Государственная служба (шпаргалка)

1. Гос. и муниц. упр. какспециальность высшего профессионального образования
     Специальность«Гос. и муницип. управление» дает квалификацию менеджергосударствен-ного и муниципального управления.
     Задачи подготовкиспециалистов:
     · формированиеспециалиста-менеджера, удо-влетворяющего условиям реформирования гос. службы вРФ;
     · преобладание управленческо-экономи-ческихдисциплин над политико-правовыми;
     · преобладание аналитических методовобоснования управленческих решений над полити-ческими;
     · подготовку специалистов, способных рабо-татькак в органах государственной власти, так и в некоммерческих и коммерческих орг-циях.
     После освоенияспециальности выпускник сможет:
     1.  Иметь четкое представление о системе иструктуре государственной власти и госуд-го устройства.
     2.  Свободно ориентироваться втенденциях развития экономики РФ, отдельных регионов.
     3.  Применять различные методыуправления в рамках полученной квалификации на предприятиях и организацияхразличных форм собственности.
     4.  Проводить аналитическую иисследова-тельскую работу, в т.ч. анализ экономического потенциала отдельногопредприятия.
     Процесс обучения на факультетепостроен на основе модульной системы (по 8 недель). Оценка знаний студентовосуществляется по пятибалльной системе за выполненные в период обученияписьменные работы (контрольные работы, рефераты, курсовые работы), что влияетна итоговую оценку по изучаемым дис-циплинам.
     Выпускники факультета проходят учебную,производственную и преддипломную практику. Выпускники имеют возможностьпродолжить свое обучение в аспирантуре.
2. Закон РФ «Об образовании»  (вред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)
     Подобразованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспита-нияи обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийсяконстатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных гос-вомобразовательных уро-вней (образовательных цензов).
     Право на образованиеявляется одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.Образование в РФ осу-ществляется в соответствии с законо-дательством РФ инормами международного права.
     Из ст.5 — 3. Государство гарантирует гражда-нам РФобщедоступность и бесплатность начального общего, среднего (полного) общегообразования и начального профессионального образования, а также на конкурснойоснове бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального ипослевузовского профессионального образования в госуд. и муниципальныхобразовательных учреждениях в пределах государственных образовательныхстандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
     Из ст.9 — 7. Нормативные сроки освоения основныхобразовательных программ в гос. и муниципальных образоват. учрежденияхопре-деляются настоящим Законом и (или) положе-ниями о соответствующих типах ивидах образовательных учреждений.
     Из ст.15 — 4. Освоение образовательных программ основного общего,среднего (полного) общего и всех видов профессионального образованиязавершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
3. Положение о ПФ СКАГС
     Филиал Федерального государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования«Северо-Кавказская академия государственной службы» в г.Пятигорске(ПФ СКАГС) является государственным учреждением высшего профессиональногообразования, осуществляю-щим подготовку, переподготовку и повышениеквалификации государственных и муниципаль-ных служащих, а также специалистов в областименеджмента, экономики и маркетинга.
    ФилиалФГОУ ВПО” Северо-Кавказская академия государственной службы” вг.Пяти-горске (ПФ СКАГС) входит в региональную сеть Российской академиигосударственной службы при Президенте Российской Федерации является структурнымподразделением Северо-Кавказской академии государственной службы, учебнымцентром Правительства Ставро-польского края.
    Профессиональнаядеятельность осуществля-ется на основании лицензии Министерства общего ипрофессионального образования A 001592 № 1557 от 01.12.2003 г. и свидетельствао государственной аккредитации № 1365 от 09.03.2004 г.
    За10-летний период своего существования Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказскаяакаде-мия государственной службы» в г.Пятигорске (ПФ СКАГС) стал одним изведущих вузов Ставропольского края.
4. Положение об орг-ции учебногопроцесса
     Настоящим Положением вводитсябалльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, преследующая следующиецели:
     — стимулирование систематической самост.работы студентов;
     — стимулирование творческой работыстуден-тов, активизация их исследовательской деят-ти, выходящей за обязательныйминимум учебного плана;
     — активизация самостоятельной работысту-дента, повышение эффективности внеауди-торных контактов преподавателя истудента;
     — насыщение учебного процесса различныминовыми подходами в изложении и оценке усвоения пройденного материала,достижение объективной и непрерывной оценки учебной ситуации в группе.
