого МСП.

CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки малого предпринимательства. В целях пропаганды важности быстрейшего развития этого сектора экономики, были проведены исследования по проблемам развития малого бизнеса, организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий. CCBCC регулярно проводит множество международных выставок, различных семинаров и форумов с представительством различных стран и международных организаций по актуальным вопросам деятельности малых предприятий. Эта организация постоянно проводит курсы обучения для предпринимателей с участием зарубежных и отечественных преподавателей. Ныне CCBCC создаёт национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малого предпринимательства.

По решению Правительство Китая в августе 2001 г. была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online» – CSMEO, поддерживаемая «Департаментом развития МСП» в «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.
2.2.2.   Развитие научно-технологической инфраструктуры малого предпринимательства Китая
Основные направления политики Правительства по поддержке и развитию инновационных малых и средних предприятий:

1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых предприятий;

2. Создание административного органа по координации инновационной деятельности в секторе МСП;

3. Предоставление налоговых преференций для модернизирующихся малых предприятий;

4. Создание системы финансовой поддержки для инновационного развития малых предприятий;

5. Обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационного развития малого предпринимательства;

6. Создание бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся малых предприятий;

7. Содействие в организации венчурных фондов для малого бизнеса.

Кроме того, в стране эффективно действует система государственной и общественной поддержки и развития инновационных малых предприятий. Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению новых научно-технических идей. В свою очередь, государственная система поддержки таких предприятий предусматривает:

— создание системы финансовой поддержки для компенсации возможных рисков, предоставления оборотного капитала и субсидий в соответствии с действующим «Законом о поддержке малого и среднего предпринимательства». В государственный бюджет введены статьи затрат на создание специальных фондов;

— уменьшение возможных предпринимательских рисков, особенно на ранних этапах развития предприятий, увеличивая их шансы на достижение успеха;

— государственную технологическую поддержку малого предпринимательства, осуществляющуюся на основе бесплатного или льготного предоставления предприятиям результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей;

— маркетинговая система государственной поддержки направлена на стимулирование устойчивого взаимодействия МСП с крупными предприятиями при одновременном содействии в их реструктуризации и оптимизации использования имеющихся ресурсов.

В рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора, разработанной Министерством науки и технологий Китая, для успешного развития высокотехнологичных производств за 1997 — 2001 гг. было вложено в фундаментальные и прикладные исследования около $13 млрд. Правительство предоставило китайским изготовителям компьютеров и электроники налоговые льготы и в значительной мере защитило их интересы от зарубежных конкурентов. В связи с этим был принят закон, по которому иностранные компании могли выйти на китайский рынок, только основав совместное предприятие с китайской фирмой. Американские, европейские, японские и тайваньские изготовители электронного оборудования в массовом порядке стали размещать в КНР свои производства и давать крупные подряды местным компаниям, что позволило Китаю с 1997 по 2000 год удвоить выпуск компьютерного оборудования и выйти на второе место в мире после США.
2.2.3.   Система финансовой поддержки малого предпринимательства в Китае
Правительство Китая, понимая необходимость финансовой поддержки сектора МСП, для его динамичного развития и обеспечения высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках предприняло ряд мер по облегчению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Практика выдачи мелких обеспеченных кредитов в стране началась в конце 2002 года и в последние годы постоянно увеличиваются объемы кредитов, выдаваемых малым предприятиям. По данным «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (the National Development and Reform Commission — NDRC), к середине 2003 г. количество финансовых институтов, осуществляющих гарантирование кредитов для МСП, достигло 966, с общим капиталом 28,65 млрд. юаней. Эти институты обеспечили финансовое гарантирование свыше 100 тысяч займов на общую сумму 117,9 млрд. юаней. Ежегодно количество организаций, занимающихся гарантированием кредитов, возрастает в среднем на 25%.

