Государственное регулирование сельскохозяйственного производства (опыт зарубежных стран)

Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби
Факультет экономики и бизнеса
Кафедра «Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Государственное регулирование сельскохозяйственногопроизводства (опыт зарубежных стран)»
Выполнил (-а):
Проверили:
Алматы 2009

Содержание
Введение
1. Государство в управлении экономикой
1.1 Роль государственного регулирования экономики
1.2 Методы государственного регулирования экономики
2. Государственное регулирование агробизнеса
2.1 Сельское хозяйство РеспубликиКазахстан: особенности, тенденции и перспективы развития
2.2 Опыт зарубежных стран в государственном регулированииагробизнеса
2.3 Основные пути совершенствования и стимулированияразвития аграрного предпринимательства в условиях усиления конкурентной борьбы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
За годы независимости аграрныйсектор республики претерпел значительные изменения. Была проведена реформаземельных отношений; приняты основные нормативные акты, регулирующие комплексправовых вопросов на селе; произошел переход от колхозно-совхозной системы хозяйствованияк закладке рыночных отношений; созданы правовые и организационные условия дляфункционирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности.Очевидно, что пока еще рано говорить о значительном прорыве в аграрном секторе,но основы рыночных преобразований уже заложены, что проявилось в возникновенииряда положительных тенденций. Развитие отечественного аграрного сектора былопризнано правительством приоритетным, в результате чего 2003-2005 г. г. былиобъявлены годами возрождения аула, разработаны «Государственнаяагропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы» и«Государственная программа развития сельских территорий РеспубликиКазахстан на 2004-2010 годы». Основной целью Агропродовольственнойпрограммы явилось обеспечение продовольственной безопасности республики наоснове формирования эффективной системы АПК и производства конкурентоспособнойпродукции, формирование эффективной системы агробизнеса.
Переход на новые формыхозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становлениесельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованнойформы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованнойгосударственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктурырынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильностьв выборе места трудовой деятельности; использование современных методоврегулирования аграрного рынка труда. Проводимая в настоящее время в республикегосударственная политика занятости сельского населения является, по сути своей,пассивной, преимущественно концентрируясь на мерах временного сдерживаниябезработицы. Несмотря на положительные результаты государственных мероприятий (программасодействия занятости на 2000-2002г. г., программа содействия занятости на2004-2005г. г., программа содействия занятости на 2004-2008 г. г) пообеспечению занятости населения, уровень безработицы остается достаточновысоким, особенно в сельских регионах страны. Отсутствие необходимыхсоциально-экономических условий, минимальной материальной базы не даютосновании повсеместно ожидать эффективного высокодоходного сельхозпроизводствапродовольствия и сырья.
Отечественный и зарубежный опытсвидетельствуют о том, что сельскохозяйственное производство являетсямировоззрением людей, их образом и стилем жизни, способом существования внеразрывной связи с природой. Экономические реформы, приведшие к либерализацииэкономической деятельности и возросшим возможностям выбора форм хозяйствования,способствовали возрождению крестьянских хозяйств. Практическое изменениедействительности началось с принятия ряда законов в советский период времени ис принятием после приобретения Республикой Казахстан независимости такихзаконов как Закон РК «О сельском хозяйстве», Закон РК «Оземельной реформе», Закон РК «Об индивидуальном предпринимательстве»,Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», УказыПрезидента РК «О земле» и «О дальнейшем совершенствованииземельных отношений», Закон РК «О крестьянском хозяйстве» иЗемельный Кодекс КазССР. [1] Принятая в марте 1998 г. новая редакция Закона«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» учитывала изменения вгражданском и земельном законодательстве.
Процессы реформированияэкономической системы Республики Казахстан сопровождаются рыночнымитрансформациями агропромышленного комплекса (АПК). [1] В системе АПК меняетсяхарактер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитиечастных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательскойдеятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитиепроизводства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения доконечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес являетсяосновным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентныйхарактер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнесазатрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны исоциального благополучия ее граждан.
Развитие агробизнеса должнослужить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разныхформ собственности, совершенствование агропродовольственной политики,укрепление позиций АПК Казахстана на мировых рынках.
Основываясь на преимуществахэкономики открытого типа и активной поддержки со стороны государства,агробизнес дает возможность малому, среднему и крупному бизнесу реализоватьсвои потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достиженииконкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежныхстран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В нашейстране агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношенийи требует дальнейшего изучения.
Исторически сложившиеся вниманиеи поддержка сельского хозяйства со стороны государства требует особогоотношения и к агробизнесу, которому присущи все специфические черты сельскохозяйственногопредпринимательства.
Таким образом, целью даннойработы является изучение вопросов государственного регулирования в сельскохозяйственномпроизводстве.
1. Государство в управлении экономикой1.1 Роль государственного регулирования экономики
Рынок представляет собой хорошоотлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решатьэкономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает тойроли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства вэкономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чемменьше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики.Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль — то «ночногосторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии»(Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон).Но, пожалуй, лишь в современных условиях государство повсюду стало необходимойчастью самой хозяйственной системы. Целесообразно рассмотреть причиныгосударственного вмешательства в экономику и некоторые его формы. Еще в 18 в.А.Смит определил следующие функции правительств:
обеспечение национальной обороны;
отправление правосудия;
организация общественных работ,невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
образование юношества;
сбор налогов для оплаты нуждгосударства.
По сей день никто не оспариваетнеобходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло этои потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии НИ один дажесамый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды,массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста?Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают нагосударственные органы.
В рыночной экономике основнымрегулятором экономических пропорций является рынок. Государственноерегулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа«необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силуразличных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственноерегулирование. Разумеется, представления различных экономистов и политиков отом, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие — рынком,не совпадают. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияетна экономические процессы, чем в США. [3] Но общим для всех стран с с рыночнойэкономикой система государственного управления всегда выполняет вспомогательныефункции. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулироватьсоздание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. Рольгосударства в экономике конкретизируется в его функциях. В зависимости отхарактера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во- первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во- вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственнорыночных регуляторов.
К первой группе относятсяфункции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а такжефункция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы врыночной среде.
Ко второй группе относятсяфункции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов,обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Правовая основа хозяйствованиядолжна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственномзаконодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируяу хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Прежде чемвносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимокаждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений сущербом от нарушения правовой стабильности.
Основными каналамиперераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложениеличных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль вуменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, чтовозможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительноеповышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высокихдоходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям,поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитиинациональной экономики.
Возможности использованиятрансфертных платежей как канала перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплатыпособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулык труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальнуюатмосферу в обществе.
Политика перераспределениядоходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко — и низко доходныхгрупп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловойактивности.
Известно, что рыночные механизмыне обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределенияресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемсявнешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условияхгосударство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такаякорректировка осуществляется традиционными методами. К ИХ числу относятсяустановление административных ограничений и стандартов, препятствующихзагрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций,финансирование производства общественных благ или непосредственное управлениеих производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях.
Стабилизационная функцияреализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной,фискальной и кредитно — денежной политики.
