Государственная регламентация отчетности предприятий в России

Содержание:
Введение
1. Понятие отчетности и ее нормативное регулирование
1.1 Классификация отчетности
1.2 Назначение отчетности
1.3 Регламентация отчетности
1.3.1. Бухгалтерской отчетности
1.3.2. Статистической отчетности
1.3.3. Налоговая отчетность
2. Требования, предъявляемые к разным видам отчетности
2.1 Бухгалтерская отчетность
2.1.1. Пользователи
2.1.2 Состав
2.1.3. Сроки представления
2.1.4. Адреса
2.1.5. Публичность
2.1.6. Сводная отчетность
2.1.7.,Оформление
2.2 Статистическая отчетность
2.3 Налоговая отчетность
3. Ответственность за искажение отчетности
3.1 Виды искажений
3.2 Ответственность за искажение
3.2.1. В налоговой отчетности
3.2.2. В бухгалтерской отчетности
3.2.3. В статистической отчетности
Заключение
Литература
Приложение 1

Введение
Отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности.
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных информацией о том или ином субъекте рынка (организации).
Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
Все организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны представлять в контролирующие органы определенные виды отчетности. Исполнение обязанности по своевременному представлению отчетности обеспечивается различными мерами ответственности.
Прежде всего, речь идет о бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой организациями в налоговые органы.
Искажения в разных видах отчетности влекут за собой различные меры воздействия как на организацию, так и на должностные лица, ответственные за достоверность информации в отчетности.

