Астраханскийгосударственный технический университет
Институтэкономики
Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудитаКурсовая работа
побухгалтерскому учету на тему:
«Государственнаярегламентация отчетности предприятий в России, ответственности за ее искажение»
Научныйруководитель:
асс.Каширская О.Н
Выполнила:ст-тка. гр. ДФБ-22
ПряхинаТ. В.
Астрахань
2004 г.
Содержание:
Введение. 4
1.1 Понятиеотчетности. 5
1.2 Классификация отчетности. 5
1.3 Назначение отчетности. 7
1.4 Регламентация отчетности. 8
— бухгалтерской отчетности. 8
— статистической отчетности. 12
— налоговаяотчетность. 13
2.1 Бухгалтерскаяотчетность. 15
– пользователи. 15
– состав. 17
– срокипредставления. 19
– публичность. 20
– своднаяотчетность. 20
2.2 Статистическаяотчетность. 21
2.3 Налоговаяотчетность. 23
– виды… 23
– срокипредоставления. 23
– состав. 23
3.1 Виды искажений. 24
3.2 Ответственностьза искажение. 24
– вбухгалтерской отчетности. 24
– в налоговойотчетности. 25
– встатистической отчетности. 27
Приложения. 29
Приложение 1. 29
Переченьрегиональных налогов и сборов, действующих на территории Астраханской области в2004 году. 29
Списокиспользованной литературы: 30
Введение
Все организации, осуществляющиехозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должныпредставлять в контролирующие органы определенные виды отчетности. Исполнениеобязанности по своевременному представлению отчетности обеспечиваетсяразличными мерами ответственности.
Прежде всего, речь идет обухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой организациями в налоговыеорганы.
1.1 Понятие отчетности
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации(предприятия) за определенный период времени, сгруппированных в установленномпорядке и последовательности.
Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта являетсязавершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию,используемую как внутренними, так и внешними пользователями.
Отчетность предприятия — периодически представляемые предприятием поспециальным формам учетно-статистические сведения о хозяйственной деятельности.1.2Классификация отчетности
Отчетностьорганизаций классифицируют по видам, по назначению, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетностьподразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную, налоговую.
Бухгалтерская отчетность всоответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетностьорганизации» (ПБУ4/99) — это единая система данных об имущественном ифинансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности,составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Спомощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение иконтроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имуществахозяйствующего субъекта.
Налоговая отчетность (налоговыерасчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полнотурасчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов(деклараций) определяется правильность и счисления сумм налоговых платежей.Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальныхрасчетов.
Статистическая отчетностьпредставляет собой систему количественных и качественных показателей,характеризующих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощьюосуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, задвижением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлениистатистической отчетности используются данные статистического учета, текущегобухгалтерского учета и отчетности.
Оперативная (управленческая)отчетность — это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозныхданных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации какэкономической и производственной единицы. Он включает совокупность данных ипоказателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственныхподразделений, центров затрат и прибылей. Управленческая отчетность управленческогоучета могут быть представлена в произвольной форме, обязательных форм, бланковне существует. Более того, вести или не вести управленческий учет, решаетруководство самой организации.
Финансовую отчетностьсоставляют паевые инвестиционные фонды по формам, которые устанавливаютсяФедеральной комиссией по ценным бумагам РФ.
Государственнаяотчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороныдеятельности организации.
Специальная отчетностьвключает круг определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляютотчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах засчет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.
Внутренняя отчетностьсодержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководствахозяйственной работой самого предприятия. Например, отчеты о работеподразделений, сведения о ходе производства и т. д.
По периодичности составления различают внутригодовуюи годовую отчетность. Внутригодовая отчетностьвключает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал иполугодие.
Годовая отчетность — это отчеты за год. Годовая отчетность характеризуетитоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные,составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляютвышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.[1]1.3Назначение отчетности
Отчетность организации служит основным источником информации о еедеятельности.
Назаконодательном уровне практически во всех странах действует нормаобязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечитьмногочисленных информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Крометого, нормативно регулируемая отчетность выполняет и другую очень важную роль.Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самыхразличных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил)ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Внешние пользователи информациипо данным отчетности получают возможность
· оценить финансовое положениепотенциальных партнеров;
· принять решение о целесообразностис тем или иным партнером;
· избежать выдачи кредитовненадежным клиентам;
· оценить целесообразностьприобретения активов той или иной организации;
· правильно построить отношения сзаказчиками;
· учесть возможные рискипредпринимательства и т. д.
