государственное регулирование экономики России

Министерство образования РоссийскойФедерации
Орскийгуманитарно-технологический ИНСТИТУТ (филиал)
государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«Оренбургскийгосударственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Государственное регулирование экономики России
ОГТИ 061100. 5003.35 ОО
Исполнитель
студент гр. Э-12
___________________ Федосеева Н.Ю.
«___»___________ 2003 г.
Защищена с оценкой «______________»
Члены комиссии ___________________
«___»___________ 2003 г.
Орск 2003
                                             Реферат
УДК 331
ББК 65.01.
Государственноерегулирование экономики России
Федосеева Н.Ю.
Экономическая теория.Орск: ОГТИ, 2003 – 22 с.
Ключевые слова:  государственноерегулирование, бюрократия, коррупция, налоги и сборы, фиаско государства,методы и цели государственного регулирования.                                   
В данной курсовой работерассмотрена проблема государственного регулирования экономики. Изучены методы ицели регулирования, а так же его роль в современной  экономике России.
Рис.: 0; табл.: 0; библ.:15.   
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………….4
1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории…………..5  2.Экономическиешколы  о государственном регулировании экономики……..12
3. Роль государственногорегулирования в современной России……………….16
Заключение………………………………………………………………………….21       
Литература………………………………………………………………………….22
Введение
В данной работерассмотрен вопрос государственного регулирования экономики России,  а так жесвязанные с ним проблемы и пути решения.
В течение XX в. сочетаниегосударства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современнойсоциально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию итесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемысовременного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмамии нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, преждевсего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификациирабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы икачество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономикис начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день,так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитиеэкономики в макромасштабе.
Целью данной работыявляется рассмотрение методов, путей  и форм государственного регулированияэкономики, а так же роль государства в современной экономике России.
1 Государственное регулированиеэкономики с точки зрения теории
     В обеспечениинормального функционирования любой современной экономической системы важнаяроль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своегосуществования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организациинациональной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
     Государственноерегулирование экономики – это форма управления экономикой, представляющая собойвлияние, воздействие государс­твенных органов на экономические процессы. Оноприменяется в ус­ловиях, когда объект управления непосредственно не подчиненсубъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
В начале ХХ в.экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половинапрошлого столетия вошла в историю как эпоха “государственно-монополистическогокапитализма” (ГМК). Её практика подтолкнула к идее “государственного социализма”– попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренногосоциалистического преобразования общества. Однако это привело только квозникновению “административно-командной экономики”.
   Современная экономика,преодолев крайности альтернативного социального состояния (или “капитализм”,или “социализм”), является “социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемыерыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночнаяэкономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующегоцентра может выполнить только государство – институт, представляющий всёобщество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономическиеотношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективныеформы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая еёрыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальнуюэффективность.
Неизбежностьгосударственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазндирективного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результаттакого “административного” решения оборачивается лишь видимостью          преодолениякризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритетгосударственного воздействия необходим и эффективен.
Общая стратегиягосударственного регулирования рыночной экономики базируется на следующихпринципах:
1.        Предпочтениеследует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике этоозначает, что государство должно финансировать только те социально значимыеотрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности.
2.        Государственноепредпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частногобизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственномудоминированию государственных предприятий над частными.
3.        Государственнаяфинансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическомуросту и социальной стабильности.
4.        Особую значимостьгосударственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов,а также  для процессов в сфере межгосударственных экономических  отношений(импортно-экспортные операции, международная специализация производства,валютные отношения).
Государство в рыночнойэкономике так же вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оноимеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оноотличается внерыночным происхождением дохода и  обладает императивным статусом,то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономическихагентов. Государственное регулирование преследует три цели:
— минимизацию неизбежныхнегативных последствий рыночных процессов,
 – создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночнойэкономики,
 – обеспечение социальнойзащиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретнойэкономической ситуации становиться наиболее уязвимым. [2, с. 205].
Умелое государственноерегулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможновосполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть,что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когдагосударство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства(фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективноераспределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами:
1.        Неравенство вполучении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше, чемлюди менее информированные.
2.         Недобросовестностьгосударственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих своиинтересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга какгосударственных лиц.
3.        Несовместимостьво времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия,оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказатьсянеоптимальными в будущем времени.
В связи с временнымиинтервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также можетпривести к фиаско государства. Речь идёт  об эффекте запаздывания, то естьразрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решенийи результатами воплощения правительственной программы в жизнь.
Под внутренним лагомпонимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновениякакого-либо экономического явления  и моментом принятия ответной меры. Внутренниелаги делятся на лаги признания и лаги решения.
Лаг признания(распознавания, осознания) — его возникновение связано с тем, что для осознаниясамой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время.Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, преждевсего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, адля этого нужно время.
