Государственное регулирование банковской системы

РоссийскаяЭкономическая Академия им. Г.В. Плеханова.
Курсоваяработа
постатистике
На тему:“Государственное регулирование
банковскойсистемы”
                                                                                 Студент:
                                                                                  ПакСергей
                                                                                 412 группа     
                                                                                  Работа  защищена
                                                                                  c оценкой  “   ”  
                                                                                  Преподаватель                                                                                                                        
       
Москва2001г.
Предисловие
1. Предисловие                                                                             1
2. Происхождение, сущность и функции банка
Происхождениебанков                                                                          2Основные виды кредитных учреждений                                              5
Задачии функции центральных банков                                               11
3.       Коммерческиебанки и их деятельность                           
Операции коммерческих банков                                                         19
4.  Заключение                                                                               32
Списоклитературы                                                                                     35
 
 
3333333333
 
Происхождение, сущность и функциибанков.
Происхождение банков.Слово“банк” происходит от итальянского “banco” и означает“стол”. Предшественниками банков были средневековые менялы – представители денежно-торговогокапитала; они принимали денежные средства у купцов и специализировались наобмене денег различных городов и стран. Со временем менялы стали использоватьэти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и полученияпроцентов, что означало превращение менял в банкиров.
ВXVI– XVIIвв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана,Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные жиробанки дляосуществления безналичных расчётов между своими клиентами-купцами. Жиробанкивели расчёты между своими клиентами в специальных денежных единицах, выраженныхв определённых весовых количествах благородных металлов. Свои собственныесредства жиробанки предоставляли в суду государству, городам ипривилегированным внешнеторговым компаниям.
ВАнглии капиталистическая банковская система возникла в XVIв., причём банкиры вышли из среды либо золотых дел мастеров,либо купцов.
Банки– особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудныхкапиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капитала(рантье) банкир представляет собой разновидность  капиталиста-предпринимателя. Промышленныекапиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые – торговлю, абанкиры – в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в суду собственныйкапитал, банкиры в основном оперируют чужими капиталами. Доходом ссудногокапитала является ссудный процент, а доходом банкира – банковская прибыль(процент, доходы от ценных бумаг, комиссионные и пр.).
Банкивыполняют в рыночном хозяйстве следующие важные функции:
·     посредничество в кредите денежными и функционирующимикапиталистами;
·     посредничество в платежах;
·     мобилизация денежных доходов и сбережений ипревращение их в капитал;
·     создание кредитных орудий обращения.
Основные виды кредитных учреждений.Взависимости от того кому принадлежат кредитные и кредитно-финансовые учрежденияв странах с рыночной экономикой различаются:
·       государственные кредитные и кредитно-финансовыеучреждения;
·       частные кредитные и кредитно-финансовые учреждения;
Первая группа – это центральные банки, имеющие монопольноеправо  выпуска банкнот,почтово-сберегательные кассы, отдельные коммерческие банки и некоторые учреждения,выполняющие специальные функции по кредитованию той или иной области хозяйства(например, в США государственным кредитным учреждением является Экспортно-импортныйбанк).
Похарактеру деятельности банки подразделяются на:
·       эмиссионные;
·       коммерческие;
·       инвестиционные;
·       ипотечные;
·       сберегательные;
·       специализированные (например, торговые банки);
Эмиссионные банкиосуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимаютв ней особое положение, будучи “банками банков”.
Коммерческие банкипредставляет собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых идругих предприятий главным образом за счёт тех денежных капиталов, которые ониполучают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а)частные акционерные, б) кооперативные и в) государственные. На ранних ступеняхкапитализма преобладали индивидуальные банковские фирмы, но с развитием капитализмаи особенно в эпоху империализма подавляющая часть всех банковских ресурсовсосредоточилась в акционерных банках.