Тщательное изучение отчетностираскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметитьпути совершенствования деятельности организаций.Для внутренних пользователей отчетность являются важными показателямикак для оперативного управления, так и для контроля сохранности своегоимущества. Таким образом, отчетность служит инструментом планирования иконтроля достижения экономических целей предприятия.
Кроме того, отчетность,характеризуя итоги деятельности организаций, обеспечивает возможностьстатистической сводки показателей по регионам, отраслям, народному хозяйству вцелом, т.е., необходима не только на микроуровне, но и на мезо- и макроуровне.[2]1.4Регламентация отчетности — бухгалтерской отчетности
Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень — главную роль всистеме указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», всоставе которого имеется глава III «Бухгалтерскаяотчетность», включающая статьи 13-17. Этот закон вступил в действие 21 ноября1996г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, всоответствии с которым вопросы бухгалтерского учета находятся в веденииРоссийской Федерации (ст. 71, п. «р») и не входят в сферу совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). Иными словами,субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности. Благодаря централизации достигаетсяединообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территорииРоссии как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинакововоспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всеморганизациям независимо от их организационно-правовой формы собственности,места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
К нормативным документам первогоуровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральныезаконы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченнойответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента РоссийскойФедерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовыеопределения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В порядке исключения кдокументам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказомМинфина России от 29.07.98 г. № 34н, в ред. приказа Минфина России от24.03.2000г. № 31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете»,детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета. Спрактической стороны такой подход оправдан, поскольку ст. 165 Бюджетногокодекса Российской Федерации на Минфин России возложены полномочия поосуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учета иотчетности юридических лиц страны.
Второй уровень составляютположения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов преждевсего относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетностьорганизации» (ПБУ4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основыформирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кромекредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерскойотчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетныхорганизаций — Минфином России.
Содержание ПБУ4/99 базируется нанормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положениипо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Следуетподчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формированииотчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистическогонаблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям иотчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовкитакой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Третий уровень включаетдокументы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования исоставления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методическиерекомендации, инструкции, приказы Минфина России:
«О порядке отражения вбухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первойчасти Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенностиформирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидацииорганизации от 28.07.95 г. № 81;
«О порядке публикации годовойбухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. №101;
«О методических рекомендациях посоставлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. №112;
«О формах бухгалтерскойотчетности организаций» от 13.01.2000 г. №4н;
«О методических рекомендациях опорядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от28.06.2000 г № 60н.
Переходный период реформированияэкономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых формбухгалтерской отчетностей для субъектов малого предпринимательства инедостаточность их для крупных и крупнейших организаций. Поэтому впервые вроссийской практике государство отказалось от централизованного утверждениятиповых форм бухгалтерской отчетности и перешло к рекомендуемым формам. Этиусловия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчетныепоказатели для внешних пользователей с соблюдением общих требований кбухгалтерской отчетности, с учетом специфики их деятельности, отраслевойпринадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию офинансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения.При этом ПБУ4/99, а также Международные стандарты финансовой отчетностиотмечают, что упор должен делаться на пояснительную записку — текстовую частьбухгалтерской отчетности, а не на отчетные формы, как это было в плановорегулируемой экономике.
Приказом Минфина РФ «О формахбухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формированиясоставляющих частей бухгалтерской отчетности — упрощенный, стандартный ирасширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант —организация составляет отчетность в полном соответствии с Международнымистандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российскимправилам.
Необходимость выделениявариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организацийв зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемыпрозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделитьтри группы организаций: первая группа — открытые акционерные общества, акциикоторых котируются на фондовом рынке; вторая группа — организации, формирующиебухгалтерскую отчетность по расширенному варианту — оставшиеся открытыеакционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальныегосударственные унитарные предприятия; третья группа — закрытые акционерныеобщества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключениемсубъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которыесоставляют отчетность по стандартному варианту.
Четвертый уровень нормативногорегулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другиедокументы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу,формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности как для внешнихпользователей, так и для внутренних целей.[3] — статистическойотчетности
Официальный статистический учетосуществляет Государственный комитет РФ по статистике. На основе представляемыххозяйствующими субъектами сведений Госкомстат осуществляет сбор и обработкустатистической информации.
В настоящее время нетзаконодательной базы для организации государственного статистическогонаблюдения. Нормы, определяющие взаимоотношения органов государственнойстатистики и хозяйствующих субъектов, основные принципы организациистатистической отчетности базируются в основном на актах статистическихорганов.
