Государственная политика в области образования в РФ

Введение
 
Актуальностьтемы
Наобразование возложена важная общественная функция – формирование самосознаниячеловека.
Сегодня дляусовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данногопроцесса, то есть образовательную стратегию как таковую.[3]
Задачагосударства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки длярасширения участия общества в развитии системы образования, формированиягражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществленияконтроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственныхобразовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всехучастников правоотношений в этой сфере.
Человек,будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой вобщественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономическогоразвития своего государства.
Уровеньобразования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояниеэкономики.
Образованиеявляется одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структурыобщества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическуюсферу. (Система образования – совокупность соответствующих программ истандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов,определяющих ее функционирование.)
Все ярчепроявляется желание граждан быть активными участниками в формировании иреализации социальной политики государства. В свете этого внедрение моделейгосударственно-общественного управления образованием является одним из условийоткрытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтовгражданского общества.
Черезкультурно-воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества.Формирование же общей культуры представляет собой неотъемлемое условие будущейпрофессиональной подготовки, создает предпосылки для социальной мобильности,гарант сохранения культурного наследия.
Несомненно,основным принципом образования должна быть толерантность (терпимость). Этозакреплено в законодательстве РФ.
Как следуетиз подписанной в 1995 году в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО«Декларации принципов толерантности», данный термин подразумевает право всехиндивидов быть различными, гармонию между конфессиями, политическими иэтническими группами, уважение к различным мировым культурам, цивилизациям инародам, взаимопонимание и сотрудничество людей, различающихся по внешности,языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Все это предполагает знаниесобственной культуры, истории, основ духовности и нравственности своего народа.[4]
Вопросвзаимопонимания культур сегодня чрезвычайно актуален (в связи с процессамиинтеграции и дезинтеграции). От образования, прежде всего, зависит альтернативамежду агрессивной тенденцией общественного негатива (примером служат события вЮгославии, Ираке, Ольстере, Чечне) и диалогом культур.
Объект,предмет работы
У политики в областиобразования в РФ должна быть своя стратегия. Именно она, реализуемая, в числепрочего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», взята как объект нашегоисследования.
Иначе говоря,объект – государственная политика РФ в области образования. Еенормативно-правовая база, эволюция и реализация, программа реформированиясистемы образования, вопросы финансирования стали предметом данногоисследования.
Цель изадачи работы
Цель: основываясь назаконодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательстваРФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявитьглавные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулироватьна основании законодательства РФ в области образования принципы образовательнойполитики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализироватьмероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и ихожидаемые результаты;
В процессеразработки данной курсовой работы использовались следующие методы:анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение, вторичныйанализ данных и другие.
1. Государственная политика в областиобразования в РФ
 
1.1Принципы государственной политики в области образования
Образованиесегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только обществав целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характерсистемы образования определяется социально-экономическим и политическим строем,а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требованияобщества к образованию формулируются системой принципов государственнойобразовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятныхусловий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономикии гражданского общества.
Статья 43Конституции Российской Федерации гарантирует:
1) правокаждого жителя РФ на образование;
2)общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднегопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях, на предприятиях;
3) правобесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственномили муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;
4)обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие,обеспечивают его получение детьми;
5)установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов,поддержку основных форм образования и самообразования.[5]
Основнойсубъект социальной политики, государство, осуществляет декларированныеКонституцией РФ социальные гарантии через следующие функции:
1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2)обеспечение политической устойчивости власти;
3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
4) разработкацелостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей,приоритетов, механизмов их достижения (имеются в виду нормы, принципы, ресурсы,методы, координация, контроль, прогноз);
5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всегообщества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальнойполитики.
И все этоневозможно осуществить без учета основополагающих ориентиров и принципов.
Насегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах,сформулированных в ФЗ «Об образовании»:
– гуманистическийхарактер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизньи здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия,гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви кприроде, семье;
– единствофедерального образовательного и культурного пространства; защита и развитиенациональных, региональных культурных традиций и особенностей вмногонациональном государстве;
– общедоступностьобразования, соответствие его системы уровню и особенностям развития иподготовки учащихся, воспитанников;
– светскийхарактер образования, получаемого в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях;
– свободаи плюрализм;
– демократический,государственно-общественный характер управления образованием; автономностьобразовательных учреждений;
– толерантностьпо отношению к социально незащищенным группам населения.[6]
Основополагающим моментом в условиях демократическогообщества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно,каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от егосоциального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектомправа. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться черезорганизационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Признав диктатуру личности ребенка, многие изтворчески работающих педагогов органично вписались в новые образовательныепроцессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованностизнаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний напрактике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
И в целом в современном мире все более очевиднымистановятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериевоценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреномвыделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ:нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.
