Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детства

Государственная система коррекционной поддержки и социальной защитыдетства

Содержание
 
1. Нормативно-правовое обеспечениесистемы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения по состоянию здоровья
2. Система оказанияспециализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
3. Основные положения социальнойзащиты детства в РФ
4. Пути развития системыспециализированной помощи детям с ограниченными возможностями на современномэтапе
Список литературы

1. Нормативно-правовоеобеспечение системы коррекционной поддержки детей, имеющих ограничения здоровьяв РФ
 
В Российской Федерацииправа лиц с проблемами в развитии признаются в соответствии с рядом документовОрганизации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека,Декларацией о правах инвалидов. Декларацией о правах умственно отсталых лиц,Конвенцией о правах ребенка (5).
Свободы, права иобязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируютсясистемой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной властии другими компетентными органами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ«Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и так далее. Всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. быларазработана целевая долгосрочная программа «Дети-инвалиды», направленная наформирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями вразвитии, на создание условий независимой жизни этой части населения.
Правительством РоссийскойФедерации 21 марта 2007 года была введена в действие федеральная целеваяпрограмма «Дети России», частью которой стал комплекс мероприятий по созданиюблагоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей с ограниченнымифизическими и умственными возможностями — подпрограмма «Дети-инвалиды» (13).
Законы РФпредусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитойгосударства. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано,что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеютправо на медико-социальную помощь, на бесплатную медицинскую помощь вгосударственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготноеобеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховымиаппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.
В правахнесовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физическогоили психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могутсодержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всехуровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, ихзаменяющих (12).
В Законе РФ «Обобразовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность полученияобразования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья,социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, чтогосударство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для полученияими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основеспециальных педагогических подходов.
Российская Федерация,исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенствоправ всех людей на образование и равную защиту этого права со стороныгосударства, желая создать законодательную базу для удовлетворения специальныхпотребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены ихнедостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями,подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностямиздоровья — специальном образовании» (11). Действие Закона распространяется на:
• детей и взрослых,возможности которых получить образование, в том числе профессиональное,ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденнымв установленном порядке;
• родителей детей, атакже взрослых — законных либо надлежащим образом уполномоченныхпредставителей;
• педагогический,медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательномпроцессе;
• государственные,муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридическиеи физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.
Специальное образованиеобеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможностьразвить свои физические и психические способности в целях приспособления ксоциальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечениюи семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексноймедико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющихфизические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальнуюпрограмму реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством осоциальной защищенности инвалидов. Данный закон предусматривает государственныегарантии прав лиц, имеющих специальные потребности (11).
Законы РоссийскойФедерации и субъектов РФ гарантируют таким лицам обязательное обучениенезависимо от степени физической и (или) психической недостаточности с моментаее обнаружения, при этом продолжительность начального и основного общегообразования устанавливается специальными образовательными стандартами и не можетбыть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо отего форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободныйдоступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированногообучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями(противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. Атакже обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальнымиобразовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учрежденияхобщего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или)психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниямтранспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение.Лицам с физическими и (или) психическими недостатками по окончании обучениягарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или)профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о трудеи законодательством о занятости.
Родители детей, имеющихспециальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей,предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальнымиправами:
• присутствовать приосвидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации(комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядкезаключение этой комиссии;
• участвовать вразработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;
• быть принятым вучреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатноеобучение по педагогической специальности, соответствующей профилю специальныхобразовательных потребностей ребенка. Законом РФ «Об образовании лиц сограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотренотакже государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательныепотребности. Во-первых, плата за обучение в пределах государственногообразовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности,не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспортсоответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение илиорганизуется их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям детей,имеющих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье,возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственныминормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственногоили муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешнойгосударственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственномобеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах)государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети:
• неслышащие и слабослышащие;
• незрячие ислабовидящие;
·    с тяжелыминарушениями речи;
• с нарушениямиопорно-двигательного аппарата;
• умственно отсталые;
• с выраженными(глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
• с выраженнымитрудностями в обучении (с задержкой психического развития);
• со сложныминедостатками.
