ТЕМА 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ
Государственноерегулирование экономики – это система мер воздействия государства на те илииные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.
Вмешательство государствабывает прямое и косвенное.
Прямое вмешательствопредполагает такие меры, как установление фиксированных цен, максимальной илиминимальной цены. Например, для поддержки сельскохозяйственных производителейможет быть установлена минимальная цена. Для поддержки малообеспеченных гражданможет быть установлена максимальная цена на отдельные виды продуктов питания(хлеб, молоко), плата за аренду жилых помещений, коммунальные услуги. Также регулируютсяцены на продукцию естественных монополий.
Косвенное вмешательствопредполагает использование инструментов фискальной, кредитно – денежнойполитики и т.д. Например, налоговые льготы и налоговые каникулы,государственное инвестирование с помощью Институтов Развития, снижение или,наоборот, повышение ставок Национального банка и использование другихинструментов кредитно – денежной политики, политика ускоренной амортизации,образовательные программы, программы занятости, программы поддержки малогобизнеса и т.д.
Используемые меры зависятот стратегических и текущих приоритетов, состояния экономики.
Переходная экономика –состояниеэкономической системы при переходе от плановой к рыночной системе. Это состояниехарактерно для республик бывшего СССР и стран Восточной Европы, а также рядастран Азии.
Основные пути перехода:
1) Радикальный («шоковый»).
Характеризуетсясвободными ценами, жесткой финансовой и кредитно-денежной политикой, минимальнымуровнем социальной защиты, обвальной приватизацией, галопирующей инфляцией,массовой безработицей, резким падением уровня жизни, массовыми банкротствами,сильными стимулами для бизнеса. Примерами являются Польша, страны Прибалтики.
2) Эволюционный («ползучий», градуализм).
Характеризуется высокимуровнем государственного контроля, стабильными ценами, высоким уровнемсоциальной защиты, частичным разгосударствлением, товарным дефицитом идефицитом государственного быджета, слабыми стимулами для бизнеса, низкимитемпами экономического роста. Примерами являются Венгрия, Китай, РеспубликаБеларусь.
3) Умеренный.
Характеризуетсярегулируемыми ценами на отдельные товары, мягкой финансовой и кредитно-денежнойполитикой, поэтапным разгосударствлением, умеренной инфляцией, умереннойбезработицей, социально-экономической стабильностью. Примерами являются Россия,Республика Казахстан.
Основные направленияреформ:
1. Создание правовой базы, т.е. сводазаконов, регламентирующих деятельность субъектов рынка.
2. Приватизация (см. тему 3).
3. Демонополизация и созданиеконкурентной среды. Демонополизация экономики осуществлялась путем деления ираспродажи собственности монополий в конкурентной среде, поддержки развитиямалого бизнеса и регулирования цен и тарифов на продукцию предприятий –естественных монополий.
4. Либерализация цен и внешней торговли.Осуществлялась с 1991 г.
5. Создание рыночнойинфраструктуры. Это институты, способствующие эффективному функционированиюрыночной системы, снижению трансакционных издержек. Трансакционные (трансакция- сделка) издержки – это издержки по поводу поиска информации, по оформлению сделки, по защитеправ собственности, необдуманного поведения на рынке и т.д. К рыночной инфраструктуреотносят банковскую систему, страховые организации, биржи и торговые дома.
Денежно-кредитнаясистема
Денежная система-формаорганизации денежного обращения в данной стране, установленная государством.
Исторически имели место:
-система товарных денег,когда деньгами являлись какие-либо значимые товары (например, быки);
-биметаллическая денежнаясистема, когда золото и серебро являлись всеобщим эквивалентом;
-монометаллическаяденежная система, когда только золото являлось всеобщим эквивалентом, как болеезначимый металл;
-система бумажных икредитных денег — современная денежная система.
Элементами современнойденежной системы являются:
1) Национальная денежная единица-тенге.
2) Система эмиссии денег. В РеспубликеКазахстан эту функцию выполняет Национальный Банк.
3) Формы денег. Это наличные деньги — бумажные банкноты и металлические монеты, безналичные деньги — депозиты и счетафизических и юридических лиц, а также так называемые «квазиденьги»- долговыеобязательства физических и юридических лиц.
Структура денег вРеспублике Казахстан включает:
М0 — наличные деньгив обращении.
М1 = М0+ депозиты населения и депозиты небанковских юридических лиц.
М2 = М1+ другие депозиты и переводимые депозиты в иностранной валюте населения.
