Государственная служба. Демократия

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО
УФИМСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет праваи экономики
Кафедраобщепрофессиональных дисциплин
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Теория государства и права»
Тема:«Государственнаяслужба. Демократия»
Выполнил ххххххххххх хххххххххх ххххххх,
1 курс очной формы обучения,
11 группа
Научныйруководитель___________________
_______________________________________
(Ученая степень, ученое звание,
_______________________________________
специальное звание, Ф.И.О.)
Дата защиты: __________________________
Оценка: _______________________________
______________________________________
(подпись преподавателя)
Уфа-2010

План
Введение
Глава 1. Понятие, виды и характеристикагосударственной службы:
1.1. Понятие государственной службы
1.2.Виды государственной службы
1.3. Принципы государственной службы
Глава 2. Демократический политический режим:
2.1. Понятие демократии
2.2. Сущность демократии. Два типа и двеконцепции демократии
2.3. Формы осуществления демократии
2.4. Россия — демократическое государство
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Моя курсовая работа содержит в себе две актуальные, на мой взгляд, темы:«Государственная служба» и «Демократия». Я буду разбирать их по главам.
В первой главе я буду рассматривать государственную службу какдеятельность.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующиечастные задачи:
дать понятие государственной службы;
рассмотреть виды государственной службы;
рассмотреть принципы государственной службы.
Соответственно объектом исследования является государственная службакак деятельность. Предметом исследования — общественные отношения, связанные срассмотрением государственной службы как деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционныеосновы государственной службы как механизма государственного управлениястраной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административнойсистемы управления. Однако государственная служба в Российской Федерациинаходится в кризисном состоянии, отмечает В.В. Воробьев[1] Государственный аппарат, особенно еговысшие эшелоны, разъедает коррупция.
Государственный аппарат является важнейшим проводником реформэкономической и политической системы, осуществляемых сегодня в РоссийскойФедерации. Он традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всехветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни.
Решение стоящих перед государственной властью задач в значительноймере зависит от организации ирезультативности труда чиновников, особенно руководителей государственныхорганов. С учётом сложившейся в стране ситуации, новизны и трудностей текущих истратегических задач, их изменения, следует рассматривать как первостепенные иприоритетные проблемы кадрового обеспечения государственной службы Российской Федерации, управления её персоналом. Вэтих условиях, подготовка кадров как важный фактор обеспечения позитивнойстабилизации государственной службы приобретает особую политическую ипрактическую значимость Правовое регулирование института государственной службыв России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствуетроссийское законодательство о системе государственной службы (ФЗ «О системегосударственной службы Российской Федерации») и государственной гражданскойслужбе (ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однаконе всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшаетсаму деятельность по осуществлению функций государственного управления; непроисходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. Ксожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российскогогосударственного служащего и его профессиональные качества.
Целью же второй главы курсовой работы является просмотр особенностейосуществления демократии в России. Объект исследования — правоотношения в сфереосуществления демократии в России. Предмет исследования — формы осуществлениядемократии в России. В исследовании поставлены следующие задачи:
Дать понятие демократии.
Рассмотреть Россию как демократическое государство;
Показать формы осуществления демократии.
Слово демократия происходит от двух греческих: демос — народ икратос — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при которомвсе граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяютобщественную жизнь и влияют на нее. При демократии народ суверенен, то есть, независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законнымисточником власти выступает именно он, народ. Демократия основана на признаниинарода в качестве источника власти. Главные принципы демократии — властьбольшинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенствозакона, разделение властей, выборность главы государства, представительныхорганов.
При демократии люди свободны в принятии решения о том, что для ниххорошо, а что плохо. Если подобное право узурпирует политическая партия илиправительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическоеустройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, общество нельзясчитать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советскойвласти, и при новом демократическом правлении 90-х гг. народ в большей илименьшей степени не распоряжался своей судьбой. К 2007 году пространстводемократии в России предельно сузилось. В 2004 г. было принято законодательство, обеспечивающее изменение порядка формирования исполнительнойрегиональной власти — отмена прямых выборов губернаторов. Ужесточилисьформальные требования к политическим партиям для участия в политической жизни(повышение минимальной численности, барьера прохождения в Государственную Думуи т.д.). Свобода слова продолжала хотя и не резко, но заметно сужаться.
Таким образом, как показывает анализ последних событий в России,демократия претерпевает значительные изменения. Поэтому данная проблемаявляется актуальной.

Глава1. Понятие, виды и характеристика государственной службы.
 
1.1Понятие государственной службы
 
Государственным служащимпринадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой,социально-культурной и административно-политической сферами, укреплениероссийской государственности и реформирование общества на основах демократии иправа. Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируютсявопросы государственной службы, предопределяются условиями возникновения иреализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, чтодо решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлениемгосударственными служащими своих полномочий, необходимо определить системуорганов государственной власти и внутреннюю структуру, утвердить переченьгосударственных должностей и классифицировать их по категориям и группам,установить объем полномочий и функций по каждой должности, а такжеквалификационные требования к государственным служащим, замещающим этидолжности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.)[2]
Правовые нормырегламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственнуюслужбу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационныхразрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственнойслужбы.
Необходимой предпосылкойреализации государственно-служебных отношений является определение конкретныхгосударственных органов и должностных лиц, которым предоставляется правоосуществлять прием на государственную службу, а также назначать и перемещать ихв должностях, присваивать им квалификационные разряды.
Важный элемент работы скадрами государственных органов — осуществление государственной кадровойполитики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовыхактах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политикипрямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения имзаконодательства, от его исполнительской дисциплины. Во взгляде на сущностьгосударственной службы существует три точки зрения. Во-первых, государственнаяслужба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, тоесть, она имеет общесоциальный характер. Во-вторых, государственная службарассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированныхгрупп и, следовательно, она носит классовый характер. В-третьих,государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственныйхарактер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности.Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общиезадачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этомпривилегированным группам удается приватизировать институты государственнойслужбы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, тообстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации,когда она работает преимущественно на себя[3].
Государственная службавыступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина сгосударством.
Государственная службаобеспечивает управление общественными делами, регулирование общественныхпроблем.
Государственная службанекоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственногоуправления.
Государственная служба — важнейший административно-правовой институт, которому в системеадминистративно-правового регулирования отведена роль «локомотива» дляобеспечения «движения» государственного управления.
Государственная службарассматривается учеными и в контексте обсуждения более общихгосударственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функцияхгосударства, государственном управлении, государственном аппарате и егодеятельности[4].
Однако лишь в немногихнаучных публикациях авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулированиягосударственно-служебных отношений в Российской Федерации. Между темпотребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства огосударственной службе и главных направлений реформирования государственнойслужбы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множествопроблем организации и функционирования российской публичной службы. Вопросыгосударственной и муниципальной службы в том или ином виде анализировалисьКонституционным Судом РФ. До последнего времени в законодательствеотсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридическойлитературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственныхорганизаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности всоответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач ифункций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащимисчитались все служащие в любой государственной организации.
Если раньше подгосударственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностныхобязанностей в каких бы то ни было государственных организациях(государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласноФедеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»,государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебнаядеятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иныхфедеральных государственных; субъектов Российской Федерации; органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственныхорганов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности,устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами длянепосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц,замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законамисубъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственныхорганов субъектов Российской Федерации. Деятельность лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающихгосударственные должности субъектов Российской Федерации, вышеуказаннымФедеральным законом не регулируется[5]
1.2Виды государственной службы
 
Государственная служба РоссийскойФедерации состоит из федеральной государственной службы и государственнойслужбы субъектов Российской Федерации. Такое деление государственной службы навиды предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующегогосударственно-служебные отношения. Законодательство государственной службысостоит из федеральной Конституции, Федерального закона «О системегосударственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[6]многочисленных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов,законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция РоссийскойФедерации играет принципиально важную роль в правовом регулированиигосударственной службы. В ней, в частности, определены компетенция Президента,Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности иосвобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторыедругие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадровгосударственных органов.
Система государственнойслужбы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданскаяслужба;
военная служба;
правоохранительнаяслужба.
Государственнаягражданская службаподразделяется на федеральную государственную гражданскую службу игосударственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военнаяслужба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственнойслужбы (ст. 2 ФЗ).
Военная служба — это вид федеральной государственнойслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан навоинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях,предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющихфункции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданамприсваиваются воинские звания (ст. 6 ФЗ).
Закон выделилправоохранительную службу в качестве особого вида государственной службы, нетолько установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное с нимпонятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимостьпринятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы[7].
Под правоохранительнойслужбой понимается профессиональная служебная деятельность граждан надолжностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях,осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка,по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.Следует отметить, что отличительным признаком правоохранительной службыявляется выполнение правоохранительных функций на соответствующихправоохранительных должностях.
В Законе достаточноопределенно проводится идея профессиональной государственной службы(профессиональной служебной деятельности) для основной части чиновников ипоощряется длительное пребывание на государственной службе с наращиваниемслужебного стажа и последовательным присвоением специальных чиновных рангов,закрепляющих положение служащего в иерархии. При этом введение для гражданскихслужащих классных чинов вместо квалификационных разрядов реанимирует самопонятие «чиновник» в его нейтральном и формальном значении.
В соответствии сФедеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»государственные должности Российской Федерации и государственные должностисубъектов Российской — это должности, устанавливаемые Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочийфедеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциямизаконами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполненияполномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. (Ст. 1 ФЗ) [8]
Должности государственнойслужбы подразделяются на должности федеральной государственной службы, воинскиедолжности и должности правоохранительной службы. Должности государственнойслужбы могут учреждаться федеральным законом или иным нормативным правовымактом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актомсубъекта Российской Федерации в целях обеспечения не только полномочийгосударственных органов, но и непосредственно функций и полномочий РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации.
Государственнаягражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы,представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РоссийскойФедерации на должностях государственной гражданской службы Российской пообеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов,государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающихгосударственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающихгосударственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение вкадровом резерве и другие случаи) (ст. 3 ФЗ).
Взаимосвязь гражданскойслужбы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечиваетсяна основе единства системы государственной службы Российской Федерации ипринципов ее построения и функционирования, а также посредством:
· соотносительностиосновных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальныхгарантий;
· установления ограниченийи обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерацииразличных видов;
· учета стажагосударственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажагражданской службы;
· соотносительностиосновных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходившихгосударственную службу Российской Федерации[9].
Взаимосвязь гражданской имуниципальной служб обеспечивается посредством:
· единства основныхквалификационных требований к должностям гражданской службы и должностяммуниципальной службы;
· единства ограничений иобязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
· единства требований кпрофессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификациигражданских служащих и муниципальных служащих;
· учета стажамуниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажагражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
· соотносительностиосновных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих имуниципальных служащих;
· соотносительностиосновных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходившихгражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей вслучае потери кормильца.
Существуют четырехарактерных признака государственной должности: её принадлежность толькогосударственному органу; объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей,которые вытекают из полномочий данного государственного органа; оплата труда поисполнению должностных обязанностей производится за счет средств,предусмотренных, соответственно, федеральным бюджетом и бюджетами субъектовФедерации;
государственный служащийза действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей,несет ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статьям 10 и 11Конституции Российской Федерации, к числу государственных органов относятсяорганы трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — какфедерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местногосамоуправления, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, не входятв систему органов государственной власти.[10]
К числу «иных»государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся:
Центральный банкРоссийской Федерации;
Совет БезопасностиРоссийской Федерации;
Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации;
полномочные представителиПрезидента Российской Федерации;
дипломатическиепредставители РФ в иностранных государствах и международных организациях;
Счетная палата РФ;
Прокуратура РФ;
Аппарат правительства РФ;
Председатель, заместительпредседателя, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ.
Юридическое закрепление вположениях и должностных инструкциях конкретных должностных обязанностей и правобеспечивает более качественное осуществление подбора и расстановкигосударственных служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно — сучётом квалификационных требований, предъявляемых к ним по той или инойдолжности. И при аттестации государственного служащего его профессионализмоценивается не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждыйгосударственный служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки поработе, возможности продвижения по службе связывает с определеннымидолжностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственномуоргану.[11] С понятиемгосударственной должности связывается также порядок присвоения квалификационныхразрядов (воинских званий, дипломатических рангов), размеры денежногосодержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многихвопросов прохождения государственной службы. Следовательно, понятиегосударственной должности является стержневым, основополагающим для определенияправового положения государственного служащего и порядка прохождения имгосударственной службы. Понятие государственной службы связано с определеннымкругом государственных должностей.
Государственная должность- комплексное правовое образование (государственное установление), элементыкоторого регулируются нормами административного, трудового, финансового идругих отраслей права. В квалификационные требования к служащим, замещающимгосударственные должности государственной службы, включаются требования куровню профессионального образования с учетом группы и специализациидолжностей. Решение о признании образования равноценным принимается федеральныморганом по вопросам государственной службы. Руководители федеральных органовгосударственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и ихаппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельныхслучаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должностьлиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающихпрофессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующихдолжностных обязанностей.[12]
Устанавливаются такжетребования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов,конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнениюсоответствующих должностных обязанностей.
Профессионализм работника- это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не тольковысокая эффективность труда, но и непременно наличие психологическихкомпонентов. Психолого-акмеологический подход к проблемам профессионализмарассматривает его как качество деятельности, определяемое личными возможностямислужащего к карьерному росту.
Личностные возможности неявляются единственным фактором качества деятельности. Социологический подход кпрофессионализму показывает, что основу его становления, поддержания и развитияу государственных служащих составляют три определяющих компонента: базовоеобразование; профессиональная деятельность в условиях конкретной среды; системанепрерывного профессионального образования. Некоторые авторы отмечают, чтосуществует некая иерархия приоритетных качеств государственного служащего. Кдоминирующим из них относятся следующие качества:
-умение анализировать;
-политическая исоциальная эрудиция;
-творческий подход кделу;
-коммуникабельность;
-объективность;
-корректность,порядочность;
-сопротивляемостьстрессам и разочарованиям.
При исполнении своихобязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать беспристрастностьи сохранять независимость по отношению к политическим партиям. Институтгосударственной службы, основываясь на профессионализме, способностях,политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебныхобязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственноеуправление и является важнейшим фактором сохранения и развитиягосударственности.[13]
1.3 Принципыгосударственной службы
 
