Государственное регулирование цен и тарифов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственногорегулирования цен и тарифов
1.1 Система цен и тарифов в государстве
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН ИТАРИФОВ В РФ
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулированияцен и тарифов в РФ
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Регулирование экономикигосударством является одним из наиболее актуальных вопросов для сегодняшней России.Очевидно, что ее экономика нуждается в кардинальном изменении структурыпроизводства с целью ликвидации структурных “перекосов”, формированияконкурентоспособного рынка. На практике такая задача неосуществима безвмешательства государства в регулирование инвестиций, занятости, без участиягосударства в перераспределении ресурсов.
В настоящее времяправительство России обозначило в качестве одного из основных направлений своейсоциально-экономической политики реструктуризацию отраслей естественных монополий.Это крайне важный вопрос, изменения в этих сферах затрагивают наиболее насущныепотребности всего населения страны, поэтому не подлежит сомнению, что политикагосударства в данном направлении должна быть тщательно продуманной иобоснованной, а каждое решение взвешенным.
Предметом рассмотренияданной работы является государственное регулирование цен (тарифов). Такой выборобусловлен тесной взаимосвязью реструктуризации естественных монополий итарифного регулирования экономики (это более подробно будет освещено в работу вдальнейшем), так как именно в отраслях естественных монополий и применяется государственноерегулирование цен.
Цель работы – рассмотретьвопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере РФ.
Исходя из поставленнойцели, задачами работы являются:
·         Рассмотретьтеоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов
·         Проанализироватьпроблему на примере РФ
·         Сделать основныевыводы и наметить пути совершенствования выявленных проблем.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ
 
1.1 Система цен и тарифовв государстве
Система цен и тарифов всовременной экономике очень сложна. И классифицируются цены по ра0знымпризнакам. Приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики ониделятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве),сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфереобслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).
Оптовые цены — те цены, по которым реализуетсяпродукция крупными партиями.
Розничные цены — те, по которым товары продаютсяиндивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.
По способу формированияили по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы.
Свободные рыночные цены — формируются в зависимости отсостояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободныот непосредственного вмешательства государственных органов. Переход отфиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализациейцен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены.Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаютсяна:
— продукциюпредприятий-монополистов;
— базовые (для экономикиданной страны) ресурсы;
— социально значимыетовары.
Система государственныхцен состоит из двух элементов:
а) фиксированные илитвердые цены, жестко устанавливаемые
 государственнымиорганами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются на местах органамиисполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются нанекоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.)При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат,которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены вкакую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
Регулируемые цены — их величина определяетсягосорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействиеограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены наопределенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.
Контрактные цены — величина этих цен устанавливаетсяпредваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированнымконтрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контрактефиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либоих соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается такжедопустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновениякаких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу ценотносят и договорные.
Различный уровень цен наоднотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен — денежноговыражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены — это те,по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегдарассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограниченийадминистративного характера. По мере развития международной специализации трудароль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние навнутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найтиотражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объемпокупки (оптовая или розничная) и т.д.
Особую разновидностьмировых цен представляют трансфертные цены — внутрифирменные цены, применяемыетранснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями,находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило,коммерческую тайну.
Наряду с описаннымивидами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик,основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базиснаяцена — цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки приустановлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качестватоваров или определенных временных факторов с учетом инфляции.
Демпинговые цены — это искусственно заниженные цены.Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, радивытеснения с рынка конкурента и т.д.
В экономическом анализе,планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущимииспользуются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких ценобъективно необходимо в связи с процессом инфляции.
В этих же целях иногдаприменяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выраженииотносительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решенийпокупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данноготовара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того жетовара в другом регионе.
В процессе проектированияновых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции,товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектныецены.
В более широком плане всевиды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены –ожидаемыми.
В экономике рыночноготипа широко используются прогнозные цены — на их основе планируетсядеятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляютсягосударственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.
Биржевые, аукционные,комиссионные ценыопределяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.
Ряд цен на товары иуслуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателейцен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
Особенности конкретныххозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен,субъектов обслуживания, времени действия определяют не только совокупностьдействующих цен, но и различия в их структуре.
Наиболее распространеннымв практике ценообразования является определение структуры цены по затратампроизводства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты напроизводство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения.Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и отреализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.
