Государственное регулирование экономики 30

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Сущность рынка…………………………………………………………………….5

2. Функции рынка……………………………………………………………………..7

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики…………………..…………8

3.1. Аргументы в пользу рыночной системы……………………………………9

3.2. Аргументы против рыночной системы……………………………………..10

4. Государственное регулирование экономики…………………………….………12

Заключение……………………………………………………………………..…….14

Список используемой литературы………………………………………………….15

Задача…………………………………………………………………………………16

Введение.

Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы:

а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы?

б) Как их производить?

в) Среди кого следует эту продукцию распределить?

г) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства?

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие:

а) между частной и общественной собственностью на ресурсы

б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов:

а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают

б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу

в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня.

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
1. Сущность рынка.

Рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок — есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок — это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок как «процесс конкурентных торгов». Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

Рынки принимают самые разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на «дно» неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка — это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, — покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, — и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение — сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
2. Функции рынка.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится, и куда идут произведенные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям, голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.
3.1. Аргументы в пользу рыночной системы.

Конкурентная рыночная система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда.

Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

Действие «невидимой руки» во многом освобождает государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель, или экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли «вознаграждения» или «наказания» за свою деятельность — ее результатами.

Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.
3.2. Аргумент
ы против рыночной системы.

Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.

Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.

По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.

Создается неравенство в распределении доходов и полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Рыночная экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации «чистого капитализма», его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

В действительности «чистой» рыночной экономической системы не существует. Действуют смешанные системы с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.
4. Государственное регулирование экономики.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы, отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам. Во втором — управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма.
Заключение.

Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.
Список используемой литературы.

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.

2. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.

3. Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.

4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. — М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

5. Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.

6. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая теория»: Учебник для вузов, издательство «Питер Паблишинг» С.-Петербург, 1997

7. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.

8. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. — М.: Издательсикй Дом «Деловая литература»:, 2002.
Задача.

Условие: Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени, то есть по мере истощения ресурсов и роста потребностей?

Ответ: Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей.

Как известно, для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, как мы уже выяснили, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно.

Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все наши потребности. Приходится решать какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Вывод: в связи с выше сказанным я считаю, что опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени существует.