Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Оглавление
Введение
Глава1. Специфика рынка труда
Глава2. Концепции регулирования
Глава3. Роль государства в регулировании рынка труда
Глава4. Методы государственного регулирования
Глава5. Социальная направленность политики государства
Глава6. Меры обеспечения занятости населения
Глава7. Содействие занятому населению
Глава8. Роль государства в механизме социального партнёрства
Заключение
Списокбиблиографии
 

Введение
Ещёсовсем недавно понятия «рынок труда», «безработица» и «занятость» были для насабстракцией, сегодня же они стали реальностью. Рынка труда в стране кактакового никогда не существовало. Юридически в Конституции СССР былапровозглашена и зафиксирована обязательность труда в общественном производстве.Фактически имелась единая государственная собственность, а государство былоединственным работодателем. Переход к рыночной экономике основательно изменилситуацию.
Какизвестно, рыночная экономика помимо финансового, товарного и других рынков вкачестве составляющего включает и рынок труда.
Возникновениев России новых форм собственности, и появление на их основе других формзанятости, главным образом имеет связь с проблемами формирования российскогорынка труда, возникновением безработицы.
Рынок– это совокупность сделок купли и продажи товаров. Если рыночную сделкупредставить с экономической точки зрения, то она представляется в виде актатоварно-денежного обращения. С юридической же стороны – это действие граждан июридических лиц, обретающее форму договора купли-продажи.
Рыноктруда – сфера взаимоотношений продавцов рабочей силы ипокупателей-работодателей. На нём взаимодействуют те, кто имеет желаниеработать (к ним относятся как занятые, так и безработные) и те, кто нанимаетработников для производства товаров и услуг.
Рыноктруда исследователи относят к списку самых несовершенных рынков.[1]
Данная тема занимаетодно из первых мест в спектре современных экономических проблем, посколькузанятость является значительным сектором социально-экономического развитияобщества, сочетающим в себе социальные и экономические результатыфункционирования всей экономической системы. А рынок труда, в свою очередь, – одиниз главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой – через негов значительной мере осуществляется социальная функция государства.
Целью моей работыслужит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулированиерынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с егосоставляющими, определение главных тенденций и направлений развития ирегулирования занятости.
Информациязаимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученыхспециалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики. Всеприведённые в этой работе данные являются подлинными и взяты из экономическихисточников.

Глава1. Специфика рынка труда
 
Какна всяком рынке, количество реализуемого товара (в рассматриваемом случае – этоуровень занятости) и его цена (заработная плата) устанавливаются вследствиевзаимодействия спроса и предложения. Всё же рынок труда значимо отличается отдругих рынков, например, рынка обычных товаров и услуг. В чём специфика рынкатруда?
1.Неотделимость труда от его обладателя. На рынке труда покупательприобретает право на использование трудовых услуг и в то же время вступает вконтакт с человеком, права которого обязан соблюдать.
2.Длительная продолжительность контакта продавца и покупателя.
3.Существенная роль неденежных аспектов договора. Покупатель долженсоблюдать регламентированные условия труда, гарантии сохранения рабочего места,перспективы карьерного и профессионального роста, микроклимат в коллективе ит.д. Неденежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев более значимы,чем сумма заработков.
4.Наличие немалого числа институциональных структур специфического рода. Кним относят:
— система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты иувольнения работников;
— разнообразные организации и службы регулирования занятости;
— государственные программы в сфере труда и занятости;
— профсоюзы и прочие организации наёмных работников различных уровней.
5.Высокая степень индивидуализации сделок. Каждый работник в своём родеуникален, а всякое рабочее место в той или иной степени отличается от другого изапрашивает к претендентам свои специфические требования.[2]
Спецификойрынка труда современной России является высокая интенсивность движения рабочейсилы, большая степень увольнений, что естественно в условиях долгосрочногоэкономического спада вплоть до 2000 года, и значимый уровень найма новыхработников. С началом рыночных реформ резко возросло число новых предприятий,как правило, небольших по размеру, но, тем не менее, предоставивших новыерабочие места. На начало 2001 года, например, в Нижегородской областизафиксировано свыше 55 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Глава2. Концепции регулирования
 