Создание системы предоставления гарантий для предприятий сектора МСП является одним из важнейших условий обеспечения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. В этой связи, Правительство поручило «Банку Развития» предоставлять льготные кредиты и субсидии гарантийным компаниям, основанным местными органами власти. Эти средства позволяли осуществлять выпуск ценных бумаг под обязательства гарантийных компаний, что способствовало повышению их финансовой устойчивости и расширению возможностей по гарантированию кредитов для субъектов малого бизнеса, нуждающихся в финансовой поддержке для обеспечения выпуска новых товаров и услуг. Обычная схема финансирования заключается в том, что «Банк Развития» предоставляет льготный заём или субсидию какой либо государственной компании по сбору средств необходимых для создания достаточного гарантийного капитала, который затем передается действующей или вновь организуемой компании по гарантированию кредитов. Для финансовой поддержки гарантийных компаний, «Банк Развития» предпринял несколько вариантов для повышения их кредитоспособности и гарантийных возможностей. Банк может предоставлять гарантийным компаниям полную или частичную гарантию по займам, либо осуществлять полное или частичное страхование обязательств гарантийной компании. В случае полного или частичного гарантирования кредитов, «Банк Развития», во взаимодействии с одним из институтов финансового гарантирования, осуществляет залоговое покрытие банковских кредитов для МСП, в соответствии с заранее оговоренными пропорциями. «Банк Развития» (The Development Bank) в 2003 г. запустил новую программу финансовой поддержки инновационных малых предприятий, которая охватывает различные системы кредитования и методы контроля использования средств. В 2004 г. эта программа была успешно применена в 32 отделениях банка. К концу 2005 г. по этой программе было предоставлено кредитов на 11,3 млрд. юаней (~$1,4 млрд.) и в течение 8 кварталов сохранялась 100% возвратность кредитов и процентных ставок по ним. Финансовая поддержка была предоставлена 2197 предприятиям, что позволило создать 220 тыс. новых рабочих мест. В рамках этой программы ныне реализуется 106 различных форм предоставления кредитов и 121 вид гарантийного обеспечения кредитов, а также создано 79 кредитных комитетов обеспечивающих предоставление займов в 334 городах и районах страны.

К концу 2005 г. «Банк Развития» обеспечил страховое покрытие (re-guaranty) обязательств 35 гарантийных компаний и одной тысячи малых предприятиий. При этом Правительство ежегодно предоставляло определённую финансовую поддержку гарантийным компаниям, с целью постоянного увеличения их способности к обеспечению покрытия кредитных обязательств. Таким образом, совместными усилиями «Банка Развития» и Правительства была удовлетворена потребность в финансировании гарантийных компаний. Это позволило к концу 2005 г. сформировать в стране гарантийный капитал, способный обеспечить гарантийное покрытие займов для малых предприятий на общую сумму 19 млрд. юаней.

Другой крупнейший «Промышленно-торговый банк» Китая к концу 2005 г. предоставил кредиты малым предприятиям на сумму 81,6 млрд. юаней. Причём за последние 2 года объёмы кредитования сектора МСП этим банком в среднем увеличивались ежегодно на 35%. На долю сектора МСП приходится свыше 20 процентов от общей суммы кредитов, выдаваемых этим банком, что способствует быстрому развитию финансовых услуг по основным видам хозяйственной деятельности таких компаний.

С июня 2006 г. национальные и международные банки Китая стали конкурировать за право предоставления финансовых услуг предприятиям сектора МСП. Например, «Шанхайский Банк Развития Пудонг» (Shanghai Pudong Development Bank -SPDB) начал акцентировать свою деятельность на обслуживании малого предпринимательства, т.к. этот многочисленный сектор играет ведущую роль в структуре заёмщиков и доходов. Специально для заёмщиков сектора МСП разработан ряд финансовых инструментов и услуг. За первые 6 месяцев 2006 г. банковско-финансовые учреждения Китая предоставили сектору МСП, в общей сложности 4,5 млрд юаней (~$0,56 млрд.) в виде мелких обеспеченных кредитов из которых около 800 млн. юаней (~$100 млн.) было предоставлено для трудоустройства многих безработных [7, c. 20].
При исследовании зарубежного опыта государственного регулирования малого предпринимательства были выявлены следующие характеристики рассмотренных в качестве примеров стран.

В Великобритании малое предпринимательство составляет основу национальной экономики.