Официальная статистическаяметодология, утверждаемая Государственным комитетом Российской Федерации постатистике, является обязательной для юридических лиц, их филиалов ипредставительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, при проведении государственных статистическихнаблюдений.[4]
Положение «О порядкепредставления статистической информации, необходимой для проведениягосударственных статистических наблюдений»(от 15 июля 2002 г. № 154) регламентирует порядок представления статистической информации, необходимой дляпроведения государственных статистических наблюдений, юридическими лицами, ихфилиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица (отчитывающимися субъектами).
Формы статистической отчетностии инструкции по их заполнению также утверждаются Госкомстатом РФ. Кругсубъектов, представляющих государственную статистическую отчетность, адреса,сроки и способы ее представления, указанные в формах отчетности, являютсяобязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены безсанкции утвердившего эти формы статистического органа.
Законом РФ от 13 мая 1992г. «Обответственности за нарушение порядка представления государственнойстатистической отчетности» установлена административная ответственность дляруководителей и должностных лиц организаций в виде предупреждения или штрафа занепредставление отчетов и других данных, необходимых для проведениягосударственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных илинарушение сроков представления отчетов. Убытки, возникшие в связи снеобходимостью исправления итогов сводной отчетности при представленииискаженных данных или нарушении сроков представления отчетности, возмещаются органамстатистики хозяйствующими субъектами – организациями.
— налоговая отчетность
Пп.4 п.1 ст.23 Налоговогокодекса РФ определяется обязанность представления организациями налоговыхдеклараций (ст.80 НК РФ) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, еслитакая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Помимо налоговых декларацийорганизациями на основании норм НК РФ и других законодательных актов вналоговые органы представляются документы, необходимые для исчисления и уплатыналогов, а также сведения об организации, предусмотренные п.2 ст.23 НК РФ.
В Российской Федерацииустанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы,налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги исборы.
При установлении региональногоналога законодательными (представительными) органами субъектов РоссийскойФедерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки впределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формыотчетности по данному региональному налогу. (Ст. 12 НК РФ). Переченьрегиональных налогов и сборов установлен ст. 14 НК РФ.
Местными признаются налоги исборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительныхорганов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФнормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправленияи обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налогапредставительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актахопределяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах,установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности поданному местному налогу. Ст. 12 НК РФ. Перечень местных налогов и сборовустановлен ст. 15 НК РФ.2.1 Бухгалтерскаяотчетность- пользователи
В условиях рыночных отношенийзначительно возраст круг пользователей бухгалтерской отчетности; В современнойсистеме бухгалтерского учета организации формируют информацию как для внешних,так и для внутренних пользователей. Число пользователей бухгалтерскойотчетности в рыночной экономике может насчитывать десятки, сотни и даже тысячиюридических и физических лиц, желающих иметь информацию не только об отечественномхозяйствующем субъекте, но и о зарубежном, что очень важно в условияхпостоянного расширения хозяйственных связей и глобализации мировой экономики.
Если ранее в плановорегулируемой экономике бухгалтерская отчетность использовалась, как правило,только для контроля за выполнением плановых показателей и сохранностьюсоциалистической собственности, то в рыночной экономике отношение к нейизменилось. Новизна отношения отражена в Концепции бухгалтерского учета врыночной экономике России, одобренной Методологическим советом побухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации иИнститутом профессиональных бухгалтеров 20 декабря 1997 г. Концепция определяет основные интересы пользователей информации, формирующейся вбухгалтерском учете.
Так, руководители организации(менеджмент)— лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативногоуправления, нуждаются в информации о финансовом состояний организации — кактекущем, так и ожидаемом. Имея такую информацию, руководство обеспечиваетэффективное управление для принятия соответствующих управленческих решений.
Акционеры (владельцы,организации) на основе данных бухгалтерской отчетности оценивают, насколькоэффективно администрация выполняет свои функции, то есть насколько прибыльноменеджеры ведут дела и какую часть прибыли они могут позволить себе изъять вкачестве вознаграждения.
Кредиторы — банки и другиезаимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты,должны быть уверены в том, что организация сможет выплачивать проценты ипогасить ссуду.
Коммерческие партнеры —поставщики, у которых организация приобретает товары, сырье и материалы, ипотребители, которые покупают у нее продукцию. Поставщикам необходимо знать,способна ли организация оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том,что организация является надежным источником поставок и ей не грозит крах,
Налоговые органы. Им необходимоиметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии дляопределения суммы налога, которую она должна уплатить.