2. Система оказанияспециализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
Законом РФ «Обобразовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальныеобразовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательныхучреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условияхстационарного лечебного учреждения (6; 11).
Интегрированное обучение- это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психическиенедостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальныхсредств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами,имеющими психические и (или) физические недостатки, сохраняются все льготы,которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении.Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получениеминдивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числелогопедическом, кабинете (пункте), а также обучение в специальном(коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа.Образовательное учреждение общего типа не вправе отказать лицам с физическими и(или) психическими недостатками в приеме по мотиву наличия у них недостатка приотсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию.Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательносказываться на результатах обучения последних.
Для оказанияиндивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностямисоздаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждыйтакой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общеечисло классов (групп) в которых должно быть не более 40, а количествообучающихся со специальными потребностями не менее 12.
Для оказания помощидетям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедическиепункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт обслуживает одно илинесколько образовательных учреждений, суммарное число начальных классов вкоторых должно быть не более 25.
Также создаютсяразнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) дляобучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми исложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формированиенавыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведениеобразовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия вцентрах организуются в группах с количеством детей от 3 до 10; общее числообучающихся в центре не должно превышать 100 человек.
В Российской Федерациисоздаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное(коррекционное) образовательное учреждение (далее — коррекционное учреждение) Iвида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннегоразвития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения имышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений впсихофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальнойподготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные ииндивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованиюнавыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детейсо сложной структурой дефекта в составе образовательного учреждения I видаорганизуются классы, работа в которых строится по специальным учебным планам.
Коррекционное учреждениеII вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющихчастичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших(оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельнуюречь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи,подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе.Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих ипозднооглохших детей создаются два отделения: 1 — для воспитанников с легкимнедоразвитием речи; обусловленным нарушением слуха; 2 — для воспитанников сглубоким недоразвитием речи.
Коррекционные учрежденияIII и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных ивторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитиесохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков,способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционноеучреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточнымзрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличиисложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазнымизаболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения — 12 лет. Вкоррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротойзрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояниедругих зрительных функций, форма и течение патологического процесса. Могут бытьприняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часторецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих причтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждениеIV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокуюостроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимостиможет быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей.
Коррекционное учреждениеV вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией,оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушенийречи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделениепринимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а такжедети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-еотделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитииречи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей(законных представителей) и на основании заключенияпсихолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательноеучреждение общего типа.
Коррекционное учреждениеVI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развитиядвигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развитиядетей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основеспециально организованного двигательного режима и предметно-практическойдеятельности.
Коррекционное учреждениеVII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психическогоразвития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуальногоразвития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа иподвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированностьпроизвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, дляобеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы,активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебнойдеятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждениеосуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после полученияначального общего образования.
Коррекционное учреждениеVIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью сцелью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовойподготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующейинтеграции в общество. Трудовое обучение в X-XI классах при наличиипроизводственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки.
Для детей, имеющихфизические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения,предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моментусовершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебномпорядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательныеучреждения, учредителями которых могут быть только органы государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов.
Направление в социальныегосударственные закрытые образовательные учреждения осуществляется по решениюсуда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций(комиссий) в порядке, установленном федеральным законом.
Кроме этого могут бытьорганизованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии;центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.
Для достовернойдиагностики отклонений развития у детей, определения их специальныхобразовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросамнарушений у детей создаются постоянные межведомственныепсихолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Основные задачи ПМПКзаключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями вразвитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационныхпрограмм, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей,подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мерпсихолого-медико-педагогического содействия развитию личности,социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальнойадаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций,нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, спроблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве сорганами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защитынаселения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству,общественными организациями.