1. Понятие отчетности и ее нормативное регулирование
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации (предприятия) за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.
Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта является завершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними, так и внешними пользователями.[17]
Отчетность предприятия – периодически представляемые предприятием по специальным формам учетно-статистические сведения о хозяйственной деятельности.
1.1 Классификация отчетности
Отчетность организаций классифицируют по видам, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную, налоговую.
Бухгалтерская отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99) – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.
Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность и счисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.[17]
Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.[15]
Оперативная (управленческая) отчетность — это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы. Он включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей. Управленческая отчетность управленческого учета могут быть представлена в произвольной форме, обязательных форм, бланков не существует. Более того, вести или не вести управленческий учет, решает руководство самой организации.[23]
Финансовую отчетность составляют паевые инвестиционные фонды по формам, которые устанавливаются Федеральной комиссией по ценным бумагам РФ.
Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.
Специальная отчетность включает круг определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.
Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства хозяйственной работой самого предприятия. Например, отчеты о работе подразделений, сведения о ходе производства и т. д.[17]
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие.
Годовая отчетность – это отчеты за год. Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта .[17]
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
1.2 Назначение отчетности
Отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности.
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Внешние пользователи информации по данным отчетности получают возможность
· оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
· принять решение о целесообразности с тем или иным партнером;
· избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
· оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;
· правильно построить отношения с заказчиками;
· учесть возможные риски предпринимательства и т. д.
Тщательное изучение отчетности раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организаций. Для высшего управленческого персонала отчетность служить основанием для принятия стратегических решений по развитию организации и повышению эффективности ее деятельности.[19] Для внутренних пользователей отчетность являются важными показателями как для оперативного управления, так и для контроля сохранности своего имущества. Таким образом, отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия.
Кроме того, отчетность, характеризуя итоги деятельности организаций, обеспечивает возможность статистической сводки показателей по регионам, отраслям, народному хозяйству в целом, т.е., необходима не только на микроуровне, но и на мезо- и макроуровне.[19]
1.3 Регламентация отчетности
1.3.1. Бухгалтерской отчетности
Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень — главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13-17. (в которой изложены адреса и сроки представления, отчетный год, публичность бухгалтерской отчетности, определены ее состав)
Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. «р»). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н, в ред. приказа Минфина России от 24.03.2000г. № 31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета.
В этом положения изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета.
Учетный стандарт (в отечественном бухгалтерском учете – положения) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (на состояние начало 2004)
К числу таких документов прежде всего относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций — Минфином России.
Содержание ПБУ4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России:
«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112;
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. N 67н;
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.[22]
Переходный период реформирования экономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых форм бухгалтерской отчетностей для субъектов малого предпринимательства и недостаточность их для крупных и крупнейших организаций. Поэтому впервые в российской практике государство отказалось от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчетности и перешло к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчетные показатели для внешних пользователей с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчетности, с учетом специфики их деятельности, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.[19]
1.3.2. Статистической отчетности
Официальный статистический учет осуществляет Государственный комитет РФ по статистике. На основе представляемых хозяйствующими субъектами сведений Госкомстат осуществляет сбор и обработку статистической информации.
В настоящее время нет законодательной базы для организации государственного статистического наблюдения. Нормы, определяющие взаимоотношения органов государственной статистики и хозяйствующих субъектов, основные принципы организации статистической отчетности базируются в основном на актах статистических органов.
Официальная статистическая методология, утверждаемая Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, является обязательной для юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.[7]
Положение «О порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений»(от 15 июля 2002 г. № 154) регламентирует порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (отчитывающимися субъектами).
Круг субъектов, представляющих государственную статистическую отчетность, адреса, сроки и способы ее представления, указанные в формах отчетности, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего эти формы статистического органа.
В целях реализации федеральной программы статистических работ Госкомстат России утверждает формы государственных статистических наблюдений (государственной статистической отчетности), порядок их заполнения и представления.
Формы государственного статистического наблюдения утверждаются Госкомстатом России для сбора и обработки статистической информации в системе Госкомстата России (централизованные), а также для сбора и обработки статистической информации в системе других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с предметом их ведения (нецентрализованные).
Единые требования к оформлению и построению форм государственного статистического наблюдения устанавливаются Госкомстатом России в отраслевом (ведомственном) стандарте на формуляр – образец государственного статистического наблюдения.
Госкомстат России и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие сбор и обработку статистической информации, обеспечивают отчитывающиеся субъекты бланками форм государственного статистического наблюдения и инструкциями по их заполнению.[8]
1.3.3. Налоговая отчетность
Пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ определяется обязанность представления организациями налоговых деклараций (ст.80 НК РФ) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.[13]
Перечисленные положения не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Помимо налоговых деклараций организациями на основании норм НК РФ и других законодательных актов в налоговые органы представляются документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также сведения об организации, предусмотренные п.2 ст.23 НК РФ.
Организации обязаны уплачивать различные налоги. Согласно Конституция РФ ст.57 “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. В Российской Федерации устанавливаются: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые ст. 13 НК РФ, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. ст. 12 НК РФ
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. (Ст. 12 НК РФ).
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. (Ст. 12 НК РФ). Перечень местных налогов и сборов установлен ст. 15 НК РФ.
2. Требования, предъявляемые к разным видам отчетности
2.1 Бухгалтерская отчетность
2.1.1. Пользователи
В условиях рыночных отношений значительно возраст круг пользователей бухгалтерской отчетности; В современной системе бухгалтерского учета организации формируют информацию как для внешних, так и для внутренних пользователей. Число пользователей бухгалтерской отчетности в рыночной экономике может насчитывать десятки, сотни и даже тысячи юридических и физических лиц, желающих иметь информацию не только об отечественном хозяйствующем субъекте, но и о зарубежном, что очень важно в условиях постоянного расширения хозяйственных связей и глобализации мировой экономики.
Если ранее в планово регулируемой экономике бухгалтерская отчетность использовалась, как правило, только для контроля за выполнением плановых показателей и сохранностью социалистической собственности, то в рыночной экономике отношение к ней изменилось. Новизна отношения отражена в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Институтом профессиональных бухгалтеров 20 декабря 1997 г. Концепция определяет основные интересы пользователей информации, формирующейся в бухгалтерском учете.
Так, руководители организации (менеджмент)— лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, нуждаются в информации о финансовом состояний организации — как текущем, так и ожидаемом. Имея такую информацию, руководство обеспечивает эффективное управление для принятия соответствующих управленческих решений.
Акционеры (владельцы, организации) на основе данных бухгалтерской отчетности оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции, то есть насколько прибыльно менеджеры ведут дела и какую часть прибыли они могут позволить себе изъять в качестве вознаграждения.
Кредиторы — банки и другие заимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация сможет выплачивать проценты и погасить ссуду.
Коммерческие партнеры — поставщики, у которых организация приобретает товары, сырье и материалы, и потребители, которые покупают у нее продукцию. Поставщикам необходимо знать, способна ли организация оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что организация является надежным источником поставок и ей не грозит крах,
Налоговые органы. Им необходимо иметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии для определения суммы налога, которую она должна уплатить.
Государственные органы управления (органы Министерства имущественных отношений РФ, Госкомстата России) должны владеть информацией для обеспечения сводок по отраслям народного хозяйства и территориям.
Работники организации хотят иметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит их карьера, размер заработной платы и стабильность рабочих мест.
Финансовым аналитикам и консультантам необходима информация для их клиентов. Например, торговцам фондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций и других ценных бумаг; агентствам кредитной информации необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков.
Общественность имеет законное право на информацию об организации, поскольку ее деятельность влияет на членов общества – налогоплательщиков, потребителей, местных жителей — посредством решения вопросов экологии, занятости и т. д.
Из приведенного перечня пользователей бухгалтерской отчетности видно, что интересы пользователей значительно различаются. Начиная с 2000 г. в рекомендуемых формах устанавливается лишь минимум показателей, которые необходимы для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для перечисленных целей, то в бухгалтерскую отчетность организации могут включаться соответствующие дополнительные показатели и пояснения