Государственные органыуправления (органы Министерства имущественных отношений РФ, Госкомстата России)должны владеть информацией для обеспечения сводок по отраслям народногохозяйства и территориям.
Работники организации хотятиметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависитих карьера, размер заработной платы и стабильность рабочих мест.
Финансовым аналитикам иконсультантам необходима информация для их клиентов. Например, торговцамфондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов повопросам приобретения акций и других ценных бумаг; агентствам кредитнойинформации необходимы данные для консультирования потенциальных поставщиков.
Общественность имеет законноеправо на информацию об организации, поскольку ее деятельность влияет на членовобщества — налогоплательщиков, потребителей, местных жителей — посредствомрешения вопросов экологии, занятости и т. д.
Из приведенного перечняпользователей бухгалтерской отчетности видно, что интересы пользователейзначительно различаются. В Методических рекомендациях о порядке формированияпоказателей бухгалтерской отчетности, утвержденных Министерством финансовРоссийской Федерации 28.06.2000 г., указано, что начиная с 2000 г. в рекомендуемых формах устанавливается лишь минимум показателей, которые необходимы дляформирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации,финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении.Если выявляется недостаточность данных для перечисленных целей, то в бухгалтерскуюотчетность организации могут включаться соответствующие дополнительныепоказатели и пояснения
Для обеспечения информациеймногочисленных пользователей бухгалтерской отчетности в рыночной экономикезаконодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчетности» (ст. 16Закона «О бухгалтерском учете»).
Конкретный переченьформ, сроки и адреса представления в первую очередь зависят от того, какаяотчетность составляется, — годовая или промежуточная.- состав
Принципиальный составбухгалтерской отчетности определен п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации». Она включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках,приложения к ним и пояснительную записку, а также аудиторское заключение,подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она всоответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В соответствии с приказомМинфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетностиорганизации» организациям рекомендуется при самостоятельной разработке формбухгалтерской отчетности учитывать образцы форм, приведенные в приложении квышеуказанному приказу.
В соответствии с Федеральнымзаконом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.95 г. №129-ФЗ) и Положение побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годоваябухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетныхорганизаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурныхподразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющихкроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоитиз:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним,предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения,подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она всоответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетностибюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Общественные организации(объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющиепредпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имуществаоборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскуюотчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использованииполученных средств.
Промежуточная бухгалтерскаяотчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, еслииное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями(участниками) организации.
Формы бухгалтерской отчетностиорганизаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаютсяМинистерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющиерегулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенцииформы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций иинструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актамМинистерства финансов Российской Федерации.- срокипредставления
Датой, по состоянию на которуюдолжна составляться отчетность, считается последний календарный день отчетногопериода.
Организации, за исключениембюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурныхподразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющихкроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней поокончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иноене предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Бюджетные организациипредставляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетностьвышестоящему органу в установленные им сроки.
Днем представления организациейбухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описьювложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо датафактической передачи по принадлежности.
При составлении бухгалтерскойотчетности за год отчетным является календарный год с 1 января по 31 декабрявключительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считаетсяпериод с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующегогода, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующегогода. Согласно ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетностьпредставляется в течение 90 дней по окончании года (не позднее 1 апреля).
Требования каких-либо иныхорганов о включении дополнительной информации или форм в бухгалтерскуюотчетность не должны приниматься во внимание. Все организации, за исключениембюджетных, должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствиис учредительными документами учредителям, участникам организации илисобственникам ее имущества, а также территориальным органам государственнойстатистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти,банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствиис законодательством Российской Федерации и заключенным договором. – публичность
В соответствии с законом обухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другиекредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иныефонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств(взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1июня года, следующего за отчетным.
Публичность бухгалтерскойотчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступныхпользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр,буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в еепередаче территориальным органам государственной статистики по местурегистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Порядок публикации бухгалтерскойотчетности устанавливается Минфином РФ и органами, которым федеральнымизаконами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
В случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскуюотчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения- своднаяотчетность
Если у организации есть дочерниеи зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчетасоставлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетовтаких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами(п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации).
Федеральные министерства идругие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляютсводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а такжеотдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам(товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральнойсобственности (независимо от размера, доли). 2.2 Статистическая отчетность
Состав и методология исчисленияпоказателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса,сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках формгосударственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению,являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Статистическая отчетностьорганизации может быть условно разделена на два вида:
Ú общая, представляемая всеми организациями;
Ú специальная, представляемая организациями, осуществляющими определенныевиды деятельности.
