Министерствообразования и науки Украины
ЗапорожскаяГосударственная Инженерная Академия
ФакультетЭкономики предприятия
Государственноерегулирование
Контрольнаяработа
Государственное программно-целевое планирование
Запорожье 2005
Содержание
Введение. 3
1. Сущность программно-целевого метода планирования. 5
2. Классификация целевых комплексных программ (ЦКП) 9
3. Этапы разработки и реализации ЦКП… 11
4. Региональные комплексные программы (на примереЗапорожской области) 14
Выводы… 17
Литература. 19
Введение
Экономическая политика реализуется посредством совокупногомеханизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразныхметодов.
Экономические методы воздействия государства на рынок содержат всебе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование,государственное целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование.
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но ихактивное развитие на западе началось в середине XX века. Это было обусловленоповышением деловой активности, возникновением большого количества новыхкоммерческих предприятий и другими подобными факторами. Вместе с тем возникла инеобходимость более существенного вмешательства государства в экономику с цельюрегулирования рынка. Таким образом появилось планирование на микро- имакроурованях.
В современных теориях планирование означает процесс подготовкиуправленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации ивключающий в себя научную обоснованность целей, определение средств и путей ихдостижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятиянаиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.
В течение нескольких десятилетий теория планирования ипрогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способыи методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последнимотносится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в даннойработе.
Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самыхточных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планированияи управления.
Однако в Украине в связи с историческимиобстоятельствами теория планирования и управления развивалась в иныхнаправлениях, чем на Западе. В результате возникла ситуация почти полногоотсутствия отечественных научных разработок в этой области при переходе к рыночнойэкономике. При планировании приходилось использовать западные модели, которыене всегда подходят к отечественным условиям.
Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостьюболее детального изучения теории планирования в Украине и создания собственныхразработок для оптимизации государственного управления.
1. Сущность программно-целевого метода планирования
Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, воснове которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретныхцелей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежитопределение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели— пути — способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны бытьдостигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – болеедетализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собойкакие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению.Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не простопрогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программыдостижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования«активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на еепоследствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Особенностью программного планирования является также способвлияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе,ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управлениеэлементами программы, программными действиями.
Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отбореприоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития,разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки смаксимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включаетразработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств иорганизационных мероприятий по их достижению.
Программа – это научно обоснованное представление о состояниикакого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный периодвремени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели ивыполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам иисполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические,инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могутбыть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных,религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программыбывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные(до года).
Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов,т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановыхдокументов. Основными из них являются: научность, социальная направленность,повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность,приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должныразрабатываться с использованием законов общественного развития, анализатенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП.
Принцип социальной направленности планирования подразумеваетпервоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов наудовлетворение их потребностей.
Принцип повышения эффективности производства требует, чтобырезультаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда иресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показателиэффективности, как рост производительности труда, снижение материало- иэнергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.
Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том,что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства,уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высокихтехнологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющеймаксимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долейдобавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного развития должен господствовать присоставлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченностьв каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительстводолжно определять такие направления в развитии страны, которые имеютпервоочередное значение для общества в данный период.
Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существуявляется продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное вниманиеуделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемыерезультаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целямиобщества.
В СССР первой программой в условиях превалирования государственнойсобственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификациистраны, принятый в 1920 г. На уровне государства программы применялись также ив других странах. Так, федеральным правительством США в 30-е гг. была принятапрограмма по развитию производств в долине реки Теннесси. В послевоенный периодбыла реализована программа по созданию в местности Силиконовая долина (штатКалифорния) комплекса лабораторий, организаций и предприятий по разработке ивыпуску средств электроники и вычислительной техники для нужд военнойпромышленности.
Программный подход как метод решения долговременных комплексныхпроблем социально-экономического развития органически присущ индустриальнойсистеме хозяйствования.
Реализация программно-целевого метода в современных условияхУкраины осуществляется в виде целевых комплексных программ (ЦКП), которыеявляются одним из важнейших средств реализации экономической политикигосударства, активного воздействия на производственные и другие процессы.
В составлении программы выделяются следующие этапы: отбор проблемдля включения в программу; принятие решения о разработке целевой программы и ееформирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевойпрограммы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом еевыполнения.
Отбор проблем для их программной разработки и решения определяетсяследующими факторами:
— значимостьпроблемы;
— невозможностькомплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использованиядействующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки еерешения;
— принципиальнаяновизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных дляширокомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений иповышения на этой основе эффективности общественного производства;
— необходимостькоординации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей ипроизводств для решения данной проблемы.