Фактическая себестоимость- полные издержки плюс прибыль — составляет основу оптовой цены.
Производители реализуютсвою продукцию торговым организациям по так называемой отпускной, договорнойцене, которая, кроме указанных выше элементов, включает акцизы (косвенныеналоги на некоторые предметы потребления). Розничная цена товара складываетсяиз оптовой или отпускной цены (в торговле потребительскими товарами) плюсторговая надбавка, идущая на содержание торговых организаций.
Ценообразование на основезатрат имеет серьезнейший недостаток — включение в себестоимость самыхразнообразных элементов, не имеющих зачастую к ней отношения, что ведет к ростузатрат. Кроме того, такой подход к ценообразованию не стимулирует предприятия крациональному, экономному использованию ресурсов. При затратном характереценообразования выигрывает производитель, но проигрывает покупатель, да и всяэкономика становится менее оптимальной. Во многом неэффективностьадминистративно-плановой экономики определялась именно затратным характеромдирективного ценообразования. Сегодня установление цены на базе издержекявляется в определенной мере устаревшей стратегией. Однако она и сейчасостается одним из наиболее часто практикуемых, хотя и неэффективных подходов кценообразованию.
В мировой практикесуществует и так называемое параметрическое ценообразование, в условияхкоторого структура цены отражает прежде всего качество товара. При определениицены по этому методу выделяется базовый образец товара, цена на которыйизвестна. Затем устанавливается совокупность свойств, качественных признаков,по которым оцениваемая продукция отличается от базовой (полезный объем и вес,мощность, надежность, эстетичность, современность, комфортность, ресурсоемкостьи др.). Численное значение каждой из этих характеристик называется параметромкачества.
Цена устанавливаетсяпутем выявления, на какую величину параметры оцениваемого товара отклоняются отобразца с учетом того, что изменения могут быть и в положительную, и вотрицательную стороны. Параметрическая модель ценообразования представляетсядовольно перспективной для экономики любого типа, но ее практическое применениевесьма сложно и требует самой серьезной подготовки. Субъективное восприятиеполезности и ценности отдельных свойств товаров для потребителя, отсутствиеуниверсальных подходов к оценке качества препятствуют распространению этогометода.
Что же касается реформыотечественной системы ценообразования, то в данном случае одной либерализациицен явно не достаточно. Она должна быть дополнена дальнейшей приватизацией,разумной налоговой реформой, демонополизацией, созданием эффективной рыночнойинфраструктуры. Необходимо также, не изменяя идеи свободного рыночногоценообразования, признать необходимость государственного регулирования цен.
1.2 Государственноерегулирование цен и тарифов
Вопреки распространенномумнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенностихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания ирегулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точекэкономической и социально-политической жизни, где сталкивается множествоинтересов различных слоев населения.
Воздействуя на цены,государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулированияэкономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе синфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальнойконкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности.В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генеральногокурса государственного регулирования — оптимизации экономического развития истабилизации социальной системы.
Один из известныхэкономистов М. Деверо писал, что государственное регулирование предпочтительнее“свободного” ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемыпроизводства в избранном направлении.
В действительностивсеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Различным этапамистории свойственны лишь определенные различия в степени и формах ограничениясвободы игры цен.
Тарифы на услугигосударственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольныецены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных запасов внеурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существеннымобразом воздействующие на внутренние цены и тарифы, — вот далеко не полныйперечень мер государственного регулирования цен и тарифов конца XIX века и в XXвеке.
Переломными в историигосударственного регулирования цен и тарифов стали первая мировая война,начавшаяся вслед за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические иэкономические потрясения в обществе подготовили его сознание к тому, что надоискать пути к сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делатьэто следует путем усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и вчастности, в процесс ценообразования. К середине 30-х годов во многих развитыхстранах были приняты законы, предоставлявшие государству полномочия повоздействию на цены, вплоть до их замораживания. Это стало составным элементомгосударственной экономической политики.
Рассмотрим основные формыгосударственного регулирования цен и тарифов.
1. Наблюдение со стороныправительственных органов. Проводится в основном центральными статистическимиуправлениями. Главная цель наблюдения — выявление роста стоимости жизни дляопределения индекса номинального повышения заработной платы и пенсий, а такжедля того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства инациональную конкурентоспособность.
2. Косвенное воздействие.Оно состоит в том, что вводятся или отменяются те или иные количественные итаможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки,варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.