Например, в соответствии сПостановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1999г. № 77 «О формах федеральногогосударственного статистического наблюдения, централизованных в органахгосударственной статистики, на 2000г.» все юридические лица представляютотчетность по следующим формам:
№ П-1 «Сведения о производстве иотгрузке товаров и услуг»;
№ П-2 «Сведения об инвестициях»;
№ П-3 «Сведения о финансовомсостоянии организации»;
№ П-4 «Сведения о численности,заработной плате и движении работников».
При этом формы № П-1, П-3, П-4являются ежемесячными, а форма № П-2 – ежеквартальной.
В качестве акта, утвердившегоформы специальной статистической отчетности, можно назвать ПостановлениеГоскомстата РФ от 18 августа 1999г. № 78 «Об утверждении форм государственногостатистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000г.».Федеральное государственное статистическое наблюдение за оказываемымиюридическими лицами услугами осуществляется по формам, утвержденнымПостановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998г. № 784.
Ответственным за представлениестатистической информации, необходимой для проведения государственныхстатистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равнопредставление достоверной статистической информации), является руководительорганизации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающеесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статистическая информация поформам государственного статистического наблюдения может быть представленаотчитывающимися субъектами непосредственно или передана через ихпредставителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения илипередана по телекоммуникационным каналам связи.
Статистическая информациясоставляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами поустановленным формам государственного статистического наблюдения на бумажныхносителях. В электронном виде статистическая информация может представлятьсяотчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих техническихвозможностей и по согласованию с территориальным органом (организацией)Госкомстата России.2.3 Налоговаяотчетность
Налоговая декларацияпредставляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходахи произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленнойсумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатойналога.(п.1 ст. 80)
Налоговая декларация представляетсякаждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этимналогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах исборах.
Налоговая декларацияпредставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика поустановленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствиис законодательством Российской Федерации. (п.2 ст.80)
Налоговая декларацияпредставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. (п.6ст.80)
Формы налоговых деклараций, еслиони не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются иутверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. (п. 3 ст.80)- виды- срокипредоставления- состав
3.1 Виды искажений
Искажением бухгалтерскойотчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерскогоучета из-за нарушения установленных нормативными документами РФ правил веденияи организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные.
Преднамеренноеискажение бухгалтерской отчетности —результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемогоэкономического субъекта. Оно совершается вкорыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать,что вывод о преднамеренных действиях (илибездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений вбухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на тоорганом.
Непреднамеренноеискажение бухгалтерской отчетности —результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономическогосубъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок вучетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильногоотражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состоянияимущества.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерскойотчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е.искажение бухгалтерской отчетности, значительно влияющее на ее достоверность)или несущественным.3.2 Ответственность заискажение- вбухгалтерской отчетности
Нарядус организацией за ошибки в бухучете могут быть наказаны и ее должностные лица,а именно руководитель предприятия и главный бухгалтер. Причем ответственность можетбыть административной или уголовной. Об этом прямо сказано в п.4 ст.108Налогового кодекса РФ.
Привлечениеорганизации к ответственности за совершение налогового правонарушения неосвобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований отадминистративной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законамиРоссийской Федерации.
За грубое нарушение правилведения бухгалтерского учета и представления отчетности установленаответственность в ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Причем грубым нарушением закон называет случаи, когда какая-либо сумма — вучете или отчетности — искажена не менее чем на 10 процентов.
В качестве наказанияпредусмотрен штраф в размере от 20 до 30 МРОТ. Заметим, что для исчисления штрафовприменяется МРОТ, равный 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).- в налоговойотчетности
В ст.120 Налогового кодекса РФ,сказано, что организацию могут привлечь к ответственности за «грубоенарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения».
Под грубым нарушением правилучета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствиепервичных документов, или отсутствие счетов — фактур, или регистровбухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарногогода) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учетаи в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальныхценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст.120 НК РФ).
За грубое нарушение правил учетадоходов и расходов и объектов налогообложения статьей 120 НК РФ установленысанкции.
Грубое нарушение организацией правилучета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если этидеяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаковналогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст.120 НК влечет взысканиештрафа в размере пяти тысяч рублей.
Те же деяния, если они совершеныв течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размерепятнадцати тысяч рублей.