Для программно-целевого метода на современном этапе развитияобразования характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двухтипов интеграции: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектови временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единстваразличных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели,предусмотренной программой.
Основное в программно-целевом подходе – это органическое единствочетко структурированной содержательной части программы с формированием ииспользованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролемреализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующейобратной связи).
Тем не менее, несмотря на то, что программно-целевой методпланирования служит важнейшим инструментом осуществления государственнойполитики в экономике Украины, в настоящее время его эффективность невелика, ичасто оно заменяется текущим административным управлением.2. Классификация целевых комплексных программ (ЦКП)
Целевые комплексные программы представляют собой увязанные поресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексынаучно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных и иныхмероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в различныхобластях экономической и общественной жизни Украины. Их важнейшей особенностьюявляется определение, исходя из экономической и социальной целесообразностисостава приоритетных направлений развития образования, очередности ихреализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на государственномили местном уровнях.
Закон Украины „О государственных целевых программах” определяетгосударственную целевую программу как комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий,направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных областейэкономики или административно-территориальных единиц, осуществляемых сиспользованием средств Государственного бюджета Украины и согласованных посрокам выполнения, составом исполнителей, ресурсным обеспечением.
Согласно этому же закону государственные целевые программы делятсяна:
— общегосударственныепрограммы экономического, научно-технического, социального, национально-культурногоразвития, охраны окружающей среды — то есть это программы, охватывающие всютерриторию государства или значительное количество его регионов, имеютдолгосрочный период выполнения и осуществляются центральными и местнымиорганами исполнительной власти;
— другиепрограммы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономикии общества, а также проблем развития отдельных областей экономики и административно-территориальныхединиц, требующих государственной поддержки.
По своей направленности государственные целевые программы делятсяна: экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевыхпроблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик,обеспечение ресурсосбережения, создание новых производств, развитиепроизводственной кооперации; научные, целью которых является обеспечениевыполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных итехнических наук; научно-технические, разрабатывающихся для решенияважнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средствпроизводства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции; социальные,предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблембезработицы, усиления социальной защиты населения, улучшения условий работы, развитияздравоохранения и образования; национально-культурные, направленные на решениепроблем национально-культурного развития, на сохранение национально-культурногонаследства, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические,целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий,предотвращение катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонительные,разрабатывающиеся с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные,направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы спреступностью и государственной безопасности.
Государственные целевые программы могут быть направлены на решениедругих проблем, в том числе проблем регионального развития, имеющихгосударственное значение.3. Этапы разработки и реализации ЦКП
Основными стадиями разработки и реализации государственных целевыхпрограмм являются:
— инициированиеразработки государственной целевой программы, разработка и общественноеобсуждение концепции программы;
— одобрениеконцепции программы и принятие решение относительно разработки проектапрограммы, определение государственного заказчика и сроков ее разработки;
— разработкапроекта программы — определение мероприятий и задач, которые предлагаются для включенияв нее, а также объемов и источников финансирования;
— государственнаяэкспертиза проекта программы;
— согласованиеи утверждение программы;
— проведениеконкурсного отбора исполнителей мероприятий и задач программы;
— организациявыполнения мероприятий и задач программы, осуществление контроля за ихвыполнением;
— подготовкаи оценка ежегодных отчетов о результатах выполнения программы, а в случаенеобходимости — промежуточных отчетов;
— подготовкаи публикация в официальных печатных изданиях заключительного отчета орезультатах выполнения программы.
Законодатель установил, что порядок разработки и выполнениегосударственных целевых программ утверждается Кабинетом Министров Украины.
Концепция государственной целевой программы разрабатывается с цельюобоснования необходимости разработки государственной целевой программы иопределение оптимального варианта решения проблемы.
Проект концепции государственной целевой программы долженсодержать:
— определениепроблемы, на решение которой направлена программа;
— анализ причинвозникновения проблемы и обоснование необходимости ее решение путем разработки ивыполнения программы;
— определениецели программы;
— определение,сравнительный анализ возможных вариантов решения проблемы и обоснованиеоптимального варианта;
— определениена основе оптимального варианта путей и средств решения проблемы, сроковвыполнения программы;
— оценкуожидаемых результатов выполнения программы, в частности экономических, социальных,экологических, и определение ее эффективности;
— оценкуфинансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых длявыполнения программы.