Правительством проводятся специальные программы поддержки и развития малого предпринимательства, причем поддержка эта является крайне разносторонней – от оказания финансовой помощи в виде конкурсных грантов до обучения и профессиональной подготовки мелких бизнесменов, проводимой специальными советами по подготовке специалистов. Такой спектр позволяет осуществлять поддержку не только уже состоявшихся, успешных предпринимателей, но и готовить новую, перспективную «почву» для дальнейшего развития экономики и предпринимательства.

Кроме того, система государственного регулирования малого предпринимательства в Великобритании является достаточно гибкой, чтобы быть способной оперативно реагировать на любые изменения экономико-политической ситуации (что является удивительным, если вспомнить о стереотипном мнении о Великобритании как о крайне консервативной стране). Об этом говорит наличие специальных органов, исследующих  государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимающих законы в отношении малого и среднего предпринимательства, или тот факт, что органам местного самоуправления предоставляются дополнительные права в отношении мелких фирм.

К слабым сторонам можно отнести несовершенную систему платежей, межфирменных расчетов, существующую в Великобритании отсутствие системы преимуществ у малых предприятий при получении заказов по государственным контрактам.

К особенностям действий правительства Китая по регулированию малого предпринимательства можно отнести стремление максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию.

Кроме того можно отметить значительный интерес правительства Китая к развитию именно инновационной деятельности, продвижению новых научно-технических идей, как следствие – действия правительства по созданию венчурных фондов для малых предприятий. В этой сфере проводится множество мероприятий, связанных с защитой интересов национальных предприятий от зарубежных конкурентов.
3.     ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Этапы становления малого предпринимательства в России
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответ­ственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами госу­дарственной власти.

Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяй­ственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.

Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настояще­го времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна ма­лочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятель­ности на базе частной собственности.

На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движе­ния, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринима­телей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликви­дировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были дейст­вительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса — насытить внут­ренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основ­ной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капи­талов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверси­фицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, про­изошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к прове­дению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, поя­вилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудо­вую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количест­во работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увели­чение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между пред­приятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фунда­ментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предпри­ятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производите­лем в одном лице — трудовом коллективе. Это особенно важно для России с прису­щим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наибо­лее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необхо­димую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффек­тивности российской экономики.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появ­ление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении го­сударства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открываю­щие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерче­ских структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, ук­репление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий дея­тельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс есте­ственного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым под­талкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с дру­гой — значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватиза­цией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчур­ные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопоЛисты — преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» — молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование ры­ночных отношений с конца 80-х — начала 90-х годов приобрело необратимый ха­рактер.

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий[8, c. 67].

Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схо­жего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организа­ции, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, мо­жно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в Рос­сии, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирова­ния, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая про­стота организации и управления[12, c. 68].
3.2. Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7%. Наиболее значительное сокращение числа малых предприятий произошло в сфере образования (на 57,1%), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6%) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9%).

Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилась на 5,4%. В наибольшей степени сократилось число занятых на малых предприятиях в сфере строительства (на 11,6%) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8%).

Объем оборота малых предприятий по итогам первого квартала по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года сократился на 22,4%. Наиболее значительное сокращение оборота произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых (на 34,0%), в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 26,2%) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7%).

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях  в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократился на 24,1%. В наибольшей степени объемы инвестирования малых предприятий сократились в гостиничном и ресторанном бизнесе (на 78,1%), в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 47,7%) и в сфере добычи полезных ископаемых (на 44,2%) (см. таблицу 1-А).

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей снизилось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах (см. таблицу 2-А). 

На 1 апреля 2009 г. по сравнению с 1 апреля 2008 г. количество малых предприятий на 100 тыс. жителей выросло в 43 регионах.

Максимальный прирост показателя был отмечен в Ненецком АО (на 130,8 ед.) и  Московской области (на 106,2 ед.).  Среднее увеличение показателя  наблюдалось в  Хабаровском крае  (на 92,8 ед.) и Республике Карелия (на 87,7 ед.). 

Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 363,4 ед.). Сокращение показателя свыше 200 ед. также было зафиксировано в Новосибирской (на 356,9 ед.) и Томской (на 348,5 ед.) области, Республике Саха (Якутия) (на 304,7 ед.), Камчатском крае (на 288,4 ед.), Удмуртской Республике (на 247,4 ед.), Липецкой (на 221,9 ед.), Рязанской (на 213,9 ед.) и Ярославской (на 212,2 ед.) областях и в Алтайском  крае (на 202,8 ед.).

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

 В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на таких предприятиях произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском  ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.

(таблица 3-А).

В январе-марте 2009 г. объем оборот малого предпринимательства в целом по РФ сократился на 22,4% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сокращение показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных округах. Наиболее значительное сокращение объема оборота малого предпринимательства произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО (см. таблицу 4-А).

В январе-марте 2009 г. объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по РФ сократился на 24,1% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сокращение объема инвестиций на малых предприятиях произошло почти во всех федеральных округах. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Северо-Западном ФО (на 45,8%).  Увеличение показателя произошло в Южном и Уральском федеральных округах. 

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе-марте 2008 г. и/или январе-марте 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чукотский АО, Чеченская Республика, а также Республика Ингушетия.

В январе-марте 2009 г. прирост объема инвестиций в данной сфере отмечается в 25 регионах.

Наибольший прирост был зафиксирован в Республике Калмыкия (в 38,6 раза). В 1,5 и более раза инвестиции в основной капитал на МП увеличились в Республике Алтай (в 4,7 раза), Владимирской (в 2,7 раза) и Белгородской (в 2,7 раза) области, Республике Тыва (в 2,6 раза), Тюменской (в 1,9 раза) и Воронежской (в 1,5 раза) области (см. таблицу 5-А).

По итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

В январе-марте 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Снижение количества зарегистрированных малых предприятий сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на них. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля малых в этом показателе также сократилась и составила 12,0%. По итогам января-марта 2009 г. было зафиксировано сокращение объема оборота малого предпринимательства: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. данный показатель в целом по стране сократился на 22,4%. Кроме того, по итогам января-марта 2009 г. на 24,1% сократился объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятиях; увеличение среднесписочной численности занятых в таких фирмах было отмечено в 34 регионах; объемов оборота – в 25; инвестиций в основной капитал – также в 25[4].
3.3. Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России
В настоящее время внимание государства к проблемам малого предпринимательства становится все более пристальным. Результаты тотального обследования, проведенного Госкомстатом России, показали, что нельзя недооценивать значение малого предпринимательства для развития экономики в целом. Но, как показывает практика, принятие государственных концепций, федеральных программ еще не гарантирует роста и развития этой сферы деятельности — необходимо совершенствование нормативной и правовой базы в области экономики. Прежде всего, законодательное обеспечение сферы малого бизнеса должно максимально учитывать насущные потребности предпринимательского сообщества.

Представители малого предпринимательства получили возможность предложить свой единый подход к законотворческой деятельности в феврале 2002 г. на совместном заседании “круглого стола” с руководителями комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министерств, депутатами. Инициаторы этой встречи — Комитет по частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты РФ и Российско-Американская рабочая группа по развитию малого предпринимательства — провели большую подготовительную работу

Результатом этой работы стал документ “Основные направления и приоритеты совершенствования законодательного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 г., который и обсуждался в ходе “круглого стола”.

“Основные направления…” были разработаны на основе предложений по совершенствованию законодательства, которые предварительно обсуждались на всероссийских конференциях представителей малых предприятий, заседаниях Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной па латы Российской Федерации, форумах общественных организаций (Объединения предпринимательских организаций России), Комитета по поддержке предпринимательства в Российской Федерации, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на встречах с предпринимателями. При подготовке документа использовались материалы конференций, проходивших в рамках деятельности Российско-Американской рабочей группы по развитию малого предпринимательства (октябрь и декабрь 2001 года), заседаний “круглых столов” (Фонд Евразия, Российское агентство поддержки малого и сред него бизнеса).

