Государственно-правовое воздействие на экономику
Какобъект государственно-правового воздействия экономика представляет собойсложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII—IIIвв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего кпроизводящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сборплодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает самаприрода. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда,для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова,которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементыпроизводства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйствоозначало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремеселпроизводителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, аточнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элементапроизводственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый типобщественных отношений — экономические. В производящем хозяйстве труд человекаорганично соединяется с действием природных сил. Природа действует вискусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природныхсил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором ихэффективности. Природный процесс становится элементом производственнойдеятельности человека.
Экономикапредставляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену ипотреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается спроизводства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения,связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носятпромежуточный характер. Становление экономических отношений породило новыеинституционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство иправо — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой,потребностями ее развития и регулирования.
Болеетесные связи экономика имеет с правом поэтому вначале рассмотрим воздействиеправа на экономику.
Впервую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная формаэкономических отношений. Последние могут нормально функционировать только иисключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная,религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными,поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попростуотвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащиедуху народа и т. п. Таким образом, право — это не нечто внешнее для экономики.Право — естественная форма экономических отношений.
Экономическиеотношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильнофункционировать, если они закреплены в нормативной, форме. Мы уже отмечали, чтонормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показываетисторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономическихотношений, их рыночной природе.
Единойюридической основой всех отношений экономического цикла является правособственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственностивыступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другиеобъекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носителиили знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи какобъекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда,придающего им-стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью,результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частногоправа между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данныеотношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательствазащищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этомограничивается свобода собственника, т. е. его права.
Правоесть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров иуслуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны,характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники,производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образомотдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить?Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства,свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. Вусловиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услугрегулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственникидолжны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить,в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимоеусловие для выявления экономической необходимости. Она дает возможностьпроизводителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель самрегулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву иблагодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.
Итак,право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть. Болеетого, есть основания считать, что становление права как регулятивной системызавершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе вXIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовыхсистем.
Воздействиегосударства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует наэкономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики иединственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечиваетвнешние условия ее функционирования.
Во-первых,государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самымохраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых,оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях,когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчаспротивоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества —также необходимая предпосылка нормального функционирования и развитияэкономики.
В-третьих,государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себянекоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономическойсистемы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себязаботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансированиеобразования, культуры и др.
В-четвертых,с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государствовсе более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствоватьнегативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитыхстранах Запада государственное регулирование в сфере экономики признаетсяполезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном,а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованиемпубличного права. Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом;контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни издоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессепроизводства и т. д.
Когдавоздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешаетее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такоговоздействия является огосударствление экономики, при котором государстводелается основным собственником на средства производства и берет управлениехозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.
Во-первых,государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спросаи предложения товаров и услуг, т. е. интересов потребителя и производителя. Вусловиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что исколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функциюсебе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновниково том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим дляпроизводителя. Коллективный разум чиновников госаппарата,.не соответствующийколлективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественномхозяйстве, т. е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, чтонеобходимо.
Во-вторых,огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственностипредприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особогозначения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, аубыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие неможет обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однакоесли страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
Государство— организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняетполезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затратына них — это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Ногосударство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмернуюдань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ееразвитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризацияэкономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т. д.Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенныеналоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другиенегативные явления.
В-третьих,чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнейадминистративной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляетэкономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, квозникновению теневой экономики.
Господствующееположение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное изних — возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать всенеобходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельныхкрупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель,строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализациикосмических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений»становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии,бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.
Наисходе XX столетия человечество стоит перед проблемой, как органическисоединить рыночную экономику, социальную политику и экологию. В цивилизованномобществе экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформацияэкономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права вусловиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и правачеловека и функционирует правовое государство.
Государственно-правовое воздействие на политику
Политика— широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так илииначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иноепредставление о том, что это за феномен.