Известнонесколько теорий функционирования рынка труда, и каким является механизм егорегулирования. Можно выделить два главных подхода к решению данного вопроса.
Перваяконцепция – неоклассическое направление регулирования занятости.
Этаконцепция родилась в период расцвета капитализма. Представителинеоклассического подхода (американские и английские экономисты Дж. Перри, А. Лаффер,М. Фелдстайн, Д. Гилдер, Р. Холл и др.) выступали за либерализациюэкономических отношений и избавление от государственного вмешательства в этусферу. Согласно данному подходу главным рыночным регулятором выступает ценарабочей силы (заработная плата). Именно с помощью зарплаты регулируется спрос ипредложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. При определённыхусловиях равновесие нарушается и тогда вероятно возникновение такогонегативного явления как безработицы. К условиям, способствующим отклонениюзаработной платы от её равновесного значения, представители неоклассическойтеории относят государство, профсоюзы и крупные корпорации.
Втораяконцепция – кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическаятеория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.
Рыноктруда, по мнению Кейнса, находится в состоянии постоянного неравновесия.Регулирование подобного рынка за счёт ставок заработной платы и гибкости цен непредставляется возможным, поскольку цена рабочей силы (заработная плата) жёсткофиксирована. Полная занятость (предельно достижимая на практике занятость приналичии определённого уровня безработицы – структурной, фрикционной)обеспечивается путём регулярного вмешательства в экономику государства,которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос (объем производства), можетустранить имеющееся неравновесие на рынке труда. При этом нужно тщательновыбирать направления и средства осуществления государственной политики на рынкетруда, соблюдать баланс между экономическим ростом и гуманными принципамиразвития общества.
Глава3. Роль государства в регулировании рынка труда
 
Каковаже может быть оценка роли государства на российском рынке труда в настоящийпериод?
«Ситуацияв сфере занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что способностьрынка труда к саморегулированию на сегодняшний момент всё ещё незначительна.Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементовгосударственного правового регулирования в этой сфере».[3]
Основныепринципы государственной политики в сфере применения труда выражает российскаяКонституция. Статья 37 Конституции признаёт право каждого свободнораспоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности ипрофессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, правона труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, правона защиту от безработицы, право на отдых.
Встатье 5 Федерального Закона «О занятости населения в Российской Федерации»конкретизированы важнейшие направления государственной политики в сферезанятости населения. Согласно данной статье государство ведёт политикусодействия реализации прав граждан, направленную на полную, плодотворную исвободно избранную занятость. В частности, государственная политика нацелена наразвитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданамРоссийской Федерации в осуществлении права на добровольный труд и свободныйвыбор занятости, обеспечение социальной защиты в области занятости населения,поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, предупреждение массовой исокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей,сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места и другие мероприятия.
Припереходе к рыночным отношениям государство утрачивает своё монопольноеположение как единственного работодателя, но приобретает функцию регулированиярынка труда. Поскольку российский рынок труда находится в этапе формирования,государственное регулирование рынка рабочей силы необходимо для того, чтобы недопустить перерастания безработицы в хроническую и массовую. Отказ от такогорегулирования может привести к тяжёлым социальным последствиям. Необходимостьгосударственного регулирования рынка труда в России в настоящий периодобусловливается также особенностью нашего массового сознания. Привычкунаходиться под непрерывным наблюдением, содействием, руководством государства вмассовом сознании нелегко искоренить за столь короткий период реформ.

Глава4. Методы государственного регулирования
труд кейнсианский занятость безработица
Вцелях уменьшения остроты социальных проблем, вызванных ростом безработицы, исоздания условий экономического роста государством разрабатываются мерыпротиводействия росту безработицы и обеспечения устойчивого функционированиярынка труда. Вся совокупность употребляемых форм и методов при этом подразделяетсяна две группы: меры активного и пассивного характера.
Активныйметод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширениепроизводственного потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства,профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовойдеятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.
Пассивныйметод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным,досрочное оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.
Активныемеры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяютспрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальнойподдержки.
Глава5. Социальная направленность политики государства
 
Политикугосударства на рынке труда можно охарактеризовать как составную частьсоциальной политики. Социальная политика любого государства – одно изнемаловажных направлений его деятельности. Вопросы социальной политики в целоми политики на рынке труда, в частности, являются традиционными для государств,экономика которых основана на соблюдении законов рынка. Формирование социальныхориентиров развития общества неразрывно связано с обеспечением социальнойзащищённости всех граждан. У личности нет более надёжного защитника, чемгосударство!
Понятие«социальное государство» впервые применено в Конституции 1993 года. Введениеданного термина в текст Конституции подчёркивает обязанность государствапроводить определённую социальную политику и нести ответственность за достойнуюжизнь людей и свободное развитие всякого человека.[4]
Социальнаядеятельность государства возникла существенно раньше возникновения понятия«социальное государство». Государство никогда не было только «ночным сторожем».Элементы социального государства существовали всегда, так как оно выполнялонекоторые «общие дела», но такие элементы были нередко ничтожны и незаметны.[5]
Стоящиепред социально ориентированным государством трудности связаны с тем, чтогосударство должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определённымиспособами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости,«выравнивания социальных неравенств». Отказываясь от односторонней роли«ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни,государство не должно переступить черту, за которой начинается дерзкоевмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства…Стараясь создать «общество всеобщего благосостояния», государство не можетприменять административно-командные средства. Его задача – применять такиеэкономические методы, как гибкое налогообложение и создание социальныхпрограмм.[6]
Государстводолжно принимать меры, чтобы сгладить остроту социального неравенства, несмотряна то, что устранить его совсем невозможно. Оно обязано создавать социальнуюстабильность в обществе, обеспечивать социальную защищённость личности инормальные условия для всех членов общества. Профессор Хропанюк В.Н. в своейработе указывал на то, что вся функциональная деятельность государства обращенана достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного,материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальнойзащищённости личности. Государство всегда должно выступать как верховныйхранитель и защитник законных интересов личности.[7]
Никакойиной формы социальной защиты, кроме создания для человека условий,гарантирующих ему определённый доход и достойные условия жизни, не имеется.
Глава6. Меры обеспечения занятости населения
 
