Государственное регулирование и планирование российской экономики
Тема 1. Предпосылки демонтажа системы централизованного планированиия в
России. 2 часа
1. теоретические основы централизованного планирования;
2. практика пятилетнего планирования;
3. недостатки плановых оценочных показателей;
4. технология планового процесса;
5. перепроизводство в плановой экономике;
6. невосприимчивость плановой экономики к нововведениям.
Тема 2. Реформирование советской экономики в 1985-1991 гг. 2 часа
1. совершенствование хозяйственного механизма;
2. обеспечение нового качества экономического роста;
3. структурная перестройка экономики;
4. реформирование банковской сиситемы;
5. проведение крупномасштабного экономического эксперимента;
6. реформирование АПК.
7. программа “500 дней” Шаталина-Явлинского
Тема 3. Макроэкономическая политика в целом: основные модели. 2 часа
1. кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе упраления спросом;
2. роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики стимулирования роста инвестиций и занятости;
3. неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования
предложения;
4. воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру;
5. принцип рациональных ожиданий.
Тема 4. Выбор рыночной модели для России. 4 часа
1. общие черты рыночных институтов;
2. основные отличительные особенности рыночных систем;
3. различные подходы к промышленной политике;
4. сближение экономических систем;
5. крупнейшие экономические трансформации в истории:
революция в России;
реставрация Мейдзи;
послевоенная Германия;
Латинская Америка;
новые индустриальные страны;
Восточная Европа.
Тема 5. Последовательность перехода к рыночной экономике. 2 часа
1. шоковая терапия – быстрый переход;
2. степень и сроки сокращения ценового регулирования;
3. свобода предпринимательской деятельности;
4. либерализация внешней торговли;
5. валютное регулирование;
6. возникновение проблемы неплатежей.
Тема 6. Инфляция и финансовая система. 2 часа
1. денежная масса и инфляция;
2. спрос на деньги и равновесные цены;
3. предложение денег, дефицит бюджета и инфляция;
4. влияние безработицы на инфляцию;
5. выпуск продукции и инфляция: изменение спроса и предлжения;
6. инфляционный налаог.
Тема 7. Макроэкономическая стабилизация. 4 часа
1. денежная реформа;
2. монетарная политика;
3. финансовая политика;
4. сокращение бюджетного дефицита;
5. контроль над правительственными расходами;
6. бюджетный федерализм.
Тема 8. Рыночная либерализация. 2 часа
1. реакция предприятий на потребности рынка;
2. либерализация и монополии;
3. либерализация и развитие экспорта;
4. внутренняя реорганизация предприятий;
5. опыт либерализации стран Восточной Европы;
6. препятствия на пути либерализации.
Тема 9. Система прав собственности и приватизация. 2 часа
1. собственность в условиях рынка;
2. собственность финансовых посредников;
3. общие принципы и темпы приватизации;
4. три основные модели приватизации;
5. “малая приватизация”;
6. приватизация крупных предприятий госсектора.
Тема 10. Корпорации в рыночной экономике. 2 часа
1. история развития корпораций;
2. основы устройства корпораций;
3. фондовая биржа и функции фондового рынка;
4. банкротство.
Тема 11. Роль правительства в рыночной экономике. 4 часа
1. правительство как регулятор рынка;
2. недостатки рыночной системы;
3. прераспределение дохода;
4. промышленная политика;
5. региональная политика;
6. аграрная политика;
7. просчеты правительства.
Тема 12. Государственное регулирование безработицы и рынка труда. 2 часа
1. измерение уровня безработицы в условиях рынка;
2. характер безработицы: структурная, цикличная;
3. основы теории занятости;
4. взаимосвязь между ростом зарплаты и уровнем безработицы;
5. прочие факторы безработицы;
6. стратегия борьбы с высокой безработицей.
Тема 13. Государство и ситсема социальной защиты. 2 часа
1. социальная поддержка в плановой и рыночной экономике;
2. государство всеобщего благосостояния;
3. кризис западно-европейской системы социального обеспечения;
4. стимулирующий эффект социальных гарантий;
5. социальные программы и рыночные реформы в Восточной Европе;
6. принципы эффективной системы социального обеспечения;
7. социальные проблемы переходного периода.
