Содержание
Введение
Глава 1. История развитиягосударственной службы занятости
Глава 2. Роль Федеральной службы по труду и занятости нарынке труда
Глава 3. Эффективность деятельности государственных службзанятости
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Всистеме рыночных отношений важное место занимает рынок труда. Область труда –значительная и многоплановая отрасль экономической и социальной жизни общества.Она включает как рынок рабочей силы, так и использование трудовых ресурсов вобщественном производстве. На рынке труда присуждается оценка стоимость рабочейсилы, определяются требования ее найма, также величина заработной платы,условия труда, допустимость получения образования, профессионального роста,гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает главные тенденции в динамикезанятости, ее основных структурах, в общественном распределении труда, а такжемобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Отношения,сформировавшиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономическийхарактер, они затрагивают потребности большинства населения страны
Важнейшимшагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание вначале 90-х годов государственной службы занятости – ГСЗ (до 1996 г. — Федеральная служба занятости).
Почтивековая история развития ГСЗ в рыночных экономиках убедительно доказала ееспособность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономическийподъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных квызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось отподдержания высокого статуса данного института.
Задостаточно короткий промежуток времени отечественная ГСЗ пережила, если можнотак выразиться, и взлет, и падение.
Объектомизучения является Федеральная служба по труду и занятости.
Предметомизучения являются экономические, социальные и финансовые отношения, возникающиев сфере реализации государственной социальной политики в области регулированиязанятости населения.
Цельюкурсовой работы является изучение эффективности работы государственной службызанятости.
Чтобыдостичь поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть историю развитиягосударственной службы занятости;
2. проанализировать функции и значениеФедеральной службы по труду и занятости в современных условиях;
3. проанализировать эффективностьдеятельности Федеральной службы по труду и занятости.
В работебыли использованы статистические материалы, статьи из периодических журналов,работы отечественных исследователей, нормативное законодательство.
Работасостоит из 3-х глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.История развития государственной службы занятости
Вотличие от западных стран, где система государственной службы занятости (ГСЗ) развиваласьодновременно с эволюцией взглядов общества на политику занятости в целом, вРоссии она складывалась на фоне отсутствия целостной концепции политикизанятости, что на практике привело к постепенному снижению приоритетностипроблемы безработицы.
Первый этап(с 1991 до середины 1995 г.) – период бурного развития ГСЗ. Реальнаяперспектива массовой безработицы и отсутствие специализированнойгосударственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданиюновых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения,учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраиваетсявертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабахстраны, ее региональных и районных органов[1].
Быстромустановлению ГСЗ способствовало не только наличие значительных финансовыхресурсов в образованном ГФЗ, но и получение кредитов международных финансовыхинститутов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническоеоснащение структур службы занятости, наем персонала, его обучение современнымметодам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опытак российским условиям.
На протяжении первой половины 90-х годовбезработица росла высокими темпами: численность безработных (по методологииМОТ) увеличилась на 66%, а регистрируемых безработных – в три раза. Повышениевостребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрывамежду общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 г. в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% общего числа безработных, то в 1995 г. – 38,3%[2].
Тотпериод характеризовался быстрым накоплением технического и ресурсногопотенциала службы занятости. В значительной степени это было обусловленоактивной деятельностью Федеральной службы занятости России, ставшей главным идеологоми генератором новых идей, распространяемых по всей вертикали, координатором и«проводником» программ, реализуемых в регионах.
Федеральнаяслужба занятости была образцом нового государственного института, где удачносочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших изМинтруда России (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодыхспециалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров. Общаячисленность специалистов, занятых в национальной системе ГСЗ, увеличилась за1993 — 1995 гг. более чем на 30% (с 27тыс. до 35,5 тыс. человек)[3].
Характернойчертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, вкоторых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживаниябезработных. К середине 90-х годов удалось полностью компьютеризировать органыГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, аспециалистам этой службы – получить соответствующее образование. По существу, вте годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работепрогрессивные технологии.