В случае возникновения потребности в разработке и выполнениигосударственной целевой программы с целью ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций концепция программы может не разрабатываться.
Кабинет Министров Украины рассматривает концепцию государственнойцелевой программы и в случае ее одобрения принимает решение относительноразработки проекта программы, определяет государственных заказчиков и сроки ееразработки.
Проект государственной целевой программы должен содержать:
— паспортпрограммы — краткое изложение основных данных (название, решение о разработке, сведениио государственном заказчике и ответственных исполнителях программы, срок выполнения,объемы и источники финансирования);
— определениецели программы;
— обоснованиепутей и средств решения проблемы, а также необходимости финансирования за счет средствагосбюджета Украины;
— переченьмероприятий и задач с определением исполнителей, сроков исполнения (в целом ипоэтапно), объемов и источников финансировании (с разбивкой по годам);
— расчетожидаемых результатов (экономических, социальных, экологических и т.п.)выполнение программы и ее эффективности;
— расчетобъемов и определение источников финансирование программы, в том числе за счет средствагосбюджета Украины (с разбивкой по годам).
Проект государственной целевой программы подлежит обязательнойгосударственной экспертизе.
Общегосударственные программы экономического, научно-технического,социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды попредставлению Кабинета Министров Украины утверждаются законом.
Другие государственные целевые программы по представлению государственныхзаказчиков утверждаются Кабмином Украины.
Государственная целевая программа выполняется путем осуществления еемероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями,предусмотренными этой программой.
Государственный заказчик самостоятельно осуществляет мероприятия и задачи,предусмотренные государственной целевой программой, или при необходимостизаключает договора (контракты) в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Исполнителями государственной целевой программы могут бытьпредприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которыеопределяются государственным заказчиком для выполнения мероприятий и задачпрограммы на конкурсных основах.4. Региональные комплексные программы (на примереЗапорожской области)
В Запорожье и Запорожской области в последние годы было разработанои принято много целевых комплексных программ в различных областях экономическойи социальной и жизни. Среди них следует назвать Целевую комплексную программупрофилактики наркомании и
СПИДа в Запорожской области на 1998—2000 гг.; Областную комплексную программу«Молодежь Запорожья» на 1998—2002 гг.; Областную программу «Молодой запорожскойсемье — доступное жилье» на 2003—2008 гг.; Комплексную программ развития малогопредпринимательства в Запорожской области на 2003—2004 гг. (с подпрограммой«Поддержка развития молодежного предпринимательства»), Областную программу отдыхаи оздоровления детей на период до 2008 г.; Комплексную программу профилактики преступностина 2001—2005 гг.
В частности, в рамках выполнения Региональной комплексной программы«Физическое воспитание — здоровье нации» в 2003 г. в областифизкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью было охвачено свыше 232тысяч населения (на 11 тысяч больше, чем в 2002 году), что составляет шестуючасть населения возрастом от 6 до 60 лет, в том числе около 144 тысяч детей иподростков (это почти половина общего количества детей 6—17 лет)[1].
В Запорожской области сохранена сеть существующих детско-юношескихспортивных школ, в том числе специализированных, работают детско-подростковыеклубы. Вместе с тем открыты новые отделения в ДЮСШ в Запорожье и Мелитополе; вТокмаке детско-юношеский клуб переведен на режим ребячески-юношеской спортивнойшколы. В 2003 году был открыт интернат спортивного профиля, где учатсяперспективные подростков из сельских районов области. В рамках этой комплекснойпрограммы проходит активная подготовка к Олимпийским и Параолимпийским играм. В2002 году облгосадминистрация создала более 30 областных стипендий длявыдающихся спортсменов, в том числе и спортсменам-инвалидам.
Вместе с тем, лишь в 65% школ Запорожской области введены дополнительныеуроки из физкультуры (в целом по Украине этот показатель составляет 75%). Невыполняется задача целевой программы относительно создания спортивных клубов вобщеобразовательных школах. Практически ничего не делается для внедрениятретьего урока физкультуры в профессионально-технических училищах.
Остановимся и на Городской программе развития и поддержки малогопредпринимательства на 2005— 2006 гг. Цель этой Программы — созданиеблагоприятной среды и внедрения действенных мер по развитию малого бизнеса вгороде. Первоочередная ее задача — максимальное объединение интересов субъектовмалого предпринимательства с интересами города, что включает в себя переченьприоритетных подзадач: формирование эффективной государственно-общественнойсистемы обслуживания, поддержки малого предпринимательства; создание новыхрабочих мест, привлечение субъектов предпринимательства к уменьшению уровнябезработица; увеличение поступлений в городской бюджет; насыщение рынкатоварами народного потребления.