Принципы государственнойслужбы установлены в таких законах, как Федеральный закон «О системегосударственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно даннымзаконам, выделяют следующие принципы государственной службы:
1. Принцип федерализма.
Конституционнойпредпосылкой данного принципа выступает целый ряд статей Конституции РФ. Здесьможно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5, и ст. 11.
2. Принцип законности.
Принцип законностиозначает, что построение и функционирование системы государственной службыдолжны осуществляться в полном соответствии с действующими нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и правовой системой субъектов Российской Федерации.
3. Принцип приоритетаправ и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязываетгосударственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободычеловека и гражданина.
4. Принцип единстваправовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданскойслужбу субъектов Российской Федерации.[14]
Статьей 5 КонституцииРоссийской Федерации закреплено федеративное устройство нашего государства. Этопредполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательствеединства системы государственной власти, а, следовательно, единства основорганизации государственной службы.
В то же время этопредполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами вцелях обеспечения эффективности государственной службы.[15]
Согласно статьи 71Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственнаяслужба. Это означает, что на федеральной государственной службе состоятгосударственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам веденияфедеральных органов государственной власти, а также государственные служащие,осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметамсовместного ведения федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов Федерации.
5. Принцип равногодоступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, кгражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональнымии деловыми качествами гражданского служащего.
Данный принцип закрепленв статье 32 Конституции Российской Федерации.
Требования к кандидату надолжность гражданской службы обусловливаются исключительно характеромпрофессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные законы №58-ФЗ и № 79-ФЗ содержат:
· квалификационныетребования к профессиональным качествам
граждан, поступающих нагосударственную службу (в числе наиболее важных — наличие определенного уровняобразования, стажа, опыта работы по специальности);
· конкурсный порядокотбора претендентов на должности;
· периодическую проверкугражданских служащих (аттестация);
· сдачу квалификационногоэкзамена;
· формирование резервакадров на конкурсной основе — ведение
реестров гражданскихслужащих и другие требования объективной оценки личных и профессиональныхкачеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Вопрос о правомерностиустановления возрастного требования к государственному служащему неоднократнорассматривался Конституционным Судом РФ по запросам различных категорийгосударственных служащих, считающих закрепление предельного возраста нарушениемпринципа равного доступа на государственную службу.
6. Принцип профессионализмаи компетентности гражданских служащих.
Профессионализм означаетисполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (втечение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение.Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
Профессионализмстимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитиеорганизаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной иисполнительской дисциплины.
7. Принцип стабильностигражданской службы означает относительное постоянство кадров в занимаемыхдолжностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Этоодно из важнейших условий качественного функционирования государственныхорганов.[16]
8. Принцип открытостигосударственной службы и ее доступности общественному контролю, объективногоинформирования общества о деятельности государственных служащих являетсясущественной проблемой российского государственного аппарата. Именно поэтому внастоящее время разрабатываются законопроекты (в частности, проект Федеральногозакона «Об административных процедурах»), регламентирующие порядок раскрытия ипредоставления информации о деятельности органов государственной власти игосударственных служащих.
9. Принцип взаимодействияс общественными объединениями и гражданами.
10. Принцип защищенностигражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональнуюслужебную деятельность.
Применительно кнеправомерному вмешательству со стороны госорганов необходимо помнитьнормативные положения ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной,исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это, в частности, означает,что в повседневной деятельности Верховный Суд РФ не вправе по своему усмотрениювмешиваться в деятельность Правительства РФ, хотя в ряде случаев такоевмешательство предусмотрено действующим законодательством. Однако в последнемслучае будет иметь место правомерное вмешательство в деятельность ПравительстваРФ. Аналогично должны быть независимы при осуществлении своей компетенции изаконодательная власть, с одной стороны, и судебная — с другой.[17]Другая сторона рассматриваемого принципа заключается в самостоятельности приосуществлении властных полномочий различных по своему правовому статусугосударственных органов в рамках одной ветви власти, например, исполнительной.Речь идет о невмешательстве, скажем, Министерства внутренних дел РФ вдеятельность Правительства РФ. Однако и в этом случае действие рассматриваемогопринципа сопряжено с некоторыми законными ограничениями. В последнем случаеречь будет идти уже о правомерном вмешательстве одних государственных органов вдеятельность других.
11. Взаимосвязьгосударственной службы и муниципальной службы.

Глава2. Демократический политический режим
 
2.1Понятие демократии
 
Понятие«демократия» происходит от греческого слова «demos»,означающего «народ» + «kratos», означающего«власть». В демократических странах именно народ обладает сувереннойвластью над законодателем и правительством.
Несмотря на то, что вэтом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы,определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правлениеот других форм государственной власти.
Демократия является формойправления, при которой все граждане участвуют в управлении государством ипринимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либочерез своих свободно избираемых представителей.
Демократия представляетсобой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека.Демократия — это институционализация (введение в законные рамки) свободы.
Демократия основана напринципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности именьшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волюбольшинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп,составляющих меньшинство.
Демократическиегосударства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств иосуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя частьполномочий на региональный и местный уровень. При этом государства сдемократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органывласти должны в максимально возможной степени быть доступными народу иоткликаться на его нужды и чаяния.
Демократическиегосударства понимают, что одной из их основных функций является защита такихосновных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равнуюзащиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабногоучастия в политической, экономической и культурной жизни общества.
Государства сдемократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливыевыборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы вдемократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываютсядиктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинныесоперничества за завоевание поддержки народа.
Демократия требует отгосударственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, прикотором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их правазащищаются правовой системой.
Демократическиегосударства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую,общественную и культурную жизнь каждой страны.
Государства сдемократической формой правления основываются на основополагающих принципах, ане на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеютправа, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, котораяв свою очередь защищает права и свободы этих граждан.
Демократические обществапривержены таким принципам как проявление терпимости, налаживаниесотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают,что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда можетбыть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, «нетерпимость сама по себеявляется одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинногодемократического духа».
2.2Сущность демократии. Два типа и две концепции демократии
 