М3 = М2+ другие депозиты населения в иностранной валюте, депозиты небанковских юридическихлиц в иностранной валюте.
В США структура денегнесколько иная:
М1 –наличныеденьги и чековые вклады, счета до востребования, дорожные чеки и прочие чековыедепозиты.
М2 = М1+ срочные вклады до 100 тысяч долларов, нечековые сберегательные депозиты.
М3 = М2+ срочные вклады и депозитные сертификаты стоимостью более 100 тысяч долларов.
L = М3 + краткосрочныегосударственные ценные бумаги.
4) Валютный паритет-соотношение сдругими валютами.
5) Институтыденежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующиеденежное обращение. В Республике Казахстан это банковская система, включающаяНациональный Банк и банки второго уровня, небанковские учреждения.
Обязанности,правовой порядок, принципы деятельности, Национального Банка РеспубликиКазахстан определяются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силузакона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Национальный Банк является«банком банков», осуществляет кредитно – денежную политику в стране, эмиссиюденег, кредитует банки второго уровня и Государственный бюджет. Надзорныефункции выполняет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзоруфинансового рынка и финансовых организаций.
Банки второго уровняосуществляют банковские операции в соответствии с Указом Президента РеспубликиКазахстан, имеющим силу закона, «О банках и банковской деятельности вРеспублике Казахстан».
На денежном рынке спросна деньги формируют фирмы и индивиды. Общий спрос на деньги состоит из двухсоставляющих: спроса на деньги как актив и спроса на деньги для сделок, которыйназывают еще трансакционным спросом. Спрос на деньги для сделок не зависит отпроцентной ставки, а зависит от номинального ВНП, то есть уровня цен: если ценыв стране растут, фирмам потребуется больше оборотных средств, и фирмы увеличатспрос на деньги независимо от процентной ставки (на графике это вертикаль).Спрос на деньги как актив определяется спекулятивным мотивом и обратнопропорционален процентной ставке. Люди в экономике рациональны и стараютсяувеличить свои активы, поэтому часто спекулируют, в том числе на фондовомрынке. Стоимость ценной бумаги равна отношению дивиденда к проценту. Еслипроцент высок, а стоимость ценной бумаги низка, ожидая в будущем увеличениястоимости ценной бумаги, люди станут скупать их, а значит, спрос на деньги какдругой актив упадет. Наоборот, при низком проценте стоимость ценной бумагивысока. Ожидая в последующем снижения цены, люди станут продавать ценныебумаги, и спрос на деньги вырастет. Также есть мотив предосторожности, которыйпредполагает следующее: деньги самый ликвидный актив, их можно использовать длятекущих расходов и при форсмажорных ситуациях. Если процент высок, лучшеположить деньги в банк или купить ценные бумаги. И наоборот, если процентнизок, спрос на деньги как актив для текущих и прочих расходов растет (награфике это нисходящая линия).
Общий спрос на деньгиобратно пропорционален процентной ставке (см. тему 13).
Национальный Банк можетвлиять на предложение денег, а значит, уровень процентной ставки. При прочихравных условиях, низкая процентная ставка способствует увеличению инвестиций,расширению производства и занятости в стране. Если цель кредитно-денежнойполитики — стимулирование производства, Национальный Банк увеличиваетпредложение денег, используя свои инструменты. При этом процентная ставкаснижается, кредит «дешевеет», поэтому такую политику называют политикой «дешевых денег». Если цель- сдерживание роста цен или борьба с инфляцией, НациональныйБанк уменьшает предложение денег, используя свои инструменты. При этомпроцентная ставка растет, кредит «дорожает», поэтому такую политику называютполитикой «дорогих денег».
Через инструментыкредитно-денежной политики Национальный Банк влияет на кредитоспособностьбанков второго уровня. Когда отдельный банк выдает ссуды, кому–то на счетпоступают деньги. При этом банк «создает» новые деньги, а вся банковскаясистема через некоторое время увеличивает вновь созданную сумму денег внесколько раз. Эта кратность называется денежным мультипликатором m.
При кризисной ситуации вденежной системе страны осуществляются денежные реформы. Деноминация –это обмен старых денежных знаков в определенной пропорции на новые знаки. Непредъявленные к обмену деньги теряют силу. Происходит «утяжеление» денежнойединицы.Нуллификация – прямое аннулирование, т.е. признаниенедействительными денежные знаки.
Кредит — это форма движения денег,предоставляемых в ссуду. Необходимость кредита связана с желанием фирмосуществлять инвестиции для расширения производства и создания новыхпроизводств, желанием индивидов осуществлять крупные покупки в настоящем и т.д.