Тема 14. Россия и международные финансы. 2 часа
1. займы и кредиты на мировом рынке;
2. движение международного капитала;
3. выгоды прямых иностранных инвестиций;
4. пути выхода из долгового кризиса;
5. роль международной помощи в оздоровлении российской экономики;
6. роль кредитов МВФ в обеспечении бездефицитности российского бюджета;
7. отток капитала из России;
8. иностранная валюта во внутренней экономике страны;
9. соотношение динамики внутренних цен и динамики валютного курса.
Тема 15. Платежный баланс и системы обменных курсов валют. 2 часа
1. национальные счета;
2. платежный баланс;
3. рынок капитала;
4. режимы обменного курса: плавающий и фиксированный;
5. денежная масса и обменный курс;
6. паритет покупательной способности;
7. мобильность капитала.
Тема 16. Государственная среднесрочная программа развития российской экономики на 1995-1997 гг. 2 часа
1. цели экономической политики;
2. цели социальной политики;
3. возрождение инвестиционной политики;
4. финансовая стабилизация и стратегия банковской деятельности;
5. институциональные преобразования;
6. отношения “центр-регионы”.
Политическая экономия труда
Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиций пролетариата была впервые предпринята социалистами-рикардианцами (Т.Годскин, У.Томпсон и др.) и более
последовательно воплощена в жизнь К. Марксом и Ф.Энгельсом (учение о двойственном характере труда, теория прибавочной стоимости).
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) первоначально
разделяли идеи революционного романтизма. Движение от романтического дуализма к историческому монизму началось у Маркса с критики государства и права. Лишь
постепенно К. Маркс и Ф. Энгельс переходят от критики буржуазной и мелкобуржуазной идее-тощи к критике “гражданского
общества”, порождавшего эту идеологию.
Успеху исследований К. Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная им революция в методе исследования. Используя достижения немецкой
классической философии, К. Маркс впервые успешно применяет метод материалистической диалектики к анализу
социально-экономических явлений. Это позволяет ему не только развернуть критику предшествовавшей политичсской экономии,
но и поставить перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиций рабочего класса.
К.Маркс и Ф.Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. Они изучали докапиталистические снос-абы производства, высказали ряд интересных мыс-чей о
будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука,
изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.
Важную роль в дальнейшем развити ортодоксальной марксистской политической экономии сыграли исследования Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (1870-1924).
Центральное место в работах В.И.Ленила 90-х годов занимает теория товарного производства. Это
связано с анализом теоретических концепций экономистов – либеральных народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализ имел большое значение для
исследования становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В трактовке В. И. -‘lemma политическая экономия изучает не только
отношения, складывающиеся в наиболее развитых странах, но и отношения, складывающиеся в процессе
перехода от одного способа производства к другому, и даже различные варианты (модели) такого перехода.
Обобщая обширную экономическую литературу и опираясь прежде всего на работы Дж. А. Гобсона. Р.Гильфердинга и Н.И.Бухарина, Ленин
охарактеризовал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его персрастания
в государственно-монополистический капитализм. Ленинская теория империализма хотя и преувеличивала степень кризиса капиталистической
экономики, но помогла более глубоко осмыслить всемирное хозяйство как предмет экономической теории, дала ключ к исследованию различных аспектов
интернационализации хозяйственной жизни как органических составных частей, как взаимосвязанных сторон единого целого.
Ленин работал и над конкретизацией представлений К.Маркса и Ф.Эн- гельса о коммунистической формации, однако
попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увенчалась успехом и привела к искажению первоначальных положений
марксизма.
Освоение марксизма в СССР в 20-е годы вылилось в серию дискуссий по узловым проблемам экономической теории (о предмете политэкономии,
об азиатском способе производства, о двойственном характере труда, о законе-регуляторе социалистической экономики и т.д.). По мере
становления и укрепления культа личности И.В. Сталина “большие дискуссии” прекращаются. Им на смену приходит слепое
подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источников марксизма вследствие отрыва от лучших достижений западной экономической мысли и
репрессий против отечественных ” немарксистов ” .
