Государственная власть: понятие, признаки и виды

Федеральноеагентство по образованию
Факультет параллельнойподготовки
КУРСОВАЯРАБОТА
 
Подисциплине: «Теория государства и права»
Тема: Государственнаявласть: понятие, признаки и виды

Иркутск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и виды социальной власти
ГЛАВА 2.Особенности государственной власти
2.1 Понятие и признаки государственной власти
2.2. Виды государственной власти и их взаимосвязь
2.3Формы и способы осуществления государственной власти
ГЛАВА 3. Легализация и легитимация государственной власти
ГЛАВА 4. Единство государственной власти и разделение властей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Целью моей курсовойработы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с однойстороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти»в современной науке, с другой стороны, еенедостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообществадостается политической, государственной власти, в связи, с чем складываетсявпечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальныевиды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно — исследовательском плане.
Феномен власти во всевремена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарныхнаук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не простонайти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же времястоль таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкиеформы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий идиаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относитсявласть. Я перед собой ставлю задачуисследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственнойвласти, соединения и разделения властей. При этом объект исследования в нашейкурсовой работе является понятия и признаки государственной власти, а предметомисследования методы осуществления государственной власти.
Власть – этоправо и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинятьсвоей воле.[1]Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность,поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли,права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством иявляется его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическоеруководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и другихгосударственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либосоциальных групп. Государственнаявласть является важным звеном в системе государства.

ГЛАВА1. Понятие и виды социальной власти
Сложившееся внауке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело кмножеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно,социальная власть — это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявлениякоторого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Ученыеразличных областей гуманитарного знания разрабатывают понятие социальной властив частности, пытаются создать оригинальные теории социальной власти. В итогесложилось большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводупонятия власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалосьсущностное оспариваемым, что порождает прямо противоположные его трактовки.
Социальная власть естьобщественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит вточном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. Вэтом смысле социальная власть вторична по отношению к обществу, она — егопорождение, носящее инструментальный характер и служащее средствомупорядочивания общественных отношений.
Социальная власть – однаиз форм управления социальными процессами, при которой согласованностьсовместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящемуначалу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектоввласти) для воли других людей (объектов власти).
Категория «власть» имеетряд родственных понятий.
Власть связывают сгосподством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивныймомент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти какобобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальнаявласть по отношению к тем, кто нарушил законы. СЧ другой стороны, категориягосподства уже [2]категория власти, т.к.власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.
Власть может осуществлятьсяв форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можнои том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдаетсяпостоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения(воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, чтопредполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие наподсознание)
Авторитет рассматриваетсякак возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольнопризнаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу егоморальных качеств или деловой компетенции.
Существует несколькоклассификаций социальной власти в зависимости от того, что считаетсяоснованием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти,режим правления и т.д.
1. По области функционирования:политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская идуховная (религиозная);
2. по объёму прерогатив:государственная, международная, семейная и т.д.;
3. по объекту власти:общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления:тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая идр.;
5. по социальному типу:рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболеесодержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами,на которых она основывается, на экономическую, социальную,духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической вузком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком,собственном значении этого слова.

ГЛАВА 2Особенности государственной власти
 
2.1Понятие и признаки государственной власти
Государственная власть –фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феноменобщественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть»,«властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческойцивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций,политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошломи волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.
Государственная властьявляется отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественныхособенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в еёполитической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины«государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такоеотождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случаегосударственная всегда является политической и содержит элементы классовости.
Основоположники марксизмахарактеризовали государственную (политическую) власть как «организованноенасилие одного класса для подавления другого»[3].Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целомверна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд лидопустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создаетсяпредставление, что государственная власть – естественный враг всему живому,всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органамвласти и лицам, её олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный мифо том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждает терпеть до поры довремени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертываниягосударственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожениягосударства.
Между тем функционирующаяна научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила,обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей,разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповыеинтересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования,принуждения.
Особенностьюгосударственной власти является и то, что её субъект и объект обычно несовпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществес классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономическигосподствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальныеобщности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближениясубъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этогосовпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным;как член демократического общества он в праве быть индивидуальнымпервоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвоватьв формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбиратькандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором ихроспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятиигосударственных, региональных и других решений через все виды непосредственнойдемократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно тольковластвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшиедолжностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременнообъектом и субъектом власти.
