Реферат на тему : «Государственное регулирование доходов наеления»
Украина и ее экономика шагают к новойжизни, новому состоянию — к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования,обуславли-вает потребность в более эффективных рычагах управленияэкономическими процессами.
Современнаяналоговая cистема, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходномусостоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и ихинтересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получениифинансовых средств и населением.
Налоговое законодательство ныне переживает этап бурного развития и оформляется в самостоятельнуюотрасль. В этих условиях как никогда ранее требуется разработка основных категорий и институтов налогового законодательства, их осмысление. Практика показывает, что особого внимания заслуживает проблема налоговой правосубъектности физических лиц, ибо они в современных условиях стали активными участниками налоговых правоотношений. Это связано с возросшим налоговым бременем физических лиц вусловиях рыночной экономики, а вследствие этого — с их активизацией в защите своихправ, вытекающих из налоговых правоотношений. Правовой статус физического лица как налогоплательщика должен быть четкоопределен.
Однако в настоящее время не решен вопрос отом, с какого возраста физи-ческое лицо можетбыть участником налогового правоотношения и с какого возраста оно должно нести ответственность за нарушения налогового законодательства и, соответственно, можетсамостоятельно защищать свои права, вытекающие из этих правоотношений. Другими словами, вопрос о налоговой правосубъектностифизического лица пока не решен ни в научном, ни в практи-ческом плане.
Налоговая правосубъектность физическоголица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Перефразируя определение правоспособ-ности, данное теоретиками права, можноутверждать, что налоговая правоспособность физического лица – это признанная государством способность лица иметь налоговые права и обязанности.
Она возникает, на наш взгляд, с момента рождения лица и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания. Налоговая правоспособность физического лица характеризуется в основном через его юридические обязан-ности, зафиксированные в налоговом законодательстве.
Это не случайно. Государство, устанавливая налоговые нормы, заинтересовано вих четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе правового регулирования налоговых отношений государство использует метод властных предписаний (императивный). Он проявляется прежде всего в том, что государство активно обязывает субъектов к соблюдению налоговых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Не случайно конституционная характеристика налоговой правоспособности физического лица дана в следующей редакции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”.
В налоговом законодательстве содержание налоговой правоспо-собности физического лица раскрывается в Законе Украины «Об основах налоговойсистемы “, а также в Законе «Оподоходном налоге с физических лиц». Однако названные законы в полной мерене решили вопрос о налоговой правоспособности субъектов налогового права, да ине могли его решить. Это связано с тем, что в науке проблема налоговой правоспособности и, вчастности, налоговой правоспособности физического лица пока еще находится в стадии за-рождения.
В настоящее время вопросы о том, каким должнобыть налоговое законо-дательство, каковы должны быть юридические пределы гарантий прав налогоплательщиков, а также принципы того, что взападной и американской науке называют «налоговой справедливостью», тольконачинают обсуждаться [1]. Специалисты отмечают, что,осуществляя свои налоговые прерогативы, государство должно в первую очередь заботиться о гарантиях прав налогоплательщика.То есть оно должно защитить добросовестного налогоплательщика от «самого себя». Это не означает, разумеется, коренного изменения властного характера отношений в налоговойсфере в целом, однако и в налоговый процесс и в систему налоговой ответственности более активно должны внедрятьсяэлементы равенства [2].
Из изложенного следует вывод: содержаниеналоговой правоспособности физическоголица еще долгое время будет, на мой взгляд, являться предметом законодательнойкорректировки.
Налоговая правоспособность физического лица не имеет никакогосмысла, если она не может быть реализована. Реализацияправоспособности осуществляется с помощью дееспособности. В теории права дееспособность определяется как способность лица своими действиями осуществлять юридические права иобязанности. Цивилисты подчеркивают, что «дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями». С учетом этого можно выделить две основные функции налоговой дееспособности: юридическую и социальную.