Сейчас России нужны люди, способные приниматьнестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению,традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоениюзнаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный наборзнаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми,для получения необходимой профессии.
Тем не менее,современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческойдеятельности. Следовательно, педагогу необходимо уметь организовать такуюдеятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своейкреативности (творческих способностей).
Основная цельобразования сегодня – создание адаптивной окружающей среды для развитияприродосообразных качеств личности. Владение исключительно запасомакадемических знаний становится все менее и менее важным показателем качестваобразования.
Новая системаобразования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство.Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение черезнациональные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – интеграциянациональных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многихмеждународных проектах, задействована в обмене учащимися,профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образованиясвободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражаетсякак в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранитьсвою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальнойкоммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурномпространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурнойсамобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условиемустойчивого развития сферы образования.[7]
Трансформируетсясистема отношений между институтом образования и религиозными институтами.Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательныхшколах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуютсядополнительные программы.
Радикальныеизменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья.К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускногоэкзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любойвуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикойсистемы образования.
Апробированыальтернативы государственным учебным заведениям (например, частные),вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы ит.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно ссистемой бесплатного образования действует платное. Государство заботится,чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов былопрозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджетаосуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образованияприобретает статус государственной политики.
В реализацииправ граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаютсягосударственные социальные гарантии обучающимся.
Словом,существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельностьобразовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципыгосударственной политики в области образования основываются на конституционныхнормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательныхактов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебныхзаведениях.
Не сталисключением и приоритетный национальный проект «Образование».

1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и путиих решения
Приоритетныйнациональный проект «Образование» явился организационной основойгосударственной политики РФ в области образования. Он определил стратегиюприоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотревобеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Вфинансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств избюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятийи проектов.
Главной цельюстало развитие системы образования в интересах формирования социально активной,гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социальногопрогресса общества.
Органыгосударственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечиваютдостижение следующих целей:
– предоставлениегражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования и начального профессиональногообразования, а также на конкурсной основе бесплатного среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, еслиобразование определенного уровня граждане получают впервые;
– созданиесоциально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан наобразование;
– гармоничноеразвитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивациинеобходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
– дальнейшееразвитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных исодержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
– обеспечениеправовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного,устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества игосударства;
– сохранениеи развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностеймногонационального государства;
– формированиесистемы демократического, государственно-общественного управления образованием;
– совершенствованиевзаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправленияи общественных организаций в области развития системы образования;
– разграничениекомпетенций в области образования между органами государственной власти иместного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектовсовместного ведения;
– достижениеэффективности и высокого качества образования, научной и научно-техническойдеятельности образовательных учреждений;
– равноправное,взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системыобразования РФ с системами образования иностранных государств и международнымиорганизациями.
Основнымигосударственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:
– реализацияправа на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальноепрофессиональное образование, дополнительное образование детей;
– доступностьполучаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего ипослевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительнымигарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей;
– возможностьвыбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения,создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройстваобучающихся;
– полноценноепитание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе нальготных условиях или бесплатно;
– финансовыельготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурногоназначения и транспортом;
– самоуправлениеобучающихся в учебе и в быту;
– охранажизни и здоровья обучающихся;
– получениепрофессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровьявозможностями;
– систематизацияпоощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
– выделениебюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктурысистемы образования и социальную поддержку обучающихся;
– созданиерабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственнойпрактики (с оплатой работы);
– совершенствованиеправовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законныхпредставителей).
Все это былопредусмотрено в координационном плане совместных действий министерстваобразования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов РФ.
Основными направлениями проекта явились:
– стимулирование инновацийв сфере образования;
– подключениешкол к Интернету;
– поддержкаталантливой молодежи;
– организацияначального профессионального образования для военнослужащих;
– организациясети национальных университетов и бизнес-школ;
– дополнительныевыплаты за классное руководство;
– поощрениелучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
– направлениев сельскую местность школьных автобусов;
– укомплектованиешкол дотационных регионов учебным оборудованием.[8]
Следуетподчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта«Образование» должно стать достижение современного качества образования,адекватного социально-экономическим условиям.
