Государственное регулирование доходов населения на Украине

Реферат на тему : «Государственное регулирование доходов наеления»
          

Украина и ее экономика шагают к новойжизни, новому состоянию — к рынку. Этот путь требует  изменений  в базисе общества, в методах хозяйствования,обуславли-вает потребность в более эффективных рычагах управленияэкономическими процессами.
Современнаяналоговая cистема, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходномусостоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и ихинтересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получениифинансовых средств и населением.
Налоговое   законодательство   ныне  переживает  этап  бурного развития  и     оформляется  в самостоятельнуюотрасль. В этих условиях как  никогда   ранее  требуется разработка  основных  категорий и институтов налогового  законодательства,  их осмысление. Практика показывает,  что особого  внимания  заслуживает проблема налоговой правосубъектности  физических  лиц, ибо  они в современных условиях стали активными участниками налоговых правоотношений. Это связано с возросшим  налоговым бременем  физических  лиц  вусловиях рыночной экономики,  а вследствие  этого  — с их активизацией в защите своихправ,   вытекающих из  налоговых  правоотношений.  Правовой статус физического  лица как налогоплательщика должен быть четкоопределен.
Однако  в настоящее  время не решен вопрос отом, с какого возраста физи-ческое  лицо можетбыть участником налогового правоотношения и с какого  возраста оно  должно  нести ответственность  за  нарушения налогового  законодательства и, соответственно, можетсамостоятельно защищать  свои права,  вытекающие  из этих правоотношений. Другими словами,  вопрос о налоговой правосубъектностифизического лица пока не решен ни в научном, ни в практи-ческом плане.
     Налоговая правосубъектность  физическоголица определяется его правоспособностью   и  дееспособностью.  Перефразируя  определение правоспособ-ности,  данное теоретиками  права, можноутверждать, что налоговая   правоспособность   физического лица  –  это признанная государством  способность лица иметь налоговые права и обязанности.
Она  возникает, на  наш  взгляд, с момента рождения лица и является общей,    абстрактной    предпосылкой    правообладания.   Налоговая правоспособность  физического лица характеризуется в основном через его    юридические    обязан-ности,  зафиксированные   в   налоговом законодательстве.
Это  не случайно.  Государство,  устанавливая налоговые нормы, заинтересовано  вих четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем  степень  государственной  заинтересованности  в исполнении   этих  норм   столь   велика,  что  в  ходе правового регулирования   налоговых отношений  государство  использует метод властных  предписаний (императивный). Он проявляется прежде всего в том,  что  государство активно  обязывает  субъектов к  соблюдению налоговых  норм   преимущественно   через установление  позитивных обязываний. Не  случайно  конституционная  характеристика налоговой правоспособности физического  лица  дана в следующей  редакции: «Каждый  обязан  платить законно установленные налоги и сборы”.
В     налоговом     законодательстве    содержание    налоговой правоспо-собности физического  лица  раскрывается в  Законе  Украины «Об основах  налоговойсистемы “, а также в Законе «Оподоходном налоге с физических лиц». Однако названные законы в полной мерене решили вопрос о налоговой правоспособности субъектов налогового права, да ине могли его решить. Это связано с тем, что в науке  проблема налоговой правоспособности и, вчастности, налоговой правоспособности физического  лица  пока еще  находится  в стадии за-рождения.
В  настоящее время  вопросы о том, каким должнобыть налоговое законо-дательство, каковы  должны  быть юридические пределы гарантий прав  налогоплательщиков,  а также  принципы того, что взападной и американской  науке  называют «налоговой справедливостью»,  тольконачинают  обсуждаться  [1]. Специалисты  отмечают, что,осуществляя свои  налоговые  прерогативы, государство  должно  в первую очередь заботиться  о гарантиях  прав налогоплательщика.То есть оно должно защитить добросовестного налогоплательщика от «самого себя». Это не означает,   разумеется,  коренного  изменения  властного характера отношений  в налоговойсфере в целом, однако и в налоговый процесс и в систему налоговой ответственности более активно должны внедрятьсяэлементы  равенства  [2]. 