Формированиедемократического государства является целью и идеалом развития любогоцивилизованного общества.
В реальной политическойборьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских,социальных и политических прав и свобод. Развитие представительной демократиипо двум направлениям:
1. расширениеизбирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличение числапредставительных органов;
2. создание системыгарантий демократии — процесс формирования гражданского общества и правовогогосударства.
Важнейшей составнойчастью развития демократического процесса стала разработка универсальныхдемократических процедур, которые характеризуют и современную демократию:избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав;всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решениембольшинства; непрерывный общественный контроль и др.
Демократия — это непросто многообразие взглядов и мнений, это — система правления. Современноедемократическое государство — это государство правовое, в котором на практикеосуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прави свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идеянародного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.Важнейшими принципами демократии являются: парламентаризм; выборность,сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом; власть закона;равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свободграждан, их гарантии; политический плюрализм и др.
Важно отметить, что вдемократических государствах действует принцип конституционализма, по которомуконституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем инымправовым нормам. Необходимо показать, что основой политической практики вдемократических обществах являются мирная передача власти в соответствии срезультатами выборов; невмешательство армии в политический процесс; отказ открайних, насильственных методов; использование установленных законом способовразрешения социальных конфликтов. Центральным инструментом демократии считаютсвободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающиеизбирательными правами, без этнических, расовых, религиозных, национальных,имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служит общественныйконтроль за ее конкретными проявлениями или срывами.
Следует остановиться натаких основных характеристиках современной демократии, как общественноесогласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия,отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократий являетсядостижение общественного консенсуса (согласия). Под консенсусом понимаетсянепротиворечивое согласие, единство, но ведущим значимым вопросам, согласиезначительного большинства людей относительно наиболее важных моментоворганизации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагаетдостижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвямивласти, между центром и местными органами власти, между политическими партиямии движениями. Выработка политического соглашения проходит ряд этапов,включающих определение общих задач; поиски условий сотрудничества; выявлениепротиворечий, разногласий, возможных взаимных уступок; согласование степени иформ сотрудничества, а также определение условий его прекращения.
Два типа и две концепциидемократии.
Демократия — весьмасложное, многогранное явление. Её можно рассматривать и как способ социально — политического движения масс, и как форму государства, форму организации иосуществления власти в обществе, и как политический режим, и как систему прав,свобод и обязанностей граждан. Социализму и капитализму соответствуют двапротивоположных типа и две принципиально различных концепции демократии.
Демократия буржуазноготипа. Определяется капиталистическими производственными отношениями, которыеобъективно нуждаются в лично свободной рабочей силе.
Формы и институты:
1. наличие конституций, формальнозакрепляющих личные, политические права и свободы граждан, провозглашающихпринцип равенства перед законом;
2. разделение властей,верховенство парламента над правительством, независимость судебных органов;
3. провозглашение свободыдеятельности политических партий и других объединений;
4. формальное признаниеучастия народа в делах государства, его влияния на решение основных вопросовжизни общества.
Буржуазную концепциюдемократии отличает внеисторизм, отрыв ее от экономических основ общества, изображениеее как «чистой» демократии. Другая особенность заключается в абсолютизации«свободы личности», крайнего индивидуализма, питательной почвой которогоявляются частнособственническая психология и мораль. Плюрализм и политическаяоппозиция (в буржуазном варианте) — это не критерии демократии, а выражениеантагонистических противоречий капиталистического общества. Когда этипорождения капитализма объявляются основными критериями любой демократии, тотем самым преследуется несколько целей:
· во — первых,приобретаются аргументы для восхваления буржуазного строя, его экономической иполитической систем;
· во — вторых, народныммассам навязывается буржуазное понимание демократии;
· в — третьих, очерняетсясоциализм (нет политической оппозиции — нет демократии).
Буржуазная демократияпротиворечива, она открывает возможность для проникновения трудящихся, ихобщественных организаций в представительные учреждения, создает условия длярабочего класса, других слоев трудящихся в общественно — политические организации,для легальной борьбы против власти капитала, поэтому развитие демократиинеизбежно подтачивает основы этой власти.
Демократиясоциалистического типа. С возникновением государственной власти трудящихсяпоявляется новый, социалистический тип демократии, в условиях которого впервыев мировой истории человек труда, его потребности и интересы поставлены в центрполитики государства.
Признаки и свойства:
1. Экономическимфундаментом служат общественные формы собственности и социалистическая системахозяйства.
2. Субъектом, носителемявляется единая социальная и интернациональная общность — советский народ.
3. Характеризуетсяширокой системой прав и свобод граждан, равными возможностями для всехучаствовать в управлении и самоуправлении. Истинным мерилом прав и свободслужит система гарантий: экономических, политических, организационных,юридических.
4. Отличается глубокимединством и нерасторжимостью прав и обязанностей, свободы и ответственностиличности.
5. Распространяется навсе сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.
6. Неотделима отсоциальной справедливости и законности.
Вообщем, социалистическаядемократия — это полновластие народа, выражающееся в повседневном активном идейственном участии трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросовгосударственной и общественной жизни, наличие у граждан широких,гарантированных прав и свобод, сочетающихся с обязанностями, заинтересованномотношении к общественным преобразованиям, практической деятельности по ихосуществлению в целях совершенствования социализма и строительства коммунизма.
2.3 Формыосуществления демократии
 