Первая заключается в том, что налоговая дееспособность физического ли-ца является средством реализации его налоговой правоспособности.
Социальная функция налоговой дееспособности проявляется в обес-печении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством ипозволяет нести ответственность за неправомерное поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенноговозраста.
Однако в налоговом законодательстве вопрос о дееспособности физического лица пока не решен, что рождает на практике затруднительные ситуации. Например, возникает вопрос: кто обязан уплатить налогна имущество, принадлежащее лицу, достигшему 14 лет? Он сам или его законныйпредставитель?
В науке уже было подмечено, что финансовая, в частности налоговая, дееспособность является вторичной по отношению к гражданской и трудовой [3]. У конкретногофизического лица налоговая дееспособность может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую илитрудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть фактическиналоговодееспособно, то есть приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права, когда оно способно приобрести объекты на-логообложения, то есть имущество, доходы и т. д. Всвязи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговаядееспособность физического лица, производен от возраста наступлениягражданской и трудовой дееспособности.
Согласно Конституции Украины, лица в возрасте от шести до четырнадцати лет являются недееспособными, но вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые, а также некоторые другие сделки. Эти сделки необеспечивают приобретения доходов иимущества, являющегося объектом налогообложения. Поэтому вопрос о налоговой дееспособности физических лиц в этом возрасте объективно не возникает. Однако согласно гражданскому и трудовому законодательству физические лица способны приобрести объектыналогообложения по достижении 14-летнего возраста.
Так, достигшие 15лет, а в ряде случаев с согласияродителей, усыновителей и попечителей — и лица, достигшие 14-летнего возраста,могут быть приняты на работу.
В соответствии с Конституцией, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей илипопечителя. Вместе с тем они вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:
а)распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
б)осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
г) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки,предусмотренные законо-дателством Украины.
Из этого следует, что с 14 лет физические лица врезультате своей трудовой деятельности получают доходы, которые являются объектом подоходного налогообложения. Вместе с темфизические лица в возрасте от 14 до 18 лет в результате осуществления гражданских прав, предусмотренных законодательством Украины, как с согласия законных представителей, так и самостоятельно получают доходы (авторские гонорары и т. д.) или могут приобретать имущество (в результате распоряжения своим заработком или доходами), которые являются объектами подоходного и иногоналогообложения физических лиц.
Таким образом, фактическая налоговая дееспособностьфизических лиц может наступать с 14 лет при получении ими доходов, возникающихиз трудовых правоотношений, и приполучении доходов и имущества, возникающих из гражданских правоотношений.
Однако остаетсявопрос: полная или частичная налоговая дееспособность должнавозникать у физических лиц с 14 лет?
В гражданском и трудовом праве неполная (частичная)дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех или иных сделок, а также заключение трудового договора необходимо согласие законных представителей физического лица. С учетом этого в практической плоскости, принимая во внимание производность налоговой дееспособности от гражданской итрудовой, вопрос стоит так : должны лифизические лица в возрасте от 14 до 18 лет, получающие доходы или имущество в результате заключения гражданско-правовых сделок с согласия законныхпредставителей, а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных представителей? Осуществлятьсвои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?
По-моему, у физических лиц, получающих в законном порядке доходы или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять свои налоговые обязанности и права без согласия законных представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения – это отношения власти и подчинения, отношениянеравенства сторон. По сути, императивный метод регулирования налоговых правоотношений не позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и воли стороны, должной выполнять свои обязанности перед государством.
В связи с этимвопрос о налоговой дееспособностиназванных физических лиц нельзя решать по типу гражданской и трудовой дееспособности этих лиц.
В русле сказанного следует учесть опыт Эстонской Республики, гдевопрос о налоговой дееспособности физического лица в «стыке» сгражданской и трудовой дееспособностьюбыл уже решен. Учитывая, что ранее неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лицнаступала по эстонскому законодательству с 15 лет, ЗаконЭстонской Республики от 11 октября 1990 года «О подоходномналоге с частного лица» установил,что доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями(усыновителями) или опекунами в составе своих доходов (ст. 7). Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно[4].