В самомначале 90-х уровень безработицы рассчитывался только по данным отчетностиорганов службы занятости, регистрировавших обратившихся граждан. Хотя обследованиерабочей силы, позволявшее рассчитать показатель общей безработицы пометодологии МОТ, стало проводиться с осени 1992 г., его итоги открыто не публиковались, а распространялись среди специалистов в качестведополнительной информации[4].
Только всентябре 1994 г. руководитель Федеральной службы занятости России впервыеозвучил два показателя – регистрируемую и общую безработицу. Но в отчетах о деятельностиГСЗ и при разработке программ содействия занятости по-прежнему использовалисьпоказатели регистрируемой безработицы, хотя, будучи заниженными, они камуфлировалиистинную социальную цену реформ. Несмотря на почти 50%-ный спад в экономике,уровень регистрируемой безработицы в 1995 г. не превысил 2,5%.
Второйэтап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этотпериод отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовыхреализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗреально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограниченийвследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощимеждународных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональныхбюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленныйею потенциал – обесцениваться. К началу 2000 г. стало очевидным, что ресурсные и творческие возможности ГСЗ практически исчерпаны[5].
Мировойопыт свидетельствует: при снижении влияния государства на сферу занятостипроблемы безработицы обостряются. За 1995-1999 гг. численность безработных (пометодологии МОТ) увеличилась почти на 3 млн. человек, уровень безработицы вотдельные периоды достигал 15,3%, а многие регионы переступили порог 20%-нойбезработицы[6].
Уровеньрегистрируемой в органах ГСЗ безработицы, самый значительный в 1996 г. (40%), резко упал уже в следующем году (до 24,7%). В дальнейшем он продолжал снижаться,достигнув к началу 2000 г. – 19,7 %.
Данныйпериод характеризовался увеличением продолжительности безработицы,формированием очагов высокой безработицы во всех субъектах РФ, за исключениемМосквы и Санкт-Петербурга. Во второй половине 90-х годов практически каждыйрегион по показателям безработицы представлял собой мини-Россию с таким же (какмежду ее субъектами) десятикратным разбросом соответствующих показателей междурайонами. Местные органы службы занятости были не в силах изменить ситуацию.
Совторой половины 90-х годов государство в лице федерального центра постепенноотстранялось от политики защиты безработных, переложив практически всюответственность на регионы, но без соответствующей ресурсной подпитки(финансами и кадрами). В чем это выразилось?[7]
Во-первых,в 1996 г. Федеральная служба занятости как самостоятельная государственнаяструктура, осуществляющая политику защиты от безработицы, была упразднена, а еесотрудники и функции переданы Министерству труда и социального развития РФ. Ксожалению, координирующая роль Центра при этом была утеряна. Структурное подразделениеМинтруда, в ведение которого перешло управление национальной сетью органовслужбы занятости, вместо целостной, стратегически выверенной политики фактическизанялось латанием Финансовых дыр в отдельно взятых регионах. Общение Центра срегионами стало избирательным, а межрегиональная координация и вовсеприостановилась из-за нехватки средств. Прекратилось изучение не толькопередового зарубежного опыта (на Западе в этот период качественно менялисьметоды обслуживания безработных), но и отечественного. Модельные центры занятости,мультиплицировавшие прежде эффективные технологии превратились в рядовые, малочем отличающиеся от районных.
Во-вторых,несмотря на рост безработицы и усиление потребности в услугах ГСЗ, численностьее сотрудников за 1997-1999 гг. сократилась на 3,9 тыс. человек (с 39,1 тыс. до35,2 тыс.). Это увеличило и без того чрезмерную нагрузку на ее работников, что,естественно, привело к снижению качества оказываемых услуг.
В-третьих,система мониторинга рынка труда развивалась изолированно от деятельности ГC3, которая при анализе рынка труда иформировании программ содействия занятости оперировала показателями собственнойадминистративной статистики, не отражающей реальной ситуации. Результатыгосударственного мониторинга социально-трудовой сферы открыто не обсуждались и,главное, не использовались при разработке мер государственной политикизанятости. Была потеряна самостоятельность при принятии решений на региональноми местном уровнях. Эффективность программ никем не отслеживалась.