Вместе с тем и вдемократическом государственно-организованном обществе полного совпадениясубъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому(полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер,превратится в непосредственно общественную, без органов государства игосударственного управления.
Государственная властьреализуется через государственное управление – целенаправленное воздействиегосударства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законовдля выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Ещё одна важнейшаяособенность государственной власти состоит в том, что она проявляется вдеятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм(аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что еёпрактически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь преждевсего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть частоотождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрениятакое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть можетреализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другиеинституты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшиегосударственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежитне государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу.Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет ихвластными полномочиями.
Государственная властьможет быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряеткачество государственной власти, так как становиться неспособной провести волювластвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе.Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы.Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее властьвыражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силуавторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существуетгосударственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы –вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органыгосударственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительныевещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной властипринудительную способность, является её гарантом. Но она должна направлятьсяразумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной силаимеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечениипреступности.
Таким образом,государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощигосударства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Онаобеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан отвнутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в томчисле и государственного принуждения и военной силы.
Решая стоящие перед нейзадачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессыи сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующихсвоеобразную политико-правовую ткань общества.
Как и любые отношения,властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъектгосударственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуютединство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этойволе.
Субъектом государственнойвласти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности,классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом властиявляются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
Суть властеотношенийзаключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю,обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне –подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыминормами.
Методы, обеспечивающиедоминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевойпозиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластныхсовпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения немогут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом,то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-торасходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования,согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего иподвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственногопринуждения.
Государство длявыполнения своих функций создает систему государственных органов (механизмгосударства), которые в совокупности всех органов образуют государственныйаппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженныйсложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные иразнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру,полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, идействует в строго определенных рамках.
В широком смыслегосударственный аппарат охватывает все органы государства, включаяпредставительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле подгосударственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенныеадминистративной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.
Для органов государствахарактерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
правовая основадеятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенциягосударственных органов определяется действующим законодательством; наличиевластных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения.
2.2 Видыгосударственной власти и их взаимосвязь.
Государственная власть отличаетсяот иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые ипредопределяют ее признаки):
1. Монополия на изданиеобщеобязательных велений;
2. Монополия наприменения государственного принуждения
Любое общество нуждаетсяв управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп радидостижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, котораяотличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людейдругими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждениякак необходимого признака власти.
Власть – одна их формуправления социальными процессами, при которой согласованность совместнойдеятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящемуначалу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектоввласти) для воли других людей (объектов власти).
Особенно актуальнапроблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическуювласть, власть собственников средства производства и других общественныхбогатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение,подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказываютсильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широкоиспользуются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупныхсобственников создаёт опасность установления плутократии — прямогополитического правления небольшой группы богатеев. В современных западныхдемократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией междусобственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическимгосударством и общественностью.
Политическая власть, испытываясильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметьнад ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующеевлияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизацияопределённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительноесохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективностьэкономической и иной политики.[4]
Во взаимодействии различныхвластей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающеесянакопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы навхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическаядолжность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационноговлияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующихполитических позиций и повышения дохода.
Законодательная власть основываетсяна принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов.Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутреннейи внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы,контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органоввласти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципамиправа, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролемизбирателей посредством системы народного представительства и свободныхдемократических выборов и в системе с другими органами власти — судебными иисполнительными.
Исполнительно-распорядительнаявласть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостьюк общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, котороерешает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры,образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения ит.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняетзаконы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательнойинициативой.
Ещё одна особенность этойвласти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместитьдаже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В крутоменяющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своемуусмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельностьпреимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствиинадлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя изаконодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.
Исполнительно-распорядительнаявласть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеетправа присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей,если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярнойподотчётности и ответственности перед народным представительством, котороеимеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Судебная власть включает учреждения,которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояниесудебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказываютсущественное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должениметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в судебной власти будетзавершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешениеконфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. Впринципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитникомправа, пресекая правонарушения.
Судебная властьвоздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная властьконтролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, спомощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность нетолько подзаконных актов, но и самих законов.
Государственная власть имеетвозможность законно применять принуждение. Государственная власть может разрешить,приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти насвоей территории.