Вместе с тем нельзя совершенно отрицать роль законных представителей в реализации налоговой дееспособности несовершен-нолетних.Неполная дееспособность несовершеннолетнего, выражающаяся в необходимости получить согласие законного представителя на заключение сделок и трудового договора,выполняет функцию гарантировать, оградить не-совершеннолетнего отнеблагоприятных имущественных, а также медицинских и прочих последствий, которые могут наступить для него в силу незнания законодательства, недостаточного жизненного опыта, переоценкисвоих физических возможностей и т. д.
Безусловно, приреализации налоговой дееспособности для несовершен-нолетнего также могут наступитьнеблагоприятные налоговые последствия,обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства, недооценкой последствий егонесоблюдения и т. д. В связи с этим, на наш взгляд, законные представители могли бы выступать гарантом несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности.Поэтому было бы вполне справедливо, если бы закон обязывал законных представителей осуществлять контроль за выполнением несовершеннолетним своих налоговых обязанностей, в частности контроль за составлением несовер-шеннолетним декларации о доходах, ведением учета своих доходов и т. д.
Итак,возраст возникновения налоговой дееспособности физического лица определяется однозначно — 14лет. Безусловно, в налоговом законодательствеследует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать возраст физического лица, с которого она возникает. В контекстеизложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, чтоналоговая дееспособность физических лиц должна наступать по достижении 18 лет [5]. Такаяпозиция приведет к «нестыковке» гражданской, трудовой и налоговой дееспособностифизических лиц.
Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их согласия) вступать в гражданские итрудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может вступать вналоговые правоотношения, то естьуплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14 лет, являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому праву, окажутся налогово-неделиктоспособными.
Другимисловами, «нестыковка» гражданско-правовой, трудовой и налоговой дееспособности физического лица приведет к отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.
Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что налоговая дееспособность физического лица требует согласования и сгражданско-процессуальной дееспособностью.
Так, полная налоговая дееспособность физического лица, которая должна наступать с 14 лет, предполагает и его способность нести ответственность за нарушения налогового законодательства (деликтоспособность).
Как известно, к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции за нарушение налогового законодательства могут быть применены только в порядкегражданского судопроизводства. В связи с этим вполне очевидно, чтогражданско-процессуальная дееспособность лиц по делам, возникающим из налоговых правоотношений, должна наступать с 14 лет. Существует и другойаргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с Законом «Обосновах налоговой системы » налоговая правоспособность физического лицахарактеризуется, в частности, правом на обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц.Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.
Содержание гражданско-процессуальной правоспособности физического лица также, в частности, раскрывается через право на обращение в суд с жалобой на действия государственных органов и должностных лиц. Таким образом, налицо пересечение гражданско-процессуальной и налоговой правоспособностифизического лица. Это еще раз доказывает, что налоговая игражданско-процессуальная дееспособность также должны «состыковываться».
Учитывая, что гражданско-процессуальное законодательство является формой жизни материального права, в него должны быть внесены изменения,учитывающие особенности материального налогового права. Конкретно, следовало бы установить, что «по делам, возникающим из налоговыхправоотношений, несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, имеют праволично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы».
Вбольшинстве случаев налоговая правосубъектность физическоголица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице налоговой правоспособности идееспособности. Однако в ряде случаев возможно их несовпадение. В связи с тем,что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) являются субъектамигражданского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т. д. Однако они не являются дееспособными, тоесть сделки от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходовмогут совершать только их родители,усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно предполагать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права от имени малолетних также должны ихродители, усыновители или опекуны.
В связи с отмеченным, как мне кажется, налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лицадополняется дееспособностью другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном.Безусловно, режим налоговой правосубъектности малолетнихграждан должен найти зак