Посуществу, не оценивалось, каким образом выполняется главная функция ГСЗ –посредничество в трудоустройстве, хотя именно от этого зависит эффективностьиспользования человеческого капитала (в случае успешного решения данной задачиу безработных сокращается период незанятости, а у работодателей ускоряетсяпроцесс заполнения вакансий; выигрывают обе стороны трудовых отношений иэкономика в целом).
Эффективностьвыполнения ГСЗ этой функции зависит от множества факторов: в том числе, отустановленного законодательством порядка регистрации безработных, системы и сложившейсяпрактики регистрации вакансий, рекламы услуг, методов подбора кандидатов длязаполнения вакансий из числа безработных, соотношения индивидуальных методов работыс безработными и самопомощи[8].
В Россиис учетом ограниченности информации, получаемой по официальным каналам,эффективность данной функции можно определить лишь самым приблизительным образом– по доле безработных, регистрируемых в органах ГСЗ, количеству вакансий,сообщаемых работодателями в органы службы занятости, и уровню трудоустройствапретендентов на рабочие места. Приходится признать, что даже в самые лучшиегоды (1996-1997) этот показатель не превышал 40%[9].
Нынешнийэтап (с 2001 г.) характеризуетсякардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защитыот безработицы. С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ и ликвидациейфонда занятости финансирование всех мер по трудоустройству населения сталоосуществляться из средств федерального бюджета. На наш взгляд, упразднение ГФЗбыло продиктовано стремлением усилить контроль за расходованием средств исократить налогообложение работодателей[10].
В 2001 г. впервые за последние шесть лет удалось обеспечить регулярность и своевременность выплатпособий всем безработным вне зависимости от места их проживания (в депрессивномили благополучном регионе) и семейного положения. К сожалению, реформированиезатронуло лишь финансовую составляющую системы ГСЗ и не коснулось содержания икачества работы ее институтов, не привело к переориентации от пассивных формподдержки безработных к активной политике занятости.
Новый порядокфинансирования внес еще большую неопределенность а статус ГСЗ, что вызвалоотток квалифицированных кадров, усложнив работу оставшихся сотрудников. Оплататруда работников районных и городских центров занятости, непосредственнообслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза. Если во временасуществования ГФЗ их заработок (включая стимулирующие надбавки) был сопоставимс заработком госслужащего, то с 2001 г. оплата их труда стала устанавливатьсяпо Единой тарифной сетке, а поощрительные выплаты отменили. По этой причинеобъявленное в 2001 г. сокращение аппарата ГСЗ на практике обернулосьдобровольным уходом около 1,5 тыс. высокопрофессиональных кадров, многие изкоторых оказались востребованными в органах исполнительной власти своихрегионов. Можно было предположить, что в перспективе ГСЗ столкнулось бы снехваткой квалифицированных кадров, усилением текучести персонала, посколькудалеко не каждый желающий работать е службе сможет выдержать колоссальнуюфизическую и психологическую нагрузку. Чтобы восстановить потери такого рода,государству потребуется немало времени и средств.
Представлялосьвозможными два варианта развития ГСЗ[11].
Первый –дальнейшая деградация службы занятости, перевод ее в разряд«конторы», оказывающей социальную помощь безработным (выплаты пособийпо безработице) и обслуживающей любые категории населения, которые государствообъявит уязвимыми, а выплаты им – «горящими» и приоритетными. Внастоящее время такие категории уже обозначились. Это – подростки (в рамкахгосударственной программы борьбы с детской беспризорностью); призывникиальтернативной военной службы, трудоустройство которых государство уже готововозложить на службу занятости и финансировав за ее счет. В перспективе к ниммогут присоединиться лица без определенного места жительства и бывшие заключенные.Главный контингент службы занятости – безработные – отодвигаются на второй илитретий план в силу того, что численность сотрудников органов ГСЗ будетпо-прежнему сокращаться вследствие административной реформы и оттока кадровиз-за низкой зарплаты. Оставшиеся кадры объективно окажутся не в состоянии обслужитьвсе категории населения и приоритет в работе отдадут тем, за которыми будетстоять административный ресурс.