Государственная властьпроявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны междусобой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности.Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органови должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Этовнутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторонуструктурированности государственной власти.
Государственная властьимеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей(право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нети иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска ит. д.).
Государственная власть — всегдаавторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего — это насилие,принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом — прихарактеристике легитимности государственной власти).[5]
Государственная властьсвязана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право- самый эффективный регулятор общественных отношений. Именно этимгосударственная власть и отличается от других видов социальной власти.
2.3 Формыи способы осуществления государственной власти
Понятие формы правленияобъясняет, из каких основных институтов складывается организациягосударственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг сдругом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.
В монархии высшие полномочия государственнойвласти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычнопо наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династическийпринцип наследования короны соблюдается не всегда:
— династии могут менятьсяв результате захвата силы,
— известны выборныемонархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и саминститут монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже вноминальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх,осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политическойответственности за свою деятельность.
Монархии подразделяютсяна абсолютистские и конституционные.
Конституционные монархииподразделяются на дуалистические и парламентские.
В республике высшие полномочия государственнойвласти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента ит.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики — этовыборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственныхорганов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностейисполнительной власти.
Для современный развитыхгосударств характерны три формы правления: президентская республика,парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.
Республики подразделяютсяна президентские, парламентские и смешанные.
Россия по Конституции 1993 г. похожа на смешанную республику, но у Президента существенно больше полномочий, чем, например,у французского. Президент РФ — это прежде всего конституционно-правовойинститут исполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфереисполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министраоказывается слабой и зависимой. Он формирует правительство РФ и самостоятельнопринимает решение об отставке Правительства, непосредственно руководитдеятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств, является верховнымглавнокомандующим. Но у Президента РФ есть конституционные полномочия,выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие балансзаконодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия Президента РФ вобласти законодательной власти включают в себя: право законодательнойинициативы; право издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законом,т.е. неподзаконные указы; право отлагательного вето в отношении федеральныхзаконов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческуюкомпетенцию парламента и Президента РФ.
Способы осуществлениягосударственной власти объясняет понятие “государственный режим”. Этокатегория, выражающая меру и характер участия субъектов государственногообобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) вформировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы иавторитарные (диктаторские) и демократические.
Авторитаризм означает такой способпублично-властного, государственного управления общественными отношениями, прикотором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление,блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризманет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и другихполитических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальныхоппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либовласть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средствамассовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от мерыжесткости авторитарного режима.
В XX в. можно выделить два видаавторитарных государственных режимов — прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивныхрежимов — догоняющее индустриальное развитие на основеэкономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили). Консервативныережимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают вусловиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакциютрадиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.
Жесткие авторитарныегосударственные режимы не следует путать с тоталитарными режимами — коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским ит.д.
Тоталитаризм — это не просто крайний вариантавторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриального развития.Деспотия — ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаясяна насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы — политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество,основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.
Демократия в современном смысле этого понятияозначает формально равное участие полноправных граждан в формировании иосуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальноеравенство в политике, формальное равенство политических идеологий иобъединений, партий, формально равная для всех субъектовгосударственно-правового общения возможность участвовать в формированиигосударственной воли.
Признаком современнойдемократии прежде всего являются политические свободы — идеологический иполитический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свободасредств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций,всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократиирегулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е.избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. Кучастию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, заисключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима иустановления диктатуры, а также иные антиправовые цели.
Принято различатьнепосредственную (прямую) и представительную форму демократии.
Обычно демократиюобъясняют как “народовластие”. Имеется в виду народ как некий абстрактныйсубъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Нореально в современном демократическом государстве нет никакой “власти народа”,тем более “непосредственной власти народа”, а есть демократическиорганизованная государственная власть.
“Эффект народовластия” всовременных конституциях, (например, в Конституции РФ 1993 г.)[6]достигается следующим образом. Во-первых, народ объявляется единственнымсуверенным источником власти в стране и носителем некоторого суверенитета, этоположение признается непременным признаком демократии в смысле “народовластия”.Во-вторых, провозглашается, что народ не только является источником власти, нои “осуществляет свою власть непосредственно”, а также через органыгосударственной власти и местного самоуправления”. В-третьих, референдум исвободные выборы называются высшим непосредственным выражением власти народа.