Для обеспечения информацией многочисленных пользователей бухгалтерской отчетности в рыночной экономике законодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчетности» (ст. 16 Закона «О бухгалтерском учете»).[19]
2.1.2 Состав
Принципиальный состав бухгалтерской отчетности определен п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Она включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительную записку, а также аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. [29]
Конкретный перечень форм, сроки и адреса представления в первую очередь зависят от того, какая отчетность составляется, — годовая или промежуточная.[29]
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.[29]
В состав периодической (квартальная и полугодо­вая) отчетности включают:
— бухгалтерский баланс (форма № 1). В балансе содержит­ся совокупность показателей, характеризующих имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на от­четную дату;
— отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы хозяйствующего субъекта.
В состав периодической отчетности могут включаться и другие отчетные формы.
Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерско­го баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), включает также:
— отчет о движении капитала (форма № 3). В этом отчете содержится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств целевых финансирования и поступлений;
— отчет о движении денежных средств (форма № 4) вклю­чает показатели об остатках, поступлении и расходовании денеж­ных средств;
— приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 8) рас­крывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе;
— пояснительную записку к годовому отчету. В ней раскры­ваются учетная политика предприятия и данные об имуществен­ном и финансовом положении хозяйствующего субъекта;
— формы специализированной отчетности, характеризую­щие особенности деятельности предприятия.[17]
Существует дифференцированный подход к формированию разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности. Это означает, что, например, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу. Коммерческими организациями, не являющимися крупными, предполагается к раскрытию объем отчетной информации применительно к образцам форм бухгалтерской отчетности, которые разрабатываются Минфином России. Коммерческие организации, являющиеся крупными организациями, имеющими несколько видов деятельности, используют разработанные Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности, в состав которой при этом могут быть включены формы, сверх рекомендованных образцов форм. Это вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.), приведут к необходимости увеличить объем раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации указанными организациями и принятию большего количества отчетных форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.[6]
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.95 г. №129-ФЗ) и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки. (Приложение 1)
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).[11]
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.[1] Приказом Минфина РФ от 15.06.2000 N 54н утверждена Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью.
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.[1]
По вопросу порядка представления организациями в установленные адреса бухгалтерской отчетности, то исходя из содержания статьи 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете” организация должна представлять бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. Представление бухгалтерской отчетности может по решению организации (см. п. 6 ст. 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете”) осуществляться на бумажном носителе или в электронном виде. Право пользователей (включая налоговые органы) бухгалтерской отчетности требовать от организации ее представления в электронном виде федеральным законом не определено. Организация вправе также определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности (заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление электронной версии форм бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.[6]
2.1.3. Сроки представления
Датой, по состоянию на которую должна составляться отчетность, считается последний календарный день отчетного периода.
Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.[1]
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
При составлении бухгалтерской отчетности за год отчетным является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.[1]
2.1.4. Адреса
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.[1]
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого и в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации организации-налогоплательщики по письменному требованию налоговых органов представляют по месту учета бухгалтерскую отчетность. При этом статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в налоговый орган по месту регистрации организация должна представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”. Каких-либо иных требований к составу бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления в установленные адреса, включая налоговые органы, в сравнении с законом не определено.[6]
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого организации представляют бухгалтерскую отчетность в территориальные органы статистики по месту их регистрации. При этом каких-либо особых требований к составу бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления в территориальные органы статистики Законом не определено.[5]
2.1.5. Публичность
В соответствии с законом о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Минфином РФ и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 N 101 утвержден Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Приказом Минфина РФ от 21.02.1997 N 17 утверждены Особенности публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения
2.1.6. Сводная отчетность
Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли).
Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике:
по унитарным предприятиям – не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;
по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли), – не позднее 1 августа следующего за отчетным года.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.[2]
2.1.7. Оформление
На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:
наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;
указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность (“на 200 г.”, “за 200 г.”);
организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);
вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);
организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);
единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн. руб. – код по ОКЕИ 385);
местонахождение (адрес) (указывается на форме Бухгалтерского баланса);
дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);
дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).
Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. При разработке и принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.[11]
2.2 Статистическая отчетность
Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.[8]
Статистическая отчетность организации может быть условно разделена на два вида:
Ú общая, представляемая всеми организациями;
Ú специальная, представляемая организациями, осуществляющими определенные виды деятельности.
Например, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1999г. № 77 «О формах федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, на 2000г.» все юридические лица представляют отчетность по следующим формам:
№ П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
№ П-2 «Сведения об инвестициях»;
№ П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».
Форму федерального государственного статистического наблюдения № П-1, № П-2 , № П-3 , № П-4 не представляют организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, а также граждане (физические лица), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В формы федерального государственного статистического наблюдения № П-1, № П-2 , № П-3 , № П-4 включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения. [9]
При этом формы № П-1, П-3, П-4 являются ежемесячными, а форма № П-2 – ежеквартальной (для всех, кроме малых).
Юридические лица представляют указанные формы федерального государственного статистического наблюдения, как правило, по месту федерального государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда юридического лицо, зарегистрированное на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, не осуществляет деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации. В этом случае формы федерального государственного статистического наблюдения представляются по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности.[8]
В качестве актов, утвердившие формы специальной статистической отчетности в строительстве можно назвать Постановление Госкомстата РФ от 4 февраля 2004 г. N 9 “Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью организаций, выполняющих работы собственными силами по договорам строительного подряда” Постановление Госкомстата РФ от 8 августа 1997 г. N 54 “Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения о строительстве и вводе в действие объектов” (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г.)
Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Формы государственного статистического наблюдения подписываются руководителем организации, ее филиала и представительства (в случае его отсутствия – лицом, его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.[8]
Датой представления статистической информации по формам государственного статистического наблюдения считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
В случае, если последний день срока представления статистической информации отчитывающимися субъектами по формам государственного статистического наблюдения приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления отчетности отчитывающимися субъектами считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации обязаны по просьбе отчитывающегося субъекта проставить отметку на копии полученной ими формы государственного статистического наблюдения о принятии и дату ее представления или при получении статистической информации по телекоммуникационным каналам связи передать отчитывающемуся субъекту квитанцию о приемке в электронном виде.
В случае, если последний день срока представления государственной статистической отчетности отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Госкомстатом России, приходится на нерабочий день, установить день окончания срока представления отчетности отчитывающимися субъектами ближайший следующий за ним рабочий день.[10]
Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных носителях. В электронном виде статистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом (организацией) Госкомстата России.[8]
2.3 Налоговая отчетность
Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых деклараций, которые налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы по месту налогового учета в установленные сроки. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.(п.1 ст. 80 НК РФ)
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.2 ст.80 НК РФ)
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. (п. 3 ст. 80)
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. (п.6 ст.80)
Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст.80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003г. №71.) сборах. В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога».[27]