Второйвариант – укрепление позиций ГСЗ как института рынка труда, развитие имодернизация главных функций при работе с ее основными клиентами –безработными, как это, делается в развитых странах, взятых за образец присоздании отечественной системы защиты от безработицы в начале 90-х годов. Тогданеобходимо воссоздать ГСЗ в качестве самостоятельного государственного институтаи придать ее сотрудникам, в том числе в региональных и районных структурах,статус государственных служащих, выполняющих задачи общенационального значения.
Нафедеральном уровне ГСЗ должна стать основным разработчиком политики защиты отбезработицы и координатором деятельности государственных и общественныхинститутов, участвующих в формировании полной и эффективной занятости в стране;соответствующий орган ГСЗ на уровне субъекта Федерации – распорядителемвыделенных бюджетных средств и основным разработчиком региональных программсодействия занятости, тесно взаимодействующим с местными органами власти,работодателями и общественными организациями на данной территории.
Глава 2. Роль Федеральнойслужбы по труду и занятости на рынке труда
Федеральная служба потруду и занятости является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости иальтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфересодействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции иурегулирования коллективных трудовых споров[12].
Федеральная служба потруду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актамиМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, атакже Положением о Федеральной службе по труду и занятости.
Функции Федеральнойслужбы по труду и занятости[13]:
– осуществлениегосударственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательстваработодателями (см.табл.2.1);
– оценка состоянияи прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынкетруда;
– разработка иреализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных,городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихсяпод риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите ииспытывающих трудности в поиске работы;
– содействиегражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимыхработников;
– организациямероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональнойориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации безработных граждан (см.рис.2.1);
– осуществлениесоциальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения понаправлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощибезработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органамислужбы занятости бесплатно.
Таблица 2.1
Основные показателиработы государственных инспекций труда за 9 месяцев 2008-2009 года[14]№ пп Показатели РФ 2008 год 2009 год 1 2 3 4 1 Проведено проверок, всего 171163 166204 * из общего количества проверок проведено совместно с: * * 2 прокуратурой 17132 15890 3 органами технологического надзора 1660 999 4 органами по труду 12657 9541 5 профсоюзами 7359 5522 6 Количество выявленных в ходе проверок всех видов нарушений трудового законодательства, всего 1391926 1069419 7 Выдано предписаний об устранении нарушений, всего 152678 133349 8 Направлено по результатам проверок в органы прокуратуры материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, всего 10682 10033 * в том числе: * * 9 в связи с несчастными случаями на производстве 10009 8551 * по ним: * * 10 возбуждено уголовных дел 180 169 11 осуждено судом виновных лиц по ст. 143 УК РФ 34 19 12 за нарушение норм по оплате труда 618 1432 * по ним: * * 13 возбуждено уголовных дел 12 47 14 осуждено судом виновных лиц по ст. 145-1 УК РФ 3 10 15 Наложено административных штрафов на должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 84571 96023 16 Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. 323695 436436 17 Оформлено протоколами решений о временном запрете: * * деятельности структурных подразделений и производственных участков организаций (един.) 175 172 эксплуатации оборудования, зданий, сооружений (един.) 1782 1465 18 Направлено в суды требований о ликвидации (прекращении деятельности) организаций или их производственных подразделений из-за нарушений требований охраны труда, всего 31 47 * из них: * * 19 принято судами решений о ликвидации (прекращении деятельности) организаций или их производственных подразделений 22 7 20 Отменено по требованию госинспекторов труда незаконных приказов об увольнении работников (случаев) 1525 1544 21 Отменено по требованию госинспекторов труда незаконных дисциплинарных взысканий работников (случаев) 2791 2308 22 Оформлено по требованию госинспекторов труда трудовых договоров с работниками 45763 22610 23 Принято на личном приеме граждан 204575 321066 24 Количество разъяснений и консультаций, данных работодателям и работникам по вопросам применения норм трудового законодательства 153054 269214 25 Оказана правовая помощь гражданам при подготовке их исков по трудовым делам в суд 2151 6482
/>
Рис.2.1 Услуги службызанятости по профориентации[15]
Работу ГСЗ возглавляетфедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральную службу потруду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность иосвобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлениюМинистра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. РуководительФедеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность заосуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы потруду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемыхот должности Министром здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации по представлению руководителя Службы[16].