Актуальна становится функциястимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляетсявозможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования,что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, чтостимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую икредитно — денежную политику как средство стимулирования технического прогрессаи роста инвестиций.1.2 Методы государственного регулирования экономики
В правовом государстве,функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственноерегулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а неадминистративными методами. Для такого государства характерна свобода исамостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство инезависимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Существует два основныхэкономических метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточножесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать егосоциальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целяхболее сбалансированного развития производительных сил общества:
2) создание наиболееблагоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики,развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
Экономическая деятельность современногоправового государства имеет следующие направления:
Государственное воздействие наэкономическую жизнь в целом;
Непосредственное хозяйственноеруководство государственным сектором экономики.
Первое направление выражается вформировании государством бюджета и контроле за его расходованием; всоставлении программ экономического развития в масштабах страны; вфинансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидийпроизводителям материальных благ для стимулирования производства. Вгосударственном регулировании экономических процессов участвуют высшие иместные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.
Во-вторых, экономическаядеятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководствена государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государствосамо выступает собственником средств производства, производителем материальныхблаг и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся вэтом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методовгосударственного регулирования экономических процессов в стране.
В современном мире эффективноосуществляется экономическое сотрудничество тех государств которыетерриториально связаны друг с другом. В качестве примера можно привестиЕвропейское сообщество, целью которого является достижение всестороннегосотрудничества в экономической, политической и военной областях.
Во всех странах действенными,хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулированияэкономической и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты,госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируютсяв те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.
Теоретические моделигосударственного регулирования экономики подразделяются на два вида взависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.
Первая группа моделей исходит изтого, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную рольв процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенностирегулирующего органа, в данном случае — это узкопрофессиональный подход,специализированность, предпринимательский образ действий.
Вторая группа моделей исходит изтого, что регулирующий орган находится под решающим воздействием илигосподством окружающей среды. Согласно этой модели определяющими факторамиполитики регулирования экономики являются группы интересов, парламентскиекомитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающуюсреду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют другдруга.
Государственное регулированиерыночной экономики возможно:
административными методами,когда управляющий орган по каждой проблеме принимает конкретное решение. Кадминистративным методам относятся: предоставление индивидуальных налоговых,монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров длягосударственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачетдебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговыхобязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственнойдеятельности и операций;
нормативными методами, когда упредприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменятьмакропропорции, варьируя общие нормативы — ставки налогов и рефинансирования,нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровнямбюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы,определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.
Нормативные методы порождаютменьшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способныпарализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходностьгосударственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальныйсектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средствв государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора. [4]
Государственное регулированиеэкономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи ссоциальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все этоприменяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовойзанятости и решения других социальных задач.
Государственно-правовоерегулирование в сфере экономики конечно же имеет свои пределы. Они обусловленыкак объективными, так и субъективными факторами.
В числе объективных факторов,оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательствав экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные,политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулированияэкономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жесткоцентрализованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества,государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридическиевозможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения.
Среди субъективных факторовследует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальныеи иные интересы.
Один из важнейших инструментоврегулирования рыночной экономики — государственные закупки продукции, работ иуслуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых странах — 20-30%ВВП, а в продукции ВПК — свыше 50%). Закупки делаются преимущественно в рамкахцелевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственныекомпании, которые размещают заказы среди государственных и частных корпораций икоординируют их работу. [5]
В настоящее время принципиальнопо-новому ставиться вопрос об усилении государственного воздействия наэкономику. Проблема в том, в каком направлении произойдет это усиление. Возможныдва пути. Первый — это усиление административных функций, т.е. решениеэкономических проблем посредством приказа. Второй — усиление экономических формвоздействия посредством кредитной и налоговой системы, определение правовыхнорм ведения конкуренции, лицензирования определенных видов деятельности.
2. Государственное регулирование агробизнеса2.1 Сельское хозяйство Республики Казахстан: особенности,тенденции и перспективы развития
Пройденный период рыночнойтрансформации стал большим испытанием для Республики Казахстан. Аграрнаяреформа, проводимая в Казахстане с начала 90-х годов, явилась составной частьюглобальных социально-экономических преобразований в стране. В ходе еепредполагалось создать частный конкурентоспособный аграрный сектор, сделатьработающих в нем коллективными или единоличными собственниками земли и другихсельскохозяйственных средств производства, заинтересовать в результатах своеготруда, повысить эффективность работы всей отрасли. Дляприоритетного развития сельского хозяйства принципиальное значение имеютповышение его доли в использовании национального дохода; структурныепреобразования в производстве и реализации продукции; изменения внатурально-стоимостных пропорциях обмена с другими отраслями для устранения диспаритетностицен; социальное обновление села.
Аграрный секторэкономики республики, как известно, обладает огромным потенциалом. К примеру,общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 223 млн. га, в том числепашни — 21 млн. га, что в расчете на одного жителя страны приравнивается к 1,5га; 84% земельных угодий пригодны для занятия животноводством. В то же времязначителен и трудовой потенциал села, где проживает 43% населения страны. Однако,согласно оценке Всемирного банка, на сегодняшний день производительность трудав отечественном сельскохозяйственном производстве в 5 раз ниже, чем, например, вВосточной Европе. Подобная ситуация связана с наличием ряда факторов, негативновлияющих на эффективность сельскохозяйственного производства. Некоторыми изтаких факторов являются: низкие продуктивные свойства почвы, нуждающейся впостоянном улучшении; развивающийся процесс опустынивания, охвативший до 66%территории страны; утрата пахотными землями одной трети гумуса; ухудшениекачественного состояния земель в результате использования минеральных удобрений;засоренность полей осотом и полынью, что снижает качество собираемого зерна, посвоим качествам приближающегося к фуражному зерну.
В ходе экономических реформбольшинство колхозов и совхозов подверглись разгосударствлению и приватизации. Членыколхозов и совхозов, получившие земельные и имущественные паи, под давлениембывших руководителей объединили свои земли и материальные активы, образовавпроизводственные кооперативы и акционерные общества. Поэтому на первом этапеприватизации в системе ведения хозяйственной деятельности ферм серьезныхизменений не произошло. Правда, вновь организованные хозяйства оказались лишеныгосударственных дотаций и директивных кредитов. Заготовительные,перерабатывающие и другие предприятия системы агропромышленного комплекса былиотданы во владение отдельным коллективам и частным лицам, а объекты социальнойсферы — переданы на баланс местных органов управления. Из-за отсутствия средствмногие из них были закрыты, в результате чего социальная инфраструктураоказалась в глубоком кризисе.
К середине 90-х годов сталоясно, что аграрная реформа не привела к ожидаемым кардинальным изменениям делна селе. Процесс реформирования организационных структур сельского хозяйства неимел, на наш взгляд, под собой достаточно обоснованной научной основы,поскольку не были учтены особенности ведения сельского хозяйства в различныхприродных поясах, не создана соответствующая сельской местности финансоваясистема, а также системы обеспечения маркетинговой информацией, снабженияматериально-техническими ресурсами и закупки сельскохозяйственной продукции. Всеэти факторы привели к углублению кризиса в сельском хозяйстве страны. Кпримеру, в период с 1991 по 1998 годы производство сельскохозяйственнойпродукции снизилось примерно на 55%, а производство зерновых культур — с 30 до12 млн. тонн. Общий вклад сельского хозяйства страны в валовой внутреннийпродукт республики упал практически вдвое: с 16,4% в 1993 г. до 8,8% в 1998г. Причемсущественно сократилась площадь используемых сельскохозяйственных угодий — с195 млн. га в 1991 г. до 86,4 млн. га в 2000 г.