Самоизоляция сталинизированного марксизма прикрывалась тезисом о нарастающей вульгаризации немарксистской политической
экономии. Неудивительно, что в этих условиях на первый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в ущерб всем остальным. По мере углубления экономических
противоречий происходили “закрытие” острых тем и сужение эмпирической, статистической базы исследований, что вело в конечном счете к
вырождению практической функции политической экономии и упадку ее научного авторитета. Если марксизм претендует на роль одного из ведущих течений
современности, он должен более глубоко и широко использовать достижения зарубежной и отечественной немарксистской мысли.
14.1.3. Экономикс современная экономическая теория
Неоклассическое направление
Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки.
Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется
исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Авторы все чаще
стремятся найти пути оптимизации использования ограниченных ресурсов, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное
исчисление. Страницы экономических сочинений заполняются математическими формулами и графиками, иллюстрирующими различные рыночные ситуации. Новые
веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие “политическая экономия” (political economy) вытесняется
понятием “Экономикс” (economics). Под “Экономикс” понимается аналитическая наука об использовании людьми
ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между
членами общества в целях потребления.
Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического
направления английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). В 1890 г. выходят его “Принципы экономики” (Principles of Economics), главным
предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и
предложения. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм – учение о предельной полезности, развитое в работах У. Джевонса, К. Менгера, Э.
Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и других; в основу теории предложения – концепцию факторов производства,
дополненную позднее теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Если классики буржуазной политэкономии
стремились к выявлению прежде всего объективных закономерностей, то А. Маршалл исходит из субъективных оценок хозяйствующих субъектов (“свобода
выбора” ) .
‘ Под политической экономией в XX в. на Западе начинают понимать не экономическую теорию в целом,
а экономическую политику как самостоятельную отрасль экономической науки.
Теория маржиналиетов и А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую стремился первоначально лишь Йозеф Шумпетер (1883-1950). Уже в начале века он
предпринял попытку динамического моделирования развития капитализма, стремясь показать влияние инновационного процесса на изменение таких важных
показателей, как предпринимательская прибыль, капитал и процент (“Теория экономического развития”, 1911). Продолжением этой работы стала
монография “Экономические циклы” (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития
капитализма. В этой работе и. Шумпетер показывает взаимосвязь между тремя видами колебаний: короткими “циклами Китчина” (2 года 4 месяца), средними
“циклами Жуглара” (10 лет) и длинными “циклами Кондратьева” (55 лет).
Кейнсианство
Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. Однако после кризисов 20-ЗО-х годов и особенно Великой депрессии 1929-1933 гг.
не заметить влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят “Теория монополистической конкуренции” Э. Чемберлина и “Экономика несовершенной
конкуренции” Дж. Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.
Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г.
“Общая теория занятости, процента и денег” Джона Мейнарда Кейиса (1883-1946). С его именем связано
рождение нового направления западной экономической мысли кейнснаиства, поставившего в центр проблемы
макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной степени
поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Койне отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности, от
рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить
“эффективный спрос”, поэтому государство должно его стимулировать посредством денежно-кредитной и бюджетной политики. Эта политика должна
поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.
Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские
рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории “государства всеобщего благоденствия”.
С начала 50-х годов неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и
факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция “неоклассического синтеза”
П.Э.Самуэльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы
(Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) в 60-70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д.Рикардо.
Неорикардианцы выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной
борьбы с инфляцией.
Однако 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались
недостаточно эффективными, чтобы остановить рост инфляции, падение производства и увеличение безработицы.
Кейнсианская парадигма не сумела полностью вытеснить неоклассическую. Попытка объединить обе парадигмы в
форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, так как не отличалась цельностью; при анализе макроэкономических процессов отрицалось то, что служило
базой для микроэкономического анализа. Более того, в 70-80-е годы новые направления неоклассики (монетаризм,
новая классическая экономика, теория общественного выбора) заметно теснят кейнсианство (см. рис. 14-1).
Монетаризм
Первыми наступление начали монетаристы. Монетаризм, как и классический либерализм
в целом, рассматривает рынок в качестве саморегулирующейся системы и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Это направление
характеризуется пристальным вниманием к денежной массе, находящейся в обращении, которую монетаристы считают
определяющим фактором развития экономики. Главным пунктом критики стали вопросы экономической политики (проблемы инфляции, политики занятости и т.д.). Исходные предпосылки этой критики были
сформулированы Милтоном Фридменом в его работах “Очерки позитивной экономики” (1953), “Капитализм и свобода”
(1962) и позднее в написанной совместно с Розой Фридмен книге “Свобода выбора” (1979).