Федеральная служба потруду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через своитерриториальные органы во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями ииными организациями.
В 2007 г. ГСЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода вИнтернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной властиРоссийской Федерации, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуютгосударственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободноизбранной занятости населения, включающую[17]:
– разработку мерфинансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных нарациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов,развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибкихрежимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
– правовоерегулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересовграждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшеесовершенствование законодательства о занятости населения; совершенствованиеразработки и реализации федеральной и территориальных программ содействиязанятости населения; создание и развитие инфраструктуры рынка труда;
– совершенствованиеразработки и реализации федеральной и территориальных программ содействиязанятости населения;
– создание иразвитие инфраструктуры рынка труда;
– внедрениеэффективных механизмов проведения активной политики занятости населения,включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию(распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля ихпредыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста идругих социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболееэффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынкетруда) безработных граждан;
– оказаниесоциальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными(см.табл.2.2).
Таблица 2.2
Основныенаправления использования финансовых средств на реализацию политики занятости[18]Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан Организация общественных работ Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, 8 том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития предпринимательской деятельности безработных граждан Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение Информационно-справочная и редакционно-иэдательская деятельность по вопросам занятости населения Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально-бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий
Дляфинансирования мероприятий,связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере трудаслужба занятости использует выделяемые средства федерального бюджета, средствабюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальныхобразований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (какдополнительные).
Например,Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008г. №1089 «Опредоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижениенапряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»,предусмотрено направить в 2009 году 43,7 млрд. рублей на предоставлениесубсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительныхмероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектовРоссийской Федерации.
За 9 месяцев 2009 годасубъекты Российской Федерации заключили договора на общую сумму 27,7 млрд.рублей или 79,8% от заявленных в Программах средств, что на 7,8% больше, чем запериод январь-август 2009 года. Ими организована широкомасштабная работа посозданию условий для временной занятости и опережающего обучения (переобученияи повышения квалификации) лиц, находящихся под риском увольнения, а такжеразвития предпринимательской инициативы безработных и оказания адреснойподдержки при переезде на работу в другую местность[19].
Глава 3. Эффективностьдеятельности государственных служб занятости
Прежде всего рассмотримсостав обращающихся к услугам ГСЗ за содействием в поиске работы (см.табл.3.1).
Таблица 3.1
Общая численность исостав обратившихся в поиске работы[20]Год Всего, тыс. человек Из них по принадлежности «занятиям, в % от общей численности занятые трудовой деятельностью учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время не занятые трудовой деятельностью : в том числе ранее не работавшие имеющие длительный (более года) перерыв работе 2001 4745,9 3,7 27,1 69,2 16,1 16,4 2002 5523,7 3,7 28,2 68,1 16,2 15,4 2003 5797,1 3,4 25,3 71,3 16 15,5 2004 6033,9 3 24,3 72,7 17 18,5 2005 6603,6 2,6 22,4 74,9 18,6 20,5 2006 6438 2,7 19 78,3 19,3 22,4 2007 6177,6 3 18,1 78,9 19,8 23,8 2008 6136,4 4,4 19 76,6 19,3 23,9
Приведенныеданные весьма отчетливо характеризуют специфику контингента, обращавшегося вэти годы к услугам службы занятости. В его составе:
– крайне мало тех(3-4%), кто имея работу, хотел бы ее поменять или дополнить совместительством;
– заметна доляучащихся (старшеклассников и обучающихся в профессиональных учебныхзаведениях), желающих работать в свободное от учебы время (28-18%);
– преобладают,причем с тенденцией нарастания (68-79%), не имеющие работы, среди которых всовокупности около половины (44-56%) приходится на ранее не работавших илиимевших перерыв в работе продолжительностью свыше года.