3. Ответственность за искажение отчетности
3.1 Виды искажений
Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные.
Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности — результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.
Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности — результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е. искажение бухгалтерской отчетности, значительно влияющее на ее достоверность) или несущественным.[16]
3.2 Ответственность за искажение
3.2.1. В налоговой отчетности
В ст.120 Налогового кодекса РФ, сказано, что организацию могут привлечь к ответственности за “грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения”.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов – фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст. 120 НК РФ).
За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статьей 120 НК РФ установлены санкции.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст.120 НК влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Во всех остальных случаях штрафовать следует по ст.122 Налогового кодекса РФ
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 122, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Теперь же точно определены действия, за которые бухгалтеру грозит уголовное наказание. В частности, если организация не представит налоговую декларацию или другие обязательные документы либо внесет в них заведомо ложные сведения. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” вступил в силу с 16 декабря 2003 г.[28]
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.[14]
3.2.2. В бухгалтерской отчетности
Согласно ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае искажения бухгалтерской отчетности привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если искажения в бухгалтерской отчетности повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налога или вызвало грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, то привлекается к ответственности в соответствии с ст.120 и ст. 122 Налогового Кодекса РФ.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. [28]
За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности установлена ответственность в ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Причем грубым нарушением закон называет случаи, когда какая-либо сумма – в учете или отчетности – искажена не менее чем на 10 процентов.
В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 МРОТ. Заметим, что для исчисления штрафов применяется МРОТ, равный 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”).[28]
3.2.3. В статистической отчетности
Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации в органы статистики отчетности установлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.
Статьей 3 «Закона об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) определено, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Заключение
Бухгалтер должен уметь вести управленческий, финансовый и налоговый учет в организациях различных форм собственности, банках, финансовых органах, в организациях внешнеэкономической деятельности, правительственных учреждениях всех уровней, общественных и добровольных организациях.
Он занимается ведением бухгалтерского учета и составление отчетности, контролирует законности и эффективность использования средств.
Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на деятельность организации бухгалтер оказывает значительное влияние на финансовые результаты организации, способствует предотвращению отрицательных явлений хозяйственной деятельности, выявлению внутрихозяйственных резервов, обеспечению финансовой устойчивости организации.
Бухгалтер по управленческому, финансовому и налоговому учету обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, финансово-банковской деятельности, гражданского права, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета, а также в области автоматизированных информационных технологий в бухгалтерском учете, в следствии постоянного изменения в данных областях. Бухгалтеру следует также помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности, но лишает всех прав.