Еще одной службой,обеспечивающей комплексную специализированную помощь детям и подросткам сотклонениями в развитии, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)образовательного учреждения. ПМПк является одной из форм взаимодействияспециалистов образовательного учреждения, объединяющихся дляпсихолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников сотклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Для обучения, воспитанияи социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжёлыми нарушениями вразвитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплекснойпомощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут бытьцентры: психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации;социально-трудовой адаптации и профориентации; социальной помощи. Задачей такихцентров является оказание коррекционно-педагогической, психологической ипрофориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания иобщения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжёлыми имножественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательнаядеятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программаминдивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказываютконсультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особымиобразовательными потребностями, в том числе информационную и правовуюподдержку.
Во многих регионах Россиипо инициативе родителей и общественных ассоциаций делаются попытки открытьцентры семьи и ребёнка, центры реабилитации.
Реабилитационные центрыпомогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются ивоспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведуткоррекционно-педагогическую работу и консультирование.
Дети с тяжелой степеньюинвалидности, в основном, находятся за пределами образовательного пространстваи направляются в интернаты системы социального обеспечения. Для детей счетырехлетнего возраста, имеющих множественные нарушения развития,предусмотрено пребывание в условиях психоневрологических домов-интернатовсистемы Министерства труда и социального развития. Основой деятельности этихучреждений является медицинская модель оказания социальной помощидетям-инвалидам (2).
Для детей, по состояниюздоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения,организуется обучение на дому. Данная форма обучения получает все большеераспространение в связи с тем, что количество таких детей с каждым годомувеличивается.
В проекте Закона оспециальном образовании обучение на дому трактуется как освоениеобщеобразовательных и профессиональных программ лицом, по состоянию здоровьявременно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при которомобучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующихобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средствобучения.
Обучение на дому являетсяодной из форм индивидуального обучения, под которым понимают форму организацииучебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителяна ученика, находящегося вне коллектива.
Главным достоинствоминдивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптироватьсодержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям,следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач;следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимыекоррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их кпостоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и состороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянноконтролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.
Таким образом, в Россиина современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказываютспециализированную помощь множество учреждений, находящихся под началом различныхведомств (Таблица 1).
Таблица 1. Системаучреждений, оказывающих специализированную помощь детям и подросткам оограниченными возможностями здоровьяМинистерство образования Министерство здравоохранения Министерство труда и социального развития Общественные организации
Специальные детские
сады и ясли Дома ребенка Дома-интернаты для инвалидов Всероссийское общество инвалидов (детей-инвалидов) (ВОИ) Специальные (коррекционные) школы Детские поликлиники Центры коррекции и реабилитации
Всероссийское общество глухих
(ВОГ) Специальные (коррекционные) школы-интернаты Отделения детских больниц Психоневрологические дома-интернаты Всероссийское общество слепых (ВОС) Специальные детские дома Детские санатории Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры Ассоциации родителей детей-инвалидов Специальные группы в детских садах Центры патологии речи Центры социальной помощи Благотворительные общества Специализированные классы в общеобразовательных школах Сурдологические центры Логопедические пункты в общеобразовательных школах Диагностические центры Специальные закрытые образовательные учреждения ПМПК Межведомственные ПМПК
3. Основные положениясоциальной защиты детства в РФ
Социальная защита детствав современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основныхфакторов экономического, социального, культурного развития общества,представляет основу социальной политики государства. Право на получениесоциальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, ив таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституцияхбольшинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН О правах ребенка(1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости,нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту(5).
В российскомзаконодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на самопонятие защита детства, нередко отождествляющие его с родственными категориями:правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, социальная защита детства. Вобщеупотребительном значении понятие защитить означает оберегать, охранять,заступаться, не давать в обиду. Нередко защиту понимают как охрану права всмысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушенияна благо, принадлежащее личности, то есть на её права, свободы.
В теории права подохраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализацииправа экономического, политического, организационного, направленных на созданиенеобходимых условий существования личности.