Функции кредита:
1) Аккумуляция денег.
2) Перераспределение денег ифинансирование производства.
3) Снижение затрат за счет замены набезналичный оборот.
4) Инструмент воздействия намакроэкономическую стабильность.
Свойства кредита:
1) Возвратность.
2) Срочность.
3) Платность.
4) Материальная обеспеченность.
Существуют следующиеформы кредита:
1) Коммерческий кредит — отсрочкаплатежа, предоставленная продавцом покупателю при продаже товара.
2) Банковский кредит – предоставляемыйбанками.
3) Потребительский кредит –предоставляемый на потребительские цели (например, покупку компьютера).
4) Ипотечный кредит – под залогнедвижимости.
5) Международный кредит – займы у международныхорганизаций или других стран.
6) Лизинг – безденежная форма кредита.Аренда с передачей в пользование основных средств и последующей выплатой ихстоимости.
Кредитная система– это совокупность кредитно – финансовых организаций, аккумулирующих свободныеденежные средства и предоставляющих их в ссуду.
Кредитная системавключает:
1) АгентствоРеспублики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовыхорганизаций.
2) Банковскуюсистему Республики Казахстан.
Посостоянию на 1.11.2005 г. в стране функционировало 34 банка второго уровня, изкоторых 14 банков с иностранным участием, а также АО «Банк РазвитияКазахстана», не являющийся банком второго уровня. Ссудный портфель банков (сучетом межбанковских займов) на 1.11.2005 г. составил 2629,3 млрд. тенге.
3) Небанковскиекредитно- финансовые институты: страховые компании, пенсионные фонды,инвестиционные, ипотечные и финансовые компании, благотворительные фонды,кредитные товарищества и ломбарды.
На1.11.2005 г. в стране имелись 37 страховых организаций и 14 накопительныхпенсионных фондов, 81 ломбард, 135 кредитных товариществ и 53 организации, втом числе: ипотечных компаний. Общий объем обязательств по действующимдоговорам страхования на 1.10.2005 г. составил 11941,1 млрд. тенге. Пенсионныенакопления составили на 1.11.2005 г. 610,3 млрд. тенге. Ссудный портфелькредитных товариществ на 1.10.2005 г. составил 25,4 млрд. тенге, а ипотечныхкомпаний – 59,7 млрд. тенге.
4) Систему гарантированияипотечного кредитования.
Сущность иструктура финансовой системы
Финансовая система-система форм и методов образования,распределения и использования денег в стране.
Финансовые отношениявозникают между такими субъектами рыночной системы как государство, фирмы ииндивиды.
Финансовая системавключает:
— финансы государства (Республиканскийбюджет и местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды);
— финансы предприятий,организаций и учреждений;
— финансы населения.
Государственныйбюджет-баланс доходов и расходов государства. Доходы включают: налоги (до 90%),поступления в целевые фонды, поступления от продажи государственного имущества,аренды Байконура (около 24 млн. долларов в год), дивиденды от государственногопакета акций в акционерных обществах и т.д. Расходы включают затраты насодержание государственного аппарата, охрану правопорядка, оборону страны,социальные программы и т.д.
В Республике Казахстанежегодно принимается Закон »О республиканском бюджете Республики Казахстан на…год». Основные положения и принципы бюджетных и межбюджетных отношенийрегулирует Бюджетный Кодекс Республики Казахстан.
Основным источникомформирования доходов государства являются налоги. Налог — обязательный платежгосударству. Принципы налогообложения определены Налоговым Кодексом. Это:
1. Принципобязательности, т.е. плательщик налога обязан исполнять свои обязанности вполном объеме и в установленные сроки,
2. Принципопределенности, т.е. возможности установления в налоговом законодательстве всехоснований и порядка использования, возникновения и прекращения налоговыхобязательств.
3. Принципсправедливости, т.е. налоги всеобщи и обязательны. Не может быть налоговыхльгот индивидуального характера,
4. Единства, т.е.налоговая система едина на всей территории Казахстана, т.к. Казахстан являетсяунитарным государством.
Формы налогообложения:
1. Прогрессивная,означает, что ставка налога растет при увеличении налогооблагаемой базы (налогна имущество).
2. Регрессивная,означает, что ставка налога снижается при увеличении налогооблагаемой базы(социальный налог).
3. Пропорциональная,означает, что ставка налога не меняется при изменении налогооблагаемой базы(корпоративный налог, индивидуальный подоходный налог, НДС).
