Государственное регулирование малого предпринимательства

Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………3
 
1. Роль малых предприятий в экономике России……………………………….4
2. Статистика налогообложения малогопредпринимательства………………..9
Заключение……………………………………………………………………….27
Списокиспользованной литературы…………………………………………..30

Введение
 
В настоящее время в условиях экономического ифинансового кризиса, а также хронического недобора налогов российскоеправительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положениядел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получитьдополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиватьсяхозяйствующим субъектам. Для этого необходимо провести статистику

1.Роль малых предприятий в экономике России
         Для эффективногофункционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формированиеконкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малогобизнеса. Подобная  форма предпринимательства обладает определеннымидостоинствами:  это  гибкость   и   моментальная приспособляемость кконъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства,  быстросоздавать  и  оперативно применять новые технологии и научные разработки; этотакже дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
         [1]Внастоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболееразвитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которыхна долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общейчисленности занятых.
При этом следуетотметить, что в настоящее в России малый бизнес представляет собой свыше 840тыс. предприятий, а также 3,5 млн. человек занимающихся предпринимательствомбез образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкамот 7 до 12 % ВВП. Количество занятых здесь на постоянной основе составляет 6млн. чел. и приблизительно столько же – на договорной основе. Отраслеваяструктура малых предприятий сложилась таким образом, что большая часть из нихприходится на сферы торговли, общественного питания, строительство ипромышленность. При рассмотрении малых предприятий в территориальном разрезенеобходимо отметить, что свыше 1/3 общего числа малых предприятий приходится наЦентральный район, внутри которого лидерами по численности субъектов малогопредпринимательства являются Москва (22% всей численности малых предприятий вЦентральном районе) и Санкт-Петербург (11%).
Немаловажным является тотфакт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельностималых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. В томчисле в Москве — около 50% городского бюджета.
Что же представляют собойэти малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться ккритериям отнесения предприятий к малым. К таким критериям в настоящее времяотносят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей.Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая 1995г., подписанному 14  июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами  малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняячисленность работников не превышает: 
в  промышленности,  строительстве  и на  транспорте  –   100 человек;
в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере         –  60  человек;
в  оптовой торговле                                                            –  50 человек; 
в  розничной  торговле  и  бытовомобслуживании         –  30 человек; 
в  остальных  отраслях  и  при осуществлении других
    видов деятельности                                                         – 50  человек. 
Причем  в  уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальныхорганов,  общественных  и  религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов не превышает  25  процентов, также как и доля одного или нескольких юридических  лиц,  не  являющихся субъектами    малого  предпринимательства.
К субъектам  малогопредпринимательства  закон относит  и  физических  лиц,  занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, толькочеткое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъектусчитаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможныельготы со стороны государства.
В то же время следуетотметить, что существенно возрастет  роль малых предприятий, если они получатгосударственную поддержку на этапах своего становления и развития.Необходимость данной поддержки была осознана  развитыми странами уже в конце70-х- начале 80-х гг. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляютсяспециализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активноразвивается финансовая структура обслуживания малых предприятий. В то же времяэто нельзя назвать заботой о малых предприятиях, так как, например, в СШАльвиная доля налоговых поступлений приходится как раз на малые предприятия, акрупные корпорации приносят науке меньше, чем сами же и потребляют.
В России также создаютсягосударственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 г. былсоздан Государственный комитет по поддержке и развитию малогопредпринимательства (ГКРП РФ), главной задачей которого является разработкаспособов поддержки малого бизнеса, среди которых необходимо отметить такие, какразработка необходимого законодательства, создание фондов финансовой поддержки,установление налоговых льгот и упрощение системы учета и отчетности.
[2]При наличии вышеуказанногогосударственного органа на федеральном уровне, тем не менее остается фактом то,что сегодня основные проблемы становления и развития малого бизнеса решаются нарегиональном уровне, за счет региональных фондов финансовой поддержки субъектовмалого предпринимательства, прогресс здесь часто обусловлен тем, как к маломупредпринимательству относятся местные органы власти. Примером тому можетслужить Новгородская область, администрация которой в лице губернатора М.Пруссака отменила взимание с малых предприятий местных налогов. Последнее всвою очередь незамедлительно сказалось на деловой активности в данной сфере. Возросли поступления в местный бюджет от налога на прибыль – почти на 170%.Побочный  эффект – заметно спала острота в области занятости.