Несмотряна тенденцию нарастания, лица с трудовым стажем к настоящему времени лишьслегка превысили 3/5 общей численности обращавшихся за содействием втрудоустройстве. При этом среди них постоянно семь из 10 были рабочие, аостальные трое – специалисты и служащие.
В этойсвязи важно отметить, что начиная с 2003 г., когда в отчетах службы занятости стала показываться вся сумма вакансий, которыми она располагала всоответствующем году (число вакансий на начало года + заявки, поступившие отработодателей в течение года), в данной сумме свободные места для рабочихсоставляли 80-81 %.
Такоесостояние спроса на рабочую силу, характерное для службы занятости, в сочетаниис составом предложения (см. табл. 3.1), в котором наблюдается совокупное (около60%) преобладание ранее не работавших, имеющих длительный перерыв в работе, иучащихся, желающих работать в свободное от учебы время, предопределяетспецифику трудоустройства при ее посредстве (см. таблицу 3.2).
Таблица3.2
Нашедшиеработу при содействии службы занятости[21]Год Всего тыс. человек Из них трудоустроены, в % на постоянную работу на временную работу 2001 3199.4 45,7 54.3 2002 3740.5 45,7 54.3 2003 3877.5 49,7 50.3 2004 4026.9 49.6 50,4 2005 4154.4 48,9 51.1 2006 4075,8 52.6 47,4 2007 3937.1 53,5 46,5 2008 3961.3 50,8 49,2
Какследует из приведенных сведений по формам трудоустройства, наблюдается заметныйсдвиг в пользу постоянной работы, благодаря чему в последние три года она сталапреобладающей, но ее превосходство пока еще мизерно.
Послеобшей характеристики контингента обращающихся к услугам государственной службызанятости за содействием в трудоустройстве, возможностей службы и ихиспользованием обратимся к той части контингента, которая согласно Федеральномузакону „О занятости населения в Российской Федерации“ можетпретендовать на официальный статус безработного.
Представимосновные обобщенные сведения об ежегодном формировании и движении контингентабезработных (см. таблицу 3.3).
Таблица3.3
Численностьзарегистрированных безработных[22]Год Состояло на учете на начало года Признано безработными Численность с начала года Сияло с учета в течение года Состояло на учете на конец года Тыс. человек в % Тыс. человек в % Тыс. человек в % тыс. человек в % тыс. человек В % 2001 1263,4 39 1974,7 61.0 323S.1 100 2201,1 68 1037 32.0 2002 1037 31,6 2243,4 68,4 3280,4 100 2157.7 65,8 1122,7 34.2 2003 1122,7 30,5 2552,8 69,5 3675.5 100 2366.1 64,4 1309.4 35.6 2004 1499.8 35.3 2752,8 64,7 4252.6 100 2613.7 61,5 1638.9 38.5 2005 1638,9 33,5 3255.3 66.5 4894,2 100 2973.9 60.8 1920.3 39.2 2006 1920.3 36,6 3325,6 63,4 5245.9 100 3415.8 65.1 1830.1 34.9 2007 1830,1 36.6 3165,5 63.4 4995.6 100 3253.6 65.1 1742.0 349 2008 1742.0 38,1 2829,1 61.9 4571.1 100 3018.1 66.0 1553.0 34.0 Индекс 2008/2001 1,38 1,43 1,41 1,37 1,5
Итоговыеданные за рассматриваемый период о динамике использованных показателейрегистрируемой безработицы (последняя строка таблицы 3.3) свидетельствуют отом, что наименьший рост произошел среди численности снимаемых в течение года сучета, а наибольший – среди тех, кто к концу года продолжает оставаться научете как безработный.
По-видимому,во многом это объясняется спецификой спроса на рабочую силу, охватываемогослужбой занятости, для которого характерно преобладание массовых и, самоеглавное, малооплачиваемых работ в условиях постоянно растущих требований коплате труда. Этим же вызван и характер динамики направления безработных напрофессиональное обучение как все менее связываемое ими с желательным трудоустройством.Соответственно налицо и снижение обращаемости к профориентационным услугам,предшествующим направлению на профобучение (см. таблицу 3.4).