В соответствии с Основныминаправлениями государственной социальной политики по улучшению положения детейв РФ (Национальный план действий в интересах детей), утвержденными Указом ПрезидентаРФ от 14.09.1995 г. № 942, в которых впервые была разработана целостная системасоциально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задачжизнеобеспечения детей, лежащая в основе государственной социальной политики поулучшению положения детей в РФ после ратификации Россией Конвенции ООН о правахребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощьюорганизационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических,организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку ипомощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов (10). С этойпозиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий правоваязащита ребенка, охрана прав ребенка, поскольку охватывает всю совокупность организационных,правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающихреализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается каксистема.
Продолжает начатую работупо становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа«Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексногоразвития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей,находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа«Дети России» на 2007-2010 годы является продолжением федеральнойцелевой программы «Дети России» на 2003 — 2006 годы. Как показалапрактика, социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детейв Российской Федерации, обусловливает необходимость их решенияпрограммно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий,направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности исмертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка(13).
Система (от греч. systemaцелое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся вотношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,единство (1; 4). Любая система имеет следующие основные признаки:
— общую целевую направленность,определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;
— наличие определеннойструктуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
— определенная иерархияфункциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих,организующих).
Система социальной защитыдетства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализацииличности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.
В становлении системысоциальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:
— развитие системысоциальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всехсоциальных институтов общества;
— развитие социальныхинститутов общества определяется потребностями общества в обеспечениивоспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;
— становление форм,методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнемсоциально-экономического развития, социокультурными особенностями развитияобщества (9).
В наиболее общем смыслепри рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходитьиз понимания ее как совокупности следующих составляющих:
— законодательногообеспечения и степени сформированности нормативно-правового поля;
— механизма управления,порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной
взаимосвязи,организационных формы деятельности учреждений;
— порядка исполнения;
— финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
-научно-методического икадрового обеспечения;
-просвещения.
Итак, под системойсоциальной защиты детства следует понимать систему осуществляемых обществом иего официальными структурами организационных, правовых,финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий пообеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения игармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей иинтересов (2).
Вместе с тем, считаемцелесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия социальнойзащиты детства и социальная защищенность детства (2; 7; 8). Социальнаязащищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективностимероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовноеблагополучие детей). Основными показателям социальной защищенности детстваявляются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовыхусловий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта,правовой защиты) и субъективные (индикаторы, характеризующие степеньудовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или)специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).
Антиподом понятиюсоциальная защищенность детства может вы детства ступать понятие социальнаянезащищенность или предложенное Е.М. Рыбинским понятие социальноенеблагополучие детей, которое ученый связывает с такими факторами, каксамочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качествоми количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды,поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей изапросов (8). Социальное неблагополучие детей характеризуется такжеотклоняющимся от нормы морально психологическим и нравственным поведением, снижающимсяуровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально –профессиональную структуру общества (7; 8). Как видим, по содержанию социальноенеблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды инепосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированномвиде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальнаянеобеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье (7; 8).
Таким образом, социальноенеблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального)показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства.Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия(неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образованиеи досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следуетотметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социальногонеблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенномэтапе социально экономического развития, а анализ собранной информации всоответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит вдинамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальныхинститутов и процессов на формирование социального благополучия илинеблагополучия детей в обществе (8).
Таковы в самых общихчертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защитыдетства. Все они объединены общей целью, которая заключается в укрепленииправового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе,что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердитьприоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблемдетства.
4. Пути развитиясистемы специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяна современном этапе
Первый этапреформирования системы специального образования завершился определённымипозитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагаетнесколько направлений:
• создание на основеучреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогическихконсультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений вразвитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшемполучение значительного экономического эффекта, поскольку около 50% детей,прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогическойпомощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а нев специальных (коррекционных), стоимость которых намного дороже;
• научно-теоретическаяразработка основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми;
• совершенствованиеприемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разнымиотклонениями, начиная с самого раннего возраста (1-3 года), с целью выбораоптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку вкаждом конкретном случае;
• создание системыпсихолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием(глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми имножественными нарушениями);
• создание и развитиеспециальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями всистеме образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах итипах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционныхпроцессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обученияв семье;
• стабилизациядеятельности существующих и развитие инновационных видов специальных(коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования(материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
• создание там, где этоцелесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных)образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимальноговозвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечениясемейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
• созданиепсихологической службы в системе специального образования и постояннодействующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии (11).