Его методологией является неопозитивизм, пытающийся примирить рационализм и эмпиризм. В основе теории лежит, по мнению М. Фридмена,
возникшая в результате соглашения исследователей абстрактная гипотеза, из которой выводятся эмпирически проверяемые следствия (прогнозы). Если они
подтверждаются практикой, то теория считается истинной, если нет, то она отвергается. Поскольку практические предложения кейнсианцев
потерпели фиаско, то должна быть отвергнута и их теория. Однако подобная участь может постичь и монетаризм, так как и его теория напрямую ставится в
зависимость от бесконечного числа подтверждений и всегда можно найти противоречащие ей факты. Это тем более нетрудно сделать, так как многие
предпосылки монетаристов явно далеки от реальности (совершенная конкуренция, гибкость цен, полнота экономической
информации, зависимость роста национального дохода от темпов роста денежной массы и т.п.). Методологическая уязвимость
теории монетаристов обусловила ее критику со стороны не только кейнсианцев, но и более последовательных представителей классического либерализма.
Новая классическая экономика
Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируют основное внимание на предложении
товаров и услуг. В 70-е годы сложилось даже особое направление- “экономика предложения” (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М. Эванс, М.Фелдстайн и др.). Для оздоровления экономики, считают они, необходимы
снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Сокращение дефицита государственного бюджета будет в таких условиях способствовать оздоровлению
экономики.
Представители ведущего направления новой классической экономики (Дж. Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес, Р.Барро и др.) попытались построить
более цельную теорию путем подведения единого микроэкономического основания под анализ макропроблем. В центре их внимания
оказались экономические агенты, способные быстро адаптироваться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой
информации (теория рациональных ожиданий). Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость
вмешательства государства в экономику.
Последовательно отстаивая неоклассические постулаты, сторонники теории рациональных ожиданий
возрождают идеальную рыночную модель. Возвращая нас в XIX в., они абстрагируются от явлений, типичных для смешанной экономики второй половины XX
в. (несовершенной конкуренции и государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и антикризисной политики и т.д.). К
тому же “новые классики” недооценивают фактор времени, необходимого на сбор и обработку информации, а также различные возможности получения
информации, которыми обладают разные субъекты. В результате домохозяйка в их теориях оказывается более способной к преодолению фактора неопределенности и к
обработке экономической информации, чем профессиональные экономисты и специализированные государственные учреждения.
Теория общественного выбора
Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшейся в 50-бО-е годы теории общественного выбора (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлинсон,
У.Несканен и др.). Говоря о неэффективности государственного регулирования, сторонники теории
общественного выбора перенесли анализ с влияния денежно-кредитных и финансовых мер на экономику на сам процесс принятия правительственных решений.
Главный тезис этой теории люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные
интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвязаны. Теория общественного выбора базируется на принципах индивидуализма. Ее сторонники считают, что люди
руководствуются такими принципами не только в коммерческой деятельности, но и будучи на службе у государства.
Однако и теория общественного выбора не сумела преодолеть известную абстрактность
неоклассической парадигмы в целом и прежде всего ее внеисторического характера, абсолютизации рыночной стадии развития мировой цивилизации.
Институционализм
Обострение внутренних противоречий рыночной экономики способствовало зарождению институционально-социологического
направления. Его истоки восходят к идеям исторической школы в Германии (Ф.Лист, К.Книс,
Б.Гильденбрандт, В.Рошер, Г.Шмолер, В.Зомбарт, М.Вебер). Новая историческая школа критиковала экономистов (марксистов, маржиналистов и др.) за чрезмерное увлечение голыми
абстракциями, пропагандируя необходимость эмпирических исследований, основанных на богатом историческом материале. Представители исторической школы определяли
национальную (политическую) экономию как науку о повседневной деловой жизни и деятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании
этих средств.
Классический институционализм, возникший в Америке в конце XIX в., окончательно оформляется как самостоятельное течение в 20-ЗО-е годы. Его основоположником считают Торстейна Вселена (1857-1929).