     По каждой дисциплине устанавливается свояшкала оценок за указанные виды работ (За успешное и своевременное выполнениевсех видов тестовых, домашних заданий, контроль-ных и курсовых работ, активноеучастие в практических, семинарских занятиях, предусмо-тренных учебным планом),система вычетов баллов за невыполнение работ в требуемые сроки. Такженачисляются баллы за оценки по текущему и промежуточному контролю.
5. Государственный образовательныйстандарт специальности. Основные положения
     1.Направление утвержденоприказом Министерства образования РФ от 13.01.96 № 12-ФЗ. 2. Степень (квалификация)выпускника – при окончании обучения присваивается квалификация:«Mенеджер». 3. Формы и сроки обучения: На базесреднего общего образования: дневная, 5 лет, заочная, 6 лет; На базе высшегообразования (второе высшее): заочная, 3 года;
     Описание специальности:
     — Область профессиональной деятельностиспециалиста — обеспечение эффективного упра-вленияорганизацией, организация систем управления, совершенствование управления всоответствии с тенденциями социально-экономического развития.
     — Объектами профессиональной деятельностиспециалиста являются различные организацииэкономической, производственной и социальной сферы, подразделения системыуправления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Онараспространяется также на научно-производственные объедине-ния, научные,конструкторские и проектные организации, органы государственного управле-ния исоциальной инфраструктуры народного хозяйства.
     — Специалист должен быть готов к следующимвидам деятельности, которыевыделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая,маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская,диагностическая, инновационная, методическая, консультационная,образовательная.
     — Экономист, освоивший основнуюобразовательную программу высшего профессионального образования по даннойспециальности, может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 — «Экономика и управлениенародным хозяйством», а также освоить различныеобразовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту имаркетингу в послевузовской образовательной системе.
6. Курсовые работы.
Содержание и основные требования
     Курсовая работа является отчетной формойобучения студентов с элементами само-стоятельного научного исследования. Вкурсовой работе студент должен показать наличие научных знаний по избранной имтеме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличиеэлементарных навыков и умений научного исследования.
     Содержание каждой курсовой работыопределяется самой темой, ее спецификой.
     Курсовая работа должна быть напечатана настандартном листе писчей бумаги в формате А4. Поля должны оставаться по всемчетырём сторонам печатного листа: левое поле – 3,5 см, правое — не менее 1 см, верхнее и нижнее — неменее 2 см,количество знаков на странице — примерно 2000. Текст должен бытьотформатирован. Рекомендуется использовать 14 размер шрифта, полуторныйинтервал.
     Все ошибки и опечатки должны бытьисправлены. Титульный лист оформляется по установленному образцу. Послетитульного листа помещается оглавление с указанием номеров страниц. Введениесодержит обоснование актуальности темы работы и основные ее характеристики(проблема, объект, предмет цель, задачи и методы исследования). Изложениематериала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Всеразделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следуетобращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа кпараграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу. Последняя страница работыподписывается студентом и ставится дата написания.
     Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа или внутритекстовых строк. Таблицы и рисунки должны иметь названия ипорядковую нумерацию. Список использованной лит-ры должен быть выполненв соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации,библио-течному и издательскому делу». 7. Обязательный минимум содержанияобразовательных программ по спец. «Гос. и муниц. управление»     Изучение основгосударственного управле-ния направлено на достижение следующих целей: 1.формированиеспециалиста-менедже-ра, удовлетворяющего условиям реформирова-ния гос. службы вРФ; 2. подготовку спе-циалистов, способных работать как в органахгосударственной власти, так и в некоммер-ческих икоммерческих организациях.
     Главная задача факультета – подготовкаспециалистов для органов государственного и муниципального управления,обладающих знаниями и умениями в таких областях деятельности, как экономика,менеджмент, право, информационные технологии, этика и психология управления,умеющих мыслить и действовать по-новому, в соответствии с новыми реалиямиокружающей жизни. Одновременно с этим студенты факультета должны хорошо разбиратьсяв кадровой политике, управлении государственной и муниципальной собственностью,владеть политическими технологиями и технологией связей с общественностью.8. Общеобразовательные и специальные дисциплины поспециальности «Гос. и муниц. упр.»
