Государственная собственность на землю в Российской Федерации

ПЛАН
Введение
1. Понятие и виды государственнойсобственности на землю
2. Разграничение государственнойсобственности на землю3. Федеральная собственность на землю. ПолномочияРоссийской Федерации в области земельных отношений4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации.Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
ЗаключениеСписок использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Принцип многообразия форм земельной собственностиполучил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно вКонституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия являетсягосударственная собственность на землю.
Государственнаясобственность на землю в России практически всегда играла особую роль. Всоветское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей странереформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетияподходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результатеэкономических и политических преобразований государственная собственностьутратила свое исключительное положение и получила статус одной из формсобственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всюсистему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новыеподходы к характеристике государственной собственности на землю.
Участиегосударства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится напринципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено сувереннымиправами, политической властью.
Всоответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФпризнаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится внеразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимостьпроведения разграничения государственной собственности на землю. От того, какбудет проходить этот процесс и каковы будут его результаты, зависит развитиерегионов и государства в целом.
Объектомисследования данной контрольной работы является система законов и другихнормативно-правовых актов, регулирующих государственную собственность.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правомочийсобственника субъектом права государственной собственности на землю.
Цельюданной работы является анализ правового регулирования государственнойсобственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себявведение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации[1]в нашей стране признаются и защищаются равнымобразом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также в статье 9 данного основополагающего документаговорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются вРоссийской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться вчастной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земли, которые не находятся в частнойсобственности граждан и юридических лиц, либо в муниципальной собственности,являются государственной собственностью. Земли государственной собственностиподразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственностьобласти (субъекта Федерации)[2].
При отнесении земельных участков к той или иной форме собственностигосударство руководствуется определенными целями. В частности, могут бытьвыделены следующие цели:
1)  предотвращениеконцентрации крупных земельных участков в руках одного лица;
2)  соединениесобственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одномлице;
3)  обеспечениевыполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли какуникального дара природы;
4)  обеспечениецелевого использования земельных участков в зависимости от их качественныххарактеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;
5)  регулированиерынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий[3].
Большинство земель в РФ находится в основном в государственнойсобственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие отчастных лиц выступает наиболее эффективным собственником[4].
Еще одним элементом государственной собственности является то, чтов соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основойжизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражениепублично-правового интереса в земельном праве.
Таким образом, государственная собственность на землю являетсяодной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной имуниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится восновном в государственной собственности.
 
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
Начало разграничению государственной собственности положил УказПрезидента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах”[5].
Этот Указ установил правило, в соответствии с которымразграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется всоставе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира,федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственногозначения.
В соответствии с названным Указом к федеральным природнымресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты,предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраныгосударственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных кведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятыефедеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектамиядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного иприродного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральнойсобственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральныхгосударственных природных заповедников, национальных природных парков,государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, другихособо охраняемых территорий федерального значения.
Вопрос о разграничении государственной собственности на землю внастоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ“О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральныйзакон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации”[6].
Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности наземлю”[7].
В настоящее время вопросы разграничения государственнойсобственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации”[8].
В соответствии с названным законом распоряжение земельнымиучастками осуществляется после государственной регистрации права собственностина них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельныеучастки, государственная собственность на которые не разграничена, не являетсяпрепятствием для осуществления распоряжения ими.
Следует также обратить внимание на то, что порядок государственнойрегистрации права собственности на земельный участок при разграничениигосударственной собственности на землю также несколько изменился. Так, всоответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[9]государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектаРФ или муниципального образования на земельный участок при разграничениигосударственной собственности на землю осуществляется на основании заявленияисполнительного органа государственной власти или органа местногосамоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения правасобственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образованияна земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрацииправа собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальногообразования на земельный участок при разграничении государственнойсобственности на землю, утверждается Правительством РФ.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых длягосударственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектаРоссийской Федерации или муниципального образования на земельный участок приразграничении государственной собственности на землю»[10].Такимобразом, при разграничении государственной собственности на землю законодательвыделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта РоссийскойФедерации, а также собственность муниципального образования. Законодательствопо данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.3. федеральнаясобственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельныхотношений
В соответствии с упоминавшимся Федеральным законом от 17 апреля2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РоссийскойФедерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации», Федеральный закон «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признанииутратившими силу отдельных положений законодательных актов РоссийскойФедерации” в целях разграничения государственной собственности на землю кфедеральной собственности относятся:
1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,находящимися в собственности Российской Федерации;
2) земельные участки, предоставленные органам государственнойвласти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казеннымпредприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиморганизациям, созданным федеральными органами государственной власти;
3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки ипредусмотренные федеральными законами земли.
Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники)отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение КонституцииРФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федеральногоконституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, конституций изаконодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городовфедерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области,автономных округов[11].
Участие органов государственной власти в регулировании иреализации общественных отношений различно. Система и порядок функционированияорганов управления в области земельных отношений предусмотрены различнымиглавами Земельного кодекса РФ[12]; разрешениесудами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системыспоров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной игражданско-материальной ответственности; часть полномочий РФ и ее субъектов,предусмотренных ст. 9 и 10 Земельного кодекса, реализуется законодательными ипредставительными органами РФ и ее субъектов.
Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренныест. 9 ЗК, основываются на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этойстатье Конституции РФ в области земельных отношений относятся:
1) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (втом числе в области земельных отношений);
2) федеральная государственная собственность (прежде всего наземельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы)и управление ею;
3) установление основ федеральной политики и федеральные программыв области экологического развития Российской Федерации;
4) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (какметоды охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охранеобъектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);
5) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в областиземельных отношений, охраны окружающей среды).
Компетенция РФ и ее субъектов определяется также их совместнойкомпетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении РФ иее субъектов находятся:
1) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечениезаконности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельныхотношений);
2) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,лесными и другими природными ресурсами;
3) разграничение государственной собственности (прежде всего наземлю, на другие природные ресурсы);
4) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
5) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство онедрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместноговедения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73 Конституции РФ обладаютвсей полнотой государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ)[13].
Это размежевание компетенции по вертикали представляется весьмаважным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном — Государственной Думойи Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ;на уровне субъектов — правотворческими органами субъектов РФ.
Значительные полномочия предоставлены Правительству РФ. Согласно ст.18Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”правительство организует деятельность по охране и рациональному использованиюприродных ресурсов, регулированию природопользования.
Совершенствование законодательства и реализация полномочий вобласти земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 идр. Земельного кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами иорганами местного самоуправления.
В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются “иныеполномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации другими федеральнымизаконами”. К ним относится, например, Водный кодекс РФ, которым регулируютсялимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаютсяпредельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных воднормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенныйсрок и имеют прямое отношение к землепользованию[14].В Водномкодексе РФ и других федеральных законах предусмотрена обязанностьземлевладельцев — граждан и юридических лиц принимать меры по сокращению потерьи сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы вмелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия попредупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.Орошение,в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение идругие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе сприродоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водныхобъектов и их водосборных площадей.Такимобразом, собственность Российской Федерации на землю именуется федеральнойсобственностью. Полномочия России в области земельных отношений,предусмотренные Земельным кодексом, основываются на  Конституции РФ. Существуеттакже совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в областирегулирования земельных отношений. 4. Собственностьна землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов РоссийскойФедерации в области земельных отношений
В целях разграничения государственной собственности на землю ксобственности субъектов РФ относятся:
1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,находящимися в собственности субъектов РФ;
2) земельные участки, предоставленные органам государственнойвласти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарнымпредприятиям или некоммерческим организациям, созданным органамигосударственной власти субъектов РФ;
3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки ипредусмотренные федеральными законами земли.
Распоряжение земельными участками, государственная собственностьна которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной властиуказанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочияосуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальныхобразований городов федерального значения.
К собственности субъектов РФ — городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, расположенные в границахэтих субъектов РФ.
Субъекты РФ сами определяют особенности распоряжения земельнымиучастками на своей территории. В качестве примера может быть приведен такойакт, как распоряжение вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ “Обаренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве” (сизменениями от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее форму договора аренды земельных участков в г. Москве.