Представители этого течения (Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др.)
широко используют в своем анализе понятие “институты” (от лат. institutum – установление,
учреждение), под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также различные психологические, этические, правовые, технические и т.п. социальные
явления.
До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием; взрыв его популярности в 70-80-е
годы был связан с концепциями “постиндустриального”, “информационного”, “сервисного” общества, теориями
конвергенции различных социально-экономических систем.
Институциональный анализ более трезво оценивает объективную реальность. Он исходит из того, что
современное общество отнюдь не венец совершенства: люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Неоклассическая
концепция, с их точки зрения, явно идеализирует действительность, выполняя, скорее, апологетическую, чем познавательную, функцию. Реальная действительность
гораздо сложнее и уже давно не укладывается в маржинальные предпосылки анализа. Объектом исследования должен быть не экономический
человек, а всесторонне развитая личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа,
который, кроме экономики, должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.
На базе институционализма в конце 60-х годов возникла “радикальная политэкономия” , представители которой (Г.Шерман,
Т.Вайскопф, Э.Хант и др.) в своей критике капитализма используют ряд теоретических положений К.Маркса.
На вызов традиционного институционализма представители неоклассической теории (основного течения современной экономической науки) ответили
расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализм опирается на традиции
австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. При этом сами институты рассматриваются с позиции методологического индивидуализма. К этому
направлению относятся теория прав собственности, теория общественного выбора и др.
Классификация современных экономических теорий
Палитру современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б.Кларком
(см. рис. 14-1). Она позволяет не только показать многообразие современных подходов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного
перехода: от консервативного направления – через классический и современный либерализм – к радикальным течениям.
Сильно упрощая все богатство идей современных школ, их можно поместить в двумерной
системе координат (см. рис. 14-2). Несмотря на ограниченность такого подхода, он выделяет главное, намечая возможные точки соприкосновения различных,
нередко противоположных концепций.
Такое знание чрезвычайно полезно, поскольку помогает понять причины вероятных
объединений и временных компромиссов между приверженцами различных течений как в процессе борьбы за власть, так и при формировании новой экономической
парадигмы.
Подведем итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному.
Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о
богатстве, представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Маржиналисты и неоклассики связали такую деятельность с использованием
редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и
формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социальные аспекты данной политики. Марксисты,
исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы,
управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические
закономерности исторического развития. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой
цивилизации.
14.2. Метод экономической теории
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом,
но и особым методом исследования. Слово “метод” происходит от греческого “methodos”, что
буквально означает “путь к чему-либо”. Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо
цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего
познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого
объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборрт.
Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛОМ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
С точки зрения концептуальных основ, лежащих в основе системы мер государственного регулирования, а также в зависимости от приоритетов, текущих
целей и совокупности инструментов, используемых для их достижения, можно выделить две модели государственного регулирования: кейнсианскую и
неоконсервативную.
Имя Дж.М.Кейнса неоднократно упоминалось при анализе тех или иных сторон макроэкономического регулирования. В этой темее
кейнсианская теория будет рассмотрена в целом как концептуальная основа вмешательства государства к экономическую жизнь общества.
§1. Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом
Практика государственного регулирования, в основе которой лежит теория «полной занятости», или теория «регулируемого капитализма»,
разработанная Дж.М.Кейнсом, стала формироваться еще в ЗО-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая
политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты
нашли в системе мер государственного регулирования США и Англии.
Для того, чтобы наиболее полно понять суть и направленность положений теории Дж.М.Кейнса, следует вспомнить исторические условия, в
которых появилась эта теория. Основная работа Кейнса по этой проблеме – «Общая теория занятости, процента и денег» – вышла в свет в 1936 г. К. этому времени
экономика стран Запада прошла через глубочайший в своей истории экономический кризис. Отсюда появилась практическая потребность в поиске средств,
обеспечивающих динамичное, без глубоких потрясений, общественное воспроизводство.
В качестве основного фактора, обеспечивающего развитие экономики, Кейнс выдвигал наличие
«эффективного спроса», который складывается из двух компонентов: потребления (т.е. личного потребления) и инвестирования (или производительного
потребления).