Начиная с 1999 г. в сельскомхозяйстве республики стала прослеживаться тенденция роста производства валовойпродукции. Так, в 1999г. прирост сельскохозяйственной продукции составил 28,9%,в 2000 г. — 8,2%, в 2001г. — 16,9%, в 2002г. — 6,6%. В производствесельскохозяйственной продукции основную долю стали занимать предприятия ичастные хозяйства крестьян. К этому времени в стране уже существовало 58400семейных ферм, производивших, правда, лишь небольшую часть сельскохозяйственнойприбыли. Необходимо отметить, что динамика производства и продуктивностисельского хозяйства в Республике Казахстан является одним из примеровобщемировых тенденций и закономерностей развития аграрной сферы. Вместе с тем,в развитии мирового сельскохозяйственного производства прослеживается тенденциярезкого возрастания. Этот рост обычно связывают с увеличением механизациипроизводства агрокультур, улучшением научно-технического и технологическогообеспечения, развитием инфраструктуры, благоприятным инвестиционным климатом,созданием условий для усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Благодарятаким факторам значительного экономического эффекта добились, например, такиестраны как Перу (при производстве кукурузы), Чили и Пакистан (при производствепшеницы), Бразилия (при производстве хлопка), Малайзия (при производствекаучука). Для многих стран мира важнейшим приоритетом является достижениепродовольственной самообеспеченности, что определяет их инвестиционнуюстратегию. Одним из основных направлений инвестиционной политики становитсяповышение образовательного уровня товаропроизводителей. К примеру, согласноисследованиям Всемирного банка, увеличение уровня образования рабочей силы наодин год приводит к ежегодному росту валового национального дохода на 9% [6].
В то же время высокий уровеньсельскохозяйственного производства в экономически развитых странах мираявляется результатом длительного и упорного труда. Так, сельскохозяйственнымпроизводителям США для увеличения надоев молока до уровня 3200 кг потребовалосьоколо 20 лет, до уровня 5400 кг — 10 лет. В течение 60-90-х годов прошлогостолетия мировое производство зерна увеличилось почти втрое, производство молока- вдвое, сухого молока — втрое, урожайность зерновых культур — вдвое. С 1965 по1975 г. г. мировое производство говядины возросло на 47%, баранины и свинины — на 80%, мяса птицы — в 5 раз. За это же время мировое производство хлопкапрактически удвоилось без расширения при этом посевных площадей. Следуетотметить, что за последние десятилетия удвоение объемов аграрной продукции встранах ЕС произошло при уменьшении сельскохозяйственных угодий более чем на10%. Кроме того, рост производства сельскохозяйственной продукции связан сповышением уровня интенсификации производства. Например, с 1950 по 1991 г. г. ростурожайности озимой пшеницы в ФРГ в 2,8 раза; ржи — в 2,3 раза; ячменя — в 2,2раза происходил за счет увеличения технической вооруженности сельскогохозяйства. За этот же период количество тракторов возросло в 11 раз, комбайнов — в 100 раз. [7]2.2 Опыт зарубежных стран в государственномрегулировании агробизнеса
Для любой страны с развитойрыночной системой характерно активное участие государства в воспроизводственномпроцессе всего продовольственного комплекса. В системегосударственного регулирования экономики ведущую роль играет поддержаниесоответствующего уровня цен и ценового равновесия, заключающееся в установленииверхних и нижних пределов цен и индикативной (условной) цены. [8] При этом инструментом регулирования служат скупка или продажанескоропортящейся продукции. Подобная система была впервые широко применена всередине 30-х годов в США. [3] После второй мировой войнытакие системы стали стандартным методом поддержания цен. Правда, здесьнеобходимо планирование объемов производства с переходом государства наконтрактную систему договоров с фермерами. Обычно используются два типа такойсистемы: подписание контрактов по ограничению посевов данной культуры и выводуземли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотированияобъемов производства. Первый тип планирования начал использоваться после второймировой войны в США, позднее — в Западной Европе, затем в Японии. Второй типпланирования практически повсеместно распространен в молочном животноводстве ичастично — в птицеводстве.
Существеннымэлементом государственного регулирования сельскохозяйственного производстваявляется изменение его производственной структуры. Общепринятой являетсясистема, в соответствии с которой фермер пользуется государственной поддержкойв виде льгот при выполнении им плана властей по сокращению посевов илиподдержанию структуры производства. Тем самым государство получает возможностьрегулировать посевные площади. В условиях увеличения производства сельскогохозяйства широко практикуются целевые государственные субсидии настроительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений и т.д.По мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукциигосударственные выплаты направляются не на стимулирование производства, а наподдержание уровня доходов фермера. Вместе с тем, накоплен положительный опытфункционирования полугосударственых объединений, сочетающих конечныйгосударственный контроль и возможность оперативного ведения дел на коммерческойоснове. К примеру, в США в мясной промышленности, находящейся главным образом вруках крупных корпораций, создан государственный ветеринарный контроль. Приреализации продукции на местном рынке ее качество проверяет ветеринарныйинспектор, являющийся служащим ветеринарного управления. При ориентации бойнина внешний рынок качество мясной продукции проверяется специалистомфедерального министерства сельского хозяйства. В любом случае соблюдаетсяглавный принцип контроля — независимость ветеринарного инспектора от даннойкомпании. Подобная система функционирует и в других отраслях пищевойпромышленности.
Недостатоксвободных финансовых средств, высокая капиталоемкость, относительно низкаяфондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получения доходов требуютспецифических форм помощи сельскому хозяйству со стороны банковской системы. Дляподдержания уровня финансовых средств предприятий создаютсясельскохозяйственные кооперативные банки. На базе некоторых кооперативоввыросли огромные банки, к примеру, Раба-банк в Голландии, занимающий второеместо в мире по обороту капитала. Широкое развитие сельская кредитнаякооперация получила в США. Государственные бюджетные средства предоставляютсяне только кооперативным, но и специализированным сельскохозяйственным банкам поразличным направлениям: снижение ссудного процента; выдача льготного кредита наукрупнение или перепланировку хозяйства; изменение структуры и типапроизводства. Существуют также льготные кредитные ссуды для начинающихфермеров, молодежи, целевые ссуды на обустройство, в том числе жилищное. Активноеучастие государства в регулировании сельскохозяйственного производстваобусловлено размерами предприятий, в большинстве своем не способных создаватьсобственную инфраструктуру. Поэтому формированием инфраструктуры (дорожно-транспортнаясеть, электрификация, телефонизация) занимаются в основном государство ичастично специализированные кооперативы. На Западе осушение земель, иххимическая мелиорация, обработка земель почвосберегающего характераосуществляются также за счет государственных средств.