Демократия, выступая каксложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферахжизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления,представляет систему. Подсистемами, или, как принято говорить в юридическойлитературе, формами демократии, являются непосредственная и представительнаядемократии.
Исторически первойвозникла непосредственная демократия. Демократия называется прямой, илинепосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении деламигосударства, общества, местного сообщества. Примерами непосредственнойдемократии являются плебисциты.[18] Своеобразнымиплебисцитами были постановления большинства, провозглашавшиеся на родо-племенныхсобраниях у славян и древних германцев. Всенародным голосованием принималисьрешения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, некоторых другихгородах Руси. В своей работе «Обзор истории русского права» М.Ф.Владимирский-Буданов определяет вече как орган государственной власти собраниеполноправных граждан старшего города земли. Здесь же он выделяет три эпохи вистории развития народных собраний: первая (VI-VIII вв.), когда народноесобрание есть племенная сходка; вторая (IX-X вв.), когда вече находится впроцессе перехода от племенного собрания к городскому; третья эпоха вечевыхсобраний (X-IXIII вв.) есть эпоха полного выделения этой формы власти всамостоятельную (как собрание простых граждан) и полного развития ее прав.«Вече, состоящее главным образом из простых граждан и выделившееся изсовета старейшин, есть демократическая форма власти, т.е. главная роль прирешении дел принадлежит простому народу».
Наиболее последовательноидея непосредственной демократии была разработана Ж.-Ж. Руссо, общепризнаннымавтором теории народного суверенитета, его неделимости и неотчуждаемости. Ж.-Ж.Руссо выдвинул идею о том, что власть народа и правление, которое ееосуществляет, существуют лишь в интересах народа. Отсюда следует труднооспариваемый вывод, что нечто, устанавливаемое в интересах всех, должно бытьрегулируемо общей волей, все граждане должны участвовать в принятии этогорешения при условии подчинения воле большинства. Так, с одной стороны,обеспечивается право каждого участвовать в решении общих дел, а с другой служитхорошим практическим средством для обеспечения управления общими делами.
Ж.-Ж. Руссо допускал, что«общая воля неизменно направлена прямо к одной цели и стремится всегда кпользе общества, но из этого не следует, что решения народа имеют всегда такоеже верное направление. Люди всегда стремятся к общему благу, но не всегдавидят, в чем оно». Философ не отождествлял народный суверенитет идемократию. Суверенитет народа возможен, истинная же демократия, требующаяосуществления народом и законодательства и управления всеми делами общества,неосуществима. Из этих положений вытекает, что народ сосредоточивает в своихруках все атрибуты власти и никакое частное лицо, ни монарх, ни депутат немогут считаться законными обладателями всей полноты этой власти. Суверенитетнеотчуждаем и неделим учил Ж.-Ж. Руссо. На практике это означает, что никакоепредставительное собрание не может сосредоточить в себе всей полноты прав,принадлежащих народу. И эти права могут быть реализованы только всейсовокупностью граждан. Ж.-Ж. Руссо порицал идею народного представительства:«Депутаты народа… не являются и не могут являться его представителями;они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлятьокончательно». Концепция Ж.-Ж. Руссо, построенная на началахсправедливости, совершенно правильно предугадывала то общее направление, вкотором будет происходить развитие современных государств. Но она рисоваласовершенно отвлеченный идеал, недостижимый в настоящем и едва ли достижимый вбудущем.
Определение РоссийскойФедерации в Конституции 1993 г. как демократического государства основываетсяпрежде всего на признании народа источником власти (греч. demokratia — демократия, бук.: народовластие, от demos народ и kratos власть). Демократизмгосударства находит также выражение в обеспечении в нем народовластия.Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу,свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с егосуверенной волей и коренными интересами. Его сущность характеризуетсяпониманием народовластия как единого процесса формирования воли народа и еепрактического осуществления, как единства экономической, политической идуховно-нравственной власти народа и механизмов их реализации, как распоряжениенарода своей свободой без ущерба свободе составляющих его социальных групп.
Конституция РФпровозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональныйнарод России, признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ееосуществления, выдвигая на первое место непосредственное осуществление властинародом, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдуми свободные выборы (ст. 3). Конституционное право граждан РФ на участие в управлениигосударством реализуется в двух формах демократии непосредственной ипредставительной (парламентской).
Идея представительстварезюмируется в следующем: проявления воли, исходящие от известных индивидов илиизвестных групп индивидов, имеют ту же силу и производят то же последствие, какесли бы они прямо исходили от нации. Формальный носитель верховной власти(народ) не отождествляется с носителем реальным (представительнымиучреждениями). Субъект воли и ее выразитель в условиях представительной демократиине совпадают. Согласно Конституции РФ 1993 г., народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3);представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собраниепарламент РФ (ст. 94); органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти (ст. 12).
Парламент единственныйофициальный орган народного представительства на общегосударственном уровне.Универсальность такого представительства, конечно, относительная, посколькунацию, народ «представляют» избиратели, т.е. только граждане, которыеимеют и реализуют конституционное право избирать и быть избранными. Избирателине все население, но они есть конституционно определенная и политическиправоспособная и дееспособная его часть, наиболее зрелая в гражданском иполитическом смысле для выполнения столь весомой функции как формированиепарламента.[19] На условность народногопредставительства указывает и В.В. Комарова: «Представительство народапонятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всехдепутатов избирал народ в целом и депутаты не являлись одновременнопредставителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государствтаких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весьнарод, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личныекачества кандидата, но его партийную принадлежность, ориентир на ту или инуюпредвыборную программу».
Не слишком меняетситуацию и формирование парламента либо его части по партийным спискам. Притаком избрании «изнанка демократии» проявляется еще ярче:политическая практика выборов Государственной Думы показывает, что из лидеровкак федерального, так и регионального списков кандидатов депутатами становятсянемногие. Так, по результатам выборов 07.12.2003 г. в ходе распределениядепутатских мандатов партии «Единая Россия» ни один из более чемтридцати федеральных министров и высших должностных лиц субъектов РФ, входившихи даже возглавлявших федеральный и региональные списки кандидатов, не освободилдолжность в связи с избранием депутатом. Время от времени достояниемобщественности становятся скандалы, связанные с так называемой«продажей» мест в партийных списках; избирательные блоки начинаютразрывать распри уже в первые месяцы депутатской работы. Зачастуюдепутаты-партийцы видят себя не представителями народа, а представителями партии,отсюда и отсутствие связи с избравшим их населением, манипулированиефракционным голосованием, использование возможностей депутатской фракции дляцелей партийного строительства и т.д.
Представляется, чтопарламент существует для того, чтобы издавать законы на основе балансаинтересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлятьи раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он еевоспринял. При несоответствии действительной воли представительного органа воленарода в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямойдемократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительноразрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в видереферендума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованиюграждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воленарода относительно общей политики государства или его органа возможен роспускпредставительного органа или одной из его палат. Данное положение подчеркиваетзначение непосредственной демократии как формы осуществления народомпринадлежащей ему государственной власти и ценность референдума как наиболееяркой формы непосредственного народовластия.
В советской научнойлитературе не сложилось единого мнения в толковании понятия непосредственнойдемократии. По мнению В.Ф. Котока, «непосредственная демократия это,прежде всего инициатива и самодеятельность широчайших народных масс». Навзгляд Р.А. Сафарова, «главным и основным для непосредственной демократииявляется непосредственное осуществление народом государственных функцийзаконодательства и управления». Н.П. Фарберов считает, что «прямоенародовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке ипринятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этихрешений в жизнь, в осуществлении народного контроля». В.Н. Суворовопределяет непосредственную демократию как прямое волеизъявление граждан приучастии в управлении государственными и общественными делами. Г.Х. Шахназаровпонимает под непосредственной демократией порядок, при котором решенияпринимаются на основе прямого и конкретного волеизъявления всех граждан.[20]
Л.А. Григорян отмечает,что непосредственная демократия предполагает осуществление власти всеми членамиобщества. Н.А. Кудинов в непосредственной демократии видит непосредственное,т.е. прямое решение народом вопросов, входящих в сферу государственногоуправления.
Приведенные определениядополняют друг друга, при этом, обладая безусловными достоинствами, они имеют инекоторые недостатки. Определения В.Ф. Котока, Н.П. Фарберова, Л.А. Григоряна иВ.Н. Суворова, по нашему мнению, носят общий характер, а определения Р.А.Сафарова и Г.Х. Шахназарова напротив, сужают сферу распространениянепосредственной демократии по сравнению с реальным положением. И.М. Степановотметил ограниченность рамок трактовки понятия непосредственной демократии Р.А.Сафаровым: «При такой трактовке в систему непосредственной демократии невключаются даже выборы», здесь же он приводит в качестве господствующегосреди государствоведов определение: «Непосредственная демократия в СССР естьне только прямое выполнение народом функций законодательства и управления, но инепосредственное участие масс в осуществлении государственных функций советскойпредставительной системы и всеми подотчетными Советам органами».
В новейшей литературетакже можно встретить попытки определить понятие непосредственной демократии. В.В.Пылин характеризует непосредственную демократию как осуществление публичнойвласти непосредственно народом (населением), принятие им общеобязательныхрешений по вопросам государственного и местного значения. Р.Ю. Горлачев исходитиз понимания непосредственной демократии как сферы властных отношений, в рамкахкоторой народ в целом либо его часть, организованная как самостоятельный коллектив,осуществляет свою власть на основе всеобщего участия и прямого волеизъявлениякаждого при принятии государственных и общественных решений.
Наиболее распространеннымв России, согласно выводу Л.А. Нудненко, сделанному на основе результатовсоциологического исследования, проведенного ею в 2001 г., стало понимание непосредственной демократии как принятия решений большинством приобязательном гарантировании прав культурных, этнических, конфессиональных идругих меньшинств выражать собственные интересы.
Более полным, на нашвзгляд, является определение В.В. Комаровой: «Непосредственная демократияпредставляет собой общественные отношения, возникающие в процессе решенияопределенных вопросов государственной и общественной жизни субъектамигосударственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет путемнепосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению(в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении».
В научной литературехарактерными чертами непосредственной демократии называют:
а) прямое волеизъявлениеграждан, которое не опосредуется какими-либо органами;
б) совпадение субъекта(источника) воли и субъекта выражения воли;
в) особый круг субъектовполитических отношений, субъектов права ее осуществления;
г) участие граждан впринятии решений, в осуществлении власти от своего имени; право нанепосредственное волеизъявление предоставляется правоспособному лицу наосновании гражданства, достижения определенного возраста и проживания насоответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественнойорганизации;
д) посредством институтовпрямой демократии в принятии решений могут участвовать все правоспособные лица,входящие в состав субъекта непосредственной демократии по каждому вопросу,который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в егорешении.
Кроме перечисленныхсвойств, по мнению В.В. Комаровой, время предопределило новый признакнепосредственной демократии сопоставление воли народа и формируемого им органавласти, а также регулятивную функцию в системе социального управления,сконструированную на принципах представительного правления и народногосуверенитета.
Критерием при выявленииформ непосредственной демократии являются ее существенные признаки,охватываемые содержанием понятия непосредственной демократии. Таким образом,вопрос о содержании понятия непосредственной демократии, выделении существенныхпризнаков непосредственной демократии, рассмотренный выше, является ключевымвопросом при определении форм непосредственной демократии.
Несмотря на то, чторазработкой и анализом этой проблемы занимались многие отечественныеученые-государствоведы, необходимо отметить, что в науке нет единства по поводутого, что относить к формам непосредственной демократии. Каждый из них по-своемуопределяет перечень форм волеизъявления народа, относящийся к институтунепосредственной демократии, однако в целом можно утверждать, что под формаминепосредственной демократии юридическая наука понимает «те ее проявления,которые институционализируют непосредственное властное волеизъявлениеобладателя полноты государственной власти народа».
Исходя из тезиса обисключительной связи прямого народного правления с осуществлениемгосударственной власти, из определяющего характера непосредственной демократии кформам прямого правления следует отнести: референдум; выборы; отзыв депутаталибо выборного должностного лица; общие собрания населения.
Учитывая новый признакнепосредственной демократии сопоставление воли народа и формируемого им органавласти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, к формамнепосредственной демократии отнесем митинги, шествия, демонстрации,пикетирования. К комплексным формам, включающим в себя и первую и вторуюфункции, отнесем народную инициативу, деятельность политических партий, отзыввыборного народного представителя. Все они институционализируютнепосредственное властное волеизъявление обладателя государственной власти,выражают его суверенитет.
Хотя возможностьпроведения референдума формально была декларирована еще в Конституции СССР 1936 г., механизма реализации этой возможности не существовало. Право на свободное волеизъявлениепутем опроса было подтверждено в ст. 5 Конституции СССР 1977 г., а Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» и Закон РСФСР «Ореферендуме РСФСР» впервые определили механизмы организации референдумов.
В настоящее время понятие«референдум» прочно вошло в нашу жизнь, и в первую очередь этосвязано с расширением демократических прав и свобод граждан. Послесостоявшегося 17.03.1991 г. первого и последнего союзного референдума повопросу о сохранении Союза ССР по март 2000 года было проведено свыше 40референдумов разного уровня (всероссийские, республиканские, краевые,областные, местные) по самым разнообразным вопросам от введения постапрезидента до строительства объектов ядерной энергетики.
В условиях развитияпрактики проведения всероссийских, региональных и местных референдумов научныйинтерес к этому институту резко возрос.
Название этой формынепосредственной демократии имеет латинские корни: латинское re-fero означаетсообщать, докладывать, передавать. Российская юридическая энциклопедияуточняет: лат. referendum букв.: то, что должно быть сообщено. Этимологическоезначение понятия «референдум» не совпадает с его правовымсодержанием. Для определения его правового содержания обратимся к работамученых-государствоведов, посвященных этому вопросу. И.П. Трайнин понимал подреферендумом «главным образом право народа через голосование отвергатьзаконы, принятые народным представительством». Он относит референдум кформам непосредственного народного законодательства, которое «сохранилосьлишь в отдельных отсталых кантонах Швейцарии, а в других местах является добавочнымзаконодательным институтом к народному представительству, т.е. кпарламенту». Такая трактовка объясняет дальнейшее отношение И.П. Трайнинак «капиталистическим референдумам»: «Референдумы предоставляютменьше возможностей, чем парламент. В борьбе вокруг того или иногозаконопроекта в парламенте представители рабочего класса могут часто оперетьсяна ту или иную внепарламентскую поддержку пролетариата городов, на егодемонстративные выступления в пользу позиции, занимаемой представителямирабочих. Референдумы же глушат такую инициативную роль рабочего класса.Голосование при референдуме молчаливо ставит печать „воли народа“ надклассовой политикой буржуазии. Таким образом, открытая борьба в парламентевокруг тех или иных законов имеет некоторые преимущества над механическимголосованием при референдумах».
2.4 Россия- демократическое государство
 