В действительности вплюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактноеколлективное целое), а большинство (часто относительное большинство)политически активных граждан, участвующих в формировании государственной властии составляющих меньшинство народа. На выборах высших органов государственнойвласти конкурируют партии, за которыми стоят организованные группы, каждая изкоторых представляет интересы части народа — нередко очень малой части.Побеждают на выборах партии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей.Электорат победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящаяэлита всегда утверждает, что она получила власть “от народа” или “по воленарода”.
Таким образом — выборы — это государственно-организованный процесс избрания представительных органов.Это участие в формировании государственной власти, а не осуществлении “властинарода”.
Широкое использованиеначал выборности при формировании органов государственной власти и местногосамоуправления привело к активному развитию избирательной системы в РоссийскойФедерации, избирательного законодательства и соответствующей практики.
Однако большой и пока нерешенной проблемой у нас остается то, что “избирательная система превращается унас в средство порождения и воспроизводства коррупции”. При отсутствии угосударства достаточных средств на выборы избирательные кампании финансируютсяглавным образом из частных источников. Выборы превратились в состязанияденежных мешков. Представители капитала поддерживают кандидатов в депутаты и навыборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления,а то и сами рвутся во власть.
Деньги тратятнебескорыстно. От победителя ждут адекватных ответных действий. Идет искуснаяигра. Внешне надо разыгрывать перед избирателями пламенного борца за их чаяния,на деле же — обеспечивать покровителям безопасность и всякие блага.
Сегодня у депутатов ивыборных должностных лиц остались лишь права, а юридических обязанностей передизбирателями нет. Многие депутаты и выборные должностные лица не справляются сосвоими обязанностями, а депутаты нередко попросту бездельничают, пользуясьмандатом в корыстных целях.
Под ответственностьюдепутата стоит понимать не столько санкции, сколько осознание каждымизбранником своего долга перед народом. Но должна существовать и угрозадосрочной утраты мандата. Это будет стимулировать и участие избирателей ввыборах.

ГЛАВА 3.Легализация и легитимация государственной власти
 
Легализация – подтверждение подлинности имеющихсяна документах подписей компетентных должностных лиц.
Государственная власть –это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве,юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как членыопределенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности.Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государствезаконами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов иобъектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью.Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, ихбольшинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности,которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональнойпреданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких«условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений,общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Членыгосударства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других егочленов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использоватьгосударственную власть в определённых интересах. Именно на вере членовгосударства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимностьсовременных властных органов государства и властных государственных учреждений,субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, ихправ и обязанностей, легитимность самой государственной власти.
Легальностьгосударственной власти может устанавливаться в самых разных формах и самымиразными способами. В средние века, чтобы выглядеть законными преемниками властисвоих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, авслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывали или подделывали,соответствующие родословные. Государственная власть и её высшие субъекты — императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало, имстатус, данный от Бога.
Сегодня одной из наиболеераспространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимностивласти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобывыполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числелегальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаватьсябольшинством членов государства. Нарушение установленных законом выборныхпроцедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этимпроцедурам.
Легитимация – доказательство прав гражданина наполучение платежа, совершение каких-либо действий и т.п.
Сам термин «легитимность»иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой переводне совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и всоответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность»- близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный,этический и политический характер, второе — юридический и этически нейтральный.Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть нелегитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своемуусмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществеможет существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например,власть мафиозных структур.
Сегодня преобладает точказрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данногостроя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основесвободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретнойстране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Властьстановится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности,установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическимпутем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны,противостояние центра и мест, «парада» суверенитетов, не являетсялегитимной.
В обществе, переживающемпереходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее какпроблема, в сформировавшемся обществе — как естественное качество политическихотношений. Говоря о государственной власти как об объекте легитимностинеобходимо заострить внимание на понятие “власть”. Данное понятие относится кчислу широко употребляемых, при всей разнородности и неоднозначности этогопонятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленныхего определений — все они отражают отношения, в которых воля и действия однихгосподствуют над волей и действиями других. Власть – одно из основных инаиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современнойполитической мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразиемконцепций власти.
Власть выступает главнымобъектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но властьоказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявитьнепросто. В самом деле, что такое власть — абстракция, символ или реальноедействие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, ноодновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, обществоподчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться?При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляларавнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и“втаптывали в грязь”.