Лаг решения — это время,которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налоговогозаконодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердитьпроект решения в необходимых инстанциях.
Внешний лаг – этопромежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры имоментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия –это период, в течение которого объект государственного регулирования начинаетреально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятияправительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговыхставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.
Особо в связи с фиаскогосударства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть егозаключается в том, что в результате  осуществления каких-либо мероприятийжелаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположномурезультату. Например, государство устанавливает фиксированные цены напродовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатамиэтих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п.
Решение этих проблемвидится в свободном развитии рыночных процессов, хотя и не отрицаетсяположительная роль государства, которое способно исправлять несовершенстварыночного механизма в определённых пределах [8, с. 374]. Для того чтобы выбратьверную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себеотчёт в том, каких целей они хотят добиться и  какими инструментами они дляэтого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политикигосударства был проведён в 1952 году голландским экономистом, лауреатомНобелевской премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. СогласноТинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает,какими политическими инструментами оно располагает [8, с. 376].
Выделим основные формы иметоды вмешательства государства в экономику:
1. Административные методы государственного регулирования проводятсячерез расширение государственной собственности на материальные ресурсы,управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методыгосударственного регулирования находят эффективное применение в таких основныхобластях [10, с. 176]:
— прямой контроль государства над монопольными рынками;
— административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса,которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен,введением жестких ставок акцизных налогов;
— обеспечение экономической безопасности производства;
— разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видовпроизводственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
2. Экономические методыпроводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например,прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методыденежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
Денежно-кредитная(монетарная) политика представляет собой комплекс         взаимосвязанныхмероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловойактивности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита иденежного обращения.
Важнейшими элементамиденежно-кредитной политики являются:
1.        Операции наоткрытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
2.         Учётно-процентная(дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, покоторой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
3.         Регулированиеобязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активовкоммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении Центрального банка.
Известны две основныеразновидности денежно-кредитной политики:
1.        Мягкая(стимулирующая), при которой  Центральный банк скупает государственные ценныебумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковскогорезерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы.
2.         Жёсткая(стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт государственные ценныебумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самымсдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику.
Налогово-бюджетнаяполитика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемыхгосударством в целях регулирования деловой активности путём  изменениягосударственных расходов и налогообложения. Важнейшей категориейналогово-бюджетной политики является государственный бюджет – это финансовыйсчёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства заопределённый период (обычно за год). Если расходы больше доходов, то говорят обюджетном дефиците. Если доходы больше расходов – о бюджетном профиците. Помимогосударственного бюджета принято также различать региональный бюджет (штатов,республик) и местный бюджет (муниципальных учреждений).
Основным источникомпоступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – этообязательный индивидуально – безвозмездный платёж, взимаемый с организаций ифизических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор –это обязательный взнос, уплата которого является условием совершениясоответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего.По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги,которые взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения.Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара. Похарактеру накопления выделяют:
— прогрессивные налоги –это такое налогообложение, когда чем больше налогооблагаемая база, тем большедоля, которую приходиться отдавать в виде налога;
— регрессивные налоги — это такое налогообложение, когда приходиться отдавать большую часть низкогодохода и незначительную часть высокого. Обычно при этом налог в денежномвыражении равен для всех плательщиков.
— пропорциональноеналогообложение – это когда ставка налога постоянна при любой величиненалогооблагаемой  базы, но существует несколько фиксированных ставок для разныхусловий.   
     По уровню взиманияразличают федеральные, региональные и местные        налоги.
     Механизмгосударственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимоот того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономическойполитики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструментырегулирования. В современных условиях практика государственного регулированияэкономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщихкризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
      
2 Экономические школы  огосударственном регулировании экономики
Государственноерегулирование экономики имеет долгую историю  и восходит к концу средневековья.Отношение кгосударственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления былоразличным.
Заслуга первыхпредставителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответна поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему –значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пустьнесколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которымидолжна заниматься экономическая теория.
Первые камни в фундаментновой отрасли общественного знания заложили меркантилисты. Меркантилисты  — отитальянского mercante – купец, торговец  – сторонникисильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенноэкспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгодувнешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственнойпромышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства,обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. [13,с.5] Меркантилистыутверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота.  Всвязи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активныйторговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительнуюроль государства в  экономике, как основной институт, способный управлять всемиэкономическими процессами.
Следующей ступеньюразвития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положилУильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулированииэкономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличениеблагосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов сних можно собрать.
  Как известно,родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именноон разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не какотдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и  причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика неуправляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, онафункционирует по определённым правилам.[13, с.10] В соответствии с классическимподходом государство должно:
1. Обеспечивать военнуюбезопасность страны, людей и их имущества;
2. Обеспечиватьправосудие;
3. Создавать и содержатьобщественные учреждения.