Законодательное обеспечение малого предпринимательства необходимо привести в соответствие с положениями “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принятой Государственным Советом Российской Федерации. В Закон РФ №88-ФЗ от 14.06.95г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” необходимо внести изменения, которые будут предусматривать следующее:

–                  использование обоснованных критериев отнесения коммерческих организаций к категории субъектов малого предпринимательства;

–                  уточнение задач, функций и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросу разработки и реализации государственной политики развития малого предпринимательства, а также объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

–                  обеспечение программного подхода к реализации мер по развитию малого предпринимательства.

Законодательная база малого бизнеса должна формироваться при участии предпринимательского сообщества, поэтому предлагается разработать процедуру обязательной экспертизы законопроектов и проектов решений по вопросам предпринимательства Правительства Российской Федерации, которую будут осуществлять Торгово-промышленная палата РФ и объединения предпринимателей. Необходимо создать систему оперативного извещения предпринимателей об изменениях в нормативной правовой базе на основе современных ин формационных технологий.

Несмотря на уже предпринятые меры по снижению уровня административных барьеров и упорядочению деятельности контролирующих и инспектирующих органов, необходимо продолжить разработку на основе анализа существующей практики проектов федеральных законов, направленных на снижение административных барьеров, предусмотрев:

–                   осуществление регулирования посредством норм прямого действия, установленных законами, а не подзаконными актами;

–                   отмену нормативных правовых актов, нарушающих положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода и т.п.;

–                   конкретизацию видов юридической ответственности должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, и норм возмещения должностными лицами ущерба, вызванного превышением их полномочий при проведении проверок;

–                   введение порядка, который будет предусматривать безвозмездное проведение обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;

–                   введение дифференцированных размеров штрафов для крупных и малых предприятий, предусматривающих их уменьшение для последних; применение процедуры взыскания штрафов только по решению суда.

В кратчайшие сроки необходимо разработать нормативные правовые акты во исполнение Законов РФ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц”, предусматривающие максимальное упрощение соответствующих процедур.

Следует продолжить работу по приведению в соответствие федерального и регионального законодательства с “Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”, принятой Государственным Советом Российской Федерации.

Проблема совершенствования системы налогообложения, по мнению предпринимательского сообщества, — одна из острейших. Практика показывает, что принимаемые законодательные акты не всегда способствуют улучшению ситуации, поэтому необходимо уделить особое внимание Налоговому кодексу Российской Федерации, в который предлагается внести следующие изменения и дополнения:

–                   внести изменения в Часть I Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 18), установив единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения не как специальный режим, а как альтернативный вид налогообложения, четко определив основные понятия по нему, в частности, понятия “объекты” и “субъекты” налогообложения;

–                   закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации принцип временного моратория на ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства в случае изменений налогового законодательства по сравнению с ранее действовавшими условиями в течение первых четырех лет своей деятельности. Указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Другие аспекты налогообложения, по мнению разработчиков документа, требуют предусмотреть следующее:

–                   ввести для субъектов малого предпринимательства уплату единого социального налога, предусмотрев при этом возможность уменьшения величины единого налога на вмененный доход или уплачиваемого налога по упрощенной системе на сумму уплаченного единого социального налога;

–                   ввести для субъектов малого предпринимательства принцип добровольности и уведомительный порядок при выборе режима налогообложения;

–                   предусмотреть снижение порога регрессии по единому социальному налогу и упрощение процедуры его уплаты и отчетности;

–                   установить максимальную формализацию деятельности налоговых органов;

–                   упростить бухучет и отчетность: предусмотреть для субъектов малого предпринимательства даже не ежеквартальную, а ежегодную отчетность, значительно сократив при этом ее объем; детализировать вопрос отчетности в Налоговом кодексе Российской Федерации и исключить возможность появления инструктивных писем Министерства РФ по налогам и сборам, которые способствуют усложнению отчетности;

–                   при уточнении процедур стремиться к минимизации личных контактов предпринимателей с налоговыми инспекторами.

В области обеспечения нормативно-методической и правовой проработки решения имущественных вопросов необходимо принять законодательные и нормативные документы, обеспечивающие:

–                   учет государственного имущества и создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях реестров и целевых фондов собственности, которая может быть предложена субъектам малого предпринимательства, а также имущества, переданного субъектам малого предпринимательства;

–                   упрощение процедур наделения субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности;

–                   продажу и сдачу в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий, в том числе высвобождаемого имущества объектов военной инфраструктуры;

–                   контроль эффективности использования указанного имущества.

