Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан

ВОСТОЧНОКАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА
Кафедраинновационного менеджментаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Поинновационному менеджменту на тему:
Государственноерегулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан
Выполнил: студент
группы 10-БМз-2
Ефремова Т.С.
г.Усть-Каменогорск,2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Инновационная деятельность РеспубликиКазахстан
2 Технопарки
3 Венчурные фонды
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Инновация – этоконечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового илиусовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Государственнаяинновационная политика – это составная часть социально-экономической политики,которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяетцели, направления, формы деятельности органов государственной власти РеспубликиКазахстан в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Онапредставляется в разрабатываемых правительством концепциисоциально-экономического развития Казахстана на долгосрочную перспективу ипрограмме социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.Переход Республики Казахстан к инновационному пути развития – это единственнаявозможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировоесообщество на равных. Переход к инновационному развитию страны определён какосновная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Икак одно из важнейших направлений государственной политики в области развитиянауки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.Нафоне глобализации мировой экономики Казахстан сталкивается с рядом проблем:сырьевая направленность экономики, незначительная интеграция с мировойэкономикой, неразвитость производственной инфраструктуры, общая техническая итехнологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки спроизводством, отсутствие финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ.

1 ИННОВАЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Термин«инновация» происходит от латинского слова “innovus” (in — в и novus- новый), по содержанию термины «инновация» и«нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин“нововведение” тесно связан и с понятием «новшество», и нередко этитермины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий являетсярассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, то есть как новшества(новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления
Инновационнаядеятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний,технологий и видов продукции в различные области производства и сферыуправления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономикиреспублики.
Нарасширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направленыосновные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и«Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации вРеспублике Казахстан на 2010-2014 годы».
Уполномоченнымгосударственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики всфере индустриально — инновационного развития является Министерство индустрии иновых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесениепредложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направленияминновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведениемониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационныхпроектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственныйконтроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственнойподдержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса меринновационного развития.
Министерствообразования и науки Республики Казахстан является уполномоченным органом,ответственным за формирование, реализацию и координацию всех фундаментальных иприкладных исследований, проводимых в стране, состояние и развитиенаучно-исследовательской инфраструктуры, подготовку и повышение квалификациинаучных кадров, а также проведение Государственной научно-исследовательскойэкспертизы научных проектов и программ, реализуемых за счет средствгосударственного бюджета.
ЗаконРеспублики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения всфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы,направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этомособое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частностиинформационно-телекоммуникационные технологии и электронику.
Целью «Программы поразвитию инноваций и содействию технологической модернизации в РеспубликеКазахстан на 2010-2014 годы» является построение национальной инновационнойсистемы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счетсоздания системы управления инновационно-технологическим развитием,инновационного развития отраслей и регионов, создание условий для развитиявысокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного иинжинирингового потенциала страны.
Анализ успешногозарубежного опыта показал, что одним из основных условий эффективной системыгенерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебныхзаведений.
В 2009 годуреализовывалось 15 совместных проектов между предприятиями и университетамиКазахстана, что показывает очень низкий уровень сотрудничества. При этом данноеположение объясняется не столько немотивированностью предприятий к массовомувнедрению инноваций, сколько недостаточным уровнем качества исследовательскихуслуг, которые предлагают наши ВУЗы. Данная проблема, в свою очередь вызвананемотивированностью ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так какосновной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказанияобразовательных услуг.
Данная диспропорцияведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интересамолодежи к научной деятельности.
В КазахстанеНациональная инновационная система начала формироваться в 2003 году в видеинституциональной и физической инфраструктуры: проектное финансирование в лицеАО «Национальный инновационный фонд» (далее — АО «НИФ»), инжиниринг и трансферттехнологий в лице АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (далее — АО«ЦИТТ»), венчурное финансирование в лице ряда венчурных фондов с участием АО«НИФ» и физическая инфраструктура в виде 4 технопарков в городах Алматы,Караганда, Уральск, а также ПИТ Алатау.
Однако, как показалапрактика, само создание элементов инфраструктуры не привело к ростуинновационной активности. В этой связи требуется выработать и реализовать новыеподходы к формированию Национальной инновационной системы (НИС), повышениюэффективности взаимодействия ее элементов (включая восполнение недостающихзвеньев в «цепи» инновационной поддержки), а также усилению взаимодействия икоординации этих элементов для достижения конечной цели.
Национальнаяинновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал,инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.
Для законодательногообеспечения реализации Программы НИС был принят Закон Республики Казахстан «Огосударственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий мерыгосударственного стимулирования инновационной деятельности.
Целями реализациигосударственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) развитиеинновационного потенциала Республики Казахстан;
2) увеличение доливысокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта;
3) содействие переходуэкономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного навнедрении и использовании наукоемких технологий.