Литература
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 06.07.99 № 43н
4. Закон об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
5. Письмо Министерство Финансов Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
6. Письмо Министерство Финансов Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31
7. Положение «О Государственном комитете Российской Федерации по статистике» от 2 февраля 2001 г. № 85
8. Положение «О порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений» РФ от 15 июля 2002 г. № 154
9. Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № 1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №2 «м Сведения об инвестициях», №3 «сведения о финансовом состоянии организации», №4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» от 01.12.2003 г. № 105
10. Постановление «О сроках представления государственной статистической отчетности» от 7 марта 2000 г. № 18
11. Приказ Министерство Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н О формах бухгалтерской отчетности организаций
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
13. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
14. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ
15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учеб. пособие. Серия «Экономика и управление». – Москва ИКЦ «Март» Ростов Н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 928 с.
16. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп – М.: Юнити-ДАНА, Аудит, 2003. –583 с.
17. Блинова Т. В. Основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – М.: Форум: Инфра-М, 2003. – 224 с.
18. Богаченко В. М., Кирилиова Н.А. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
19. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учеб пособие./ Под. Ред. Новодворского.- М.: Финансы и статистика 2003
20. Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов/Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2003.- 476 с.
21. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. – М.: Юрист, 2003. – 618 с.
22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
23. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 1998. –144 с.
24. Налоги. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2000.
25. Пансков в.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов. – изд. 4-е и перераб. – М.: Международный центр финансового экономического развития, 2002.
26. Сафронова Н. Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб пособие. М: Инфра-М,2003. – 527 с.
27. Кувшинов Ю.Г Сдача отчетности в налоговые органы//«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.,2003. – №8-9
28. Марсова А.В.Что грозит за ошибку в бухгалтерском учете?//Главбух, , 2004. – N 1
29. Музыченко А. Ответственность за непредставление отчетности// Экономика и жизнь, 2003. – N 2
30. Тычина О. Новые формы статистической отчетности. Порядок заполнения// Практическая бухгалтерия, 2002. – №10.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
┌─────────┐
на _ 200_ г. │ КОДЫ │
├─────────┤
Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │
├──┬───┬──┤
Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├──┴───┴──┤
Организация по ОКПО │ │
├─────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├─────────┤
Вид деятельности по ОКВЭД │ │
├────┬────┤
Организационно-правовая форма/форма собственности _│ │ │
по ОКОПФ/ОКФС │ │ │
├────┴────┤
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Местонахождение (адрес)
┌───────────┐
Дата утверждения │ │
├───────────┤
Дата отправки (принятия) │ │
└───────────┘

