План работы:
1 Вступление. Срт.3
2 Формы государства. Стр.4
а) Формы правления. Стр.5
б) Форма государственногорежима. Стр.6
3 Государственная власть в РФ.Стр.7
а) Президент. Стр.8
б) Законодательная власть.Стр.11
в) Исполнительная власть.Стр.11
г) Судебная власть. Стр.12
4Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15
«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основеКонституции формируется демократическая система власти» — Б.Н.Ельцин.
Реальные демократическиепреобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годыперестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получилобщее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные,иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое(созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный судРоссийской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерациибыла одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждениесудебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельнойсилы, независимой в своей деятельности от властей законодательной иисполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, чтогосударство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственнойвласти. Процесс формирования правового государства предполагает созданиесистемы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали быреальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом исудом, взаимную ответственность государства и личности.
Форма государства:
Типология государств тесно связана с понятием формыгосударства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаютсяна основе анализа его организационного устройства, методов осуществлениягосударственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны впределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формыорганизации и деятельности государственной власти, а с другой государстваразличного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретнойформы государства любого исторического периода определяется прежде всегостепенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которыеставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государстванепосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, егоисторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальныеособенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формыгосударства определяет также характер взаимоотношений государства и егоорганов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественнымидвижениями, церковью и другими организациями).
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственногоустройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеютсвои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развитиянаполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общиепризнаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.Формаправления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственнойвласти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
– как создаются высшие органы государства и какого их строение;
– как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью инаселением страны;
– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечиватьправа и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
– монархические (единоличные, наследственные)
– республиканские (коллегиальные, выборные)
Формагосударственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное иадминистративно-территориальное строение государства, которое раскрываетхарактер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными иместными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точкизрения распределения государственной власти и государственного суверенитета вцентре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
– из каких частей состоит внутренняя структура государства;
– какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
– как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
– в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей наэтой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на триосновные группы:
– унитарное;
– федеративное;
– конфедеративное.
Формы государственного режима
Формы государственного режима – представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима,существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое,поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования,но и характерные способы деятельности негосударственных политическихорганизаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими(тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критериемклассификации государств по данному признаку является демократизм форм иметодов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государствхарактерны и деспотия и демократия; для феодализма – и не ограниченная властьфеодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – итоталитаризм, и правовая демократия.
«Государственная власть в Российской федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
КонституцияРФ ст.10
Принцип разделения властей становится одним изэпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российскогогосударства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его длясегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация —одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Идеальных демократических форм государственногорежима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретномгосударстве присутствуют различные по своему содержанию методы официальноговластвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие тойили другой разновидности государственного режима.
Органы государственной власти РФ строят своюдеятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия.Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключенияпротивоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливаетсяпринцип разделения властей.
В Российской Федерации носителем законодательнойвласти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительнойвластью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная властьреализуется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своихпредставителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизмаразделения властей. В действительности это не так.
ПРЕЗИДЕНТ.Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховнымпредставителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни.На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществленияКонституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостностигосударства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями ипрерогативами.
Но государственную работу вершит не один Президент.Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своеговедения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию исогласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не какуказующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той илииной степени участие в каждой из них.
Президент Российской Федерации участвует восуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того,что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должностьпрезидента два срока подряд.
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФпринадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы вГосударственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией,пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренныйпарламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето),подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России можетоказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он неподменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентомнормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиямив сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства ипо его представлению заместителей председателя и федеральных министров,принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентскоговлияния на Правительство введен ряд запретов.
Прежде всего Председатель Правительства РФназначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако еслиГосударственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства,то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить ГосударственнуюДуму и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно,особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлениюединоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.
Так, если государственная дума распущена, то новыевыборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума новогосозыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца послероспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентскийконтроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции,Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исходвыборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может несогласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверияв отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, онодолжно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. Вслучае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент неможет в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно,остается только один выход — отставка Правительства.
Механизм, заложенный вКонституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта междузаконодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью.Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случаетеоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление странойпосредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатамивыборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладаетбольшими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительнуювласти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвуетв деятельности всех государственных органов.
Полномочия Президента. Президент РоссийскойФедерации определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил,осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводитвоенное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение.Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшиегосударственные должности (например, Председателя Центробанка, судейКонституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генеральногопрокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности иАдминистрацию Президента, назначает полномочных представителей РоссийскойФедерации, высшее командование Вооруженных сил.