Вчастности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ,внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивостисистемы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людейкладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Внедрениеновой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классноеруководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования вобразовании.
Государственнаяподдержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднегопрофессионального образования, создание новых федеральных университетовнаправлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязис экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ такжеориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческихкадров высочайшего класса.
Интернетизациянацелена на распространение современных технологий во все сферы производства иобщественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников ипедагогов.
Поставляемыев рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы  существенноповышают уровень доступности качественного образования.
В целом жедостигается глобальная модернизация региональных систем образования,обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо отместа жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
В светеэтого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:
– ускорение модернизациироссийского образования;
– обеспечениеуспешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развитияобразовательной системы страны;
– созданиеусловий для достижения современного качества образования, адекватногоменяющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
– содействиестановлению институтов гражданского общества.
В ряду задачсоциально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которыепоставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризациисети образовательных учреждений, в частности:
– оптимизация сетималокомплектных сельских школ;
– созданиеуниверситетских комплексов, реализующих программы различных уровнейпрофессионального образования, научно-исследовательские, производственные идругие задачи;
– адресная системастипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
– нормативно-подушевойпринцип бюджетного финансирования учреждений образования;
– финансированиевысшего образования на основе государственного заказа на подготовкуспециалистов, реализуемого на конкурсной основе;
– повышениепрозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путемсоздания попечительских советов, публичной отчетности образовательныхучреждений.
Основныемероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:
– реализацияравных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
– формированиеэкономических механизмов развития системы образования;
– разработканорм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсногообеспечения системы образования;
– функционированиесистемы образования в период формирования новых социально-экономическихусловий;
– соответствиеобразования современному российскому и мировому уровню техники, науки,культуры;
– разработкаинформационных образовательных технологий и методов обучения, в том числедистанционных;
– научно-исследовательскаяи научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграциянауки и образования;
– контролькачества образования;
– государственнаяи социальная поддержка работников системы образования, обучающихся ивоспитанников;
– приоритетностьфундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования,реализация инновационных проектов и программ;
– изданиеучебной, научной и методической литературы;
– централизованноеобеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
– производствоучебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
– совершенствованиематериально-технической базы, энергосберегающих технологий.[9]
Однозначно,незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в областиобразования:
1)образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, приизвестной доле платного;
2)образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности ифундаментальности.
Отметим, что,согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметьопределенный набор различных технологических базовых и сопутствующихкомпетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.
Базовыетехнологические компетенции в данном случае отражаются в государственныхобразовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяютзнания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности идолжностных обязанностей.
Сопутствующиекомпетенцииявляются дополнительными и индивидуальными. Это потенциалличности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональнойдеятельности.
Говоря осодержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюцииобразовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями вэкономике и социальной сфере.
Новыепрограммы предусматривают:
– приобретениезнаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взглядана мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретениеопыта умственного и физического труда для формирования основных навыковинтеллектуальной деятельности;
– приобретениеопыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной,экономической, научной и иной деятельности.
Здесь стоитотметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новомупониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят нетолько профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности,как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умениеучиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная ипрофессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основуорганизации личностно-ориентированного образования.
Развитиенауки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования иструктуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформыможно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию игуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.
Государственнаяполитика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельностьгосударства в сфере образования, осуществляемая им длядостижения вполне определенных стратегических целей и решения задачобщегосударственного или глобального значения.
Онаопределяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства,общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров,соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всехзаинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей,работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональныхассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.
Задачагосударства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки длярасширения участия общества в развитии системы образования, формированиягражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществленияконтроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственныхобразовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всехучастников правоотношений в этой сфере.
Можносделать следующие выводы:
1.Совершенствование системы образования, являясь одним из принциповгосударственной политики, входит в число наиболее актуальных задач длясовременного общества.
2. С учетомвсех путей возможного реформирования системы образования в РоссийскойФедерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемыеКонституцией РФ.
3. В условияхдемократизации общества образование приобретает все более гуманистическийхарактер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта«Образование» выходит задача формирования социально активной, гармоничноразвитой личности.
