Государственное регулирование инвестиционной деятельности 7

Государственное регулирование инвестиционной

деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности пред­ставляет собой совокупность государственных подходов и решений, закреп­ленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках кото­рых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой по­мощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в фи­нансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Регулирование финансовых инвестиций

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

/>

/>/>

Р/>егулирование сфер и объектов инвестирования

/>

Ф/>/>/>/>ормы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации

Экспертиза инвестиционных проектов

Проведение эффективной амортизационной политики

Льготное кредитование

Предоставление финансовой помощи

Рис.1 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Очень важную роль в целостной системе управ­ления инвестициями играет региональная инвестиционная политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона и способствующих мобилизации инвестиционных ре­сурсов и определению направлений их наиболее эффек­тивного использования в интересах регио­на.

инструменты регулирования региональных инвестиционных процессов

уровень федерации
/>/>

уровень региона
/>/>/>

прямое

воздействие

косвенное

воздействие
/>

/>/>

непосредственное

воздействие

стимулирование

реализация

государственных целевых программ

предоставле­ние

льготных кредитов субъектам Федерации и отдельным предпри­ятиям

государст­венно-част­ное партнер­ство (финан­сирование проектов из средств Ин­вестицион­ного фонда на конкурс­ной основе)

предоставле­ние компен­сационных выплат сель­кохозяйст­венным пред­при­ятиям

бюджетные инвестиции в инфраструктурные объекты

предоставление льготных кредитов

поддержка инвестиционных фондов

предоставле­ние гарантий перед государ­ствен­ными финан­совыми струк­турами

разработка законодательной базы

предоставле­ние льгот по региональным налогам

региональный мониторинг инвестицион­ного процесса
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Рис.2 Инструменты регулирования региональных инвестиционных проектов

Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна для нас в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъек­тами фе­дерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. По­этому зако­нодательное закрепление прав и ответ­ственности федеральных, региональ­ных и местных властей, создание соответствующих механизмов регулирова­ния инвестиций является очень важными и необходимыми условиями само­разви­тия территорий.

В целом рамочный характер ин­вестиционного законодательства на фе­деральном уровне позволяет реги­онам развивать собственную право­вую базу. И многие субъекты ис­пользуют это право, принимая соот­ветствующие региональные законы. В Курской области, например, таким законом является Закон Курской области от 12.08.2004г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной дея­тельности в Курской области».

По оценке агентства «Эксперт РА», по рейтингу инвестиционного кли­мата Курская область находится в одной группе с Липецкой, Белгородской, Ярославской и другими экономически развитыми областями Центрального федерального округа (см. табл.1) и занимает ныне 7 место в ЦФО и 36 — в стране (средний потенциал – умеренный риск). По ито­гам 1 полугодия 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил 10,5 миллиарда рублей или 166 процентов к соответствующему периоду 2006 года. По объему инвестиций на 1 жителя (17,8 тысячи рублей за 2006 год) Курская область занимает 3 место в Центральном Черноземье и 7 в ЦФО.

Воз­росла также активность инвестиционных компаний, работающих в Кур­ской области. В 2001-2005 годах ими было вложено в свои предприятия и хо­зяй­ства более 13 миллиардов рублей. Однако необходимо отметить и то, что динамика общих объемов инвестиций пока не носит стабильно растущего характера.

Другие действующие постановления губернатора области регламентируют проведение конкурсных отборов наиболее эффективных инвестиционных проектов и мер господдержки инвесторов. В 2006 году для господдержки были отобраны 13 проектов по развитию животноводства. В 2007 году из 24 отобраны 14 проектов с общим объемом инвестиций 10,5 миллиарда рублей — по ним из средств областного бюджета будут предоставлены госгарантии на 3,2 миллиарда рублей.

Таблица 1. Инвестиционная привлекательность некоторых субъектов РФ

Регионы

Характер инвестиционного климата (шифр)

Республика Карелия

3В2

Республика Коми

3В1

Архангельская область

3В1

Вологодская область

3В1

Мурманская область

3В1

Санкт-Петербург

Ленинградская область

3В1

Новгородская область

Псковская область

3В2

Брянская область

3С1

Владимирская область

3В1

Ивановская область

3В2

Калужская область

3В1

Костромская область

3В2

Москва

Московская область

Орловская область

3В2

Рязанская область

3В1

Смоленская область

3В1

Тверская область

3В1

Тульская область

3С1

Чувашская республика

3В1

Белгородская область

Воронежская область

3В1

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

3В1

Волгоградская область

Пензенская область

3В1

Самарская область

Ульяновская область

3В1

Республика Адыгея

3В2

Республика Дагестан

3С1

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ростовская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Бурятия

3В1

Красноярский край

Пояснение к таблице:

1А  максимальный потенциал — минимальный риск;

2А  средний потенциал — минимальный риск;

3А  низкий потенциал — минимальный риск;

1В  высокий потенциал — умеренный риск;

2В  средний потенциал — умеренный риск;

3В1  пониженный потенциал — умеренный риск;

3В2  незначительный потенциал — умеренный риск;

2С – средний потенциал — высокий риск;

3С1– пониженный потенциал — высокий риск;

3С2– незначительный потенциал — высокий риск;

3Д – низкий потенциал — экстремальный риск.