Такой выбор факторов, влияющих на динамизм экономического развития, не случаен. Ведь к середине 3О-х гг. экономика стран Запада только
вышла из затяжного кризиса. Как известно, при капитализме экономический кризис – это кризис перепроизводства товаров, капиталов и рабочей силы, т.е.
превышение совокупного предложения над совокупным спросом.
Подвергнув критике закон Ж.-Б.Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, Кейнс вполне логично предположил, что для
обеспечения поступательного развития необходимо стимулировать спрос, воздействовать на факторы, определяющие формирование эффективного спроса и прирост
национального дохода.
От чего же зависит эффективный спрос и каким образом его можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса
является личное потребление. Последнее зависит прежде всего от уровня занятости и поэтому безработица является одним из факторов, препятствующих формированию
эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости?
Неоклассическая экономическая теория считает, что занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда (определяющей
спрос на труд) и предельной тягости труда, измеряемой реальной заработной платой (определяющей предложение труда). При прочих равных условиях, уровень
занятости зависит от позиции рабочих по отношению к реальной заработной плате. Ее положение ведет к росту занятости и наоборот.
Дж.М.Кейнс отверг эти постулаты, считая, что уровень занятости зависит от склонности к потреблению, или ожидаемых расходов на потребление, и
инвестиции. Рассматривая увеличение совокупного дохода в качестве важного фактора, определяющего ожидаемые расходы на потребление. Кейнс вместе с тем отмечал,
что «с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в такой же степени» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
С.83). Это связано с действием так называемого «основного психологического закона».
Его суть состоит в том, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как
растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережениям.
Следует отметить, что Дж. М. Кейнс своеобразно интерпретировал имеющую место в действительности закономерность. Она заключается в том, что по
мере роста национального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа
экономического роста и формирования базовых отраслей промышленности. Причем, как отмечал Кейнс, чем богаче общество тем выше склонность к сбережениям и
слабее предельная склонность к потреблению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.
Каким же образом можно обеспечивать занятость в условиях роста национального дохода, сочетать полную занятость и экономический рост?
Ответ на этот вопрос лежит в определении функциональной зависимости между занятостью, потреблением и инвестициями. Считая, что
занятость представляет собой функцию от предполагаемых потребления и инвестиций, Кейнс полагал, что функция потребления является устойчивой, а
поэтому внимание государства должно быть сосредоточено на стимулировании инвестиций.
Итак, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инвестиционного спроса. Прирост инвестиций
зависит от двух факторов – ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов регулирования инвестиционного спроса –
кредитно-денежные и бюджетно-финансовые.
§ 2. Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости
Увеличение нормы прибыли и спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции придерживалась
классическая теория. Сокращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работников к другим субъектам
рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределение уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит
предельную эффективность капиталовложений. Кроме того , снижение цен, и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к
снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.
Этот путь, именуемый политикой гибкой заработной платы, представляет собой способ изменения количества денег, выраженного в единицах
денежной заработной платы. Его практическая реализация в рыночной экономике в демократическом обществе весьма проблематична. Только в авторитарном обществе
заработная плата декретируется сверху. В рыночной экономической системе единообразное декретирование и тем более снижение денежной заработной платы
невозможно. Поэтапное снижение заработной платы со стороны отдельных предпринимателей сталкивается с борьбой профсоюзов. Кроме того, результатом политики гибкой
заработной платы стала бы «крайняя неустойчивость цен, возможно, настолько значительная, что всякие деловые расчеты оказались бы совершенно
бессмысленными» (там же, с.339). А это в конечном счете отрицательно скажется и на инвестиционном спросе.
Отрицательных последствий политики гибкой заработной платы можно избежать, достигая в то же время ее целей посредством гибкой кредитно-денежной
политики. Изменение количества денег с помощью кредитно-денежных операций на открытом рынке, регулирование учетной ставки, нормы обязательных резервов –
все это, как считает Дж.М.Кейнс, под силу правительствам. Увеличение количества денег, выраженного в единицах заработной платы, без уменьшения самой единицы
заработной платы приведет к понижению нормы процента, росту цен и предельной эффективности инвестиций. Все это будет стимулировать инвестиционный спрос и
рост занятости.