4. Изменениетребований к системе образования в целом предполагает профессиональноесовершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческогопотенциала.
5. Одним изосновных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализацияв сочетании с сохранением культурной самобытности.
6. В числеглавных целей реформирования системы отечественного образования ведущее местозанимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение вданной социальной сфере принципа равноправия.
7. Главнымрезультатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должностать достижение современного качества образования, соответствующегосоциально-экономическим запросам общества.

2. Пути ипроблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование»
 
2.1 Особенностирегиональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта«Образование»
Оцениваяпрактику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев водном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностьюотметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданиюосновной, базовой модели развития образования, бюджетной модели образовательныхучреждений на десять-пятнадцать лет вперед.
В частности,на сегодняшний день все российские школы подключены к Интернету, заработнаяплата педагогов увеличилась в среднем на 30 процентов. Продолжают выплачиватьсявознаграждения за классное руководство и различные премии талантливой молодежи.Совершенствуется режим общественного питания в школах.
Ожидается,что финансирование образовательной сферы будет с каждым годом увеличиваться на20–30 процентов. При этом доля бюджетных расходов на образование будетповышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.
Впрочем,остаются и нерешенные проблемы. Например, далеко не во всех регионах развитасеть учебных учреждений, дающих начальное и среднее профессиональноеобразование, необходимо дальше работать над новой схемой оплаты труда педагогов.Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий длявласти различных уровней. В первую очередь – региональных…
К примеру, походу реализации нацпроекта отдельные субъекты РФ столкнулись с тем, что в связис расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых будутпроводиться доплаты учителям за классное руководство, понадобилосьдополнительное выделение средств (сверх установленных лимитов).
Кроме того, впроекте «Образование» предусмотрено стимулирование общеобразовательныхучреждений, применяющих инновационные методы обучения. Однако многие школы несмогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательныхпрограмм из-за несоответствия его требованиям устаревшей учебной иматериально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы развития«слабых» школ, чтобы все дети имели равные возможности получения качественногообразования.
Низкаяоснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование сетиИнтернет.
Данные проблемы,в частности, ярко проявились в Дальневосточном федеральном округе РФ.
Для ихрешения были предприняты кардинальные меры. Вопросы решались не только нарегиональном, но и на федеральном уровне.
Так, былиразработаны и внедрены в практику нормативные документы по порядкуиспользования средств, выделяемых на государственную поддержкуобщеобразовательных учреждений – победителей конкурсного отбораобщеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательныепрограммы, и формы отчетности об использовании данных средств. На новом уровнепродолжена реализация федеральной целевой программы развития единойобразовательной информационной среды. Правительство РФ взяло под контрольпроцесс оснащения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, подключениеобщеобразовательных учреждений к сети Интернет.
В результатевышеизложенного, в ДФО успешно прошли конкурсы на лучшие образовательныеучреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, илучших учителей. Проект Дальневосточного государственного университета«Научно-образовательный и ресурсный центр технологий повышения качества жизнина российском Дальнем Востоке» был признан победителем в конкурсе средиучреждений высшего профессионального образования, куда от округа было подано 10заявок.
357 школ ДФОстали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющихинновационные образовательные программы. Все они получили по миллиону рублей.
На начальныхэтапах реализации национального проекта в сфере образования у рядапедагогов вызывала опасение проблема, обратная вышеупомянутому дефицитукомпьютерной техники. Учителя предполагали возникновение проблемы чрезмерногоудаления учащихся от традиционных форм и методов получения знаний, умений инавыков. Тем более, что нелимитированное пользование компьютером способнонанести вред детскому и подростковому организму.
Тем не менее,на примере Тюменской области (как и ряда других регионов) удалосьпродемонстрировать действенные методы решения данной проблемы, неизбежной пристоль масштабных начинаниях. Там, параллельно с распространением реализациипроекта на систему начального и среднего образования, был налаженстрогий и действенный контроль за использованием Интернета и современныхинформационных технологий исключительно в образовательных целях.
Решениемпроблемы того, что в условиях конкурса образовательных учреждений, проводимогов рамках нацпроекта «Образование», изначально не оговаривалась возможностьучастия классных руководителей общеобразовательных школ вечернего профиля иучебных заведений начального профессионального образования, вплотную занялись вБрянской области.[10]
Депутатыместной Государственной Думы рекомендовали администрации области совместно сдепартаментом образования обратиться в Правительство РФ с инициативой онеобходимости расширения масштаба национального проекта, включив в негокоррекционные, вечерние, кадетские и иные образовательные учреждения.Парламентарии также подняли вопрос о развитии и совершенствовании системыдополнительного образования.