Кроме того, в г. Москве решением одиннадцатой сессии Моссовета от12 октября 1992 года также был утвержден Порядок предоставления в арендуучастков земель г. Москвы.Реализациюкомпетенции субъектов РФ в сфере земельных отношений можно рассмотреть нанескольких примерах. Решением Нижегородского областного представительногооргана “Об утверждении программы приватизации земли и реорганизациисельскохозяйственных предприятий Нижегородской области” было начатореформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошлимногие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей,отразивших эту модель в своем законодательстве.Разработанаи утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформы вагропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевыепрограммы “Плодородие”, “Белок”, “Селекционно-племенная работа”, “Техническоеперевооружение сельского хозяйства”, “О поддержке фермерского сектораОренбургской области” и др. Коллегия Минсельхоза России своим постановлениемодобрила работу Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области пооценке состояния и создания организационно-правовых условий развитияагропромышленного комплекса области в период перехода к рыночным отношениям. Сучетом накопленного опыта рекомендовано и другим территориям активнее проявлятьзаконодательную инициативу в указанном направлении[15].Природные,в частности земельные, условия в различных регионах имеют свою специфику, также как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченностьпрофессиональными кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентоввлияют на состояние землепользования и в целом на положение сельскогохозяйства. Во многихсубъектах РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающейсреды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральноезаконодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Наглядноэто проявляется на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском)хозяйстве, где положения федеральных законов в основном дублируются. ВЛенинградской и Московской областях, Чувашской Республике были несколькоконкретизированы нормы федерального законодательства.А вБелгородской, Тюменской и ряде других областей отдельными актамиустанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственныхземельных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве,хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственныхкоммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление отношенийвнутрихозяйственного расчета.Посколькуфедеральным законодательством не решались некоторые проблемы использованияземель для складирования, переработки и перевозки отходов, их регулированиенередко осуществлялось актами субъектов РФ. Известным в этом смысле становитсяпример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытомпо использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых,токсичных и иных категорий отходов.Учитываяизменения, а в ряде случаев и отмену некоторых положений Земельного кодексаРСФСР 1991 года, субъекты РФ принимали свои земельные законы, прежде всего повопросам, не урегулированным федеральным законодательством. В РеспубликеДагестан были приняты законы “О земле”, “О земельной реформе”, “О крестьянском(фермерском) хозяйстве”, которые представляют определенный интерес, поскольку вних отражены многие современные тенденции развития земельного права внаправлении более рационального и социально справедливого использования земли,предупреждения и пресечения бюрократически-централизованного режима потреблениянационализированных природных ресурсов, поддержки традиций и обычаев,обусловленных своеобразием региона (небольшие земельные участки в горах,террасное земледелие, многонациональный состав, уважение религии, старших).Аналогичныйзакон был принят Воронежской областной думой. В нем отмечалась обязательностьсоответствия актов субъекта РФ и органов местного самоуправления требованиямфедерального законодательства, обязательность применения к земельным отношениямне только земельного, но и гражданского законодательства, предусматривалисьгарантии и защита земельных прав физических и юридических лиц, вводилисьинституты земельного сервитута и залога[16].ЗаконСвердловской области “О регулировании земельных отношений” отразил введениечастной собственности на землю и сделок с землей. Этот правовой акт субъекта РФрегулирует режим несельскохозяйственных земель различных категорий болееподробно, чем ЗК РФ.Такимобразом, таковы возможности реализации субъектами РФ полномочий, не отнесенныхк полномочиям РФ и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа поприведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие сЗемельным кодексом РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что тема, взятая мною на изучение,раскрыта полностью, насколько позволяют рамки объёма, предусмотренные дляконтрольной работы.
В процессе изучения данной темы выяснилось, что государственнаясобственность на землю является одной из форм собственности на данный природныйобъект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель вРоссийской Федерации находится в основном в государственной собственности.Приразграничении государственной собственности на землю законодатель выделяетсобственность Российской Федерации, собственность субъекта РоссийскойФедерации, а также собственность муниципального образования. Законодательствопо данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.СобственностьРоссийской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. ПолномочияРоссии в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываютсяна  Конституции РФ. Существует также совместная компетенция РоссийскойФедерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений. Достаточновелики возможности реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий,не отнесенных к полномочиям Российской Федерации и органов местногосамоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативныхправовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ1.        Конституция Российской Федерации. Принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 года.2.        Земельный кодекс РФ / «Собрание законодательства РФ»,29.10.2001, N 44, ст. 4147. (с изменениями от 14.07.2008). 3.        Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” /«Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4148.4.        Федеральный закон от 17 апреля 2006 года N53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральныйзакон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации” / СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I).Ст.1782.5.        Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ“О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” /СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.6.        Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ“О разграничении государственной собственности на землю” / СЗ РФ. 2001. N30.Ст.3060. (Утратил силу). 7.        Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N2144 “О федеральных природных ресурсах” / САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144.(Утратил силу). 8.        Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственнойрегистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РоссийскойФедерации или муниципального образования на земельный участок при разграничениигосударственной собственности на землю» / СЗ РФ, 10.07.2006, N 28, ст. 3074. 9.        Комментарий к Конституции Российской Федерации/ под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001.10.      Комментарий к Земельному кодексу РоссийскойФедерации / Отв. ред. С.А.Боголюбов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007. 11.      Комментарий к Водному кодексу РоссийскойФедерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007. 12.      Иконицкая И. А. Земельное право РоссийскойФедерации: учеб. М.: Юристъ, 2002. 13.      Васильев В. И., Павлушкин А. В. Законодательныеорганы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001.14.      Васильева М. И. Публичные интересы вэкологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003. 15.      Земля и право: пособие для российскихземлевладельцев / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М — Норма, 1998. 16.      glavstroycomplex.ru.17.      law.edu.ru.