Что касается проблем, скоторыми сталкиваются в настоящее время малые предприятия, то здесь необходимовыделить прежде всего несовершенство налогового законодательства, что являетсяодной из основных причин, по которой в последние годы рост числа малыхпредприятий приостановился. Тяжелый налоговый пресс, значительно превышающийтакие страны, как США и Англию, привел к тому, что большая часть отечественногомалого бизнеса находится в теневой сфере экономики. Сегодня очевидно, что безреформирования системы статистики налогообложения малых предприятий необойтись.
Создание упрощеннойсистемы статистики налогообложения, учета и отчетности (УСН) для предприятиймалого бизнеса не привело к каким-либо значительным улучшениям в сфере малогопредпринимательства.
Закон № 222-ФЗ «Обупрощенной системе статистики налогообложения, учета и отчетности» в нынедействующей редакции адресован предприятиям с численностью работников не более15 человек и на практике почти не применяется. Причина состоит внепроработанности закона: в нем не учтены особенности действующего механизмавзимания налога на добавленную стоимость, что сводит на нет его основныеположения.
Альтернативным подходом кналогообложению малого бизнеса является введение вмененного налога.
Вмененный доход являетсяпотенциально возможным доходом организации или предпринимателя. Рассчитываетсяон на очередной календарный год. Основная особенность данного порядка статистикиналогообложения состоит в том, что он опирается на натуральные показатели.
Основой для его расчетаявляется базовый тариф, например, доходность 1 кв.м занимаемой площади илиединицы основных (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тарифповышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов взависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению разработчиковновой системы статистики налогообложения, номинальная налоговая нагрузка напредприятие снижается. А доходы бюджета растут за счет расширенияналогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверхфиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налогвыгоден для предпринимателей.
Противники подобнойсистемы статистики налогообложения утверждают обратное.
[3]Среди недостатков данной системы статистикиналогообложения следует отметить то, что налоговые органы не способны насегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии провереннойметодики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составит 30-50%. А эточревато разорением половины предпринимателей.
Система статистикиналогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест,связанных с неразработанностью системы оценки вмененного дохода, результатомчего может стать значительный рост злоупотреблений как со стороныгосударственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
В целом надо сказать, чтодля улучшения ситуации в малом предпринимательстве правительству предстоитсделать еще очень многое. При этом необходимо помнить, что от положения дел в сферемалого предпринимательства зависит политическая и экономическая стабильность встране, социальное равновесие в обществе, будущее реформ.
2. Статистика налогообложения малогопредпринимательства.
За основу при подготовкегл.26.2 «Упрощенная сис­тема налогообложения» был взят Федеральный Закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектовмалого предприни­мательства». Сохранилась добровольность перехода. В то жевремя отсутствие в названии гл.26.2.НК РФ указа­ния на субъекты малогопредпринимательства объяс­няется тем, что контингент вероятных плательщиков ужене совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше поддействие упрощенной системы статистики налогообложения попадал весь­маограниченный контингент плательщиков (числен­ность работников по всем договорамгражданско-пра­вового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупныйдоход на момент подачи заявления 100000 МРОТ), то теперь эта численностьограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когдаподано заявление — 11 млн. руб. Появились и но­вые ограничения. Не могутиспользовать преимущества новой системы те организации, в которых доля учас­тиядругих организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемогоимущества претендента превышает 100 млн. руб. Таким образом, очевидно, чтозначительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальнымиплательщиками нового на­лога.
Если ранее объектами статистикиналогообложения устанав­ливались совокупный доход или валовая выручка, тотеперь — доходы или доходы, уменьшенные на вели­чину расходов. Порядокопределения доходов и расхо­дов максимально адаптирован к условиям гл.25 НК РФ,а потому вычитаемые расходы значительно шире трак­туются, чем было раньше. Вчастности при действую­щей системе перечень затрат существенно скромнее,поскольку нет таких затрат как оплата труда и аморти­зация, что делает, с однойстороны, невыгодным при­менение упрощенной системы для зарплатоемких ифондоемких производств, а с другой стороны увеличи­вает налоговую базу надовольно значительные суммы. Кроме того, новые правила снижения налогооблагае­мойбазы за счет списания расходов на приобретение
основных средств,расходов на обязательное страхо­вание и некоторых других расходов не может несказаться на снижении налогового бремени отдельного плательщика.