Из  изложенного следует вывод: содержаниеналоговой  правоспособности физическоголица еще долгое время будет, на мой взгляд, являться предметом законодательнойкорректировки.
Налоговая  правоспособность  физического лица не имеет никакогосмысла,   если   она  не   может   быть  реализована.   Реализацияправоспособности  осуществляется  с помощью дееспособности. В теории права   дееспособность  определяется как  способность  лица своими действиями осуществлять  юридические права иобязанности. Цивилисты подчеркивают,  что  «дееспособность  есть предоставленная гражданину законом  возможность реализации своей правоспособности собственными действиями».  С учетом  этого  можно выделить две основные функции налоговой  дееспособности:   юридическую   и  социальную.    
Первая   заключается в  том,  что налоговая дееспособность физического ли-ца является   средством  реализации  его  налоговой правоспособности.
Социальная    функция  налоговой   дееспособности   проявляется  в обес-печении   личности  возможности осуществления  своих  налоговых обязанностей перед государством ипозволяет нести ответственность за неправомерное  поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенноговозраста.
Однако  в налоговом  законодательстве  вопрос о дееспособности физического   лица  пока   не   решен,  что  рождает  на практике затруднительные ситуации.  Например,  возникает вопрос: кто обязан уплатить  налогна имущество, принадлежащее лицу, достигшему 14 лет? Он сам или его законныйпредставитель?
В  науке уже  было  подмечено, что  финансовая,  в частности налоговая,  дееспособность   является   вторичной по  отношению  к гражданской и трудовой [3]. У конкретногофизического лица налоговая дееспособность  может   возникнуть  только тогда,  когда  оно уже приобрело  гражданскую илитрудовую дееспособность. Другими словами, физическое    лицо   только    тогда    может   быть    фактическиналоговодееспособно,  то  есть приобретать и осуществлять налоговые обязанности   и  права,   когда  оно способно  приобрести  объекты на-логообложения,  то есть  имущество, доходы и т. д. Всвязи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговаядееспособность физического  лица,  производен от возраста наступлениягражданской и трудовой дееспособности.

     Согласно Конституции Украины, лица в возрасте от шести до четырнадцати лет  являются недееспособными,  но  вправе самостоятельно совершать мелкие  бытовые, а  также  некоторые другие  сделки. Эти сделки необеспечивают  приобретения доходов иимущества, являющегося объектом налогообложения.   Поэтому  вопрос   о   налоговой  дееспособности физических лиц  в  этом возрасте  объективно  не возникает. Однако согласно  гражданскому и трудовому законодательству физические лица способны приобрести объектыналогообложения по достижении 14-летнего возраста.
Так, достигшие 15лет, а  в ряде случаев с согласияродителей, усыновителей и попечителей — и лица, достигшие 14-летнего возраста,могут быть приняты на работу.
В  соответствии с Конституцией, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18  лет совершают  сделки  с письменного  согласия  своих законных представителей  – родителей,  усыновителей илипопечителя. Вместе с тем  они  вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:
а)распоряжаться  своим  заработком, стипендией  и  иными доходами;
б)осуществлять   права   автора произведения  науки,  литературы или           искусства,  изобретения или  иного  охраняемого законом результата своей интеллектуальной  деятельности; 
в)  в соответствии с законом вносить  вклады в  кредитные  учреждения и  распоряжаться  ими;
г) совершать  мелкие бытовые сделки и иные сделки,предусмотренные законо-дателством Украины.
Из  этого следует, что с 14 лет физические лица врезультате  своей  трудовой деятельности  получают  доходы, которые являются   объектом  подоходного  налогообложения.  Вместе  с  темфизические  лица в возрасте  от 14  до  18 лет  в  результате осуществления  гражданских прав, предусмотренных законодательством Украины,  как с согласия  законных представителей,  так  и самостоятельно получают доходы (авторские гонорары и т. д.) или могут приобретать имущество (в  результате распоряжения своим заработком или доходами), которые являются  объектами подоходного  и иногоналогообложения физических лиц.