Утверждение демократии идемократических социальных порядков в настоящее время является по сути делауниверсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Но при этомпонимание демократии каждой партией или движением может существенноразличаться. Это происходит в силу того, что термин «демократия»очень многозначен. Он используется для обозначения не только формыгосударственного устройства или политического режима, но и идеала политическойорганизации общества. Демократия характеризует определенные процедуры итехнологии реализации власти, тип политической культуры, разновидностьидеологии и т. д.
В Древней Греции, откудаберет свое начало демократия, под ней понимали особый тип государственнойорганизации, который существовал наряду с тиранией, монархией, аристократией,олигархией и обозначал власть большинства полноправных граждан государства.Современное употребление термина «демократия» многовариантно. Можновыделить, например, следующие основные варианты.
Демократия — этоопределенный мировоззренческий идеал, который включает в себя либеральныеосновные ценности, такие как индивидуальная свобода, приоритет прав человека,равенство перед законом. В таком контексте демократия представляет собой основудля социального движения за демократическое преобразование общества.
Демократия — этоидеальный тип общественного устройства, или другими словами: внедрениенародовластия на различные уровни общественной структуры, провозглашениенеизменной ценности для общества либеральных прав и свобод личности, участиянарода в политическом процессе и т. д.
Демократия трактуется какнаиболее приемлемая форма устройства любой организации. В таком пониманиидемократия предполагает внедрение выборности в производственный процесс,равноправие всех членов организации в процессе принятия решений, ведущую рольбольшинства и т. д. Сюда можно отнести, например, производственную демократию,партийную демократию и т. п.
В современной России вконце 90-х все отчетливее стали проявляться характерные черты демократии:строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданскогообщества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существуетсистема разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека(свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действуетполитическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органынезависимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; вэкономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии формсобственности; существует внешняя независимость (политическая и идеологическая)средств массовой информации и коммуникации.[21] Следует отметить, чтонаряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположнаятенденция — укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей.По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяютценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культурыРоссии: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада;жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого — от президента до простого человека; частная собственность священна инеприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.
Ввиду неэффективностироссийской власти растет число сторонников внесения в Конституцию такихизменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путемперераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства ипремьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают запредоставление парламентскому большинству права формирования правительства иконтроль за его деятельностью.
В отсутствие массовогосреднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от властиместного самоуправления перспективы демократической трансформацииавторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов — отналичия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных вдемократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, какформирующееся «транснациональное гражданское общество». Следует также отметить,что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданскийконсенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной Россиибезусловен в плане демократизации ее политического режима.
Вектором развитияполитической власти в современной России в последние годы стала политикацентризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствуетминимизации политических конфликтов, помогает использовать политическийпотенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарнымислоями и гражданами. Демократия для российского гражданина связана снеудавшимися либеральными реформами, перераспределением общенародных богатств впользу узкого круга лиц, которые стали называться олигархами. Причем этимлюдям, несмотря на их широко разрекламированные благотворительные программы,глубоко безразлично, как живет народ, о чем свидетельствует их нежеланиеплатить налоги государству в полном объеме. Как отмечает В.Т.Пуляев,«чрезмерное преувеличение роли капитала, выдвижение на первое место не человекатруда, а представителя буржуазии («олигарха»), порождающие конкуренцию,безработицу, бедность, нищету одних и сытость, роскошь, телесные утехи других,- все это вызывает социальную несправедливость в обществе, духовнуюопустошенность и хаос в душах и умах многих людей».
Результаты выборов 2003года свидетельствуют о том, что в наиболее обеспеченных городах за правыепартии отдали голосов больше граждан, чем в бедных. Чем беднее народ, тем сбольшей вероятностью он голосует либо за левые, либо за экстремистские силы. Несмотряна то, что в настоящее время значительная часть российского общества хранит впамяти социалистические идеалы и с ностальгией вспоминает их, коммунистическаяпартия на выборах потерпела неудачу. Поражение коммунистов связано с тем, чтоза десять лет своего существования они реально никак не повлияли насоциально-экономическую ситуацию в стране, несмотря на то, что в парламентедвух созывов были наиболее крупной фракцией. КПРФ вписалась в политическуюсистему в качестве лояльной оппозиции, изредка покусывающей власть. За времясвоего существования она только закостенела, поэтому наиболее мобильная частьэлектората перешла к блоку «Родина», возглавляемого динамичными молодымиагрессивными политиками с внятными лозунгами и антиолигархическойнаправленностью. И бедный российский народ поверил в то, что их программапреобразования России приведет к всеобщему счастью. Так же как и КПРФ, ЛДПРдесять лет находится у власти, работая в парламенте. Эпатажность лидера партиипривлекает в основном тех граждан, которые выбились из своей прежней социальнойниши и стали маргиналами, а также для людей, озлобленных на власть, поэтомусвязывающих решение своих проблем с лидерами-харизматиками, которым вдохновенноверят. Еще Г.П.Федотов, говоря о выборе России в октябре 1917 года, отмечал,что русский народ предпочел свободе государственную мощь. «Сознательно илибессознательно он сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой.Поэтому он несет ответственность за свою судьбу».[22]
Проблема демократии не особенноактуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюденииправ человека. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, незнают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии. Свобода, неподкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальноегосударство, является обузой для человека. Для того чтобы хорошо жить вусловиях свободы, необходимо проявлять инициативу, работать над собой, повышатьпрофессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, повозможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическаяготовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощьюправовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической,экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образомдолжны работать политические институты и бюрократия, которая в российскихусловиях является главным препятствием на пути становления демократическихсвобод. Именно на борьбе с бюрократией акцентировали внимание правые, но народим не поверил — с российской бюрократией пока еще никто не смог справиться.Поэтому граждане России проголосовали за тех самых административных работников,которые и должны в соответствии со своими обязанностями обеспечить ускоренноепродвижение реформ. Именно эту партию поддерживает президент, а с именемпрезидента народ связывает наступившую стабильность и улучшение жизни. Именноон сможет справиться с бюрократией, заставит двигаться заржавевший механизмгосударственного управления, сможет перераспределить богатства страны в пользународа, а не отдельных олигархов. И народ прав, потому что в соответствии сКонституцией РФ только президент обладает наибольшим объемом властныхполномочий, достаточных для приведения в порядок государственного хозяйства.
Чувствонеудовлетворенности в обществе объясняется также неадекватным решением проблемысоциальной справедливости, а также унижением чувства национального достоинствароссиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундаментдуховной жизни России. Вероятно, для современной России необходим органическийсинтез идеалов индивидуальной свободы с элементами социалистической идеологии иидеями патриотизма. Выдвижение адекватного общественного идеала должно идти врусле исторических традиций страны.