     К общепрофессиональными специальным дисциплинам относятся:
     Экономическаятеория; Финансы и кредит;
     Бухгалтерский учет; Основы аудита;
     Менеджмент;Экономика предприятия;
     Маркетинг;Мировая экономика; страхование
     Анализи диагностика финансово-хозяйствен-ной деятельности предприятия;
     Документированиеуправленческой деят-ти;
     Информационныетехнологии в экономике;
     Антикризисноеуправление;
     Экономич.психология; Деловое общение;
     Управление персоналом;
     Финансовый менеджмент; Логистика;
     Цены и ценообразование;Экология;
     Налоги иналогообложение;
     Предпринимательскоеправо;
     Налоговое право; Трудовоеправо;
     Специальные дисциплины:     Бизнес-план предприятия;
     Экономикаотрасли;
     Организация,нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли;
     Управлениекачеством;
     Экономиканедвижимости;
     Организацияпредпринимательской деятель-ности; Банковское дело;
     Налоговоепланирование;
     Практическийаудит (внутренний и внешний)
9.Квалификационная характеристика специалиста по гос. управлению
    Местное самоуправление, как новый институт власти, нуждается вспециалистах, владеющих новыми знаниями, умениями и навыками управления,способных осуществлять те функции, которые присущи власти.
     Областью проф. деятельности выпускника являетсяобеспечение эффективного управления различными структурами системы гос. и муниц.управления, организация и управление негосу-дарственными хозяйствующимисубъектами в соответствии действующим российским и международным правом всоответствии с принципами и тенденциями современного социально-экономическогоразвития.
     Специалист должен быть готов к следующим видамдеятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местомв системе управления:
     управленческая,организационная,
     работа с персоналом, экономическая,
     планово-финансовая, маркетинговая,
     информационно-аналитическая,
     проектно-исследовательская, образовательн.;
     диагностическая, инновационная,
     методическая, консультационная,
     Специалист должен обладать следующимизнаниями и навыками:
     — должензнать Конституцию РФ, федераль-ные законы применительно к исполнению своихдолжностных обязанностей, прав и ответствен-ности, Указы президента ипостановления РФ, иные нормативные правовые акты, регули-рующие развитиенаучной деятельности, научно-технической политики, основы экономики (в т.ч.макро и микроэкономики), организации производства и управления в условияхрыночных отношений, законода-тельство о государственной гражданской службе,правила делового этикета.
     — должениметь профессиональные знания, умения, навыки, а так же навыки: лидера, уменияработать с людьми, умения вести деловые переговоры, уметь контролировать ианализировать, владеть способностями подго-товки делового письма, уменияразрабатывать план конкретных действий, умения управлять проектами, уменияоперативно принимать и реализовать решения.
 
10.Предмет гос. и муниц. управления
каккомплекса учебных дисциплин
 
     Объектомизучения курса является государство как субъект управления в условияхформирования и функционирования смешанной экономики. Предметом изученияявляются теоретические и методологические основы организации и осуществления государственногоуправления: теории возникновения и развития государства, формы государственногоустройства, процесс, цели, функции, принципы, методы, органы государственногоуправления, государственное управление и бюрократия, государственная служба,функционирование налоговых служб. Особое внимание уделяется процессу выборасоциально-экономических целей, принципам и механизму использования основныхинструментов реализации государственной экономической политики.
11.Правовые основы новой российской государственности
     Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР остропоставили перед РФ проблему обеспечения самостоятельного госу-дарственногосуществования, задачи стано-вления новой российской государственности. В связис этим перед руководством страны остро встала задача поиска цивилизованнойсистемы ее государственного устройства в условиях современных преобразований —перехода к социально ориентированной рыночной экономи-ке и демократическимметодам руководства, создания правовой основы российской госу-дарственности.
    Законодательное оформление новой россий-ской государственности вначалешло постепен-но, путем принятия отдельных поправок к действующей КонституцииРСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этомотношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан —основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством,обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлоегосударственная идеология.
     Перед руководством России стояла стратегическая задача- воссоздание российской государственности.
     Российскоедемократическое государство сложилось после принятия Конституции 1993 года. Обэтом можно говорить с уверенностью, хотя процесс государственного строительстваникогда не может быть полностью завершен.
http://www.traktat.ru/tr/referats/id.12806.html
12. Современная система местногосамоуправления в России
     Организация местного самоуправления вхо-дитв круг фундаментальных проблем, функцио-нирования демокр-го общества игосударства.