Реальнаяполитика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе,городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной ирегиональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической,народной и антинародной и т.д. В плане государственно-правового воздействия насинтересует в первую очередь политика в масштабе страны, общегосударственнаяполитика. Ее можно кратко определить как стратегический курс развития страны.Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработкастратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализацияизбранного стратегического курса.
Вразвитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаютсяпартии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выборполитического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формируетправительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственнойвласти.
Изложенноепозволяет определить оптимальный вариант воздействия государства на политику.Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство жевыступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппаратауправления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако этовозможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая,политическая и духовная свобода. Если же посмотреть на соотношение политики игосударства в историческом плане, а также в современных недемократическихгосударствах, которых в мире пока еще большинство, то выяснится, что до сих порвзаимодействие политики и государства далеко не оптимально. В странах снеразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального вариантаразделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит втом, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т. е. не толькореализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этогокурса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободычеловека.
Вистории общества государство было первым инструментом, орудием политики, т. е.политика появилась с возникновением государства. И только постепенноформируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии,которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку иосуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическуюсистему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского обществав сфере политической жизни.
Всвободном демократическом обществе народ выступает субъектом политическойвласти, а институты гражданского общества — основными средствами ееосуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественныедвижения и организации, избирательную систему) контролируется государственныйаппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Итак,воздействие государства на политику может быть различным в зависимости отстепени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политическихфункций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскомуобществу, и наоборот. Исторически гражданское общество постепенно формируется,укрепляется, и государство по мере этого уступает ему такие политическиефункции, как разработка политических программ, выбор политического курса.Данный процесс проходит в борьбе и противоречиях. Государство не просто аппаратвласти, это также сословие чиновников с собственными интересами, несовпадающими с интересами общества в целом. Разумеется, слой управляющих обычноне испытывает желания передавать какие-либо свои властные функции гражданскомуобществу, народу.
Содержаниеполитики, т. е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий,многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные,экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структурагосударства, совершенствование законодательства и т. д. Очевидно, что политика— дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носительсуверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всемнаправлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действийзависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества,насколько общество солидарно с властью.
Правовоздействует на политику по нескольким направлениям.
Преждевсего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы)закрепляются политический строй общества, механизм функционированияполитической системы (избирательное право, партии и их статус, разделениевластей и т. д.), политические свободы граждан. В результате воздействия правана политику все виды политической деятельности осуществляются как правасоответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее,право придает легитимность политическим решениям, а также органамгосударственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населениядаже в случае принятия ею непопулярных решений.
Противодействиевласти считается недопустимым, противоправным.
Инаконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, ихреализацию.
Государственно-правовое воздействие на культуру
Государствои право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин«культура» многозначен. Наиболее важны следующие его значения:
этоисторически определенный уровень развития общества, творческих сил испособностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни идеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых имиматериальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру,а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;
этоуровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности(политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);
этохарактеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.),народов или наций (например, русская культура);
степеньобщественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культураработников милиции).
Всамом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу вдухе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностямследует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государстваознаменовало скачок в развитии культуры — переход от варварства к цивилизации.Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие накультуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурнойценности утверждалось с трудом. И здесь «повинны» не только идеолЬги марксизма,видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должноисчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе спрялкой и бронзовым топором. Немалая «заслуга» в третировании государствапринадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н.А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола,утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно,изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, чтопринудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала иущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и егофункция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структурадействовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитаяправовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого непредвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Вовторой половине XX в. в развитом граяеданском обществе ценность государства какявления культуры увеличивается. Государство все более становится факторомстановления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовнойкультуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающегопоколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своихграждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности,накопленные человечеством.
Наибольшеевлияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которойявляются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитиеполитической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития инормального функционирования политической системы общества, всех ветвейгосударственной власти.
Государствозаботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки,музеи, театры и другие учреждения культуры.
Правосоздает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей,для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 КонституцииРоссийской Федерации записано: «Каждый имеет право на участие в культурнойжизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Наоснове права формируется особый пласт культуры — правовая культура, носителямикоторой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица,социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитиеправовой культуры — актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей странебыло распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнююформу, называемую правовым нигилизмом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru