–PAGE_BREAK–1.2. Основные законы, концепции, программы Республики Беларусь в сфере образования
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность сферы образования в Республике Беларусь, являются:
Конституция Республики Беларусь;
Законы «Об образовании в Республике Беларусь».
«О языках»,
«О правах ребенка»,
«О правах национальных меньшинств»,
«Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» и др.
Конституция Республики Беларусь обеспечивает право на образование, гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Основная социальная гарантия в сфере образования в Республике Беларусь — это возможность получения всеми гражданами бесплатного среднего образования на базе государственных образовательных учреждений.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Система общего среднего образования, согласно Закону «Об образовании в Республике Беларусь», включает следующие ступени: начальную (4-летнюю; возраст 6-9 лет), базовую (9-лет-нюю; 6-15 лет) и среднюю (11 и 12-летнюю; 6-17 (18) лет), которые могут существовать отдельно или в составе базовой либо средней школы. Образование начинается с шестилетнего или более позднего возраста с учетом медицинских показаний и с согласия родителей. Обучение по программе первого класса может проводиться в детских садах.
Закон об образованииРеспублики Беларусь (2002) определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса.
Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998) разработана Министерством образования на основе обобщения опыта развития высшей школы республики. В ней определены основные цели, задачи, принципы и пути совершенствования высшего образования на период до 2005 г., направленные на создание национальной системы образования Республики Беларусь.
Концепция развития педагогического образованияв Республике Беларусь (2000). Предполагает создание научно-организационных основ и механизмов дальнейшего развития педагогического образования в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях, а также совершенствование системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации. В концепции определены приоритетные задачи развития педагогического образования на период до 2010 года, средства их достижения, социально-педагогические условия, механизмы и прогноз перспектив развития педагогического образования.
Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусьразработана в соответствии с основными направлениями развития национальной системы образования (1999). Программа направлена на решение производственных и социально-экономических задач регионов, более полное удовлетворение запросов сельской молодежи в получении высшего образования, дальнейшее улучшение кадрового обеспечения регионов. В программе определены цели, задачи и приоритетные направления развития высшего образования с учетом развития демографической ситуации в республике. Программа предполагает создание организационных основ и механизмов совершенствования системы высшего образования в регионах Республики Беларусь.
Программа развития последипломного образования в Республике Беларусь на базе высших учебных заведений(2001). Программа включает комплекс мероприятий, связанных с решением основных организационных, учебно-методических, кадровых, финансовых вопросов, направленных на развитие системы последипломного образования на базе ведущих высших учебных заведений Республики Беларусь. В ее реализации задействованы республиканские органы государственного управления, ведущие высшие учебные заведения республики [5, с. 33-53].
Таким образом, вопросу функционирования системы образования уделяется огромное значение, о чем свидетельствует количество принятых законов, программ и концепций в области образования.
2. государственные Органы, регулирующие управление системой образования
В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.
Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.
Государство через соответствующие исполнительные органы определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.
Регулирование процессов образования в республике осуществляют в рамках своей компетенции органы государственного управления, в том числе Совет Министров и Министерство образования Республики Беларусь, местные органы управления и самоуправления [11, с.749]
Совет Министров РБ в сфере образования осуществляет следующие функции:
• определяет государственные требования к образованию и устанавливает порядок контроля за их обеспечением;
• утверждает примерные положения об учебных заведениях и организациях образования, определяет порядок их создания, реорганизации и ликвидации;
• утверждает образцы документов об образовании и порядок их выдачи;
• определяет порядок финансирования, материально-технического обеспечения и отчетности учебных заведений и организаций образования, порядок оплаты труда их работников, нормы и порядок социальной защиты учащихся и студентов, а также других категорий обучающихся, работников системы образования.
Центральным звеном в управлении образованием является Министерство образования Республики Беларусь, которое в своей деятельности руководствуется действующими в республике законами и подчинено Совету Министров Республики Беларусь.
Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает решение следующих задач:
• разработку и реализацию государственной политики в области образования, воспитания и подготовки специалистов, осуществляет государственный контроль в сфере образования;
• утверждает типовые учебные планы и требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, организует подготовку и издание учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов;
• определяет нормативы финансирования и материально-технического обеспечения учреждений образования в рамках выделенных бюджетных ассигнований и ресурсов;
• создает, реорганизует и ликвидирует учебные заведения и учреждения образования республиканского подчинения, регистрирует их статус;
• решает вопросы экстернатной подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях;
• осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и учреждений образования на территории республики;
• анализирует состояние и прогнозирует развитие отрасли.