     Европейская Хартияместного самоуправле-ния выделяет 4 основных признака, без кот-х не можетосуществляться местное самоуправление:
– власть, действующая в пределах,устано-вленных законом;
– наделение местного самоуправленияпра-вом самостоятельного распоряжения ресурсами;
– власть с четко обозначеннымифункциями в государстве;
– наличие выборных органов местногосамоуправления.
В настоящее время в России еще происходятпроцессы реформирования местного самоупра-вления. Учитывая этот процесс прифункциони-ровании современной модели местного само-управления в РФ должныучитываться след. признаки:
— на современном этапе развития российского гос-ва осуществляется переход отобщегосу-дарственной собственности к многообразию форм собствен-ти, включая имуниципальную.
— вРоссии производство представлено крупными предприятиями, где влияние их нажизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено кминимуму.
— вРоссии осуществляется, и по сей день не завершена, экономическая реформа.
— развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно.
     Органы местногосамоуправления делятся на органы общей компетенции, то есть местные органывласти, наделенные полномочиями осу-ществлять множество функций и решатьразлич-ные вопросы местного значения, и органы спе-циальной компетенции(функциональные, отра-слевые), создаваемые для выполнения какой-либо одной илиболее функции.
     Одним из главныхпризнаков новой модели местного самоуправления является ответ-ственностьпредставительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, переднаселением.
     Местного самоуправления осуществляетсягражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,через выборные и другие органы местного самоуправления. Именно этими формами иреализуется самостоятельность в решении местных проблем.     http://www.skags.ru/Damp/book165_6.pdf13. Цели, задачи, основные направлениямуниципальной реформы. Ключевая идея     Главная цельмуниципальной реформы — это приблизить власть к народу. Целимуниц. реформы, заявленные в посланииПрезидента РФ Федеральному Собранию в 2002, 2003 годах: во-первых, формированиеорганов местного самоуправления как можно ближе к населению, во-вторых,создание на местном уровне эффективно действующей системы оказания услугпубличной властью гражданам. В историческом плане прослеживается связь сЗемской реформой второй половины девятнадцатого века в России, в основе которойлежала хозяйственная (общественная) теория местного самоуправления,предусматривающая наличие «деполитизированных» местных органов, ставящих воглаву угла своей деятельности оказание услуг, «обслуживание» населения.
     Одна из главных задач муниципальной реформы – научиться считать деньги ииспользовать их с максимальной эффектив-ностью. Задачамуниципальной реформы состоит в том, чтобы все полномочия по обес-печениюжизнедеятельности граждан были
переданы на уровень, максимально приближен-ный к людям, где каждый из этихуровней власти обладал бы соответствующими механиз-мами, финансовыми средствамии собствен-ность для осуществления своих полномочий. В результатемуниципальная реформа должна обеспечить каждому человеку улучшение
качества жизни.
     Основные направления муниципальной реформы: формирование бюджетов городов,начисление заработной платы, совер-шенствование системы работы жилищно-коммунальногохозяйства.
     Ключевойидеей муниципальной реформы является новое качествоместной власти.
15. Что понимается под государственнойгражданской службой?
     Гос.гражданская служба РФ – это вид гос. службы, представляющей собойпрофессиональ-ную служебную деятельность граждан РФ на должностяхгосударственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочийфедеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц,замещающих гос. должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ(включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
     Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную гос. граждан-скуюслужбу и государственную гражданскуюслужбу субъектов РФ.
     Принципами гражданской службы являются:
1)приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2)единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы игражданской службы субъектов РФ;
3)равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданскойслужбе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы,национальности, происхождения, имущественного и должност-ного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест-веннымобъединениям, а также от других обстоятельств, не связанных спрофессио-нальными и деловыми качествами гражданского служащего;
4)профессионализм и компетентность граж-данских служащих;
5)стабильность гражданской службы;
6)доступность информации о гражданской службе;
7)взаимодействие с общественными объедине-ниями и гражданами;
8)защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в ихпрофессио-нальную служебную деятельность.
16. На какие категории и группы
     Если раньше госсужащие делились на 2категории А и В, то теперь должности гражданской службы подразделяются наследующие категории:
1) руководители — должности руководителейи заместителей руководителей государственных органов и их структурныхподразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительнойвласти и их структурных подразделений, представительств государствен-ныхорганов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срокполномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности,учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности,руководителям государственных органов, руководителям территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти и руководителям представительствгосударствен-ных органов в реализации их полномочий и замещаемые наопределенный срок;
3) специалисты — должности, учреждаемыедля профессионального обеспечения выполнения государственными органамиустановленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности,учреждаемые для организационного, информационного, документационного,финан-сово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельностигосуд. органов и за-мещаемые без ограничения срока полномочий.