Важнейшимнаправлением деятельности государства на рынке труда служит разработка ипроведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются всодействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощибезработным.
Дляосуществления государственной политики в области занятости населения иобеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991году была создана государственная служба занятости населения.
Государственнаяслужба занятости является структурой особых государственных органов, призванныхобеспечить решение вопросов занятости населения, координацию, регулироватьспрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам втрудоустройстве, организации их профессиональной подготовки и оказании социальнойподдержки безработным. Служба занятости работает как организация публичнойвласти в силу прямого указания закона, и рассматривается как универсальныйпоставщик государственных услуг соискателям работы. Например, за годы еёсуществования в службу занятости Нижегородской области обратилось почти 1 млн.граждан. В период с 1991 по 1999 годы при поддержке службы занятости нашлипостоянное место работы около 570 тыс. человек. За этот же срок службазанятости направила на профессиональное обучение более 66 тысяч безработныхграждан. Особое положение в деятельности службы занятости занимает работа сослабо защищёнными категориями населения на рынке труда: инвалидами, молодёжью,одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста,гражданами, долгое время не имеющими работу.
Дляпредставителей вышеперечисленных социальных групп служба занятостиразрабатывает и реализует специальные программы. Так, например, реализациязапланированных мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодёжи).На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс.несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных»подростков.
Значительноевнимание службой занятости отводится работе с инвалидами, составлениюиндивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с учётомимеющихся медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов,обратившихся за помощью в службу занятости, трудоустроено (без учёта прошедшихпрофессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6%. Основной формой ихтрудоустройства служит квотирование рабочих мест (установление минимальнойчисленности граждан, подлежащих трудоустройству в той или иной организации).89, 2% трудоустроены в счёт квоты. Кроме того, 187 инвалидов по направлениюслужбы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройствомпод конкретное рабочее место.
Однойиз форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейсягосударством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице идругая материальная поддержка безработных – это главный источник средствсуществования для лиц, потерявших работу.
Стабильноефункционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточныхфинансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачиватьпособия в полном размере и вовремя.
Обратимся к мировомуопыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странахобширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а такжеразличного рода субсидии.
Влияниегосударственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшимнаправлениям:
1) программы постимулированию повышения занятости и увеличению числа рабочих мест вгоссекторе;
2) программы поподготовке и переподготовке рабочих кадров;
3) программы содействиянайму рабочей силы.
Государственнымисубсидиями поощряется частичная занятость или работа с неполной рабочейнеделей.
Для снижениябезработицы практикуется «досрочный» уход на пенсию. В США, например,в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионноговозраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочноговыхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуетсянесколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка иматериальная помощь.
а) Пособие побезработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированныена бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фондпо безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёхисточников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самихработников.
Но всё же, пособие побезработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причинпособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срокполучения пособия по безработице ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ– 100.
б) Денежная поддержка.Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторыхстранах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции),в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка(например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США иЯпонии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия побезработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
в) Материальная помощь.Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие иденежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок полученияпособия истёк,
То государство выделяетбезработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны напитание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплатуи т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровнепрожиточного минимума.
Помоему мнению, при всей значительности работы по оказанию материальной поддержкибезработным и их трудоустройству наиболее эффективная мера, направленная напредупреждение и амортизацию последствий безработицы – профессиональнаяподготовка, переподготовка и переобучение безработных.
Расширениепереподготовки безработных, как одно из основных направлений активнойгосударственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией наобучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетамиразвития национальной экономики.
Глава7. Содействие занятому населению
 