Налицо существенноеснижение ставки налога: вме­сто действующих 10% с выручки или 30% с чистогодохода соответствен но 6 или 15%.                            
Еще одним важным факторомснижения поступлений налога вследствие введения соответствующего разделаНалогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результатбудущих периодов, которая формируется в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Вероятность получениятакого убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного спи­саниярасходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействованмеханизм ускоренной,амортизации.                                                           
Доходы и расходыналогоплательщика в основ­ном определяются кассовым методом, что также являетсяфактором, противодействующим росту поступлений.
Таким образом очевидно,что в отличие от ново­введений, связанных с налогом на прибыль, где при­сутствовалифакторы, способствующие и увеличению и снижению налоговой базы, упрощеннаясистема статистики налогообложения обладает набором характеристик, которыйпозволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только техплательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но итех плательщиков, которые платили единый на­лог при упрощенной системе учета иотчетности. Ко­нечно, общая сумма налога должна резко увеличить­ся, но этопроизойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-зарезкого увеличе­ния количества этих плательщиков. Такое положение не сможет несказаться на поступлениях налога на при­быль, а также и налога на добавленнуюстоимость и налога на имущество в сторону снижения.
Предположить, чтоконтингент плательщиков уве­личится за счет выхода предпринимателей из «тени»крайне наивно, поскольку рассматриваемый механизм ранее применялся и уже былзначительно более при­влекательным, чем обычный, что предопределяло до­статочновысокий рост поступлений, особенно за счет перехода на этот методпредпринимателей — физичес­ких лиц, но не за счет новых плательщиков.
[4]Общий вывод по введению в Налоговый кодексгл.26.2 «Упрощенная система статистики налогообложения» сле­дующий:предприниматели получают все преимуще­ства, предусмотренные в гл. 25 НК РФ длярасчета базы по налогу на прибыль, в виде налоговых вычетов и пе­реноса убытковна будущее, а также дополнительные преимущества в виде крайне низкой ставкиналога и определения доходов и расходов кассовым методом, что снизитпоступления от тех плательщиков, кото­рые ранее подпадали под действие этойсистемы и тех плательщиков, которые перейдут на нее, имея чис­ленностьработников от 15 до 100 чел, компенсацией выпадающих доходов может быть толькопотенциаль­ное увеличение числа плательщиков за счет нелегаль­ного ранеебизнеса, что крайне сомнительно.
Введение гл. 26.3«Система статистики налогообложения в виде единого налога на вмененный доходдля отдельных видов деятельности» наоборот значительно сузило кон­тингентвероятных плательщиков по сравнению с дей­ствующим законодательством. Основнымиплательщи­ками становятся: предприятия бытового обслуживания, розничнойторговли и общественного питания, авто­транспортных услуг и ремонтаавтотранспорта, а так­же оказание ветеренарных услуг. Такое нововведение вполнелогично, поскольку ранее в числе плательщи­ков ЕНВД, основная идея которогосвязывалась с ох­ватом налогообложением микробизнеса, оказывались достаточнокрупные предприниматели. Кроме строи­тельного бизнеса, под общие налоговыезаконы или, если позволят критерии оценки, под действие упро­щенной системы,попадают аудиторские и консульта­ционные услуги, гостиницы, сборщикиметаллолома и некоторые другие виды деятельности, которые лег­ко поддаютсяконтролю со стороны налоговых орга­нов и без специальных условий статистикиналогообложения.
Увеличения количестваплательщиков можно ожи­дать в связи с изменением обусловленных параметровдеятельности предпринимателей. Отменены практичес­ки все ограничения. Еслираньше предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВДтолько при численности работников не более 30 чел., а предприятия общественногопитания — 50 чел., то теперь численность не ограничивается, но правда тор­говыйзал не должен превышать 70 м2, автотранспорт­ные услуги могутоказываться при любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатьюавтомоби­лями. Для других видов деятельности никаких дополни­тельных условий несуществует.
Вмененный доход, как ипрежде, определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика. Однакоранее этот потенциальный доход выглядел как потенциально возможный валовыйдоход без потенциально необходимых затрат. Расчет этого показателя опирался насубъективные расчеты и редко отражал реальную действительность, что приводило кбольшим перекосам в определении налога по одним и тем же видам деятельности вразных регионах. Теперь вменен­ный доход определяется как потенциальновозможный доход, рассчитанный с учетом совокупности факто­ров, влияющих на егополучение.