Заключение
Демократия — этоопределенный мировоззренческий идеал, который включает в себя либеральныеосновные ценности, такие как индивидуальная свобода, приоритет прав человека,равенство перед законом. В таком контексте демократия представляет собой основудля социального движения за демократическое преобразование общества.
Демократия — этоидеальный тип общественного устройства, или другими словами: внедрениенародовластия на различные уровни общественной структуры, провозглашениенеизменной ценности для общества либеральных прав и свобод личности, участиянарода в политическом процессе и т. д.
Политический режимсовременной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивымиавторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма.Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современныхусловиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, закоторые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большуюцену.
Для развития политическойдемократии необходима основа — гражданские и политические права человека,проявляющиеся как в личной, так и коллективной формах. Каждый человек имеетправо принимать участь в принятии решений, которые касаются его жизни.
Власть в демократическомгосударстве должна формироваться путем свободных и нефальсифицированныхвыборов. Любая власть должна иметь определенный, четко ограниченный срокполномочий. Смена власти должна осуществляться мирным путем в соответствии сволей большинства, выраженной путем голосования.
В соответствии сдействующими конституционными нормами концепция государственного устройстваРоссийской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти.Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путемпрямого волеизъявления) и через систему публичной власти, котораяосуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации,государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления(муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти организационнообособлен, т.е. самостоятелен в пределах своей компетенции.
Право граждан на местноесамоуправление не упоминается в Конституции РФ, однако это выражениенеоднократно использовалось в судебных решениях, в том числе решенияхКонституционного Суда РФ. А так же мы рассмотрели понятие и виды государственной службы РоссийскойФедерации, принципы государственной службы, проблемы реформированиягосударственной службы. Можно сделать следующие выводы. Среди факторов,существенно снижающих эффективность кадровой работы в области государственнойслужбы, относятся: частые организационные перемены; недостаточно высокийуровень организации выполнения принимаемых решений; слабая разработанностьнормативно-правовой базы деятельности, межведомственное и внутриведомственноедублирование работы.
Исходя из противоречивогоразвития различных сфер жизнедеятельности российского общества, потребности их разрешенияактуальное значение приобретает поднятие на качественно новый уровень контроляв системе государственной службы. К актуальным его задачам в настоящее времяотносятся: определение оптимальности пределов контроля в работе руководителя;объем информации; обоснование критериев оценки контрольной деятельности;полнота и адекватность ее правового и организационного обеспечения; оптимизацияформ и методов. При этом в фокусе деятельности контрольных органов должнынаходиться проблемы материально-производственной и социальной сфер развитияроссийского общества.
Следует отметить, чтоважными принципами реформирования государственной службы являются еерентабельность и простота управления. Государство обязано беречь деньгиналогоплательщиков и не должно тратить их на программы, которые не даютнеобходимого экономического и морального эффекта. Такие программы должнызакрываться, а деньги должны быть возвращены в бюджет. Правительство обязаноэкономить средства и на свое собственное содержание. Это достигается разнымиспособами: модернизацией управленческих структур, сокращением штатовработников, делегированием части функций частным компаниям, повышениемстоимости услуг и товаров, представляемых государственным сектором.
Принцип простотыуправления вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативностиуправления, требующей упрощения управленческих структур, процедур выработки ипринятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц,ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.
Развитие современнойгосударственной службы идет в Российской Федерации в непростых условиях.Преодоление трудностей, вызванных как объективными обстоятельствами, так исубъективными факторами, требует глубокого научного осмысления процессов,происходящих в государственной службе. При этом непременным условием успешноговыполнения государственной службой возложенных на нее функций является наличиеквалифицированного кадрового корпуса.
В целом государственнаяслужба должна обеспечивать социальную стабильность, безопасность, эффективноефункционирование всей инфраструктуры, необходимой для развития экономики,работу учреждений народного образования, транспорта и всего, что нужно дляобеспечения жизни общества.
Государственная службадолжна играть главную роль в достижении предусмотренных Конституцией целей. Онанесет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдениепринципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан.Государственная служба обязана претворять в жизнь, определяемую демократическимпутем волю государства.