Инвестиционные банкизанимаютсяфинансированием и долгосрочным кредитованием различных областей, главнымобразом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банкиудовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и другихпредприятий в основном капитале. В отличие от коммерческих банков инвестиционныемобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путём выпуска собственных акций иоблигаций, а также путём получения кредитов от коммерческих банков. Вместе стем они играют важную роль в выпуске и размещении акций промышленных и другихкомпаний.
Ипотечные банкипредоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимости – земли и строений.Они мобилизуют ресурсы по средствам выпуска особого вида ценных бумаг –закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость.Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев ипредприниматели.
Специализированные банковскиеучреждениявключают банки, специально занимающиеся определённым видомкредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитованииэкспорта и импорта товаров.
 
Центральные банки.
Общая характеристика центральных банков.
      Главным звеном банковской системы любогогосударства является центральный банк страны. В различных государствах такиебанки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные,Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии…
       Первымэмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку онначал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кромеэмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства,посредника между государством и коммерческими банками, проводникаденежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банкибыли национализированы, и в настоящее время капитал центрального банкаполностью или частично принадлежит государству.
      Созданиецентрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации ицентрализации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Развитие денежно-кредитныхсистем показывает, что по характеру учредительства центральные эмиссионныебанки подразделяются на три группы. Первая – это акционерные институты,создаваемые крупнейшими хозяйственными структурами и коммерческими банками.Подобная форма учредительства является наиболее демократичной, так как отражаетвысокий уровень предпринимательства, позволяющий создать эмиссионный банк дляобеспечения экономических интересов деловых людей, то есть класса собственников,владеющих средствами производства и низовыми банками.
Создание центральных банков посхеме “снизу – вверх” позволяет деловым кругам усилить контроль заисполнительными и  законодательнымиорганами власти и их бюджетными расходами. При этой схеме основная частьэмитируемых кредитных денег используется для рефинансирования портфеля ресурсовкоммерческих банков, что стимулирует развитие предпринимательства.
Вторая группа – это центральныебанки, учреждаемые органами государственного управления экономикой и обществом.Такие банки создаются по схеме “сверху – вниз”, что обеспечивает первоочередноеудовлетворение государственных потребностей в денежных средствах. При этом основнаячасть ресурсов эмиссионного фонда используется для покрытия бюджетныхдефицитов, включая военные затраты. Такое распределение эмиссии наноситсерьёзный ущерб национальному предпринимательству, так как влечёт за собойиммобилизацию денежных средств из сферы бизнеса в непроизводительные расходыгосударства и обостряет инфляционный процесс. На практике это значит, что государство“запускает руки” в карманы эмиссионного банка путём принудительной продажиоблигаций государственного займов.
Третья группа – это банки,учреждаемые на паритетных началах деловыми кругами и государством. Смешаннаяформа создания таких банков позволяет осуществлять мягкое управление ихдеятельностью с сочетанием экономических интересов национальногопредпринимательства и государственных органов управления обществом.   
      Во всехразвитых странах действуют несколько законов, в которых сформулированы изакреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструментыи методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центральногобанка излагается в конституции. Как правило, правовым актом, регулирующимдеятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; онустанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначенияили выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государствоми национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочияцентрального банка как эмиссионного центра страны.
      Наряду сзаконом о центральном банке взаимодействия между центральным банком ибанковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой законопределяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральномубанку.
      Центральныебанки развитых стран  классифицируются постепени их зависимости  в решениивопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективныхфакторов.
      К субъективнымфакторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страныи правительством с учётом неформальных контактов руководителей.
      Средимножества объективных факторов оценки независимости центральных банков можновыделить пять важнейших:
·       
·       
·       
·       
·       
В Российской Федерациисохраняется жёсткий государственный статус Центрального банка, позволяющийфедеральной администрации беспрепятственно пользоваться ресурсами эмиссионногофонда.
Статус государственностихарактерен для всей истории Центрального банка России. С момента его создания(1860г.) до сегодняшнего дня. Это является одной из причин низкого уровняпредпринимательства и рыночных отношений в хозяйстве нашей страны.