Те же деяния, если они повлеклизанижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов отсуммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Специальный составадминистративного правонарушения установлен за грубое нарушение правил ведениябухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядкаи сроков хранения учетных документов (ст.15.11 КоАП РФ). При этом под грубымнарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерскойотчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чемна 10% и (или) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетностине менее чем на 10%. Совершение должностным лицом организации данногоправонарушения наказывается административным штрафом в размере от 20 до 30МРОТ.
Теперь же точно определеныдействия, за которые бухгалтеру грозит уголовное наказание. В частности, еслиорганизация не представит налоговую декларацию или другие обязательныедокументы либо внесет в них заведомо ложные сведения. Федеральный закон от 8декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовныйкодекс Российской Федерации» вступил в силу с 16 декабря 2003 г.
Уклонение от уплаты налогов и(или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иныхдокументов, представление которых в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения вналоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенноев крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсоттысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шестимесяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок дотрех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц попредварительному сговору;
б) в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размереот двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишениемсвободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размеромпризнается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трехфинансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что долянеуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплатесумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысячрублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределахтрех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии,что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащихуплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсоттысяч рублей.- встатистической отчетности
Ответственность за нарушениепорядка представления статистической информации в органы статистики отчетностиустановлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядкапредставления статистической информации, а равно представление недостовернойстатистической информации влечет наложение административного штрафа в размереот 30 до 50 МРОТ.
Статьей 3 «Закона обответственности за нарушение порядка представления государственнойстатистической отчетности» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)определено, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают вустановленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи снеобходимостью исправления итогов сводной отчетности при представленииискаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Приложения Приложение 1 Перечень региональных налогов и сборов,
действующих на территории Астраханской области в 2004 году.
№
Наименование налога (сбора)
Наименование законодательного акта, вводящего налог (сбор) 1. Налог на имущество организаций. Закон Астраханской области от 27.11.2003г. № 43/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций». 2. Платежи за пользование лесным фондом (лесной доход).
Статьи 10 и 11 Закона Астраханской области
от 07.04.2000г. № 17/2000-ОЗ
«О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области». 3. Транспортный налог. Закон Астраханской области от 22.11.2002г. № 49/2002-ОЗ «О транспортном налоге». 4. Налог на игорный бизнес.
В связи с тем, что Законом Астраханской области не установлены ставки налога на игорный бизнес, на территории Астраханской области уплачивается налог по ставкам, определенным п. 2 ст. 369 части второй НК РФ. 5. Сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот (кроме розничной продажи) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Статьи 17 и 25 Закона Астраханской области от 07.04.2000г. № 17/2000-ОЗ «О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области». 6. Специальный налоговый режим — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Закон Астраханской области от 26.11.2002г. № 54/2002-ОЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Список использованной литературы:
1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый)учет. Учеб. пособие. Серия «Экономика и управление». – Москва ИКЦ «Март» РостовН/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 928 с.
2. Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. –3-е изд., перераб. и доп… – М.: Юнити-ДАНА, Аудит, 2003. –583 с.
3. Блинова Т. В. Основы бухгалтерскогоучета: Учеб. пособие. – М.: Форум: Инфра-М, 2003. – 224 с.
4. Богаченко В. М., Кирилиова Н.А. Бухгалтерскийучет: Учеб. пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
5. Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов/Подред. проф. Ю.А.Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2003.- 476 с.
6. Бухгалтерская финансовая отчетность:Учеб пособие 2003
7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерскийуправленческий учет. Учебник для вузов. – М.: Юрист, 2003. – 618 с.
8. Кондратова И.Г. Основы управленческогоучета. – М.: Финансы и статистика, 1998. –144 с.
9. Сафронова Н. Г., Яцюк А.В.Бухгалтерский финансовый учет: Учеб пособие. М: Инфра-М,2003. – 527 с.
10. Положение о Государственном комитетеРоссийской Федерации по статистике. Утверждено постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85
11. Постановлением Госкомстата РФ от 15июля 2002 г. № 154 утверждено положение «О порядке представления статистическойинформации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений».
12. Закон об ответственности за нарушениепорядка представления государственной статистической отчетности (в ред.Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
13. А.Музыченко Ответственность занепредставление отчетности» АКДИ «Экономика и жизнь», N 2, 2003
14. А.В.Марсова Что грозит за ошибку вбухгалтерском учете?«Главбух», N 1, 2004
15. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
16. Уголовный Кодекс Российской Федерацииот13 июня 1996 года N 63-ФЗ