Принципамигосударственной поддержки инновационной деятельности являются:
1) соблюдениенациональных интересов при осуществлении инновационной деятельности;
2) равенство субъектовинновационной деятельности при получении государственной поддержкиинновационной деятельности;
3) комплексность исистемность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационнойдеятельности;
4) прозрачностьпроцедур государственной поддержки инновационной деятельности.
Государственнаяподдержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:
1) стимулированиеинновационной деятельности путем создания организационных и экономическихусловий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализациигосударственной инновационной политики;
2) определениеприоритетов инновационного развития;
3) формирование иразвитие инновационной инфраструктуры; 4) участие государства в создании ивнедрении инноваций;
4) повышение общейинновационной активности в стране, в том числе содействие развитиювысокотехнологичных и наукоемких производств;
5) продвижение отечественныхинноваций на внешние рынки;
6) международноесотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферттехнологий.
7) переориентацияпроизводства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистыхпродуктов;
8) создание условий длявнедрения инноваций;
9) информационнаяподдержка и популяризация инновационных достижений;
10) создание условийдля обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности вразработке и реализации инновационных проектов.
Институты развитияосуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а такжеоказывают информационную и институциональную поддержку:
Центрмаркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках,мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретнымтоварам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетнымии опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшениябизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособностьэкономики страны.
Оператором создания иразвития инновационной инфраструктуры в Казахстане является «Центринжиниринга и трансферта технологий», основными задачами которого являютсяоказание инжиниринговых услуг, трансферт передовых зарубежных технологий,оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг притрансферте технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий ианализ мировых тенденций развития в данной сфере.

2. ТЕХНОПАРКИ
Одной из основных направленийгосударственной политики в сфере научно-технической и инновационнойдеятельности является формирование инновационной инфраструктуры, включающейсоздание специализированных субъектов инновационной деятельностигосударственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характера.Сегодня очевидно, что полноценная инновационная деятельность в стране не можетразвиваться без таких новых объектов инновационной инфраструктуры, кактехнопарков, технологических бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, высокотехнологичныхкомпаний, а также без проведения конкурсов инновационных идей.
Технопарки — основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационнойсистемы. Главная задача, которая ставится перед технопарками, — посредствомпредоставления в пользование инициаторам инновационных проектовпроизводственных площадей и коллективных бизнес-услуг обеспечить благоприятныеусловия для коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленноепроизводство.
Согласно Закону РК «Огосударственной поддержке инновационной деятельности» от 07.07.2006 г.технопарки осуществляют следующие виды деятельности:
1) управлениематериально-техническим комплексом;
2) привлечениепотенциальных субъектов инновационной деятельности для участия в развитии технопарка;
3) эксплуатационноеобслуживание инфраструктурных ресурсов, оказание услуг субъектам инновационнойдеятельности, осуществляющим деятельность на территории технопарка;
4) представлениеинтересов субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность натерритории технопарка, в отношениях с государственными органами;
5) оказание содействияв приобретении инновационных технологий и обмене информацией междунаучно-исследовательскими организациями, организациями образования и другимисубъектами инновационной деятельности, осуществляющими деятельность натерритории технопарка;
6) предоставление надоговорных условиях работ и услуг, необходимых для осуществления инновационнойдеятельности;
7) иную деятельность,не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
Для этого технопаркидолжны располагать материально-технической базой, включая объекты недвижимостина праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временногоземлепользования, необходимой для оказания содействия субъектам инновационнойдеятельности.
В республикеформируется двухуровневая система технопарков – национальныенаучно-технологические парки и региональные технологические парки. Национальныетехнопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которыедолжны способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности казахстанскойэкономики.
Отличительнойособенностью национальных технопарков является наличие режима Специальнойэкономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическимпаркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау),Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопаркядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга(Алматы, Астана и Приозёрск).
Региональныетехнопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк«Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с цельюопределения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационнойспособности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационныхпродуктах. На региональном уровне системообразующими составными частямитехнопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академическиеорганизации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышениетехнологического уровня экономики и создают условия для малого и среднегонаукоёмкого и технологичного бизнеса.
Главной цельютехнопарков является определение, раскрытие, развитие инновационного потенциаластраны и, в особенности, ее регионов, а также обеспечение потребности экономикив инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призванорешить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающегосектора экономики — укрепление связи науки с производством, внедрениесовременных технологий, повышение производительности труда в промышленности и,как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособнойпродукции.
Внедрение и работатехнопарков в Казахстане осуществляется по современной европейской модели,имеющей следующие особенности:
-наличиездания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (этоспособствует формированию большого числа новых малых и средних инновационныхпредприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);
-системаобслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса, набираемого из фирм,которые образуют необходимый для сложившегося состава инновационных предприятийсектор обслуживания.
Как свидетельствуетзарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере — первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющаяинновационного потенциала промышленно развитых стран. Малые и средниеинновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отрасляхэкономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства,повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самымспособствующие формированию новых технологических укладов.