     Должности гражд. службы подразделяются наслед. группы:
1)высшие должности гражданской службы;
2)главные должности гражданской службы;
3)ведущие должности гражданской службы;
4)старшие должности гражданской службы;
5)младшие должности гражданской службы.
     Должности категорий «руководители» и«помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущуюгруппы должностей гражданской службы. Должности категории«специалисты» подраз-деляются на высшую, главную, ведущую и старшуюгруппы должностей гражд. службы. Должности категории «обеспечивающиеспециалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группыдолжностей гражданской службы.
http://minyust.promo-lenik.com/admin/editor/editor/fz_ggs_rf/  !!! nb
 
17. Дайте определение понятиям     Муниципальная должность – это профессиональная деятельность граждан в  органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными, осуществляемая на оплачиваемой основе за счет средств местного бюджета. Муниципальная должность — это должность с установленными объемами полномочий и ответственностью в представительных и исполнительно-распоряди-тельных органах местного самоуправления.     Муниципальная служба – профессиональ-ная деятельность по обеспечению реализации прав, функций и полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления в интересах населения города в соответствии с Конститу-цией РФ, законодательными и нормативно — правовыми актами органов исполнительной вла-сти, положениями, решениями органов местного самоуправления.     Федеральный закон “Об основах муниципа-льной службы в РФ” от 8 января 1998 года. N 8-ФЗ устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ.
     К муницип.служащим относятся след. группы должностей:
     — высшие муниципальные должности,
     – главные муниципальные  должности,
     — ведущие муниципальные должности,
     – старшие муниципальные  должности,
     — младшие муниципальные должности.
     Муниципальным служащим являетсягра-жданин РФ, оплачиваемую должность ворганах местного самоуправления.    
     Муниципальным служащим, занимающиммуниципальные должности, присваиваются классные чины, которыеприравниваются к соответствующим классным чинам госу-дарственных служащих.
     18. Принципы организации и функциисистемы гос. службы
     Муниципальная служба  организуется и  действу-ет исходя из следующихпринципов:
1.Верховенства Конституции РФ и федераль-ных законов надиными  нормативно- правовы-миактами, должностными инструкциями по ис-полнениюмуниципальными служащими долж-ностных обязанностей и обеспечению их прав;
2.Обязанности  служащего  признавать,  соблю-дать  и защищать   свободы чел-а и гражданина;
3. Равного доступа граждан к муниципальной службе всоответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
4.В  органах  местного самоуправления не обра-зуются структуры  политических партий.      
     При исполнении  должностных обязанностей муниципальный служащий руководствуетсядействующим законодательством и не связан с решениями партий,политических движений и иных общественных объединений.
5.Ответственности муниц-ных  служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, невыполнение илиненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей;
6.Гласности в осуществлении муниц. службы;
7.Профессионализма и компетентности муни-ципальных служащих;
8.Правовой и социальной защищенности муни-ципальных служащих;
9.Стабильности муниципальной службы; фор-мирования персонала органов местногосамоуправления с учетом национального соста-ва муниципального образования.
     Вообще,если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная. Дея-тельностьнаправлена на все сферы муни-ципального образования. Прежде всего, этофинансовая сфера (разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении,непосред-ственное обеспечение местного бюджета). Далее, разработка иорганизация социально-экономических программ развития территории и обеспечениеих реализации; разработка норма-тивно-правовых актов по вопросам местногозначения; управление и распоряжение муници-пальной собственностью. Не менееважная функция – это руководство муниципальным здравоохранением,эксплуатация муниц-го жилищного фонда, объектов коммунального и дорожногохозяйства и другими муниц. предприятиями, организациями, учреждениями. И,наконец, важнейшая функция – осуществле-ние полномочий органов гос.власти, переданные федеральными законами или законами субъекта РФ содновременной пере-дачей необходимых материальных и финансо-вых средств.
     Следовательно, под функциями муници-пальной службы следуетпонимать основные направления практической реализации право-вых норминститута муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целейправового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службойсвоей социальной роли и государ-ственно-правового назначения.