Приобретениешкольных автобусов, учебного оборудования и учебно-наглядных пособий тампредусматривается за счет средств региона.
Однозначна всвоей ясности та проблема, что нынешнее образование нуждается в притоке кадров.Помимо прочего, она имеет и экономическую составляющую.
Конструктивныепредложения по решению данного вопроса звучали в Законодательном СобранииКарелии.
Там встретилиподдержку такие инициативы, как придание директорам муниципальных школ статусагосударственных служащих и введение в образовательных учреждениях системыобщественно-государственного управления, а также введение «грантовой» системы,по которой выпускник педагогического вуза, отправляющийся работать на село,получает значительную денежную выплату.
Согласноплану модернизации образования, в системе начисления педагогам заработной платыпроизведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа учебных планов,направленная на приобщение учащихся к информационному пространству республики содновременным развитием новых педагогических технологий.
Новаторскаяэкономическая политика в сфере образования активно внедряется и в Бурятии. Впервую очередь, это выразилось в переходе на нормативно-подушевоефинансирование и введении новой системы оплаты труда педагогических работников.
Нововведениепризвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной школы:позволить уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышениедоходов педагогов.
Кстати, вБурятии, в отличие от многих других регионов, введение данной системы оплатытруда учителей прошло без ярко выраженных проблем. Это явилось результатомпланомерной подготовки, ставшей реальной благодаря участию республики всоответствующем эксперименте. Отмечу, что уже в течение первого года реализацииприоритетного национального проекта «Образование» зарплата бурятских учителейповысилась в среднем на 1,5 процента.
Кроме того, врамках активной поддержки школ, внедряющих инновационные программы,государственные средства направляются на приобретение лабораторногооборудования, программного и методического обеспечения, модернизациюматериально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовкуработников общеобразовательных учреждений. Из 1400 закупленных для школкомпьютеров 400 приобретены за счет средств из бюджета республики, 1000 – зафедеральные деньги. Профинансировано приобретение, соответственно, 15 и 26школьных автобусов. Кроме того, впервые за многие годы благодаря нацпроекту вреспублике пополнен книжный фонд школьных библиотек (на 23,4 млн. рублей).[11]
Одной из самыхактуальных проблем, решаемых в ходе реализации приоритетного национальногопроекта «Образование», является задача повышения общественного престижапреподавателей. Пути достижения данного результата ищут практически во всехрегионах РФ.
В Ставропольскомкрае, к примеру, премиями по 100000 рублей из федерального бюджета ужепоощрены 868 лучших учителей. Ежемесячно и в полном объеме производятся выплатыдополнительного вознаграждения за классное руководство свыше 21000 учителей.
Здесьвозможность привлечения в образовательные учреждения квалифицированныхпедагогических кадров напрямую связывают с уровнем зарплаты педагогическогосостава.
Так,проведенный анализ среднемесячной заработной платы работников образовательныхучреждений показывает устойчивый рост данного показателя, в том числе основногодохода учителей общеобразовательных школ – с 5744 рублей в 2006–2007 учебномгоду до 9490 рублей в 2009–2010 учебном году. К этому добавляются ужеупомянутые выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство врамках нацпроекта «Образование».
В светеактивного внедрения новых экономических механизмов во всех краевых имуниципальных образовательных учреждениях и для всех категорий работниковвведена отраслевая система оплаты труда, которая устанавливает непосредственнуюсвязь между результатами работы педагогических работников и уровнем их зарплат,призвана стимулировать улучшение работы по повышению качества образовательнойдеятельности.
С той жецелью повышения престижа преподавателей, для сохранения и развития системыпедагогического образования министерством образования Ростовской областисовместно с пединститутом ЮФО и образовательными учреждениями среднегопрофессионального образования педагогического профиля разработана и успешнореализуется программа развития педагогического образования области на 2008–2012годы.
Принципуравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российскогообразования, становился преградой для выявления, поощрения талантливых,нестандартно одаренных специалистов.