АКТИВ
Код пока- зателя
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110

Основные средства
120

Незавершенное строительство
130

Доходные вложения в материальные ценности 135

Долгосрочные финансовые вложения
140

Отложенные налоговые активы
145

Прочие внеоборотные активы
150

ИТОГО по разделу I
190

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения
250

Денежные средства
260

Прочие оборотные активы
270

ИТОГО по разделу II
290

БАЛАНС
300

ПАССИВ
Код пока- зателя
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
1
2
3
4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410

Собственные акции, выкупленные у акционеров

( )
( )
Добавочный капитал
420

Резервный капитал
430

в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470

ИТОГО по разделу III
490

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510

Отложенные налоговые обязательства
515

Прочие долгосрочные обязательства
520

ИТОГО по разделу IV
590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610

Кредиторская задолженность
620

в том числе: поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
630

Доходы будущих периодов
640

Резервы предстоящих расходов
650

Прочие краткосрочные обязательства
660

ИТОГО по разделу V
690

БАЛАНС
700

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства

в том числе по лизингу

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Товары, принятые на комиссию

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

Обеспечения обязательств и платежей полученные

Обеспечения обязательств и платежей выданные

Износ жилищного фонда

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

Нематериальные активы, полученные в пользование

Руководитель _ Главный бухгалтер _
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
” ” _ 200_ г.
ОТЧЕТ
О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
┌─────────┐
за _ 200_ г. │ КОДЫ │
├─────────┤
Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │
├──┬───┬──┤
Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├──┴───┴──┤
Организация по ОКПО │ │
├─────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├─────────┤
Вид деятельности по ОКВЭД │ │
├────┬────┤
Организационно-правовая форма/форма собственности _│ │ │
по ОКОПФ/ОКФС │ │ │
├────┴────┤
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └─────────┘

Показатель
За отчет- ный период
За анало- гичный период предыду- щего года
наименование
код
1
2
3
4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

( )
( )
Валовая прибыль

Коммерческие расходы

( )
( )
Управленческие расходы

( )
( )
Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

Проценты к уплате

( )
( )
Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

( )
( )
Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

( )
( )
Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

( )
( )

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы)

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
Показатель
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
наименование
код
прибыль
убыток
прибыль
убыток
1
2
3
4
5
6
Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда об их взыскании

Прибыль (убыток) прошлых лет

Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств

Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

Отчисления в оценочные резервы
Х
Х

Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности

Руководитель _ Главный бухгалтер _
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
” ” _ 200_ г.