Попытка устранениявозможных перекосов регио­нальных законодательств, имевших место при введе­нииЕНВД в прошлом, состоит в том, что в Налого­вом кодексе установленыобязательные параметры, необходимые для расчета налога — физические пока­зателии базовая доходность в месяц, а также 2 коэф­фициента: К, зависящий откадастровой стоимости зем­ли и КЗ, являющийся индексом — дефлятором, соот­ветствующимизменению индекса цен.
На откуп органам властисубъектов федерации ос­тавлен один, регулирующий сумму налога коэффици­ент —К2, учитывающий совокупность прочих особен­ностей предпринимательскойдеятельности. Важно, что законодательство ограничивает возможности исполь­зованиякоэффициента К2 пределами от 0,1 до 1.
[5]Первый вывод, который напрашивается при срав­нениидвух документов, регламентирующих введение ЕНВД, это значительное снижениеналогового бре­мени соответствующих плательщиков в условиях, пред­ложенных вНалоговом кодексе. Так, в действующих условиях базовая доходность на однооборудованное рабочее место бытового обслуживания, где, как пра­вило, работает1 человек составляет 18000 руб., в На­логовом кодексе на 1 работника базоваядоходность составляет 5000 руб., а по ремонту автотранспортных средств 8000руб. Резко снизились показатели базовой доходности для торговли: с 36000 руб. м2до 1200 руб. м2, а при отсутствии торгового зала до 6000 руб. заторговое место и для общественного питания с 6000 до 700 руб. за кв. метробслуживаемого зала.
Невозможно не удивитьсяметаморфозе, произошед­шей с налогообложением торговли горюче-смазочны­миматериалами. Возможность применения ЕНВД для этой отрасли долгодискутировалась, но была решена положительно. При этом была установленадостаточ­но высокая базовая доходность с одного раздаточного пистолета — 36000руб. Учитывая безусловно высокую доходность этой отрасли торговли такая ставкавполне оправдана. Правительственный проект Налогового ко­декса предполагал снижениеставки до 10000 руб. В ре­зультате введения Налогового кодекса торговля го­рюче-смазочнымиматериалами отдельно не выделе­на, как самостоятельная отрасль торговли, азначит этот вид деятельности является одним из составля­ющих в разделе«розничная торговля» с общими для этого вида деятельности условиями статистикиналогообложения, что явно пролоббировано, учитывая особеннос­ти отрасли и резкорасширяющийся контингент пла­тельщиков.
Аналогичная ситуациясложилась в области оказа­ния автотранспортных услуг: вместо 6000 руб. с тонныгрузоподъемности базовая доходность составила 4000 руб. с одного автомобиля.
По расчетам правительствав результате введения Налогового кодекса налоговая нагрузка на соответству­ющихплательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь ввиду вышеперечисленные аргументы,то это очевидно. В то же время можно надеяться на увеличение поступле­нийналога на прибыль, налога на имущество, отчис­лений в социальные фонды от техотраслей, которые в новых условиях будут платить налоги по общей схеме. •.Это впервую очередь строители, аудиторы и консуль­танты, владельцы гостиниц,являющиеся достаточно высоко рентабельными предприятиями.
И еще одно соображениесвязывается с влиянием введения корректирующих коэффициентов. Коэффици­ент К2,устанавливаемый органами власти субъектов федерации в зависимости от конкретныхусловий де­ятельности плательщика, ни в коей мере не работа­ет на увеличениеразмеров поступлений, но может снизить налог даже в 10 раз. Стимулирующее значе­ниеэтого коэффициента только в потенциальном увеличении количества плательщиков изчисла «не­легальных» за счет привлекательности условий статистикиналогообложения.
Коэффициент KI, с которым связанаосновная корректировка базовой доходности, зависит от кадаст­ровой стоимостиземли по месту осуществления дея­тельности и максимальной кадастровой стоимостизем­ли для данного вида деятельности.
Очевидно, что этоткоэффициент 1, то есть сум­ма базовой доходности в зависимости отместорасположения объекта увеличиваться существенно снизиться.