Таблица3.4
Профессиональнаяориентация и направление на обучение безработных[23]Год Численность безработных, тыс. человек получившие услуги с ориентацией на обучение : направлены на обучение 2001 373.1 320,8 2002 381.3 347,2 2003 337,1 317,2 2004 400,7 362,8
2005
2006 404,8 368,1 2006 345.9 318,0 2007 296.0 270,6 2008 269.8 261,5
Чтобы получить основноепредставление о профессиональной учебе безработных по линии государственнойслужбы занятости, начнем с самых общих показателей, свидетельствующих о том,когда, сколько и где проходили это обучение (см. приложение 1).
Судя поданным, приведенным в приложении 1, в профессиональном обучении как формыпомощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь,но и в целом выступает главным образом как организатор обучения. Ведь доля вобучении ее собственных учебных центров все эти годы не достигала и 20%, причемпо контингенту рабочих профессий она была слегка (около 2 п. п.) ниже, а поспециальностям – немного (в пределах 5-7 п. п.) выше.
Посмотримкак выглядит само обучение. В таблице 3.5 представлена таблица, характеризующаяосновные формы обучения.
Какследует из данных таблицы 3.5, по своим масштабам в рабочих профессияхпостоянно выделялись профессиональная подготовка и переподготовка, а поспециальностям – профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Таблица 3.5
Формы профессиональногообучения безработных[24]Год По рабочим профессиям Общая численность закончивших обучение, тыс. человек из них по формам обучения, в % от обшей численности получили профподготовку прошли переподготовку освоили вторые (смежные) профессии повысили квалификацию 2004 269,8 46 36,5 7,9 9,6 2005 263 47,8 35,8 6,4 10 2006 230,6 50,8 34,3 5,6 9,4 2007 221,6 51,4 33,6 5,2 9,8 2008 189,4 52,2 37,8 – 10 Год По специальностям Общая численность закончивших обучение, тыс. человек из них по формам обучения, в % от обшей численности прошли профподготовку повысили квалификацию прошли стажировку (как самостоятельный вид обучения) 2004 91,3 58,5 34,1 7,4 2005 96,4 56,6 35,5 7,9 2006 84 57,9 32,8 9,3 2007 72 57,1 32,8 10,1 2008 61,2 60 40 –
Каковаэффективность обучения?
Ксожалению, в отчетах службы занятости, нет каких-либо данных о том, сколько изокончивших обучение в том же году трудоустроены и тем более, в какой мере этотрудоустройство связано с конкретным профилем обучения. Поэтому для оценкиэффективности обучения пришлось ограничиться сравнением общего уровнярегистрируемой безработицы по состоянию на конец соответствующего года иуровня, рассчитанного нами для закончивших профессиональное обучение (см. таблицу3.6).
Таблица 3.6
Уровеньрегистрируемой безработицы (в процентах)Год
По всем состоявшим на учете безработным1
По закончившим обучение2 в целом по рабочим профессиям по специальностям 2000 1,5 1,5 2001 1,7 2,3 2002 1,9 2,3 2003 2,4 1,9 1,4 3,5 20О4 2,8 1,6 1,2 2.9 2005 2,7 1,2 0,9 2,1 2006 2,5 1,2 0,9 1,8 2007 2,2 1,3 1,2 1.8 2008 2,0 Январь –октябрь 2009 г. 2,7
1Расчет по отношению к численностиэкономически активного населения трудоспособного возраста.
2Отношение численности признанных вэтом году безработными из числа закончивших в нем профессиональное обучение понаправлению службы занятости к общему их числу.
Согласноприведенным данным, начиная с 2003 г. можно выделить два момента. Во-первых, позакончившим обучение уровень безработицы заметно ниже общего ее уровня. Во-вторых,среди обучавшихся по специальностям этот уровень оказался в 2,5-1,5 раза выше,чем по рабочим профессиям. Очевидно, это отражает специфику современногосостояния рынка труда в той его части, которая охватывался службой занятости.