Одним из актуальных и эффективно действующих механизмов стимули­рования инвестиций сегодня является возмещение за счет средств областного бюджета части процентной ставки по кредитам банков, предоставленным предприятиям и организациям для реализации инвестиционных проектов. Данная форма поддержки инвесторов будет являться приоритетной и впредь. Будет продолжена работа по формированию центра поддержки малого пред­принимательства, который в последствии будет предоставлять малым пред­приятиям.

Проблемы законодательного регулирования инвестиционной

деятельности

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадле­жит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инве­стиционной дея­тельности свидетельствует о наличии определенных правовых и норматив­ных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффектив­ность инвестиций, но и не способствуют созданию бла­гоприятных условий для осуществления инвестицион­ной деятельности как со стороны государ­ства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законода­тельстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сфе­ры необходимо формиро­вание четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосроч­ную перспективу. Отсутствие такой стратегии при­водит к тому, что руководящие органы при опре­делении направлений и пропорций распределения бюджет­ных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестицион­ных проектов не имеют надежного механизма, по­зволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспече­ния его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного ис­пользования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муници­пальных образований.

Таким образом, в настоящее время названные функции государствен­ного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, ка­ждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государст­венными учреждениями. В результате за формирование и реализацию обще­государственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федераль­ных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной поли­тики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Прези­дентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовло­жений в российскую экономику ожидать не приходится.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует ог­ромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же во­просу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего реше­ния. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограни­ченной ответственностью», согласно которому минимальный размер устав­ного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оп­латы труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусмат­ривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капи­тал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономи­ческие интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддержи­вают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, явля­ется применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установле­нию отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговороч­ное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулиро­вании административной деятельности, в котором должны содержаться по­ложения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточ­ная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Пути совершенствования законодательного регулирования

инвестиционной деятельности

Пытаясь преодолеть несовершенство федераль­ного инвестиционного законо­дательства и непосле­довательность государственной инвестиционной по­ли­тики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках опреде­ленной территории, реги­ональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвести­ционными процессами, улучшении инвестиционно­го климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестици­онной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом сви­детельствует неудовлетво­рительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

Из сказанного следуют два важных вывода. Первый из них — необходимость поиска принци­пиально новых инструментов государственного регулирова­ния инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капитало­вложений, адек­ватных кардинально изменившейся общеэкономи­ческой си­туации и задачам стимулирования сбере­жений. Второй — отсутствие реаль­ных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с помощью государства направить на рыночных принципах имеющийся потенциал накоплений част­нопредпринимательского секто­ра на решение неотложных задач восстанов­ления экономики.

Инструментом решения перечисленных задач и осуществления долгосрочной структурной поли­тики должно стать индикативное регулирование инвести­ционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государ­ственной по­литики в этой области с программами развития крупного нацио­нального капитала.

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации может стать создание модельных правовых актов для субъектов Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов Российской Федерации в об­ласти законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также четко определить поня­тийный состав используемых терминов.

Представляется жизненно необходимым, причем не только по экономи­ческим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственно­сти, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразде­лений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ве­домств.

Необходимо провести ревизию всех действующих механизмов, направлен­ных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противо­действию движению капиталов.

Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представля­ется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные националь­ные интересы России.

Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью
/>/>

Федеральный уровень

Совершенствование дейст­вующего финансового и инвестиционного законода­тельства

Определение федеральных приоритетов инвестиционного развития

разработка региональной прогрессивной структуры органов управления инвестиционной деятельностью

Формирование прогрессив­ной региональ­ной инвестиционно-финан­совой инфраструк­туры

Разработка и внедрение прогрессивных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности
/>/>/>/>/>/>/>
Региональный уровень

Разработка и совершенствова­ние дейст­вующего финансового и инве­стиционного законода­тельства

Определение региональных приоритетов инвестиционного развития

Разработка законодательных мер по поддержке активных инвесторов

Разработка и реализация федеральных целевых инвестиционных программ
/>/>/>/>/>/>
Рис.3 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе
Следует в кратчайшие сроки улучшить законодатель­ное регулирование инвестиционной деятельности в России:

1)Устранить противоречивость и дублирование между тремя основ­ными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной дея­тельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инве­стиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2)устранить противоречия между законодательными актами, регламен­тирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного ко­декса РФ.