При разработке нормативного правового обеспечения предлагается предусмотреть упрощенную передачу государственного и муниципального имущества субъектам малого предпринимательства; создание малых предприятий, материальной основой которых будет служить высвобождающееся государственное и муниципальное имущество; содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; определение технологии использования имущества через механизмы бизнес-инкубирования. Также предлагается предусмотреть предоставление государственного и муниципального имущества в аренду субъектам малого предпринимательства на льготных условиях с возможностью ее продления или выкупа имущества.

Для эффективного использования современных методов финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания системы кредитных гарантий, страхования и микрокредитования необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Для обеспечения эффективного функционирования обществ взаимного страхования, роста инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства предлагается доработать и принять Законы РФ “О взаимном страховании” и “О кредитной кооперации”, в рамках которых выделить аспекты деятельности сектора малого предпринимательства. Необходимо также:

–                   разработать нормативную правовую базу деятельности небанковских финансовых организаций, выдающих займы малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, обеспечив условия их функционирования, аналогичные условиям для банков;

–                   ввести льготы по налогу на прибыль организаций, осуществляющих финансовую поддержку малого предпринимательства, при условии увеличения резервного капитала для целей расширения масштабов кредитования;

–                   разработать нормативно-правовую базу использования кредитных историй в целях расширения финансовой прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства для кредитных институтов;

–                   разработать и принять закон “О венчурном инвестировании”, в котором выделить аспект микрокредитования субъектов малого предпринимательства.

Совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, требует последовательных и скоординированных действий всех заинтересованных сторон — Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательского сообщества[3].
Образование сектора малого предпринимательства в нашей стране проходило в несколько этапов, в течение которых происходило складывание класса собственников-предпринимателей с его социо-культурными характеристиками, особенностями поведения в разных экономических и политических ситуациях; образование новых условий предпринимательства, формирование законодательной базы, регулирующей различные вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью.

Анализируя историю развития малого предпринимательства и его нынешнее состояние, можно прийти к выводу, что не стоит слишком критично относится к уровню развитости данного сектора, ведь малое предпринимательство является закономерным следствием возникновения свободной рыночной экономики, история развития которой в нашей стране ограничена довольно узким промежутком времени.

Однако, вряд ли этот вывод может быть оптимистичным прогнозом, надеждой на скорое исправление ситуации.

Тем более, статистика современного состояния малого предпринимательства в Российской Федерации указывает на весьма болезненное реагирование этого сектора экономики на последние кризисные явления. Ведь именно он должен являться гарантом стабильности при разного рода изменениях рыночной конъюнктуры, в том числе и критических – но, судя по цифрам, этого не произошло, что говорит о присутствии потенциальной угрозы развитию российской экономики в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной темой данной работы были вопросы государственного регулирования развития малого предпринимательства. В рамках этой темы были рассмотрены теоретические основы исследуемого экономического явления, а также практика участия государства в управлении и поддержке малого предпринимательства: как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

Между тем ни федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в настоящий момент в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.     Уголовный кодекс Российской Федерации

2.     Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г.

3.     Отчет Экспертного комитета по частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты РФ «Основные направления и приоритеты совершенствования законодательного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации»

4.     Ежеквартальный информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года».  Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым

5.     Бублик В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала //  Хозяйство и право, N9, 2000, с.12

6.     Малый бизнес и государство. // Материалы научной конференции. – М.:   ТЕИС, 2004, стр.67

7.     Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность // Власть, 3, 2008, с.20-25

8.     Ульянова Е.В. Поблемы государственного регулирования малого предпринимательства//Ученые записки: научно-теоретический журнал, МГСУ, N2(18), 2000, с.67

9.     Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.

10.   Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.: ИНФРА-М, 1998, 136 с.

11.Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Зарубежный опыт государственного участия в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 278 с.

12.Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: «Инфра-М», 2004.

13.Колесов В.П. Малый бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. – М.: Медиа, 2000.

–PAGE_BREAK–