Что касается третьегокоэффициента, го по боль­шому счету в условиях отсутствия галопирующей инф­ляцииего значение невелико. В результате поставлены практически в равные условия«Русское бистро», сто­ловая и элитный ресторанчик в центре столичного го­рода,булочная, ликероводочный и ювелирный мага­зины, снимающие помещение в одномторговом цен­тре, салон «Велла» или «Жак Дсесанж» и рядовая па­рикмахерская.
[6]Ранее существующие условия, рекомендованные для расчетаЕНВД, хотя и не учитывали все нюансы деятельности плательщиков, но все жепредусматри­вали четыре поправочных коэффициент, в том чис­ле по местуосуществления деятельности существо­вали три коэффициента от 0,2 до 3-х. поподвидам деятельности от 0,1 до 6, т.е. предполагалась возмож­ностьсущественного увеличения величины вменен­ного дохода.
Поскольку ставка налогаостается на уровне ра­нее действовавшей — 15%, а предложенные к расче­туразмеры базовой доходности и действие поправоч­ных коэффициентов нижесуществующих, рост по­ступлений можно связывать только с ростом числа?плательщиков.
Существующая практикаприменения ЕНВД пока­зала отсутствие ответственности плательщиков за со­стояниечистоты окружающей среды, поскольку соот­ветствующие платежи были упразднены,то есть был разрушен экономический механизм, стимулирующий проведениеприродоохранных мероприятий, связанных с сокращением вредных веществ,образованием про­мышленных отходов и ликвидацией последствий сверх­лимитныхвыбросов за свой счет, то есть соответству­ющие затраты возлагаются нагосударство.
По данным налоговыхорганов, в некоторых регионах, где введен ЕНВД, поступления обязатель­ныхплатежей за загрязне­ние окружающей среды су­щественно сократились. Б Налоговомкодексе, несмотря на то, что негатив­ные последствия действу­ющей практикинеоднок­ратно отмечались и госу­дарственными органами и средствами массовой ин­формации,недостаток не устранен.
Еще одним показате­лем,характеризующим на­логовое законодательство спозиции его привлекатель­ностидля предпринимате­лей, является количествен­ное развитие соответствую­щихотраслей. Если сравнить отношение ликвидированных предприятий к вновь со­зданным,то очевидно, что наиболее устойчивый рост числа открытых предприятий принаименьшем ко­личестве закрытых наблюдается в торговле и на транспорте,значительно хуже положение в строи­тельстве и бытовом обслуживании, хотя всеэти от­расли имели возможность использовать преимуще­ства специальных систем статистикиналогообложения. Если рас­сматривать показатели с позиций динамики по годамприменения этих систем, то налицо положительная тенденция по всем отраслям. Сгосударственных позиций единый налог на вмененный до­ход имел преимущество втом, что уплачивался 100%-ньши авансовыми платежами, что по­зволяло производитьжесткое налоговое администрирование. Это преимущество Действующей практики дляналоговых инс­пекций устранено и условия уп­латы налога адаптированы к об­щим.Соответственно отменены свидетельства, которые явля­лись документом, доказываю­щимуплату налога. В то же вре­мя ссылка на наличие свиде­тельства, видимо поошибке, попала в текст в ст.346.27, что необходимо устранить.
В результате предложенныхнововведений в Налоговом кодексе получились две специальные системы статистикиналогообложения: одна для малого, а другая для микробизнеса. На последнюювозлагаются надежды, связан­ные с резким ростом количе­ства плательщиков,вышедших из «тени», поскольку по словам заместителя министра финан­сов С.Шаталова, «сегодня толь­ко 25% от полноценной нало­говой нагрузки попадает подна­логообложение». В то же время нельзя не отмстить, что и в на­стоящее времятемпы роста поступлений единого на­лога на вмененный доход очень высоки, приэтом по­ступления возрастают за счет юридических и физичес­ких лиц, чего нельзясказать про единый налог, при­меняемый при упрощенной системе учета и отчетнос­ти,где общие высокие темпы роста налога достигают­ся за счет перехода юридическихлиц при падении тем­пов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002г. при росте налоговых поступлений по сравнению с предыдущим голом вфедеральный бюджет на 20,8 пункта и в территориальный бюджет на 30,1 пунктапоступления единого налога при упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пунктпри палении темпов по­ступления этого налога от физических лиц на 4.1 пун­кта.В то же время поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 7.4,2 пункта,в том числе по юридическим лицам на 37 и 76 пунктов и по физи­ческим лицам на73,3 пункта каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в общей сумменалоговых платежей.