Монополизация государственногоуправления Центральным банком усилилась в период политизации экономики в1917-1991 г.г.
Милитаризация  экономики серьёзно осложнила переходнародного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного развития. Так какпотребовала разрушения старых и создания новых хозяйственных структур для удовлетворенияпервоочередных потребностей общества.
Задачи и функции центральных банков.
      Центральныебанки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому ихдеятельность связана с укреплением денежного обращения; защитой и обеспечениемустойчивости национальной денежной единицы и её курса по отношению киностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны;обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчётов.
      Традиционноперед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк обязанбыть:
·         эмиссионным центром страны, т.е.пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
·         банком банков, т.е. совершать операции нес торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны:хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом,предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор,поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальнойкредитной системе;
·         банкиром правительства, для этого ондолжен поддерживать государственные экономические программы и размещатьгосударственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчётныеоперации для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
·         главным расчётным центром страны,выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичныхрасчётов, основанных на зачёте взаимных требований и обязательств (клирингов);
·       органом регулирования экономикиденежно-кредитными методами.
В ряде стран эти задачицентральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссиюнациональной денежной единицы даёт возможность центральному банку держать подконтролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например. Несмотряна то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установленияверхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулированияуже обращающихся денег.
В качестве банка банковцентральный банк предоставляет кредитным институтам возможностьрефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничитькоммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены двавида операций центрального банка с кредитными инструментами: покупка и продажечеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценнымибумагами, векселями и платёжными требованиями.
Важную роль в функционированиибанковской системы страны играет характер осуществления надзора центральнымбанком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г.контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны БанкаАнглии не был закреплён законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкийфедеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральныморганом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимойструктурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка.Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка даннуюфункцию выполняет лишь в ограниченном объёме (банковский контроль переданминистерству финансов).
При решении пяти задачцентральный банк решает три основные функции: регулирующую, контролирующую иинформационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы вобращении. Это достигается путём сокращения или расширения наличной ибезналичной эмиссии и проведения дисконтной политики. Политики минимальныхрезервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесносвязана контролирующая функция.Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банкапри проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования.Контролирующая функция включает определения соответствия требованиям ккачественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитныхинститутов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятсяразработка необходимых для институтов экономических коэффициентов и норм иконтроль за ними.
Всем центральным банкам присущаи информационно-исследовательскаяфункция, т.е. функция научно-исследовательского,информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функцияотмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязандавать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а такжеснабжать его информацией о развитии кредитной системы.
Центральныйбанк, имея, анализируя и публикуя объективную ин­формацию о ситуации в денежно-кредитнойсфере, может оперативно реагировать наглобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направленийденежно-кредитной политики в целом.Принятие решения о дополнительном выпускеденежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическоманализе ситу­ации в стране, с тем чтобыпри необходимости дать рекомендации и скоординироватьдействия государственных органов.Денежно-кредитное регулирование
Центральный банк регулирует экономикуне прямо, а через денежно – кредитную систему. Воздействуя на кредитныеинституты, он создаёт определённые условия для их функционирования.
От  этих условий визвестной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и другихфинансовых институтов, что оказывает влияние на ход экономического развитиястраны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степеньрегулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условияфункционирования  центрального банка. Особенностинациональной банковской системы  взначительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежного –кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иныхинструментов денежной политики.  
Инструменты регулирования.Центральные банки развитых стран располагаютопределенными методами воздействия на экономику. Тра­диционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговаяполити­ка; политика минимальныхрезервов: операции на открытом рынке; депозитнаяполитика; валютная политика. Однако содержание стандар­тного набора методов исочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.
Одним из основныхпринципов определения стратегии центральных банковслужит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютногокурса национальной денежнойединицы по отношению к какой-либо стабиль­нойиностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели (рис. 1).  Ориентир на внутрен-                                                  Регулирование темпов
  ние показатели                                              роста денежной массы

Ориентир на внешние                                     Регулированиевалют-             
показатели                                                       ного курса националь-
                                                                                      ной денежной единицы

Рис 1. Стратегияцентрального банка
Различаютсявнутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается без инфляционное раз­витие, под внешней — стабильность валютного курса национальнойде­нежной единицы по отношению к другимвалютам).