Таким  образом, фактическая налоговая дееспособностьфизических лиц может наступать с 14 лет при получении ими доходов, возникающихиз  трудовых  правоотношений,  и  приполучении доходов и имущества, возникающих из  гражданских правоотношений.
Однако остаетсявопрос: полная  или  частичная налоговая  дееспособность должнавозникать у физических лиц с 14 лет?
В   гражданском  и   трудовом   праве  неполная   (частичная)дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех   или  иных  сделок,  а также  заключение  трудового договора необходимо  согласие  законных представителей  физического  лица. С учетом   этого  в  практической  плоскости, принимая  во  внимание производность  налоговой дееспособности  от гражданской итрудовой, вопрос  стоит  так : должны лифизические лица в возрасте от 14 до 18 лет, получающие  доходы  или имущество  в  результате заключения гражданско-правовых сделок  с согласия законныхпредставителей, а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в  возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных представителей?  Осуществлятьсвои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?
По-моему,  у физических  лиц,  получающих в законном порядке  доходы или  имущество  с  14  лет, должна возникать полная налоговая   дееспособность,  то есть  эти  физические лица  должны осуществлять   свои налоговые  обязанности  и права  без  согласия законных   представителей.   Это  объясняется  тем,  что налоговые правоотношения  –  это отношения  власти  и подчинения,  отношениянеравенства   сторон.  По сути,  императивный  метод регулирования налоговых правоотношений  не  позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и воли стороны, должной выполнять свои  обязанности перед государством.
В связи с этимвопрос  о налоговой  дееспособностиназванных физических лиц нельзя решать по  типу  гражданской и трудовой дееспособности этих лиц.
В русле  сказанного следует  учесть  опыт Эстонской  Республики, гдевопрос  о налоговой  дееспособности  физического лица  в «стыке» сгражданской  и трудовой дееспособностьюбыл уже решен. Учитывая, что ранее неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лицнаступала  по  эстонскому законодательству с 15 лет, ЗаконЭстонской Республики  от  11 октября 1990 года «О подоходномналоге с частного лица»  установил,что доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями(усыновителями) или опекунами в составе своих доходов  (ст.  7). Подростки  в  возрасте от  15  до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно[4].
Вместе   с  тем   нельзя  совершенно отрицать  роль  законных представителей     в    реализации     налоговой     дееспособности несовершен-нолетних.Неполная  дееспособность  несовершеннолетнего, выражающаяся    в   необходимости   получить   согласие  законного представителя  на  заключение сделок и трудового договора,выполняет функцию     гарантировать,     оградить не-совершеннолетнего отнеблагоприятных   имущественных,   а  также  медицинских  и прочих последствий,  которые  могут наступить  для  него в  силу незнания законодательства,  недостаточного жизненного опыта, переоценкисвоих физических возможностей и т. д.
Безусловно, приреализации налоговой дееспособности  для   несовершен-нолетнего   также могут  наступитьнеблагоприятные  налоговые последствия,обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства, недооценкой последствий егонесоблюдения  и  т. д.  В  связи с  этим,  на наш взгляд, законные представители  могли бы  выступать  гарантом несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности.Поэтому было бы вполне справедливо,  если   бы   закон обязывал  законных  представителей осуществлять   контроль  за  выполнением  несовершеннолетним  своих налоговых   обязанностей,   в частности  контроль  за составлением несовер-шеннолетним  декларации  о  доходах, ведением  учета  своих доходов и т. д.