Министерство образования взаимодействует со многими государственными и негосударственными структурами, республиканскими концернами и банками, Национальной академией наук и различными фондами по вопросам разработки различных образовательных проектов и программ, определения финансирования и развития приоритетных направлений в образовании, международного сотрудничества.
Местные органы управления:
• обеспечивают развитие образования с учетом особенностей регионов, перспектив их социально-экономического развития, а также определяют размеры и структуру подготовки рабочих кадров и специалистов;
• создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке учебные и иные учреждения образования, регистрируют их статус.
Деятельность органов государственного управления развитием образования в республике обеспечивается и осуществляется посредством различных форм и методов.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1. Этапы реформирования системы образования Республики Беларусь
Реформирование системы образования Республики Беларусь можно условно разделить на три основных этапа.
Первый этап — программно-организационный (1999-2000 гг.)
Данный этап характеризуется принятием ряда законов, обеспечивающих законодательное закрепление приоритетности образования и создающих правовое пространство для осуществления дальнейших преобразований:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», который определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса;
разработка и принятие концепций и программ развития профессионально-технического и среднего специального образования, программ развития высшего образования и вузовской науки (Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (1998), Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), направленные на развитие и укрепление национальной системы образования Республики Беларусь);
разработка нормативно-правовой базы по вопросам бюджетного финансирования, а также материально-технического обеспечения учреждений образования; переориентация деятельности республиканских и местных органов управления образованием на режим управления развитием образования; перевод начальной школы на новую структуру и содержание образования [5].
Второй этап— организационно-внедренческий (2001-2005 гг.)
Данный этап характеризовался:
— принятием законов Республики Беларусь: «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О специальном образовании в Республике Беларусь», «Об учебном книгоиздании»;
— созданием нормативной и учебно-методической базы и, начиная с 2002/2003, осуществлением перевода обязательной десятилетней школы на новую структуру и содержание образования;
— последовательным переводом системы профессионального и высшего образования на новые формы организации работы, содержание образования;
— осуществлением подготовки кадров для системы образования в соответствии с требованиями реформируемой системы образования;
— созданием материально-технической и учебной базы, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей возможность осуществления учебного процесса на основе новых технологий обучения.
Третий этап— коррекционно-завершающий (2005-2010)
Данный предусматривает следующую систему мер:
— мониторинг и обобщение результатов, проводимых в национальной системе образования, внесение необходимых изменений и дополнений в программу реформирования;
— создание механизма управления, обеспечивающего оперативное и адекватное реагирование системы образования на изменяющиеся запросы общества;
— завершение формирования целостной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечивающей учреждения образования всех уровней и профилей высококвалифицированными специалистами [5].
3.2 Приоритетные направления развития системы образования
Приоритеты в реформе школьного образования
Основным типом учебного заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами.
Следует отметить, что предпринятая в середине 80-х годов реформа общеобразовательной школы не достигла поставленных целей вследствие недостаточной продуманности, непоследовательности проводимых преобразований. Более того, по замечанию экспертов, усилились негативные тенденции в развитии системы школьного образования. Это, прежде всего, отразилось в снижении уровня обязательного образования. Среднее образование пошло по пути увеличения учебной нагрузки, развития элитной школы в ущерб массовой.
Преобразования, проводимые в системе школьного образования с 1991 по 2002 гг., были вызваны необходимостью совершенствования структуры и содержания общего образования, повышения его качества, а также необходимостью обеспечения преемственности между общесредним, средним специальным и высшим уровнями обучения. Для решения этих задач было установлено обязательное десятилетнее образования на базе 4-летней начальной школы (подготовительный, I-III классы, с 6 до 10 лет) и 6-летней основной школы (IY-IX классы, с 10 до 16 лет), а также общесреднее образование на базе лицейских классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (X-XI классы, 17-18 лет), профессионально-технических и средних специальных заведений.
С 2003 года осуществляется постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы). Сама модель двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой [8].
Перевод на профильное обучение учащихся 12-летней общеобразовательной школы следует считать новым этапом в осуществлении дифференциации обучения, что обусловлено рядом социально-педагогических факторов основным среди которых, по определению разработчиков, является «необходимость обеспечения преемственности в содержании, формах, методах и средствах обучения в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования» [8].