В Казахстане вначале экономических реформ превалировало ошибочное мнение о достаточностисаморегуляции рынка и ненужности государственной поддержки аграрному сектору. Помнению реформаторов, наличие предпринимательских структур должно былоспособствовать созданию высококонкурентной среды в сельском хозяйстве. Отказгосударства от финансовой и кредитной поддержки сельского товаропроизводителяпривел к разгулу стихийных рыночных сил. Впрочем, определенные меры по защитемалого предпринимательства на селе в республике осуществлялись. К примеру, в1998 г. было принято Постановление Правительства «О некоторых мерах позакупке зерна и поддержке сельских товаропроизводителей», согласнокоторому государством было выделено 100 млн. долл. на приобретение зерна усельских жителей. Но подобных мер было явно недостаточно. Ситуация усугубляласьеще и тем, что выделяемые из государственного бюджета средства не всегда доходилидо сельских тружеников. Так, в 1995 г. из 321 млн. тг, предусмотренных бюджетомна развитие крестьянских хозяйств, до фермеров дошли только 18%; в 1996 г. извыделенных из государственного бюджета 400 млн. тг, до крестьян дошло только19,4%. В 1997г. из Государственного фонда финансовой поддержки фермеры получили133 млн. тг или по 2,5 тыс. тг на одно крестьянское хозяйство. Естественно,подобная малость не могла благоприятно отразиться на развитии фермерства вреспублике. В то же время кредиты оставались практически недоступными длясельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку 13% -ная ставка,ограниченность и короткие сроки возврата не способствовали возникновениюзаинтересованности крестьян в получении ссуды. В 2001-2005г. г. удельный весинвестиций в основной капитал сельского хозяйства в общей отраслевой структурев целом по республике колебался в пределах 1,7-2,0%.
Таким образом, опытзарубежных стран убедительно доказывает, что государственная политика вотношении малого предпринимательства вообще, и предпринимательства в аграрномсекторе экономики в частности, является важным самостоятельным системнымнаправлением. При этом действенность государственных мер в отношении развития иподдержки предпринимательства напрямую связана со стабильностью экономическойполитики государства, развитием рыночной инфраструктуры, идеологическим фономстимулирования предпринимательской инициативы, эффективной системой мер поправовому, финансовому, материально-техническому и информационному обеспечениюустойчивого развития малого предпринимательства. Как показал опыт прошлых лет,становление и развитие малого аграрного предпринимательства все еще нуждается вподдержке со стороны государства.2.3 Основные пути совершенствования истимулирования развития аграрного предпринимательства в условиях усиленияконкурентной борьбы
Экономические преобразования вобществе, начатые в начале 90-х годов, повлекли за собой появление различных формхозяйствования, в том числе и в сельском хозяйстве. Республика Казахстан какисторически аграрная страна остро нуждалась в эффективно функционирующем классефермеров-производителей. Необходимость формирования крестьянских хозяйств вкачестве самостоятельного сектора экономики обусловливалась различнымипричинами экономического, социального и политического характера от низкогоуровня доходности общественного производства, уравнительного распределенияоплаты труда работников до двойственного характера сельскохозяйственного труда,неэффективного использования трудовых ресурсов. Согласно опытуэкономически развитых стран, крестьянское хозяйство является не просто одной изформ организации аграрного производства, но и деятельностью, где формируетсяособое мировоззрение людей и образ жизни. Фермерское хозяйство, основанное наличном экономическом интересе, становится действенной формой целенаправленнойориентации молодежи, укрепления семейных отношений.
Основойформирования крестьянских хозяйств в республике стали личные подсобныехозяйства населения, реорганизованные в отдельные хозяйства колхозы и совхозы,организованные на собственные или заемные средства хозяйства граждан. Главнымпрепятствием при организации крестьянских хозяйств первыми фермерами явилось наличиеи размеры стартового накопления денежных средств; не последнюю роль игралиразмеры и территориальная расположенность хозяйств. В то же время, как отмечалиспециалисты, одной из фундаментальных трудностей первых лет аграрной реформыстали глубокие трансформации в сознании работников, сложившиеся в результатебезраздельного господства в сельском хозяйстве колхозно-совхозного строя. Модельразвития фермерских хозяйств должна состоять в переходе от натуральногохозяйства к товарному производству на уровне самофинансирования. Конечнымуровнем развития должно быть стремление фермеров получить готовый к потреблениютоварный продукт.д.альнейшее же развитие крестьянского хозяйства связано ссозданием кооперативных и других формирований.
Основные причиныкооперирования крестьянских хозяйств связаны, прежде всего, с недостаткомтехнических средств производства и других материально-технических ресурсов,небольшим размером хозяйства, нехваткой денежных средств, ограниченностьютрудовых ресурсов, недостатком знаний и опыта работы, необходимостьюобъединения усилий для переработки, хранения и реализации продукции. Этопредопределяет формирование преимущественно производственных иснабженческо-сбытовых видов кооперации крестьянских хозяйств. Кроме того, дляобеспечения устойчивости работы хозяйств на основе объединения труда, земли исредств производства могут создаваться ассоциации крестьянских хозяйств. Нормальноефункционирование ассоциации крестьянских хозяйств во многом зависит от хорошопродуманной и реализованной системы ассоциированных фондов. В ассоциациицелесообразно создавать такие фонды как фонд развития производства, фондсоциального развития, страховой (резервный) фонд, фонд организации совместнойдеятельности крестьянских хозяйств и управления, кредитный фонд ассоциации. Можнопредположить, что в перспективе будут стабильно развиваться семейныекрестьянские хозяйства, ассоциации и кооперативы крестьянских хозяйств.
Характеристикаразличных сторон формирования хозяйственной деятельности фермерских хозяйствсделала необходимым использование различных типизационных признаков. При этомнеобходимо отметить, что в рыночной экономике существуют в основном двеорганизационные формы хозяйств — индивидуальные семейные фермы и кооперативныефермы, классифицирующиеся как партнерства или семейные корпорации сограниченным числом акционеров. В то же время в экономически развитых странах впоследние годы наблюдается процесс концентрации производства и вытеснения изсельского хозяйства малых ферм в отраслях, использующих машинные технологии. Всамостоятельные отрасли превращаются практически все сферы фермерскойдеятельности, помимо производства первичной сельскохозяйственной продукции. Специализированныефирмы занимаются производством и поставкой материально-технических средств,племенной работой, ветеринарным обслуживанием, финансовыми операциями, услугамив области управления, сбытом готовой продукции и т.д. При этом сохраняетсявысокая степень самоуправляемости фермерских хозяйств на качественно новойоснове характера труда.
Очевидно, что использованиезарубежного фермерского опыта предполагает не слепое копирование, а проведениеанализа составляющих его факторов, учет особенностей и важнейших тенденцийразвития национальной экономики. В настоящее время как никогдавозрастает значение гибкого сочетания рыночного механизма и государственногорегулирования. Опыт последних лет подтвердил ошибочность утверждений о том, чторынок как саморегулирующаяся система сводит к минимуму государственноевмешательство в развитие любого предприятия, особенно аграрного. Большинстворазвитых стран проводят аграрную политику, опираясь на сельскохозяйственныезаконы, при формировании соответствующей инфраструктуры отрасли особое вниманиеуделяя вопросам селекции, гибридизации, строительству комбикормовых имясоперерабатывающих предприятий, дорог и хранилищ, научно-прикладных центров.