Списокиспользованной литературы:
1.   Конституция РФ от12.12.1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2.   Федеральный законот 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(ред. от 29.03.2008) //«Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, №31, ст. 3215.
3.   Федеральный законот 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РоссийскойФедерации» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ»,02.06.2003, № 22, ст. 2063.
4.   Агапов А.Б.Административное право. М., 2007. С. 928.
5.   Алехин А. П.,Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.М., 2006. С. 672.
6.   Атаманчук Г. В.Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.
7.   Воробьев В. В.Государственная служба: Проблемы становления и развития. М., 2000.
8.   Гришковец А. А.Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданскойслужбы в Российской Федерации. М., 2004.
9.   Комментарий кФедеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.
10. Конин Н.М.Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.
11. Коренев А. П.Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.
12. Мельников В. П.Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.
13. Мельников В. П.,Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыторганизации и современность. М., 2003. С. 508.
14. Овсянко Д. М.Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 448.
15. Черепанов В. В.Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 576.
16.  Абдулатипов Р.Г.,Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерации в истории России. Книга 1,2.-М.,1992-1993.
17.  Лейпхарт А. Демократия вмногосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.
18.  Проблемы теориигосударства и права. М., 1987. С. 120-126, 138.
19.  Синюкова Г. В.Законность. Правопорядок. Дисциплина (курс лекций по теории государства иправа) ч. 2. Саратов 1993 .
20.  К. С. Гаджиев.Политическая наука. М., 1995.С. 176-183.
21.  Словари (юридический,политологический).
22.  В. Н. Протасов. Теорияправа и государства. Проблемы теории права и государства. М., 1999.С. 145-155.
23.  А. В. Малько. Теориягосударства и права в вопросах и ответах. М., 2002. С. 157, 243-248.