В соответствии свыбранной стратегией центральные банки осуще­ствляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную по­литику и используют соответствующие инструменты.
Вцелях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивнаякредит­ная политика), либо посдерживанию ее увеличения (ре-стрикционная кредитнаяи антиинфляционная политика). Однако в условиях стаг­фляции центральному банку приходится искать компромиссноесоче­тание инструментов экономическогорегулирования, как это происхо­дит в настоящеевремя в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
Регулированиевалютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привестиАвстрию, Бельгию, Нидерланды.
Дисконтная  (учетная) и залоговая политика центральногобанка.Кредитныеинституты имеют возможность получать при необходимос­тикредиты центрального банка путем переучета векселей или под за­лог ценныхбумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключа­ется в том, чтобыметодом изменения условий рефинансирования коммерческихбанков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах ЕвропейскогоСообщества кре­дитные институты имеютвозможность рефинансирования непосред­ственнов национальном банке. Исключение составляют Италия и Пор­тугалия. При этомрефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.     
При осуществлениидисконтной и залоговой политики центральный банкможет селективно воздействовать на определенные отрасли на­родного хозяйства путем поощрения или ограничения приемак пере­учету или в залог векселей определенного рода путем изменения тре­бований к качеству принимаемых в залог и к переучетувекселей. Селективное воздействиенередко сопровождается общеэкономически­мипоследствиями. Так, при ограничении объема определенных цен­ных бумаг, принимаемых в залог или к переучету,центральный банк снижает в целом кредитныйпотенциал коммерческих банков.
Поэтому в настоящеевремя общеэкономический эффект воздействия путемпроведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффектрегу­лирования учетной ставки подтверждаетсяналичием определенной вза­имосвязи междуизменением ее величины и темпом роста валового на­ционального продукта.
Изменение контингентарефинансирования позволяет центрально­мубанку достигать следующего эффекта. При ограничении континген­та коммерческиебанки вынуждены обращаться к более дорогим источ­никам кредитования, например к залоговым кредитам, что означает снижение объема их кредитного потенциала и удорожаниекредитов. Ставка по залоговымкредитам центрального банка обычно выше став­ки переучета.
Рассмотрим действие данного инструмента напримере изменения величины учетной ставки.Если цель центрального банка -удорожание рефинансированиякредитных институтов для уменьшения их кредит­ного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если наденежном рынке наблюдается понижательнаятенденция, так как в этом случае кредит­ныеинституты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимовоздействовать на денежный рынок другимиметодами (путем повышения ставок по ми­нимальнымрезервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае дей­ственного повышения учетной ставки, рефинансирование длякоммер­ческих банков удорожается,что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банкомпроцентные ставки, чтобы привлечь болееширокую клиентуру.
Если цельюцентрального банка является облегчение доступа ком­мерческих банков к рефинансированию путем переучетавекселей, он снижает учетную ставку. Вэтом случае кредитный потенциал коммер­ческихбанков увеличится, а проценты по предоставляемым ими креди­там получат импульс к снижению.
Изменениеучетной ставки центрального банка влечет за собой из­менения условий не толькона денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг,в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитамна денеж­ном рынке, обусловленноеростом учетной ставки центрального банка, вызываетуменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны не банков,потому что более привлекательными дляних становятся депозиты, так и со сторо­ныкредитных институтов вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.
Таким образом, ростучетной ставки центрального банка относи­тельноуменьшает рыночную стоимость денных бумаг. Снижение учет­ной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредитыи депо­зиты, что ведет кпроцессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.