Приложение 1
Перечень некоторых форм статистической отчётности, представляемой крупными и средними предприятиями и организациями в адрес комитета статистики во 2 квартале 2004 года.
Материалы из Астраханской областного комитета государственной статистики
Номер и название формы отчетности
Периодичность
Кто представляет
Срок представления
П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»
месячная
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров и услуг
не позднее 4 числа
П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» с численностью до 15 человек
квартальная
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров и услуг
не позднее 29 апреля

П-1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»
квартальная
Юридические лица (кроме банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), их обособленные подразделения
не позднее
15 апреля

П-2 «Сведения об инвестициях»
квартальная

Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации
до 25 числа после отчетного периода

П-2 «Сведения об инвестициях» в основной капитал»
месячная
Юридические лица, их обособленные подразделения
5 м а я 4 июня

П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»
месячная
Юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций), их обособленные подразделения.
не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным

П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» с численностью до 15 человек
квартальная
Юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций), их обособленные подразделения.
не позднее 30 числа после отчетного периода

Приложение к форме № П-2
годовая
Юридические лица, их обособленные подразделения (кроме субъектов малого предпринимательства)
1 апреля

Распределение численности работников (по размерам заработной платы) за апрель 2004 года
единовременная
По выборке
не позднее
25 мая

П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
месячная
Все предприятия и организации кроме малых
не позднее 15 числа

П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» с численностью до 15 человек
квартальная
Все предприятия и организации кроме малых
не позднее 29 числа после отчетного периода

С-2 «Сведения о ходе строительства важнейших объектов»
месячная
Юридические лица, их обособленные подразделения
3 числа

С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов»
месячная
« -»
3 числа

ф.1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия»
годовая
Юридические лица, их обособленные подразделения (по перечню, установленному Госкомстатом России)
1 апреля

Формы бухгалтерской отчетности ф.1,2
квартальная
Юридические лица, их обособленные подразделения, кроме субъектов малого предпринимательства
30 апреля

ф.№ 9-КС (срочная) «Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции
месячная
Подрядные организации и застройщики, осуществляющие строительство хозяйственным способом (по перечню, установленному органами госстатистики)
не позднее 25 числа отчетного периода

ф.№5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
квартальная
годовая
Юридические лица, их обособленные подразделения, (кроме субъектов малого предпринимательства)
до 30 апреля
до 1 апреля

ф. №1-ск «Сведения о деятельности страховой организации»
годовая
Юридические лица – страховые организации
5 апреля

ф. 1-автобензин «Сведения о производстве нефтепродуктов»
недельная
Юридические лица, осуществляющие переработку нефти, производство автомобильного бензина и дизельного топлива, включая субъекты малого предпринимательства
на 1 день
после отчетного периода

ф.1-алкоголь «Сведения о производстве спирта этилового, алкогольной продукции, спиртосодержащих растворов и розлива алкогольной продукции»
месячная
Юридические лица, которым выданы лицензии на осуществление деятельности в сфере производства спирта этилового, алкогольной продукции, спиртосодержащих растворов и розлива алкогольной продукции
3 числа
после отчетного периода

ф. ДАС «Обследование деловой активности строительных организаций»
квартальная
Юридические лица, выполняющие работы по договорам строительного подряда (по перечню, установленному органами госстатистики)
на 10 день второго месяца квартала

1-конкурс
квартальная
Предприятия, осуществляющие конкурсные торги на выполнение работ, услуг
20 числа
после отчетного
квартала

1 алкоголь (опт) «Сведения о продаже алкогольной продукции»
месячная

Предприятия имеющие лицензию и аккредитованные в установленном порядке на реализацию алкогольной продукции
6 числа

1-тс (вывоз) «О вывозе товаров в государства-члены таможенного союза»
месячная

Все предприятия, осуществляющие отгрузку товаров в Беларусь
10 числа
каждого
месяца

1-инвест
квартальная
Все предприятия имеющие иностранные инвестиции
на 15 день после отчетного периода

ф.3-сб (вывоз) «Сведения о вывозе продукции ( товаров )
квартальная
Юридические лица, их обособленные предприятия, осуществляющие продажу продукции ( товаров )
5числа после отчетного периода

ф.1 пр «Потери рабочего времени в связи с забастовками»
в день возникновения и в день окончания
Все предприятия и организации

ф. 1-реклама «Сведения по оказанию услуг в области рекламы»
годовая
Юридические лица, их обособленные подразделения, для которых услуги в области рекламы являются основным видом деятельности
1 апреля

ф. 1-аудит «Сведения по оказанию услуг в области аудита»
годовая
Юридические лица, их обособленные подразделения, для которых услуги в области аудита
1 апреля