Как известно, предпринимательствов аграрной сфере является наименее выгодным видом бизнеса. Накопленный насегодняшний день опыт аграрного предпринимательства позволяет разработать новыепути реформирования, позволяющие перейти к предпринимательской экономике. Именнопоэтому в работе были рассмотрены используемые в отечественнойэкономической литературе трактовки предпринимательства, принципиально различныеподходы к пониманию предпринимательской функции. Это позволило нам утверждать,что предпринимательство представляет собой осуществление организационнойинновации с целью извлечения прибыли. После новой экономической политики 20-хгодов прошлого столетия новый толчок к развитию предпринимательство получилотолько в 80-х годах советского периода. В начале 90-х годов важнейшимифункциями малого предпринимательства стали социальное демпфирование,обеспечение выживания людей в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставлениевозможности получения дополнительных средств к существованию. Малый бизнеспреобладал в торговле, общественном питании, тяжелой промышленности,коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и встроительстве. Доля субъектов малого предпринимательства в ВВП не превышала 8%,а в сельском хозяйстве — 6%. В течение ряда лет одними из важных проблем дляпредпринимателей являлись несовершенства в системе налогообложения,кредитования, государственного управления.
К концу 90-х годов из общегочисла зарегистрированных субъектов малого предпринимательства реальнофункционировало лишь более половины, где было занято более 10% экономическиактивного населения страны. В сельском хозяйстве малое предпринимательствоиграло более заметную роль (15,7-16,4%). Однако, несмотря на рост количествасубъектов малого предпринимательства и численности работающих в них, долямалого бизнеса в объеме производства, налоговых и платежных поступлениях вбюджет оставалась крайне низкой. Сложившаяся ситуация указывала на то, чтофакторы, обусловившие возникновение проблем в области налогообложения,кредитования, взаимодействия с государственными органами и т.д., недостаточноглубоко изучены. Основными факторами низкой жизнестойкости предприятий малого исреднего предпринимательства в Казахстане можно считать недостаточностьфинансовых средств, слабую ресурсную базу, непомерное бремя налогов, обилиеадминистративных барьеров, сужение рынков сбыта, монополизированность ресурсныхрынков. Ситуация с развитием малого предпринимательства в стране стала менятьсяк 2003г. К этому времени в стране была сформирована нормативно-правовая база попредпринимательству; действовало около 200 общественных организаций,оказывавших поддержку предпринимательству; созданы консультативно-совещательныеорганы; оказывалось содействие различными фондами. Но официальная статистикасвидетельствовала о том, что модель малого и среднего бизнеса в республикенаходилась все еще на стадии формирования.
Ускоренный переход к рыночнойэкономике, сырьевая ориентация способствовали развитию определенныхдиспропорций в отраслевом и региональном разрезах. В условиях финансовойнестабильности наиболее эффективным родом деятельности стали торговля ипосреднические услуги и наименее привлекательным — сельское хозяйство. Региональнаянеравномерность размещения предприятий обусловливалась их ориентацией накрупные рынки сбыта, источники ресурсов и плотность населения Экономика страны,обладая огромными площадями сельскохозяйственных угодий, имея значительныйтрудовой потенциал, отличается низкой производительностью трудасельскохозяйственного производства. Подобная ситуация связана с наличием рядафакторов, негативно влияющих на эффективность производства сельского хозяйства.
С самого начала проведения реформв сельском хозяйстве большие надежды возлагались на фермерские хозяйства,численность которых постоянно росла. При этом площадь земельных угодий,находившихся в пользовании фермерских хозяйств, увеличивалась незначительно. Большаячасть крестьянских хозяйств имела землю в пределах 50-1000 га. При этомразмещение землевладений крестьянских хозяйств осуществлялось бессистемно, что,несомненно, не способствовало эффективному использованию земельных участков. Вхозяйствах, занимавшихся растениеводством, дела обстояли несколько лучше, чем вхозяйствах, специализировавшихся на животноводстве. Техническая вооруженностьфермерских хозяйств оставалась крайне низкой. Сложившиеся условия вынуждаликрестьян участвовать в различных формах кооперации.
Несмотря на то, что за годыреформ создавались институциональные условия для формирования эффективногохозяйственного механизма, неблагоприятная макроэкономическая ситуация в отраслии в стране в целом не позволили в полной мере реализовать новые экономическиестратегии, сделав сельское хозяйство заведомо убыточной отраслью экономики, адоходы занятых в этой сфере — одними из низких среди всех профессиональныхгрупп. Безусловно, принципиальные изменения сложившейся системы аграрныхотношений были неизбежны, но они были необходимы как условие повышенияэффективности производства и обеспечения продовольственной безопасности страны.К сожалению, наряду с позитивными изменениями — расширением спектра формхозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственноймонополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий,произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор на определенном этапек кризису. Это произошло, прежде всего, вследствие ошибок и поспешности впроведении аграрного реформирования, в частности игнорирования на протяженииряда лет социально-экономических проблем села. В то время как еще в начале 90-хгодов сложившаяся на селе ситуация требовала незамедлительного преобразования сельского образа жизни, включающего такие основные элементы каксельский семейный быт, сельскохозяйственное производство, социальная ипроизводственная инфраструктура.
Существующая система оплатытруда по секторам экономики и регионам страны, растущая безработица в сельскойместности, усиление расслоения населения по уровню доходов не способствовалипривлечению рабочих сил в сельское хозяйство. Ситуация еще болееусугублялась ограниченностью выбора рабочих мест в сельской местности,существенным разрывом в оплате труда работников сельского хозяйства и другихотраслей экономики, низким уровнем доходов и соответствующим потреблением,состоянием социальной инфраструктуры села. Основной причиной низкойобеспеченности сел бытовыми услугами, медицинским обслуживанием, детскимидошколними и школьными учреждениями явился практиковавшийся прежде остаточныйпринцип финансирования социальной сферы экономики при приоритетном развитиипроизводственных объектов. В ходе экономических реформ эта сферажизнедеятельности сельского населения оставалась без внимания, что усилилосокращение капитальных вложений в социальное обустройство сельских территорий. Подобнаятенденция привела к потере определенного числа рабочих мест, снижению уровня икачества жизни сельчан. Вместе с тем, проведенная в республике оптимизация внародном образовании и здравоохранении привела к многократному увеличениюколичества аулов и сел, не имеющих соответствующих учреждений социальной сферы.Практически разрушенный в первые годы реформ социально-инфраструктурныйкомплекс села в последнее время начал постепенно восстанавливаться, нопозитивные изменения еще не дали ощутимых результатов.
Основная часть крестьянскиххозяйств была организована в начале и середине 90-х годов (40% и 36,2%соответственно). Подавляющее большинство крестьянских хозяйств работаетэффективно: одни являются высокоприбыльными хозяйствами (40%), другие хозяйстваимеют небольшую прибыль (40,7%). По направлению развития производства испециализации крестьянские хозяйства разделились на растениеводческие (15,9%),животноводческие (8,9%) и смешанные (75,2%). Основная часть хозяйств (75,2%) производит3-4 вида сельскохозяйственной продукции. Удельный вес фермерских хозяйств,сочетающих производственную, перерабатывающую и сбытовую деятельность, в общемколичестве обследованных хозяйств составляет 22,8%. При этом ни одно изкрестьянских хозяйств не занимается различными видамипосредническо-коммерческой деятельности.