Действие Программы еще не закончено, но определенные результатыгосударственной поддержки предпринимательской деятельности в Запорожье ужевидны и сейчас. Так, к началу 2005 г. предполагалось функционирование 7500малых предприятий и 39000 физических лиц-предпринимателей; фактическое жеколичество составило соответственно 8015 (106,6%) и 45000 (109,1%). На 2005 г.прогнозируется возрастание количества малых предприятий до 8400 или 104,8% кожидаемому выполнению 2004 г., зарегистрированных предпринимателей — физическихлиц до 47000 или 104,4% к выполнению 2004 г. Соответствующий прирост количествамалых предприятий и зарегистрированных предпринимателей — физических лицпрогнозируется и на 2006 г. Кроме того, в 2004 г. увеличилось количество малыхпредприятий, получивших прибыль: 59,5% к общему количеству малых предприятийпротив 59,1% в 2003 г.[2].Выводы
Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые теоретическиеаспекты программно-целевого планирования. Проанализировав этот материал, можносделать определенные выводы.
В настоящее время программно-целевое планирование достаточно хорошоразработана на теоретическом уровне и проверено на практическом. Существуетмножество примеров успешного применения этой методики в разных странах и наразличных уровнях, в том числе и в Украине. Они успешно применяются на практикекак на макро-, так и на микроуровне.
Преимущества программно-целевого метода планированияхарактеризуются в целом следующими принципиальными особенностями:
— индикативнымхарактером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости отобеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
— системнымхарактером основных целей и задач программы по решению сложных комплексныхпроблем;
— обеспечениемединства методологических подходов к решению задач развития всеми субъектамиуправления;
— способностьюконцентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решениепринципиальных вопросов развития экономики или общества в целом по стране или вотдельном регионе;
— возможностьюиспользовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченныхбюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств,средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий,банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных ииностранных инвесторов. В связи с этим можно говорить об инициирующем характерецелевых программ, способных привлечь во многих случаях финансовые ресурсы;
— потенциальнойвозможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задачпрограммного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза,формирование комиссий, комитетов по их реализации и др.).
В Украине программно-целевое планирование существует и используетсяв основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однаконаучные разработки в этой области явно недостаточны. В результате эффективностьреализуемых целевых программ снижается, хотя и достигается определенныйположительный эффект.
Для успешного развития этой области планирования необходимоосуществить следующие мероприятия:
— создатьболее обширную научную базу по этому вопросу, соответствующему спецификеукраинской экономики;
— усовершенствоватьнормативно-правовую базу реализации целевых программ с целью усиления влиянияорганов власти на организации – их участников и повышения эффективностифинансирования программ.
Таким образом можно будет добиться более эффективных результатовреализации государственных и региональных целевых комплексных программ.
/>/>Литература
1. ЗаконУкраїни „Про державні цільові програми” від 18 березня 2004 р. № 1621-IV //Відомості Верховної Ради України, 2004, № 25, ст.352.
2. АлексееваМ.М. Планирование деятельности фирмы. — М., Финансы и статистика, 1997.
3. БасовскийЛ.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — М.,ИНФРА-М, 2003.
4. БорисевичВ.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие.— Мн., ИП «Экоперспектива», 2000.
5. ЛісоваП. Впровадження програмно-цільового методу формування бюджетів // ФінансіУкраїни, 2004, № 6, С. 23—29.
6. МищенкоВ.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Уч.пособие. — М., 2003.
7. Міськапрограма розвитку та підтримки малого підприємництва у м. Запоріжжі на2005–2006 рр. // Эл. публ. www.meria.zp.ua/?page=/ city/programa
8. НаЗапоріжжі проаналізовано стан виконання програми „Фізичне виховання — здоров’янації” // Прес-служба Запорізької ОДА, 01.04.2004, www.zoda.gov.ua
9. ОсипенкоР. Теоретико-методологічні засади удосконалення програмно-цільового методупланування видатків бюджету // Фінансі України, 2004, № 6, С. 36—41.
10. Поляк Г. Б. Территориальныефинансы: Учебное пособие. — М., Вузовский учебник, 2003.
11. Черныш Е.А., Салтанова Т.А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условияхрынка: Учебное пособие. — М., ПРИОР, 1999.