Деятельныепути решения данной проблемы разрабатываются, например, в Республике Коми.Там целенаправленно повышают уровень зарплаты педагогов, которые активновнедряют новые образовательные технологии, обладают соответствующим опытом,талантом, работают «на результат». Значительно расширен переченькомпенсационных выплат (за заведование музеями, тренажерными залами, учебнымикабинетами и т.д.). Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда (введенынадбавки за выслугу лет, за отраслевые награды), уточнения по дифференциацииокладов работников образования (в зависимости от квалификационного уровня).
В результатев республике постоянно растет количество образовательных учреждений, имеющихинновационные программы развития.
С началареализации нацпроекта 169 общеобразовательных школ стали победителямиконкурсного отбора «Лучшие школы». Сегодня они являются ресурсными центрами, вкоторых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал.
Похожаяситуация – и с конкурсным отбором среди учителей.
Помимопрочего, реализовано новое для республики направление – государственнаяподдержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичныхпроизводств в государственных образовательных учреждениях начальногопрофессионального и среднего профессионального образования.
Общаянаправленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающегопоколения предполагает важнейшим элементом здоровьесбережение и оздоровлениедетей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемамсовершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Получилаширокую поддержку инициатива губернатора Тамбовской области по созданию специальныхкомбинатов питания, поставляющих в школы здоровую, должным образомсбалансированную пищу.
В ходеспециального конкурса выбрано семь российских регионов для отработкисовременных систем организации школьного питания. На эти цели из федеральногобюджета выделено 500 млн. рублей.
Минобрнаукисовместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук пересматриваетперечень продуктов питания, рекомендованных к использованию в школьном рационе.Результатом этой масштабной работы в рамках всей страны должна статьорганизация горячих завтраков для всех российских школьников и двухразового горячегопитания для детей групп продленного дня.
В целом жесовершенствование системы питания в российских школах является стратегическойзадачей, решение которой создаст предпосылки для решения демографическихпроблем и формирования здоровой нации.
 
2.2 Реализацияприоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованиюобщества
Отдельныедетали реализации приоритетного национального проекта «Образование»складываются в общую картину, делающую очевидной связь между современным, качественнымобразованием и перспективой построения гражданского общества, эффективнойэкономики и безопасного государства.
Следуетподчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта«Образование» должно стать достижение современного качества образования,адекватного социально-экономическим условиям.
Вчастности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ,внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивостисистемы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людейкладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Для страны,ориентирующейся на инновационный путь развития, первоочередной задачей являетсяпредоставление системе образования стимула к движению вперед.
Общаянаправленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающегопоколения предполагает важнейшим элементом здоровьесбережение и оздоровлениедетей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемамсовершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, впроекте «Образование» предусмотрено стимулирование общеобразовательныхучреждений, применяющих инновационные методы обучения. Однако многие школы несмогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательныхпрограмм из-за несоответствия его требованиям устаревшей учебной иматериально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы развития«слабых» школ, чтобы все дети имели равные возможности получения качественногообразования.
К реализацииданной задачи ведут несколько взаимодополняющих подходов.
Первый из них– выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует регионы иотдельные учреждения, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряетлучших педагогов, талантливую молодежь. Все это способствует распространению иширокому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных ивостребованных образовательных практик.
Во-вторых,ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравниваниеусловий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школвысокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным всети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организацииобразования для военнослужащих.
В-третьих,проект предусматривает внедрение новых управленческих механизмов. С цельюсделать образовательную систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросамобщества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованиемпривлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.).Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренныекак обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.
Наконец,приоритетный национальный проект «Образование» ставит целью изменить механизмфинансирования образовательных учреждений.
Направлениебюджетных средств, предназначенных на реализацию программ развития,непосредственно в образовательные учреждения способствует развитию их финансовойсамостоятельности. Подушевой принцип распределения средств в общем образованиидает возможность в полной мере учитывать объективные особенности городских исельских учреждений. Система поощрения лучших учителей и доплат за классноеруководство ориентируют на стимулирование качества и результативностипедагогической работы.
Образованиесегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только обществав целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характерсистемы образования определяется социально-экономическим и политическим строем,а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требованияобщества к образованию формулируются системой принципов государственнойобразовательной политики.
Говоря о содержательнойстороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательныхпрограмм. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике исоциальной сфере.
Новыепрограммы предусматривают:
– приобретениезнаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взглядана мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретениеопыта умственного и физического труда для формирования основных навыковинтеллектуальной деятельности;
– приобретениеопыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной,экономической, научной и иной деятельности.