70,3% фермеров работали раньше всельскохозяйственном производстве; остальные прежде трудились на промышленныхпредприятиях, в торговле, в управленческих структурах и т.д. Отсутствиесоциальной и экономической самостоятельности колхозов и совхозов,недостаточность капитальных вложений в сельское хозяйство страны, неадекватнаясистема организации труда, уравнительный подход к оценке труда работников, помнению фермеров, явились основными причинами неэффективности крестьянскоготруда в прежнем устройстве сельскохозяйственного производства. Большинство главкрестьянских хозяйств занялись фермерской деятельностью в силу сложившихсяобстоятельств, поскольку на тот момент отсутствовали приемлемые для нихальтернативные варианты приложения труда. Это так называемые вынужденныепредприниматели. Некоторые фермеры принимали решение о занятии фермерством последолгих раздумий, взвесив все положительные и отрицательные стороныкрестьянского труда. Это энтузиасты фермерского движения и номенклатурная элита.Желание улучшить социальные и жилищные условия жизни, а также мысли о передачисобственности по наследству детям для фермеров стали основным мотивом,побудившим их принять окончательное решение о занятии фермерской деятельностью.Это свидетельствует о том, что выбор деятельности нынешних фермеров в первуюочередь основывался на материальной выгоде, экономическом интересе. Одним фермерстводало стабильное материальное положение, самоуважение и уважение окружающихлюдей, уверенность в завтрашнем дне; другим — интересную и напряженную работу снеобходимостью решения множества проблем; третьим — возможность длясамореализации и поиска новых знаний.80% фермеров ощущают себя полновластнымихозяевами своих хозяйств, что свидетельствует о возрождении у крестьян исчезнувшегов прежние годы чувства «хозяина».
При создании крестьянскиххозяйств почти половина их владельцев использовала собственные накопления,пятая часть воспользовалась банковским кредитом. По мнению фермеров, основнымипрепятствиями в получении кредитов являются отсутствие залогового имущества,высокий ссудный процент и отсутствие гаранта. Курс на повышение эффективностихозяйственной деятельности крестьянских хозяйств, развитие их кооперациипредполагает пересмотр ряда вопросов налогообложения и налоговой политики. Фермерыоценили налоговую политику государства как жесткую и не способствующую развитиюпредпринимательства. Отмена льготного налогообложения мешает развитиюфермерства в стране, препятствует процессу кооперирования крестьянских хозяйств.Позиция фермеров подтверждает мнение отдельных ученых-аграриев, считающихнеобходимым введение системы льготного налогообложения для развития кооперациитоваропроизводителей. [8]
При организации крестьянскогохозяйства процесс получения земельного надела в собственность для фермеровпроходил по-разному. Для меньшей части (бывшие руководители колхозов, партийнаяноменклатура) получение лучших земель не составило труда.62,2% фермеров оценилиземли своих хозяйств как худшие. При этом лишь 7,3% фермеров постояннозанимаются вопросом качественного состояния своих земель. Пренебрежительноеотношение к земле объясняется нехваткой денежных средств на проведениемелиоративных работ, отсутствием технических возможностей и дополнительныхрабочих рук, а также нехваткой времени.
Проводившиеся в странеэкономические реформы сопровождались разрушением единой системыцентрализованного снабжения АПК средствами производства. Государство пересталорегулировать процесс оснащения товаропроизводителей техникой. В итоге ежегодноеобновление сельскохозяйственной техники снизилось с 10-20% в начале 90-х годовдо 1-3% к настоящему времени. Следовательно, подавляющее большинство владельцевкрестьянских хозяйств (83,3%) проблему технической оснащенности решает наоснове аренды или кооперации.
Основной объем ремонтных иобслуживающих работ (90%) хозяйства выполняют собственными силами, не имея дляэтого специализированного оборудования, необходимой оснастки и материалов нафоне катастрофической нехватки и дороговизны качественных запасных частей. Ремонтсельскохозяйственных машин осуществляется главным образом за счет повторногоиспользования изношенных деталей списанных машин. В итоге техническаяготовность машин в периоды основных полевых работ снизилась до 50-70% принормативе 85-92% и меньше половины работ выполняется в оптимальные сроки. Недостатоктехнической обеспеченности товаропроизводители обычно компенсируют упрощениемтехнологии возделывания сельскохозяйственных культур, что отражается на ихурожайности и, в конечном счете, на снижении эффективности производства.
В условиях старой системыхозяйствования существовала целая сеть заготовительных организаций, закупавшихпроизведенную продукцию у селян, перерабатывавших ее и продававших черезторговую сеть. Третья часть крестьянских хозяйств реализует свою продукциючастным лицам — перекупщикам, вывозящим ее непосредственно с полей. Дляувеличения размеров получаемых доходов еще треть хозяйств предпочитаетпродавать продукцию на рынках района и города.
Продовольственный рынок страны,как известно, значительно отстает от конкурентных рынков развитых стран поинформационной поддержке продвижения товаров и их рекламе. Подавляющеебольшинство фермеров (92,3%) не рекламирует собственный бизнес и производимуюпродукцию даже на региональном уровне. При этом наибольший интерес для сельскихтружеников представляют такие информационные направления как данные о товарах,услугах, сырье и оборудовании (94,5%), предложения к бизнес-партнерству икооперации (89,4%), опыт ведения крестьянских хозяйств в республике (61,2%). Причемопыт отечественного малого бизнеса востребован предпринимателями больше, нежелиопыт зарубежных производителей.
Результатом реформирования,проводившегося в аграрном секторе экономики, явилось снижение уровня жизни идоходов сельского населения. Аграрное предпринимательство не оправдываловозлагавшихся на него надежд. Главным по значимости препятствием в развитии крестьянскиххозяйств является кредитование (61,4%). Второй по значимости фактор, мешающийразвитию аграрного предпринимательства, связан с трудностями в сбыте продукции(58,1%). Кроме того, существенно усложняют деятельность сельскохозяйственныхпроизводителей отсутствие информации о потенциальных покупателях продукции,обеспеченность хозяйств сырьем, проверки контролирующих органов, выплатаналогов и возвращение долгов. Развитие сельскохозяйственного производствафермеры связывают, прежде всего, с повышением эффективности деятельностикрестьянских хозяйств, их кооперированием и организацией ассоциаций фермеров. Кнастоящему времени в стране в основном функционируют производственные ипотребительские кооперативы. Важным направлением деятельности потребительскойкооперации является заготовка сельскохозяйственных продуктов и сырья, а такжеих переработка. Более 40% фермеров признают необходимость кооперации крестьянскиххозяйств в момент проведения масштабных работ (посев, уборка урожая, окот,осеменение и т.д.). По мнению глав крестьянских хозяйств, в первую очередьследует создавать кредитные кооперативы (82,7%). Кроме того, фермерамнеобходимы кооперативы по аренде техники и ее продаже, кооперативы попереработке сельскохозяйственной продукции, ремонтные, сбытовые,производственные и потребительские кооперативы. В системе кооперативного укладавозрастает роль такой формы хозяйствования как ассоциация. При этом вассоциации крестьянских хозяйств в первую очередь должен быть создан кредитныйфонд. Вместе с тем, в ассоциации должны функционировать такие фонды как фондразвития производства, фонд социального развития, резервный фонд, фондорганизации совместной деятельности крестьянских хозяйств и управления. Большинство(71,5%) отметило формальный характер деятельности ассоциации.