Такое положениеобъясняется не только и не столько привлекательностью ЕНВД дляпрсдпринимателей, с ко ль ко обязательностью перехода на него того контингента,который предусмотрен законодатель­ством. Очевидно, что существенное сокращениечис­ленности этого контингента, предусмотренное На­логовым кодексом, а такжеболее льготные условия расчета базовой доходности и величины вмененного доходаотрицательно скажутся на размерах поступ­лений, а выход неплательщиков из тени— вопрос скорее не совершенствования налоговой системы, а изменения психологииплательщиков и повышения контроля, что является проблемами не близкойперспективы.
Число малых предприятийна 1 июля 2003 года составляло 890 тысяч.  Для России такой показатель довольнонизок. И это при том, что Правительство регулярно выпускает внушительные (непо деньгам) программы развития малого предпринимательства.
Однако есть повод и длянебольшого оптимизма. Казалось бы после 17 августа 2002 года малый бизнесдолжен был изрядно поредеть.  Но даже на 1 января 2003 года число малыхпредприятий   выросло на 0, 8 процента.  А за первое полугодие 2003 годасоставила еще 2, 5 процента.  Таким образом российский малый бизнесподтверждает свойство характерное для этого сектора предпринимательства во всеммире – живучесть,  способность быстро адаптироваться к резким изменениям вхозяйственной среде.  Однако что доля его в нашей экономике по прежнемунезначительна.
Кризис 17 августа 2002года больнее всего ударил по малым предприятиям в промышленности,строительстве  и научном обслуживании. Уменьшение их численной доли в маломбизнесе было компенсировано прежде всего за счет прироста предприятий торговлии обшественного питания, оптовой торговли продукцией производственного  назначениятранспорта и других отраслей (см.таблицу 1).
КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХПРЕДПРИЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
————————————————————————————————————
                              На 1 июля 2003 г                 Справочно
                              Тыс.     в % к   в том числе     на 1      в % к
                             Единиц  итогу предприятия    июля   итогу
                                                       Част. Формы    2002г
                                                         Собствен-сти  тыс.
                                                        Тыс .    в % к     ед.
                                                         Ед.       итогу
___________________________________________________                                                       
ВСЕГО                890.0       100     819.5     100       868.4  100В том числе          
Промышленность     136.4        15.3   121.4      14.8      138.2  15.9
Строительство          135.0        15.2    126.6      15.4      138.1  15.9Сельское хозяйство    14.0           1.6      12.2       1.5        13.6    1.6
Транспорт                  20.8           2.3      18.3        2.2        18.3    2.1
Торговля и общест-
Венное питание       398.9         44.8    380.2      46.4      384.3  44.3
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения                  14.1       1.6       12.1         1.5      13.4    1.5
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка                           36.6       4.1       33.1         4.0       36.8    4.2
Здравоохранение
Физическая
Культура  и социа-
Льное обеспечение     17.7       2.0       15.8         1.9       17.3    2.0
Наука и научное
Обслуживание             36.8       4.1       32.0         3.9       38.2    4.4
Другие отрасли
Экономики                   79.7       9.0       67.8        8.3        70.2    8.1
То есть произошлизаметные подвижки в отраслевой структуре, однако не в пользутоваропроизводителей.
Несколько улучшиласьситуация в малом бизнесе с занятостью (см. таблицу 2).