Кроме того, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как денежные вклады в банке станут менее
выгодными.
Однако всех этих мер может быть недостаточно для создания эффективного спроса и полной занятости. В целях увеличения спроса и занятости
Кейнс предлагал проводить активную бюджетно-финансовую политику.
Реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределения национального дохода в пользу государства путем роста
налоговых ставок. Изъятые через налоговую систему денежные средства, которые в ином случае могли бы использоваться в виде сбережений в банках, государство
должно направить на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости.
Помимо непосредственно предпринимательской деятельности Койне рекомендовал государству осуществлять также бюджетное финансирование
нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплату пособий. Причем государственные расходы Кейнс не ограничивал масштабами
доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финансирование. Кейнс понимал, что это приведет к инфляции, однако счеты, что темпы инфляции
будут регулироваться государством, так как оно опредедяет размеры бюджетного дефицита и денежной эмиссии.
Бюджетное расширение спроса выступает одним из решающих факторов рассасывания безработицы и помимо решения экономических проблем способствует
снятию остроты социальных противоречий. Причем для обоснования необходимости и эффективности государственных расходов с точки зрения их воздействия на объем
производства, доходы и занятость Дж. М . Кейнс разработал теорию «мультипликатора».
Концепция Дж.М.Кейнса лежит в основе длительной практики государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои
особенности в различных странах и модифицировались под воздействием объективных тенденций общественного развития.
Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирования, отметим, что ее главными чертами являются:
во-первых, высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет, от 34,2% в Японии и 37,6% в США до 50% и выше в странах
Западной Европы. Причем эта доля имела тенденцию к росту;
во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных
предприятий;
в-третьих, широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры,
сглаживания циклических
колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Дж.М.Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания
в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разработанный Кейнсом инструментарий государственного регулирования вписывался в русло
объективных тенденций послевоенного хозяйственного развития. Однако примерно с начала 70-х гг. по мере развертывания второго этапа НТР произошли серьезные
изменения в этих тенденциях, и сразу стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими
условиями.
Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов
экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производительности труда и улучшению эффективности производства. Высокие темпы роста национального
дохода создавши материальную основу для его перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. условия воспроизводства резко
ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон
Филлипса, согласно которому безработица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инфляция
сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.
Попытки взбодрить экономику путем дефицитного финансирования и экспансианистской политики кредитно- финансовых органов превратились в
механизмы непрерывной накачки денежных средств и раскручивания инфляционной спирали. Так, в 70-х гг. государство столкнулось с трудно разрешимой проблемой:
как способствовать росту производства и занятости, нестимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства и не
увеличивая безработицу? Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не могла дать.
Кроме того, кейнсианская модель государственного регулирования не вписывалась и в требования, диктуемые НТР. В условиях НТР возникла
настоятельная потребность
в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отраслей и компаний к резкой смене
поколений техники, технологий и знаний. Все это вызывало необходимость быстрой переориентации массированных капиталовложений и снятие различных ограничений на
этом пути, т.е. большей свободы предпринимательства. Однако изъятие значительной части прибыли через налоговую систему (до 50%) и бюрократизация системы
централизованного регулирования стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса.
Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламентирующих деятельность частного
бизнеса.
Экономический кризис 1979-81 гг стал не просто очередным циклическим кризисом, причем самым продолжительным в послевоенное время, но
кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного
регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель государственного регулирования.
§ 3. Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения
В 70-е гг экономика эападных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и эатуханием темпов экономического роста, но и
с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении
циклических кризисных потрясений но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержанне
формнрующейся модели государственного регулирования.
Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее
современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих направлений
являются американские экономисты М.Фридмен (монетаризм), А.Лаффер и ДжГилдер (концепция экономики предложения), Дж.Мут, Р.Лукас и Л.Реппинг (теория
рациональных ожиданий).
Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регулирование воспроизводства путем формирования эффективного спроса не только не дало
эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от
воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях,
считают сторонники экономики предложения, необходимо:
а) воссоздать классический механизм накопления;
б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.
Экономический рост действительно можно рассматривать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет
собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с теорией экономики предложения
необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.
Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у
корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция затрудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме
того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подоходные налоги), в условиях которой поддержание расширенного потребления возможно лишь
за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обеспечивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений
трансформации государственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Это потребовало проведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть
состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е.ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной
политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.
Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его
дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным является следующий шаг – сокращение государственных расходов, отказ от использования
бюджета для поддержания спроса, осуществления широких социальных программ.
В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации государственной собственности.
Вместе с тем приватизация государственной собственности в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия
рыночной экономная и повышение эффективности производства. В действительности одна из особенностей государственных форм
хозяйствования состоит в более низкой эффективности по сравнению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так,
например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государственных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложилось тяжелым бременем на
госбюджет.
И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляемым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является
устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономической деятельности, т.е. реализация политики дерегулирования. Меры, осуществляемые в
рамках политики дерегулирования, включают либерализацию антитрестовского законодательства,
ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспортных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.
Таковы основные черты неоконсервативной модели государственного регулирования, пришедшей на смену ортодоксальным рецептам кейнсианства. Как
видно из вышеизложенного, государство не отказывается от регулирующих функций. Однако их акцент перемещается в сторону все более косвенных мер.
Главная же роль в реализации целей развития и социально-политической стабилизации экономики страны отводится рыночным силам.
§ 4. Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру
Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регулирования общественного воспроизводства. При
этом Дж.М.Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рамках с помощью фискальной политики и контроля
цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действенности кейнсианской модели регулирования.
Однако неустойчивая инфляция, одной из причин которой стала гибкая денежная политика, не позволяла поддерживать на стабильном уровне цены
и заработную плату. Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции – быть объективным
информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для
кого производить.
Как мы отмечали выше, увеличению денежного предложения в кейнсианской модели регулирования отводилась функция стимулятора реального
производства. Рост денежной массы способствует понижению процента, стимулирует инвестиции, производство и занятость.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь
к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект
совершенно иной. Увеличение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляционный рост процента.
Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Однако затем, вследствие роста цен,
реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и производства, но уже при
более высоких ценах. (можно рассмотреть вопрос о нейтральности и супернейтральности денег – К.Р.).
Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной
перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного
обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетировапия, суть которой заключается в строгом следовании темпам роста денежной массы,
которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций динамики производства, денежной массы и скорости обращения денег.
Строго контролируемый рост денежной массы и обращения будет способствовать изменению структуры относительных цен, увеличит степень
соответствия структур спроса и предложения, которая определяет совокупную занятость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят
хозяйствующим aгентам принять экономически обоснованные и эффективные решения.
§ 5. Принцип рационыьных ожиданий
Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.
Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-с гг. Вследствие использования методологических
принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика» (не путать с неоклассической теорией).
Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии
самостоятельно прогнозировать эко- номические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения
о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к
максимизации полезности.
Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются
высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и
обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменениям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в
экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в
результате цены на товары и ресурсы изменяются.
Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты дискретной стабилизационной
политики. Например, в целях стимулирования производства и увеличения занятости центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег,
чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы,
предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную ставку. В результате увеличение совокупных расходов, стимулируемое
политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не
расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит к нулю
эффективность дискретной стабилизационной политики.
Однако экономические агенты могут принимать и неверные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например, производители могут
воспринимать общий рост цен за рост спроса на конкретный товар и увеличить предложение товара. Поскольку эта ошибка принимает повсеместный характер, через
какой-то период времени совокупное предложение оказывается выше совокупного спроса. По мере того как это становится очевидным фактом, производство
начинает сокращаться.
Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные
решения, влияющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной
антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений
хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.
Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной
любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ
политического мышления.
Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов,
определяющих принятие решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с
которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и правильную оценку
информации производителями и потребителями в рыночном хозяйстве.
Среди подобных правил, например, предлагается принять закон, в соответствии с которым принимаемые правительством решения в области денежной и
фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить принятие конъюнктурных, неожиданных
для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы. Вместо решения сиюминутных
проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной экономической политике, структурных условиях общего экономического равновесия.
Основные понятия:
Кейнсианская теория регулирования
Эффективный спрос
Неоклассическая теория занятости
Неоклассическая модель государственного регулирования
Монетаризм
Теория предложения
Теория рациональных ожиданий