3. Государственноевмешательство в процесс. Здесь имеется в виду санкционированноеправительственными органами завышение издержек производства. Расчетные (а недействительные) издержки производства оказываются на всех предприятияхнастолько высокими в результате объявленных правительством льгот, что повышениецен становится непредотвратимым.
4. Лидерство в ценахтарифах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна долягосударства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка,при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять ихуровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, гдегосударство является крупным заказчиком и покупателем — во многих видахстроительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такойситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами — производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятсябазовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслейлидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.
5. Прямое государственноевоздействие. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержкииндивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий — снижение илизамораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальныхдоплат производителю или потребителю.
Прямым вмешательством впроцесс ценообразования является государственная политика установления цен на“акцизные товары”, являющиеся объектом косвенного налога.
6. Особое направление — государственное воздействие на внешнеторговые цены. Оно ведется государственнымпоощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторыхстранах — с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов итранспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовойконкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямогогосударственного регулирования внутренних цен являются количественные икачественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.
Ограждение внутреннегорынка от конкуренции с иностранными производителями, а также прямое воздействиена цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничениюпредложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен наимпортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественногопроизводства. В условиях российской экономики одним из ведущих направленийгосударственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних имировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.
Для этого необходимозадействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичнойпродукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценитьвозможности нашего экспортного потенциала, а с другой, – даст возможностьориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен наотечественную продукцию.
Основная цель введениямеханизма ценовой конкуренции — сравнительно быстрое накапливаниеинвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов помировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредствомвведения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (приобязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условиемпроведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мерпо переходу к новой системе налогов.
7. Установлениефиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, производимые вгосударственном секторе экономики. Примером здесь могут служить цены наминеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию,железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые ценыи тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.
8. Правительственныйконтроль над ценами в форме их фиксации или установления пределов их повышения.Это типичное средство административного хозяйственного регулирования.Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является вдолгосрочном аспекте неэффективным. Используется чаще всего в исключительныхслучаях, например, при обострении социальной напряженности.
9. Передача правустановления и контроля над ценами на определенные виды товаров наднациональныморганам. Примеры: установление цен на уголь и черные металлы Европейскимобъединением угля и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственныетовары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутриинтеграционных объединений, унификация налогов как важного фактораценообразования.
Здесь приведены примерынаиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретноеприменение которых зависит от места, времени, социально-экономического иполитического состояния страны, региона.
Исследовав теоретическуючасть государственного регулирования цен и тарифов, можно сделать следующиевыводы:
·         система цен итарифов в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разнымпризнакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности),закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (натранспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли снаселением);
·         воздействуя нацены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого имрегулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурнойполитике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилениинациональной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальнойнапряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служитосуществлению генерального курса государственного регулирования — оптимизацииэкономического развития и стабилизации социальной системы.

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКАГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ
2.1 Нормативно-правоваяоснова государственного регулирования цен и тарифов в РФ
Перечень продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственноерегулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органыисполнительной власти.
— Природный газ, нефтяной (попутный) газ иотбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителямигаза, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества«Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром»,«Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительнымкооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению)
— Продукция ядерно-топливного цикла
— Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемаяорганизациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги попередаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскомууправлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии(мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетическойкомиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому ПравительствомРоссийской Федерации
— Транспортировка нефти и нефтепродуктов помагистральным трубопроводам
— Продукция оборонного назначения
— Алмазное сырье, драгоценные камни
— Протезно-ортопедические изделия
— Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работына железнодорожном транспорте
— Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтына железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)
— Услуги в транспортных терминалах, портах и услугипо использованию инфраструктуры внутренних водных путей
— Услуги ледокольного флота на трассах Северногоморского пути
— Аэронавигационное обслуживание воздушных судов намаршрутах и в районах аэродромов
— Услуги в аэропортах
— Отдельные услуги почтовой и электрической связи,услуги связи по трансляции программ российских государственныхтелерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
— Водка, ликероводочная и другая алкогольнаяпродукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории РоссийскойФедерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации
— Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый натерритории Российской Федерации.
Перечень продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственноерегулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъектаРФ.
— Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценамна продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных кним местностях с ограниченными сроками завоза грузов
— Наценки на продукцию (товары), реализуемую напредприятиях общественного питания при общеобразовательных школах,профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях
— Торговые надбавки к ценам на продукты детскогопитания (включая пищевые концентраты)
— Перевозки пассажиров и багажа железнодорожнымтранспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщенияРоссийской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков,возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетовсубъектов Российской Федерации
— Перевозки пассажиров и багажа автомобильнымтранспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РоссийскойФедерации) маршрутам, включая такси
— Перевозки пассажиров и багажа на местныхавиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах
— Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским,речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях
— Транспортные услуги, оказываемые на подъездныхжелезнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта идругими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы,за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В целомперечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, впоследние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти вчасти регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями ихбюджетов.
Расширениеправ предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит содновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены,имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты,арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения,полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
ПравительствоРФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведениюединой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственногорегулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так,в силу ст. 5 Федерального закона № 41-ФЗ ” О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”:
/>       устанавливаетосновы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территорииРоссийской Федерации;
/>       формирует сводныйбаланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единойэнергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
/>       определяетвопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловуюэнергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорийсубъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемуюкоммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынокэлектрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность),поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптовогорынка электрической энергии (мощности) его субъектам;
/>       утверждаетнормативно-методическую основу деятельности органов государственногорегулирования тарифов;
/>       обеспечиваеторганизацию финансирования деятельности и развития Единой энергетическойсистемы, России.
Минэкономразвитияв области ценообразования осуществляет следующие функции:
/>       разрабатываетпредложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, гдеприменяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамикуцен, участвует в осуществлении контроля за применением государственныхрегулируемых цен (тарифов);
/>       обеспечиваетгосударственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонногоназначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а такжеорганизационно-методическое руководство и систематический контроль заустановлением и применением этих цен;
/>       предоставляетфедеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценахна важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
/>       контролируетвнешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешнихзаимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам,предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международныморганизациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/илиимпорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
/>       подготавливаетпредложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляетмониторинг внутренних цен;
/>       осуществляетчерез управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком приизменениях цен по отдельным группам товаров.
На уровнесубъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаютсязаконодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, ана уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. Висполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированныеподразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделыпо ценовой политике).
Органыценообразования субъектов Российской Федерации:
/>       осуществляютрегулирование цен на местных рынках;
/>       обеспечиваютреализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
/>       устанавливают насвоей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулированиецен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые наместном рынке;
/>       осуществляютконтроль за ценами.
На территорииРоссийской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределахсвоей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следуетназвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ
Государствовоздействует на цены прямым или косвенным путем.
Прямое, илиадминистративное, вмешательство государства в действующие цены означает участиегосударства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установленииопределенных правил ценообразования.
Государство влице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативнымидокументами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливаетнормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямоевмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда,когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительногороста.
В процессерыночных преобразований в России использовались следующие механизмыгосударственного регулирования уровней цен и тарифов.
1. Общеезамораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данныйметод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместоежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральнаяэнергетическая комиссия в целях внесения стабильности в отношения междупоставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год иввела с 1 января 1997 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпыинфляции и иные факторы.
2.Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются порешению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются.Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаныреализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.Фиксированные цены широко применяются при заключении государственныхконтрактов.
3.Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный периодвремени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижнейграницы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься. Такаяформа регулирования применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободныхцен ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может бытьнадежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей вусловиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально значимыетовары и услуги предельный уровень цены (надбавки) может устанавливатьсяместными органами власти и управления. Например, Распоряжением ГубернатораСанкт-Петербурга от 09.09.98 г. № 916-р «О введении временногогосударственного регулирования цен на товары народного потребления» с 10сентября 1998 г. на территории Санкт-Петербурга устанавливались максимальныеторговые надбавки на хлеб, молоко, крупу, детское питание -15 %. Российскоеправительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельныеминимальные цены, например, на водку, ликероводочную и другую алкогольнуюпродукцию крепостью свыше 28%.
4.Установление предельного уровня рентабельности. В этом случае в цене при еерасчете учитывается прибыль в размере предельного уровня рентабельности. ВРоссии этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Онприменяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, намногие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например,на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). В 1992-1993 гг. предельныеуровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утвержденыПравительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группампродукции. Цены на продукцию (услуги), по которой фактическая рентабельностьпревышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями всторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции (услуги) должнапроизводиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
5.Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти можетвводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.
6. Субъектыпредпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию,обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительноприменяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправепринять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрацииили принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлениемпредприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемойцены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрациицены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введенообязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителямидоговоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не превышающейзафиксированную в декларации.
Всоответствии с упоминавшимся Постановлением Правительства РФ № 239государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредствомустановления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок,предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности,декларирования повышения цен применяется только на продукциюпроизводственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги,предусмотренные п. 1 настоящего Постановления (эти перечни продукции приведенынами выше).
Косвенноевмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупностиспособов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке,управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так ипотребляемую продукцию.
Косвенноерегулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения,льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключенияорганом власти с юридическим или физическим лицом договора о введениификсированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
Цены являются объектомпостоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являютсяодной из критических точек экономической и социально-политической жизни, гдесталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры иструктурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальнойконкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.
Воздействиегосударственной экономической политики на другие объекты регулирования, в своюочередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в областицен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данныйконкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служатгенеральной цели государственного регулирования — оптимизация темпов ипропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ ИПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ ВРФ
Необходимостьгосударственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, чтосвободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективностьэкономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильностьравновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государствазаключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении нетолько роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полнойзанятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
Используядля решения экономических задач регулирующую функцию цены, государствопринимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями исекторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группаминаселения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования(прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.
Государственноерегулирование цен можно рассматривать как одно из направлениймакроэкономического регулирования экономики.
Целигосударственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допуститьинфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использованиедостижений научно-технического прогресса.
Важнойзадачей при этом является достижение определенных социальных результатов, вчастности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможностиприобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Взависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носитантикризисный и антиинфляционный характер.
Системацен — один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана сдругими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения.Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов,налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляетсяи в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессывоспроизводства.
ВРоссии роль государства заключается в создании рыночных структур в целяхобеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства,принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государствомантимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений иразвертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержаниеи всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.
Либерализацияцен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществленииполитики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а ввоздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителямиоптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методическойпомощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
Такимобразом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы иконцепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.
Нарядус макроэкономическим воздействием государства на цены существует и ихрегулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействиягосударства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услугиестественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующееположение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особуюсоциальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельныхтоваропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые видыпродукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономическойдеятельности.
Порядокопределения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложенв п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общийалгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.
Если насоответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют местосделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночнаяцена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары(работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источникиинформации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.
В этой связи необходимообратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут бытьиспользованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) всоответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся
официальнаяинформация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей кместонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а приотсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) надругой бирже — информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этойдругой бирже или информация о международных биржевых котировках, а такжекотировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;
 информациягосударственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
информация орыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведенияобщественности средствами массовой информации.
Кроме того,оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии сФедеральным законом N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленномпорядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ кобъектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), нои работы, услуги, информация.
Если насоответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным(однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной ценыневозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников дляопределения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется методцены последующей реализации.
Приневозможности использования метода цены последующей реализации используетсязатратный метод. При применении методов цены последующей реализации изатратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычныйразмер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по даннымгосударственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровнярентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). Приотсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность потоварам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).
Налогоплательщикиочень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходяиз уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях.
В этойсвязи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае должнаприменяться фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо оттого, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходяиз рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производитьсятолько в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.
Крометого, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении техсделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязываетналоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровнярыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такоедоначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговымиорганами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершениясделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ дажев тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначислениеналогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, еслифактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки,отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактическойцены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисленияналогов и пени не производится.
Такимобразом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров(работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую цену сделки илирыночную), следует исходить из двух факторов.
 Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контрольсо стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то упредприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночныхцен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая ценареализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько онасоответствует уровню рыночных цен.
Еслисделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщикунеобходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своимправом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен.Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашемумнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление иуплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить насумме пеней.
С другойстороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает налогоплательщиковсамостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен.Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю состороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов исходяиз рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначисленииналогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным«наказанием» для налогоплательщика в этом случае будут пени на суммыдоначисленных налоговыми органами налогов.