В  своем  описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремлениепредпринимателя к достижению  своих частных интересов является главной движущейсилой экономического развития,  увеличивая  в  конечном  итоге  благосостояние,как его самого, так и общества в целом [4, с.10]. Это достигается, как писалСмит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгодеведёт  к общей выгоде, развитию  производства и прогрессу. Каждый в отдельностизаботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личногоинтереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Такимобразом, представители классической школы не видели большого значениягосударства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рыноксам способен себя регулировать с помощью конкуренции.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теориязанятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг,взгляды классиков на роль  государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемаяКейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическуюжизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что дляобеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательствов процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственноерегулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции исвободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией [10,с. 202].
В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причинойстало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребоваласьновая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики,помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, ане «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегоднямонетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, неотрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила этовмешательство к «косвенному» — через регулирование денежной сферы. Фридмен,продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим наэкономическую активность, является изменение денежного запаса. Существуетпрямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяютсяколичеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денегобуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, инаоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равныхусловиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег [2, с. 193].
Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночнойэкономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способепроизводства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу обограниченности капиталистического способа производства в чистом виде инеобходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социальногоаспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современнойотечественной политэкономии считается именно вывод о необходимостиреволюционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономическойсистемы.
Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах еёстановления было различным:  некоторые учёные считали, что только государство всостоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занималипротивоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулироватьсебя.  В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение онеобходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. Побольшей части экономические школы расходятся только во мнении о методах иразмерах такого вмешательства.
Общество устроено такимобразом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок,свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть толькотеоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, чтогосударство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в периодсвободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамкиклассической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себясодержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа ит.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоватьсябольшой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованнымив усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его сторонына внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственнойинтеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагиваютнациональные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанныес обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы [11, с. 480].
3 Роль государственного регулированияв современной России
Как показывает мировойопыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит оторганизации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать рольгосударства и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том,первостепенной или второстепенной эта роль должна быть [12, с.156].
В период до 1992 годакомандная экономика в России была уже значительно ослаблена, предшествующиереформы, особенно законы о предприятии, о кооперации, об аренде ввели рядрыночных отношений. Как известно  такая специфическая ситуация, когда в странедействует командная экономика одновременно с элементами рынка продолжатьсядолго не может: либо побеждает командная экономика, либо рыночная[2, с. 14].Дело в том, что директивное планирование со всеми его институтами  присущееадминистративно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательствоми любыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, темсамым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. В тот периодстало уже бессмысленно и вредно говорить об усилении роли государства, котороепрактически утратило основные рычаги централизованного планирования, и либерализацияпредставлялась тогда единственным разумным выходом.
Но обратимся к болеераннему периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей,войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться изкризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войныстране нужно было срочно мобилизовать свои силы,  положительно себя проявилаадминистративно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно всересурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимоцентрализованное планирование со всеми своими институтами: государственноеценообразование, наряды, заказы и т.д.
Большинство современных аналитиковсклонны считать, что для современного государства единственно правильным видомэкономики является рынок. Во многом с ними можно согласиться: рыночнаяэкономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования,высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но,говоря об эффективности различных видов экономики  невозможно выработатьстандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делатьпоправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.
Возвращаясь к современнойРоссии, попробуем определить границы необходимого вмешательства государства вэкономику.
1. Прежде всего, этоотрасли, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции.Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые вденежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможноизмерить в деньгах: национальная оборона,  охрана общественного порядка,национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательстване обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованиюестественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить тесферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальныехозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не  уделяетему должного внимания.
2. Ещё одной из важнейшихфункций государства в рыночной экономике является перераспределение доходов.Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободнойконкуренции на рынке, в обществе же  есть люди,  не владеющие ни землёй, никапиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получаютдоходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могутнайти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходовнеприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачейгосударства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться вперераспределение доходов, так как то, что несправедливо с точки зрениярыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали инарушает право человека на достойное существование в обществе [15, с. 12].
3. Государство обязано братьна себя задачу обеспечения правовой базы: предоставление законного статусачастным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д.
4. Одной из главнейшихобязанностей государства является финансирование оборонной промышленности исвязанных с ней научно-технической базы.
Проанализироваввышеперечисленные функции, можно сделать вывод: государство в условиях рынкадолжно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитиикоторых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило,это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научныеразработки и т.д. С монополиями и олигополиями всё гораздо сложнее. Они создаютпроблемы больше  населению, чем государству. Последнему скорее выгодносуществование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем большеналогов  платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень ценсвоим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства можетпривести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам. Попробуемопределить причины, по которым современная экономика не справляется со своимизадачами.