Осуществляядисконтную и ломбардную политику, центральный банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки цен­трального банка кредитные институты и небанковские учреждениярас­ценивают как сигнал к ориентации наэкспансивную политику цент­рального банка. Повышениеучетной и ломбардной ставок и служит сигналомк проведению контр активной денежной политики. Такие сиг­налы позволяют кредитным институтам «подготовиться» кновым ме­рам центрального банка,ориентир на содержание которых они полу­чилиблагодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.
Политика обязательных резервов,Вразвитых странах, кроме Вели­кобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческимбанкам предъяв­ляется требование размещения ими в центральном банке минимальныхрезервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмен­тав разных странах наблюдаются существенные различия в зависимос­тиот национальных особенностей развития финансового рынка.
Требования минимальных резервовпоявились как страховка лик­видности кредитных институтов, какгарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальныхрезервов существует и сегод­ня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банквыполняет свою задачу «кредитора последнейинстанции».
Как инструмент денежной политикиминимальные резервы выпол­няют двоякую роль: служат текущемурегулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играютроль тормоза эмиссии кре­дитных денег коммерческими банками. Вомногих странах минималь­ные резервы практически уже не используются какинструмент «жёсткого» регулирования,так как центральные банки предпочитают им болеегибкую политику открытого рынка.
В качествекомпенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банковсуществует ряд льгот:
• бесплатноесовершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
• причислениеналичных средств коммерческих банков, находящих­ся у них в избытке, к выполнениюобязательств по минимальным резер­вам,а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабо­чими активами.
Кроме приведенныхвыше «компенсирующих мер», дополнительно используетсясубвенционное рефинансирование путем переучета вексе­лей. В некоторых случаях резервные обязательства могутбыть выпол­нены путем приобретениягосударственных ценных бумаг, что пресле­дует еще одну цель — финансированиегосударственного бюджета. Теми же мотивамируководствуется центральный банк, устанавливая высо­кий уровень минимальных резервов при относительнонебольшом про­центе. Такую политику чащевсего проводит центральный банк, вынуж­денныйфинансировать дефицит государственного бюджета.
При установленииставок по минимальным резервам большую роль могутиграть непосредственные переговоры между центральным и ком­мерческими банками.
В механизме расчетаставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются,в разных странах наблюдаются существенные раз­личия. Резервные обязательстваориентируются, как правило, по состо­яниюили росту определенной части обязательств кредитных институ­тов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковскогобаланса, величина которых должнасогласовываться с величиной выданных кре­дитов(при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исклю­чение. Основной статьей при расчете минимальных резервовслужит величина вкладов небанковскихучреждений по пассивной стороне ба­ланса.В некоторых случаях учету при определении величины минималь­ных резервов подлежат и межбанковские обязательства.
В большинстве развитых стран в последние годы активностьиспользо­вания политики минимальных резервов вкачестве инструмента регулиро­вания банковской ликвидности и дляконтроля рентабельности банковс­ких операций снизилась.
Механизмобязательных резервов используется как инструмент кре­дитной политикипрактически во всех развитых странах. При этом стра­ны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяютданный инструмент в рамках политикигибкого регулирования. С развитием международныхэкономических связей, в том числе в банковском сек­торе, при создании свободных экономических зон, крупныхрегиональ­ных экономическихобъединений (например, таких, как ЕЭС) исполь­зование политикиминимальных резервов требует постоянной адаптациик изменяющимся условиям.
Политика открытого рынка.Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продажетвердо-процентных цен­ных бумаг центральнымбанком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся:казначейские векселя, беспро­центные казначейские обязательства, облигациигосударственного зай­ма, промышленныеоблигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.
Традиционнымисредствами проведения политики открытого рын­ка являются операции с государственнымиценными бумагами на вто­ричном рынке, характерныедля Великобритании, Германии, Греции, Италиии Франции. Операции на первичном рынке с государственны­ми ценными бумагамиосуществляются в строго определенных рамках в Великобритании.
Дляоживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижениикоторого он ску­пает любой предлагаемыйобъем, либо приобретает определенное коли­чествоценных бумаг данного типа независимо от курса предлож