В политической литературеправильным определением власти считается определение, данное известным ученымМаксом Вебером, который полагал, что власть — это “возможность того, что однолицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю,несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможностьоснована”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевогоособого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждениик действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”.Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, какспособ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. Помере демократизации общества власть стала рассматриваться не только какгосподство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, какспособность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым властьистолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.
Сущность властизаключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть надсобой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействиемежду ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамкахкоторого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть,опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.
Легитимность являетсябазовым элементом существования и функционирования государственной власти, атакже закрепления её в обществе. Все в жизни общества имеет начало. Есть своеначало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Какпоказывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многоезависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная властьможет образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и врезультате военного переворота или политической революции, которая станетужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или болеечеловеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.
-Со времен М. Веберапринято различать три «чистых» типа легитимации власти, которые могутбыть применены и к легитимации государственной власти. Это — традиционнаяхаризматическая и рациональная легитимация.
Традиционная легитимацияпредставляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся вуважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть «выражаетдух народа», соответствует обычаям и традициям принятым в обществе вкачестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение дляукрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт,Саудовская Аравия. Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее. Они определяютвопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманскихстранах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициямиаш-шуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традицииопределяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путемконсенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируютгосударственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важноезначение для легитимации государственной власти в странах, где действуетсистема англосаксонского права. Судебный прецедент — одно из выражений силытрадиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви(составная часть его титула — Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет местои в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявленагосударственной (например, лютеранство в Дании).
Харизматическаялегитимация — это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже- узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическаялегитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств,это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило,индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом — это вера в «доброгоцаря», способного избавить народ от притеснений со стороны бояр ипомещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздореже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма,будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мини др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшегогосударственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди — Неру(отец. затем дочь, а после ее убийства — сын). Такое же поколение стояло истоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент — ихдочь, а мать-премьер-министр).
Для укрепления харизмы широкоиспользуются специальные обряды: факельные шествия демонстрации в поддержкувласти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимациягосударственной власти основана на рациональной оценке связана с формированиемубежденности в разумности существующего порядка, законов, привил, принятых вдемократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится кчислу основных в современных условиях демократического правового государства.
Рациональная легитимацияпредполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственнуювласть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Нелозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имиджмудрого правителя, часто даже не справедливые законы (в современной Россиимногие хорошие законы не исполняются), а прежде всего практическая деятельностьорганов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служитосновой рациональной оценки.
Трагедии, тесно увязанныес установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия,меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконновозглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими инародных масс держится, как правило, на страхе последних.
Иные отношения у народа квласти, изначально законной, официально признанной самим обществом изарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление властиспособствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти,признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить,что само по себе изначально законное установление власти не всегда естьгарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдаетдоверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарованияобщества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в историиРоссии таких примеров очень много, особенно в последние годы.
Итак, признание обществомзаконности, правомерности официальной власти — это фундаментальная еехарактеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, чторечь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которыеоказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закрепленииполитической власти в соответствующих государственных документах. Получитьюридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно.Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнениис признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственнойвласти. Соответственно, следует различать понятия «легитимностьвласти» (общественное признание ее законности) и «легальностьвласти» (правовое, формальное ее закрепление).

ГЛАВА 4.Единство государственной власти и разделение властей
Одной из важнейшихпроблем, относящихся к организации государственной власти, в течение несколькихстолетий является вопрос о единстве и разделении властей.
Разделение власти — одноиз принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видовполитической и неполитической власти.
Разделение властиисторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства ивылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой ранообнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или водном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюдаи два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьбаза власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны истремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество отстолкновений между ними с другой.
Сама идея разделениязаконодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поискчеловечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточномсостоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов(Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения одемократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развитвпоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовленавсем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к еёоформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и впоследствии во Франции (1789–1794гг.).
В статье 10 КонституцииРоссийской Федерации установлено: «Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны.» [7]
Сама по себе концепцияразделения властей призвана служить целям демократии в государственномуправлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма.Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция,свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без ихвзаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепцияорганизационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание:единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такаяпостановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций,хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкойформулировке.
Теория единствагосударственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в томсмысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что несуществует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых,единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные исудебные органы, во — вторых, по мере исторического развития государственностии права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этихорганов, который называется разделением властей.