— Напрактике наиболее часто бухгалтеры задаются вопросом о необходимости применениядля целей налогообложения рыночной цены при осуществлении сделок по реализациитоваров (работ, услуг) работникам предприятия. Объясняется это тем, чтопредприятия, как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам поспециальным ценам, значительно отличающимся от рыночных.
В этойсвязи следует отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами посебе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороныналоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен состороны налоговых органов возможен лишь в случае выполнения одного из двухусловий:
* еслипри реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам (работам,услугам);
* еслипредприятие и его работники признаны взаимозависимыми лицами в судебномпорядке.
Если приреализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределахнепродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровняцен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то всоответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматическиполучают право контролировать правильность примененных предприятием цен.
Всоответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники могут быть признанывзаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что приотсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги)контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг)своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органовсуд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такоерешение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки,совершенной между предприятием и работниками.
Насегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд сисками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтомув отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать,какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, чтобремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причемдоказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждойотдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться сисками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализациитоваров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когдапересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.
Такимобразом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок пореализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться вкаждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.
Порядокотражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов внормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДСисходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должнауплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, посколькуфактически эта сумма представляет собой налог, недополученныйналогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнениюс рыночной ценой. Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляетсяналогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительноначисленной суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:
 * выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактическойценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налогаи отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случаевыписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНСРФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 «О счетах-фактурах»;
отразитьрезультаты пересчета в налоговой декларации по НДС, составляемой за тототчетный период, в котором был совершен оборот по реализации товаров (работ,услуг). При заполнении декларации по НДС показатель выручки (строка 1Декларации по НДС) следует указывать с учетом произведенной для целейналогообложения корректировки.

Заключение
Одним из главных объектовгосударственного регулирования являются — цены. Динамика и структура ценотражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют наструктуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальнойвалюты, социальную атмосферу.
Исходя из вышесказанногоследует отметить, что:
–             Фирмы подходят кпроблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены частоустанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемамиценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие потоварным ассортиментам;
–             Цена представляет собойденежное выражение стоимости товара;
–             Ценаявляется инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выборметодов и правил свободного ценообразования организации предопределяетсяосновными целями ее коммерческой политики;
–             В соответствии состатьей 71 (пункт «ж») Конституции РФ основы ценовой политикиотносятся к предметам исключительного ведения Федерации;
–              Публично-правовыеосновы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальноеуправление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться вединых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
–             Порядокопределения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложенв п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
–              Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;
–             Государственныемероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административныйи судебный характер;
–             Прямымгосударственным вмешательством в процесс ценообразования являетсягосударственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где долягосударства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военныхотраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;
–             Особымнаправлением государственной экономической политики является государственноевоздействие на внешнеторговые цены.

СписокИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
 
1.    Федеральный закон № 41-ФЗ ” Огосударственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию вРоссийской Федерации”.
2.    Постановление Правительства № 970«О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделиямедицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения».
3.    Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года № 297 «О мерах по либерализации цен»
4.    Федеральный закон от 17 августа 95 года №147-ФЗ«О естественных монополиях».
5.   Федеральныйзакон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонномзаказе»/>;
6.    Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулированияцен (тарифов)»
7.    Закон РСФСР от 22 марта1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках»
8.    Глава 28 ГК РФ
9.    ПостановлениемПравительства РФ/> от 4 февраля 1997 г. № 121утверждены Основные положения ценообразования на электрическую и тепловуюэнергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применениятарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
10.  Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередныхмерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов приорганизации закупки продукции для государственных нужд»/>;
11.  ПостановлениемПравительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федеральногозакона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»/>;
12.  Бункина М.К,.Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие… Издательство “Эльф К — пресс”. Москва 2008.
13.  Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2008
14.  Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // «Актуальная тема» Русаудит №3 2007.
15.  Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2007
16.  Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь… Издательство “Дело”. Москва 2007.
17.  English-Russian Business Dictionary. Ants Pihlak. TEA Language Center Ltd., 2004.
18.  Учебник по основам экономическойтеории (экономика). В. Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2006 г.
19.  Макроэкономика (основы экономическойполитики). Бункина М. К., Семенов В. А., АО “ДИС”, 2006 г.
20.  Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2006 г.
21.  Основы предпринимательскойдеятельности. Под ред. В. М. Власовой, Финансы и статистика, 2006 г.