ЧИСЛО РАБОЧИХ МЕСТ НАМАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 1 ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА
                                    Всего                 В томчисле                                                                 Число за-
                                    Замещенных     работников       внешних               работников       мещенных
                                     Рабочих            списочного      совмести-              выполнивших   рабочих
                                     Мест                 состава              телей                     работыпо          мест в 1
                                     (работников)   (без внешних                                   договорам      полугодии
                                        тысяч             соместителей)                                 гражданско     2003года
                                                                                                                         правового        в % к 1
                                                                                                                         характера      полугодию     
                                                                                                                                                    2002г
___________________________________________________________________________________
ВСЕГО                         7262,5                6292,3                621,1                    349,1                  98,8В том числе          
Промышленность                  1590,2                 1403,2                107,1                     79,9                   98,9
Строительство                        1575,5                 1381,4                104,8                    89,3                 100,9 Сельское хозяйство                  190,4                   179,5                  5,7                        5,2                  137,2
Транспорт                                 220,4                    190,8                 18,9                     10,7                 108,5               
Торговля и общест-
Венноепитание                       2445,5                 2187,4              192,0                      66,1                  96,8
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения                                112,9                 99,7                   8,7                         4,5                     110,5
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка                                         185,4                 151,1                 24,0                       10,4                   79,4
Здравоохранение
Физическая
Культура  и социа-
Льноеобеспечение                   130,6                 90,8                   32,9                         6,9                   100,8 
Наука и научное
Обслуживание                         193,3                 113,6                  42,9                        36,8                  73,5 
Другие отрасли
Экономики                               618,3                 494,9                  84,1                        39,3                 105,9        
Из таблицы 2 видно, чточисло рабочих мест на малых предприятиях к первому полугодию 2002 года меньшена 1,2 процента. Тогда как за 2002 год этот показатель сократился на 4. 7процента, что свидетельствует о заметном ( а в некоторых отраслях даже ударном)восстановлении занятости. Кроме того этот недобор в 1, 2 процента произошел засчет совместителей и договорников, число же постоянных работников по сравнениюс началом года даже выросло примерно на 90 тысяч.
Таким образом малоепредпринимательство все в большей степени проявляет себя как фактор смягчениябезработицы. Но это не относится к науке и научном обслуживанию. Так данныетаблицы 2 свидетельствуют, что занятость в данной отрасли сократилась в 1полугодии 2003 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на26,5 процента .
Важнейшими показателямидеятельности малых предприятий- производство продукции и инвестиций в основнойкапитал.
[7]Надо отметить, что девальвация рубля,произошедшая в 2002 году, и сокращение импорта дали хороший толчок ростапроизводства почти во всех отраслях малого бизнеса (см таблицу 3). 
ОБЬЕМПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИМИ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
                            Обьем продукции                        Справочно
                         (работ услуг) по всем                    на 1      в % к
                           видамдеятельности                     июля   итогу
                          всего    в % к       в том числе по 2002г
                          млрд     итогу      основному        млрд
                          руб                        виду                рублей
                                                      деятельности
                                                       млрд     в % к
                                                       руб.       итогу
___________________________________________________                                                       
ВСЕГО              182,9     100        163,6      100      131,6    100  В том числе          
Промышленность         55,0       30,1       49,6       30,3      29,3     22,3
Строительство               36,9      20,2        33,9      20,7       32,7    24,8Сельское хозяйство      1,7          0,9          1,4       0,9          1,0      0,7
Транспорт                       6,8        3,7          6,2        3,8          3,4      2,6
Торговля и общест-
Венное питание           49,0        26,8       42,3       25,9        37,2   28,3
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения                     3,5        1,9           3,1       1,9           2,6     2,0
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка                             6,3          3,4         5,9        3,6           3,9     2,9
Здравоохранение
Физическая
Культура  и социа-
Льное обеспечение       2,5           1,4        2,0        1,2          2,9     2,2
Наука и научное
Обслуживание             5,1            2,8        4,5        2,7          7,2      5,5
Другие отрасли
Экономики                    16,1        8,8         14,7     9,0          11,4     8,7
Это особенно касаетсяпромышленности,  оттеснившей на вторую строчку по этому показателю торговлю.
[8]Однако положение с  инвестициямиухудшаются. По сравнению с первым полугодием 2002 года они в сопоставимыхценах упали на 32 ,5 процента составив лишь 7 ,2 млрд рублей
К сожалениюРосстатагенство не приводит поотраслевое сравнение с первым полугодием 2002года  поэтому точно сказать,  кто и в каких размерах внес в этот инвестиционныйобвал  наибольший вклад трудно.  Однако думается картина будет достаточнопонятной и при сравнении с показателями за весь 2002 год (см таблицу 4).