Приоритетныйнациональный проект «Образование» явился организационной основойгосударственной политики РФ в области образования. Он определил стратегиюприоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотревобеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Государствостимулирует регионы и отдельные учреждения, внедряющие инновационные программыи проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все этоспособствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержкенаиболее эффективных и востребованных образовательных практик.
Ряднаправлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условийполучения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростногодоступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет,поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образованиядля военнослужащих.
Проектпредусматривает внедрение новых управленческих механизмов. С целью сделатьобразовательную систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросам обществав школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлениюобразованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы ит.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки,оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.
Можносделать следующие выводы:
1. Результатыпроделанной на сегодняшний день работы в рамках приоритетного национальногопроекта «Образование» позволили создать базовую модель образования сперспективой на несколько десятилетий.
2. Проблемы,выявляемые по ходу реализации приоритетного национального проекта «Образование»в отдельных регионах РФ, в большинстве случаев разрешаются путем интегрированияусилий федеральной, региональной и муниципальной ветвей власти.
3. Финансовоестимулирование общеобразовательных учреждений и отдельных педагогов,применяющих инновационные методы обучения, предопределяет более полнуюреализацию творческого потенциала преподавательского состава.
4.Модернизация системы начисления педагогам заработной платы имеет следствием,помимо повышения уровня жизни преподавателей, пересмотр основной системыпринципов их деятельности, выведение на первое место достижение реальныхрезультатов в обучении детей.
5. Одним изочевидных достижений в ходе реализации приоритетного национального проекта«Образование» стало повышение общественного престижа профессии педагога и, какследствие, приток в сферу молодых кадров.
6. Ближайшимэтапом реализации приоритетного национального проекта «Образование» видитсясущественное реформирование системы подготовки рабочих кадров и специалистовдля высокотехнологичных производств. Это обосновано, помимо прочего,требованиями прогресса.
7.Комплексный подход к решению задач, составляющих основу приоритетногонационального проекта «Образование», ведет к формированию принципиально нового,физически здорового, творчески активного, адекватного требованиям завтрашнегодня поколения.

Заключение
Трудноспорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять.Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационнойчасти. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, аобдуманно и планомерно.
Скажем, вусловиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансированияотечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальноеувеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительноподнять престиж профессии до прежнего, советского уровня.
Не произойдети резкого притока в педагогику молодежи. Здесь необходим комплексный подход к решениювопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения жильем и достойной пенсией.
Реформыроссийской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижениеопределенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан накачественное образование (независимо от места проживания), гарантированностьобщедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшениефинансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.
В целом, порезультатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
– вРоссийской Федерации создана отвечающая требованиям современностинормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии,закрепленные Конституцией РФ;
– принципыгосударственной политики в области образования (в том числе регламентируемыефедеральной программой развития образования) являются базовыми как приподготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственнойдеятельности каждого учебного заведения;
– необходимостьреформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки исвязанных с ней технологий производства; основными направлениями последнейреформы российского образования являются демократизация системы обучения ивоспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процессаобразования;
– реформированиеобразования обрело статус государственной политики, поскольку государстводекларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий вней.

Списокиспользованной литературы
 
1. ВМинистерстве образования РФ // Народное образование. – 2003. – №8. – С. 261–267.
2. ВагиковВ. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. – 2003.– 2 января. – С. 39–41.
3. Волгин Н.А. Социальнаяполитика. – М., 2003.
4. Джуринский А.Н. Развитиеобразования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М.,1999.
5. Жуков В.И. Российскоеобразование: проблемы и перспективы развития. – М., 1998.
6. Законоб образовании от 10.07.1992 г. №3226–1 (ред. от 07.08.2000 г. сизменениями от 30.12.2001 г.).
7. ЗверевА. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. – №7.– С. 82–88.
8. Концепциямодернизации образования Российской Федерации до 2010 года от 29.12.2001 г.
9. Национальныйпроект «Образование»
10.  Пикулькин А.В. Системагосударственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.
11.  Федеральная программаразвития образования // официальные документы в образовании. – 2000. – №8.– С. 21–28.
12.  Федяева О.Д. Государственнаяполитика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-хгг.). – Омск, 1995.
13.  Шишлов А.В. Долгийпуть к закону // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 9–15.