Следует отметить одно из нововведений, практикуемых с 2003 в выпускных классах общеобразовательной средней школы, а именно — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Принцип ЕГЭ заключается в том, что экзамены по определенным предметам сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Смысл экзамена в следующем:
1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
2) при проведении этих экзаменов на всей территории страны применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Приоритеты образовательной политики Республики Беларусь в области высшего образования
Период с 1994 характеризуется процессами модернизации системы высшего образования. Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:
— уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;
— опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;
— поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;
— создание современной системы обеспечения качества высшего образования;
— оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;
— углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство [8].
Многоступенчатая подготовка и ее этапы в реформировании системы высшего образования РБ
Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. На первом уровне (4-5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием, а также предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На втором уровне в течение 1-2 лет осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов, а также предусматривается возможность получения академической степени магистра.
Внедрение такой системы, по замыслу разработчиков, должно способствовать:
— реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности;
— повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство.
Переход высшего образования республики на двухступенчатую систему подготовки специалистов предполагает несколько этапов:
Первый этап — подготовительный (2004-2007 гг.) — предполагает разработку необходимого нормативного правового и учебно-методического обеспечения.
Второй этап — экспериментальный (2005-2009 гг.) — служит целям экспериментальной апробации новых подходов.
Третий этап — массовый переход на двухступенчатую систему высшего образования, по замыслу разработчиков, должен начаться с 2010 года, по завершении перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Одновременно будет концептуально и практически решена проблема среднего специального образования, а также проблема развития системы повышения квалификации и переподготовки [7].
В Беларуси 19 сентября 2003, на совещании ректоров вузов, было предложено заменить вступительные экзамены в вузы централизованным тестированием. Для этого предполагалось разработать единые правила приема во все вузы Беларуси, учитывая профильные особенности учебного заведения. Согласно замыслу, в 2004г. для всех поступающих в вуз будет введена новая форма вступительного экзамена, а в мае-июне проведен единый госэкзамен в тестовой форме по русскому и белорусскому языкам и математике. По остальным предметам участие в такой проверке знаний может остаться добровольным. Однако список предметов для централизованного тестирования со временем будет расширяться.
Приоритеты взаимодействия высшего образования Республики Беларусь с мировым образовательным пространством
Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории СНГ.
Следует также отметить стремление национальной системы образования Беларуси к интеграции в общеевропейское (общемировое) образовательное пространство. Европейский процесс, нацеленный на создание и развитие Европейской области высшего образования, в последние годы стал одним из важнейших приоритетов образовательной политики Республики Беларусь. Республика Беларусь, с целью обеспечения конкурентоспособности белорусской системы образования на рынке европейских образовательных услуг стремится координировать свою политику в области высшего образования по некоторым направлениям, обозначенным в Болонской Декларации (1988). В частности, взята ориентация на принятие системы четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования, а также принятие системы, основанной на двух главных циклах обучения — додипломному и выпускному (с присвоением соответствующих академических ступеней после каждого цикла обучения — бакалавра и магистра). В перспективе планируется создание системы кредитов, подобной системе ECTS, как эффективного средства обеспечения высокой мобильности студентов.
Реформирование системы высшего образования в Беларуси в последнее десятилетие (1998—2008 гг.) так или иначе связано с процессами, происходящими в сфере высшего образования на европейском континенте. Реальное формирование общеевропейского образовательного пространства на базе действующих в странах Европы высших учебных заведений начинается фактически 25 мая 1998 года с принятием Сорбоннской декларации. В это же время в Беларуси начинается реформирование высшей школы. [12, с. 10]
Причем процесс и ускоряется, и усложняется под воздействием подписанной европейскими странами 19 июня 1999 года Болонской декларации, или Совместной декларации министров образования Европы о европейском вузовском пространстве. Суть декларации в том, что 29 европейских государств (сейчас 46) добровольно взяли на себя обязательства по участию в формировании к 2010 году общеевропейского вузовского пространства. Опять же параллельно ведущие белорусские вузы начинают эксперимент по внедрению многоуровневой подготовки в высшей школе, что в свою очередь является одним из ключевых требований Болонского процесса. Таким образом, несмотря на то, что только сегодня стали появляться сообщения в официальных СМИ о присоединении Беларуси в 2009 году к Болонской декларации, можно с полным основанием утверждать: в последнее десятилетие все существенные изменения в системе высшего образования республики, включая принятие Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», тесно коррелируются с требованиями и параметрами Болонского процесса.