При организации крестьянскогохозяйства подавляющее большинство фермеров (96,3%) не получало никакую помощьни от администрации района, ни от других общественных организаций. Инвестиционныесредства, выделяемые из местного бюджета, зачастую не доходили до своихадресатов. По мнению фермеров, инвестиционная помощь должна оказываться впервую очередь вновь образуемым крестьянским хозяйствам или предоставляться взависимости от показателей хозяйственной деятельности. Больше всего фермерамнеобходима помощь при приобретении техники, оборудования, запасных частей,стройматериалов, удобрений, кормов и других материальных ресурсов (83%); пристроительстве жилых и производственных построек (81,1%); при выходе на внешнийрынок (62,4%); при создании собственной базы хранения и переработкипроизводимой продукции (55,7%); при организации переработки, сбыта и рекламыпродукции (52,4%). По их мнению, стабильное развитие крестьянского хозяйствапредполагает первоочередное решение проблем льготного кредитования,обеспеченности сырьем, облегчения налогообложения, улучшения инфраструктуры (дороги,энергоснабжение, коммуникации, водоснабжение), создания парка машин на базеаренды, улучшения ситуации со складскими помещениями и производственнымисооружениями.
Многих людей от фермерскойдеятельности удерживают боязнь банкротства (82,5%), отсутствие выгодногокредитного источника и первоначального капитала для организации собственногодела (72,2%), нестабильность и непредсказуемость последствий деятельности фермеров(62,8%), отсутствие государственных льгот и гарантий, снижающих риск в первыегоды хозяйствования (60,8%), отсутствие надежной опоры в семье длясамостоятельного ведения хозяйства (58,9%), отсутствие способностей ксвободному предпринимательству (50,8%).
Одним из факторов, влияющих наэффективность деятельности крестьянского хозяйства, является количественный иполовозрастной состав фермерской семьи. Во всех хозяйствах выборочнойсовокупности фермерством занимаются в основном главы хозяйств при периодическойпомощи их жен. При этом основная часть фермеров обходится преимущественносилами своей семьи, используя наемный труд во время масштабных и сезонных работ(86,4%). Несмотря на увеличение обязанностей по выполнению различных работ вхозяйстве, у большинства фермеров (84,3%) взаимоотношения в семье заметноулучшились, что объясняется сплочением семьи в связи с возникновением общих длявсех интересов. При этом прослеживается четкая связь между эффективностьюхозяйственной деятельности и внутрисемейными взаимоотношениями. Небольшая частьфермеров целенаправленно ориентирует своих детей на получениесельскохозяйственного образования для продолжения семейного дела. Однакопрактически у половины фермеров дети в будущем не собираются заниматьсякрестьянским трудом, отдавая предпочтение «городским» специальностям.На такую позицию в определенной мере влияет хоть и напряженная, но довольнооднообразная жизнь сельских тружеников.
До организации крестьянскогохозяйства у основной части фермеров уровень жизни их семьи считался низким (92,6%),но с созданием собственного крестьянского хозяйства у 86,8% фермеров уровеньжизни повысился. За время занятия фермерской деятельностью численность семей снизким уровнем жизни уменьшилась в 7 раз. При этом уровень жизни 46,7% фермеровстал средним, а 40,1% — высоким. Численность семей со средним достаткомувеличилась в 6,3 раза. Среднедушевой доход семьи стал составлять 200-300долларов у 44,7% фермеров и 300-400 долларов у 35,6%. Жизненный уровеньбольшинства семей после организации крестьянских хозяйств вырос в 4-6 раз. [9] Средиизучаемых крестьянских хозяйств не оказалось хозяйств, относимых к комфортным. Незначительнаячасть (11,4%) хозяйств является социально обустроенными. Фермеры, относящиеся кноменклатурной элите, имеют благоустроенные, газифицированные жилищныепомещения с водопроводом, канализацией, электрическим отоплением, постояннымэлектрическим освещением и стационарной телефонной связью. Именно они вполнеудовлетворены качеством медицинских услуг, системой бытового обслуживания. Социальнонеобустроенные крестьянские хозяйства составили подавляющее большинство. Они неудовлетворены жилищными условиями: в домах отсутствует централизованноподаваемая горячая вода, центральное отопление, канализация, водопровод. В качествепитьевой воды ими используется вода из децентрализованных источников или изоткрытых водоемов. Более половины фермеров не имеют в доме электрическогоосвещения (56,1%). К сегодняшнему дню сельское население испытывает оструюпотребность в детских дошкольных учреждениях.85,5% фермеров не удовлетвореныкачеством преподавания и материально-технической базой средних школ. В местахпроживания 52,4% фермеров деятельность библиотек не была восстановлена. Подавляющаячасть фермеров (81,9%) и членов их семей (81,3%) библиотеки не посещают. [10] Домакультуры или клубы функционируют в третьей части населенных пунктов области. Вместах проживания 38,4% фермеров отсутствуют больницы и фельдшерско-акушерскиепункты.88,6% фермеров подчеркнули свою неудовлетворенность качествоммедицинского обслуживания. В основном их не устраивает платность медицинскихуслуг, отсутствие медикаментов первой необходимости, низкая квалификациямедицинских сестер. Пункты бытового обслуживания в аулах не были реанимированы,а выездная форма обслуживания, практиковавшаяся некоторое время, постепенноисчезла.
Дальнейшее развитие фермерствакак формы предпринимательской деятельности улучшит социальную, производственную,инженерную инфраструктуру села (98,6%), позволит насытить внутренний рынокпродовольственными товарами (82,7%), будет способствовать росту доли среднегокласса (79,1%), развитию малого, в частности аграрного предпринимательства (72,4%).Тем более, что с ростом внимания государства к проблемам аула перспективы развитиякрестьянских хозяйств существенно возрастают. Поэтому большинство фермеров уверенов быстром развитии фермерского движения.
В настоящее время более 70%государственного бюджета сконцентрировано в социальной сфере, но для повышенияжизненного уровня населения этого пока недостаточно. Решить данную задачу можнопри проведении позитивных изменений в области занятости за счет ростапроизводства, усиления стимулов к труду, роста его эффективности, повышенияроли высококвалифицированного труда. Именно поэтому возрастает роль и значениегосударственной поддержки в обеспечении занятости населения. К сожалению, встране еще не в полной мере работают многие рыночные регуляторы, действующие вразвитых странах. В связи с этим в работе были рассмотрены концептуальныеподходы к оценке методов регулирования рынка труда в разных странах, в томчисле и в Казахстане; тенденции перехода от пассивной к более активной политикезанятости в стране. Думается, что наряду с ежегодно намечаемыми программамизанятости населения на основе использования опыта зарубежной практикицелесообразно разрабатывать специальные целевые подпрограммы, направленные нарешение локальных вопросов занятости. В них могут найти отражение специальныеисследования, учитывающие сегментацию рынка труда, формы безработицы, еевозрастную, гендерную и этническую структуру. Наряду с отечественным опытом вработе был изучен опыт стран ближнего зарубежья, в частности опыт российскихслужб занятости.