Реализация второго этапареформирования системы специального образования осуществляется в соответствии сЗаконом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальномобразовании)», который устанавливает экономические основания этого этапареформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов. Экономическоеобеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшеесовершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы.
Информационноеобеспечение процесса реформирования системы специального образованияпредполагает наличие федерального банка данных, а также создание и поэтапноевнедрение модели информационной компьютерной сети для административныхработников в целях полной координации их деятельности в области принятияуправленческих решений.
Система раннего выявленияи коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себячетыре основных блока.
Первый блок —скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает преждевсего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должназаполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затемпередаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематическихнаблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении наотклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться накомплексное медико-психолого-педагогическое обследование.
Основная задача блока —выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ееуспешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохраненияразработать и апробировать:
• карты факторов риска вразвитии ребенка;
• скрининговые методикиобследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;
• процедуру обследованиядетей и наблюдения за их развитием;
• эффективные и недорогиетехнические средства скрининг-диагностики.
Второй блок —дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках,специализированных центрах, больницах. Ее задача — выявление отклонения вразвитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинскоговоздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.
Дифференциальнаядиагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретенииновейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть,позволяют решать задачи блока достаточно успешно.
Третий блок —медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии. Необходиморазработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционноговоздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС,интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразноорганизовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив ихштаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же ссенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениямиопорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. стольспецифичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимосоздать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощьребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную впрофильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных)центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по местужительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники.
С нашей точки зрения,целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, какгруппы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных(коррекционных) дошкольных учреждениях (9).
Необходимо предусмотретьв этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленноемедико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизнижелательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения,определения эффективности реабилитационных мероприятий и направленийдальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.
Создание системы раннеговыявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуютособого внимания к подготовке кадров.
Четвертый блок — созданиеобоснованной, скоординированной государственной программы подготовки ипереподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекциейной помощи детям с отклонениями в развитии.
Необходимо, в частности,организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (надефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, черезкурсы повышения квалификации) к работе с детьми раннего возраста, к оказаниюкоррекционной помощи в разных формах.
В настоящее время отлюбых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как ивсе, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этомутребованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитиибудет увеличиваться за счет “невыявленного резерва”. Сама реализация системыраннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будетдостаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностикии коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иныеотклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовыхобщеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточновыраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыминарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться впостоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематическойкоррекционной помощи.
Раннеемедико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельныхслучаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии,поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.Главный экономический эффект — не в уменьшении количества различных специальныхучреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов (8; 9).

Список литературы
1.        Указ ПрезидентаРФ от 14.09.1995 г. 942 // Собрание законодательства РФ. 1995. 38. Ст. 3669.
2.        Федеральный Закон«Об образовании лиц сограниченными возможностями здоровья — специальном образовании» ПринятГосударственное Думой 2 июня 1999 года.
3.        Федеральный Закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ
4.        Федеральнаяцелевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 гг.
5.        Большойэнциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 1998. — С. 266.
6.        Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр.
7.        Гражданское право(часть 1): Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. — 524стр.
8.        Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 1.1999. — 694 стр.
9.        Конвенция ООН Оправах ребенка: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г. // Народное образование. 1993. — 87 стр.
10.      КонстантиновН.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. — М.: Просвещение,1982.-(С. 38 — 39).
11.      Методика итехнологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.— М., 2002. — 532 стр.
12.      Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группыриска. — М., 2002. — 396 стр.
13.      Рыбинский Е.М.Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. М: Издательский центрАкадемия, 2004. — 413 стр.
14.      Степанов О.В. Мирдетства в условиях выживания. (Социально-правовые проблемы защиты детства) /О.В. Степанов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997 — 239 стр.