Во-первых, это колоссальный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союзагромоздкую, нерациональную структуру государственного управления. Вирусбюрократии поразил все эшелоны власти – от низших до высших. И если в некоторыхстранах бюрократические структуры выполняют созидательные функции, то в Россиибюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономическихпреобразований, являются тормозом на пути рыночных реформ. С другой стороны,через бюрократические структуры осуществляется передел собственности, в томчисле и в пользу самой бюрократической элиты, имеющей неограниченный доступ кнациональным богатствам страны. В России сформировался  целый сегмент на рынкефинансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическаяэлита. [1, с. 122] Очевидно, что между степенью бюрократизации государственнойвласти и степенью её коррумпированности существует определённая зависимость.Даже в самых развитых демократических странах процессам политической и деловойжизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показываетпрактика, не удалось полностью решить эту проблему. В России коррупцияпроцветала во все времена. Веками всё население России – снизу доверху –ориентировалось в своём стремлении к благосостоянию не на собственность, а навласть. Ещё на заре века Н.В. Гоголь писал, что “бесчестное дело брать взяткисделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными”. Эти слова, написанные век назад поразительно точносоответствуют нынешней ситуации в России [1, с.  128]. Нынешние масштабыкоррупции достигли абсолютных пределов. В существующих условиях невозможностьзаработать на жизнь честным трудом толкает многих чиновников на путь нетрудовыхдоходов. Для многих из них занимаемая должность стала не только источникомденежного капитала, но и возможностью участвовать в перераспределениигосударственной собственности. Ещё одной из острейших проблем современнойэкономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. По официальнымданным Министерства внутренних дел России, из 1123 преступных группировок,выявленных в середине 90-х годов, 374 использовали связи с коррумпированнымичиновниками. К началу третьего тысячелетия этот показатель увеличился почти вдва раза. В 2000 году в России было совершено около  52 тыс. экономическихпреступлений. Коррупция в системе государственной службы всё больше приобретаетхарактер эпидемии. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимсяреформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, ихправосознание и социальную защищённость [1, с. 128].
Попробуем определить меры,которые бы повысили эффективность государственного регулирования в современнойРоссии. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческогоаппарата [6, с. 3]. Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря наразличия в государственном устройстве, функции управления экономическимипроцессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, какправило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальноеколичество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства:финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, аостальные создаются в зависимости от специфики страны [1, с. 117]. Так жеследует сократить численность работников в этих министерствах. Скоррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельностикаждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее вкаждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому ответственномулицу. Так же должна быть введена система высоких штрафов, при грубом нарушенийполномочий чиновника следует отстранить от должности и  провести судебноеразбирательство. Другими словами, следует сделать всё, чтобы чиновникам быловыгоднее и безопаснее не брать взяток и не иметь связей с преступнымигруппировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоватьсялишь 5-10 лет (в зависимости от сложности ситуации).
В целом труднопереоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономическойдеятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий,обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечиваетсоциальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторыхслучаях  заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономикестраны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины”в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях [14, с.5].
                       Заключение
Итак, государственноевмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только втом, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государствов условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитиикоторых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно(медицина, образование, национальная  оборона, научно-технические отрасли). Всовременной российской экономике многие инструменты, применяемые во всехстранах мира для регулирования экономических процессов не работают илиоказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет многоособенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели,используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.              
     Главной же проблемойсовременной  российской экономики является недобросовестность чиновников всехуровней и  высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страныперестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность,ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановкигосударство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям,работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в такихважных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощьюидеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу. Ещёодной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Кореньэтих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственнымспособом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведениесистемы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политическойнеприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояниеэкономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.
Литература
1. Андрианов В. Государственное управление:мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. — № 11-12. – C. 117 -129.
2. Блауг М. Экономическая мысль вретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. – 720 с.
3. Курс экономической теории: Учебник– 5-е дополненное и переработанное издание  / Под ред. проф. Чепурина М.Н.,проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002. – 832 с.
4. Экономика: Учебник / Под ред.Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
5. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросыэкономики. – 1993. — №11. – C.14-19.
6. Мамедов О. Современная экономика.Лекционный курс: Учеб. пособие /  Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д:«Феникс», 2002 – 544 с.
7. Методические рекомендации квыполнению курсовой работы по экономической теории / Сост. С.В.Бык. – Орск:Изд-во ОГТИ, 2002. – 20 с.
8. Талапина  Э. Вопросы правовогорегулирования экономической функции государства // Государство и право. – 1999.- № 11.  – C. 73-79.
9. Экономические теории и школы(история и современность): Курс лекций /  Бартенев С.А. – М.: Издательство БЕК,1996. – 352 с.
10. Экономическая теория: Учебник –8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2002. – 640 с.
11. Экономика: методическиерекомендации для студентов неэкономических специальностей / Сост. С.В. Бык,М.В. Зибарев–Орск: Изд-во ОГТИ, 2002.–75 с.
12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра — М, 2002 – 714 с.
13. Ясин Е. Функции государства врыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. — № 6. – C. 13-21.
14. www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/00024036
15. www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/0005EC5A