Регулирующаяфункция государства на рынке труда не может ограничиваться содействиемтрудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого»наёмного труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным,так как пространство рынка труда – это ещё и вся совокупность отношений в сферезанятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные –вакансии, а охватывает всю сферу наёмного труда, имеет сугубо практическоезначение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятостидолжен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц».[8]Политика же помощи безработным обязана являться лишь узкой частью общейстратегии политики государства на рынке труда.
Политиказанятости призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успехтрудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка,продвижение по службе, стабильность занятости, возможность переобучаться иповышать свою квалификацию непосредственно на производстве.
Еслизаострить внимание на области трудовых отношений, участниками которых являютсяработник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичьрезультативного взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательствогосударства. В этом случае государство обеспечивает защиту интересов работника,как менее сильного партнёра, в рамках законотворческой деятельности, путёмустановления гарантированного минимума трудовых прав работников и максимума егообязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников. Так, напримернормы Кодекса законов о труде Российской Федерации доскональное регламентируютоснования и порядок прекращения трудового договора (контракта) по инициативеработодателя, предусматривает компенсации при увольнении работника,ограничивает условия привлечения к материальной ответственности работника ивиды дисциплинарных взысканий.
Говоряо связи работодателей и государства на рынке труда, подобает отметитьдеятельность государства по стимулированию работодателей к сохранению иорганизации новых рабочих мест, развитию предпринимательской активности,участию в процессе социального партнёрства. Так, например, Департаментом службызанятости сообща с Администрацией Нижегородской области и города НижнегоНовгорода был организован областной конкурс работодателей – женщин, создающихновые рабочие места для безработных граждан. В конкурсе принимали участие 34 женщины,уже имеющие личное дело. По итогам конкурса трём предпринимательницам былавыражена финансовая помощь в размере 550 тыс. рублей для создания 32 рабочихмест.
Государствооказывать влияние на работодателей путём привлечения их к юридической ответственности,если ими допускаются нарушения трудовых договоров, коллективных договоров,ущемление социальных и экономических интересов работников. Такие нарушенияприводят к социальной напряжённости и конфликтам, а их предупреждение илиразрешение – форменная обязанность государства.
Глава8. Роль государства в механизме социального партнёрства
 
Нельзяне заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства.Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1)упорядочить связи социальных партёров;
2)стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3)содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установленияопределённых гарантий для представителей работников.[9]При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничествамежду работниками и работодателями.
Необходимостьвмешательства государства в сферу занятости вызвана также предохранениемнационального рынка труда. Организация работы по выдаче разрешений организациями предприятиям на право получения лицензии для реализации деятельности,связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а такжепо выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим ииспользующим в России труд иностранных граждан, реализуется в соответствии сУказом Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»[10]и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности,связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».[11]
Учитываясостояние современного рынка труда в России, необходимо признать активную рольгосударства в этой сфере. Решение проблем занятости обусловливается общейэкономической и активной социальной политикой государства. Все государственныемеры призваны умерить или нейтрализовать негативные последствия экономическихпреобразований, происходящих в России.

Заключение
 
В современных условияхэкономического и социального развития необходимость государственногорегулирования рынка труда не порождает сомнений. Отдельно следует отметить, чтоте меры, предпринимаемые государством, путём воздействия на рынок труда, должнысоответствовать интересам и наёмных работников, и предпринимателей. Государствуна рынке труда надлежит выступать в качестве законодателя и арбитра, невыказывая предпочтений ни одной, ни другой стороне. Соблюдение этого принципаявляется неимоверно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовыхотношений и создания реальных предпосылок, обеспечивающих действительноеравенство сторон на рынке труда.
Государство должностать «катализатором» в сотрудничестве и взаимодействии работодателей,профсоюзов и местных органов власти в обеспечении наибольшей и результативнойзанятости. Многое можно осуществить в рамках предприятий, но при содействииорганов власти. Это – решение проблем избыточной рабочей силы путём созданияальтернативной занятости, переобучения, расширения производства предметовпотребления, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий иликооперативов, увеличения сроков заблаговременного уведомления рабочих ислужащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, укорачиваетпериод вынужденной безработицы.
Государственнаяполитика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработкуспециальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особонуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
 

Список библиографии
 
1. Закон РФ “О занятости населения в РФ”.
2. Программа содействия занятостинаселения Нижегородской области на 1998 год.
3. Экономика труда. Социально-трудовыеотношения: учебник. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. − М: ЭКЗАМЕН,2006.
4. Котляр А.Н. О понятии рынка труда. /Вопросы экономики. − 1998.
5. Рынок труда и занятость населения:учебное пособие. / Под ред. Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П.Мельникова. − Челябинск, 1994. – 91 с.