В Республике Казахстан проблемамразвития малого бизнеса большое значение стало придаваться лишь к концу 90-хгодов, когда социально-критическая ситуация в стране достигла критическойчерты, а поддержка малого предпринимательства стала восприниматься каксерьезная предпосылка решения политических, экономических и социальных задач. Длялюбой страны с развитой рыночной системой характерно активное участиегосударства в воспроизводственном процессе всего продовольственного комплекса. Вэтой связи в работе был рассмотрен опыт государственного регулирования вобласти поддержания соответствующего уровня цен, изменения производственнойструктуры сельскохозяйственного производства, оказания помощи сельскомухозяйству со стороны банковской системы, формирования инфраструктуры (дорожно-транспортнаясеть, электрификация, телефонизация), осушения земель и их химическоймелиорации, организации сбыта продукции со снабженческими и сервиснымифункциями. Кроме того, немаловажными факторами, обеспечивающимифункционирование сельского хозяйства, являются фискальная политика государства,поддержка государства в области научных разработок, доведение агротехническихновшеств до фермеров, финансирование крестьянских хозяйств из государственногобюджета и субсидирование цен.
Заключение
Сельское хозяйство являетсяодной из важнейших отраслей экономики Казахстана, поэтому на современном этапенаиболее ключевой задачей должно стать создание жизнеспособного исамообеспечиваемого сельского хозяйства. В сельском хозяйстве республикиосновными проблемами для большинства сельскохозяйственных формирований, в томчисле и для крестьянских хозяйств, продолжают оставаться низкаяплатежеспособность, недостаток оборотных средств, устаревшая техника,отсутствие современных технологий возделывания и выращиваниясельскохозяйственных культур, низкий породный состав животных, трудности сбытапроизведенной сельскохозяйственной продукции, недоступность банковских кредитов.
Значительная часть крестьянскиххозяйств не имеет возможностей для организации расширенногосельскохозяйственного производства. Факторами, негативноотражающимися на хозяйственной деятельности фермеров, являются уровеньматериально-технической обеспеченности хозяйств; разрыв между ценами напродукцию сельского хозяйства и материально-технические ресурсы; размерыгосударственных субсидий; высокие ставки налогообложения и ставки по банковскимкредитам; монополизм заготовительных, перерабатывающих и торговых организаций.
Процессорганизации, становления и развития крестьянских хозяйств различныхпроизводственных типов и их объединений отличается большим разнообразиемисходных форм, способов их организации, направлений развития, организационныхформ, форм собственности на землю и средства производства, участия втехнической, технологической и других видах кооперации, видах и структуре расселения,уровню их технической оснащенности, производственному потенциалу и другимпараметрам. Целесообразной представляется отработка механизма оптимальногоразвития конкретных крестьянских хозяйств с учетом региональных особенностей.
Государственноеучастие в организации крестьянских хозяйств состоит в приобретении необходимойтехники. Основными формами технического обеспечения хозяйств могут стать такиеформы как: наделение крестьянских хозяйств при их организации техническимисредствами; государственное обеспечение через ассоциацию крестьянских хозяйств;аренда технических средств на договорной основе у других хозяйств
Для поддержания идальнейшего развития сельскохозяйственного производства с учетом его сезонногохарактера необходимо кардинальное решение проблемы кредитования. В этом планеинтересен опыт отдельных экономически развитых стран, когда под эгидойМинистерства сельского хозяйства создаются региональные земельные банки,кредитные банки, банки фермерских кооперативов, предоставляющие ссуды на основечеткой дифференциации назначения и источников кредитования. Кроме того, следуетиспользовать венчурное инвестирование, осуществляемое без предоставлениязалогов и закладов; развивать альтернативные виды финансовой поддержки (лизинговыекредиты); создавать систему залоговых фондов взаимного кредитования.
Изучение опытаналогообложения сельского хозяйства в развитых странах позволяет выделитьтенденции и положения, которые могут быть использованы при разработкеконцептуальных подходов к построению налоговой системы в сельском хозяйстве: использованиеналоговой политики для стимулирования как всего аграрного производства, так иотдельных его отраслей; налоговые стимулы для инвестиций в сельское хозяйствопутем исключения из налогообложения части дохода, направляемого на расширениепроизводства. Необходима система защитных механизмов, стимулирующих развитие собственногосельского хозяйства. [11] Главным рычагом модернизациисельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста вотрасли, и как результат, повышения уровня жизни населения на селе, являютсяинвестиции. Из числа довольно часто применяемых форм государственной финансовойподдержки, наиболее эффективными являются прямое бюджетное финансирование наоснове грантов, контрактов, льготных займов и косвенное стимулирование за счетотказа государства от части налоговых поступлений в обмен на инвестированиенаучно-исследовательских разработок.
Развитый рынокпредусматривает развитую систему информационного обеспечениятоваропроизводителей. Недооценка этого компонента приводит к резкому снижениюконкурентных способностей агропромышленных предприятий. Организация продвиженияготового продовольствия после переработки сельскохозяйственного сырья нанеосвоенные внутренние и зарубежные рынки (с помощью выставок продаж,электронной рекламы, презентаций и др.) должна стать непременной функцией нетолько всех агропромышленных предприятий и их снабженческо-сбытовых структур,но и государства.
Развитие аграрногопредпринимательства, в том числе и фермерского сектора, невозможно безформирования развитой социальной инфраструктуры села, выражающейся черезстроительство жилья, школ, дошкольных учреждений, объектов культуры издравоохранения, торговли и бытового обслуживания, автомобильных дорог,электрификацию, газификацию, телефонизацию, водоснабжение, теплоснабжение и т.д.Развитие социальной инфраструктуры позволит: повысить материальное благополучиесельского населения; улучшить состояние здоровья жителей села; повыситьобразовательный уровень населения; повысить стабильность института семьи; снизитьстепень развития процессов деградации населения; повысить уровень социальнойбезопасности жизни в сельской местности.
Развитие аграрногопредпринимательства в стране может кардинально измениться лишь при разумномгосударственном регулировании сельского хозяйства с обязательным соблюдениеминтересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Логика дальнейшихэкономических преобразований требует перехода на новое качество роста ваграрной сфере, связанное с формированием рациональной структуры агробизнеса,повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегиисельскохозяйственного производства, импортозамещению на внутреннем рынке,активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Спецификафункционирования агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственнойбезопасности требуют проведения агропродовольственной политики, в которойгосударственное регулирование и государственная поддержка должны играть большуюроль, чем в других отраслях экономики.
Список использованной литературы
1.        Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства»// Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база,картотека, 1999г., № 17-18
2.        Закон РК «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Экономикаи предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база, картотека, 1998г.,№ 7
3.        А. Пороховский. Экономически эффективное государство: американский опыт// ВЭ. — 1998г.
4.        Бибатырова И.А. Государственное регулированиенациональной экономики // Алматы — 2004г.
5.        Алимбаев А. Государственное регулирование экономики// Алматы — 2000г.
6.        Галушко В. Экономика мирового сельского хозяйства: НАУ // Киев — 1999г.
7.        Кусаинов Х. Проблемы роста аграрного производства Западного Казахстана идинамика мирового сельского хозяйства // АльПари, 2000г.
8.        Лезина М.Л., Трегубов В.А. О соотношении цен на продукцию и ресурсысельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающихпредприятий, 2000, № 1
9.        Кулиев П., Кантарбаева А. Институциональные структуры поддержки малого исреднего бизнеса в Казахстане // АльПари, 2000, № 6
10.     Дебердеев А. Семенова Л. Состояние социальнойинфраструктуры как одна из главных проблем села // АльПари, 2002, № 6
11.     Нурушев Б. Налогообложение в сельском хозяйстве развитых стран // Транзитнаяэкономика, 2005г., № 2