Заключение
На основании проведенногокурсового исследования можно сделать ряд следующих выводов.
Во-первых,в истории развития государственной службы можно выделить 3 этапа развития.Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) – период бурного развития ГСЗ.Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированнойгосударственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданиюновых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения,учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраиваетсявертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости вмасштабах страны, ее региональных и районных органов.
Второйэтап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этотпериод отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовыхреализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗреально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограниченийвследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощимеждународных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональныхбюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленныйею потенциал – обесцениваться.
Нынешнийэтап (с 2001 г.) характеризуетсякардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защитыот безработицы.
Во-вторых, современнаяФедеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять функции поконтролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданскойслужбы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятостинаселения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированияколлективных трудовых споров. Совместно с различными министерствами,общественными фондами, работодателями служба организует и реализует проекты посодействию гражданам в поиске подходящей работы, проводит курсы переобучения,повышения квалификации и т.д. Функционирование деятельности службыфинансируется за счет бюджетов различных уровней.
В-третьих, как мыопределили, нет методики оценки эффективности деятельности государственнойслужбы. Об ее эффективности можно судить по косвенным показателям: уровеньбезработицы, число зарегистрированных безработных, число обученных и т.д. Впрофессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных службазанятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образомкак организатор обучения.
Список использованнойлитературы
1. Положение оФедеральной службе по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30июня 2004 г. № 324 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559).
2. Боровина В.С. Занятостьнаселения. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
3. Бородин Ю. Какрассчитать экономическую эффективность трудоустройства // Человек и труд, 2005.– №7. – С.39-40.
4. Дубова О. Рольслужбы занятости в самоопределении молодежи // Человек и руд, 2007. – №1. –С.37-39.
5. Остапенко Ю.М.Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
6. Попов А.Д.Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2001-2008 годы// Вопросы статистики, 2009. – №2. – С.38-43.
7. Филатова А.В.Административные регламенты исполнения федеральной службы по труду и занятостигосударственной функции по контролю надзору // Трудовое право, 2008. – №7. –С.19-22.
8. Четвернина Т.Государственная служба занятости: архаика или живой организм или ренессанс //Человек и труд, 2002. – №12. – С.26-35.
9. Четвернина Т.Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004.– №3. – С.38-54.
10. Федеральнаяслужба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
11. Федеральная службапо труду и занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.rostrud.info/
Приложение 1
Сводные показателипрофессионального обучения безработныхГод Общая численность закончивших обучение, тыс. человек В том числе по категориям образовательных учреждений, в % от общей численности на учебно-производственных базах организаций и на рабочих местах в учрежде-ниях начального профобразования в учреж-дениях среднего профобразования в учреж-дениях высшего профобразования в учебных центрах службы заня-тости в других учреж-дениях дополни-тельного профобразования 2001 288,2 31,0 21,5 13,9 16.7 16,9 2002 342.0 19.1 21.9 8,5 5.6 17,5 27,9 2003 365.3 16.5 22,8 %2 4,4 18.9 29.2 2004 361,1 14,7 23,1 8.5 4,3 19,4 30.1 2005 359,4 13,6 23,2 8.8 4,5 19,2 30,7 2006 314.7 12.9 25,3 8.6 4,2 17.2 31.8 2007 293.6 13,0 25,2 9,0 4.1 16,3 32.4 2008 252.0 По рабочим профессиям 2004 269.8 15,9 28,6 7,5 22 17,1 28.6 2005 263.0 14,6 29,3 8.0 2.4 17,0 28.6 2006 230,6 13.5 31,8 7,7 2.1 15,0 29.9 2007 221,6 13,2 31,4 8.1 2,1 14,6 30.6 2008 По специальностям 2004 91.3 11.1 6,6 11,3 10,5 26,1 34.5 2005 96.4 10,8 6,8 11.0 10.2 25,1 36,1 2006 84.0 IU 7,4 11,1 10,2 23.3 36,9 2007 72.0 112 6.3 11.8 10.2 21,5 37.9 2008