Дальнейшее развитиетехнопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки спроизводством, внедрения современных технологий, повышения производительноститруда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной иконкурентоспособной продукции.
3 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ
Венчурный капитал(англ. Venture Capital) – капитал инвесторов, предназначенный дляфинансирования новых, растущих или конкурирующих на рынке предприятий и фирм.Венчурный капитал сопряжен с высокой или относительно высокой степенью риска.Он представляет собой долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценныебумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.
Венчурные инвестиции –это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня.
Несмотря нанаметившуюся государственную поддержку венчурных фондов, результаты показываютмалое количество, как самих венчурных фондов, так и реализуемых ими проектов.Основными причинами этого стали дефицит интересных инновационных проектов,неосведомленность инноваторов о возможностях венчурного финансирования,ограниченные объемы финансирования. Это привело к формированию слабой венчурнойинфраструктуры, ее концентрации в основном в городе Алматы.
При этом практикапоказывает, что венчурные фонды оперируют в непосредственной близости от своегоместорасположения, их деятельность в регионах практически не представлена.Кроме того, отсутствуют условия для развития венчурных капиталистов — «бизнес-ангелов». В стране нет данных об их примерном количестве, ихдеятельность официально не признается предпринимательством. При этом ни одинзакон, касающийся инновационной деятельности, не отражает в должной мерепонятие венчурного финансирования и, как следствие, отсутствует поддержка назаконодательном уровне.
Национальныйинновационный фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру в Казахстане: фондявляется партнером в шести венчурных фондах Казахстана:
–  АО«Фонд Высоких технологий „Арекет“
–  АО»Венчурный фонд «Адвант»
–  АО«Акционерный Инвестиционный Фонд Рискового Инвестирования „Венчурныйфонд Сентрас“
–  АО»ВенчурныйфондGlotur Technology Fund”
–  АО«Аlmaty venture capital»
–  АО«Logycom perspective innovations»
Фонды созданы совместнос местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. ДоляНИФ в казахстанских венчурных фондах – до 49%. Инвестиционная политика данныхфондов направлена на поиск и привлечение проектов в области IСT-технологий,новых строительных материалов, фармацевтики и других перспективных отраслях,имеющих экспортный потенциал.
Национальныйинновационный фонд Казахстана намерен создать в республике два новых венчурныхфонда для финансирования высокотехнологичных и высокорисковых проектов.
В настоящее время всесуществующие в республике венчурные фонды сосредоточены в Алматы, нопланируется создание регионального венчурного фонда под названием «Каспий»совместно с акиматом Мангистауской области, а также создание отраслевоговенчурного фонда совместно с дочерним предприятием национальной нефтегазовойкомпании «КазМунайГаз» – казахстанским институтом нефти и газа.
Также есть большаязаинтересованность в организации подобных фондов со стороны акиматовВосточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, ведется работа с«Казахтелекомом» (национальным оператором связи) по возможному созданиюотраслевого венчурного фонда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационнаядеятельность в стране регулируется ЗаконамиРеспублики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» и«О науке».
К недостаткамдействующего законодательства в области инновационной деятельности относитсяотсутствие центра ответственности за формирование и реализации единойгосударственной политики в области инновационно-технологического развитиястраны и, соответственно, отсутствие координации между государственнымиорганами и институтами инновационного развития, научно-исследовательскимиорганизациями и предприятиями реального сектора экономики.
Программа развитияинноваций и содействия технологической модернизации нацелена на достижениеустойчивого развития страны путем создания эффективной системы генерации ииспользования знаний в экономике, в том числе через ориентирование прикладнойнауки на задачи модернизации отечественной промышленности.
Развитие технопарков вКазахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством,внедрения современных технологий, повышения производительности труда впромышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной иконкурентоспособной продукции.
Президент КазахстанаНурсултан Назарбаев поручил разработать и принять закон о государственнойподдержке индустриально-инновационной деятельности, чтобы он начал работать с2012 года.
«Поручаю правительствусоздать рабочую группу и в трехмесячный срок разработать законопроект огосударственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, чтобы наосенней сессии парламента смогли принять (закон), и в следующем году закон уженачал работать», — сказал Назарбаев на форуме «Инновационный Казахстан-2020» 13мая текущего года в Алматы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
инновационнаятехнопарк венчурная
1. Закон Республики Казахстан от07.07.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности» (сизменениями и дополнениями по состоянию на 30.03.2009 г.)
2. Межотраслевой плананаучно-технологического развития страны до 2020 года
3. Программы по развитию инноваций исодействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 — 2014годы
4. Программы по развитию инноваций исодействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 — 2014годы
5. Сулейменов Е.3., Васильева Н.В.,Государственное регулирование инновационной деятельности в Казахстане, 2008 г.
6. www.nif.kz
7. www.lariba.kz/news/finance/
8. www.spb-venchur.ru/regions/44/innovatekz.htm
9. www.newskaz.ru/politics/20110513/1458926.html