Единую государственнуювласть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой системугосударственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы(относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную,исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. Воснове такого разделения труда лежит функциональная дифференцированностьгосударственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированностьобъясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду,что государственная власть функционально предназначена для законотворчества,исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия.Рациональная организация и разделение труда по государственному управлениюпорождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы,которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют всоответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормамирешают споры о праве.
Концепция единойгосударственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимовНового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективномусубъекту — нации, народу, политически господствующему классу, “трудящимся” ит.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). Отимени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, врамках которой может быть только разделение труда, но не разграничениекомпетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единойиерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочиякак бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают своиполномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны.
Разновидностью такойидеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. Сточки зрения этой концепции “органами управления государственной власти”являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системеСоветов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы,создаваемые “Советской властью”, не считаются органами государственной власти”и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.
Рассмотренная конструкцияотрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существуетнекая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютноеполитическое благо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работебыли рассмотрены особенности государственной власти. Мы рассмотрели понятиегосударственной власти, её понятие, признаки, формы и способы её осуществления.Анализ всего вышеперечисленного позволяет сделать вывод о том, что политическаяили – что одно и тоже – государственная власть – это такая разновидностьобщественной власти, которая или осуществляется непосредственно самимгосударством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться отего имени, по его уполномочию и при его поддержке.
Исследование природыгосударственной власти показало, что государственность должна оставатьсяосновной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью онсвязывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства,конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфереимущественных отношений.
Рассматривая вопрос осоотношении терминов «политическая власть» мы пришли к выводу, что политическаявласть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная на нашвзгляд, проводить некую черту между этими понятиями возможно, но полностьюпротивопоставлять эти термины вряд ли можно.
Обобщая основные,характерные черты государственной власти мы пришли к выводам, что ей присущиследующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственногопринуждения, не совпадает её непосредственно с населением, учреждениегосударственной власти сообразуется с разделением населения по территориальномупризнаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, чтоона является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другойвласти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способнасделать свою волю мотивом поведения других лиц.
Одним из важнейшихвопросов является и соотношение законодательной, исполнительной и судебнойвласти, а также действительно действующая система сдержек и противовесов. Особенноэто актуально для современной России, которая в середине 80-х годов XX векавступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На нашихглазах изменились многие принципы жизни общества, появились новыеидеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Однойиз базовых концепций построения нового государства стала теория разделениявластей, которая была закреплена в Конституции.
Правильное использованиеметодов убеждения и принуждения органами государственного управленияобеспечивает эффективность управленческой деятельности, незыблемостьправопорядка, общественного и государственного строя, способствует успешномустроительству экономически развитого федеративного государства, достижениюполитической и общественной стабильности, оперативной и согласованнойдеятельности всех уровней власти.
Среди важных предпосылоксерьезного улучшения функционирования государственной власти и повышенияэффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:
— повышение эффективностизаконодательного процесса;
— усилениерезультативности в реализации принятых законов;
— повышениевзаимодействия между различными ветвями власти;
— совершенствованиезаконодательной техники и планирования;
— всестороннее расширениесвязей между депутатами и избирателями;
-дальнейшее развитие иобновление всей законодательной базы Российского государства и общества.
Надеюсь, чтозаконодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить весомыйвклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан ипроцветания нашего государства.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.    Конституция Российской Федерации, М.,«Юридическая литература».
2.    Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н. Ю. Шведов;
3.    Талянина Л.Н. Разделение властей вгосударстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический иинформационный журнал.- 2003.- №5.- С. 6-7.
4.    Теория государства и права: учебникдля вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.- 496с.
5.    Федеральный конституционный закон от31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” // “Российская газета”.6.01.1997. № 3.
6.    Чечулина А. А. Сущностьгосударственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2001. №10;
7.    Хрестоматия по теории государства иправа. Т. Н. Рядько. 2005.
8.    Кочетков А. Эффективность системыгосударственной власти // Власть. — 2008. — № 5.
9.   . Марченко М.Н. Проблемы теориигосударства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
10.  Общая теория права и государства. Подред. Лазарева В.В. М, «Юрист», 2007. С. — 527.
11.  Теория государства и права: учебникдля вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.- 496с.
12.  Теория государства и права. Учебникдля юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М.: 2005.