Виды налогов.
1. Прямые и косвенные. Прямые налогиуплачиваются непосредственно владельцами доходов или имущества, а косвенныеналоги взимаются в сфере реализации товара. К прямым налогам можно отнестикорпоративный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, налогна транспортные средства, а к косвенным — НДС, акцизы.
2. Прямые налоги бывают реальные иличные. Реальные налоги-налоги на имущество, а личные налоги взимаются сдохода.
3. Натуральные и денежные (Указ оналогах… от 1995 г. допускал натуральную форму уплаты налоганедропользователями в виде доли добавленной продукции).
4. Налоги с юридических и физическихлиц.
5. Общегосударственные и местные. Кобщегосударственным налогам относятся корпоративный налог, НДС, акцизы (кромеакцизов на алкогольную продукцию), налог на сверхприбыль. К местным налогамотносят акциз на алкогольную продукцию, социальный, земельный налоги, налог наимущество, подоходный налог на физических лиц.
6. Общего значения и целевые.
В Республике Казахстансуществуют следующие виды налогов:
1. Индивидуальныйподоходный налог.
2. Корпоративный налог.
3. Налог на добавленнуюстоимость.
4. Акцизы.
5. Налог на имущество.
6. Земельный налог.
7. Социальный налог.
8. Налог на транспортныесредства.
9. Налоги и специальныеплатежи недропользователей.
Также существуют сборы,платы, государственные пошлины и таможенные платежи.
Если расходы бюджетапревышают доходы, возникает дефицит бюджета и наоборот — профицит. Дефицитбюджета бывает циклический и структурный. Циклический дефицит возникает из-заспада в экономике. Структурный дефицит – из-за сознательного увеличениягосударственных расходов и снижения налогов в целях стабилизации экономики.Дефицит бюджета финансируется за счет государственных займов или эмиссии денег.
Государственный долг –это сумма дефицитов бюджета за минусом суммы излишков. Государственный долгбывает внутренним и внешним. Внутренний долг – это долг гражданам и фирмамсвоей страны, а внешний долг – это долг иностранным компаниям и организациям.
Влияние наэкономику
Бюджетную политикуназывают фискальная политика. Она является одним из инструментовмакроэкономического регулирования экономики. Стимулирующая фискальная политиканаправлена на стимулирование производства, борьбу с безработицей и спадом. Приэтом налоги снижаются, а государственные расходы увеличиваются. Сдерживающая фискальнаяполитика направлена на борьбу с инфляцией, для чего налоги на доходыувеличиваются, а государственные расходы снижаются. Влияние общей ставкиналогов на производство в стране и налоговые поступления в бюджет показываеткривая Лаффера (см. тему 17).
Дефицит бюджета игосударственный долг являются экономической проблемой, т.к. имеют следующиеэкономические последствия:
1. Это бремя для будущих поколений. Вбудущем это может привести к увеличению налогового бремени и как следствие – кснижению стимулов экономической активности. А также это приведет к сокращениютрансферт и производства общественных товаров.
2. Усугубляется степень неравенства вдоходах. Владельцами государственных ценных бумаг являются обеспеченные членыобщества, их доходы относительно других членов общества становятся выше.
3. Эффект вытеснения. Увеличениегосударственных расходов или снижение налогов и вызванный этим дефицит бюджетафинансируется, в-основном, за счет продажи через банковскую системугосударственных ценных бумаг, что приводит к увеличению процентной ставки.Дорогой кредит сокращает инвестиционные расходы, которые являются важнейшимисточником экономического роста. Таким образом, один компонент AD – государственные расходы вытесняетдругой компонент – инвестиции.
4. Эффект чистого экспорта. Дефицитбюджета и увеличение процентной ставки в открытых экономиках вызывают притокиностранного капитала, отчего растут спрос на национальную валюту и ее курс.При этом отечественный товар становится дороже аналогичного иностранного товара,экспорт снижается, а импорт растет и усугубляется проблема платежного балансастраны.
Вопросыдля контроля
1) Чем характеризуется переходнаяэкономика? Каковы основные направления реформ в переходной экономике?
2) Каковы элементы денежной системы?
3) Что такое кредит? Каковы свойствакредита?
4) Что такое финансовая система?
5) Что является источником доходнойчасти государственного бюджета? Какие виды налогов существуют в РеспубликиКазахстан?
6) В каком случае возникает дефицитбюджета?
7) Что такое государственный долг? Какиепроблемы с ним связаны?