В России не предусмотрена парламентскаяответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставитьПрезидента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен отследования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельностьприобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизмответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может бытьпривлечен к ответственности только в случае государственной измены илисовершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступлениядолжно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следуетдовольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнемупрезиденту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, чтоэто практически невозможно.
Важнейшей конституционно-правовой гарантиейобеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороныисполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит,что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическуюответственность за свои действия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПарламентРоссийской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. ЭтоГосударственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путемвсеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, которыйвыбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектовФедерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародногопредставительства является Государственная Дума, то именно на эту палатувозложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит правовыражения вотума недоверия.
Государственная Дума единственный законодательныйорган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональнойоснове. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течениевсего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основныенаправления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляетсяпринцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, безсогласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьивысшего звена, Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросысвязанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральныйбюджет; федеральный сбор налогов и т.д.
Все эти полномочия Федерального Собрания направленына недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
Председатель Правительства РФ назначаетсяПрезидентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявленияпринципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придетсясчитаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагаеткандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации обладает широкимиполномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительством Российской Федерации осуществляетсяразработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной иэкономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите правнаселения.
Механизм парламентской ответственности Правительстваописан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация вспециальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институтответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума,отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожаяприбегнуть к досрочным выборам.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Нотакже нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называютисполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но этатенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточноясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти вовсем мире.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. К сожалению, все ещетрадиционно слабым местом остается в России судебная власть. ПрокламированныеКонституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. Ив данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвейвласти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, както несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто немогут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальнойбазы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье втечение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-заотсутствия такого.)
По Конституции РФ судебная власть являетсятрехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, ВысшийАрбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховный суд является высшим судебным органом погражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебныморганом по разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль завсеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемыхнормативных актах, заключаемых международных договоров. Также КонституционныйСуд решает споры между федеральными органами государственной власти России иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
В связи с принятием России в Совет Европы теперьюрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Этотеперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Принцип разделения властей в сегодняшней Россиипризнан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется впостроении и функционировании государственных институтов. Создание нормальнофункционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задачРоссии.
По общему правилу, вытекающему из разделениявластей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг другаи не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой изних. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительнойвласти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение иускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненноважным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть.Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламентав сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собойправительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезнымполитическим осложнениям. Именно так произошло, например, с ЧетвертойРеспубликой во Франции (1946-1958 гг.).
Принцип разделения властей в каждой стране свой.Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства.Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегдамногообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучшеприспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократическиережимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.
Федеральное собрание — парламентРоссийской Федерации является представительным и законодательным органомРоссийской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации иГосударственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатойпарламента, а Государственная Дума — нижней (это не установлено Конституцией).
Государственная Дума иСовет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в КонституцииРоссийской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте СоветаФедерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думыосновывается на принципах политического многообразия и многопартийности,коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РоссийскойФедерации независимо от их места проживания на территории России.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессииобразует из числа
депутатовпалаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитетпо конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правамчеловека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам ифинансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательскойдеятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии иприродопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет повопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и
культуре;Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средствмассовой информации; Комитет по внутренней
организациидеятельности палаты.
Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимостимогут образовываться и другие комитеты.
В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет поэкономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет поделам СНГ и связям с
соотечественниками,Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональнойполитике, Комитет по вопросам
местногосамоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитетпо информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитетпо промышленности,
строительству,транспорту и энергетике.
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограниченаопределенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой заданиякомиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорциональногопредставительства фракций и групп депутатов.
Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но неможет быть менее 25 депутатов палаты.
Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основнымнаправлениям своей деятельности образовывать
подкомитеты.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы:разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;
организуюти проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положенийКонституции Российской Федерации и
федеральныхзаконов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иныевопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации,Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в ГосударственнойДуме, сформированное на основе избирательного
объединения,прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округуи одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, невошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые
обладаютравными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно издепутатских объединений при их регистрации,
вдальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатскомобъединении. В настоящее время в Государственной Думе
существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России,Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракцияполитического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партииРоссийской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракцияпартии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа«Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократическийсоюз «12 декабря» (данное
перечислениепо понятным причинам является достаточно условным.
Списокиспользованной литературы:
1 Конституция Российской Федерации. 1997г.
2 Алексеев С.С. Государствои право. Москва 1993 год.
3 КоваленкоА.И. Теориягосударства и права. Москва 1994 год.