Одним из главных требований и условий Болонского процесса являются организация и проведение эффективного контроля образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями. В настоящее время в белорусских вузах доминируют два вида контроля качества обучения: внутривузовский, включающий семестровые зачеты и экзамены, промежуточный (тестовый), текущий контроль, ректорские контрольные срезы, и внешний, который реализуется через государственные экзаменационные комиссии и Департамент контроля качества образования. Для сближения и согласования подобной системы контроля качества обучения в вузах с требованиями Болонского процесса необходимо во всех без исключения белорусских вузах последовательно решить следующие практические задачи [12, с. 13]:
— изменить практику оценивания знаний студентов на основе внедрения системы тестирования, рейтинговой системы оценивания качества и успешности обучения, кредитной системы;
— создать единую систему обеспечения качества учебного процесса, которая должна включать формирование стандартов третьего поколения, учебных планов и программ, ориентированных на кредитно-модульную систему обучения и блочно-модульное построение учебного процесса;
— повсеместно внедрить дистанционное обучение на основе новых коммуникационно-информационных технологий в учебный процесс;
— сделать упор на организацию и проведение самостоятельной работы студентов.
Также следует обратить самое пристальное внимание на то обстоятельство, что существующие географические контуры и число участников Болонского процесса лишь частично совпадают с аналогичными параметрами Европейского союза. Это означает, что для студентов вузов тех стран, которые не входят в Евросоюз, один из главных принципов декларации — европейская мобильность студентов — является желаемым, а не реальным фактором. Очевидно, что визовый режим, внутренняя политика Евросоюза и его конкретных членов в отношении мигрантов из других стран создают существенные препятствия для студенческой мобильности и, следовательно, совершенно неравные условия для участия в Болонском процессе вузов стран, не входящих в Евросоюз.
Сравнительный анализ показывает, что белорусская высшая школа уже имеет ряд характеристик и элементов, которые соответствуют идеям и принципам Болонского процесса. Вместе с тем потенциальные возможности системы высшего образования Беларуси и потребности развития белорусского государства и общества предполагают необходимость реформирования этой системы независимо от требований Болонской декларации. Более того, следует четко осознавать, что на первом этапе вхождения Беларуси в Болонский процесс конкурентные позиции белорусских вузов в мировом образовательном пространстве существенно ухудшатся. Поэтому прежде всего должны быть актуализированы такие приоритеты реформирования белорусской высшей школы, которые бы обеспечили развитие и усиление конкурентоспособности вузов республики на мировом рынке образовательных услуг. Это, кстати, является совершенно очевидным и необходимым условием вхождения Беларуси в Болонский процесс как равноправного члена, а не как интеллектуально-ресурсного придатка Евросоюза.
Сегодня в республике фактически сложились две противоположные позиции по адаптации белорусского высшего образования к требованиям Болонской декларации. В первой позиции прослеживается стремление слепо копировать содержание европейского образования, во второй – ориентироваться на формирование самобытной самодостаточной системы высшего образования, критиковать недостатки и последствия Болонского процесса. Оправданно ли такое противостояние? На наш взгляд, да.
Коммерциализация многих сторон жизни человека, снижение роли моральных и духовных ценностей привели к преклонению части молодежи перед материальной стороной жизни в ущерб духовному началу. В этой ситуации роль образования, в том числе высшего, заключается в определенной компенсации образовавшегося вакуума. Эта задача не стоит столь остро перед странами со стабильным экономическим развитием, на которые Болонский процесс был ориентирован изначально. Однако решение подобной задачи чрезвычайно актуально для Беларуси, где процесс формирования гражданского общества начался совсем недавно. И если Беларусь провозгласила курс на демократизацию и построение социального правового государства, то и система образования должна ориентироваться на гуманизацию высшего образования на основе общечеловеческих и общеевропейских ценностей.
Таким образом, идеи дифференциации и индивидуализации обучения являются ключевыми в обновлении содержания и структуры реформируемой общеобразовательной школы. Реформирование высшей школы Республики Беларусь теснейшим образом связано с постепенным переходом на многоступенчатую систему подготовки специалистов, за основу которой была принята так называемая двухступенчатая модель, которая включает два уровня. Внедрение такой системы должно способствовать: реализации дифференциации и индивидуализации обучения; расширению возможности высшей школы в удовлетворении самых широких образовательных потребностей общества и личности; повышению качества общеобразовательной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом современных требований рынка труда; обеспечению необходимые условия для интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.
продолжение
–PAGE_BREAK–