Итак,возраст   возникновения  налоговой дееспособности  физического лица  определяется однозначно — 14лет. Безусловно, в  налоговом законодательствеследует закрепить понятие «налоговая дееспособность»  и  указать возраст физического лица, с которого она возникает. В контекстеизложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, чтоналоговая дееспособность физических лиц  должна  наступать по  достижении 18 лет [5]. Такаяпозиция  приведет  к «нестыковке» гражданской, трудовой и налоговой дееспособностифизических лиц.
Возможны  ситуации, что  с  14  лет  физическое лицо может (с согласия законных  представителей,  а в  ряде  случаев и  без  их согласия) вступать в гражданские итрудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может вступать вналоговые правоотношения, то  естьуплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и  имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте  от 14  лет,  являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому  праву, окажутся налогово-неделиктоспособными. 
Другимисловами,  «нестыковка»  гражданско-правовой,  трудовой и  налоговой дееспособности  физического лица  приведет  к отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.
Учитывая   изложенное,  необходимо  обратить  внимание на  то обстоятельство,   что  налоговая  дееспособность  физического лица требует  согласования и сгражданско-процессуальной дееспособностью.
Так,  полная налоговая  дееспособность  физического лица,  которая должна  наступать с  14  лет, предполагает и его способность нести ответственность    за   нарушения    налогового    законодательства (деликтоспособность).
Как  известно, к физическим лицам-налогоплательщикам налоговые санкции   за  нарушение   налогового  законодательства  могут быть применены  только в порядкегражданского судопроизводства. В связи с этим вполне  очевидно, чтогражданско-процессуальная дееспособность лиц по  делам,  возникающим из  налоговых  правоотношений,  должна наступать  с 14  лет. Существует и другойаргумент в пользу данного вывода. Так, в соответствии с Законом «Обосновах налоговой системы » налоговая правоспособность физического лицахарактеризуется,   в   частности,  правом  на  обжалование решений налоговых  органов  и действий  их должностных лиц.Причем такое обжалование может быть произведено и в суд.
Содержание      гражданско-процессуальной      правоспособности физического  лица также,  в  частности, раскрывается через право на обращение  в суд  с  жалобой на действия государственных органов и должностных     лиц.    Таким     образом,    налицо   пересечение гражданско-процессуальной и  налоговой правоспособностифизического лица.     Это     еще   раз    доказывает,    что   налоговая    игражданско-процессуальная     дееспособность      также      должны «состыковываться».    
Учитывая,    что   гражданско-процессуальное законодательство  является формой жизни материального права, в него должны быть внесены изменения,учитывающие особенности материального налогового  права. Конкретно, следовало  бы установить,  что «по делам, возникающим из налоговыхправоотношений, несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, имеют праволично защищать  в  суде свои  права  и охраняемые  законом  интересы».
Вбольшинстве  случаев  налоговая правосубъектность  физическоголица характеризуется   наличием  (совпадением) в  одном  лице налоговой  правоспособности идееспособности. Однако в ряде случаев возможно их несовпадение. В связи с тем,что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние)  являются субъектамигражданского права, они могут быть  собственниками   имущества  и доходов,  являющихся  объектом налогов,  сборов и  т.  д. Однако они не являются дееспособными, тоесть   сделки   от  их  имени  (за исключением  мелких  бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходовмогут  совершать только их родители,усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно  предполагать,  что  приобретать  и осуществлять налоговые обязанности  и  права от имени малолетних также должны ихродители, усыновители или опекуны.
В   связи  с   отмеченным,  как мне кажется, налоговая правосубъектность   малолетних,  возникающая   из   реализации  их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают  налоговой правоспособностью,  которую  осуществляют от их имени  другие лица.  Таким  образом, в  налоговом  праве возможна ситуация,  когда  налоговая правоспособность одного лицадополняется дееспособностью  другого  лица. Иначе  говоря,  элементы налоговой правосубъектности распределяются  между  малолетним как  субъектом налогового  права и  его  родителями, усыновителями  или опекуном.Безусловно,  режим  налоговой правосубъектности  малолетнихграждан должен найти зак