ИНВЕСТИЦИИВ ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
____________________________________________________
                           За 2002 г                    За 1 полугодие 2003г
                           Млн      в % к             млн           в % к
                           руб.       итогу             руб          итогу
___________________________________________________                                                       
ВСЕГО              22541,9     100          7205,3         100  В том числе          
Промышленность          3838,7     17,5         1881,4         26,1
Строительство               5911,6      26,2         2609,3        36,2Сельское хозяйство         208,2       0,9          62,8             0,9
Транспорт                        238,8       1,1           139,7          1,9
Торговля и общест-
Венноепитание             8608,8       38,2        1394,0        19,4 
Оптовая торговля
Продукцией
Производственно-
Технического
Назначения                    243,9         1,1            226,2         3,1
Общая коммерчес-
Кая деятельность
По обеспечению
Функионального
Рынка                             731,9        3,2                87,3        1,2
Здравоохранение
Физическая
Культура  и социа-
Льное обеспечение        138,3       0,6                14,0        0,2
Наука и научное
Обслуживание                686,3      3,0                52,6        0,7
Другие отрасли
Экономики                         –            –                   738,0     10,3
Уже по изменению долей вобщем объеме инвестиций можно сделать вывод, что больше всего в планеинвестиций «просели» предприятия торговли и общественного питания , а вот малыепредприятия в промышленности и строительстве выглядят неплохо. Во всяком случаеесли и отстают от показателей 2002 года то незначительно.
И тем не менее есть одинобщий для всех них фактор- это человек.   Человек  с его потребностямиодеваться,  питаться, чинить ботинки,  лечит зубы, делать постройки в своемогороде,  ремонтировать машину и квартиру .  Словом это потребности  каждогоиз  нас причем лежат они как раз в сфере интересов малого бизнеса.  Поэтому мнекажется вполне корректно ввести показатель который я бы назвал «плотность МПсреди населения».  Выводится он просто:  число жителей региона делится наколичество действующих в нем малых предприятий. При расчетах использовалисьофициальные данные 2002 года. Результат в таблице 5.
Заключение
 Длястраны таки масштабов, как России, малый бизнес может стать основой экономики:в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило быбесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для началаследует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малогобизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числетехнические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин иоборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтомуодним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ,способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма,добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, являетсяразвитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимуюатмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночнойконъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаетдополнительные рабочие места, является основным источником формированиясреднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Вусловиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья иматериалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстроперекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другиекоммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортныезакупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары изгосударственной торговли, включая продукты питания. Уходя от статистикиналогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности дляобогащения.
Анализразвития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих всфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Крометого, существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посредническойдеятельностью как основной.
Высокиеналоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Ноглавная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовойобеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей спервоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов наприемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействиена развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказываютнеразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированногооборудования, слабость информационной базы.
Кнастоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом иорганизационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качествеособого сектора экономики России. Действенной системы стимулированияобразования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизмаих поддержки. Не разработана государственная программа развития малыхпредприятий.
Комплекспервоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, долженосуществляться в следующих направлениях:
¨  нормативно-правовое;
¨  финансово-кредитное;
¨  обеспечение безопасности;
¨  информационно-техническое;
¨  организационное;
¨  кадровое и консультационноеобеспечение;
¨  внешнеэкономическая деятельность.
Такжев государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной,налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения,системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовыхусловий в развитии предпринимательской деятельности.
Впрограмме необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночнойинфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного ивенчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторскойдеятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системыподдержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовкупредпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоевнаселения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержкувнешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций кразвитию предпринимательства.
Дляреализации данных программ должны быть привлечены не столько средствагосударственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а принеобходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использованиягосударственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, астрахование и предоставление гарантий под кредит.
Список использованнойлитературы
 
      Акуленок Д. Н.Налоговый портфель. — М.: Сомитек, 2003.
       Булатова А. С.Экономика. Учебник. — М.: Бек, 2003.
       Винк А.Московский международный налоговый центр. // Налоги. — 2003. — № 2. С. 67.
       Дубов В. В.Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. — 2003.- № 4. С. 22-24.
       Еременко И. П.Декларирование доходов. // Финансы. — 2003. — № 4. С. 30-31.
       Камаев В. Д.,Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. — М.:20021.
       Князев В.Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы.// Налоги. — 2003. — № 2. С. 28-33.
       Лившиц Р. З.Теория права. — М.: Бек, 2003.
   Линвуд Т.Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”,2003г.
       МакконнеллКемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.:2003.
       Пепеляев С. Г.Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. — 2003. –    № 1. С. 43-52.
       Слом В. И. Чтоесть налоговое законодательство? // Налоги. — 2003. — № 1. С. 3-6. 
       Миль Д. Основыполитической экономии. — М.: 1981.
       Хритиан В. Ф. Онаправлениях развития налоговой реформы. // Финансы. — 2003. — №  4. С.29.
  15 С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”,2003г.